В статье говорится о проведении независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ в форме «Дня качества». Приводится алгоритм проведения, тематика и содержание Дней качества.
Варламова Юлия Валерьевна
заместитель директора школы, Корепанова Алевтина Аркадьевна
учитель химии и биологии Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей» г. Ижевск [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДНЕЙ КАЧЕСТВА В ШКОЛЕ
Как провести День качества в школе?
--й_—
Ключевые слова: День качества, педагогический аудит, независимая экспертиза знаний, контрольно-измерительные материалы, качество образования, аудиторское заключение
Педагоги школы №97 г. Ижевска используют технологию аудита как способ измерения качества обучения. Формируется Служба педагогов-аудито-ров, которая проводит тестирование школьников по материалам международных и отечественных исследований с целью выявления проблемных зон и принимает последующие шаги для ликвидации этих проблем.
Одной из форм работы коллектива учителей аудиторов - разработка и проведение «Дней качества». День качества в школе представляет собой мероприятие, направленное на измерение и проведение независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ и последующие мероприятия, имеющие цель повысить качество работы преподавателей школы. Положение о Дне качества, приведенное в Приложе-
нии 1 определяет основные понятия, цели, задачи, основы организации и проведения Дня Качества.
Главными целями Дня качества являются:
• изучение состояния сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, выявления проблемных зон и дальнейшей работы над ликвидацией и профилактикой проблем;
• стимулирование внедрения альтернативных контрольно-измерительных материалов для оценки состояния сформированности различных компетенций;
• повышение педагогического мастерства и качества преподавания педагогов;
• повышение качества образования в школе.
День качества проводится по определенному разработанному алгоритму, который включает в себя следующие пункты:
Таблица 1
№ Пункт алгоритма Пример
1 Название Дня качества «Оценка подготовки учащихся 10-х классов»
2 Объект исследования Учащиеся 10-х классов
3 Предмет исследования Уровень подготовки учащихся Качество знаний учащихся
4 Время проведения
5 Цель проведения Определение уровня подготовки учащихся 10-х классов
6 Определяются участники дня качества Учащиеся 10-х классов, учителя аудиторы
8 Определяются необходимые ресурсы Материалы для исследования, кабинеты, принтер, бумага, и др.
9 Составляется алгоритм проведения Дня качества Кто отвечает за организацию Кто проводит тестирование (инструкция по проведению тестирования) Определяется время и место проведения тестирования Куда и кому сдавать работы учащихся
10 Анализ результатов Проверка работ и анализ результатов (составление графиков, диаграмм, таблиц и др.) сопоставление результатов исследований
11 Форма представления результатов Выступление на заседании педагогов - аудиторов, на совещании, на педсовете,
12 Коррекционная работа Выработка рекомендаций для учителей, родителей, учащихся на основании анализа результатов исследования
Так, Первый День качества включал в себя тестирование десятиклассников по материалам PISA. Исследование PISA это стандартизированная оценка подготовки подростков 15 лет. Материалы для этого исследования разрабатываются странами участницами международной программы. Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Изучается состояние основных знаний и умений, необходимых для взрослой жизни и приобретенных при изучении школьных предметов. Причем проверке овладения конкретным содержанием учебных дисциплин не уделяется особого внимания. В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.
Результаты данных исследований для нашей школы - это возможность получить объективную оценку ситуации в каждом конкретном классе, выявить проблему, требующую решений, и внести соответствующие коррективы в образовательный процесс. Более того, на основе полученных данных мы имеем возможность сравнить уровень качества обучения в нашей школе с общероссийской и мировой картиной.
Исследование такой направленности, характера и широты проведено в нашей школе впервые. Участниками его стали 10-е классы (подростки 15-ти лет). Вся процедура тестирования была организована согласно алгоритму с учетом методики проведения исследования. Формулировка некоторых заданий значительно отличается от большинства учебных заданий, типичных для большинства наших действующих учебников. Результаты исследования показали, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений, наши школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной
жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Слабые результаты, выявленные в процессе исследования «грамотности чтения», оказались вызваны недостаточно формируемыми у наших школьников таких умений как собственная оценка прочитанного и рефлексия. Следовательно, работа над формированием этих умений школьников продолжилась и стала главным предметом Четвертого Дня Качества, который прошел в форме Педагогического фестиваля с целью распространения педагогического опыта учителей школы по формированию общеучебных навыков рефлексии и оценки. Педагоги стали участниками круглых столов и представили мастер-классы по активизации приемов рефлексивных умений школьников.
