Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании'

Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / TEACHING METHOD / INTERACTIVE METHOD / PROFESSIONAL COMPETENCE / TRAINING / CASE-METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муминов Баходир Болтаевич, Мухамадиева Кибриё Баходировна

Основная стратегия современного образования должна быть ориентирована на самостоятельную деятельность студента, организацию самообучения среды и экспериментальные и практические занятия. В статье приведен обзор современных методов обучения, которые являются наиболее широко распространены в научно-методической литературе и имеют потенциал для формирования компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN VOCATIONAL EDUCATION

The basic strategy of modern education should be focused on the independent activity of the student, the organization of self-learning environment and experimental and practical classes. The article provides an overview of modern teaching methods, which are the most widely used in the scientific and methodological literature and have the potential to form the competencies of future specialists.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Муминов Баходир Болтаевич, д.т.н. Мухамадиева Кибриё Баходировна, сосискатель Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Узбекистан

Основная стратегия современного образования должна быть ориентирована на самостоятельную деятельность студента, организацию самообучения среды и экспериментальные и практические занятия. В статье приведен обзор современных методов обучения, которые являются наиболее широко распространены в научно-методической литературе и имеют потенциал для формирования компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: метод обучения; интерактивный метод; профессиональная компетентность, обучение, кейс-метод.

Введение

Компетентностный подход в системе высшего предназначено увеличить внимание к эффективному и технологическое формирование профессиональных компетенций.

Профессиональную компетентность мы понимаем как личное образование, определяющее продуктивность выполнения профессиональных задач и включающее знания, навыки и профессионально значимые личностные качества, опыт и ценностные ориентации. В этом случае компетенция отличается из таких традиционных понятий, как" знание"," способность"," навыки "и" опыт «по своей интегративной природе, определяется личностными чертами, такими как практико-ориентированный фокус, способность работать в самых разных контекстах,саморегуляция и самооценка.

Такое определение профессиональной компетентности требует существенных изменений в педагогической поддержке учебного плана университета, наполняя его преподаванием методы, которые смогли обеспечить тренировку будущего специалисты с требуемым комплексным результатом. Тот традиционные методы университетского образовательного процесса (лекция, объяснение, упражнения и др.) безусловно важно для профессионального развития[2].

Однако их ограниченность еще острее ощущается в настоящее время, когда формируется такое сложное явление, как компетентность. Поэтому мы считаем, что современное образование должно быть ориентировано на самостоятельную деятельность студента, организацию среды самообучения и экспериментально-практических занятий, где студенты имеют выбор действий и могут использовать инициированные, а также гибкие программы обучения, где студенты могут работать в комфортном ритме. Сегодня мы должны говорить об использовании интерактивных методов обучения, которые стимулируют интерес к профессии; способствовать эффективному приобретению учебных материалов; формировать модели поведения;

обеспечивать высокую мотивацию, силу, знания, командный дух и свободу самовыражения; а главное, способствовать формированию комплексных компетенций будущих специалистов. Таким образом, мы дадим обзор тех современных методов обучения, которые наиболее распространены в научно-методической литературе и обладают потенциалом для формирования компетенций будущих специалистов.

