РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Каков основной ресурс повышения результативности школьного образования?
Яшина Г.А.,
к.п.н., директор МОУ СОШ №64 г.Москва
_Ь4>
Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования и включающую комплекс инновационных образовательных технологий. Выбор технологий опирается на особенности образовательной модели школы, социальнообразовательный заказ семей обучаемых, инновационную историю школы, исходный уровень качества обученности и, конечно же, проблемы развития школы на современном этапе. Совокупность выделенных позиций и выявленные подходы к решению проблем помогли нам сделать обоснованный выбор комплекса инновационных образовательных технологий, представляющих основной ресурс повышения эффективности школьного образования. Рассмотрим указанные позиции.
Особенности образовательной модели школы
ГОУ СОШ № 64 была открыта 1 сентября 1964 года. За последние годы здесь создан творчески работающий коллектив, который стабильно обеспечивает освоение обязательных стандартов образования, удовлетворяет запросы и потребности учащихся на образовательные услуги, создает психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития школьников, а также сохранения их физического здоровья.
За последнее время количество учащихся в школе заметно выросло. Опрос родителей первоклассников, проведенный в мае 2006 года, показал, что 87% из них выбрали нашу школу для своего ребенка по рекомендации знакомых, друзей. В последние годы в школу начали поступать дети из отдаленных районов Москвы. Больше половины опрошенных родителей (71%) оценивают уровень обучения в школе как высо-
Рост востребованности школы родителями района
560 -п
540
к и к X 520
о 500
о т 480
О 460
440
2005^2006 учебны й год 2006/2007 учебный год 2007/2008 учебный год
кий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у школы заслуженный авторитет среди населения, она конкурентоспособна. Школе доверяют не только родители нынешних школьников, но и их бабушки и дедушки. Около 20% учащихся нашей школы составляют дети, чьи родители, а то и бабушки, и дедушки были ее выпускниками.
Характеристика социально-образовательного заказа семей обучаемых
Образовательные предпочтения родителей учащихся, занятость членов семей, требования к условиям обучения изучаются путем анкетирования с 2003 года и отражены в следующих диаграммах.
Занятость родителей
10%
67%
□ мать в декретном отпуске
□ живут с бабушками и дедушками
□ другое
Направленность образовательных предпочтений родителей
Анкетирование родительской общественности
□ знания для продолжения образования
□ углублённые знания по некоторым предметам
□ расширенные знания по прикладному профилю
□ занятость в различных секциях дополнительного образования
■ спецкурсы по подготовке к ЕГЭ____________________________
Приоритеты в области условий обучения, которые должна создавать школа
(326 анкетируемых)
Требования по условиям обучения Процент анкетируемых
Возможность получения расширенного образования гуманитарной и естественнонаучной направленности 78%
Обеспечение качественной подготовки домашнего задания с помощью учителя 48%
Информатизация образовательного процесса 87%
Обеспечение здоровьесохранения 69%
Организация экскурсий и образовательных поездок 53%
Обеспечение открытости школы 45%
Широкий выбор программ дополнительного образования 72%
Создание органов общественного управления 34%
Вывод: при анализе социально-образовательного заказа выявилась высокая занятость членов семей обучаемых, что привело педагогический коллектив к идее организации образовательного процесса в режиме полного дня. Приоритеты, выбранные родителями в области условий обучения, обосновывают реализацию расширенного содержания образования по предметам гуманитарной и естественнонаучной направленности в гимназических и лицейских классах, а также использование здоровьесберегающих и информационных технологий в обучении на основе деятельностного подхода.
Об инновационной истории школы Педагогические коллектив школы № 64 имеет многолетний опыт инновационной и экспериментальной деятельности.
2000 - 200112001 - 2002 12002 - 2003 12003 - 2004 12004 - 2005 12005 - 2006 2006 - 2007
Инновационная деятельность по освоению современных образовательных технологий (СОТ) Создание комплекса СОТ
ГЭП «Система оценки качества образования»!
Модель «Школы полного дня»
ГЭП «Разработка примерных уч разовательных учреждений горе федерального базисного учебног зовательных учреждений Россий лизующих программы общего об ебных планов для об-да Москвы на основе о плана для общеобра-1ской Федерации, реа-разования.»
ГЭП «Управление качеством образования в образовательном учреждении»
ГЭП «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения»
ГЭП «Воспитательное пространство округа - социальная инфраструктура детства»
Из таблицы можно сделать вывод о преемственности экспериментальной и инновационной деятельности, о расширении спектра задач развития, решаемых с помощью её организации.
Инновационная карта, отражающая процесс реализации программы внедрения в школе образовательных технологий, выглядит следующим образом:
2000 - 2001 | 2001 - 2002 | 2002 - 2003 | 2003 - 2004 | 2004 - 2005 | 2005 - 2006 | 2006 - 2007
Здоровьесберегающие технологии
Проектная технология в средней и старшей школе
Технология деятельностного метода в начальной школе. Леготехнология
Информационно - коммуникативные технологии в основной и старшей школе
Результативность инновационной и экспериментальной деятельности прослеживается в динамике качества обученности учащихся. Достижению положительных результатов в образовательном процессе способствует нацеленность педколлектива на совершенствование методики преподавания, освоение инновационных педагогических технологий, таких как: проблемно-поисковая, коммуникативная, проектная, имитационного моделирования, технология деятельностного метода при использовании образовательной системы «Школы 2100» и другие. Благодаря использованию современных педагогических технологий, повысилось количество учащихся, аттестованных на 4 и 5 за последние годы.
