ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
щихся, механизм индивидуализации образовательного процесса
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) также определяют особенности учебновоспитательного процесса личностно-ориентированной направленности в школе полного дня с лицейскими и гимназическими классами.
Целью применения ИКТ в образовательном пространстве школы являются: формирование
информационно-коммуникативной компетенции учащихся, развитие их информационной культуры.
Таким образом, создавая комплекс инновационных образовательных технологий, мы видим следующие ожидаемые результаты:
1. Комплексный подход в реализации образовательных технологий позволит оптимизировать нагрузку учащихся и педагогов, что будет положительно влиять на комфортность условий обучения, а значит на сохранность здоровья участников образовательного процесса.
2. Инновационный опыт педагогического коллектива позволит школе позиционировать себя как центр распространения и трансляции образцов положительной педагогической практики в области использования современных образовательных технологий.
3. Образовательная модель школы будет более эффективной в плане результативности формирования ключевых компетенций у выпускников.
4. Реализация комплекса инновационных образовательных технологий в условиях «Школы полного дня» позволяет наиболее полно удовлетворить образовательные запросы родителей учащихся.
Миссия и цель развития школы
Приведённый анализ проблем развития позволяет сформулировать Миссию школы. Школа:
- обеспечивает доступность общего образования для учащихся на базовом уровне и реализует программы физико-математического профиля на основе взаимодействия с Российским государственным технологическим университетом им. К.Э.Циолковского, в направлении совершенствования содержания по профильным предметам, гуманитарного профиля в рамках гимназического образования;
- обеспечивает комфортные условия для обучения детей в режиме полного дня, сохранения их здоровья с привлечением ресурсов социального партнёрства;
- является культурно - просветительским центром района «Кунцево», базой для проведения социально значимых акций для ветеранов войны, ветеранов районного Центра социального обеспечения, проведения мероприятий, концертов для жителей района;
- является центром распространения инновационного опыта по созданию комплекса образовательных технологий, базовой школой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ по проведению научнопрактических конференций, семинаров.
Целью ближайшего этапа развития школы является создание и апробация адаптивного комплекса образовательных технологий в целях повышения эффективности образования в ««Школе полного дня».
Ротару Е.Н.,
директор Трубина С.М.,
Завуч Гимназия г. Лабытнанги ЯНАО
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРЕДШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Можно ли уйти от единого «дошкольного образа жизни» и как?
Модель и образовательная программа предшкольного образования; равные стартовые возможности для будущих первоклассников; студия предшкольного образования «Росток»; социально-психологическая ориентация дошкольников.
1. Тема эксперимента
«Построение образовательной программы предшкольного образования студии «Росток» на базе муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги».
2. Исполнитель эксперимента
Творческая группа педагогов начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги.
Руководитель эксперимента в Гимназии Фролова Н.Я., заместитель директора по учебно - воспитательной работе.
3. Научный руководитель и консультант Научный руководитель: Ворошилова Л.Л., доцент,
к.п.н.; консультант: Кушнина Н.В., директор МУ ИМЦ г. Лабытнанги
4. Актуальность темы
В соответствии со ст. 17, п.119, п.1, ст. 15 Закона об образовании, с 1.01.2005 года дошкольное образова-
59
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ние выведено из системы государственных гарантий, следовательно, не входит в стратегическое пространство национальной образовательной политики. Это стало одновременно и проблемой, и шансом.
Проблема: отсутствие гарантированного финансирования и прочных закрепленных на государственном уровне перспектив. Шанс - это путь к вариативности организационных моделей и образовательных программ, к выходу всей системы дошкольного образования на рынок образовательных услуг. В соответствии с этим нами разрабатываются инновационные модели обучения, комбинирующие разные виды деятельности и разные организационные решения.
На сегодняшний день развитию системы предшкольного образования препятствует ряд факторов:
• Господство унифицированного режима (внедряется единый «дошкольный образ жизни»). Режимные моменты жестко регламентированы органами Санэпиднадзора: в подавляющем большинстве ДОУ установлен режим полного дня с обязательными процедурами, не подлежащими изменениям и обсуждениям.
