ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 ЭКОНОМИКА Вып. 3(6)
УДК 331.361
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО СПЕЦИАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА КАК ФАКТОР УВЕЛИЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Ж.А. Мингалева, д.э.н., проф., зав. кафедрой национальной экономики и экономической безопасности И.И. Максименко, ст. преподаватель кафедры экономической теории и отраслевых рынков
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 614990, г. Пермь, ул.Букирева, 15 Электронный адрес: [email protected]
В статье раскрывается процесс формирования компетентностного специалиста-профессионала, рассматривает роль компетентностного специалиста-профессионала в интеллектуальном потенциале вуза, выявляется система прямых и обратных связей взаимодействия в процессе формирования компетентностного специалиста-профессионала и развития интеллектуального потенциала региона.
Ключевые слова: компетентность; экономика знаний; интеллект; интеллектуальный потенциал региона.
Формирование национальной инновационной системы связано с возникновением новых и переосмыслением старых типов мышления и деятельности, специальностей и профессий.
Изменение роли знаний в социальноэкономическом развитии региона требует фундаментального изменения функции социального института образования в материальном и духовном воспроизводстве условий жизни общества и человека. Новые технологии, которые опираются на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, становятся важнейшим фактором политики нового века. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны в наступившем веке.
Так, одной из основных задач государственной политики в сфере модернизации системы образования РФ является создание и развитие такой организационно-функциональной модели вуза, которая позволяла бы управлять процессом адаптации образования и науки к условиям формирования рыночных отношений (см. рис.1).
Современная деятельность вузов заключается в изменении функциональной, нормативноправовой и экономической модели вуза.
Необходимо восстановить взаимодействие науки, образования и производства через создание
- общих базовых кафедр, которые обеспечат подготовку компетентностных специали-стов-профессионалов совместно со специалистами предприятий региона;
- научно-исследовательских лабораторий, ориентированных на прорыв в целом спектре самых разнообразных наук.
Основные цели деятельности современных вузов:
- повышение эффективности и качества образовательного процесса;
- обеспечение адаптации вузов и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;
- вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся;
- повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований;
- повышение роли вузов в социальноэкономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.
© Мингалева Ж.А., Максименко И.И., 2010
ВУЗ
Внутренняя среда
Интеллектуальный потенциал вуза
Образовательный Научный потен- Инновационный Культурный
потенциал циал потенциал потенциал
Внешняя среда вуза
Внутренний блок (подразделения доп. образования, подразделения вуза) Внутренний блок (подразделения университета) Внутренний блок (подразделения университета) Внутренний блок (организационная культура вуза)
Внешний блок (образовательные учреждения города, региона) Внешний блок (научные учреждения города, региона) Внешний блок (инновационные учреждения города, региона) Внешний блок (культурные учреждения города, региона)
Рис.1. Интеллектуальный потенциал вуза
Основные задачи современных вузов:
- обеспечение интеграции образования и науки в рамках вузов за счет использования в учебном процессе результатов научных исследований, установление тесных связей между образовательными и некоммерческими организациями;
- реализация на базе вуза единой системы подготовки, переподготовки и повышения кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней;
- формирование системы управления вуза, учитывающей специфику и задачи входящих в него подразделений;
- организация взаимодействия с органами исполнительной власти региона при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности;
- развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов.
В области образовательной деятельности вузам необходимо:
- иметь в своем составе структурные подразделения, реализующие образовательные программы различных уровней, образующие систему непрерывного образования;
- иметь в своей структуре центр переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС), работающего по образовательным программам различных уровней;
- иметь тесные связи с образовательными учреждениями региона (вузами, школами, колледжами, техникумами), договорные отношения с администрацией города, районов региона, в том числе о целевой подготовке специалистов и т.п.;
- вести научно-исследовательскую работу по проблематике высшей школы и инноваций в сфере образования.
