ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 5 (133), 2014
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378(091)
ИННОВАЦИОННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Алексей Юрьевич ИЛЬИН
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, профессор, директор, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проектированию перспективных направлений модернизации высшего профессионального образования в инновационном развитии современной России. Основные вызовы, во-первых, концентрируются вокруг глобальных интеграционных процессов. Во-вторых, образовательные инновации сосредотачиваются вокруг стратегических ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. В-третьих, модернизация системы образования является необходимым условием развития человеческого капитала. Возрастает востребованность системы непрерывного образования, прикладных и гибких основных образовательных программ, вариативных модульных программ переподготовки и повышения квалификации. Гибкие прикладные вариативные образовательные программы высшего образования, особенно магистерские, гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации позволят планомерно перейти к обучению по индивидуальным учебным планам. Индивидуальные учебные планы будут включать значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий, наполнят реальным содержанием инновационные ориентиры развития открытой и динамично развивающейся образовательной среды. Необходимо учитывать, что осуществляется максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных и информационных технологий, идет формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного и муниципального заказа, развивается сеть монофункциональных центров. К 2018 г. доля прикладных программ в учебных заведениях должна достигнуть 30 %, а к 2020 г. студенты в системе высшего образования будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: инновационное развитие; модернизация; высшее профессиональное образование.
Рассуждая об инновационном развитии в инновационном государстве, экономике знаний, мы должны четко понимать, что проектирование перспективных направлений модернизации в сфере высшего профессионального образования базируется как на демографических прогнозах, прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, так и на планируемых нами результатах реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [1].
Вызовы предстоящего периода, во-первых, концентрируются вокруг факторов, свя-
занных с глобальными интеграционными процессами. В мире не просто складывается самостоятельно, но и целенаправленно формируется интеллектуальный климат международной академической и образовательной мобильности, как непосредственной за счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ, стандартов и методов обучения, так и через сетевые веб- и мультимедийные технологии, которые обеспечивают перемещение большого количества информации и знаний [2, с. 199]. Определены базовые компетенции, которыми должен обладать каждый современный специалист: компетенция в области родного языка и ино-
язычная компетенция; математическая компетенция и компетенция в области фундаментальных естественнонаучных и технических наук; компьютерная компетенция; учебная компетенция (способность учиться); межличностная, межкультурная компетенция и компетенция гражданственности; компетенция предпринимательства; культурная компетенция. Формируется открытое образовательное пространство. При этом культурные ценности и модели развития стали предметом не только внутринациональной, но и глобальной конкуренции [3]. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом мирового соперничества, требующего постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [4].
Во-вторых, образовательные инновации концентрируются вокруг факторов, связанных со стратегическими ориентирами, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [4]. В Тамбовской области принята стратегия развития, нацеленная на реализацию инновационного сценария экономического роста в регионе, предполагающего на основе крупномасштабных инвестиций переход на новое качество экономического развития, повышение производительности труда в реальном секторе экономики до 4 раз, увеличение реальных доходов населения в 2-3 раза, постепенный выход на бездотационность регионального бюджета [5]. Это предполагает, как отмечается в Стратегии инновационного развития Российской Федерации, создание в образовательной среде условий для формирования у граждан таких компетенций инновационной деятельности, как способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высоко конкурентной среде; владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [6].
Модернизация системы образования, в-третьих, является тем необходимым условием перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, вокруг которого концентрируются факторы развития человеческого капитала с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования, открытой образовательной среды.
В аналитической части правительственных документов по развитию образования до 2020 г. отмечается, с одной стороны, что развитие демографической ситуации, связанной со снижением численности молодежи в возрасте 17-25 лет на 12-15 % к 2016 г. по сравнению с уровнем 2010 г., повлечет определенное высвобождение ресурсов в сфере профессионального образования и радикальное повышение качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью с использованием современных технологий.
С другой стороны, как отмечает Президент РФ В.В. Путин, «основной вызов России - мы должны научиться использовать «образовательный драйв» молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за свое благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны» [7].
В условиях постоянно ускоряющейся социальной динамики развития высокотехнологичных рабочих мест, возрастания скоростей и объемов информационного обмена как никогда активным населением России востребована система непрерывного образования. Востребованность параллельного второго высшего образования и получения прикладных квалификаций становится выраженной тенденцией не только на уровне личностных потребностей, но и необходимости развития кадрового потенциала организаций и предприятий, что подтверждается проведенными исследованиями, 66 % работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений.
В связи с этим прогнозируется наряду с академическими бакалаврскими и магистерскими образовательными программами выс-
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 5 (133), 2014
шего профессионального образования широкое развитие гибких прикладных вариативных образовательных программ, а также гибких модульных программ переподготовки и повышения квалификации. Контрольными показателями предполагается, что к 2018 г. доля прикладных программ в учебных заведениях должна достигнуть 30 %, а к 2020 г. студенты в системе высшего образования будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий [8]. Политико-правовые и административные условия для реализации таких образовательных программ в настоящее время закладываются федеральными образовательными стандартами поколения 3 (+).
Инновационная стратегия Тамбовской области базируется на развитии образовательной инфраструктуры и прогностики в сфере инвестирования, которая включает совершенствование механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов, расширение горизонта существующего прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах различных направлений на срок 7-10 лет [5, с. 163]. Активное участие образовательных учреждений высшего профессионального образования в деятельности создаваемой областной комиссии по формированию структурной модели подготовки кадров позволит оперативно координировать наши учебные планы с реальными потребностями нашего региона.