Динамика качества обученности за последние три года
100 80 60 % 40 20 0
^6 67^
71
54 55 57
-48 51-
54
56 58 61
начальная школа
основ ная школа
ст аршая школа
в целом по школе
□ 2004-2005 учебный год ■ 2005-2006 учебный год □ 2006-2007учебный год
Динамика поступления выпускников школы в ВУЗы Поступление выпускников в ВУЗы
2004-2005 учебный год 2005^2006 учебный год 2006^2007 учебный год
Вывод: стабильное повышение результативности образовательного процесса, качества обученности при стабильных показателях сохранности здоровья учащихся позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего использования инновационных образовательных технологий в качестве ресурса повышения эффективности образования.
Проблемы развития школы на современном этапе
1. Противоречие между режимом обычного функционирования школы и широким спектром образовательных запросов родителей.
2. Противоречие между потребностью информатизации образовательного процесса, высоким уровнем ИКТ-компетентностью педагогов и реальными возможностями технического оснащения, программного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
3. Противоречие между повышенными учебными нагрузками (гимназическое, лицейское и профильное обучение) и требованиями к условиям сохранности психического, физического и интеллектуального здоровья.
Обоснование подходов к решению проблем
В качестве показателя эффективности образования мы рассматриваем сформированность самостоятельности обучаемых, которая проявляется в способностях:
Сформированность этих способностей, на наш взгляд, может быть основой ключевых компетенций выпускников школы № 64. Исходя из этого, учебный процесс с применением комплекса образовательных технологий должен отвечать следующим условиям:
В качестве приоритетных образовательных технологий нами были определены:
• проектная технология как интегрирующая коммуникативную, проблемно-поисковую, игровую, самоо-пределенческую, рефлексивно - деятельностную технологии;
• здоровьесохраняющие технологии, обеспечивающие сохранность психического, физического и интеллектуального здоровья;
• информационно- коммуникативные технологии, обеспечивающие развитие коммуникативных способностей и способностей к работе с разного рода информацией.
Мы предполагаем, что, используя образовательные технологии, учитель влияет на развитие у учащихся определенных способностей.
Взаимосвязь используемых технологий и способностей, на формирование которых они влияют, показана на схеме:
Способность учащихся к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения
Способность решать проблемы и проблемные ситуации
Способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения.
Способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели
Способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности
Способность решать жизненно важные проблемы
Кроме того, комплекс образовательных технологий может стать основой реализации принципов непрерывности и преемственности в образовательной модели школы:
1. Здоровьесберегающие технологии как основа
реализации образовательной модели «Школа полного дня»
Это не только соблюдение требований санитарных правил и нормативов, но и работа по оптимизации учебного процесса.
вариативность методов обучения
обучение на оптимальном уровне трудности
учёт врождённых способностей детей, возрастных особенностей их познавательной деятельности
2. Проектная технология как интеграционная основа общего и дополнительного образования в средней и старшей школе
Проектная технология способствует повышению личной уверенности у учащихся, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным:
- через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
3. Информационно-коммуникативная технология в школе как непрерывная основа формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся, механизм индивидуализации образовательного процесса.
Информационно-коммуникативная технология также определяет особенности учебно-воспитательного процесса личностно-ориентированной направленности в школе полного дня с лицейскими и гимназическими классами. Целью применения ИКТ в образовательном пространстве школы являются: формирование информационно-коммуникативных компетенции учащихся, развитие их информационной культуры.
Таким образом, создавая комплекс инновационных образовательных технологий, мы ожидаем следующие результаты:
• Комплексный подход в реализации образовательных технологий позволит оптимизировать нагрузку учащихся и педагогов, что будет положительно влиять на комфортность условий обучения, а значит сохранность здоровья участников образовательного процесса.
• Инновационный опыт педагогического коллектива позволит школе позиционировать себя как центр распространения и трансляции образцов положительной педагогической практики в области использования современных образовательных технологий.
• Образовательная модель школы будет более эффективной в плане результативности формирования ключевых компетенций у выпускников.
• Реализация комплекса инновационных образовательных технологий в условиях «Школы полного дня» позволяет наиболее полно удовлетворить образовательные запросы родителей учащихся.
Миссия и цель развития школы
Приведённый анализ проблем развития позволяют сформулировать Миссию школы следующим образом. ГОУ СОШ № 64:
- обеспечивает доступность общего образования для учащихся на базовом уровне и реализует программы физико-математического профиля на основе взаимодействия с Российским государственным технологическим университетом им. К.Э.Циолковского, в направлении совершенствования содержания по профильным предметам, гуманитарного профиля в рамках гимназического образования;
- обеспечивает комфортные условия для обучения детей в режиме полного дня, сохранения их здоровья с привлечением ресурсов социального партнёрства;
- является культурно - просветительским центром района «Кунцево», базой для проведения социально значимых акций для ветеранов войны, ветеранов районного Центра Социального обеспечения, проведения мероприятий, концертов для жителей района;
- является центром распространения инновационного опыта по созданию комплекса образовательных технологий, базовой школой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ по проведению научнопрактических конференций, семинаров.
Целью ближайшего этапа развития школы является: создание и апробация в «Школе полного дня» Центра здоровья.