Список литературы /References
1. Авлёкулов Н.Х. Современные педагогические технологии. Бухара: печать, 2001. 68 б.
2. Голиш Л.В. Активные методы обучения: содержание, отбор, реализация. Экспресс-гид. Т., 2001. 68 б.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 1998. 78 с.
4. Фарберман Б.Л. Прагрессивные педагогические технологии. 1999. С. 4.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
ИНЖЕНЕРОВ-ДОРОЖНИКОВ
1 2 Анаркулова Г.М. , Рузиматова Г.А.
Email: Anarkulova681@scientifictext.ru
1Анаркулова Гулназ Мирзахматовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики технологического образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами; 2Рузиматова Гульбахор Адилжановна - преподаватель, кафедра дорожно-строительных машин и оборудования, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается актуальность внедрения инновационных технологий в процесс проведения практических занятий инженеров дорожностроительной отрасли в свете коренного реформирования системы образования в Узбекистане и требований, предъявляемых к компетенциям выпускаемых специалистов. Раскрыты компоненты компетенций специалиста дорожной отрасли. Приведены группы методов, способствующие формированию каждого компонента. Подробно описаны наиболее эффективные методы и технологии организации практических занятий: ролевые и деловые игры, тренинги, проекты, кейс-метод, моделирование ситуаций и мозговой штурм. Ключевые слова: инновационные методы обучения, практические занятия, инженеры-дорожники, профессиональное образование, вуз.
INNOVATIVE METHODS OF ORGANIZING PRACTICAL ACTIVITIES IN THE TRAINING OF ROAD ENGINEERS Anarkulova G.M.1, Ruzimatova G.A.2
1Anarkulova Gulnaz Mirzakhmatovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF METHODOLOGY TECHNOLOGICAL EDUCATION, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI; 2Ruzimatova Gulbakhor Adilzhanovna - Teacher, DEPARTMENT OF ROAD-BUILDING MACHINES AND EQUIPMENT, TASHKENT INSTITUTE OF DESIGN, CONSTRUCTION AND MAINTENANCE OF AUTOMOBILE ROADS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the relevance of introducing innovative technologies into the process of practical training for engineers in the road construction industry in accordance
with the fundamental reforms of the education system in Uzbekistan and the requirements for the competencies of graduates. The components of the competencies of a specialist in the road industry are disclosed. Groups of methods that contribute to the formation of each component are given. The most effective methods and technologies for organizing practical classes are described in detail: role-playing and business games, trainings, projects, case-method, situation modeling and brainstorming.
Keywords: innovative teaching methods, practical exercises, road engineers, professional education, university.
УДК 378.147
Сегодня социально-экономическое развитие Республики Узбекистан происходит с учетом глобализационных процессов и необходимости интеграции в мировую экономику, рынков труда, товаров и услуг. Система профессионального образования, в частности высшей школы, пребывает в стадии реформирования [1], направленного на то, чтобы специалисты, бакалавры и магистры проходили инженерно-техническую подготовку с акцентом на дальнейшую профессиональную деятельность в современных экономических условиях и с учетом требований реальной жизни. Реформирование образовательной системы Узбекистана диктует необходимость обобщения приобретенного за последние десятилетия ценного опыта подготовки кадров к изменчивым условиям рыночной экономики, а также поиска методов, форм и технологий обучения, альтернативных традиционной образовательной парадигме [2].
С этой точки зрения наиболее острой и актуальной выглядит важнейшая для профессионального образования проблема организации учебного процесса и управления качеством подготовки новых кадров. Сегодня профессиональное образование должно быть непрерывным, гибким, интенсивным, многоуровневым и мобильным. По нашему мнению, концепция полипрофессиональной подготовки инженеров в сфере проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог (инженеров-дорожников) должна строиться на идеях формирования развитой в социальном и профессиональном плане личности на основе использования практико-ориентированного подхода.
Характеризуя специалистов, получивших профессиональное образование в традиционной парадигме высшей школы, можно отметить, что значимая часть выпускников демонстрирует характерные особенности:
• недостаточная креативность, направленность на выполнение повседневных заданий без ясного понимания целей профессиональной деятельности, слабая нематериальная мотивация выполнения обязанностей;
• сложный и длительный процесс адаптации к условиям работы конкретного предприятия;
• недостаточная подготовленность (или полное ее отсутствие) к сотрудничеству с представителями смежных подразделений предприятия, непонимание сути происходящих бизнес-процессов.
