Научная статья на тему 'Технологии ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность'

Технологии ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саволайнен Г.С., Щитников А.С., Саволайнен Г.В.

Эта работа о современных технологиях, формах и методах подготовки студентов-будущих менеджеров в образовательном процессе вуза. Исследование проблем инноватики, применительно к системе высшего профессионального образования, позволило выделить перспективные технологии ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саволайнен Г.С., Щитников А.С., Саволайнен Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF ORIENTATION OF STUDENTS-THE FUTURE MANAGERS ON INNOVATIVE ACTIVITY

This work is about modern approaches to the students-future managers' training in the university educational process. Investigation of the problems of innovation and educational technologies in higher school, including practical examples, gave an opportunity to consider orientation as the leading strategy of the students-future managers.

Текст научной работы на тему «Технологии ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность»

УДК 378.4:001.895

ТЕХНОЛОГИИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Г.С. САВОЛАЙНЕН1, А. С. ЩИТНИКОВ2, Г.В. САВОЛАЙНЕН3

1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация 2Красноярский государственный торгово-экономический институт, г. Красноярск, Российская Федерация 3Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск, Российская Федерация

Введение. Российская система образования находится сегодня в непростой ситуации. О необходимости разработки стратегии развития образования в Российской Федерации говорится на самом высоком уровне. Президент страны Д.А. Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию отметил: «Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена Правительством. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи, - отметил Президент, - были признаны во всем мире» [4]. Конкретные направления и ориентиры развития системы общего образования (общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей) достаточно четко обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Образовательный процесс в высшей профессиональной школе России также находится на этапе кардинальных преобразований, однако обозначены лишь векторы этих преобразований: повышение качества и результата образовательного процесса, развитие общей и профессиональной компетентности студентов, становление их конкурентоспособности на рынке труда. Заявлен новый подход к разработке образовательных программ высшего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов Ш поколения. В целом соглашаясь с правомерностью и необходимостью внедрения компетентност-ного подхода в качестве основы образовательного процесса в высшей профессиональной школе, отметим недостаточность научно-методического и технологического обеспечения данного процесса и неготовность значительной части преподавательского корпуса менять привычную систему работы.

Основная часть. Необходимость преобразований в системе высшего профессионального образования является своего рода ответом на вызовы времени и ситуацию на рынке труда. Как заявлено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой 17 ноября 2008 г., конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. «Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [3].

Значительную роль в процессе модернизации системы образования, с одной стороны, сыграло и присоединение России к Болонскому соглашению, ориентирующему отечественную систему образования на общеевропейские подходы и ценности, которые сегодня не мыслятся без обеспечения качества как основы доверия между государствами и их ответственности друг перед другом. С другой стороны, значим и тот факт, что конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [3].

Вместе с тем подчеркнем, что не менее важны и причины внутригосударственного уровня, к которым, в первую очередь, может быть отнесена необходимость изменений, связанная с задачами инновационного развития экономической и социальной сфер.

Анализ современных тенденций в сфере образования, научных исследований в области педагогики, социологии образования, психологии, управления и менеджмента позволил сформулировать ключевые задачи, стоящие перед высшей профессиональной школой на современном транзитивном этапе ее развития. С нашей точки зрения, такими задачами являются формирование у студентов ключевых компетентностей, профессиональных компетенций, конкурентоспособности, ориентированность на инновационную деятельность и овладение соответствующими умениями.

Все вышесказанное в полной мере относится к подготовке в системе высшего профессионального образования будущих менеджеров.

Современное понимание менеджмента может быть рассмотрено в двух плоскостях. С одной стороны, значимость менеджмента настолько велика, что целый ряд исследователей справедливо считает, что каждый человек должен владеть менеджерскими (управленческими) умениями и компетенциями, то есть быть менеджером своей жизни. Это позволяет говорить об управленческой компетенции личности как ключевой.