В области научно-инновационной деятельности вузы должны:
- вести фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям науки и техники;
- развивать научные школы, иметь советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней, иметь целенаправленную систему воспитания и поддержки талантливой молодежи и ротации кадров, обеспечивающую приток новых сил и идей в науку;
- вести исследования по важнейшим направлениям развития экономики региона, принимать активное участие в разработке их стратегии и экономической политики;
- организация маркетинга научноисследовательских работ;
- усилить участие молодых ученых в конкурсах грантов для молодых кандидатов и докторов наук.
Интеллектуальный потенциал вузов в любом региональном сообществе играет особую, труднозаменимую роль.
На настоящем этапе возникает необходимость в подготовке специалистов, которые бы сочетали фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению проблем.
Подготовка специалистов по соответствующим тематическим направлениям для обеспечения потребностей страны и развития науки является главной задачей всей системы образования. По этой причине значимые области научных исследований высшей школы должны обязательно удовлетворять этому отраслевому критерию. Вывод о целесообразности преимущественного развития тех или иных направлений науки в высшей школе помимо объективной результативности или перспективности проводимых исследований должен формироваться с учетом как всего спектра вузовского научного сектора, так и спектра подготавливаемых специалистов. Определяющим при этом должно стать положение о том, что вузы в первую очередь должны готовить специалистов исходя из конкретной потребности отраслей хозяйства и регионов. При этом необходимо начинать обучать квалифицированные кадры с учетом перспективного прогноза по приоритетным направлениям науки и техники.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются подготовка квалифицированного работника [2]
1) соответствующего уровня и профиля;
2) конкурентоспособного на рынке труда;
3) компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией;
4) ориентирующегося в смежных областях деятельности;
5) способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;
6) готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Поэтому высшая школа России является фундаментом благополучия всей системы образования, базой обеспечения системы качества образования в целом через управление интеллектуальным потенциалом.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом преодолена та кризисная ситуация, которая возникла в результате оттока высококвалифицированных кадров из всех сфер экономики, в т.ч. из вузов. Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в
рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. Одним из них является формирование компетентного специалиста в высшей школе, который является основой развития интеллектуального потенциала региона.
К профессиональной характеристике компетентного специалиста предъявляют определенные требования [2]. Например, он должен:
• быть специалистом в определенной области, обладающим определенными знаниями и квалификацией;
• членом организации, способствующим ее успешному функционированию и развитию;
• обладать определенными личностными и моральными качествами;
• быть способным коммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
• исполнять определенную работу с должной отдачей и на должном качественном уровне.
Компетентностные специалисты-
профессионалы, как и высшие учебные заведения, являются основой развития интеллектуального потенциала региона. Модель компетент-ностного специалиста профессионала позволяет рассмотреть компетентности во взаимосвязи с образовательным, научным, инновационным и культурным потенциалами региона (см. рис.2).
Механизмом гарантии качества интеллектуального потенциала становится «образование, базирующееся на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии или карьеры», иными словами, концепция образования, в основу которой положен компетентностный подход.
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели -векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. Компетентностный подход означает выбор новых стратегий образования и предполагает осознание и реализацию тесной связи образовательного процесса, содержания и результата.
Инновационный потенциал
Приобретенный
эрудиция
Образованность
креативность
Компетентностный
специалист-
профессионал
Повышение квалификации
Корректное отношение к слушателям
Коммуникабельность
л
ы
п
о
н
ц
и
Стремление к получению знаний
Научный потенциал
Рис. 2. Система прямых и обратных связей взаимодействия в процессе формирования компетентностного специалиста-профессионала и развития интеллектуального потенциала региона
Компетентностный подход предполагает ориентацию на результаты обучения, что означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится образовательный процесс для каждого студента. Подобная постановка вопроса переносит акцент с намерений и задач преподавателя на реальные достижения обучающихся. Результатами обучения являются усвоенные знания и освоенные компетенции.
Таким образом, основными чертами компе-тентностного подхода к подготовке специалистов являются [4]:
- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
- четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;
- выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;
- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;
- индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;
- создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;
- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совер-
шенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.
Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
Компетенции — обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность.