Среди положительных изменений, произошедших за последние годы, важно отметить, что подготовкой будущих специалистов в учебных заведениях Узбекистана занимаются высококвалифицированные профильные педагоги. Помимо аудиторных и лабораторных занятий, широко практикуется самостоятельная работа в форме подготовки расчетнографических работ, курсовых и дипломных проектов, а также подготовки к конференциям, коллоквиумам, зачетам и экзаменам. В ходе работы в аудитории обязательной является компьютерная визуализация масштабных проектов, сложных конструкций и технологических процессов. Это достигается благодаря оснащенности вузов современным мультимедийным оборудованием, наличию на кафедрах и в библиотеках систем сбора необходимой учебной, научной и технической информации с предоставлением студентам доступа к ней.
Однако все еще остается актуальной проблема коренной смены парадигмы образования: с передачи преподавателем программных знаний и преимущественно пассивного участия студентов в восприятии материала, к организации и управлению активной практической деятельностью студентов посредством инновационных образовательных технологий [3].
Решение дидактических вопросов (что должно включаться в учебный процесс, какими методами он должен осуществляться, какое для этого необходимо обеспечение, как организуются и оцениваются реальные производственные задачи) должно основываться на структуре профессиональной компетентности будущих специалистов. Профессиональная компетентность инженеров дорожного профиля включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, практически-деятельностный и когнитивно-рефлексивный. Для указанных компонентов характерна взаимосвязанность и взаимообусловленность. Развивая их, студент осваивает средства профессионального саморазвития, самосовершенствования и проявляет собственную креативность. К каждому компоненту профессиональной компетентности необходимо применять соответствующие педагогические технологии.
Чтобы сформировать мотивационно-ценностный компонент, эффективными представляются такие методы, формы и подходы проведения практических занятий как: творческие задания, ролевые и деловые игры, подготовка эссе о перспективах развития дорожно-строительной отрасли, демонстрация презентаций, организация встреч с ведущими специалистами в сфере проектирования, строительства и эксплуатации дорог, экскурсии на производственные объекты, организация встреч с почетными выпускниками вуза. Также важна профессиональная направленность не только специальных, но и дисциплин общетехнического и общеобразовательного блока.
Формировать когнитивно-рефлексивную составляющую на практических занятиях целесообразно с использованием таких форм и методов обучения как: работа над исследовательскими и научно-практическими проектами в дорожной отрасли, деловые игры, тренинги, работа с ментальными картами, компьютерное тестирование для самостоятельной проверки и анализа знаний, виртуальные лабораторные и практические исследования, мозговой штурм, научные конференции и самостоятельное изучение профессиональной литературы дорожно-строительного профиля.
Практически-деятельностная составляющая формируется благодаря разбору производственных ситуаций, учебным дискуссиям, проведению брифингов, на которых обсуждаются актуальные вопросы проектирования, строительства и эксплуатации дорог, решение тематических проблемно-поисковых задач, тестирование, письменный и устный контроль.
Для комплексной работы со всеми составляющими профессиональной компетентности самыми предпочтительными являются метод проектов и тренинги, представляющие собой групповую работу, а также ролевые и деловые игры, дискуссии [4]. Разберем их более детально.
Положительное влияние на формирование профессиональной компетентности оказывает такая учебная форма, как ролевая (деловая) игра. В учебном процессе могут использоваться следующие игры: "Проектирование автомобильной дороги между населенными пунктами А и В", "Проектирование системы организации уличного движения по принципу "Зеленой волны", "Научно-техническая конференция", "Анализ ситуации", "Дело в шляпе". Положительная сторона ролевых и деловых игр заключается в том, что студенты, участвуя в игре, при этом активно поглощают информацию, учатся использовать ее в решении практических задач, они в достаточной степени мотивированы и заинтересованы.
Метод проектов характеризуется самостоятельной деятельностью студентов, направленной на поиск, распределение и систематизацию информации, необходимой для решения определенной проблемы. Метод проектов учит студентов собирать информацию из разных источников, сопоставлять и
систематизировать ее. Преподаватель предлагает решить реальные производственные задачи, которые возникают в профессиональной деятельности. Данный метод обеспечивает большую заинтересованность, мотивацию и стимулирование будущих специалистов. Работая над проектами, студенты становятся увереннее, самостоятельнее, у них повышается самооценка. Кроме того, с помощью метода проектов совершенствуются речевые умения студентов, углубляются их знания и развиваются познавательные способности.