По результатам проведенного тестирования группа педагогов, включенных в реализацию проекта, пишет Аудиторское заключение, где представляет качественный и количественный анализ проведенного исследования. Эта информация с учетом степени конфиденциальности доводится до непосредственных участников Дня качества - школьников и педагогов. Также информация о Лидерах Дня качества и общих тенденциях, недостатках и рекомендациях доводится до сведения педагогов на общем совещании учителей и публикуется на сайте школы - www.school97.ru . Заметим, что процедура внутреннего аудита проводится не с целью контроля деятельности конкретного учителя, а ради определения объективного уровня грамотности школьников, их общей подготовки, и в помощь педагогу, так как предоставляется такая информация, с которой дальше учитель будет конструктивно работать, устраняя пробелы.
Следующим шагом, после внедрения и отработки самой процедуры внутреннего аудита (проведение тестирования, экспертиза, написание аудиторского заключения и повторное тестирование) педагоги -участники проекта будут работать над созданием авторских контрольно-измерительных инструментов. Их фрагменты уже были апробированы в рамках Дней качества.
Таблица 2
Дни качества Содержание
Первый, восьмой и девятый Дни качества Проведён по материалам международного мониторингового исследования PISA, (Program for International Student Assessment), предполагающей стандартизированную оценку подготовки старшеклассников.
Второй, седьмой и двенадцатый День качества Проведён по материалам международного мониторингового исследования PI RLS среди учащихся 4,5-х классов
Третий День качества Проведен в форме круглого стола с международным участием по обмену опытом в области педагогических идей. Участниками «Третьего Дня качества» были преподаватели и студенты из Финляндии.
Четвертый и шестой Дни качества Педагогический фестиваль «Активизация приемов развития рефлексивных умений школьников» в школе №97 Виртуальный фестиваль педагогических идей на сайте проекта «Интернет-Форум «Инновационное образование Удмуртской Республики
Пятый и десятый Дни качества Интеллектуальный марафон для учащихся 6-8 классов, где учащиеся выполняли практико-ориентированные, обучающие, логические, творческие задания, а также задания межпредметного характера, требующие интеграции знаний разных дисциплин
Одиннадцатый День качества Проведен в рамках курсов повышения квалификации ИПК и ПРО УР, для слушателей модуля «Инновационная деятельность педагога в системе образования»
«Первый День Качества» стал началом школьной традиции «Дней Качества» и опытом по формированию Службы педагогического аудита в рамках республиканского эксперимента в школе №97 города Ижевска.
Тематика и содержание Дней качества прошедших в школе 97 представлена в табл. 2.
Приложение 1
Положение о проведении в школе «Дня качества»
1. Общие положения
1.1. Положение о Дне качества (далее - Положение) определяет основные понятия, цели, задачи, основы организации и проведения Дня Качества. День качества представляет собой мероприятие, направленное на измерение и проведение независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ и последующие мероприятия, имеющие цель устранить выявленные проблемные зоны, повысить качество работы преподавателей школы.
1.2. Главными целями Дня качества являются:
- изучение состояния сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, выявления проблемных зон и дальнейшей работы над ликвидацией и профилактикой проблем;
- стимулирование внедрения альтернативных контрольно-измерительных материалов для оценки состояния сформированности различных компетенций;
- повышение педагогического мастерства и качества преподавания педагогов;
- повышение качества образования в школе.
1.3.Основные задачи:
1.3.1. Проведение тестирования на основе лицензионных и альтернативных контрольно-измери-тельных материалов, проверка и анализ о результатах.
1.3.2. Выявление отрицательных и положительных тенденций, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций.
1.3.3. Формирование культуры тестирования у учащихся и опыта проведения тестирования педагогов школы.
1.3.4. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов школы.
2. Организация и условия проведения Дня качества.
2.1. «День качества» организован на основании действия программы республиканского эксперимента «Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе» в соответствии с планом работы творческой группы педагогов-участников эксперимента.
2.2. Участниками «Дня качества» являются учащиеся и учителя школы №97, а также родители учащихся и заинтересованные стороны.
2.3. Сроки проведения определяются согласно программе эксперимента.
Место проведения: школа №97.
2.4. Форма проведения:
1. Разработка процедуры проведения тестирования учащихся, тиражирование контрольно-измери-тельных материалов и «памятки» для педагогов-ауди-торов.
2. Организация торжественной линейки учащихся и учителей.
3. Проведение тестирования учащихся в учебных кабинетах согласно принятой процедуре.
4. Экспертиза работ учащихся. Экспертами являются учителя-участники эксперимента.
5. Написание аудиторского заключения по итогам работы с анализом положительных и отрицательных тенденций, выявленных в процессе тестирования. Подведение итогов мероприятия, доведение информации до сотрудников и учащихся по итогам Дня качества, консультации с педагогами и учащимися школы. Итоги публикуются на сайте школы.
6. Проведение мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков. Форма мероприятий может быть выбрана в соответствии с решаемыми задачами: семинар учителей, Фестиваль, круглый стол и т.д.
7. Возможно повторное тестирование «пилотной» группы учащихся.
2.5. Программа «Дня Качества» создается с учетом графика учебно-воспитательного процесса школы.
1.6. По итогам Дня Качества определяются Лидеры Дня Качества. Лидерами считаются участники, по итогам тестирования показавшие высокий результат, либо показавшие высокие организационные способности в процессе проведения Дня Качества. Лидерам Дня Качества вручается сертификат Лидера.
1.7. Финансирование мероприятия Финансирование мероприятия осуществляется за
счёт средств школы, направленных на реализацию эксперимента «Педагогический аудит как технология измерения качества в школе».
Литература
1. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982. - 480 с.
2. Будникова B.C., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества пред-профильной подготовки и профильного обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2008. - №5.
3. Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ . // Эксперимент и инновации в школе. -2010. — №4.
4. Гордеева О.В. Методическое сопровождение повышения качества образования муниципального образовательного учреждения: содержание и результаты. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2009. - №6.
5. Давыдова H.H., Токарева Е.В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания вну-тригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
6. Источник информации о задачах программы PISA: http:// www.centeroko.ru/public.htm
В статье рассматривается содержание педагогических технологий и методов с точки зрения гуманистического подхода к личности ребенка. Определяется значение данного подхода в практике дошкольного образования на примере авторской программы для дошкольников «Путешествие в сказку».
Молоднякова Алена Валерьевна
педагог-психолог, Дзержинский Дворец детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Каким должно быть содержание программ дошкольного образования, определяющих развитие и становление личности Ребенка, в рамках гуманистического подхода?
Ключевые слова: гуманистическая модель представления о личности, личностный рост, лич-ностно-ориентированное образование, программа дошкольного образования, Я-концепция, критерии личностного роста дошкольника.
На сегодняшний день такое понятие как инновации в образовании, инновационная деятельность неразрывно связывают с информационными технологиями, новейшими разработками компьютерных технологий, зачастую подменяя содержание образовательной деятельности средствами обучения. Введение в образовательную практику информационных технологий не решает главный вопрос : каким должно быть содержание образовательных программ, чтобы создать педагогические условия для развития гармоничной, деятельной и творческой личности ребенка. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к гуманистической модели представления о личности, т.к. изменения, которые определяются, как инновационные процессы в системе образования дают шанс на создание такой системы образования, центральной задачей которой является признание в качестве приоритетной ценности именно развитие Ребенка как личности. Это означает, что образование, наряду с показателями уровня знаний, способностей, психического развития, социализации и т.п., должно иметь еще одно измерение - гуманистическое, личностное измерение.
С этой точки зрения обновление в содержании образования должно исходить из гуманистической модели представления о личности, ее потребностях и мотивах, в соответствии с реальными условиями современной действительности, с позиции «здесь и сейчас» (принцип человекосообразности Хуторского).
Данная задача предполагает качественное изменение содержания образовательных программ и определение результатов, значимых в плане личностного роста ребенка, которые бы обеспечивали не только владение определенными знаниями и навыками, но и способствовали успешной социализации в реальной жизни. Такой результат, определяемый личностно - ориентированным подходом в образовании, предполагает формирование ключевых компетентностей: социальной, познавательной, коммуникативной, информационной и других, с приоритетным направлением развития прежде всего Личности ребенка.
В этом контексте сущность социализации определяется гуманистической психологией, представителями которого являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие, как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализация личностью своих потенций и творческих способностей. Опираясь на известную формулу К.Роджерса «если - то» (Rogers С, 1959), есть основания говорить о самом общем «основном законе личностного роста», который можно сформулировать так:
если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностного становления и зрелости.
Эти изменения, смоделированные в образовательной практике программой, - их содержание, направленность, динамика - будут свидетельствовать о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев ЛР.