Компетенция представляет собой открытую систему процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, которые актуализируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.
Компетенции представляют комбинацию характеристик (относительно знаний и их применения, навыков, обязанностей и позиций и используются для описания уровня или степени, в которых человек может продемонстрировать их). В этом контексте компетенция или набор
компетенций означают, что человек может проявить определенные способности или навыки и выполнить задание так, что это позволит оценить уровень достижений. Компетенции могут демонстрироваться и, следовательно, оцениваться.
Таким образом, компетенции могут использоваться для внутренней и внешней оценки качества высшего образования посредством идентификаторов ключевых компетенций: профессиональных, личностных и коммуникативных.
Компетентность — это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности.
Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность так же, как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты.
Проявление компетентности оценивается на основе сформированной у выпускника вуза совокупности умений (отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях [3].
Компетентность специалиста с высшим образованием или профессиональная компетентность — это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически, организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности
[3].
Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования. В качестве критериев профессиональной компетентности выступают общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет, социально-трудовой статус в конкретной отрасли знаний (деятельности).
В современных условиях формирование профессиональной компетентности студента является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных знаний (гносеологический компонент), ценностных отношений (ценностно-смысловой компонент) и специальных умений (деятельностный компонент) [1].
Гносеологический компонент профессиональной компетентности включает: знания тео-
ретических и методологических основ определенных наук; знание истории и философии науки; знание современных информационных технологий; знание правовой базы; широта и глубина дополнительных знаний.
Ценностно-смысловой (личностный) компонент профессиональной компетентности включает:
- готовность к проявлению личной инициативы;
- ценностное отношение к профессии;
- готовность работать в группе (например в исследовательской);
- ценностное отношение: к событиям, людям, себе.
Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности включает следующие умения: гностические, аналитические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, креативные, оценочные, информационные.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
К базовым компетентностям, формирующим компетенцию специалиста, следует отнести комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества, в том числе:
• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
• компетентность в сфере гражданско-
общественной деятельности (исполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
• компетентность в сфере социально-
трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
• компетентность в бытовой сфере
(включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);
• компетентность в сфере культурно -
досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Требования к компетенциям выпускника вуза определяются самими обучаемыми, их родителями, работодателями и государством. Свои требования к компетенциям специалистов государство формулирует в форме государственных образовательных стандартов (ГОС) по различным специальностям (направлениям) подготовки.
Для оценки способности образовательных учреждений обеспечивать подготовку компетентных выпускников используется система показателей государственной аккредитации вузов.
Процесс формирования компетенций выпускника вуза ассоциируется с процессом обучения и предполагает комбинированное применение различных форм обучения и оценки:
• теоретическое обучение;
• практическое обучение (практические и лабораторные занятия, практическая деятельность в предметной области — практики всех видов);
• научная и исследовательская деятельность;
• самостоятельная работа;
• промежуточная и итоговая аттестация. Первые четыре вида деятельности формируют процесс обучения и направлены на получение обучаемыми (студентами, аспирантами и докторантами) компетенций, а различные виды аттестаций направлены на подтверждение обретенных компетенций.
Для оценки компетенций студентов на каждом этапе обучения используются идентификаторы компетенций и соответствующие им ква-лиметрические шкалы. В качестве идентификаторов компетенций могут выступать: знания, умения, навыки, а также личностные характеристики (коммуникабельность, способность к работе в команде, способность к принятию решений, способность к самостоятельному приобретению и продуцированию знаний и т. п.).
Из сказанного следует, что необходимо существенно изменять критерии оценки результатов обучения, введя в общий критерий оценки компетенции оценки перечисленных выше личностных характеристик студентов.
