Научная статья на тему 'Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике'

Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ / ИЗБЕГАНИЕ НЕУСПЕХА / ТРЕНИНГ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ / РАННЕЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТАТ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ) / МОТИВАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ / МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

Основная задача данной статьи заключается в том, чтобы познакомить российского читателя с некоторыми современными зарубежными подходами к формированию или тренингу (а точнее, активизации) мотивации учебной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике»

использовать ее повторно для определения происходящих {или не происходящих) изменений самой мотивации.

Именно это обстоятельство побудило Д. Мак-клелланда в одной из своих работ (которая, кстати, так и называется - «Каков эффект тренинга мотивации достижения в школах?») сформулировать следующий вывод: «Мы считаем более простым и теоретически более обоснованным заключение, что курсы тренинга мотивации достижения улучшают школьные успехи в учении скорее за счет совершенствования навыков организации поведения в классе и в жизни, чем за счет прямого изменения уровня потребности в достижении»1.

Обратимся теперь для сравнения к отечественной практике. Вопросам мотивации в отечественной науке было посвящено много работ. Мотивацию исследовали: В.Г.Асеев, О. С. Виханский, Е.П.Ильин, С. Б. Каверин, Ю.В.Новоселов, О.А.Новикова, А.В.Карпов, Р. Л. Кричевский, А. И. Наумов, Э. А. Уткин, А. Б. Баку-радзе и др.

Основой изучения мотивационной сферы личности в отечественной психологии выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий и эмоциональных переживаний (А.Б.Бакурадзе, Ю.В.Новоселов, О.А.Новикова и др.).

Сделаем обзор отечественной терминологии, касающейся мотивационных процессов.

Все факторы, участвующие в мотивационном процессе и обуславливающие поведение работника в процессе труда, принято в отечественной науке называть мотивационными факторами или мотиваторами2 которые составляют мотивационную структуру личности3.

Для отечественных исследований, посвященных проблемам стимулов, характерным является их деление на две большие группы: материальные и моральные.

В свою очередь, материальные стимулы можно, по мысли Л.С. Бляхмана разделить на материаль-но-денежные и материально-неденежные. К первым будет относиться заработная плата, премии, доплаты, надбавки. Ко вторым - ценные подарки

и другие виды материальных благ4. К материаль-но-неденежным стимулам следует относить так же различного рода условия труда: технические, санитарно-гигиенические, организационные.

Стимулы могут также классифицироваться по направленности эмоционального воздействия на работника (позитивные и негативные), по объекту воздействия (индивидуальные и коллективные)5.

И в заключение отметим, что для успешного достижения новых целей образования, заявленных в стандартах второго поколения, необходимы не только разнообразные материальные ресурсы, но одним из главных условий достижения планируемых результатов образования является подготовленный персонал: руководитель, заместитель руководителя, учитель. При этом особенно важным становится стремление педагогов работать эффективно, которое напрямую зависит от их трудовой мотивации.

Литература

1. Берне Р. Развитие Я-копцепции и воспитание.- М., 1986

2. Хекхаузен. X. Мотивация и деятельность. - М., 1986

3. Маркова А. К., Матис Т. А. Хрестоматия по психологии для студентов педвузов. М, 2000

4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Фирма Гардарика, 1996.-416 с.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. -512с.

6. Бляхман Л. С. Производственный коллектив: в помощь руководителю. - М.: Политиздат, 1978. -197 с.

7. Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция личности. - Ташкент: Фан, 1987. -136 с.

8. Бакурадзе А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. -21 с.

9. Вербицкий A.A. Основания для внедрения компе-тентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №3.

10. Воровщиков С.Г., Гладик В.А. Сценарий проблемно- де-ятельностной игры «Миссия гимназии». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.

1 Цит. по кн.: Хекхаузен X. Указ. соч.- Т. 2 - С. 329.

- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Фирма Гардарика, 1996.-416 с.

- Ильин £. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. -512 с.

4 Бляхман Л. С. Производственный коллектив: в помощь руководителю. - М.: Политиздат, 1978. - 197 с.

5 Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция личности. - Ташкент: Фан, 1987. - 136 с.

Данная статья посвящена вопросам системы оценки качества образования. Автор описывает международный опыт оценки качества и особенности аккредитации образования в России, раскрывает сущность понятия и виды образовательного аудита, представляет характеристику аудиторской деятельности.