Интерактивные методы обучения: описание и задача

Обучение представляет собой метод обучения, направленный на развитие навыков и знаний в любой области путем выполнения последовательных задач, мероприятий или игр. Этот метод позволяет преподавателю дать участникам недостающую информацию и сформировать у студентов навыки профессионального и адекватного поведения при выполнении профессиональных заданий. Преимущество обучения заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех студентов в процесс обучения. Обучение может обеспечить подготовку к профессиональной коммуникации и сотрудничества, выполнение организационных и контрольных функций и т. д. Обучение обычно проводится в несколько этапов. Введение этот этап задает тон будущей работе, создавая непринужденную, демократичную атмосферу. Она проводится в любой форме и любыми средствами. Учитель информирует учащихся о своих ожиданиях и надеждах относительно предстоящей деятельности. Откройте для себя этот шаг-необходимая процедура для первого класса любой тренировки. Она активизирует группу для взаимодействия и развития коммуникативных навыков. Это нужно делать, даже если студенты уже знают друг друга. Благодаря таким играм, как" интервью"," Знай меня "и" обмен визитными карточками», участники могут увидеть новую сторону и почувствовать заботу друг о друге. Ожидания участников проекта являются примером «по кругу» с помощью учебных вопросов, что они отвечают за время. Удовлетворение потребностей ученика не только направляет его интерес, но и является важным ориентиром для деятельности учителя. Определение порядка подготовки, когда все участники говорят или пишут о своих ожиданиях, преподаватель всегда говорит им, что порядок подготовки, независимо от того, как долго она длится. Принятие правил группы ("Соглашение") для того, чтобы участники с самого начала чувствовали ответственность за свое обучение, рекомендуется, чтобы они приняли правила обучения или заключили «соглашение». Соглашения обычно записываются: например, мы не поздно пришли, высказываться, слушать, тема разговора и т. д. Каждая статья обсуждается, утверждается большинством голосов и отображается в доступном месте. Это поможет создать соответствующую рабочую атмосферу, взаимное уважение и доверие. Также необходимо улучшить усвоение материала. Каждый студент несет ответственность за выполнение "договора". Оценка уровня групповой информации является одной из задач для преподавателя для этого обычно используется анкета или чек-лист с вопросами по теме обучения. Результаты опроса показывают

уровень подготовленности студентов и помогают учителю скорректировать содержание и баланс тем, адаптировать обучение и сделать упражнения понятными. Вопросник, повторенный после завершения обучения, является очень эффективным. Сравнивая полученные результаты, преподаватель сможет оценить, насколько учащиеся повысили свою готовность, что является важным показателем эффективности обучения. Актуализация проблемы для развития мотивации к изменению профессионального поведения и деятельности участников следует поощрять к обсуждению темы тренинга, чтобы вызвать интерес и сделать этот вопрос актуальным для всех. В конце концов учитель может сыграть роль.

Образование

Прямое взаимодействие между преподавателем и студентами является реализация основной цели обучения на данном этапе.

Этот этап обучения включает в себя два этапа. Первый информация: она может начать с отвечать деталям из анкет, которые вызвали наибольшее смущение. Кроме того, основным материалом курса является представлены на данном этапе с использованием таких методов, как лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии и малые группы работа. Второй этап ориентирован на практику: это конструировал помочь участникам приобрести практически опыт. Ролевые игры, инсценировка, обсуждение, "мозговой штурм" и другие интерактивные формы работы может использоваться для этой цели. Выбор зависит от состояние.

Подведение итогов

Как правило, эта процедура предназначена для того, чтобы участники делятся своими впечатлениями и чувствами и выражают свои пожелания. Подведение итогов может включать заполнение «листа откровения», писем, анкет или опросы. Важным компонентом обучения является документирование успеваемости студента, например, через фотография. При подведении итогов, эти фотографии могут быть чтобы напомнить, как идет работа.

Таким образом, обучение эффективно формирует профессиональную компетентность студентов путем установления комфортные условия и возможность практически бурения шагов, которые необходимы для будущего профессиональная деятельность в целом.

Метод кейс-стади

Метод кейс-стади-тренинг по решению конкретных кейсов. Суть данного метода заключается в коллективном анализ ситуации, поиск решения и общественности защита указанного решения. В процессе рассмотрения в кейсах студенты приобретают навыки командной работы, самостоятельного моделирования решения, самостоятельности рассуждая и отстаивая свое мнение. Метод впервые был применен в Гарвардском университете 1870.

Этот метод включает неоднозначность в решении представленная проблема, которая создает обсуждение аргументации предлагаемых решений и выбираем наиболее подходящий. Поэтому результат-не только знания,

но и профессионализм навыки и сформировавшаяся личность, и набор зна-чения[1].

