Научная статья на тему 'Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности образования'

Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Модель «Школы полного дня» / особенности образовательного пространства / инновационная карта / показатели эффективности образования самостоятельность обучаемых: способность к самообразованию / самоопределению / самоуправлению.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности образования»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Яшина Г.А.,

к.п.н., директор ГОУ СОШ № 64 г. Москва

СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСА ИННОВА ЦИОНН ЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНА

Какой комплекс образовательных технологий может использовать учитель для раз вития у учащихся самостоятель ности?

Модель «Школы полного дня»; особенности образовательного пространства; инновационная карта; показатели эффективности образования - самостоятельность обучаемых: способность к самообразованию,

самоопределению, самоуправлению.

Эффективное решение проблемсовременного об-разованиянауровнешколы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающуювысокий уровень качества образования.

Особенности о бра:зов отельного пространства школы

ГОУ СОШ № 64 была открыта 1 сентября 1964 года. За последние годы здесь создан творчески работающий коллектив, который стабильно обеспечивает освоение обязательныхстандартов образования, удовлетворяет запросы и потребности учащихся наобразовательные услуги, создаетпси-хологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития школьников, а таюке сохранения их физиче-ского здоровья.

За последнее время количество учащихся в школе заметновыросло. Опросродителей первом1ассни-ков, проведенныйвмае 2006 года,показал, что87% из них выбрали нашу школу для своего ребенка по рекомендации знакомых, друзей. В последние годы в школу начали поступать дети из отдаленных районов

Москвы. Больше половины опрошенных родителей (71%)оцениваютуровень обучения вшколе как высокий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у школьi заслуженныйавторитетсреди населения, она конкурентоспособна. Школе доверяют нетолько родители нынешних школьников, но и их бабушки и дедушки.Около 20%учащихся нашейшколы составляют дети,чьиродител и, этой бабу шки,и дедуш ки были ее выпускниками.

Рост востребованности школы родителями района

560

540

520

500

480

460

440

549

2005/2006 учебный год 2006/2007 учебный год 2007/2008 учебный год

54

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №3,2008

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Характеристика социально-образовательного заказа семей обучаемых

Образовательные предпочтения родителей учащихся, занятость членов семей, требования к условиям обучения изучаются путем анкетирования с2003 года и отражены в следующих диаграммах.

Занятость родителей

7%

10% Ч J

------------ —67%

□ заняты оба родителя

П мать в декретном отпуске

□ живут с бабушками и дедушками

□ другое

Направленность образовательных предпочтений родителей Анкетирование родительской общественности

100

90.

80-

70-

60-

50-

40-

✓— 7

У 7 А 57 5

У

□ знания для продолжения образования

□ углублённые знания по некоторым предметам

□ расширенные знания по прикладному профилю

□ занятость в различных секциях дополнительного образования

И спецкурсы по подготовке к ЕГЭ_________________________

82

75

Приоритетывобластиусловийобучения,которыедолжнасоздаватьшкола(326анкетируемых)

Требования по условиямобучения % анкетируемых

Возможность получения расширенного образования гуманитарной и естественнонаучной направленности 78%

Обеспечениекачественнойподготовки домашнего задания с помощью учителя 48%

Информатизация образовательного процесса 87%

Обеспечение здоровьесохранения 69%

Организацияэкскурсийиобразовательныхпоездок 53%

Обеспечениеоткрытостишколы 45%

Широкий выбор программ дополнительного образования 72%

Созданиеоргановобщественного управления 34%

Вывод: при анализе социально-образовательного заказа выявилась высокая занятость членов семей обучаемых, что привело педагогический коллектив к идее организации образовательного процесса в режиме полного дня. Приоритеты, выбранные родителями в области условий обучения, обосновывают реализацию расширенного содержания образования по предметам гуманитарной и естественнонаучной направленности в гимназических и лицейских классах, а также использование здоровьесберегающих и информационных технологий в обучении на основедеятельностногоподхода.

Обинновационной истории школы

Педагогический коллектив школы № 64 имеет многолетний опыт инновационной и экспериментальной деятельности.