С другой стороны, необходимо рассматривать менеджмент как профессиональную деятельность, значимость которой в современном мире трудно переоценить. Менеджер-профессионал -это человек, который прогнозирует, планирует и выстраивает будущее. От его квалификации, компетентности, инновационной ориентации, умения принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях зависит качество ожидающего нас будущего. Именно поэтому, на наш взгляд, на протяжении десятилетия наблюдается интерес со стороны абитуриентов к данной профессии.

Популярность профессии - неоднозначный, сложный феномен. Отсутствие проблем с конкурсным набором выступает как несомненный положительный момент для вуза. Но порой абитуриенты поддаются моде или собственным упрощенным представлениям о профессии менеджера. Деятельность менеджера подобна айсбергу: ее видимая часть привлекательна даже для неспециалистов и связана с непосредственным процессом управления и взаимодействия с людьми. Невидимая сторона требует колоссального труда, налагает ответственность, подразумевает умение оперативно принимать управленческие решения, влиять на людей, управлять коммуникациями, разрешать конфликтные ситуации, стратегически мыслить, уметь анализировать и рефлексировать. И в каждой из этих составляющих у современного менеджера должна присутствовать ориентация на инновационные подходы и поддержку инноваций.

В последние десятилетия проблема инноваций выходит на одно из ведущих мест во многих сферах и отраслях производства. Появившись впервые в XIX в исследованиях культурологов, уже в XX веке «инновация» стала представлять собой самостоятельную науку о нововведениях - ин-новатику. В рамках данной науки стали изучаться проблемы разработки, производства и внедрения на рынок новых товаров и услуг, исследоваться закономерности технических нововведений, отражающих и удовлетворяющих потребности фирм в условиях обострения конкуренции. В 30-х годах в США после «великой депрессии» возникли и утвердились понятия «инновационный процесс» и «инновационная политика фирмы», которые понимались как возможность получения преимуществ на рынках сбыта и увеличения прибыли не столько за счет манипулирования («игры») ценами, сколько путем постоянного обновления своей продукции.

Проблема социальных инноваций рассматривалась в работах А.Адамса, А.Маслоу, Ф.Тейлора, Г Эмерсона и др., где исследовались изобретения и внедрение новых форм стимулирования и мотивации трудовой деятельности, разделение труда, организация управления, способы преодоления психологического сопротивления новациям.

В 60-70-х годах на Западе получают большой размах эмпирические исследования нововведений, осуществляемых фирмами и промышленными предприятиями.

В нашей стране проблема нововведений стала интенсивно изучаться экономистами в 70-х гг XX века. Один из основателей отечественной инноватики - А.И. Пригожин считает, что выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось в России с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инноватики в нашей стране состоялась с запозданием, это было вызвано недостаточным вниманием к задачам совершенствования управления и проблемам эффективного менеджмента. Сегодня общепризнано, что проблема инноваций и инновационной деятельности непосредственно связана с важнейшими направлениями развития общества в целом и образовательной теории и практики и образовательной политики, хотя бы потому, что она определённо ассоциируется с проблематикой процессов модернизации, прежде всего - в Европе; процессов, связанных с переходом от тради-

ционного - средневекового - общества к обществу «модерна», т. е. «современности», и далее к постмодерну, к самой «современной современности» [5].

В нашем исследовании инновационную деятельность мы определяем как подготовку и осуществление инновационных изменений, состоящую из взаимосвязанных этапов, образующих единое целое. Инновационная деятельность предприятия может рассматриваться как система мер по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства.

Инновационная деятельность дает предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами - конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности. В результате данного процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Таким образом, необходимо рассматривать инновацию неразрывно с инновационным процессом. Инновационный процесс - это процесс, охватывающий цикл преобразования научных идей и изобретений в нововведение (инновацию). Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения нововведений, который начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее общих закономерностей, необходимых для создания инновации. Инновационный процесс непременно нацелен на получение в ходе научно-исследовательской деятельности результатов, которые могут иметь практическую значимость при создании инновации.

Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, направленный на улучшение объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Для нее характерны более высокий научно-технический уровень, новые потребительские качества продукта либо услуги, по сравнению с предыдущим продуктом. Неотъемлемыми свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость выступает как потенциальное свойство инновации, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Как видно из краткого анализа проблемы инноватики, инновационная деятельность является сложным и актуальным видом профессиональной деятельности, к которому необходимо готовить в высших учебных заведениях. Таким образом, задача ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность представляется современной и значимой для социально-экономического развития страны.

В докладе «Российское образование 2020: модель для инновационной экономики» (А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, Б. Рудник, И. Фрумин, JI. Якобсон) отмечается, что основными характеристиками современной модели образования являются:

• максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;

• включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;

• опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

• многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;

• смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации [1].

Именно поэтому в качестве ведущей педагогической стратегии подготовки студентов-будущих менеджеров мы рассматриваем стратегию ориентирования.

Рассмотрим сущность ориентирования как педагогической стратегии и ее содержание с учетом профессиональных требований к деятельности менеджера.

Ученые отмечают связь понятий «ориентирование» и «установка» (В.В. Игнатова, Е.М.Зыкова, B.C. Нургалеев и др.) и выделяют следующие их характеристики: устойчивость, связь с ценностными ориентациями, предрасположенность к определенным действиям. С позиций нашего исследования понятие «ориентирование» мы связываем с педагогической деятельностью, направленной на помощь студентам в определении их потребностей, интересов, целей и путей их достижения. Мы разделяем точку зрения В.В.Игнатовой, B.C. Нургалеева и др. на то, что стратегия ориентирования представляет собой сложный процесс, затрагивающий когнитивную, эмоциональную, мотив ационно-потребностную, действенно-практическую сферы личности, и ее необходимо реализовывать поэтапно, последовательно, то есть непрерывно и в логически обоснованном следовании этапов [2].

Данное понимание определяет выбор педагогической позиции, ориентированной на взаимодействие субъектов образовательного процесса, его ненасильственность и ориентацию на профессиональный контекст.

Сегодня в образовании явно обозначился переход от знаниевой парадигмы к компегентностно ориентированной, подразумевающей не просто изменение его содержания, а овладение преподавателями новыми педагогическими позициями и стилями взаимодействия. Современный педагог, как отмечается в последних документах, касающихся образования, это прежде всего исследователь, наставник, консультант, воспитатель, руководитель проектов, фасилитатор и только потом информатор. Выделенные современные позиции представляются весьма эффективными в русле стратегии ориентирования. Механизмом реализации данных позиций выступают инновационные образовательные технологии и интерактивные методы обучения. Рассмотрим возможность использования интерактивных методов обучения в процессе ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность.

Интерактивные методы обучения - способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и студентов по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий ориентации на инновационную деятельность. Этому способствуют следующие характеристики интерактивных методов обучения: диалогичность, позитивность, оптимистичность оценивания, рефлексивность, направленность на мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свободу выбора, успешность и т.д.

Опыт работы по ориентированию студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективными являются такие интерактивные методы, как мозговой штурм, синектика, круглый стол, перекрестные группы, интеллектуальные качели и другие.

Данные методы могут использоваться как самостоятельно, так и в структуре инновационных образовательных технологий. В процессе преподавания управленческих дисциплин («Основы менеджмента», «Инновационный менеджмент» и «Логистика») с цепью ориентации студентов на инновационную деятельность мы используем следующие образовательные технологии:

- технологии проблемного обучения;

- диалоговые технологии;

- тренинги;

- организационно-деятельностные игры;

- деловые игры;

- лекции-конференции;

- кейс-технологии;

- проектные технологии;

- коллективный способ обучения;

- инсценизации.

