Научная статья на тему 'Содержательно-технологический аспект компетентностного подхода в подготовке будущего военного специалиста'

Содержательно-технологический аспект компетентностного подхода в подготовке будущего военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонец Нина Леонидовна

Статья посвящена актуальной проблеме реализации компетентностного подхода к профессиональному образованию в свете модернизации образования. Рассматриваются факторы, обеспечивающие высокий уровень профессионального образования и формирования профессиональной компетентности специалистов, в том числе и военных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательно-технологический аспект компетентностного подхода в подготовке будущего военного специалиста»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО

СПЕЦИАЛИСТА

Н.Л. Антонец

SUBSTANCE-TECHNOLOGICAL ASPECT OF COMPETENCE APPROACH IN TRAINING FUTURE MILITARY SPECIALIST

Antonets N.L.

The article is devoted to the urgent problem concerning the realisation of the competence approach to professional education in the process of education modernisation. The factors ensuring a high standard of professional education and the development of specialists' professional competence, including military specialists are viewed.

Статья посвящена актуальной проблеме реализации компетентностного подхода к профессиональному образованию в свете модернизации образования. Рассматриваются факторы, обеспечивающие высокий уровень профессионального образования и формирования профессиональной компетентности специалистов, в том числе и военных.

УДК 37.026:355.232

Рост научно-образовательного потенциала является приоритетной тенденцией развития современного образования. Задача современного вуза - подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, успешного на рынке труда, способного обеспечить оптимальное функционирование высоко-технологичных отраслей народного хозяйства, развитие «знаниевой» экономики. Актуальность данной проблемы обуславливает изменение отношения к образованию и его функциям, предопределяет необходимость создания адекватных социально-педагогических условий, осмысленного реформирования, творческого проектирования и внедрения новой модели образования.

Основной целью обновления государственных стандартов высшего профессионального образования является дальнейшее повышение качества высшего образования, совершенствование механизма развития личности, формирования эффективных средств управления образовательным процессом, увеличения степени соотнесенности государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с мировыми стандартами. Важным показателем качества образования становится развитие потенциальных возможностей обучающейся личности. Одним из основных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Вместе с тем следует отметить, что в системе образования вообще и профессионального военного об-

разования в частности, нет достаточно четких представлений о полных, исчерпывающих показателях оценки качества подготовки специалистов, шкале измерителей и перечне факторов, влияющих на него, а также критериев оценки достоверности полученных результатов. Качество профессионального образования зависит от развития профессиональной компетентности, которая понимается как «личностно-гуманисти-ческая ориентация, способность к системному видению реальности и системному действию в профессиональной ситуации, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры» (5. С.69). Содержание и формы образования в учебном заведении должны быть ориентированы на формирование определенной группы профессионально и личностно значимых качеств в соответствии с моделью профессиональной компетентности. Качественные характеристики выпускника-специалиста должны быть изначально заложены в целевых характеристиках деятельности образовательного учреждения, а научно-практическое моделирование структуры профессиональной компетентности включено в субъ-ектно-объектные отношения всего образовательного пространства, где она будет выступать объектом педагогической рефлексии как со стороны обучающихся с целью проектирования своего «образовательного маршрута», так и со стороны обучающих как модели овеществленного результата образовательно-воспитательной деятельности.

Для определения профессиональной компетентности будущего военного специалиста особо значимой является личностная составляющая, наиболее сложная и трудно диагностируемая. Современные квалификационные характеристики специалиста раскрывают главным образом профессиональные и социально-психологические требования, личностные и творческие качества будущего работника отражены незначительно. Творческий самостоятельный специалист -это личность, проявляющаяся в способности ставить перед собой цели, находить способы

и средства для их достижения путем самообразования, самовоспитания и самоактуализации.

Включение в модель будущего специалиста, в том числе и военного, смыслов и целей заметно её обогащает, вносит гуманитарную сущность. Гуманитарно-ориентированная модель позволяет приблизится к актуализации морально-нравственных качеств субъекта образования в деятельност-но-преобразующем процессе обучения и последующего функционирования.