2000 - 2001 2001 -2002 2002 - 2003 2003 - 2004 2004 - 2005 2005 - 2006 2006 - 2007

Инновационная деятельностьпоосвоениюобразовательныхтехнологий (ОТ) СозданиекомплексаОТ

ГЭП «Система оценки качества образования» |

Модель «Школы полного дня»

ГЭП «Разработка примерных учебных планов для образовательных учреждений города Москвы на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.»

ГЭП «Управление качеством образования в образовательномучреждении»

ГЭП «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения»

ГЭП «Воспитательное пространство округа - социальная инфраструктура детства»

Из таблицы можно сделать вывод о преемственности экспериментальной и инновационной деятельности, о расширенииспектра задачразвития,решаемыхс помощьюеёорганизации.

«Муниципал—оеобразование:иннова—iи и эксперимент» № 3, 2008

55

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Инновационнаякарта, отражающая процессреализации программы внедрения в школе образовательных технологий, выглядит следующимобразом:

2000 - 2001 2001 - 2002 2002 - 2003 2003 - 2004 2004 - 2005 2005 - 2006 2006 - 2007

Здоровьесберегающие технологии

Проектная технология в средней и старшей школе

Технология деятельностного методр в начальной школе. Леготехнология

Информационно - коммуникативные технологин в основнойи старшей школе

Результативность инновационной и экспериментальной деятельности прослеживается в динамике качества обученности учащихся. Достижению положительных результатов в образовательном процессе способствует нацеленность педколлектива на совершенствование методики преподавания, освоение иепобационных перегогическиопох-нологий, таких как: проблемно-поисковая, коммуникативная, проектная, имитационного моделирования, технология деятельностногометодапри использовании ОС «Школы 2100» идругие. Благодаря использованию современных педагогических технологий повысилось количество учащихся, аттестованных на 4 и 5 за последниегоды.

Динамика качества обученности за последние три года

□ 2004-2005 учебный год □ 2005-2006 учебный год □ 2006-2007 учебный год Динамика поступления выпускников школы вВУЗы

56

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008

______________________________ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ^ЛОЩАДКИ__________

Вывод: стабильное повышение результативности образовательного процесса, качества обученности при стабильных показателях сохранности здоровья учащихся позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего использования инновационных образовательных технологий в качестве ресурса повышения эффективности образования.

Проблемы развитияшколына современном этапе

1. Противоречие между режимом обычного функцио нирования школы и широким спектр ом образовательных запросов родителей.

2. Противоречиемежду потребностью и нформатизации образовательно го процесса, высоким уровнем ИКТ-компетентностипедагогов иреальными возможностями технического оснащения, программного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

3. Противорчиемеждуповышеннымиучебными нагрузками (гимназическое, лицейское и профильное обучение) и требованиямикусловиямсохранности психического,физического и интеллектуального здоровья.

Обоснование подходов к решению проблем

В качестве показателя эффективности образоеаниямырассматриваем сформированность самостоятельности обучаемь/х,котораяпроявляется в способностях.

Сформированность этих способностей, нанаш взгляд, может быть основой ключевых компетенций выпускников школы № 6 4.

Исходя из этого, учебный процесс с применением комплекса образовательных технологий должен отвечать следующимусловиям:

В качестве приоритетных образовательных технологий нами были определены:

• проектная технология как интегрирующая коммуникативную, проблемно-поисковую, игровую, самоопре-деленческую, рефлексивно -деятельностнуютехнологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• здоровьесохраняющиетехнологии;

• информационно- коммуникативныетехнологии (ИКТ).

Мы предполагаем, что, используя образовательные технологии, учитель влияет на развитие у учащихся определенных способностей.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №3, 2008

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Взаимосвязь используемых технологий и способностей, на формирование которых они влияют, показана на схеме:

Имитационного

моделирования

(игровая)

Способность учащихся к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения

Способность решать проблемы и проблемные ситуации

Способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения

Способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели

Способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности

Способность решать жизненно важные проблемы

Кроме того, комплекс образовательных технологий может стать основой реализации принципов непрерывности и преемственности в образовательной модели школы:

1. Здоровьесберегающие технологии как основа реализации образовательной модели «Школа полного дня»

Это не только соблюдение требований санитарных правил и нормативов, но и работа по оптимизации учебного процесса.

