Научная статья на тему 'Аналитический обзор направлений деятельности экспериментальных площадок дошкольного образования'

Аналитический обзор направлений деятельности экспериментальных площадок дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ (ДОШКОЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронин Ю. В., Грохольская О. Г.

Широкий спектр исследований охватывают эксперименты на уровне дошкольного образования. При этом организаторами большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации работников образования, направленное на совершенствование педагогического мастерства руководителей и воспитателей ДОУ. В статье представлен аналитический обзор направлений деятельности экспериментальных площадок в сфере дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор направлений деятельности экспериментальных площадок дошкольного образования»

дополнительного образования, проектной деятельности, ученического самоуправления. Участники данного эксперимента создают диагностический инструментарий по оценке формирования компетентностей учащихся.

Список литературы.

1. Медведева Н.В., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Современные тенденции в управлении маркетингом в сфере образования// Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»),-№9, 2007.

2.Медведева Н.В., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Компетентностный подход в рамках современной образовательной парадигмы // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»),-№9, 2007.

3. Смирнов С.И. Взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования по повышению качества подготовки выпускников // Профессиональное образование Камчатской области в условиях социального партнёрства: Материалы совещания работников образования Камчатской области 12 октября 2005 г. -Петропавловск-Камчатский: РИО Камчатского филиала МУПК, 2005.

УДК 373.2

Аналитический обзор направлений деятельности экспериментальных площадок

дошкольного образования.

Шаронин Ю.В. д.п.н. главный специалист отдела организации НИР Грохольская О.Г. д.п.н., главный специалист отдела организации НИР Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

Аннотация. Широкий спектр исследований охватывают эксперименты на уровне дошкольного образования. При этом организаторами большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации работников образования, направленное на совершенствование педагогического мастерства руководителей и воспитателей ДОУ. В статье представлен аналитический обзор

направлений деятельности экспериментальных площадок в сфере дошкольного образования.

Ключевые слова. Предшкольное (дошкольное) образование, эксперимент.

Особую актуальность на современном этапе представляют эксперименты, направленные на развитие вариативных форм предшкольного образования. При этом разрабатываются региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и функционирование различных форм предшкольного образования, проводится мониторинг эффективности системы предшкольного образования, создаются инновационные учебные планы и программы.

Многие дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) проводят эксперименты по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. При этом происходит повышение уровня сформированности у детей ряда обобщающих умений и навыков; а также повышение профессиональной компетенции педагогов.

Очень актуальны эксперименты по созданию и апробация учебно-методических комплектов «Безопасность на дорогах» для дошкольников и младших школьников.

В Орловской области уделяется большое внимание развитию дошкольного образования. В соответствии с Приказом Департамента социальной политики Орловской области от 30.08.2007г. № 1031 были сформированы ряд сетевых экспериментальных площадок.

Например, тема эксперимента - «Развитие профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации работников образования» (руководитель Патронова И.А., методист кабинета дошкольного образования Орловского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей»).

Участники эксперимента:

Базовые: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 60

Северного района г. Орла.; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 31 Северного района г. Орла.; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 1 Дмитровского района; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 22 г. Ливны; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 12 г.Мценск

Пилотные: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 7 Заводского района г. Орла; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 29 Северного района г. Орла; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№ 33 Советского района г. Орла; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 76 ОАО РЖД г. Орел; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 2 Залегощенского района; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 16 г. Ливны; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 г. Ливны; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 5г.Мценск.

Цели эксперимента - реализация компетентностного подхода руководителями дошкольных образовательных учреждений; развитие профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации работников образования.

Задача эксперимента - совершенствование педмастерства руководителей и воспитателей ДОУ, направленное на сотрудничество с воспитателями и детьми.

Эксперимент еще не закончен, однако уже можно констатировать определенные результаты эксперимента: научно-методические разработки - рекомендации для

руководителей ДОУ, подготовленные диссертационные исследования, публикации.

В соответствии с Приказом Департамента социальной политики Орловской области от 30.08.2007г. №1031 приводится эксперимент в форме сетевой площадки на тему: «Преемственность дошкольных образовательных учреждений и средней школы в работе по развитию речи на материале поэтических текстов». Руководитель эксперимента -Гурова В.Я., доцент Орловского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей». Участники эксперимента - Базовые учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Орла; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Деткий сад № 45 г. Орла.

Пилотные учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г. Ливны Орловской области; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 16 г. Ливны Орловской области; Муниципальное общеобразовательное учреждение Воронецкая начальная школа - детский сад Троснянского района.

Цель эксперимента - создание методических и практических материалов по преемственности дошкольных образовательных учреждений и средней школы в работе по развитию речи на материале поэтических текстов.