Случай который осмотрен студентами, обычно взяты из реальной профессиональной области и поддерживается наглядные материалы, статистические данные, диаграммы и графики, описания того, как его рассматривают разные люди, отчеты, данные из СМИ, интернет-ресурсы, информация, которая позволяет понять что описано в кейсе. Когда будущие учителя обученным случаем может быть, например, конфликт между учителем и родителем на основе прогресса студента записывается в классный журнал; решения учителя советы и доски, записанные в протоколе; характер ученика, описанный одноклассниками, учителями и школьный психолог, и другие документы, включая Устав школы.

Структура дела состоит из трех частей: две для ученика и один для учителя. Предмет раздел описывает ситуацию и позволяет студентам охарактеризовать все ее обстоятельства;

в информационном разделе отражена подробная информация о поддержке

после чего принимается окончательное решение;

и методический раздел, предназначенный для преподавателей, определяет расположение корпуса в структуре курс, задания для студентов и педагогическое сопровождение решения ситуации.

Решение ситуаций, предлагаемых студентам, включает в себя различные аналитические методы: проблемные, причина и следствие, праксеологиче-ские, аксиологические, ситуационные, прогностический и другие виды прогностического анализа. Действия студентов в рамках метод продуктивным в следующей последовательности: 1) Знакомство с ситуацией, ее содержанием и особенностями, 2) выделение основных проблем, факторов и личностей, которые действительно могут действовать, 3) предложение концепций решения, 4) анализ последствий решения и 5) Выбор оптимального варианта, прогнозирование последствий, указание потенциальных проблем, механизмы предотвращения и решения[1].

Деятельность учителя, использующего этот метод, включает два этапа. Первый включает создание обращения, формулирование вопросов для анализа и разработки методические материалы программного обеспечения для студентов и их самостоятельная работа. Вторая фаза включает в себя учебную деятельность учителя в обсуждение случая, когда он / она делает вводный и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой атмосферы в зале и признает вклад студентов в анализ ситуации.

Таким образом, изучая и анализируя опыт работы, основанный на реальных ситуациях, студенты всесторонне обогатить знания и навыки, которые лежат в основе профессиональный мир, демонстрирующий продуктивный эффект о формировании у них профессиональных компетенций. Поведенческое моделирование.

Поведенческое моделирование-метод обучения навыки межличностного общения и профессионального поведения.

Метод осуществляется в следующей последовательности:

1) представление модели профессионального поведения, которую необходимо изучить;

2) наиболее точное воспроизведение предложенной поведенческой модели; 3) Обратная связь, указывающая на степень успешности освоения соответствующих моделей поведения.

Поведение, которое предлагается студентам с использованием данного метода, должно в достаточной мере соответствовать реальным профессиональным ситуациям, чтобы будущие специалисты имели возможность максимально погрузиться в профессиональную деятельность и быстро адаптироваться к конкретным условиям. Например, он / она может практиковать навыки собеседования, реагирования на конфликты или чрезвычайные ситуации, обсуждения перспектив карьеры, перевода или принятия позиции и т. д. Поведенческое моделирование эффективно при следующих условиях: во-первых, предлагаемый кейс привлекателен для студентов и вызывает у них уверенность и готовность следовать предложенной модели; во-вторых, кейс демонстрирует желаемую последовательность или правильную процедуру в стандартной ситуации; и в-третьих, студенты видят, что соблюдение нужной последовательности мероприятий вознаграждается (решения экономия времени, страховка от ошибок, проблем и т. д.). Таким образом, представленный метод поведенческого моделирования может повысить качество обучения путем поощрения надлежащего поведения, характерного для будущих ситуаций в сфере занятости [3].