2. Проектная технология как интеграционная основа обшего и дополнительного образования в средней и старшей школе

Проектная технология способствует повышению личной уверенности у учащихся, их самореализации и рефлексии. Это становится возможным:

- через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным,успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

3. Информационно-коммуникативные технологии в школе как непрерывная основа формирования информационно-коммуникативной компетенции уча-

обучение на оптимальном уровне трудности

вариативность методов обучения

оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок

Здороеъесберегающие

технологии

культивирование знании по вопросам здоровья

формирование положительной мотивации к учебе

(«педагогика

успеха»)

учёт врождённых способностей детей, возрастных особенностей их познавательной деятельности

создание

эмоционально

благоприятной

атмосферы

58

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

щихся, механизм индивидуализации образовательного процесса

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) также определяют особенности учебновоспитательного процесса личностно-ориентированной направленности в школе полного дня с лицейскими и гимназическими классами.

Целью применения ИКТ в образовательном пространстве школы являются: формирование

информационно-коммуникативной компетенции учащихся, развитие их информационной культуры.

Таким образом, создавая комплекс инновационных образовательных технологий, мы видим следующие ожидаемые результаты:

1. Комплексный подход в реализации образовательных технологий позволит оптимизировать нагрузку учащихся и педагогов, что будет положительно влиять на комфортность условий обучения, а значит на сохранность здоровья участников образовательного процесса.

2. Инновационный опыт педагогического коллектива позволит школе позиционировать себя как центр распространения и трансляции образцов положительной педагогической практики в области использования современных образовательных технологий.

3. Образовательная модель школы будет более эффективной в плане результативности формирования ключевых компетенций у выпускников.

4. Реализация комплекса инновационных образовательных технологий в условиях «Школы полного дня» позволяет наиболее полно удовлетворить образовательные запросы родителей учащихся.

Миссия и цель развития школы

Приведённый анализ проблем развития позволяет сформулировать Миссию школы. Школа:

- обеспечивает доступность общего образования для учащихся на базовом уровне и реализует программы физико-математического профиля на основе взаимодействия с Российским государственным технологическим университетом им. К.Э.Циолковского, в направлении совершенствования содержания по профильным предметам, гуманитарного профиля в рамках гимназического образования;

- обеспечивает комфортные условия для обучения детей в режиме полного дня, сохранения их здоровья с привлечением ресурсов социального партнёрства;

- является культурно - просветительским центром района «Кунцево», базой для проведения социально значимых акций для ветеранов войны, ветеранов районного Центра социального обеспечения, проведения мероприятий, концертов для жителей района;

- является центром распространения инновационного опыта по созданию комплекса образовательных технологий, базовой школой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ по проведению научнопрактических конференций, семинаров.

Целью ближайшего этапа развития школы является создание и апробация адаптивного комплекса образовательных технологий в целях повышения эффективности образования в ««Школе полного дня».

Ротару Е.Н.,

директор Трубина С.М.,

Завуч Гимназия г. Лабытнанги ЯНАО

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРЕДШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Можно ли уйти от единого «дошкольного образа жизни» и как?

Модель и образовательная программа предшкольного образования; равные стартовые возможности для будущих первоклассников; студия предшкольного образования «Росток»; социально-психологическая ориентация дошкольников.

1. Тема эксперимента

«Построение образовательной программы предшкольного образования студии «Росток» на базе муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги».

2. Исполнитель эксперимента

Творческая группа педагогов начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги.

Руководитель эксперимента в Гимназии Фролова Н.Я., заместитель директора по учебно - воспитательной работе.

3. Научный руководитель и консультант Научный руководитель: Ворошилова Л.Л., доцент,

к.п.н.; консультант: Кушнина Н.В., директор МУ ИМЦ г. Лабытнанги

4. Актуальность темы

В соответствии со ст. 17, п.119, п.1, ст. 15 Закона об образовании, с 1.01.2005 года дошкольное образова-

59

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.