Время обучения в вузе - один из самых ответственных в становлении личности профессионала, это время, когда формируются основные ценностные установки, жизненная позиция, отношение к окружающей действительности в целом и к своей профессии в частности. Следовательно, результатом педагогической работы вуза должна стать полная подготовка студентов (курсантов) к профессиональной деятельности в условиях изменившегося социального заказа и новых требований общества.

В настоящее время во всем мире развивается инновационное инженерное образование, которое направлено на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения знаний и умений на практике, в реальном деле.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании, в том числе и военном, будет способствовать достижению его основной цели - «подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» (2. С. 29).

Для системы профессионального образования актуальными являются политехническая, организационно-экономическая, информационно-комуникационная компе-

тентности. Основой для их развития являются ответственность, самостоятельность толерантность, способность к диалогу, умение формировать и выражать критическую оценку, самоактуализация, самообразование и т.д. - качества, вырабатывающиеся в результате рефлексии.

Компетентность специалиста представляет собой «присвоенную, отрефлекси-рованную им в ходе профессиональной деятельности систему социально- и личностно-значимых компетенций» (3. С. 25). Компетентности, имея действенный, практико-ориентированный характер, включают, помимо системы прикладных и теоретических знаний, когнитивную и операционно-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные составляющие, которые можно считать системообразующими элементами формирования компетентности с позиции субъекта деятельности. Но смыслообразующим компонентом ком-петентностей являются деятельностные процессуальные знания.

Профессиональная компетентность может быть определена в соответствии с государственным стандартом, где указаны общие требования к образованности специалиста. Интегративным показателем формирования профессиональной компетентности будущего военного специалиста - выпускника военного вуза - являются результаты воинского труда, выражающиеся в достижении поставленных целей и задач этого труда.

Воинский труд, являющийся одной из разновидностей труда, который выполняется в специфических условиях, представляет собой основу военной службы и профессионального обучения. Поэтому отличительными особенностями профессиональной компетентности военного специалиста являются следующие:

• обусловленность целей и задач военной службы социальным заказом общества и закрепление их в законах, воинских уставах и приказах;

• сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность воинского труда, складывающегося из боеготовности воинских подразделений и частей, морально-психологического состояния личного состава и качественных позитивных изменений в конкретной личности военнослужащего;

• соотношение индивидуальных качеств и действий военнослужащего выдвигаемым целям, задачам и функциям.

Показатели качества выпускника любого технического вуза, в том числе и военного, включают уровень развития личности и инженерную профессиональную компетентность. Последняя характеристика, включая и профессионально значимые качества личности, во многом обусловлена учебным планом и реализующими его образовательными технологиями и может быть выражена в виде совокупности требований, документирована, и, следовательно, более или менее контролируема в целом или по этапам. В основу субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста. При этом учебный процесс должен моделировать соответствующие стороны будущей профессиональной деятельности (иногда именно из-за рассогласования востребованных качеств личности в учебном процессе и в профессиональной деятельности бывший отличник отстает в профессиональном и карьерном росте от студента, учившегося посредственно).

Феномен профессиональной компетентности как стороны деятельности военнослужащего может рассматриваться в двух плоскостях: как компетентность - знание и как компетентность - деятельная сформиро-ванность. Целесообразно выделить в структуре профессиональной компетентности военного специалиста следующие компоненты: духовно-нравственный, служебно-этический, нормативно-правовой, психоло-

го-педагогический, военно-профессиональный и акмеологический. Опираясь на эти компоненты, под профессиональной компетентностью военного специалиста следует понимать профессиональную и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению, систему профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных позиций, ак-меологических инвариантов психологических особенностей, необходимых будущему военному специалисту, выпускнику военного вуза, для успешной реализации профессиональных функций. Для понимания профессиональной подготовленности и способности военного специалиста к выполнению служебных обязанностей по предназначению представляется целесообразным рассмотреть военно-профессиональные требования к офицеру-выпускнику как критерии для оценивания уровня сформированности его субъективных качеств. В этом случае использование характеристик профессиональной компетентности дает возможность объективно и всесторонне оценивать способность выпускника вуза выполнять функциональные обязанности. Рассмотрим это на примере подготовки в военном вузе специалиста в области авиационной техники. Согласно квалификационным требованиям, которые определяют сущность подготовки военного специалиста, офицер-выпускник авиационного вуза должен:

