УДК 338.486.3 - 055.2
С. И. Черноморченко
Использование инновационных технологий в процессе формирования готовности женщин-руководителей к управлению организацией сферы туристического бизнеса
в условиях кризиса
Цель статьи - изучить воздействие инновационных методов обучения (кейс-метода) на формирование управленческих навыков женщин-руководителей организацией сферы туристического бизнеса. В статье рассматривается опыт автора по формированию готовности женщин-руководителей к эффективному управлению туристической организацией в условиях кризиса. Полученные результаты показали увеличение количества инновационно действующих руководителей туристического бизнеса, что отразилось и на финансовых результатах вверенных им компаний. Данное исследование может быть продолжено с целью совершенствования процессов антикризисного управления.
The purpose of this article - to study the impact of innovative teaching methods (case-method) on the formation of managerial skills of women leaders organizing the tourism business. In the article the author's experience on formation of readiness of women rukovoditeley to the effective management of tourism organization in crisis. The results showed an increase in the number of active innovation leaders tourism business, which was reflected in the financial results of the companies entrusted to them. This research may be continued in order to improve crisis management processes.
Ключевые слова: антикризисное управление, управление организацией сферы туристического бизнеса, кейс-метод, творческая активность.
Key words: crisis management, organization management of the tourism business, the case method, creative activity.
В современной российской экономике одной из наиболее важных является проблема предотвращения банкротства предприятий различных сфер деятельности. Эта проблема появилась потому, что значительное количество малых предприятий, к которым можно отнести значительную часть организаций, руководимых женщинами-предпринимателями, испытывают определенные финансовые трудности, а многие либо находятся на стадии банкротства, либо стали банкротами. Традиционные методы управления в подобных ситуациях чаще всего не дают ярко выраженного экономического эффекта, потому что они направлены на управление предприятиями, имеющими на существующем рынке устойчивые позиции. В этой си-
© Черноморченко С. И., 2016
туации актуальными являются проблемы обоснования и активного внедрения в практику работы современных организаций таких форм и методов управления, применение которых способствовало либо предотвращению кризисных ситуаций, либо создавало действенную программу оздоровления деятельности [1]. Подобная система мер определяется как антикризисное управление (антикризисный менеджмент), и, как демонстрирует практика внедрения таких действий, она может оказать предприятиям помощь по выходу из кризисной ситуации.
Традиционно антикризисное управление должно решать разносторонние задачи, главной целью его является поддержание стабильного положения предприятия на рынке и сохранение финансовой устойчивости. Подобный вид управления применяет такие управленческие и финансовые механизмы, которые способствуют выходу предприятию из кризиса с минимальными потерями. Следует учитывать, что для успешной работы предприятия в условиях кризиса требуется не только высокий профессионализм руководителя, связанный с умениями, необходимыми для реализации принципов антикризисного управления (умение ставить перспективные задачи, рационально планировать работу, четко распределять функции и обязанности, продуманно мотивировать сотрудников и т. д.), но и умения, связанные с коммуникативной функцией (умение устанавливать продуктивные контакты с сотрудниками, контролировать эмоции, эффективно воспринимать собеседника, владеть письменной и устной речью и т. д.). Руководитель в условиях антикризисного управления должен обладать и инновационным мышлением, так как внедрение инноваций и использование их помогает, как показывает деятельность многих предприятий, адаптировать организацию к изменяющимся запросам рынка и позволяет повысить конкурентоспособность организации [3]. В связи с этим представляется важным формировать у руководителя современного бизнеса творческой активности, способствующей разрешению многих организационных проблем в условиях кризиса.
В своем исследовании и практической работе по использованию инновационных технологий в процессе формирования готовности к управлению организациями в условиях кризиса мы акцентировали внимание на деятельности женщин-предпринимателей, руководителей предприятий сферы туристического бизнеса Тюменского региона. В результате анализа работы организаций туристического бизнеса, руководимых женщинами, и данных статистических документов по туристической деятельности региона было выявлено стойкое снижение, по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет, финансовых показателей, что свидетельствует о кризисной ситуации в данной сфере деятельно-
сти. Для выхода из сложной кризисной ситуации нами были разработаны пути совершенствования антикризисного управления организациями туристического бизнеса, при этом одним из аспектов программы стало формирование творческой активности у руководителей данных организаций. Следует отметить, что женщины-предприниматели в своей управленческой практике эффективно используют особое поведение, в котором наблюдается отход от рационализма, реализуются собственные, порой уникальные технологии, часто привлекаются к управленческой деятельности природные качества, которые не всегда используются мужчинами-руководителями в процессе управления фирмой [6]. В процессе наблюдения и проводимых опросов нами выявлено, что женщины-руководители организаций туристического бизнеса готовы к нестандартным решениям, трудоспособны, обладают хорошей интуицией, коммуникабельны, способны оказать работнику организации моральную поддержку в сложной ситуации кризиса.