Файзуллина Гульнур Закиевна

к. пед. наук, доцент ГОУ ВПО «Институт гражданской защиты и пожарной безопасности Удмуртской Республики» проректор по учебной работе г. Ижевск, Удмуртия [email protected] [email protected]

образовательный аудит как способ обеспечения

гарантий качества учреждения

Как меняются содержание и функции системы оценки качества образования в условиях модернизации российского образования?

т

Ключевые слова: образовательный аудит, система оценки качества образования, общественная аккредитация, государственный образовательный стандарт, независимый эксперт, аудитор.

История мировой, в том числе и отечественной системы образования, насчитывает уже несколько столетий. За это время разработано много различных эмпирических и теоретических моделей образовательных систем. Российская система образования на протяжении нескольких последних лет перенимала опыт передовых стран, и сейчас постепенно становится одной из лучших образовательных систем мира. Это касается, в частности, наработок в области гарантий качества образования.

В странах с рыночной экономикой аккредитация отличается от того, к чему мы привыкли - это не государственная, а общественная аккредитация ОУ Здесь государство самостоятельно не занимается аккредитацией. Система образовательного аудита зародилась, когда вузы начали договариваться между собой о признании качества образования, как это сейчас происходит в США. При этом, рассматривая опыт зарубежных стран, можно сказать, что он совершенно разный. Во Франции, Голландии, Италии, Австрии, Германии системы оценки качества образования сильно различаются, но каждая выполняет свою задачу - обеспечивает гарантии качества образования. Европейские страны имеют также разный опыт развития образовательного аудита, что связано с различными исходными и настоящими условиями для осуществления гарантий качества образования.

В тексте Закона «Об образовании», принятого в 1991 г, была предусмотрена процедура общественной аккредитации, были введены соответствующие термины: «аккредитация», «оценка качества» и т.п. Аккредитация - это формальная процедура признания кого-то кем-то, а оценка качества производится независимыми организациями. Если такие организации авторитетны, то результаты оценки качества предоставляемых ОУ услуг будут признаваться структурами, осуществляющи-

ми аккредитацию. В Законе «Об образовании» все это прописано. В России для ОУ и всех заинтересованных в качественном образовании сторон необходимо наличие государственной аккредитации, возможность получения документа государственного образца и обязательное соблюдение государственного образовательного стандарта. В других странах не все образовательные стандарты являются государственными. Кроме того, некоторые зарубежные вузы выдают не государственные, а свои дипломы и борются за их престижность, участвуя в рейтингах, создавая ассоциации. У нас до последнего времени была только система государственной аккредитации. Сейчас появилась необходимость формирования новых механизмов влияния на качество образования. Они начали активно формироваться в начале XXI столетия, когда Россия стала постепенно входить в западные ассоциации оценки качества образования, а в стране появились самостоятельные общественные, независимые структуры по оценке качества образования, аккредитации, ранжирования, рейтингования, аудита.

Существует ряд направлений, способных влиять на качество образования. Ключевое из них непосредственно связано с образовательным аудитом. Как известно, аудит бывает финансовый, налоговый, бухгалтерский; образовательный аудит существует наряду с другими. Может быть внутренний и внешний образовательный аудит. Один из элементов внутреннего образовательного аудита - создание ОУ отчета о самообследовании. Отчет составляется раз в пять лет, и это связано с проводимой раз в пять лет процедурой государственной аккредитации. Внешний образовательный аудит осуществляется не самим ОУ а сторонними организациями. Как работа финансовых аудиторов в любой организации помогает понять руководителю финансовое состояние организации, так и в ОУ аудиторы помогают руководству образовательной организации

Таблица 1

Характеристика аудиторской деятельности

Содержание аудиторской деятельности Аудит Сопутствующие аудиторские услуги

Другие виды проверок Другие сопутствующие работы

Цель оказания услуг Выражение мнения о достоверности отчетности Обзор допущенных предприятием нарушений В зависимости от вида сопутствующих услуг

Степень выборки До 100% с учетом величины (уровня) существенности В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком Не установлена

Доказательства типичных нарушений Аудиторские доказательства на все нарушения Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация -

Доказательства отдельных нарушений Аудиторские доказательства Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства -

Уровень гарантии достоверности отчетности Больший уровень гарантии Меньший уровень гарантии -

Формы отчета Аудиторское заключение аудиторской организации(фирмы) Отчет аудиторской фирмы (аудитора) Отчет аудиторской фирмы (аудитора)

Виды аудиторской деятельности Аудиторская проверка Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка Другие услуги, разрешенные действующим за кон одател ьст вом

разобраться в состоянии дел. Работа аудиторов в любой сфере деятельности, в том числе и в образовании весьма полезна. В общем виде характеристику аудиторской деятельности можно представить в виде табл. 1.

Главная цель аудита - определение достоверности и правдивости отчетности учреждения, а также контроль за соблюдением им законов и норм образовательного и финансового права.

Составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Независимость аудитора определяется:

• свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;

• договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

• возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

• невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

• запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.

Для образовательного учреждения могут быть разработаны свои локальные акты, регламентирующие аудиторскую деятельность.

Образовательный аудит, как внутренний, так и внешний, нацелен на обеспечение гарантий качества в сфере образования. Кому ОУ должен гарантировать качество? Для кого проводятся эти процедуры? Кому важны эти гарантии качества? Они важны тем, кого принято называть «заинтересованные стороны рынка образовательных услуг». Одной из главных сторон, несомненно, являются потребители. Государство, как плательщик в случае бюд-

жетного образования и как институт, проводящий политику в сфере образования и заинтересованный в ее успешной реализации - это одна заинтересованная сторона. Другая заинтересованная сторона - это работодатель. Хотя работодатель не всегда является плательщиком, но то, что работодатель является конечным потребителем выпускников ОУ дает ему право считаться заинтересованной стороной. Заинтересованной стороной также являются и сами образовательные учреждения: работая на рынке образовательных услуг, они заинтересованы зарабатывать и удерживать определенные позиции, предоставляя качественные образовательные услуги. Все эти стороны заинтересованы в гарантиях качества образовательных услуг.

Для оценки качества и обеспечения гарантий качества образования сегодня в Западной Европе применяются различные подходы. Самая авторитетная организация, занимающаяся методологическими вопросами оценки качества, - Европейская ассоциация гарантий качества в образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA). Ассоциация разработала целый реестр методологических принципов, по которым сегодня работают различные агентства по контролю качества образования. Функционирует созданный Еврокомиссией Европейский фонд гарантий качества e-Learning (European Foundation for Quality In E-learnlng (EFQUEL). Задача фонда заключается в формировании подходов, моделей, показателей оценки качества для всех заинтересованных сторон. Фонд разрабатывает свои модели оценки качества и использует опыт других аккредитационных агентств.

Главной особенностью аккредитации образования в России является обеспечение в ходе проведения оценочных и экспертных процедур государственных гарантий качества и добросовестной практики образовательных учреждений, между тем за рубежом превалируют подходы, в рамках которых основным гарантом выступают сами образовательные учреждения. Поэтому последовательная (поэтапная) модернизация подходов к аккредитации в сфере образования в России на современном этапе не может не учитывать некоторой двойственности: гарантом качества должно выступать образовательное учреждение, но и государство не мо-

жет полностью отказаться от роли гаранта, будучи проводником государственной образовательной политики и держателем стандартов в области содержания образования (технологические, методические, организационные, управленческие и иные стандарты не имеют в российском образовании государственного характера).

В связи с вышеизложенным государственная аккредитация в сфере образования должна соединять в себе жесткую оценку выполнения ОУ государственных требований, содержащихся в госстандартах и иных нормативно-правовых документах, и экспертные оценки деятельности образовательных учреждений в области содержания, методик, технологий, организации и управления образованием, не являющейся объектом государственной стандартизации. При этом целесообразно выделять в ходе аккредитации

• оценку качества образования, т.е. оценку образовательных программ, реализуемых ОУ, образовательного процесса в соответствии с этими программами и его результатов;

• оценку гарантий качества образования, предоставляемых образовательным учреждением на основе государственных требований различных стандартов, применяемых на рынке образовательных услуг.

