УДК 373.29
Нефедова Анджелла Николаевна
Старший преподаватель кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, nayka4J9a@yandex.ru, Екатеринбург
КУРСЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Nefedova Andzhella Nikolaevna
Senior lecturer of the chair of social pedagogics, Ural State Teacher Training University, nayka419a@yandex. ru, Yekaterinburg
TRAINING FOR SCHOOL COURSES FOR SENIOR PRESCHOOL-AGE CHILDREN AS AN ORGANIZATION FORM OF PRESENT-DAY PRESCHOOL EDUCATION
В последнее время в отечественной педагогике получил широкое распространение термин «предшкольное образование». Обращение к идее организации предшкольного образования в России в первую очередь связано с насущной потребностью и наличием существенных предпосылок для создания модели предшкольного образования детей 5-7 лет с целью их подготовки к школе.
Проведенный анализ состояния дошкольного образования в ряде городов и поселков Свердловской области и г. Екатеринбурга в период с 2006 г. по настоящее время свидетельствует о том, что с каждым годом возрастает количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и не получающих полноценной подготовки к школе в домашних условиях. При этом, большинство действующих дошкольных образовательных учреждений не осуществляют подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе в полном объеме, а лишь частично, нередко ограничиваясь «натаскиванием» ребенка по отдельным предметным областям. Предшкольное образование в этом случае обеспечит реальный выход из образовавшейся ситуации путем создания равных для всех детей стартовых условий и возможностей в получении качественного общего образования и станет звеном, обеспечивающим создание единой системы дошкольного и начального школьного образования, которые, в сущности, представляют собой «единый развивающийся мир» (Р. К. Шаехова).
Акцентируем наше внимание на этимологическом значении словосочетания «предшкольное образование». Прежде всего, следует сказать несколько слов о смысловом понимании категории «предшкольное». Само слово
состоит из двух основ - «пред» (в данном случае играет роль приставки) и «школьное». «Пред», согласно словарю С. И. Ожегова, выступает как «до чего-либо», «непосредственно перед чем-либо», «предшествующий чему-либо», «опосредующий», «идущий впереди» [7, с. 316]. Что касается категории «предшкольное», то она как бы вбирает в себя все вышеуказанные значения. В силу этого соединение основ позволяет нам отследить этимологическое значение словосочетания «предшкольное образование», в буквальном смысле представляющее собой образование, которое дается ребенку непосредственно перед школой, с целью его подготовки к школе. При этом зачастую рассматривается только один год образования, соответствующий подготовительной группе детского сада и охватывающий возрастные границы 6-7 лет.
Однако, в связи с переходом на четырехлетнее начальное образование, снизились возрастные границы поступления ребенка в школу. Как показывает практика, на сегодняшний день большинство детей к обучению в школе приступают с 6-6,5 лет. Наиболее серьезные возражения против школьного обучения в этом возрасте приводит Д. Б. Эльконин: «Переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода. Если же он будет совершен до того, как эти противоречия созрели, - искусственно форсирован без учета объективных факторов, - то существенно пострадает формирование личности ребенка. Сокращение дошкольного детства на один год может нарушить сложившийся процесс развития детей и не принести пользы. Вместо организации школьного обучения с шести лет целесообразнее расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе, поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники» [6, с. 234-235]. В связи с этим решение проблемы преемственности всех ступеней образования, а особенно преемственности между дошкольным и начальным звеном приходится признать приоритетным направлением современной системы образования.
В частности, конкретные шаги по включению ступени предшкольного образования в единое образовательное пространство, предпринимаются уже на протяжении достаточно длительного времени. С 2004 г. в соответствии со Стратегией Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г. [8, с. 6] в структуру общего образования введена предш-кольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с 5-5,5 лет. В контексте Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. В этом направлении предметом приоритетного внимания становится «выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе» [5, с. 3].
Анализ отечественного опыта предшкольного образования дает возможность проследить линию организационно-педагогических форм работы с детьми дошкольного возраста успешно реализуемых в различных регионах: «Центр развития дошкольников» (для детей 4-7 лет), «Школа будущего первоклассника» (для детей 6-7 лет), «Студия раннего творческого развития» (для детей 4-7 лет), «Семейные занятия для самых маленьких» (для детей 4-6 лет), «Играя, обучаюсь» (для детей 3-7 лет), «Курсы подготовки к школе» (для детей 6-7 лет), Центр Проблема Детства и др. [3]. Из всего многообразия существующих форм, остановимся и более подробно ознакомимся с такой формой предшкольного образования как курсы подготовки к школе, организованные в г. Екатеринбурге при МОУ «Гимназия № 9».