Исходя из теории личности по К. Платонову, мы воспринимаем определение «творческая» как определенная направленность личности, а категория «активность» - как степень её выраженности [4]. Творческая активность (в дальнейшем - ТА) как целостное образование выступает в сочетании двух аспектов: внешнего (отношение к различным видам деятельности) и внутреннего (свойства и качества личности, необходимые для осуществления этой деятельности на творческом уровне) [5, с. 91]. Та воспринимается как устойчивое личностное образование динамического характера, как интегральное качество личности, состоящее из комплекса эмоциональных, интеллектуальных, характерологических свойств, помогающих руководителю бизнеса проявлять творчество в любом виде деятельности, даже в самых сложных условиях реализации какой-либо деятельности [5, с. 91]. В процессе проведения разных видов опроса, наблюдения, рейтинга экспертов нами были определены следующие критерии творческой активности женщин-руководителей организаций сферы туристического бизнеса Тюменского региона:
• склонность к интерпретации управленческих проблем в организациях сферы туристического бизнеса;
• способность к постановке творческой задачи в деятельности туристических фирм в условиях кризиса;
• творческая самостоятельность в выполнении действий, связанных с профессиональной деятельностью в сфере туризма [3, с. 92].
В экспериментальной работе по выявлению уровня творческой активности женщин-руководителей сферы туристического бизнеса были проинтервьюированы 66 женщин-руководителей организаций туристического бизнеса крупных городов Тюменской области (Тю-
мень, Ишим, Ноябрьск, Салехард). В результате нашего изучения деятельности женщин-руководителей были определены три уровня творческой активности: высокий, средний, низкий. В основу характеристики каждого уровня была положена идея их соответствия предложенным критериям ТА. Одни из уровневых характеристик демонстрируют полную сформированность определенного качества творческой личности, другие показывают частичную сформирован-ность, третьи указывают на несформированность определенного уровня творческой активности. Было выявлено, что женщины-руководители с низким уровнем творческой активности не находили способы разрешения кризисных ситуаций, руководимые ими туристические фирмы демонстрировали снижение основных финансовых показателей деятельности. Причем 95 % женщин-руководителей с низким уровнем творческой активности не хотели бы менять сферу деятельности, готовы были к развитию и самосовершенствованию, к личностному и профессиональному росту, но не представляли, как подобную готовность реализовать в сложной ситуации кризиса.
В проведении занятий по формированию творческой активности женщин-руководителей организаций туристического бизнеса мы использовали разнообразные инновационные методы: метод синекти-ки, метод фокальных объектов, метод «шести шляп», метод метафорической игры и в качестве основного метода - метод анализа кейсов. Специфика реализации данного метода состоит в том, что учебный материал следует преподносить обучаемым в виде определенных микропроблем, обязательно связанных с практической деятельностью в области туризма (материал для составления кейсов нами был взят из документов действующих организаций туристического бизнеса Тюменского региона, причем важно было в анализируемых ситуациях показать организации с разной степенью эффективности в условиях кризиса). В процессе реализации метода анализа кейсов знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности обучаемых по разработке решений рассматриваемых ситуаций в организациях сферы туристического бизнеса [3]. В содержании представляемых для анализа ситуаций показывалось, что в управленческой практике туризма действует множество факторов, событий, возникающих как в результате различных комбинаций внутренних взаимосвязей элементов организации, так и в результате определенного воздействия внешней среды (политические и экономические факторы) [2]. Эффективность организаций туристического бизнеса в предлагаемых для анализа ситуациях демонстрировалась с различных сторон: формирования затрат, планирования объема услуг, прибыли, умений продуктивно работать с клиентами и др. При современных условиях хозяйствова-
ния важен и учет целей и интересов всех субъектов, непосредственно связанных с работой организации сферы туристического бизнеса: потребителей, конкурентов, поставщиков туристических услуг и т. д. [2, с. 12]. Важно, чтобы используемый для анализа ситуаций практический материал содержал всю необходимую информацию для разрешения той или иной проблемы (в противном случае решение будет односторонним). Следует отметить, что для формирования готовности женщин-руководителей работать в условиях кризиса важен, по нашему мнению, анализ тех ситуации, которые дают несколько вариантов возможных ответов. Поэтому в разработке ситуаций для творческого осмысления обучаемыми мы учитывали и мнение российских исследователей по проблемам антикризисного управления организациями сферы туристического бизнеса, что не существует общей «идеальной» модели управления организациями туристического бизнеса: каждая из организаций должна искать собственную модель поведения и управления в условиях постоянно меняющейся среды. Выбор управленческой модели организации туристического бизнеса определяют следующие факторы: виды предлагаемых услуг; характер среды, в которой действует туристическая организация; размер фирмы и т. д. [2, с. 15]. Подобная «индивидуальная» модель деятельности организаций сферы туристического бизнеса требует от руководителя умения творчески анализировать постоянно меняющиеся ситуации во внешней среде, разрабатывать инновационные способы их разрешения.