• Единой модели (детский сад/комбинат) в городе соответствует единая организационно-правовая форма (ДОУ). В рамках единообразных учреждений крайне затруднены поиск и апробация вариативных программ, в том числе и предшкольных.
• Гарантированным минимумом в МДОУ является содержание ребенка под присмотром взрослого, а образовательная программа имеет дополнительный характер. Несмотря на то, что термин «дошкольное образование» официально признан, и все дошкольные учреждения города получили статус «образовательных», в них до сих пор господствует концепция «ухода и присмотра» как стандартный минимум. При этом любые инновационные решения в образовательной сфере городских МДОУ сразу же приходят в противоречие с ригидностью организационной и финансовой основы.
Отсутствие возможностей маневрирования ограничивает образовательную программу предшкольного образования, «подавая» ее родителям как «дополнительную услугу». Как правило, развивающие программы для дошкольников внедряются путем искусного маневрирования администраторов МДОУ, «двойной бухгалтерии» и «двойного стандарта».
По статистике, в разных регионах России от 30 до 60% детей дошкольного возраста не посещают ДОУ. В г. Лабытнанги таких в настоящее время проживает свыше 1500 человек. Стоимость содержания детей в ДОУ составляет 1600 рублей в месяц (родительская оплата). В микрорайоне Гимназии детей старшего дошкольного возраста, не посещающих МДОУ, 26 человек, а всего в городе таких детей 189 человек.
Существующая структура дошкольного образования в городе не полностью выполняет свою основную функцию - формирующее воздействие на период детства в целом (на взросление дошкольников), так как охватывает далеко не всех детей дошкольного возраста. Официальная система ДОУ не вполне удовлетворяет расширяющийся спектр потребностей социального заказа. Сегодня в нашем городе сосуществуют множество семейных укладов, режимов работы и отдыха, уровней жизни; разные семьи нуждаются в совершенно различных - по форме и содержанию -моделях дошкольного образования и многие готовы платить за подобные вариативные услуги. Это приводит к обращению к платным услугам на стороне, где ребенок дошкольного возраста охраняется няней, но остается неподготовлен к школе, либо с ним на ранней стадии занимаются по программе первого класса, что также недопустимо.
Указанные факты актуализируют работу по теме: «Построение образовательной программы предшкольного образования студии «Росток» на базе Гимназии города Лабытнанги».
В соответствии с календарным планом работ по реализации проекта «Создание и апробация модели центра непрерывного образования « Открытие», получившего грант Губернатора ЯНАО как социально - значимый проект, Гимназией города Лабытнанги было разработано положение о центре непрерывного образования «Открытие» г. Лабытнанги. В рамках этого проекта и была открыта студия «Росток» для выравнивания стартовых возможностей дошкольников.
Студия «Росток», создаваемая на добровольной основе, имеет цели:
о изучение социального заказа на предшкольное образование и удовлетворение тех потребностей, которые не способна удовлетворить сложившаяся система ДОУ;
о удовлетворение образовательных потребностей населения, не предусмотренных обязательными образовательными программами и государственными образовательными стандартами; о предоставление населению, учреждениям и организациям дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг, предусмотренных уставом Гимназии;
о привлечение в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительных финансовых средств на обеспечение нужд образовательного процесса и обеспечения интеллектуальных потребностей участников образовательного процесса Гимназии, неохваченного ДОУ населения города.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
5. Идея эксперимента
Создание в образовательном пространстве Гимназии равных стартовых возможностей для будущих первоклассников независимо от их социального положения.
6. Замысел эксперимента
Включение организации предшкольного образования, т.е. создание равных стартовых возможностей для будущих первоклассников независимо от их социального положения в образовательном пространстве Гимназии будет осуществляться на основе реализации принципов:
• снижения возрастной границы включения в предшкольное образование на 1,5-2 года;
• расширения возрастной границы перехода в школьное образование (с учетом индивидуальных возможностей ребенка) - с 5 до 8 лет;
• включения детей из неблагополучных семей (или неохваченных системой ДОУ) в систему общественного образования;
• расширения диапазона образовательных услуг для различных групп населения: от рыночных моделей до программ социальной помощи; сохранение психического и физического здоровья ребенка - в сочетании с оптимальными режимами развития при адаптации его к школе;
• гибкого высвобождения времени родителей для карьерного роста по индивидуальным схемам и индивидуальному временному режиму.
