УДК 378.1
С. И. Черноморченко, О. А. Потапенко
Использование инновационных методов обучения в преподавании управленческих дисциплин
Цель данной работы - выявить влияние инновационных методов обучения на совершенствование подготовки будущих специалистов в области управления. Наиболее продуктивными в результате апробации были признаны деловые метафорические игры и кейс-метод, в процессе реализации которых у обучаемых формируется новый взгляд на способы разрешения управленческих проблем. Анализ полученных результатов показал увеличение количества студентов с высоким уровнем удовлетворенностью профессией и активно участвующих в научно-исследовательской работе. Проведенное исследование может стать основой для продолжения поисков по проблемам совершенствования обучения студентов - будущих управленцев, для выявления методов и способов повышения социальной активности будущих специалистов.
The aim of this work: to identify the impact of innovative teaching methods to improvement of the training of future specialists in the field of management. The most productive results of testing were considered the metaphoric business games and case study. During their realizations trainees forms the new look at ways of solving managerial problems. Analysis of the results showed an increase in the number of students with a high level of satisfaction with the profession, which was actively involved in research work. The study can be the basis for the continuation of searches on improving student learning - future managers, to identify methods and techniques for improving the social activity of future specialists.
Ключевые слова: инновационные технологии, метафорическая игра, кейс-метод, индекс удовлетворенности деятельностью.
Key words: innovative technologies, metaphorical game, case study, index of activity satisfaction.
Современная модернизация образования как следствие социально-экономических трансформаций обусловила и переосмысление и отчасти переоценку традиционных методов и приемов обучения в высших учебных заведениях страны, определила стремление к инвариативным технологиям обучения и управления знаниями. В связи с этим от преподавателя требуется инновационное поведение, то есть максимальное раз-
© Черноморченко С. И., Потапенко О.А., 2014
витие индивидуальности, самоактуализация, активное творчество в ежедневной педагогической деятельности. Очевидно, что традиционная подготовка специалистов, ориентированная на репродуктивные методы обучения и формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Поэтому совершенно справедливо утверждение о том, что «основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий» [2].Следовательно, в процессе обучения важно развивать у студентов такие способности, как творческая активность, креативное мышление, умение быстро адаптироваться к изменчивым потребностям рынка. Поэтому к выпускнику вуза XXI века и, следовательно, «к системе образования в современных условиях выдвигаются очень высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи» [7]. Современные инновационные разработки в обучении студентов в большой степени продиктованы применением интерактивных методов, потому что, согласно стандарту, преподаватель в интерактивной форме должен вести теперь не менее двадцати процентов аудиторных занятий по каждой дисциплине. Поэтому ведущее место в современной системе обучения должны занимать инновационные методы подготовки специалистов, от которых в будущем потребуется формирование и реализация инновационной политики. К сожалению, инновации в образовательной деятельности, т.е. использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью [5], не всегда активно применяются в образовательной среде, что отражается и на качестве образования.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным изучение мнения преподавателей и студентов о необходимости и эффективности применения инновационных методов в образовательном процессе. Для исследования было проведено анкетирование 160 преподавателей базовых вузов Тюменской области и филиалов, ведущих управленческие дисциплины. Респонденты отвечали на ряд предложенных вопросов анкеты. На вопрос «Обучались ли Вы навыкам владения инновационными методами в преподавательской деятельности?» только 46% респондентов ответили положительно. Поэтому при оценке преподавателями своего уровня владения современными технологиями большинство (50%) отметили как средний, а остальные как низкий. Возможно, поэтому анализ показал, что 16% преподавателей проводят занятия традиционно, то есть используют лишь пассивные методы обучения, 64% предпочитают применять активные методы обучения, а инте-
рактивные применяют только 20%. В то же время 98% респондентов отметили, что более эффективными формами взаимодействия преподавателя и студентов в обучении являются активные и интерактивные. Характерно, что практически все респонденты дали положительный ответ на вопрос о необходимости обучения использованию инновационных методов в учебном процессе и выразили желание их применения в своей практике. На вопрос «Какие инновационные методы и приемы Вы предпочитаете использовать в преподавательской деятельности?» респонденты отвечали следующим образом: на занятиях используют компьютерные презентации - 74% преподавателей, имитационные технологии: игровые (деловые игры, ролевые игры на моделирование элементов профессиональной деятельности) - 19% и неигровые (кейс-технологии и др.) - 14%, инновационная образовательная проектная деятельность: создание профессионально направленных видеофильмов- 1 (на данный вопрос возможны были несколько вариантов ответа). Результативность применения инновационных методов обучения по основным направлениям респонденты оценивали по пятибалльной шкале: доступность и осознанность восприятия учебного материала -
4.7 б.; саморазвитие и самообразование, систематизация знаний студентов - 4,2 б.; развитие творческой активности и креативного мышления студентов - 4 б.; формирование аналитических умений и способностей глубже проникать в сущность изучаемых процессов и явлений -4,3 б.; повышение мотивации и уровня удовлетворенности профессией -
4.8 б.
Чтобы выявить мнение студентов по вопросам использования методов обучения и качества учебного процесса в вузе было проанкетировано 286 студентов-старшекурсников. На вопрос анкеты «Удовлетворяют ли Вас методы преподавания управленческих дисциплин в вашем учебном заведении?» 42% респондентов выразили неудовлетворение. При этом как основную причину и недостаток в работе педагогов указывали практику проведения лекционных, семинарских и практических занятий в традиционной форме, редкое обращение к активным и интерактивным методам обучения.Из инновационных методов и приемов, которые использовались в преподавании учебных дисциплин, респонденты отметили как наиболее эффективные с их точки зрения деловые игры (48%), case study (37%), профессионально направленные компьютерные презентации (12%). Респонденты также считают инновационные методы более эффективными в обучении, влияющими на повышение качества образования. По их мнению, результативность применения активных и интерактивных методов обучения высока (по пятибалльной шкале): доступность и осознанность восприятия учебного материала - 4,9 б.; саморазвитие и самообразование, систематизация знаний студентов - 4,5 б.; развитие творческой активности и креативного мышления - 4,5 б.; формирование аналитических умений и способно-
стей глубже проникать в сущность изучаемых процессов и явлений - 4,6 б.; повышение мотивации и уровня удовлетворенности профессией - 4,9 б.
Данные анкетирования студентов были доведены до сведения преподавателей, также участвующих в анкетном опросе. Закономерно, что встал вопрос о необходимости выявления основных факторов, затрудняющих использование инновационных методов в учебном процессе, и поиск путей решения существующих проблем. Преподаватели-респонденты обозначили следующие причины отставания в применении инноваций:
-неполная оснащенность учебных аудиторий компьютерными и электронными средствами обучения - 29%;
-недостаточная квалификация преподавателей в области современной компьютерной техники - 18%;
-незнание преподавателями технологии применения отдельных инновационных методов - 32%;
-отсутствие должного внимания к внедрению инновационных технологий со стороны ответственных за организацию учебного процесса -21%.
Преодолеть обозначенные трудности, возникающие при применении инноваций, возможно. Необходимо проделать следующую работу: систематически осуществлять подготовку преподавателей по овладению инновационными технологиями обучения, стимулировать разработку преподавателями мультимедийных учебно-методических пособий; совершенствовать оснащение в учебных заведениях мультимедийных классов; увеличить количество часов для обучения работе с компьютерными обучающими программами и в сети Интернет.
Таким образом, эффективные педагогические технологии, действенные способы получения, переработки и усвоения информации, методы и приемы, основанные на инновационных видах образовательной деятельности позволят студентам создать личный образовательный продукт путем интуиции, алгоритмов, решений, а следовательно, значительно повысить продуктивность и качество образовательного процесса [4]. Применение инноваций обеспечивает формирование и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков: способности принимать решения и умений решать проблемы, коммуникативных умений и качеств и т.д. [3]. Использование инновационных методов обучения в большой степени обусловлено спецификой преподаваемых дисциплин, и их выбор должен основываться на том, насколько они адекватны конкретной педагогической ситуации [1].
Особого внимания заслуживают активная и интерактивная модели обучения, построенные на взаимодействии преподавателя и студента с учетом принципов индивидуализации, гибкости, контекстного подхода, развития сотрудничества. Между преподавателем и студентом устанав-
ливаются субъект-субъектные отношения, акцент делается на диалоговое взаимодействие. При этом соответственно меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом-координатором, а не просто исполняет информирующе-контролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала [6]. Несомненным достоинством инновационного обучения является и то, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.
Одним из эффективных методов формирования и развития профессиональных и социальных компетенций, позволяющим вовлечь в работу абсолютно всю студенческую аудиторию, выступает метафорическая деловая игра [8]. Особенность данного вида деловой игры состоит в том, что для ее проведения используются разнообразные метафоры: сказки, притчи, легенды, которые передают по аналогии проблематику реальной ситуации и современные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются специалисты в области управления. По справедливому замечанию исследователя и бизнес-тренера М. Паркин, метафоры могут предложить новый взгляд на проблему и выявить неожиданные способы ее разрешения [8,с.143]. Д. Лакофф и М. Джонсон также справедливо полагают, что если «картина стоит сотни слов, то метафора стоит тысячи картин, так как она динамична, и каждый ее трактует по-своему» [8.с.143]. Таким образом, использование метафорического материала на занятиях у студентов через включение в коммуникационный процесс способствует умению обнаружить разные способы решения той или иной управленческой проблемы, позволяет активизировать творческие способности участников деловой игры. Не менее важно для обучения и то, что метафорические игры способствуют также взаимопониманию между участниками, учат ценить разные точки. Во время метафорической деловой игры преподаватель помогает искать способы разрешения той или иной проблемы, стимулируя их творческую активность. При этом он должен правильно проводить анализ ситуации и уметь делать вывод, не потеряв при этом ни одной точки зрения. Здесь преподаватель должен выступать в качестве менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации, тогда как обучающийся должен выступать в качестве субъекта деятельности [8,с.144]. При проведении подобной интерактивной формы работы с обучаемыми преподаватель должен уметь выявлять индивидуальные личностные и профессиональные качества студентов для оказания им помощи в разрешении сложных проблем, возникающих в метафорической игре. Данная форма работы позволяет научить студентов аргументировать свое мнение, вносить идею, владеть культурой дискуссии и спора, что, без сомнения, связано с организацией коммуникационного процесса [9, с.94]. Конечно
же, важен и исходный материал, используемый для проведения метафорической игры. Сюжет сказки должен быть хорошо известен всем участникам метафорической деловой игры, чтобы можно было, не увлекаясь сказочным сюжетом, искать новые решения вначале сказочной ситуации, а затем и близкой к ней по смыслу реальной управленческой проблемы.
Как показывает наша практика проведения подобных метафорических игр в нескольких филиалах Тюменского университета, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и г. Ишиме, студенты, вовлеченные в подобные занятия, отличаются и навыками самосовершенствования своей когнитивной и эмоциональной сферы, что важно не только для будущего специалиста, но и для нравственной личности. В связи с этим обращение к метафорической игре, для которой, в первую очередь, характерно стимулирование активного отклика на проблемные ситуации, с которыми сталкивается специалист и человек в процессе профессиональной деятельности, представляется вполне оправданным.
Описываемый тип обучения имеет ряд существенных дидактических преимуществ, способствующих установлению эффективного межкультурного коммуникационного процесса, в числе которых:
• инициативная позиция студентов в учебном процессе;
• усвоение учебного материала через познание мира и активный с ним диалог;
• самостоятельный творческий поиск ответов, основывающийся на имеющемся опыте с одновременным его обогащением и последующим поиском истины;
• выработка рефлексии, саморефлексии и умений осуществлять психофизиологическую коррекцию собственной деятельности [9,с.94].
Благодаря этому данная форма работы формирует, по нашему мнению, адекватное отношение студентов к современной культуре в широком смысле, способам накопления социального опыта и восприятия социальной среды, что в дальнейшем, несомненно, скажется на уровне их социальной зрелости в целом. Как показывает наш опыт работы, метафорические игры, основанные, прежде всего, на коммуникационном процессе, значительно повышают творческую активность участников, способствуют появлению стремления к освоению новых знаний, помогают решать достаточно сложные проблемные вопросы современного управления, а также помогают моделировать процесс принятия управленческих решений по организации эффективной деятельности и разрабатывать предложения по совершенствованию механизма предоставления услуг населению.
Как показывает наша практика преподавания управленческих дисциплин, использование данного метода (метафорических игр) позволяет повысить и уровень удовлетворенности профессией (для определения
124
уровня удовлетворенности использовалась методика, разработанная Н.В. Кузьминой в Ленинградском университете им. А. Жданова). Очевидно, что чем больше привлекательных сторон видит студент в будущей деятельности, тем более глубоким и положительным является отношение к ней. Несомненно, что внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям, в конечном счете, к креативности 10,c.91 ].
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами со студентами первого курса направления «Менеджмент» Тюменского государственного университета (2012-014 гг.). В эксперименте участвовало 88 студентов филиалов Тюменского государственного университета в Ямало-Ненецком национальном округе: из них 44 входило в контрольную группу, 44 - в экспериментальную группу. Студенты контрольной и экспериментальной группы имели одинаковую успеваемость. В контрольной группе использовалась традиционная методика преподавания управленческих дисциплин, в экспериментальной - систематическое и целенаправленное преподавание с активным использованием метафорических игр на практических занятиях. После года экспериментальной работы было выявлено, что 33% студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности профессией (индекс удовлетворенности изменился с 0,34 на 0,54 по методике профессора Н.В. Кузьминой). При традиционном обучении лишь у 27% студентов контрольной группы отмечается изменение уровня удовлетворенности профессией (с 0,34 на 0,4). Также выявлено, что студенты экспериментальной группы показывают и более высокий уровень качественной успеваемости - 52% по сравнению с контрольной группой -37,5% [10, с.91].
Таким образом, можно заключить, что метафорические игры важны в преподавании управленческих дисциплин, поскольку их целенаправленное использование формирует креативно мыслящих специалистов с высоким индексом удовлетворенностью профессией, что необходимо как для повышения качества образовательного процесса, так и для развития общества в целом. Кроме того, важно, на наш взгляд, что подобный способ обучения студентов способствует формированию самостоятельной и ответственной личности, которая сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той или иной управленческой задачи, и преодолевать их.
В вузовской подготовке активно применяются методы анализа конкретных ситуаций - case study. В учебном процессе используются различные виды кейсов: ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упреждения («Брейнсторм», «Мозговой штурм», «Дерево решений», «Анализ казусов», «Лестницы и змейки», «Переговоры и медиация» и др.). Кейс-метод, по нашему мнению, способствует не только освоению учебной информации, но и обучает важным для со-
временного менеджера компетенциям. Метод анализа кейсов - наиболее приемлемая, по мнению многих исследователей, интерактивная технология, так как направлена скорее на формирование новых психологических умений, чем на освоение знаний[10,с.89]. Данная форма работы позволяет преподавателю создавать такие ситуации, которые позволили студентам выйти за рамки эгоистической позиции и помогли креативно реализовывать возможности совместной деятельности, необходимой для будущих менеджеров. Сущность этой технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений предлагаемых ситуаций. Как показывает практика использования кейс-метода в процессе преподавания управленческих дисциплин, данная технология активизирует обучаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность профессиональной подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счёт стимулирования интереса обучаемых к учебному процессу. Как отмечается исследователями, кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи, важные для современной подготовки специалистов в области менеджмента: овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы будущей профессиональной деятельности; отработка умения востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации; приобретение навыков применения теоретических знаний для анализа практических проблем; наглядное представление своеобразия принятия решения в ситуации неопределенности и т.д. [11 ,с. 112]. При использовании данного метода важно учитывать, что кейсы следует разрабатывать и реализовывать в системе обучения студентов направления «Менеджмент» с учетом ряда характеристик, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах: во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения; во-вторых, кейс должен быть максимально приближен к будущей реальной профессиональной деятельности; в-третьих, задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения, материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике[11, с.112] На наш взгляд, кейс-метод для обеспечения высокой результативности предъявляет и особые требования и к преподавателю. В процессе реализации кейс-метода преподаватель не ограничивает свободу мысли студентов, открывает простор для реализации интеллектуального и творческого потенциала студентов. Важно, на наш взгляд, что данная технология способствует формированию не только креативно мыслящего профессионала, но и сознательной ответственной личности, которая в дальнейшей деятельности сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той
или иной управленческой задачи, и, самое главное, преодолевать их. Обмен информацией и сотрудничество оказывают положительное влияние на все три компонента креативности: компетентность, умение творчески мыслить, мотивацию. Любой человек получает больше удовольствия от работы, если у него есть возможность сотрудничать и обмениваться информацией, что повышает внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация студентов - будущих менеджеров возрастает, когда они видят, что окружающие увлечены деятельностью. Кейс-метод позволяет, по нашему мнению, научить студентов аргументировать свою позицию, вносить интересные идеи и ставить творческие цели, а также следить за своими эмоциями и психологически верно вступать в процесс общения с другими людьми, что необходимо для креативно мыслящего профессионала. В проведении кейс-технологии, как показывает наша практика, важен и исходный материал для анализа управленческой ситуации. Материал, отобранный для проведения кейс-метода, должен отражать реальные проблемы. Необходимо, по нашему мнению, чтобы проблемы кейса были в некоторой степени известны студентам, чтобы они не увлекались повествованием, а искали пути решения ситуации. Кроме того материал должен содержать все необходимые данные для разрешения управленческой проблемы, в противном случае решение будет односторонним: интересны для формирования компетенций будущего менеджера те ситуации, которые дают несколько возможных ответов.
Как показывает наша практика преподавания управленческих дисциплин, кейс-методы наиболее продуктивны в работе со студентами, имеющими некоторый опыт практической работы. Использование данного метода в нашей практической деятельности позволило повысить и уровень удовлетворенности профессией (для определения уровня удовлетворенности использовалась методика, разработанная Н. В. Кузьминой).
Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса направления «Менеджмент» Тюменского государственного университета (2012-2014 гг.). В эксперименте участвовало 88 студентов: из них 44 входило в контрольную группу, 44 - в экспериментальную группу. В контрольной группе использовалась традиционная методика преподавания управленческих дисциплин, в экспериментальной - систематическое и целенаправленное преподавание с активным использованием кейс-метода. После года экспериментальной работы было выявлено, что 36% студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности профессией (индекс удовлетворенности изменился с 0,34 на 0,54). При традиционном обучении лишь у 28% студентов контрольной группы отмечается изменение уровня удовлетворенности профессией (с 0,34 на 0,4). Также выявлено, что студенты экспериментальной группы показывают и более высокий уро-
вень качественной успеваемости - 52% по сравнению с контрольной группой - 37,5%. Студенты экспериментальной группы более активно участвовали в научно-исследовательской работе: из них - три стали призерами международных конференций (Москва, Казань), написано за 2013-2014 гг. 42 статьи в сборники трудов международных конференций (в начале опытно-экспериментальной работы было написано только две статьи на вузовскую конференцию), 18 студентов активно работают по исследованиям кафедры менеджмента, маркетинга и логистики, у студентов контрольной группы научная активность ниже: написано 8 научных статей, не наблюдается и активного участия на конференциях. Таким образом, можно предполагать, что кейс-метод важен в преподавании управленческих дисципли: его использование формирует креативно мыслящих специалистов с высоким индексом удовлетворенностью профессией, что необходимо как для повышения качества образовательного процесса, так и для развития общества в целом. Проведенное исследование показывает, что вопросы о том, как наиболее эффективно организационно и методически правильно построить образовательный процесс в вузе, актуальны. Благодаря творческому использованию активных технологий процесс обучения становится более интересным и эффективным. Инновационная деятельность в образовании должна быть направлена на повышение качества образования, создание новых креативных образовательных технологий, повышение профессионального уровня педагогов, конкурентоспособности вузов и выпускников.
Список литературы
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Владос, 2010. - 648 с.
2. Мелехина Е.А. Инновационная деятельность преподавателя как актуальная проблема в контексте реформирования системы высшего профессионального образования // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды междунар. науч.-практ. интернет-конф. - Ростов н/Д: Аркоп, 2008. - Сб. 6. - Ч. 1. - 384 с.
3. Михайличенко Т.А., Громова О.Б. О реализации ФГОС в техническом ВУЗе // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - C. 89-95.
4. Постольникова Е.М. Использование креативных методов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011 /11 /07/ispolzovanie-kreativnykh-metodov-v-obrazovatelnom-protsesse
5. Сакович С. М. Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mai.ru/ events/sfiro/articles/sec1/sakovich.doc
6. Сармина Г.К. Инновационные технологии в среднем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. - URL: http://sociosphera.com/ publication/conference/2014/229/innovacionnye_tehnologii_v_srednem_professionalnom_ obrazovanii/
7. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: материалы XIV междунар. заоч. науч.-практ. конф.,19 нояб. 2012 г. / под ред. Я. А. Полонского. - Новосибирск: СибАК, 2012.
8. Черноморченко С.И. Использование инновационных технологий в переподготовке муниципальных служащих.// Вестн. ЛГУ им. А.С.Пушкина. - Т. 3. Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 141-146.
9. Черноморченко С.И.Роль инновационных технологий в формировании творческой активности студентов направления «Менеджмент» // Инновации в науке : материалы X междунар. заочн. науч.-практ. конф., 22 мая 2012 г. / под ред. Я. А. Полонского. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С.89-97.
10. Черноморченко С.И. Инновационные технологии формирования креативности в процессе преподавания «Теории менеджмента» // Инновации в науке: материалы XI междунар. заочн. науч.-практ. конф., 15 авг. 2012 г. / под ред. Я. А. Полонского. - Новосибирск: СибАК,2012. - С.87-93.
11. Черноморченко С.И. Инновационные методы работы преподавателя-куратора студенческой группы в высшем учебном заведении // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Т. 3. Педагогика. 2013. - № 4. - С. 107-117.