Научная статья на тему 'Инновационные технологии формирования креативности в преподавании менеджмента'

Инновационные технологии формирования креативности в преподавании менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии формирования креативности в преподавании менеджмента»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕНЕДЖМЕНТА

С. И. Черноморченко

Высокая конкуренция в условиях развивающейся экономики нашей страны, многообразие управленческих функций и все нарастающее количество сложных проблем заставляют изменить подход к формированию специалиста направления «Менеджмент». Современная образовательная система призвана перейти к концепции развивающего личность обучения, готовой сформировать специалиста с высокой творческой активностью, умеющего креативно мыслить. Креативность чаще всего связывается с миром науки и искусства, с возможностью генерировать оригинальные идеи, по отношению к управлению важна не только нетрадиционность, но и полезность, и, конечно, реализуемость на практике, что необходимо учитывать при обучении будущего специалиста [1, с. 11]. Креативность, как характеристика личности инноватора является ключевым ресурсом экономического и социального развития инновационно ориентированных обществ. Исследователи отмечают, что это многомерный и личностный феномен. Креативность представляет собой значимый личностный ресурс, позволяющий человеку адекватно участвовать в инновационных процессах.

Инновационная деятельность требует от личности готовности оперативно и позитивно реагировать на быстрый темп существенных изменений жизни (инновационная чувствительность и адаптивность), а также самому выступать в качестве инициатора и участника создания инноваций и их практического использования. По мнению современных исследователей, умение нестандартно мыслить - важный компонент креативности, но справедливо и утверждение, что необходимо учитывать и другие компоненты креативности: компетентность и мотивацию [1, с. 12]. При этом компетентность не может быть определена только через сумму знаний и умений, так как важная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетентность является сложным и многоуровневым явлением. Следует отметить, что выделяются не только учебные компетенции, но и социальные, которые помогут будущему специалисту успешно сотрудничать с другими людьми, отстаивать свою позицию, проявлять творческую инициативу. Умение творчески мыслить определяется чаще всего как гибкость, так и как изобретательность в поиске решения проблемы. Мотивация связывается, прежде всего, с внутренней мотивацией, которая приводит к оригинальным решениям, к увлеченности процессом поиска. В связи с этим в формировании креативности будущих управленцев мы делали акцент на те инновационные методы обучения, которые помогали овладевать профессионально важными компетенциями и активно мотивировали студентов на процесс постижения знаний и на будущую профессию.

В формировании креативной активности будущего профессионала большую роль, по нашему мнению, призваны сыграть многие инновационные методы работы со студентами, в том числе и кейс-метод. Данный метод способствует не только освоению учебной информации, но и обучает важным

99

для современного менеджера компетенциям. Метод анализа кейсов - наиболее приемлемая, по мнению многих исследователей, интерактивная технология, так как направлена скорее на формирование новых психологических умений, чем на освоение знаний [2, с. 278]. Данная форма работы позволяет преподавателю создавать такие ситуации, которые позволили бы студентам выйти за рамки эгоистической позиции и помогли бы креативно реализовывать возможности совместной деятельности, необходимой для будущих менеджеров.

Сущность этой технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений предлагаемых ситуаций. Как показывает практика, использование кейсметода активизирует обучаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность профессиональной подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счёт стимулирования интереса обучаемых к учебному процессу. Как отмечается исследователями, кейс-метод, как форма обучения и активизации учебного процесса, позволяет успешно решать следующие задачи, важные для современной подготовки специалистов в области менеджмента: овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы будущей профессиональной деятельности; отработку умения востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации; приобретение навыков применения теоретических знаний для анализа практических проблем; наглядное представление своеобразия принятия решения в ситуации неопределенности и т. д. [1, с. 205]. При использовании данного метода важно учитывать, что кейсы следует разрабатывать и реализовывать в системе обучения студентов направления «Менеджмент» с учетом ряда характеристик, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах. Во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения, во-вторых; он должен быть максимально приближен к будущей реальной профессиональной деятельности; в-третьих, задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения. Материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