Кейс-метод, или метод анализа конкретных ситуаций, состоит в том, что на практическом занятии предлагается устное описание или демонстрация в виде фильма гипотетической или реальной ситуации для обсуждения студентами. От преподавателя требуется задать направление дискуссии и контролировать ее ход, а студенты активно обсуждают предложенную ситуацию. Кейс может иметь как единственное верное решение (Гарвардская школа), так и много вариантов решения проблемы (Манчестерская школа) [5]. Чаще всего используется коллективное обсуждение конкретной проблемы, групповая презентация. Преподавателю следует работать над формированием базы профессиональных ситуаций под названием "Хранилище решенных профессиональных ситуаций". Данный метод полезен тем, что помогает будущим специалистам изучить опыт автодорожных предприятий, научиться анализировать принятые решения, разрабатывать стратегию и тактику решения производственных задач, что в конечном итоге приводит к развитию составляющих профессиональной компетентности.
Высокую эффективность демонстрируют тренинги, проводимые на практических занятиях. Они направлены на формирование узких умений и навыков, которые позволяют решать производственные задачи с большим профессионализмом. Тренинги предусматривают использование для формирования профессиональных навыков передовых психолого-педагогических методов и новейших технических средств. Чтобы сформировать профессиональную компетентность и усовершенствовать социально-коммуникативные навыки студентов-дорожников, целесообразно использовать тренинги: "Мои прошлые успехи", "Избегание неудачи", "Одобрение", "Если бы я был..., я бы сделал...". Они способствуют повышению уровня профессиональной компетентности и положительно настраивают студентов на последующую профессиональную деятельность.
Метод моделирования ситуаций (англ. - simu atio ) представляет собой моделирование студентами определенных ситуаций, которые могут возникнуть на предприятии, с прогнозированием их последствий. Работа с производственными ситуациями требует от студентов активизации мыслительного процесса, обсуждения и формулирования выводов. Это стимулирует студентов к изучению сути рассматриваемого явления, развивает познавательную активность.
Эффективным для формирования профессиональной компетентности видится применение на практических занятиях метода мозговой штурм. Суть заключается в том, что будущие специалисты, обсуждая предложенную тему, генерируют всевозможные идеи для дискуссии. В ходе обсуждения часть идей отклоняется, часть принимается и развивается. Примерами обсуждаемых тем могут быть: "Как можно охарактеризовать компетентного инженера-дорожника?", "Как эксплуатация автомобилей воздействует на окружающую природу?", "Какое значение имеет мотивация при формировании профессиональной компетентности?". Использование данного метода помогает сформировать когнитивно-рефлексивную и практически-деятельностную составляющие профессиональной компетентности, развить навыки рефлексии, стимулировать студента к самостоятельной работе, творческой, познавательной, умственной и коммуникативной активности [6].
Изучение инновационных методов организации практических занятий, которые сегодня находят применение в процессе подготовки инженеров дорожного профиля, показывает, что они очень эффективны при формировании у студентов навыков
генерировать, структурировать и группировать идеи, находить и анализировать данные, искать альтернативные способы решения задач; умений сотрудничать с коллегами и успешно решать проблемы. Таким образом, использование рассмотренных выше методов способствует эффективному формированию составляющих профессиональной компетентности инженеров-дорожников.
Список литературы /References
1. О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования: Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.04.2017 г. № ПП-2909 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 10 мая 2017 г. № 18. С. 313.
2. Хакимжонова Х.Х.К. Инновационные образовательные реформы в Узбекистане // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44). С. 52-54.
3. Анаркулова Г.М., Рузиматова Г.А. Модульные учебные программы как фактор, влияющий на повышение эффективности образовательного процесса // В сборнике: Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Под общей редакцией Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина, 2018. С. 309-313.
4. Умарова Д.З. Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения // Вопросы науки и образования, 2018. № 8 (20). С. 85-87.
5. Терещенко С.В., Загорская М.К. Европейский опыт применения метода кейсов в обучении студентов предпринимательству // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 5 (87). С. 51-54.
6. Rakhmatullaeva D. Teach future entrepreneurs to manage in team [Обучать будущих предпринимателей управлять в команде] // Europea Research, 2016. № 8 (19). С. 87-88.