Для организации работы студии «Росток» по адаптации и развитию дошкольников в условиях общеобразовательного учреждения ежегодно организуются:
• изучение мнения по пропедевтике раннего обучения у педагогической общественности города;
• анкетирование родителей детей, обучающихся на первой ступени Гимназии, родителей малышей из детских садов (МДОУ «Золотой ключик», «Белоснежка», « Сказка», « Катюша», «Колобок»);
• рекламные акции средствами городской газеты и телевидения;
• выявление приоритетных содержательных линий образовательной программы студии «Росток» в развитии речевой, эмоциональной, познавательной сферах развития ребенка, в поведенческом аспекте.
Мы предполагаем с помощью образовательной программы студии «Росток» достичь продуктивного системного сдвига в развитии существующей модели раннего образования в Гимназии г. Лабытнанги в сторону вариативности образовательных программ и способов их организации.
Из теоретических разработок следует, что в условиях открытого рыночного пространства в рамках одной образовательной организации - Гимназии г. Лабытнанги - реальным может быть совмещение нескольких вариантов образовательных программ для дошкольников и способов их организации:
• групп полнодневного пребывания с «полными образовательными циклами»;
• утренних либо вечерних групп (занимающихся 3-4 раза в неделю по более интенсивным схемам);
• групп развития и оздоровления, сформированных под целевые образовательные заказы (психологологопедические, спортивно-валеологические, эстетические и др.);
• «групп выравнивания» - в частности, для тех детей, которые нуждаются в предшкольном образовании по социальным показателям;
• семейных групп (дети - родители; старшие и младшие дети, и т.п.) и смешанных групп общения.
Главное - избежать организационно-правовой унификации, ориентированной на абстрактного ребенка. Выбор Гимназии г. Лабытнанги состоит в модели предшкольного образования, образовательная программа и режим которого соответствуют второй группе организации, т. е. студия «Росток» - утренняя либо вечерняя группа (занимающаяся 3-4 раза в неделю по более интенсивным схемам).
Мы предполагаем заключать договор с дошкольной организацией или родителями обучающихся (или заменяющими их лицами). Предметом договора дошкольной образовательной организации (школы) и родителя является ответственный выбор относительно образования ребенка. При желании родитель может проконсультироваться со специалистами.
Таков кратчайший путь к проектированию индивидуальных (вариативных) образовательных программ периода детства.
В Гимназии возможно совмещение нескольких форм предшкольного образования с преимуществом второго способа организации процесса.
Дошкольник в студии «Росток» при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мира в мир взрослых людей и разнообразными способами имитирует «проживание» и освоение этого мира.
Выпускник студии «Росток» становится учеником первой ступени Гимназии, у которого сформирована социально-психологическая ориентация личности в действительности и сформированы основные психические новообразования:
• Произвольность поведения; внутренний план действий;
• Способность к рефлексии (умение осознавать и оценивать свою деятельность);
• Готовность к учебной деятельности.
Студия осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам по адаптации детей дошкольного возраста к школе на базе МОУ Гимназия г. Лабытнанги в соответствии с лицензией и обеспечивает развитие речи, мышления, эмоциональноволевой сферы детей; формирование первичных навыков культуры поведения и общения; умения двигаться под музыку; видеть и создавать прекрасное.
7. Объект экспериментирования
Образовательный процесс в Гимназии г. Лабытнанги
8. Предмет экспериментирования
Содержание и технологии обучения, направленные
на «выравнивание стартовых возможностей дошкольников 5-6 лет из разных социальных групп и слоев населения» перед началом систематического обучения
61
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
в школе, раннюю адаптацию обучающихся к условиям обучения в Гимназии.