На наш взгляд, кейс-метод для обеспечения высокой результативности предъявляет особые требования и к преподавателю. В процессе реализации кейс-метода преподаватель не сообщает студентам готового решения той или иной рассматриваемой проблемы, он лишь помогает искать способы её разрешения. При этом преподаватель не ограничивает свободу мысли студентов, которая некоторым образом стимулирует самостоятельность при выборе того или иного решения проблемы, открывает простор для реализации интеллектуального и творческого потенциала студентов. Важно, на наш взгляд, что данная технология способствует формированию не только креативно мыслящего профессионала, но и сознательной ответственной личности, которая в дальнейшей деятельности сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той или иной управленческой задачи, и самое главное - преодолевать их.

100

Обмен информацией и сотрудничество оказывают положительное влияние на все три компонента креативности: компетентность, умение творчески мыслить, мотивацию. Любой получает больше удовольствия от работы, если у него есть возможность сотрудничать и обмениваться информацией, что повышает внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация студентов, будущих менеджеров, возрастает, когда они видят, что окружающие увлечены деятельностью. Кейс-метод позволяет научить студентов аргументировать свою позицию, вносить интересные идеи и ставить творческие цели, а также следить за своими эмоциями и психологически верно вступать в процесс общения с другими людьми, что необходимо для креативно мыслящего профессионала. В проведении кейс-технологии, как показывает наша практика, важен и исходный материал для анализа управленческой ситуации. Материал, отобранный для проведения кейс-метода, должен отражать реальные проблемы. Необходимо, по нашему мнению, чтобы сюжет и проблемы кейса были в некоторой степени известны студентам, чтобы они не увлекались повествованием, а искали пути решения ситуации. Кроме того, материал должен содержать все необходимые данные для разрешения управленческой проблемы, в противном случае решение будет односторонним. Для формирования компетенций будущего менеджера интересны те ситуации, которые дают несколько возможных ответов.

Как показывает наша практика преподавания управленческих дисциплин, кейс-метод наиболее продуктивен в работе со студентами, имеющими некоторый опыт практической работы. Использование этого метода в нашей практической деятельности позволило повысить уровень удовлетворенности профессией (для определения уровня удовлетворенности использовалась методика, разработанная Н. В. Кузьминой). Очевидно, что чем больше привлекательных сторон видит студент в будущей деятельности, тем более глубоким и положительным является отношение к ней. Несомненно, что внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям, в конечном счете, к креативности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса направления «Менеджмент» Тюменского государственного университета (2012-20013). В эксперименте участвовало 88 студентов: из них 44 входило в контрольную группу, 44 - в экспериментальную группу. В контрольной группе использовалась традиционная методика преподавания управленческих дисциплин, в экспериментальной группе - систематическое и целенаправленное преподавание с активным использованием кейс-метода. После года экспериментальной работы было выявлено, что 36 % студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности профессией (индекс удовлетворенности изменился с 0,34 на 0,54). При традиционном обучении лишь у 28 % студентов контрольной группы отмечалось изменение уровня удовлетворенности профессией (с 0,34 на 0,4). Также выявлено, что студенты экспериментальной группы показывают и более высокий уровень качественной успеваемости - 52 % по сравнению с контрольной группой - 37,5 %. Студенты экспериментальной группы более активно участвовали в научно-исследовательской работе: из них три стали призерами международных конференций (Москва, Казань). За 2013 г. написано 34 статьи

101

в сборники трудов международных конференций (в начале опытноэкспериментальной работы было написано только две статьи на вузовскую конференцию). 10 студентов активно работают по исследованиям кафедры менеджмента, маркетинга и логистики. У студентов контрольной группы научная активность ниже: написано 8 научных статей, не наблюдается и активного участия на конференциях. Таким образом, можно предположить, что кейсметод важен в преподавании управленческих дисциплин, так как их использование формирует креативно мыслящих специалистов с высоким индексом удовлетворенностью профессией, что необходимо как для повышения качества образовательного процесса, так и для развития общества в целом.

Список литературы

1. Креативное мышление в бизнесе / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2006.

2. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учеб. пособие. - СПб.: Знание, 2003.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.