«Первый День Качества» стал началом школьной традиции «Дней Качества» и опытом по формированию Службы педагогического аудита в рамках республиканского эксперимента в школе №97 города Ижевска.
Тематика и содержание Дней качества прошедших в школе 97 представлена в табл. 2.
Приложение 1
Положение о проведении в школе «Дня качества»
1. Общие положения
1.1. Положение о Дне качества (далее - Положение) определяет основные понятия, цели, задачи, основы организации и проведения Дня Качества. День качества представляет собой мероприятие, направленное на измерение и проведение независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ и последующие мероприятия, имеющие цель устранить выявленные проблемные зоны, повысить качество работы преподавателей школы.
1.2. Главными целями Дня качества являются:
- изучение состояния сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, выявления проблемных зон и дальнейшей работы над ликвидацией и профилактикой проблем;
- стимулирование внедрения альтернативных контрольно-измерительных материалов для оценки состояния сформированности различных компетенций;
- повышение педагогического мастерства и качества преподавания педагогов;
- повышение качества образования в школе.
1.3.Основные задачи:
1.3.1. Проведение тестирования на основе лицензионных и альтернативных контрольно-измери-тельных материалов, проверка и анализ о результатах.
1.3.2. Выявление отрицательных и положительных тенденций, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций.
1.3.3. Формирование культуры тестирования у учащихся и опыта проведения тестирования педагогов школы.
1.3.4. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов школы.
2. Организация и условия проведения Дня качества.
2.1. «День качества» организован на основании действия программы республиканского эксперимента «Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе» в соответствии с планом работы творческой группы педагогов-участников эксперимента.
2.2. Участниками «Дня качества» являются учащиеся и учителя школы №97, а также родители учащихся и заинтересованные стороны.
2.3. Сроки проведения определяются согласно программе эксперимента.
Место проведения: школа №97.
2.4. Форма проведения:
1. Разработка процедуры проведения тестирования учащихся, тиражирование контрольно-измери-тельных материалов и «памятки» для педагогов-ауди-торов.
2. Организация торжественной линейки учащихся и учителей.
3. Проведение тестирования учащихся в учебных кабинетах согласно принятой процедуре.
4. Экспертиза работ учащихся. Экспертами являются учителя-участники эксперимента.
5. Написание аудиторского заключения по итогам работы с анализом положительных и отрицательных тенденций, выявленных в процессе тестирования. Подведение итогов мероприятия, доведение информации до сотрудников и учащихся по итогам Дня качества, консультации с педагогами и учащимися школы. Итоги публикуются на сайте школы.
6. Проведение мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков. Форма мероприятий может быть выбрана в соответствии с решаемыми задачами: семинар учителей, Фестиваль, круглый стол и т.д.
7. Возможно повторное тестирование «пилотной» группы учащихся.
2.5. Программа «Дня Качества» создается с учетом графика учебно-воспитательного процесса школы.
1.6. По итогам Дня Качества определяются Лидеры Дня Качества. Лидерами считаются участники, по итогам тестирования показавшие высокий результат, либо показавшие высокие организационные способности в процессе проведения Дня Качества. Лидерам Дня Качества вручается сертификат Лидера.
1.7. Финансирование мероприятия Финансирование мероприятия осуществляется за
счёт средств школы, направленных на реализацию эксперимента «Педагогический аудит как технология измерения качества в школе».
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982. - 480 с.
2. Будникова B.C., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества пред-профильной подготовки и профильного обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2008. - №5.
3. Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ . // Эксперимент и инновации в школе. -2010. — №4.
4. Гордеева О.В. Методическое сопровождение повышения качества образования муниципального образовательного учреждения: содержание и результаты. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2009. - №6.
5. Давыдова H.H., Токарева Е.В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания вну-тригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
6. Источник информации о задачах программы PISA: http:// www.centeroko.ru/public.htm
В статье рассматривается содержание педагогических технологий и методов с точки зрения гуманистического подхода к личности ребенка. Определяется значение данного подхода в практике дошкольного образования на примере авторской программы для дошкольников «Путешествие в сказку».
Молоднякова Алена Валерьевна
педагог-психолог, Дзержинский Дворец детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Каким должно быть содержание программ дошкольного образования, определяющих развитие и становление личности Ребенка, в рамках гуманистического подхода?
Ключевые слова: гуманистическая модель представления о личности, личностный рост, лич-ностно-ориентированное образование, программа дошкольного образования, Я-концепция, критерии личностного роста дошкольника.