Что является объектами образовательного аудита? Это содержание, технологии обучения, организация управления образовательным процессом, научная и методическая деятельность, системы управления персоналом. Образовательный аудит дает оценку качества образовательной организации. Внутренний аудит, осуществляемый структурами, находящимися внутри организации, не может быть совершенно прозрачным и не может служить абсолютным источником информации об ОУ для заинтересованных сторон. Для них могут представлять интерес только результаты внешнего и отчасти внутреннего аудита.

В процедуре государственной аккредитации сейчас наметилась определенная демократизация, например привлечение независимых экспертов. Наряду с положительными моментами в развитии государственной аккредитации, вносятся системные коррективы в работу аккредитационных комиссий, в частности, вопросы ответственности экспертов за качество своей работы, вопросы полнообъемности экспертизы (которую очень сложно осуществить во многих крупных ОУ в течение одной недели).

С учетом необходимости решения всех этих вопросов и вследствие появления инициатив представителей образовательного сообщества, работодателей и потребителей образовательных услуг, стали появляться структуры, занимающиеся независимым внешним аудитом. Эти организации начали самостоятельно выполнять некоторые функции, связанные с выполнением образовательного аудита. Это, к примеру, Национальный фонд подготовки кадров, Центр аналитического менеджмента и качества образования, Независимый аккредитационный центр, Ассоциация инженерного образования, которые уже в течение десятилетия проводит независимый аудит в вузах, занимающихся подготовкой выпускников по различным специальностям. Для проведения внутреннего аудита во многих вузах создаются и функционируют соб-

ственные структуры по качеству, как например Центр аудита качества образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Несколько лет назад было создано агентство "АК-КОРК". Его задача - найти компромисс в интересах заинтересованных сторон, создать процедуры и критерии показателей, которые могут отражать заинтересованность работодателей и государства, начиная от содержания образовательных программ, дидактических единиц, завершая вопросами менеджмента, эффективности технологий управления и экономической устойчивости вуза (что традиционно называется условиями реализации образовательных программ). Агентство было создано в 2005г и сейчас объединяет целый ряд институтов гражданского общества, аккумулируя подходы, применяемые сегодня в мире. Аудит АККОРК не сводится к аудиторской проверке и предоставлению руководителю аудиторского заключения. При осуществлении внешнего аудита главная задача агентства - не провести срез на определенный момент времени, а создать предпосылки выхода вуза на задаваемые параметры развития. Целью работы АККОРК является выведение вуза на лидирующие позиции в сегменте образования. Вуз должен соотноситься с признанными эталонами качества, которые существуют в образовательной системе страны.

Для образовательных учреждений аудит качества заключается в анализе состояния учреждения. Когда речь идет о государственной аккредитации, ОУ стараются представить товар лицом, все отшлифовать и соответствовать всем показателям. В случае оценки ОУ общественной организацией есть возможность вместе с профессионалами оценить его состояние, посоветоваться, определить направление, проанализировать работу и выработать совместно новые направления своего развития.

Литература

1. Барба А.Н. Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности.// Эксперимент и инновации в школе. -2010. -№4.

2. Будникова B.C., ПаршуковЮ.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2008. - №5.

3. Зворыгина П.Ю., Давыдова H.H., Штейнберг О.Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент." 2010. - №3.

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

5. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспери-ментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: НФПК, 2002.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. N 6.

7. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс / М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская и др. - М.: Университетская книга. 2006. - 188с.

8. Мониторинг образовательной системы современной школы: Учебно-методическое пособие/В.М. Антипова и др. Ростов н/Д.: Издательство РО ИПКи ПР0.1999.-230 с.

9. Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. - 2004. - N6.

10. Финансы в России: статистический сборник. М., 2002.

В статье говорится о проведении независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ в форме «Дня качества». Приводится алгоритм проведения, тематика и содержание Дней качества.

Варламова Юлия Валерьевна

заместитель директора школы, Корепанова Алевтина Аркадьевна

учитель химии и биологии Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей» г. Ижевск [email protected]

технология и содержание дней качества в школе

Как провести День качества в школе?

--й_—

Ключевые слова: День качества, педагогический аудит, независимая экспертиза знаний, контрольно-измерительные материалы, качество образования, аудиторское заключение

Педагоги школы №97 г. Ижевска используют технологию аудита как способ измерения качества обучения. Формируется Служба педагогов-аудито-ров, которая проводит тестирование школьников по материалам международных и отечественных исследований с целью выявления проблемных зон и принимает последующие шаги для ликвидации этих проблем.