9. 1. Педагогическая цель
• развитие личностных качеств ребенка;
• формирование учебно-познавательных способностей ребенка;
• развитие у детей умения свободного перехода от учебной к внеучебной деятельности;
• развитие способности детей к социальной и социально-психологической ориентации в действительности.
9.2. Цель эксперимента
• разработать и апробировать модель студии предшкольного образования «Росток» на примере Гимназии г. Лабытнанги;
• отобрать оптимальную систему средств по формированию нравственных и эстетических качеств личности, которые позволят выработать у ребенка потребность в самосовершенствовании;
• разработать совокупность условий для подготовки детей 5-6 лет и их родителей (лиц, их заменяющих) к получению гимназического образования;
• разработать и апробировать приемы повышения мотивации родителей (лиц, их заменяющих) и детей 5-6 лет к обучению в Гимназии, к получению универсального гуманитарного образования.
10. Задачи
• создать благоприятные равные условия для развития способностей детей с раннего возраста, для подготовки детей 5-6 лет к обучению в Гимназии;
• разработать модель подготовки детей к школе с учетом специфики различных социальных условий, повышенного внимания к психическому развитию и психологическому здоровью ребенка в условиях предшкольной подготовки;
• изучить особенности организации и содержания предшкольной подготовки детей;
• сформировать положительное отношение у детей в процессе предшкольной подготовки к образу и укладу школьной жизни;
• обеспечить медико-психологическое сопровождение детей в предшкольном образовании;
• разработать систему обеспечения качества образовательных услуг по предшкольному образованию в Гимназии г. Лабытнанги;
• сформировать пакет нормативно-правовой и учебно-методической базы для предшкольного образования на базе Гимназии г. Лабытнанги.
11. Гипотеза
Трансформация традиционного института предшкольного образования в формат студии «Росток» по адаптации детей дошкольного возраста к школе проявится в становлении содержания новых видов практик подготовки к школе, приобретении обучающимися Гимназии социально-статусных функций.
12. Диагностический инструментарий
Апробация модели предшкольного образования в
формате студии «Росток» предполагает проведение системной диагностики качественных и количествен-
ных характеристик эффективности предшкольного образования и тенденций саморазвития, включая цели, содержание, формы, методы, средства, условия и результаты обучения.
Проведение мониторинга в студии «Росток» в процессе работы по предшкольному образованию планируется проводить в два этапа.
Первый этап (6-летки) (октябрь 2007 - 2009 г.)
Апробация теста «Оценка реальных возможностей ребенка», направленного на выявление состояния пространственного восприятия; состояния зрительного восприятия; состояния моторики и зрительно-моторных координаций; умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличия интуитивных дочисловых представлений; умения сравнивать два множества по числу элементов; развития фонематического слуха и восприятия.
Второй этап (апрель - май 2008 - 2010 г.)
Апробация теста «Оценка готовности к школе», выявляющего сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец предшкольного обучения: а) готовность детей к обучению в школе (результаты анкетирования учителей), б) уровень понимания детьми объяснений на занятиях, в) организации своей деятельности на уроках, г) общения детей друг с другом, д) общения с учителями, е) тревожности на уроках; апробация компьютерной диагностики «Готовность ребенка к школе», выявляющей развитие познавательных процессов детей.
В результате мониторинга эффективности используемых в студии «Росток» методик будут выявлены:
• уровень здоровья обучающихся;
• уровень общего развития, возрастная компетентность ребенка в различных сферах деятельности человека;
• динамика развития познавательных процессов и интеллекта;
• качественное изменение уровня речевого развития ребенка и способность к диалогу;
• формирование адекватной самооценки ребенка;
• интеллектуальная и физическая работоспособность ребенка;
• формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе;
• статус ребенка в коллективе и в семье, способность к коллективному творческому труду;
• степень преемственности в обучении;
• наличие (отсутствие) соответствия с существующими нормами нормативно-правовых документов Гимназии по предшкольному образованию.
Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, разного типа интервью, тексты контрольных работ, тесты, экспериментальные дидактические материалы.