В проведении занятий с женщинами-руководителями организаций сферы туризма, мы учитывали, что кейс-метод как технология помогает решать следующие задачи, важные для современного специалиста, работающего в условиях меняющейся внешней среды: глубокое овладение навыками и приемами всестороннего анализа проблемных ситуаций; совершенствование умений нахождения дополнительной информации, необходимой для тщательного изучения существующей ситуации; формирование навыков применения теоретических знаний для анализа современных проблем деятельности организаций сферы туризма; четкое представление своеобразия принятия решения в ситуации неопределенности и т. д. [4]. При применении данного метода необходимо учитывать, что, во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения руководителей туристических организаций; во-вторых, кейс должен быть связан с реальной профессиональной деятельностью в сфере туризма; в-третьих, задание кейса должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было использовать разные пути для поиска вариантов решения сложных проблем, возникающих в деятельности организации [5]. На наш взгляд, важно, что кейс-технология формирует не только творчески активного профессионала , но и специали-
ста, который в последующей деятельности сможет верно воспринимать и оценивать трудности в процессе решения той или иной управленческой задачи в разных условиях деятельности организации сферы туризма, и, самое главное, преодолевать их [5]. Кейс-метод, по нашему мнению, учит женщин-руководителей туристических организаций доказывать свою управленческую позицию, предлагать креативные идеи и разрабатывать инновационные цели в развитии туристического бизнеса в условиях кризисной ситуации. Данная технология помогает, по нашему мнению, контролировать собственные эмоции и психологически верно организовывать процесс коммуникации с другими людьми (поставщиками туристических услуг, клиентами и т. д.), что важно для современного профессионала сферы туристической деятельности, работающего в условиях нестабильности внешней среды. Не менее важно для обучения руководителей организаций сферы туризма и то, что кейс-метод помогает установлению взаимопонимания между участниками процесса обучения, учит ценить разные точки зрения на разрешение той или иной управленческой проблемы и по возможности интегрировать их - все эти аспекты необходимы для эффективной работы в условиях кризиса [4]. Из практики проведения кейс-методов на курсах переподготовки женщин-руководителей организаций сферы туристического бизнеса было выявлено, что в ходе проведения подобных занятий важна и психологическая подготовка самого преподавателя. Преподаватель должен быть не просто транслятором определенной информации, он должен акцентировать свое внимание прежде всего на формирование творческой активности слушателей курсов переподготовки. Кроме того, как показывает наш опыт, при проведении подобной формы работы преподаватель должен уметь выявлять личностные и профессиональные качества обучаемых (женщин-руководителей) для оказания эффективной помощи в разрешении сложных проблем, возникающих в процессе проведения занятий.