На сегодняшний день такое понятие как инновации в образовании, инновационная деятельность неразрывно связывают с информационными технологиями, новейшими разработками компьютерных технологий, зачастую подменяя содержание образовательной деятельности средствами обучения. Введение в образовательную практику информационных технологий не решает главный вопрос : каким должно быть содержание образовательных программ, чтобы создать педагогические условия для развития гармоничной, деятельной и творческой личности ребенка. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к гуманистической модели представления о личности, т.к. изменения, которые определяются, как инновационные процессы в системе образования дают шанс на создание такой системы образования, центральной задачей которой является признание в качестве приоритетной ценности именно развитие Ребенка как личности. Это означает, что образование, наряду с показателями уровня знаний, способностей, психического развития, социализации и т.п., должно иметь еще одно измерение - гуманистическое, личностное измерение.
С этой точки зрения обновление в содержании образования должно исходить из гуманистической модели представления о личности, ее потребностях и мотивах, в соответствии с реальными условиями современной действительности, с позиции «здесь и сейчас» (принцип человекосообразности Хуторского).
Данная задача предполагает качественное изменение содержания образовательных программ и определение результатов, значимых в плане личностного роста ребенка, которые бы обеспечивали не только владение определенными знаниями и навыками, но и способствовали успешной социализации в реальной жизни. Такой результат, определяемый личностно - ориентированным подходом в образовании, предполагает формирование ключевых компетентностей: социальной, познавательной, коммуникативной, информационной и других, с приоритетным направлением развития прежде всего Личности ребенка.
В этом контексте сущность социализации определяется гуманистической психологией, представителями которого являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие, как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализация личностью своих потенций и творческих способностей. Опираясь на известную формулу К.Роджерса «если - то» (Rogers С, 1959), есть основания говорить о самом общем «основном законе личностного роста», который можно сформулировать так:
если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностного становления и зрелости.
Эти изменения, смоделированные в образовательной практике программой, - их содержание, направленность, динамика - будут свидетельствовать о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев ЛР.
Таким образом, результаты личностно-ориен-тированного образования определяются через те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:
• человек начинает воспринимать себя по-иному;
• он более полно принимает себя и свои чувства;
• становится более уверен в себе и автономен;
• ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
• начинает принимать и понимать других людей и т.д.
Рассматриваемые критерии личностного роста ребенка могут стать исходной точкой и инвариантом оценивания работы любой педагогической системы - вне зависимости от заявляемых ее авторами конкретных воспитательных и образовательных целей и задач. Смысл такой оценки состоит в выявлении реального влияния данной педагогической практики на ребенка как личность, на его личностный рост.
Эти положения стали исходными и для обоснования Ш.А. Амонашвили гуманно-личностного подхода в образовании, путей его практического воплощения в «Школе жизни». С точки зрения педагогических принципов Ш.А.Амонашвили, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
С этих позиций дополнительное образование имеет большие возможности в сравнении со школой для личностно-ориентированного обучения, т.к. не несет в качестве определяющего знаниевый компонент содержания образования, не имеет определенных стандартов к содержанию и структуре программы, и, поэтому, обладает широким кругом возможностей и условий по созданию личностно-ориентированного обучения в практике авторских образовательных программ и проектов.
К образовательным проектам, где Личность ребенка, ее потребности и возможности становятся центральной задачей, можно отнести образовательную программу, апробированную в нашем учреждении и получившую высокую оценку на всероссийских конкурсах - «Путешествие в сказку», разработанную мной в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная цель программы - создание педагогических условий для развития Я-концепции дошкольника - системы представлений о себе, окружающем мире и способах взаимодействия с окружающим миром через восприятие сказки и приемах творческой работы со словом и сказкой.
Основная идея, исходя, из которой строится программное содержание «Путешествие в сказку»: сказка рассматривается как способ познания
окружающего мира, познания себя, своих отношений с миром. Особенности восприятия ребенка-до-школьника таковы, что, по мнению известного исследователя детской психологии А.В.Запорожца, ребенок идентифицирует себя со сказочным героем, эмоционально проживая, действуя вместе с воображаемым героем в сказочном мире. Таким образом, используя заданный сказочный контекст, мы конструируем социальные отношения, нормы, способы взаимодействия с окружающим миром, осуществляем поиск личностных смыслов ребенка в этой жизни, в этой реальности. В этом смысле мы опираемся на метод сказкотерапии, основанный на идее ценности метафоры как носителя информации:
■ О жизненно важных явлениях;
■ О жизненных ценностях;
■ О внутреннем мире автора
Возрастная направленность программы определена не случайно, это связано с тем, что личность ребенка, его мировоззрение, по мнению ведущих специалистов в области педагогики и психологии, начинает складываться в дошкольном возрасте, поэтому важно именно на данном возрастном этапе создать благоприятные условия для формирования позитивного восприятия мира, себя и окружающих людей.