Метод peer feedback

Метод peer feedback-это когда один студент предоставляет другому студенту постоянную обратную связь о своих действиях, поступках и решениях. Взгляд на их действия и реакции извне позволяет будущему специалисту лучше понять свои сильные и слабые стороны и развить адекватную самооценку [3]. Метод экспертной обратной связи основан на информации (объективной и честной обратной связи) при выполнении задач, связанных с развитием новых навыков и выполнением текущих профессиональных обязанностей. Участники (тот, кто действует, и те, кто анализирует и дает обратную связь) абсолютно равны. Обратная связь может быть предоставлена после обсуждений, выступлений, учебных задач и т. д. Практическая подготовка, при которой студенты непосредственно решают профессиональные задачи, имеет чрезвычайную ценность и возможности для реализации данного метода. Например, такие отзывы для будущих педагогов может быть дано после лекции или дополнительного обучения и образовательной деятельности и т. д. Студенты, конечно, должны быть обучены, чтобы дать объективную обратную связь, чтобы сделать обоснованные суждения и стать компетентными, чтобы предоставить информацию, прежде чем использовать этот метод. Таким образом, метод экспертной обратной

связи обеспечивает более эффективное развитие компетенций будущих специалистов за счет постоянного мониторинга деятельности и возможностей оказания своевременной помощи и устранения недостатков.

Игровые проекты

Игровые проекты-это метод обучения, в котором обучение осуществляется с помощью решения проблем. На первом этапе преподаватель фиксирует проблему обучения (исследования), т. е. делает проблемную ситуацию психологической. На втором этапе студенты разделились на две конкурирующие группы и выработали решения задачи. Третий этап-заключительная встреча, на которой студенты берут на себя роль и публично защищают разработанные решения (рецензирование перед защитой). Игровые проекты наиболее успешны на практических занятиях, поскольку они не предполагают объяснения нового материала или обмена информацией между учителем и учениками. В этом формате могут быть реализованы информационные, исследовательские, творческие и прикладные проекты. Таким образом, метод play project обеспечивает высокую активность при обучении на курсах и является более продуктивным, так как развиваются дизайнерские навыки, и специалисты будут более гибкими и эффективными в решении сложных профессиональных задач в будущем.

Метафорическая игра

Метафорическая игра — это метод обучения, направленный на развитие новых видов деятельности и изменение поведенческих установок. Основная цель метафорической игры-найти новый способ решения проблемы в рамках данной метафоры. Группа выбирает метафору и вникает в контекст, чтобы найти способ решения проблемы и реализации их решения (определить стратегию действий). Когда игра окончена, обсуждается задача найти эффективное решение и применить его к рабочей ситуации. Такая форма обучения помогает активизировать творческие способности студентов и по-новому взглянуть на профессиональную ситуацию, ломая стереотипы. Метафора игра развивает творческие способности учащихся, снижает тревожность в решении задач, поощряет самостоятельность студентов и т. д. Метафорами могут служить пословицы, сказки, басни и легенды, которые вызывают проблемы будущих профессий. Например, игра может быть основана на идее сказки "неулыбчивая принцесса", когда она выбирает мужа. При этом участники не должны заставлять ее улыбаться, а демонстрировать профессиональные навыки (например, знание, владение некоторыми профессиональными инструментами). Игра "желание" может развить еще одну метафору. Он может быть основан на "Золотой рыбке" сказку, где желания вместо профессионально-ориентированная и т. д. Поэтому метод метафорической игры развивает поведенческие примеры в ситуациях, характерных для будущей профессиональной деятельности; заданный метафорический контекст ориентирует студентов на творческое решение профессиональных задач, продуктивное для развития всех компонентов профессиональной компетентности.

Повествование

Повествование учит будущих специалистов правилам работы с помощью мифов и историй из профессиональной жизни. Говоря о содержании профессиональной деятельности, ее специфике и возникающих ситуациях, преподаватель готовит студента к пониманию традиций, философии, культуры и профессиональной деятельности. Во избежание разочарования будущего специалиста в выборе профессии следует предоставлять максимально объективную информацию. Метод помогает студентам быстро освоить специфику работы, нормативные документы, перспективы карьеры и т. д. Этот метод помогает студентам быстрее адаптироваться к профессии и формировать ценностные суждения о профессиональной деятельности в целом и своей роли в обществе, что является основополагающим для профессиональной компетентности будущего специалиста[2].