• быть образованным членом общества, иметь мировоззрение, соответствующее современному уровню гуманитарных, социально-экономических и военно-профессиональных знаний, уметь диалектически мыслить;

• уметь при принятии решений учитывать социальные, экономические, экологические и иные последствия, этические и правовые нормы;

• обладать морально-психологической устойчивостью, инициативой и самостоятельностью в служебной деятельности;

• иметь организаторские способности, сильную волю, уметь брать на себя ответственность за принятое решение;

• иметь высокую профессиональную подготовку, творчески подходить к решению задач боевой и мобилизационной готовности, воспитанию личного состава;

• постоянно работать над совершенствованием своего интеллектуального, духовного, нравственного и физического уровня развития, владеть культурой мышления и речи.

Исходя из содержательной интерпретации данных требований, можно выделить следующие составляющие профессиональной компетентности военного авиационного специалиста: специальные качества (основные требования, предъявляемые выпускникам их практической деятельностью), командные качества, адаптивные качества (умение военного специалиста быстро и адекватным образом отвечать на изменение ситуации), коммуникативные качества, управленческие качества, исполнительские качества. Это позволяет определить наиболее значимые сферы в профессиональной деятельности военного специалиста с учетом определения конкретных требований заказчика к специалисту, а их классификация по функциональной принадлежности является исходным материалом для описания деятельностного подхода формальными методами при изучении специальных и общеобразовательных дисциплин. Формирование профессиональной компетентности военного специалиста осуществляется в рамках всесторонней подготовки и становления военных кадров в целостной системе воинского труда. Оно обеспечивается созданием непрерывного образования и развития курсантов, которые осуществляются последовательно и поэтапно. Принцип субъектно-деятельностного подхода в военно-профессиональном развитии курсанта в вузе предполагает реализацию потенциальных возможностей его деятельностного аспекта. Учебно-познавательная деятельность является формой активного целенаправленного саморазвития и самовыражения военного специалиста на этапе овладения определен-

ным уровнем профессиональной компетентности.

Формирование профессиональной компетентности будущих военных при изучении дисциплины «Иностранный язык» идет в направлении формирования мотива-ционной составляющей. В условиях современного военно-технического вуза особое внимание следует уделить формированию интеллектуальной компетентности будущих специалистов. В процессе изучения дисциплины возможно и необходимо сформировать те элементы профессиональной компетентности будущего специалиста (коммуникативные, адаптивные, исполнительские), которые будут в дальнейшем способствовать переходу на более высокие ее уровни.

Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования (профессионально-ориентированное обучение языку), а также через создание профессионально-ориентированной технологиии на базе традиционных образовательных средств, создания технологических структур формирования профессиональной компетентности средствами иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной

деятельности государственных служащих: Дис... канд. псих. наук. -М., 1999.

2. Э.Зеер, Э.Сыманюк. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. -2005. - № 4.

3. Киргинцева Н. С. Саморегулироемое обучение студентов лингвистических специальностей в условиях дидактических информационных сред: Дис... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003.

4. Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога //Педагогика. - 2006. - №3.

5. Московская Н.Л. Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавтеля в интегрально-коммуникативном образовательным пространстве. -Ставрополь, 2003.

6. Первутинский В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов // Твои вершины, akmeo@rus.net.

7. Шаповалов В. Курс на профессиональную компетентность //

Иир//№№м. икг. ru/index/jobmarket/Russia/5558, 0кШ1.

Об авторах

Антонец Нина Леонидовна, заведующая кафедрой иностранных языков Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военный институт) имени Маршала авиации В. А. Судца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.