Главной концептуальной идеей курсов подготовки к школе следует считать, возможность приобщения к посещению курсов как детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения так и «домашних» детей и расширение возможностей семейного воспитания при организации системы предшкольного обучения и подготовки дошкольников к условиям гимназического образования. Организация курсов подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в своей основе преследовала цель заключающуюся в необходимости создания основ для формирования личности дошкольника через активизацию данных от природы способностей и задатков посредством, во-первых, выявления способностей ребенка к определенному виду деятельности на более раннем этапе его развития; во-вторых, осуществления развития мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер личности ребенка.
Отличительными особенностями такой организационной формы предшкольного образования следует считать, во-первых, направленность курсов подготовки к школе на создание реальной среды, приближенной к среде обитания ребенка в конкретной гимназии, обеспечивающей психологическую, социальную и педагогическую адаптацию дошкольника при переходе на ступень начального школьного обучения.
Во-вторых, учитывая длительность учебного года (в нашем случае учебный год составляет восемь месяцев - с сентября по апрель месяц текущего года), возрастной ценз детей поступающих на курсы (мы принимаем для подготовки к школе детей с 5 до 7 лет), особенности комплектования групп (группы детей от 5 до 6 лет и группы детей более старшего возраста -от 6 до 7,2 лет) особое место на курсах отводится диагностической деятельности. Суть диагностической деятельности при этом сводится к выявлению особенностей личностного и познавательного развития ребенка, его возможностей в пределах психо лого-педагогической нормы.
В основе понятия «психолого-педагогическая норма» (Т. В. Паченкова), лежит указание на кривую Гауза (кривая нормального распределения), согласно которой норма-это то, что характерно для большинства (Анастази). Исходя из этого и учитывая возможность организма, особенно детского, развиваться и изменяться, переходить из одного состояния в другое на протя-
жении всего периода детства, выделение уровней развития считаем нецелесообразным. В этом отношении, рассматривая развитие ребенка, особое внимание на курсах подготовки к школе уделяем соответствию показателей развития дошкольника его паспортному возрасту и физиологическим нормам. К этим критериям следует добавить уровень развития мотивации к любой деятельности, уровень интеллектуального развития, включающий речевое, эмоционально-волевое и личностное развитие и уровень обучаемости ребенка.
Педагогический аспект, включенный в понятие «психолого-педагогическая норма», выражается в приобретении первоочередного значения для развития старшего дошкольника наряду с его психологическими особенностями, среды развития, жизненных ресурсов и личного опыта малыша. «Человеческое развитие, - утверждает Б. Г. Ананьев, - обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания и собственной практической деятельности человека» [1, с. 44]. Учитывая то, что понятие «развитие» является ключевым применительно к человеческому организму, мы соотносим развитие «с приростом физических и психических умений ребенка» [4, с. 55]. Подтвердить правомерность этого хотелось бы словами
Н. Ф. Талызиной, что «осуществляясь реально в разных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются» [9, с. 78].
Содержание образования и специфика задач курсов подготовки к школе способствуют проведению в работе с детьми комплекса диагностик. Первоначально это тестирование, на основании результатов которого детей зачисляют на курсы. Тестирование представляет собой совместно организованную беседу психолога, педагога и ребенка, во время которой последний выполняет ряд заданий, позволяющих определить особенности его психического, личностного и социального развития на начальном этапе. В начале каждого года обучения организуется исходная диагностика, позволяющая своевременно и целенаправленно планировать работу, предусматривающую развитие познавательных возможностей ребенка-дошкольника. По окончании учебного года организуется итоговая диагностика, выявляющая эффективность работы, организуемой с детьми. Используемые для диагностик задания, анкеты и тестовые методики направлены на выявление уровня развития познавательной активности, творческих и умственных способностей детей, их личного опыта и т. д.
Кроме этого в течение самого учебного года предусмотрено проведение ряда диагностических заданий с целью раскрытия предметных знаний и академических умений дошкольника, его предметного опыта. Подобная диагностика проводится по каждому учебному предмету отдельно в форме групповой работы, фронтального занятия или индивидуального собеседования.
Подбор методик и диагностических материалов осуществляется педагогом и психологом курсов совместно с психологом гимназии. После обработки и анализа результатов обследования, на каждого ребенка составля-
ется анкета-характеристика, с содержанием которой знакомят родителей на родительских собраниях, школе для родителей или в совместной индивидуальной беседе с педагогом и психологом курсов. Аналогичная диагностика с целью отслеживания особенностей развития ребенка, выявления возможностей его развития, его успехов и неудач проводится дважды в год: при стартовом запуске в образовательный процесс и по окончании обучения. По необходимости или по усмотрению педагога, психолога или родителей допускается проведение промежуточных срезов знаний детей, особенностей их поведения и т. д.