Корзина-метод обучения, основанный на имитации наиболее распространенной ситуации специалистов, когда студент должен эффективно выполнять незапланированные действия [3]. Содержание этого метода заключается в следующем: учащемуся представляется ситуация или роль, которую он должен играть, и материалы, которые он должен использовать в упражнении; студент выполняет предложенные действия, проводится итоговое собеседование, в котором студент обосновывает свои действия, описывает потенциальное воздействие действия и оценивает личную удовлетворенность результатом. Преподаватель анализирует полученную от студентов информацию, предлагает альтернативное решение, выделяет упущенные возможности, прогнозирует результаты принятых решений и дает рекомендации на будущее. Этот метод, в отличие от других, требует разработки сценариев и ролевых игр. Например, ученик, играющий роль школьного учителя", проводит урок."Каждый" ученик "действует в соответствии со своей ролью без ведома" учителя": он может внезапно задать вопрос об" уроке", крикнуть со своего места, попросить у соседа линейку и т.д. Кроме того, "завуч" (назначается из числа студентов) можно войти в класс во время урока отчитать учителя, сделать объявление в классе и т. д. "Родитель", "учитель-коллега", "школьный электрик" и др. также может быть включен в сценарий. Таким образом, студент, "проводящий урок", должен оперативно и адекватно реагировать на происходящее, но в конечном итоге проводить личную инвентаризацию своих действий. Учитель и все остальные учащиеся в конце игры дают свои оценки того, что они видели в "урок". Студенты, изучающие другие концентрации, могут столкнуться с такими сценариями, как незапланированные телефонные звонки, срочные задачи, новая информация о своей работе, посетители, ответы на вопросы руководителя и т.д. Таким образом, данный метод позволяет не только создать практический режим профессиональной компетентности. Он также может развивать стрессоустойчивость будущего профессионала, разыгрывая возможные вмешательства в процессе решения настоящей проблемы.

Метод обучения действиям

Метод обучения действиям в последнее время стал одним из перспективных направлений современного образования, так как обеспечивает организацию среды самообучения. Этот метод обучения позволяет студентам эффективно решать задачи практико-ориентированного обучения. Данный метод реализован в групповой работе среди студентов. В ходе совместной работы над проблемой (которая ориентирована на практику) студенты разрабатывают собственный путь к комплексному решению, обосновывают это решение и проводят презентацию своих предложений. Группа преподавателей обсуждает результаты общественной защиты и называет победителя, что делает оценку более объективной. Если данный метод используется студентами в период трудового стажа, то решаемые задачи могут быть взяты из конкретной практики, что повышает педагогический потенциал метода и результаты, полученные в процессе его реализации. Заключение

Таким образом, обучение на практике оказывает положительное влияние на компоненты профессиональной компетентности через практические навыки, которые развивают организацию совместной деятельности и ответственность за свою работу.

В заключении обзора отмечается, что активные методы обучения видоизменяют роль преподавателя от переводчика информации до организатора и координатора образовательного процесса и позволяют формировать комплексные компетенции по будущим профессиональным специальностям через студенческую деятельность, максимально полно раскрывающую содержание профессиональной деятельности. Список литературы

1. А. М. Деркач, кейс-метод в преподавании, специалист 4 (2010) 22e23.

2. Р. Корсины, А. Ауэрбах, Психологическая Энциклопедия, Питер, Санкт-Петербург, 2003.

3. А. П. Панфилов, Основы менеджмента. Muminov Bahodir Bataevich, Ph. D. Mukhamadiyeva Kibria Bahodirova, applicant

Bukhara engineering-technological Institute, Bukhara, Uzbekistan

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN VOCATIONAL EDUCATION

The basic strategy of modern education should be focused on the independent activity of

the student, the organization of self-learning environment and experimental and practical

classes. The article provides an overview of modern teaching methods, which are the most

widely used in the scientific and methodological literature and have the potential to form

the competencies of future specialists.

Key words: teaching method; interactive method; professional competence, training, case-method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.