В качестве примера приведем варианты применения современных образовательных технологий, обеспечивающих ориентирование студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность. Работая со студентами второго курса, в качестве одной из задач мы определяем их мотивацию на будущую профессиональную деятельность и творческое отношение к ней. Для решения этой задачи мы используем технологии: деловые игры, кейс-технологии, проектные технологии, коллективный способ обучения и другие, которые ориентируют студентов на нестандартные решения предложенных ситуаций, стимулируют самостоятельную познавательную деятельность, знакомят с основами инно-ватики. Использование данных технологий не только мотивирует студентов на активное участие в образовательном процессе, но и обеспечивает овладение практическими умениями в организации научно-исследовательской, профессионально-ориентированной и творческо-рекреационной деятельности.

Применение технологии позиционного обучения при изучении темы «Управление по целям» в рамках курса «Основы менеджмента» ориентировало студентов на аналитическое восприятие информации, выделении проблемных полей и рассмотрение путей решения проблемы с разных позиций. Участвуя в обсуждении, студенты приобретали опыт профессионального общения, выстраивания аргументаций, защиты собственной позиции и прогнозирования возможных последствий принятых решений.

Закреплению полученных знаний способствуют традиционно проводимые на гуманитарном факультете Сибирского государственного технологического университета для студентов младших курсов деловые игры «Создай свою фирму», «Конкурс бизнес планов» и другие.

Освоенные профессионально ориентированные умения студентов продолжают развиваться в рамках изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» на старших курсах. При разработке учебно-методического комплекса данной дисциплины особое внимание уделялось созданию профессионального контекста. В процессе занятий студенты сталкиваются с задачей принятия решений в условиях квазипрофессиональной деятельности. По каждой теме дисциплины разработаны кейсы, выступающие в качестве обучающих и контролирующих средств, в которых студенты имеют возможность проявить свою субъектную позицию и повысить уровень умений в области инновационного менеджмента.

В качестве основных направлений ориентирования студентов-будущих менеджеров на иннова-ционую деятельность мы рассматриваем их подготовку к созданию на предприятии или в организации условий для реализации и развития:

- научного и креативного потенциала персонала;

- демократического стиля управления и обеспечения инновационного климата на предприятии;

- материально-технических ресурсов для осуществления инновационной стратегии.

Ориентирование студентов-будущих менеджеров на повышение уровня научного и креативного потенциала персонала организации/предприятия мы связываем с развитием их умений по созданию и реализации различных материальных и нематериальных условий, ведущими среди которых, наряду с традиционными, могут выступать:

- совершенствование кадровой политики предприятия через проведение специальных занятий тренингового и проектного типа, направленных на выявление как наличного, так и потенциального научного и креативного уровня сотрудников; определение возможных путей использования имеющегося научного и креативного потенциала;

- овладение и использование при обсуждении перспектив развития предприятия возможностей технологического совершенствования того или иного производственного цикла, методов активного взаимодействия с сотрудниками, таких, как брейнсторминг и синектика, позволяющих выявить, оценить и адаптировать к имеющимся условиям нетрадиционных подходов;

- обсуждение возможности вертикального повышения квалификации, знакомство со всеми структурными подразделениями организации/предприятия;

- знакомство и обеспечение реализации базовых идей передовых технологий. Например, с технологией TQM (total quality management - тотального управления качеством). TQM означает участие как руководящего звена, так и всех сотрудников в таком процессе организации производства, который направлен на постоянное удовлетворение или предвосхищение ожиданий клиентов. Продуктивным, с нашей точки зрения, является овладение студентами кайзен-технологией.