13. Критерии оценки ожидаемых результатов
- сохранение сети дошкольных образовательных учреждений;
- наличие преемственности дошкольного и начального образования;
качественные критерии:
- выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс;
62
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
- удовлетворение запроса родителей на подготовку детей к обучению в школе;
- улучшение обеспечения преемственности в обучении;
количественные критерии:
- увеличение процента охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием до 80%;
- увеличение процента сформированной адекватной самооценки ученика;
- положительная динамика мотивации детей к дальнейшему обучению в школе;
- увеличение количества детей с положительным статусом в коллективе и в семье;
- положительная динамика развития способности учащихся к коллективному творческому труду;
- повышение качества образования.
14. Сроки эксперимента
Начало эксперимента - 08.2007 г., окончание -08.2010 г.
15. Этапы эксперимента
I этап (2007-2008 учебный год)
• разработка технического задания для открытия групп кратковременного пребывания студии «Росток» по подготовке к начальному школьному обучению;
• подача заявок МДОУ и родителей обучающихся на реализацию программ предшкольного образования детей 5-6,5 лет:
• работа с родителями неорганизованных детей, информирование родителей об открытии групп кратковременного пребывания детей на базе Гимназии г. Лабытнанги;
• создание условий для осуществления предшкольного образования:
a) материально-техническое обеспечение (обеспечение наличия программ, учебно-методических материалов по предшкольному образованию; обеспечение ростовой мебелью кабинетов для занятий с дошкольниками в ГКП);
b) кадровое обеспечение (организация курсов повышения квалификации для педагогов);
c) подготовка документов для реализации предшкольного образования (заключение договоров с родителями, подготовка учебных планов, расписания (сетки) занятий, календарно-тематического (перспективного) планирования, журналов ГКП);
• комплектование ГКП (групп кратковременного пребывания) для детей 5-6 лет и организация образовательного процесса. Создание благоприятных равных условий для подготовки детей 5-6 лет к обучению в Гимназии, развития их способностей с раннего возраста;
• учет специфики подготовки детей к школе в различных социальных условиях;
• изучение особенностей организации и содержания предшкольной подготовки детей;
• повышенное внимание к психическому развитию и психологическому здоровью ребенка в условиях предшкольной подготовки;
• построение развивающего образовательного пространства в предшкольной подготовке детей;
• организация игровой, учебной, изобразительнохудожественной и других видов деятельностей детей старшего дошкольного возраста.
II этап (2008-2009 учебный год)
• подготовка публикаций для средств массовой информации, для сайта Гимназии и управления образования по проблемам предшкольного образования;
• создание единого банка данных о неорганизованных детях в микрорайоне Гимназии г. Лабытнанги;
• проведение педагогической конференции по преемственности деятельности учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования в решении проблем предшкольного образования;
• составление банка данных о программах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе для подготовки детей 5-7 лет к обучению в начальной школе;
• составление аннотированного списка методических пособий и образовательных технологий по подготовке к школе детей 5-7 лет;
• разработка плана мероприятий по подготовке педагогических кадров к работе по программам предшкольного образования в условиях групп кратковременного пребывания;
• проведение семинаров; практикумов; консультаций по проблемам предшкольного образования;
• разработка пакета рекомендуемых форм и методик контроля качества предшкольной подготовки ребенка, примерных контрольно-измерительных материалов для промежуточной оценки результатов развития и обучения по предметам учебного плана групп кратковременного пребывания (по видам деятельности);
• продолжение обучения детей 5-6 лет в студии «Росток»;
• формирование положительного отношения и образа школы у детей в процессе предшкольной подготовки;
• подготовка и переподготовка педагогов к осуществлению предшкольного образования;
• формирование базиса личностной культуры ребенка в предшкольном образовании;
• медико-психологическое сопровождение детей в предшкольном образовании;
• оптимизация городской сети муниципального дошкольного образования;
• развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
• внесение корректив в пакет нормативно-правовой и учебно-методической базы для предшкольного образования на базе Гимназии г. Лабытнанги;
• совершенствование нормативной базы муниципальных образовательных учреждений, участвующих в реализации проектов предшкольного образования.