Задачи эксперимента:

- работа в образовательном пространстве по преемственности дошкольных образовательных учреждений и средней школы в работе по развитию речи на материале поэтических текстов.

Основные результаты эксперимента - это разработка новых УМК на первой обучения; формирование механизма мониторинга состояния образования; индивидуализация учебного процесса; совершенствование нравственного и эстетического развития учащихся.

Особую актуальность представляет эксперимент на тему «Вариативные формы предшкольного образования.» (руководитель - Бережнова О.В., заведующая кафедрой дошкольного образования Орловского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей»).

Участники эксперимента - Базовая организация: Муниципальное

общеобразовательное учреждение « Гимназия № 39» г. Орла

Пилотные организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение « Начальная школа - детский сад № 86» г. Орла Муниципальное общеобразовательное учреждение « Корсаковская средняя общеобразовательная школа» Корсаковского района; Муниципальное общеобразовательное учреждение « Начальная школа - детский сад № 72» г. Орла; Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Орла; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Знаменская средняя общеобразовательная школа» Орловского района; Муниципальное общеобразовательное учреждение « Центр -Психолого-медико-социального сопровождения Орловского района» Муниципальное общеобразовательное учреждение « Центр -Психолого-медико-социального сопровождения Корсаковского района»; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хвощевская средняя общеобразовательная школа» Ливенского района; Муниципальное общеобразовательное учреждение « Воронецкая основная общеобразовательная школа» Троснянского района; Муниципальное общеобразовательное учреждение « Центр -Психолого-медико-социального сопровождения» Троснянского района.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 20» г. Ливны; Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Орла; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 19» Орловского района и др.

Цель эксперимента - поиск вариативных форм предшкольного образования, адекватных специфике дошкольного детства (с учетом специфики региона).

Задачи эксперимента:

разработка региональных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и функционирование различных форм предшкольного образования;

выявление потребности семей, имеющих детей дошкольного возраста, в организации вариативных форм подготовки к школе;

разработка учебных планов и программ семинаров, спецкурсов, курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, занимающихся подготовкой детей к школе;

разработка программ педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе;

-мониторинг эффективности системы предшкольного образования.

Основные результаты эксперимента:

-комплекс учебных планов и программ для повышения квалификации и переподготовки специалистов, занимающихся подготовкой детей к школьному обучению,

- комплект методических рекомендаций для педагогического просвещения родителей по проблеме, в том числе программ подготовки к школе в условиях семьи для детей, не охваченных организованными формами предшкольного образования;

- научно-методическое обеспечение для реализации и внедрения различных организационных форм и программ подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

На уровне дошкольного образования в Орловской области проводится экспериментальная работа в форме сетевой площадки (с охватом многих образовательных учреждений ДОУ) на тему: «Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников на базе ДОУ» ( руководитель - Тимофеева Л.Л., старший преподаватель кафедры дошкольного образования Орловского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей»).

Участники сетевой экспериментальной площадки.

Базовые: Муниципальное общеобразовательное учреждение Начальная школа-детский сад № 72 Заводского района г. Орла.

Пилотные: Муниципальное общеобразовательное учреждение Начальная школа -детский сад № 73 Заводского района г. Орла; Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 50 Заводского района г. Орла.;

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24

Железнодорожного района г. Орла. ; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 Северного района г. Орла.; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Орловского района; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Орловского района; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Орловского района; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Орловского района; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Верховского района и др.

Цель эксперимента - поиск путей формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.

Задачи эксперимента - повышение уровня сформированности у детей ряда обобщающих умений и навыков; повышение профессиональной компетенции педагогов

Основные результаты эксперимента - УМК - методическое пособие для воспитателей ДОУ, тетрадь на печатной основе для детей старшей и подготовительной группы.

В Орловской области создана сетевая региональная экспериментальная площадка, где сочетаются учреждения дошкольного и младшего школьного уровня. Тема эксперимента очень актуальна: Апробация учебно-методического комплекта

«Безопасность на дорогах» для дошкольников и младших школьников (руководитель -Ефремов А.А., методист кабинета охраны труда и физического воспитания Орловского областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей»).

Участники эксперимента:

Базовая организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Мценска.

Пилотные организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида « Лучик» г. Волхова, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Волхова, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 п. Верховье, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Верховье, Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 1 п. Колпны, Муниципальное

общеобразовательное учреждение Колпнянский лицей п. Колпны, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский №1 п. Хомутово, Муниципальное

общеобразовательное учреждение Хомутовская средняя общеобразовательная школа Новодеревеньковского района, Муниципальное общеобразовательное учреждение Знаменская средняя общеобразовательная школа Орловского района, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Орла, Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и юношества им. Ю.А.Гагарина» и ряд других ОУ.