С целью ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационую деятельность был разработан и реализован спецкурс «Этика бизнеса», в который были включены и занятия по проблемам управления, лидерства, этике взаимоотношений. Занятия проводились преимущественно в режиме тренинга, включавшего решение реальных и квазиуправленческих задач, различные виды ролевых игр, кейс-методы, самодиагностику и др. В качестве примера приведем ряд тем программы данного курса «Этика бизнеса»:

♦ Имидж делового человека

♦ Психология публичного выступления

♦ Конфликтная компетентность

♦ Деловое общение

♦ Деловая игра «Кораблекрушение»

♦ Бизнесэтикет и культура поведения делового человека

♦ Стили руководства. Лидерство

♦ Переговорный процесс и умение убеждать

Особое место в процессе ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность занимают тренинги. Тренинг представляет собой специально организованные занятия, направленные на приобретение и совершенствование знаний, умений и навыков в определенной области, коррекцию существующих неэффективных установок и ценностных ориентаций. Использование на тренинговых занятиях методов активного обучения (диспутов, дискуссий, ролевых и деятельностных игр, погружений) не просто способствует увеличению знаний, умений и навыков в определенной области, но и обеспечивает интеллектуальное и творческое развитие личности

за счет анализа и поиска решений ситуаций, формирование вариативного мышления, умений не только «слушать», но и «слышать» собеседника. Развитие таких интеллектуальных способностей, как логика, анализ, синтез, сопоставление, выделение главного, и исследовательских умений (умение сформулировать гипотезу, поставить задачу, творчески оценить имеющийся передовой опыт и вычленить из него идею и т.д.) обеспечивает не только интеллектуально-креативный рост студентов, но и их творческое отношение к будущей профессии. Принятие научных знаний и творческого отношения к профессии как к ценности является основой ориентирования на инновационную деятельность.

Значимость проектных тренингов, направленных на овладение умениями инновационной деятельности трудно переоценить. Как справедливо отмечают Э.А. Уткин и В.П. Кравченко, сегодня проекты осуществляются во всех сферах жизни общества: в науке, искусстве, политике, бизнесе. В организации наиболее крупные инновационные заказы клиентов приобретают особое значение и получают, таким образом, статус проекта. Впрочем, проекты необязательно связаны с заказом. Внутрифирменные инновации, такие, как введение нового программного обеспечения или штатного расписания.... Все эти замыслы объединяет то, что они преследуют новаторскую цель и характеризуются широкой постановкой проблемы. Принципиальным для нашего исследования являются и утверждения данных авторов о том, что проект-менеджмент - это «наука и искусство. Искусство, поскольку он требует навыков, такта и интуиции в управлении людьми. Наука, потому что необходимо глубокое знание разнообразных приемов и способов срочно направлять усилия в нужное русло, притом, что сроки ограничены, бюджет строго определен, а потребности заказчиков жестко обозначены» [6:12].

Заключение. В результате исследования мы пришли к выводу о том., что эффективными условиями ориентирования студентов-будущих менеджеров на инновационную деятельность являются лич-носто-ориентированные образовательные технологии, интерактивные методы обучения, профессиональный контекст и включение в квазипрофессиональную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, А. Е. Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях / А. Е. Волков [и др.] //Совет Ректоров - 2008. - № 9. - С. 11-20.

2. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В.В. Игнатова, B.C. Нурга-леев. // Мир человека: научно-информационное издание, выпуск 1. - Красноярск, СибГТУ, 2001. - С. 112 — 122.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / http://www.economv.gov.ru/.. ./doc1217949648141

4. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Первое обращение Дмитрия Медведева к российскому парламенту, http://www.polit.ru/dossie/2008/ll/05/poslanie.html

5. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл. / В.И. Слободчиков. http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_lxizkd.html

6. Уткин, Э.А. Проект-менеджмент / Э.А. Уткин, В.П. Кравченко. - М.:ТЕИС, 2002. - 208 с.

TECHNOLOGIES OF ORIENTATION OF STUDENTS-THE FUTURE MANAGERS ON INNOVATIVE ACTIVITY

G.S. SAVOLAINEN, A.S. SCHITNIKOV, G.V. SAVOLAINEN

Summary

This work is about modern approaches to the students-future managers' training in the university educational process. Investigation of the problems of innovation and educational technologies in higher school, including practical examples, gave an opportunity to consider orientation as the leading strategy of the students-future managers.

© Саволайнен Г.С., Щитников A.C., Саволайнен Г.В.

Поступила в редакцию 21 апреля 2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.