видуализировать процесс образования, уменьшить выраженность отрицательного действия на состояние здоровья и успешность обучения учащихся, повысить эффективность формирования уровня образованности выпускников учебных заведений и сохранить их здоровье,
Литература
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. С-Пб: Речь, 2007.
2. Гоомбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. -М.: Педагогика, 1988.
3. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: практикум. М.: Владос, 2005.
4. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .
5. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия ин-новационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, №1
6. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Мед. Институт, 1993.
7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Высшая школа, 1984.
8. Тимофеева О.Ю. Аспекты компетентности ого подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.
9. Хетагурова Л.Г., Салбиев К.Д., Беляев С.Д., Датиева Ф.С., Катаева М.Р., Тагаева И. Р. Хронопатология: экспериментальные и клинические аспекты. М.: Наука, 2004.
10. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.
Автор обращает внимание на работу родителей с детьми по индивидуальным проектам. Обращает внимание на виды проектов и их презентаций, и выработке такого качества как самостоятельность, в процессе проектной деятельности в диаде (взрослый —ребёнок).
Никишина Елена Дмитриевна
воспитатель
ГОУ детский сад компенсирующего вида №2282 Elen_Nikishina@maii.ru
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИАДЕ (ВЗРОСЛЫЙ - РЕБЁНОК)
Как вырабатывается самостоятельность в индивидуальных проектах у детей в диаде?
Ключевые слова: проектная деятельность, в диаде, самостоятельная деятельность, презентация проектов, индивидуальные проекты, совместное участие, положительные результаты, творческая атмосфера, партнёрские отношения, естественное включение семьи.
Сегодня мои дети - первоклассники. Родители с детьми часто заходят в свой родной детский сад и с благодарностью рассказывают о том, с какой лёгкостью дети вошли в школьную жизнь, как многие дети свободно общаются с преподавателями и со сверстниками, Я уверена, что в дальнейшем они будут проявлять накопленный опыт в добывании информации, а их родители намного легче, проще воспринимать школьные творческие задания. Всё эти навыки и качества многие дети приобрели благодаря выработанной у них самостоятельности, познавательной активности, умению работать в коллективе.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятель-
ности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который представляет собой самостоятельную работу над разрешением проблемы, получением конкретного результата и его публичным предъявлением.
Наш сад «Солнечные лучики» уже несколько лет специализируются на проектной деятельности. Какие наши дети использовали проекты отображено на экране.
Наша группа участвовала во всех видах проектов, но самым интересным, продуктивным, оригинальным мне показался проект прошлого учебного года. Это
совместные индивидуальные проекты, детей с родителями. Поэтому ваше внимание хочу обратить на работу с индивидуальными проектами.
Почему я выбрала именно эту форму проектной деятельности? Потому что эта возможность задействовать интересы ребёнка, научить его самостоятельно выбирать тему, привлечь родителей к совместному участию в познавательной, исследовательской, творческой деятельности, которая, несомненно, даст положительные результаты в готовности к школьной жизни.
Участие педагога состоит в усилении контроля и помощи детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовании обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей, в создании творческой атмосферы, а так же изменение позиции некоторых родителей по отношению к обучающему процессу.
Все родители, без исключения, поддержали идею индивидуальных проектов, но у многих встал вопрос-« о чем говорить?» К сожалению, родители редко умеют работать совместно на равных со своим ребёнком, и не удивительно, что некоторые родителе даже не подумали обсудить тему со своим ребёнком. На самом деле интересен был сам процесс выбора тем. Нескольких детей пришлось подвести к самостоятельному выбору темы, а те уже своих родителей поставили перед фактом выбора названия темы.
Другие - сами предложили темы, т,е. самостоятельно задействовали свои интересы и увлечения. Несколько родителей посоветовавшись с детьми, сообща выбрали темы. Обратите внимание, фрагменты презентаций, которые мы представляем, сделаны родителями.
Получилось много интересных проектов: так, Денис, который начал собирать камушки на улице, благодаря журналам о камнях, стал серьёзно интересоваться их природой, предложил сделать проект с родителями о минералах.
Сережа с мамой предложили рассказать и проиллюстрировать, как рождается книга, из чего получилось целое комплексное открытое занятие «Рождение книги»
Таисия (любительница шоколада) с мамой сделала видеопрезентацию по шоколаду, к ней прилагались буклеты, совместного производства.
Очень интересный проект вышел у Агилана, приходя в детский сад, он рассказывал о том, как дома помогает печь индийские лепёшки. Они с мамой рассказали и показали, на слайдах, как печётся индийских хлеб. Дети с удовольствием попробовали настоящие индийские лепёшки. Но самым интересным для них было то, что свой проект Агилан представлял в национал ьном костюме, а его мама в сари.
Две спортсменки, две Виктории, которые занимались фигурным катанием и гимнастикой, первыми сказали, что они расскажут о том, как пришли к этому виду спорта, покажут номер и расскажут какие медали, на каких соревнованиях получили.
Интереснейшая совместная работа получилась о том, как появилась пуговица. Аня в беседе упомянула о их семейном увлечении рукоделием и о большом разнообразии пуговиц. Чем самостоятельно выбрала тему проекта. В этом проекте представлена не только
история пуговицы, но и её необычные разновидности. Дети с родителями потом ещё долго приносили пуговицы разных форм и размеров.
Хотелось бы отметить индивидуальные проекты, объединенные одной темой - «Куклы из бабушкиного сундука», проект о народных куклах, игрушках, где дети сами выбирали тип куклы, а игрушки мастерили с родителями и рассказывали о них на презентации проекта.
Последний этап проекта—защита—всегда самый зрелищный. Родители присутствовали на всех презентациях проектов, мы старались их показывать на открытых занятиях и на утренниках. Дети и родители из каждого проекта черпали для себя, что-то новенькое, дети - информацию, родители - формы работы с проектами и рассматривали совместную работу выступающих. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, каждый пытался усилить значимостью своего проекта. Проводились обсуждения проектов, где дети самостоятельно рассказывали, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен.
В ходе реализации индивидуальных проектов родителей с ребёнком у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию, а родители учатся строить партнёрские отношения со своим ребёнком. Естественное включение семьи в проектную деятельность ребёнка даёт шанс родителю взглянуть другими глазами на интересующую тему своего ребёнка, да и сам родитель по другому раскрывается перед ребёнком.
Развитие самостоятельности в проектной деятельности является важной основой успешного обучения ребенка в школе.
Сейчас мы представим вашему вниманию фрагмент фильма «Об улицах Москвы» - это завершающий этап проекта о Москве. Начали мы этот проект прошлой осенью с викторины о Москве, а заканчивали в апреле этого года - фильмом. Хочу отметить, что большой вклад в этот фильм внесли родители, которые снимали и создавали его, дети озвучивали. Монтировался фильм вторым воспитателем нашей группы - Надеждой Александровной.
Литература
1. Дельгас Г.В. Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №3.
2. Дельгас Г.В. Сказка в гости к нам пришла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №4.
3. Дельгас Г.В. Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития ДОУ //// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. - №2.
4. Ротару Е.Н., Трубина С.М. Программа эксперимента по предшкольному образованию // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №3.
5. Ротару Е.Н., Трубина С.М. Образовательная программа предшкольного образования // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008. - №2.
6. Чумакова И.Н., Кожевина О. В. Программа пред школьной подготовки «Филиппок» II И Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. - №4.