Одной из форм работы коллектива учителей аудиторов - разработка и проведение «Дней качества». День качества в школе представляет собой мероприятие, направленное на измерение и проведение независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ и последующие мероприятия, имеющие цель повысить качество работы преподавателей школы. Положение о Дне качества, приведенное в Приложе-

нии 1 определяет основные понятия, цели, задачи, основы организации и проведения Дня Качества.

Главными целями Дня качества являются:

• изучение состояния сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, выявления проблемных зон и дальнейшей работы над ликвидацией и профилактикой проблем;

• стимулирование внедрения альтернативных контрольно-измерительных материалов для оценки состояния сформированности различных компетенций;

• повышение педагогического мастерства и качества преподавания педагогов;

• повышение качества образования в школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

День качества проводится по определенному разработанному алгоритму, который включает в себя следующие пункты:

Таблица 1

№ Пункт алгоритма Пример

1 Название Дня качества «Оценка подготовки учащихся 10-х классов»

2 Объект исследования Учащиеся 10-х классов

3 Предмет исследования Уровень подготовки учащихся Качество знаний учащихся

4 Время проведения

5 Цель проведения Определение уровня подготовки учащихся 10-х классов

6 Определяются участники дня качества Учащиеся 10-х классов, учителя аудиторы

8 Определяются необходимые ресурсы Материалы для исследования, кабинеты, принтер, бумага, и др.

9 Составляется алгоритм проведения Дня качества Кто отвечает за организацию Кто проводит тестирование (инструкция по проведению тестирования) Определяется время и место проведения тестирования Куда и кому сдавать работы учащихся

10 Анализ результатов Проверка работ и анализ результатов (составление графиков, диаграмм, таблиц и др.) сопоставление результатов исследований

11 Форма представления результатов Выступление на заседании педагогов - аудиторов, на совещании, на педсовете,

12 Коррекционная работа Выработка рекомендаций для учителей, родителей, учащихся на основании анализа результатов исследования

Так, Первый День качества включал в себя тестирование десятиклассников по материалам PISA. Исследование PISA это стандартизированная оценка подготовки подростков 15 лет. Материалы для этого исследования разрабатываются странами участницами международной программы. Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Изучается состояние основных знаний и умений, необходимых для взрослой жизни и приобретенных при изучении школьных предметов. Причем проверке овладения конкретным содержанием учебных дисциплин не уделяется особого внимания. В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.

Результаты данных исследований для нашей школы - это возможность получить объективную оценку ситуации в каждом конкретном классе, выявить проблему, требующую решений, и внести соответствующие коррективы в образовательный процесс. Более того, на основе полученных данных мы имеем возможность сравнить уровень качества обучения в нашей школе с общероссийской и мировой картиной.

Исследование такой направленности, характера и широты проведено в нашей школе впервые. Участниками его стали 10-е классы (подростки 15-ти лет). Вся процедура тестирования была организована согласно алгоритму с учетом методики проведения исследования. Формулировка некоторых заданий значительно отличается от большинства учебных заданий, типичных для большинства наших действующих учебников. Результаты исследования показали, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений, наши школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной

жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

Слабые результаты, выявленные в процессе исследования «грамотности чтения», оказались вызваны недостаточно формируемыми у наших школьников таких умений как собственная оценка прочитанного и рефлексия. Следовательно, работа над формированием этих умений школьников продолжилась и стала главным предметом Четвертого Дня Качества, который прошел в форме Педагогического фестиваля с целью распространения педагогического опыта учителей школы по формированию общеучебных навыков рефлексии и оценки. Педагоги стали участниками круглых столов и представили мастер-классы по активизации приемов рефлексивных умений школьников.

По результатам проведенного тестирования группа педагогов, включенных в реализацию проекта, пишет Аудиторское заключение, где представляет качественный и количественный анализ проведенного исследования. Эта информация с учетом степени конфиденциальности доводится до непосредственных участников Дня качества - школьников и педагогов. Также информация о Лидерах Дня качества и общих тенденциях, недостатках и рекомендациях доводится до сведения педагогов на общем совещании учителей и публикуется на сайте школы - www.school97.ru . Заметим, что процедура внутреннего аудита проводится не с целью контроля деятельности конкретного учителя, а ради определения объективного уровня грамотности школьников, их общей подготовки, и в помощь педагогу, так как предоставляется такая информация, с которой дальше учитель будет конструктивно работать, устраняя пробелы.