Технология работы со сказкой строится на трех уровнях, представляющих сказку как духовный опыт человечества, систему знаний человека о мире и о себе; как литературный жанр с самобытными художественными образами и как текст, состоящий из определенного набора текстовых единиц - слов.
Выделяя ценностный уровень работы со сказкой, мы задаем вопросы ключевые для развития самосознания дошкольника, его первичных представлений о себе как личности: что это за мир, который меня окружает? кто Я? какой Я? каким Я бываю? кто они - Другие? как научиться общаться и дружить?
Таким образом, по проблеме поставленного вопроса, сказки подобраны и разделены по циклам:
> Цикл «Мир вокруг меня»
Цель: формирование доверия к окружающему миру, принятие его законов в свою систему представлений, формирование целостной картины мира.
Проблемная направленность: представление о свойствах окружающего мира, его порядке.
> Цикл «Какой я?»
Цель: формирование позитивного самопринятия, осознание своих индивидуальных особенностей, формирование представления о негативной и положительной сторонах личности человека, формирование самосознания.
Проблемная направленность: низкая самооценка, негативные качества, характеризующие личность, неуверенность в себе, боязнь самостоятельности, тревожность.
> Цикл «Каким я бываю».
Цель: включение позитивных способов саморегуляции в свой внутренний план действий, понимание потребностей окружающих, принятие своих отрицательных эмоций.
Проблемная направленность: поведенческие проблемы, эгоцентризм, нарушение процессов саморегуляции.
> Цикл «Как научиться дружить».
Цель: формирование умения устанавливать близкие отношения с окружающими, представление о значении дружбы для человека, формирование коммуникативных способностей.
Проблемная направленность: трудности в установлении близких отношений с окружающими, страх общения, одиночество.
Приемы работы со сказкой на ценностном уровне решают ключевые вопросы личностного развития ребенка. На втором уровне, где происходит знакомство с художественным поэтическим своеобразием сказки, приемы работы со сказкой позволяют создать у дошкольника представление о своеобразии сказочного жанра, умение составлять свою историю по законам этого жанра. На третьем уровне работы со сказкой основной акцент делается на развитие речевого, активного словаря ребенка, на понимание причинно-след-ственных отношений в тексте, так как ребенку, чтобы понять сказку или высказать свое суждение, необходимо понимать и называть понятия словами.
Образовательный результат программы мы рассматриваем на уровне личностных новообразований дошкольника:
- самосознание как центральное новообразование в старшем дошкольном возрасте, осознание своей личности, своего «Я», как физического, духовного и социального существа;
- адекватная самооценка, основанная на позитивном «Я-образе»;
- возникновение первичных этических инстанций, связанных с различением «что такое хорошо и что такое плохо».
- познавательная мотивация, основанная на образном познании мира.
Компетентностью в социальной жизни дошкольника через формирование следующих личностных образований:
- возникновение соподчинения мотивов:
- самостоятельность и инициативность;
- коммуникативные умения
Предметных знаний и умений, показывающих возрастной уровень владения речевой культурой, коммуникативно-языковой компетенцией, т.к. исследователи справедливо отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать
- это значит говорить про себя или вслух, а говорить
- значит думать.
Творческим результатом программы было создание сборника сказок, сочиненных старшими дошкольниками, названного «Сказки-малышки» и получившего диплом 1 степени на Всероссийском конкурсе «Первые шаги», г. Москва, в 2008 году.
Таким образом, инновационные технологии и методы обучения мы рассматриваем через гуманистическое, личностное измерение и главный результат освоения программы определяется в критериях личностного роста Ребенка.
Литература
1. Дельгас Г.В. Сказка в гости к нам пришла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №4.
2. Дельгас Г.В., Фомина И.Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. -2008. - №3.
3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества." М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
4. Железнова C.B. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.
5. Запорожец, А. В. Основные проблемы онтогенеза психики / А. В. Запорожец // Избранные психолог, труды: в 2 т. / редкол. В.В.Давыдов [и др.]. - М.: Педагогика. - Т. 1. -1986(а). - С.223-257.
6. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988.
7. Конакова В.Г., Шелль О.Н. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008. - №1.
8. Мойсюк A.A., Иванькова Э.В., Колесникова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. - №2.
9. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. -432 с.
10. Роджерс.К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994
11. Ярошеескии М.Г. Экзистенциальная психология и проблема личности // Вопросы психологии. - 1973. - №6.