III этап (2009-2010 годы)
• разработка критериев оценки уровня готовности детей к дальнейшему обучению в начальной школе;
• отбор проектов, соответствующих техническому заданию;
• разработка критериев оценки эффективности и результативности деятельности студии «Росток», реализующей предшкольное образование;
• продолжение обучения детей 5-6 лет в группах кратковременного пребывания (ГКП);
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008
63
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• анализ и подготовка отчета по итогам эксперимента;
• обобщение опыта, подготовка публикаций.
16. Прогноз возможных негативных последствий
Несмотря на реализацию целей и задач предшкольного образования, увеличение процента охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием, останутся дети, которые будут не охвачены предшкольным образованием или образованием детского сада, что не позволит выравнивать стартовые возможности всех дошкольников из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс.
Может не получиться значительное повышение качества дошкольного образования, а также удовлетворение запроса родителей на подготовку их детей к обучению в школе.
Переход на предшкольное образование может не позволить всем образовательным учреждениям обеспечить преемственность дошкольного и начального образования, сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений.
Может произойти замедление темпов прохождения тем, отклонение от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующее негативные изменения в учащихся, особенно в условиях изменения стандарта образования.
17. Способы коррекции, компенсации негативных последствий
Для устранения возможных негативных последствий можно запланировать управляющие воздействия со стороны экспериментаторов, устраняющие их, а также - своевременное внесение корректив в ход эксперимента.
18. Состав участников эксперимента
Педагогический коллектив Гимназии г. Лабытнанги,
педагогические коллективы МДОУ по договору, обучающиеся студии «Росток», родители обучающихся (законные представители), медицинский персонал Гимназии г. Лабытнанги.
19. Функциональные обязанности
Заместитель директора по УВР - руководитель
эксперимента.
Заместитель директора по СПСО - руководитель группы мониторинга.
Заместитель директора по НМР - руководитель группы научно-методического и учебно-методического обеспечения проведения эксперимента, осуществляющий разработку программы эксперимента, образовательной программы предшкольного образования в Гимназии, отслеживающий ход эксперимента.
Учителя Гимназии г. Лабытнанги - разработчики и исполнители учебных образовательных программ.
20. База эксперимента
Группа обучающихся студии предшкольного образования «Росток» Гимназии г. Лабытнанги.
21. Масштаб эксперимента
Продолжительность эксперимента по времени
и охват по объему материала составляет три года с 2007 по 2009 годы. Эксперимент охватывает педагогический коллектив Гимназии г. Лабытнанги, коллективы МДОУ «Золотой ключик», «Белоснежка», «Сказка», «Катюша», «Колобок»
22. Тип эксперимента
Эксперимент носит формирующий характер.
23. Статус эксперимента
Эксперимент носит локальный характер, уровень образовательного учреждения (приказ МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги» № 267 от 18.09.2007 года).
24. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики
Образовательная программа предшкольного образования, статья, отчет, методические рекомендации, программа и пр.
25. Научно-методическая обеспеченность эксперимента
Повышение профессионального уровня педагогов будет осуществляться через:
• курсы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений, учителей начальных классов по предшкольному образованию;
• курсы переподготовки педагогических кадров по специальности «педагог предшкольного образования»;
• проблемные курсы;
• научно-методические семинары;
• организацию работы тьюторов предшкольного образования;
• работу творческих групп;
• работу методических объединений;
• консультации;
• взаимопосещение образовательных учреждений, на базе которых организованы экспериментальные и опорные площадки.
В рамках научно-методического сопровождения модели предшкольного образования планируется:
• разработка и тиражирование полного методического обеспечения предшкольного образования;
• координация учебно-воспитательного процесса в группах предшкольного образования;
• проведение мониторинга качества предшкольного образования;
• изучение и обобщение опыта работы Гимназии по программам преемственности воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
• разработка рекомендаций по организации предшкольного образования.
В процессе реализации модели предшкольного образования Гимназия предполагает сотрудничество с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва); Управлением образования (г. Лабытнанги), Департаментом образования, ведущими педагогическими издательствами страны.
64
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008