В процессе профессиональной подготовки на каждом этапе формирования компетенции
(для каждой изучаемой дисциплины из учебного плана) необходимо построить и реализовать
следующий цикл качества:
• формирование целевой установки в форме модели компетенции;
• входной контроль (оценка текущего уровня) компетенции каждого студента;
• построение индивидуальных (групповых) траекторий обучения;
• реализация выбранных траекторий обучения для каждого студента (учебный процесс);
• выходной контроль (оценка достигнутого) уровня компетенции в процессе испытаний (аттестация);
• оценка удовлетворенности потребителей;
• определение необходимости и реализация корректирующих действий в отношении компетенции студента, целей и критериев оценки компетенции, а также программы и организации процесса обучения. Реализация рассмотренного цикла качества
обеспечивается вузом и ориентирована на получение в результате процесса обучения компетентного специалиста, удовлетворяющего требованиям ГОС, квалификационным требованиям в выбранной предметной области и требованиям потребителей (работодателей, самих выпускников и их родителей, государства и общества в целом).
В этом аспекте ключевой является образовательно-воспитательная компонента, поскольку она тесно связана с научноисследовательской. Поэтому необходимо разработать модель компетентностного специалиста-профессионала как особо значимой личной и общественной ценности, заложить основы для конкурентоспособности в научной и образовательной сферах деятельности.
Модель компетентностного специалиста создается на базе вузов и поэтому в данном аспекте особое значение приобретают работники вузов, которые должны отдавать себе полный отчет в том, как их поведение может влиять на поведение других в межличностных отношениях (см. рис.З).
Рис.3. Модель компетентностного специалиста-профессионала
В вузах есть прекрасный опыт передачи знаний через содержание, методы обучения и воспитание. Подобный опыт позволяет формировать и развивать интеллектуальные способности у специалистов-профессионалов.
Успешность любой организации, группы, фирмы зависит в большей степени от наличия в данной организации специалистов высокой квалификации. Поэтому, на наш взгляд, прежде всего нужно определить, каким должен быть компетентностный специалист-профессионал. Умелое использование имеющихся у специалиста врожденных и приобретенных качеств позволяет выделить черты компетентной характеристики профессионала:
• ум или интеллектуальные способности;
• уверенность в себе;
• знание дела;
• способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для контрагентов или сотрудников;
• способность так передать значение идеи, видение или программы действий, чтобы они были поняты или приняты другими;
• способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать дополнительные ресурсы, включая ресурсы других специалистов.
Качества, формирующие компетентностных специалистов-профессионалов, представлены на рис.4. Имея представление о себе самом и своих возможностях, обладая знаниями о вузе, имея определенные намерения в отношении вуза и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, человек выбирает то учебное заведение, обучение в котором позволит ему занять определенное место в обществе, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что компетентный специалист-профессионал должен уметь стимулировать у других творческий подход к делу и своим взглядам; поощрять открытую и двустороннюю коммуникацию; научать, развивать и поддерживать слушателей. Каждая личность содержит в себе что-то, что делает ее уникальной, исключительной, т.е. личностью, обладающей индивидуальностью, харизмой. Именно такая личность выполняет определенную работу и играет определенную роль в вузе.
Индивидуальность личности складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И, наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого.
Интеллектуальные способности
креативность
образованность
эрудиция
приобретенный
опыт
корректное отношение к слушателям
коммуникабельность
повышение квали-
фикации
стремление к получению знаний
Черты характера личности
созидательство и уверенность бдительность инициативность
творчество
оригинальность работоспособность обязательность целеустремленность
Приобретенные умения
умение шутить и понимать юмор знание дела
гибкость умение завоевывать популярность
такт и дипломатичность умение убеждать
умение разбираться в людях умение менять себя
Рис.4. Качества, формирующие компетентностных специалистов-профессионалов
В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных. Факторы профессиональной и морально-психологической готовности к развитию составляют ядро профессионализма.
Компетентносный специалист характеризуется еще двумя факторами, по которым можно оценить успешность его работы: продуктивность и удовлетворенность результатами своего труда.
Список литературы
1. Гончаренко Л.П., Пономарев М.А. Разработка методики рейтинга студентов (выпускников) вуза как средства стимулирования сотрудничества вуза и коммерческих организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 3 (132). С. 61-75.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года.
4. Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы.