ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
С. И. Черноморченко
А. А. Чернышев
Цель данной работы - выявить влияние инновационных методов обучения на совершенствование подготовки будущих специалистов в области управления. Наиболее продуктивными в результате апробации были признаны деловые метафорические игры, в процессе реализации которых у обучаемых формируется новый взгляд на способы разрешения управленческих проблем. Проведенное исследование может стать основой для продолжения поисков по проблемам совершенствования обучения студентов - будущих управленцев, для выявления методов и способов повышения социальной активности будущих специалистов.
The aim of this work is to identify the impact of innovative teaching methods on the improvement of future specialists training in the field of management. The metaphoric business games and case study were considered to be the most productive according to the results of testing. They help trainees in forming new approaches to managerial problems solving. The research can be the basis for further research on improving education of students - future managers, - to identify methods and techniques for improving social activity of future specialists.
Ключевые слова: инновационные технологии, метафорическая игра, кейсметод, индекс удовлетворенности деятельностью.
Key words: innovative technologies, metaphorical game, case study, index of activity satisfaction.
Cправедливо утверждение о том, что основой современного образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. В процессе обучения важно развивать у студентов такие способности, как творческая активность, креативное мышление, умение быстро адаптироваться к изменчивым потребностям рынка. Современные инновационные разработки в обучении студентов в большой степени продиктованы применением интерактивных методов, потому что, согласно стандарту, преподаватель в интерактивной форме должен вести теперь не менее двадцати процентов аудиторных занятий по каждой дисциплине. Поэтому ведущее место в современной системе обучения должны занимать инновационные методы подготовки специалистов, от которых в будущем потребуется формирование и реализация инновационной политики. К сожалению, инновации в образовательной деятельности, т. е. использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью [1], не всегда активно применяются в образовательной среде, что отражается и на качестве образования. Применение инноваций обеспечивает формирование и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков: способности принимать решения, умения решать проблемы и т. д. [2]. Использование инновационных методов обучения в большой степени обусловлено спецификой преподаваемых дисциплин, и их выбор должен основываться на том, насколько они адекватны конкретной педагогической ситуации [3]. Особого внимания заслуживают активная и интерактивная модели обучения, построенные на взаимодействии преподавателя и студента с уче-
79
том принципов индивидуализации, гибкости, контекстного подхода, развития сотрудничества. При этом соответственно меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом-координатором, а не просто исполняет информирующе-контролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала [3].
Одним из эффективных методов формирования и развития профессиональных и социальных компетенций, позволяющим вовлечь в работу абсолютно всю студенческую аудиторию, выступает метафорическая деловая игра [4]. Особенность данного вида деловой игры состоит в том, что для ее проведения используются разнообразные метафоры, которые передают по аналогии проблематику реальной ситуации и современные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются специалисты в области управления. Использование метафорического материала на занятиях у студентов через включение в коммуникационный процесс способствует умению обнаружить разные способы решения той или иной управленческой проблемы, позволяет активизировать творческие способности участников деловой игры. При проведении подобной интерактивной формы работы с обучаемыми преподаватель должен уметь выявлять индивидуальные личностные и профессиональные качества студентов для оказания им помощи в разрешении сложных проблем, возникающих в метафорической игре. Данная форма работы позволяет научить студентов аргументировать свое мнение, вносить идею, владеть культурой дискуссии и спора, что, без сомнения, связано с организацией коммуникационного процесса [4]. Как показывает наша практика проведения подобных метафорических игр в нескольких филиалах Тюменского университета, студенты, вовлеченные в подобные занятия, отличаются навыками самосовершенствования своей когнитивной и эмоциональной сферы, что важно не только для будущего специалиста, но и для нравственной личности. В связи с этим обращение к метафорической игре, для которой в первую очередь характерно стимулирование активного отклика на проблемные ситуации, с которыми сталкивается специалист и человек в процессе профессиональной деятельности, представляется вполне оправданным. Данная форма работы формирует, по нашему мнению, адекватное отношение студентов к современной культуре в широком смысле, способам накопления социального опыта и восприятия социальной среды, что в дальнейшем, несомненно, скажется на уровне их социальной зрелости в целом. Как показывает наш опыт работы, метафорические игры, основанные прежде всего на коммуникационном процессе, значительно повышают творческую активность участников, способствуют появлению стремления к освоению новых знаний, помогают решать достаточно сложные проблемные вопросы современного управления, а также помогают моделировать процесс принятия управленческих решений по организации эффективной деятельности и разрабатывать предложения по совершенствованию механизма предоставления услуг населению.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами со студентами первого курса направления «Менеджмент» Тюменского государственного университета в 2012-2014 гг. В эксперименте участвовало 88 студентов филиалов Тюменского государственного университета, из них 44 входило в кон-
80
трольную группу и 44 - в экспериментальную группу. Студенты контрольной и экспериментальной групп имели одинаковую успеваемость. В контрольной группе использовалась традиционная методика преподавания управленческих дисциплин, в экспериментальной - систематическое и целенаправленное преподавание с активным использованием метафорических игр на практических занятиях. После года экспериментальной работы было выявлено, что 33 % студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности профессией (индекс удовлетворенности изменился с 0,34 на 0,54 по методике профессора Н. В. Кузьминой). При традиционном обучении лишь у 27 % студентов контрольной группы отмечается изменение уровня удовлетворенности профессией (с 0,34 на 0,4). Также выявлено, что студенты экспериментальной группы показывают и более высокий уровень качественной успеваемости - 52 % по сравнению с контрольной группой — 37,5 % [4].
Таким образом, можно заключить, что метафорические игры важны в преподавании управленческих дисциплин, поскольку их целенаправленное использование формирует креативно мыслящих специалистов с высоким индексом удовлетворенностью профессией, что необходимо как для повышения качества образовательного процесса, так и для развития общества в целом. Важно, на наш взгляд, что данная технология способствует формированию не только креативно мыслящего профессионала, но и сознательной ответственной личности, которая в дальнейшей деятельности сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той или иной управленческой задачи, и, самое главное, преодолевать их. Обмен информацией и сотрудничество оказывают положительное влияние на все три компонента креативности: компетентность, умение творчески мыслить, мотивацию.
Проведенное исследование показывает, что вопросы о том, как наиболее эффективно организационно и методически правильно построить образовательный процесс в вузе, актуальны. Благодаря творческому использованию активных технологий процесс обучения становится более интересным и эффективным. Инновационная деятельность в образовании должна быть направлена на повышение качества образования, создание новых креативных образовательных технологий, повышение профессионального уровня педагогов, конкурентоспособность вузов и выпускников.
Список литературы
1. Мелехина Е. А. Инновационная деятельность преподавателя как актуальная проблема в контексте реформирования системы высшего профессионального образования // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. интернет-конференции. - Ростов н/Д.: Аркоп, 2008. - Сб. 6. - Ч. 1. - 384 с.
2. Черноморченко С. И. Использование инновационных технологий в переподготовке муниципальных служащих // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Т. 3. Педагогика. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 1. - С. 141-146.
3. Черноморченко С. И. Роль инновационных технологий в формировании творческой активности студентов направления «Менеджмент» // Инновации в науке: материалы X междунар. заоч. науч.-практ. конф. (22 мая 2012 г.) / под ред. Я. А. Полонского. -Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 89-97.
4. Черноморченко С. И. Инновационные методы работы преподавателя-куратора студенческой группы в высшем учебном заведении // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Т. 3. Педагогика. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - № 4. - С. 107-117.
81