Для обеспечения системного подхода к решению вопросов повышения квалификации работников государственных органов власти планируется создание моделей компетенций государственных служащих Тамбовской области, определяющих требования к их знаниям, навыкам, способности к восприятию нового знания. В этих целях стратегией предусмотрена разработка и реализация областной программы по формированию и развитию кадрового потенциала Тамбовской области на перспективу до 2020 г. [5, а 164].
При этом мы должны учитывать, что осуществляется максимально широкое внедрение в деятельность органов государст-
венного управления современных инновационных и информационных технологий, идет формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного и муниципального заказа, развивается сеть монофункциональных центров. Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [9] определены основные направления ее совершенствования и поставлена задача по достижению следующих показателей, согласно которым к 2015 г. доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в т. ч. в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, должна быть не менее 90 %, и не менее 70 % граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 г.
Таким образом, для проектирования перспективных направлений модернизации в сфере высшего профессионального образования с учетом региональных потребностей в настоящее время институализированы все политико-правовые основания как в сфере образования, так и в государственном и муниципальном управлении, обозначены основные целевые показатели. Даже достаточно беглый анализ обозначенных инновационных ориентиров позволяет говорить о необходимости и возможности создания при РАНХиГС регионального центра разработки и внедрения программ обучения, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, персонала учреждений, обеспечивающих процесс государственного и муниципального управления. Причем важнейшее место в предполагаемой системе непрерывного образования должна занимать сертификация квалификаций, в т. ч. полученных путем самообразования. Ее разработка представляется достаточно перспективной в плане корреляции сертификации квалификаций с системой мотивации государственных и муниципальных служащих, ответственных за реализацию инвестиционных проектов. Гибкие прикладные вариативные образовательные программы высшего образования, особенно ма-
гистерские, гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации, позволяющие осуществить планомерный переход к обучению по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий, наполнят реальным содержанием инновационные ориентиры развития открытой и динамично развивающейся образовательной среды.
9. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601. Доступ из информационно-правового портала ГАРАНТ.
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 г. Доступ из информационно-правового портала ГАРАНТ.
2. Болонский процесс и его значение для России / ред.-сост. С. Медведев, К. Пурсиайнен. М., 2005.
3. Санжаревский И.И. О российской конституционности и национальной идее (к 20-летию Конституции Российской Федерации) // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2013. № 2.
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Доступ из информационно-правового портала ГАРАНТ.
5. О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года: закон Тамбовской области от 04.12.2013 г. № 347-3 // Инвестиционный паспорт Тамбовской области. URL: www.invest-tambovregion. ru/strategija_razvitija.html (дата обращения: 16.04.2014).
6. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р. Доступ из информационно-правового портала ГАРАНТ.
7. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 янв.
8. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.: распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. Доступ из информационно-правового портала ГАРАНТ.
1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 295 g. Dostup iz informatsionno-pravovogo portala GARANT.
2. Bolonskiy protsess i ego znachenie dlya Rossii / red.-sost. S. Medvedev, K. Pursiaynen. M., 2005.
3. Sanzharevskiy I.I. O rossiyskoy konstitu-tsionnosti i natsional'noy idee (k 20-letiyu Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii) // Politi-cheskoe upravlenie: nauchnyy informatsionno-obrazovatel'nyy elektronnyy zhurnal. 2013. № 2.
4. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r. Dostup iz informatsionno-pravovogo portala GARANT.
5. O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Tambovskoy oblasti na period do 2020 goda: zakon Tambovskoy oblasti ot 04.12.2013 g. № 347-Z // Investitsionnyy pasport Tambovskoy oblasti. URL: www.invest-tambovregion.ru/ strategija_razvitija.html (data obrashcheniya: 16.04.2014).
6. O Strategii innovatsionnogo razvitiya RF na period do 2020 g.: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8.12.2011 g. № 2227-r. Dostup iz informatsionno-pravovogo portala GARANT.
7. Putin V.V. Rossiya sosredotachivaetsya -vyzovy, na kotorye my dolzhny otvetit' // Izvestiya. 2012. 16 yanv.
8. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy RF "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gg.: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.05.2013 g. № 792-r. Dostup iz informatsionno-pravovogo portala GARANT.
9. Ob osnovnykh napravleniyakh sovershenst-vovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 g. № 601. Dostup iz informatsionno-pravovogo portala GARANT.
Поступила в редакцию 23.04.2014 г.
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 5 (133), 2014
UDC 378(091)
INNOVATIVE DEVELOPMENT AND MODERNIZATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION Alexey Yuryevich ILYIN, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Professor, Director, e-mail: [email protected]
Article is devoted to the design of the promising directions of modernization of higher education in the innovative development of modern Russia. Major challenges, first, centered around global integration processes. Secondly, educational innovation center around strategic guidelines Concepts of long-term economic development of the Russian Federation until 2020. Third, the modernization of the education system is a prerequisite for the development of human capital. The demand for continuing education system, flexible application of basic educational programs, modular unit retraining programs and training increases. Flexible application divergent educational programs of higher education, especially Masters flexible modular programs retraining and skills will allow a planned move to training on individual curricula. Individual training plans will include a significant proportion of independent work with the use of information technologies, to provide substance to the development of innovative landmarks open and dynamic learning environment. In this case we have to consider that carried the widest possible implementation in government activities and innovative modern information technology is the formation of e-government, digitization of most public services and increased use of state and municipal orders, developing a network of centers of monofunctional. By 2018 the proportion of applications in education should reach 30 %, and by 2020 students in higher education will learn on individual curricula, including a significant proportion of independent work using information technology.
Key words: innovative development; modernization; high vocational education.