Следующим шагом, после внедрения и отработки самой процедуры внутреннего аудита (проведение тестирования, экспертиза, написание аудиторского заключения и повторное тестирование) педагоги -участники проекта будут работать над созданием авторских контрольно-измерительных инструментов. Их фрагменты уже были апробированы в рамках Дней качества.

Таблица 2

Дни качества Содержание

Первый, восьмой и девятый Дни качества Проведён по материалам международного мониторингового исследования PISA, (Program for International Student Assessment), предполагающей стандартизированную оценку подготовки старшеклассников.

Второй, седьмой и двенадцатый День качества Проведён по материалам международного мониторингового исследования PI RLS среди учащихся 4,5-х классов

Третий День качества Проведен в форме круглого стола с международным участием по обмену опытом в области педагогических идей. Участниками «Третьего Дня качества» были преподаватели и студенты из Финляндии.

Четвертый и шестой Дни качества Педагогический фестиваль «Активизация приемов развития рефлексивных умений школьников» в школе №97 Виртуальный фестиваль педагогических идей на сайте проекта «Интернет-Форум «Инновационное образование Удмуртской Республики

Пятый и десятый Дни качества Интеллектуальный марафон для учащихся 6-8 классов, где учащиеся выполняли практико-ориентированные, обучающие, логические, творческие задания, а также задания межпредметного характера, требующие интеграции знаний разных дисциплин

Одиннадцатый День качества Проведен в рамках курсов повышения квалификации ИПК и ПРО УР, для слушателей модуля «Инновационная деятельность педагога в системе образования»

«Первый День Качества» стал началом школьной традиции «Дней Качества» и опытом по формированию Службы педагогического аудита в рамках республиканского эксперимента в школе №97 города Ижевска.

Тематика и содержание Дней качества прошедших в школе 97 представлена в табл. 2.

Приложение 1

Положение о проведении в школе «Дня качества»

1. Общие положения

1.1. Положение о Дне качества (далее - Положение) определяет основные понятия, цели, задачи, основы организации и проведения Дня Качества. День качества представляет собой мероприятие, направленное на измерение и проведение независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ и последующие мероприятия, имеющие цель устранить выявленные проблемные зоны, повысить качество работы преподавателей школы.

1.2. Главными целями Дня качества являются:

- изучение состояния сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, выявления проблемных зон и дальнейшей работы над ликвидацией и профилактикой проблем;

- стимулирование внедрения альтернативных контрольно-измерительных материалов для оценки состояния сформированности различных компетенций;

- повышение педагогического мастерства и качества преподавания педагогов;

- повышение качества образования в школе.

1.3.Основные задачи:

1.3.1. Проведение тестирования на основе лицензионных и альтернативных контрольно-измери-тельных материалов, проверка и анализ о результатах.

1.3.2. Выявление отрицательных и положительных тенденций, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций.

1.3.3. Формирование культуры тестирования у учащихся и опыта проведения тестирования педагогов школы.

1.3.4. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов школы.

2. Организация и условия проведения Дня качества.

2.1. «День качества» организован на основании действия программы республиканского эксперимента «Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе» в соответствии с планом работы творческой группы педагогов-участников эксперимента.

2.2. Участниками «Дня качества» являются учащиеся и учителя школы №97, а также родители учащихся и заинтересованные стороны.

2.3. Сроки проведения определяются согласно программе эксперимента.

Место проведения: школа №97.

2.4. Форма проведения:

1. Разработка процедуры проведения тестирования учащихся, тиражирование контрольно-измери-тельных материалов и «памятки» для педагогов-ауди-торов.

2. Организация торжественной линейки учащихся и учителей.

3. Проведение тестирования учащихся в учебных кабинетах согласно принятой процедуре.

4. Экспертиза работ учащихся. Экспертами являются учителя-участники эксперимента.