В-третьих, отбор содержания, форм и методов организации образования с детьми 5-6 летнего возраста на курсах, прежде всего, определяется тем, что перед нами - дети-дошкольники, которые еще только готовятся к систематическому обучению в школе. При этом важно обратить внимание, «что мы имеет дело с растущим детским организмом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще во многом ограничена. При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить» [2, с. 262]. Само содержание образования на курсах подготовки к школе выстраивается с учетом требований развивающего образования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и имеет продолжение при последующем обучении ребенка в гимназии. Традиционным компонентом образовательного процесса является игра, отвечающая психолого-педагогическим требованиям при организации педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.
В-четвертых, учебный план курсов предусматривает введение в содержание педагогической деятельности с детьми учебных предметов способствующих развитию базиса личностной культуры ребенка, развитию его познавательной мотивации и познавательных ценностей. В качестве таких учебных предметов у нас выступают: математика с элементами логики, обучение детей основам грамоты, развитие речи, игровая экология, развитие творческого воображения, хореография, музыка, изобразительная деятельность с элементами бумагопластики, психология общения. В-пятых, межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса - детей, родителей и педагогического коллектива - предусмотрено в форме праздников, дней именинника, открытых занятий, родительских собраний, школы для родителей и т. п.
О целесообразности внедрения в педагогическую практику такой организационной формы предшкольного образования, как курсы подготовки к школе и о результатах нашей педагогической деятельности свидетельствуют результаты анкетирования и беседы с родителями дошкольников, младших школьников и учителями гимназии. По мнению большинства родителей (83% (от общего числа опрошенных): «подготовка детей к школе
на курсах осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников и обеспечивает дальнейшее успешное обучение ребенка на базе гимназии уже в период младшего школьного возраста»; «подготовка к школе - многосторонняя, способствует не просто формированию качеств школьника, а развивает личность ребенка с разных сторон»; «педагогический коллектив курсов подготовки к школе отличается не просто профессионализмом, наши учителя - это люди, которые посвятили себя нашим детям» и т. п. Учительский состав гимназии в свою очередь отмечает, что дети после курсов подготовки к школе быстрее и легче адаптируются при обучении в гимназии, умеют учиться, более успешны при последующем обучении в старшем и среднем звене гимназии. Самим детям также очень нравится посещать курсы подготовки к школе. Ниже приведем мнения самих детей: «мне в школе очень нравится, там интересно и никто не ругается»; «меня здесь научили размышлять»; «интересно, а все школы такие или нет?» и т. д.
Таким образом, на основании нашего многолетнего опыта мы с полным правом можем считать курсы подготовки к школе эффективной формой предшкольного образования, обеспечивающей не только целенаправленную, целостную и углубленную подготовку ребенка старшего дошкольного возраста к школе, но и способствующей его всестороннему развитию, выявлению его возможностей и способностей, определяющих возможности дальнейшего обучения малыша.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды: в 2-х т., Т. 2 М., 1980. - С. 44.
2. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности [Текст] / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. М., 1978.-С. 262.
3. Казакова, Г. М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий [Текст]: Практическое пособие // Г. М. Казакова. -М.: АРКТИ, 2007. - 104 с.: ил. (Развитие и воспитание).
4. Колесниченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: пособие для преподавателей / А. К. Колесниченко - СПб.: КАРО, 2002, - 368 с. — С. 55.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. [Текст] // Нормативно-правовая база дошкольного образования. Сборник документов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008.
6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. И. Кулагина, В. Н. Колюцкий - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001.-464 с.-С. 234-235.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М., 1983.
8. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г. [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации Нормативно-правовая база дошкольного образования // Сборник документов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008.
9. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н. Ф. Талызина - М.: МГУ, 1975. - 78 с.
УДК 372.21
Татаринцева Нина Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Педагогического института Южного федерального университета, nina_tatarinceva@mail.ru, Ростов-на-Дону
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Tatarintseva Nina Evgenyevna
Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of preschool education, the Pedagogical institute of the Southern federal university, nina_tatarinceva@mail.ru, Rostov-on-Don
CULTURAL CONCEPT OF GENDER ROLE UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN
Концепция полоролевого воспитания дошкольников в условиях модернизации российского общества - это попытка определить качественно новый подход к полоролевой социализации и воспитанию детей дошкольного возраста, это попытка отказаться от устаревших норм и принципов. Задача культуросообразной концепции полоролевого воспитания дошкольников - дать определенные критерии и ориентиры процесса воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста, предложить цели, задачи и направления полоролевого воспитания дошкольников.
Теоретические положения о целеполагании (Е. В. Бондаревской, Б. Т. Лихачева, В. А. Караковского, Н. М. Таланчука, Н. Е. Щурковой и др.) позволили сформулировать концептуальную цель полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в воспитании счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные мужские (женские) особенности, осваивающего способы полоролевого взаимодействия, и в диалоге со взрослым овладевающего ценностями, смыслами полоролевого поведения, стремящегося к самореализации