Целью эксперимента является апробация учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Виноградовой и дальнейшее совершенствование методической базы, форм работы с учащимися и воспитанниками, а также разработка авторских уроков, докладов преподавателями, задействованными в эксперименте, кроме того, ожидается снижение уровня ДТП с участием детей.

К основным задачам эксперимента можно отнести следующие.

1. Чётко отслеживать промежуточные результаты теоретического и практического

плана.

2. Грамотное построение основных частей занятия.

3. Методику преподавания по предложенным пособиям.

4. Соблюдение триединства целей урока (обучающая,развивающая, воспитывающая).

5. Уровень мотивации детей в начале, середине и в конце эксперимента.

6. Уровень самодисциплины школьников в ходе освоения методического комплекта.

7. Применение интерактивных деятельных компонентов - дискуссии, диалога, проблемных, творческих заданий.

8. Степень сформированности теоретических и практических знаний, умений и навыков детей в начале, середине и конце эксперимента.

Формирование критического мышления относительно своих поступков.

В Ростовской области, г.Шахты, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка -детский сад первой категории № 44 является региональной экспериментальной площадкой (приказ № 2063 от 08.10.2007г. МО и ПО Ростовской области «О присвоении статуса областной экспериментальной площадки образовательным учреждениям»). Тема эксперимента: Реализация региональной модели предшкольного образования в рамках экспериментальной деятельности (руководитель -Г.Н.Калайтанова начальник О ДО РО ИПК и ПРО, факультет дошкольного и начального образования).

Цель эксперимента - создание организационно-методических условий, обеспечивающих готовность к обучению к школе детей, не посещающих ДОУ, в рамках апробации содержания предшкольного образования и внедрение вариативных форм в педагогической практике.

Задачи эксперимента:

- обеспечить развитие нормативно-правовой базы проекта по предшкольному образованию;

- изучить теоретический и практический опыт (федерального и регионального уровня по предшкольному образованию)

- провести комплексный анализ и апробацию программы предшкольного образования «Ступеньки к школе» М.М.Безруких с точки зрения ее эффективности для подготовки детей к школе, в рамках группы кратковременного пребывания;

- разработать концепцию и программу экспериментальной работы;

- разработать рекомендации по использованию УМК «Ступеньки к школе» в разных формах предшкольного образования и программ индивидуального развития детей:

- обеспечить информационное поле экспериментальной работы;

- развивать профессиональную компетентность педагогов осуществляющих предшкольную подготовку.

Основные результаты эксперимента заключаются в разработке нормативно -правовой базы и апробации программы «Ступеньки к школе».

В Ростовской области организована региональная экспериментальная площадка начального школьного и дошкольного уровней образования на базе МОУ ДД МТТТВ: прогимназия № 46 (директор Позаниди И. А.). Тема эксперимента - «Разработка вариативных форм предшкольного образования» (руководитель - Сундукова А. К.).

Цель эксперимента - создание организационно-методических условий, обеспечивающих готовность к обучению в школе детей, не посещающих прогимназию, в рамках внедрения и апробации содержания УМК «Детский сад 2100...» предшкольного образования в период каникулярного времени.

Задачи эксперимента:

1. сформировать мотивационно - ценностные установки педагогов,

ориентированные на реализацию проекта предшкольного образования.

2. обеспечить нормативно- правовую базу проекта по предшкольному

образованию.

3. разработать концепцию и программу экспериментальной работы.

4. обеспечить программно- методическое сопровождение предшкольного

образования.

Список литературы.

1. Нестерова И.В. Педагогическая мастерская /Специалист. -2005. -№9.

2. Терентьева В.Г. Повышение квалификации педагогов и личностноориентированный подход при обучении//Специалист. - 2005. - № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 373.1

Экспериментальные площадки в средних общеобразовательных школах: анализ основных направлений деятельности

Павлов А.В. ведущий инженер отдела организации НИР

Терлецкий О.Л. ведущий инженер отдела организации НИР

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

Аннотация. На сегодняшний день средние школы в регионах активно участвуют в экспериментальной деятельности по различным направлениям. В статье рассмотрены основные направления экспериментальной деятельности общеобразовательных школ, дана характеристика научным экспериментам и инновационным методам образования, реализуемым в учреждениях общего образования ряда регионов России.

Ключевые слова. Средняя школа, педагогика, экспериментальная площадка.

Эксперименты во многих средних школах посвящены внедрению технологий обеспечения и развития здоровья детей в ходе учебного процесса. Организаторы экспериментов по здровъесберегающим технологиям ставят перед собой задачи развития здоровья учащихся в условиях школы на основе педагогического, физиолого-валеологического, и психологического взаимодействия.

Другое направление экспериментов связано с совершенствованием содержания обучения школьников. В этом случае задачи эксперимента - это освоение новых учебных программ, учебников, пособий, соответствующих современным достижениям педагогической науки, методики, дидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.