5. Написание аудиторского заключения по итогам работы с анализом положительных и отрицательных тенденций, выявленных в процессе тестирования. Подведение итогов мероприятия, доведение информации до сотрудников и учащихся по итогам Дня качества, консультации с педагогами и учащимися школы. Итоги публикуются на сайте школы.

6. Проведение мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков. Форма мероприятий может быть выбрана в соответствии с решаемыми задачами: семинар учителей, Фестиваль, круглый стол и т.д.

7. Возможно повторное тестирование «пилотной» группы учащихся.

2.5. Программа «Дня Качества» создается с учетом графика учебно-воспитательного процесса школы.

1.6. По итогам Дня Качества определяются Лидеры Дня Качества. Лидерами считаются участники, по итогам тестирования показавшие высокий результат, либо показавшие высокие организационные способности в процессе проведения Дня Качества. Лидерам Дня Качества вручается сертификат Лидера.

1.7. Финансирование мероприятия Финансирование мероприятия осуществляется за

счёт средств школы, направленных на реализацию эксперимента «Педагогический аудит как технология измерения качества в школе».

Литература

1. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982. - 480 с.

2. Будникова B.C., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества пред-профильной подготовки и профильного обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2008. - №5.

3. Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ . // Эксперимент и инновации в школе. -2010. — №4.

4. Гордеева О.В. Методическое сопровождение повышения качества образования муниципального образовательного учреждения: содержание и результаты. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2009. - №6.

5. Давыдова H.H., Токарева Е.В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания вну-тригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.

6. Источник информации о задачах программы PISA: http:// www.centeroko.ru/public.htm

В статье рассматривается содержание педагогических технологий и методов с точки зрения гуманистического подхода к личности ребенка. Определяется значение данного подхода в практике дошкольного образования на примере авторской программы для дошкольников «Путешествие в сказку».

Молоднякова Алена Валерьевна

педагог-психолог, Дзержинский Дворец детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил

инновационные методы обучения в практике дополнительного образования дошкольников

Каким должно быть содержание программ дошкольного образования, определяющих развитие и становление личности Ребенка, в рамках гуманистического подхода?

Ключевые слова: гуманистическая модель представления о личности, личностный рост, лич-ностно-ориентированное образование, программа дошкольного образования, Я-концепция, критерии личностного роста дошкольника.

На сегодняшний день такое понятие как инновации в образовании, инновационная деятельность неразрывно связывают с информационными технологиями, новейшими разработками компьютерных технологий, зачастую подменяя содержание образовательной деятельности средствами обучения. Введение в образовательную практику информационных технологий не решает главный вопрос : каким должно быть содержание образовательных программ, чтобы создать педагогические условия для развития гармоничной, деятельной и творческой личности ребенка. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к гуманистической модели представления о личности, т.к. изменения, которые определяются, как инновационные процессы в системе образования дают шанс на создание такой системы образования, центральной задачей которой является признание в качестве приоритетной ценности именно развитие Ребенка как личности. Это означает, что образование, наряду с показателями уровня знаний, способностей, психического развития, социализации и т.п., должно иметь еще одно измерение - гуманистическое, личностное измерение.

С этой точки зрения обновление в содержании образования должно исходить из гуманистической модели представления о личности, ее потребностях и мотивах, в соответствии с реальными условиями современной действительности, с позиции «здесь и сейчас» (принцип человекосообразности Хуторского).

Данная задача предполагает качественное изменение содержания образовательных программ и определение результатов, значимых в плане личностного роста ребенка, которые бы обеспечивали не только владение определенными знаниями и навыками, но и способствовали успешной социализации в реальной жизни. Такой результат, определяемый личностно - ориентированным подходом в образовании, предполагает формирование ключевых компетентностей: социальной, познавательной, коммуникативной, информационной и других, с приоритетным направлением развития прежде всего Личности ребенка.

В этом контексте сущность социализации определяется гуманистической психологией, представителями которого являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие, как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализация личностью своих потенций и творческих способностей. Опираясь на известную формулу К.Роджерса «если - то» (Rogers С, 1959), есть основания говорить о самом общем «основном законе личностного роста», который можно сформулировать так:

если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностного становления и зрелости.

Эти изменения, смоделированные в образовательной практике программой, - их содержание, направленность, динамика - будут свидетельствовать о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев ЛР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.