Экспериментальная работа по формированию готовности женщин-руководителей организаций сферы туристического бизнеса к управлению в условиях кризиса нами осуществлялась в течение 2015-2016 гг. Данная работа проходила в три этапа: на первом этапе была проанализирована деятельность 66 женщин-руководителей организаций туристического бизнеса Тюменского региона. Было выявлено, что во всех организациях, которыми руководили обучаемые, произошло снижение эффективности деятельности: отмечено резкое ухудшение всех финансовых показателей, что подтверждает наличие кризисного состояния туристических предприятий, и, как следствие, необходимость разработки и реализации антикризисных мер. В результате проведенного анкетирования и наблюдения за деятельностью организаций было отмечены разные уровни творче-
ской активности у женщин-руководителей: к высшему уровню были отнесены 5 %; к среднему - 50 %, к низшему - 45 %. Второй этап представлял собой систему практических занятий по формированию творческой активности женщин-руководителей с целью повышения эффективности деятельности в условиях кризиса туристической отрасли. На втором этапе обучаемые коллективно сформулировали основные направления организаций туристического бизнеса с использованием инновационной составляющей: формирование и внедрение в практику инновационных туристических продуктов; активное использование новых интеллектуальных знаний (материалов) для предоставления туристических услуг; освоение новых рынков туристических услуг и т. д. [2, с. 18]. На этом же этапе началось внедрение предложенных инновационных направлений в деятельности организаций, руководимых обучаемыми. В середине второго этапа (три месяца работы) нами было отмечено изменение в уровнях ТА - к высшему уровню творческой активности были отнесены - 8 %; к среднему - 55 %; к низшему - 37 %. На третьем этапе происходила дальнейшая работа по изучению ситуаций, а также анализировались проблемы, возникающие в туристических организациях в процессе реализации основных инновационных направлений. Было выявлено и улучшение финансовых показателей деятельности большинства организаций (85 %), что позволило сделать вывод, что повышение уровня творческой активности руководителя имеет непосредственное влияние на качество принимаемых управленческих решений в условиях кризиса. В конце завершающего этапа работы было выявлено, что произошло изменение в уровнях ТА обучаемых - к высшему уровню творческой активности были отнесены - 15 % участниц экспериментальной работы; к среднему - 60 %; к низшему - 25 %.
По завершению проведения курсов по переподготовке женщин-руководителей организаций сферы туристического бизнеса Тюменского региона было выявлено, что у 36 % слушателей изменился уровень удовлетворенностью профессией с 0,45 до 0,61 (при расчете индекса удовлетворенности профессией использовалась методика, разработанная Н.В. Кузьминой [5]. Повышение индекса удовлетворенности деятельностью может стать основой как для формирования творческого отношения к процессам управления, так и для профессионального развития женщины-руководителя туристического бизнеса. В процессе работы на курсах по формированию готовности к работе в кризисных условиях было установлено, что при обучении с активным использованием кейс-метода в начале обучения выявлено 32 % слушателей с готовностью творчески решать сложные управленческие проблемы; по завершению курсов повышения квалификации - 58 %. Подобные результаты подтвер-
ждают важность применения инновационных технологий, в частности кейс-метода, в процессе формирования творчески мыслящего руководителя организации сферы туристического бизнеса. По нашему мнению, инновационное мышление в определенной степени может повысить и качество управленческих решений, принимаемых на разных уровнях в сложных современных условиях существования организаций сферы туристического бизнеса. Как показывает практика, кейс-метод способствует развитию умений руководителя моделировать сам процесс принятия управленческих решений по организации эффективной деятельности в сфере туризма в условиях кризиса, помогает разрабатывать инновационные предложения по совершенствованию механизма предоставления туристических услуг населению.
Список литературы
1. Балашов А.А. Антикризисное управление предприятиями сферы турист-ско-рекреационных услуг: автореф. ... канд. эконом. наук. - М., 2007. - 27 с.
2. Исмиева Р.Т. Управление эффективностью функционирования организацией туристического бизнеса: автореф. ... канд. эконом. наук. - Махачкала, 2011. - 28 с.
3. Лунгу А.Г. Трещевский Ю.И., Сысоева Е.Ф. Антикризисное управление предприятием в экономике потребления // Регион. - 2013. - № 3 (22). -С. 115-120.
4. Черноморченко С.И. Инновационные технологии формирования креативности в процессе преподавания «Теории менеджмента» // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й междунар. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - Ч. 2. -С. 99-103.
5. Черноморченко С.И. Роль инновационных технологий в формировании творческой активности студентов направления «Менеджмент» // Инновации в науке: материалы IX междунар. заоч. конф. - Новосибирск: Сибир. ассоц. консультантов, 2012. - С. 89-97.
6. Черноморченко С.И. Особенности реализации творческой активности в женском бизнесе // Образование через всю жизнь : непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - Ч. 3. - Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2014. - С. 314-320.