Научная статья на тему 'Образовательный аудит как способ обеспечения гарантий качества учреждения'

Образовательный аудит как способ обеспечения гарантий качества учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1407
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ / АУДИТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллина Гульнур Закиевна

Данная статья посвящена вопросам системы оценки качества образования. Автор описывает международный опыт оценки качества и особенности аккредитации образования в России, раскрывает сущность понятия и виды образовательного аудита, представляет характеристику аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный аудит как способ обеспечения гарантий качества учреждения»

использовать ее повторно для определения происходящих {или не происходящих) изменений самой мотивации.

Именно это обстоятельство побудило Д. Мак-клелланда в одной из своих работ (которая, кстати, так и называется - «Каков эффект тренинга мотивации достижения в школах?») сформулировать следующий вывод: «Мы считаем более простым и теоретически более обоснованным заключение, что курсы тренинга мотивации достижения улучшают школьные успехи в учении скорее за счет совершенствования навыков организации поведения в классе и в жизни, чем за счет прямого изменения уровня потребности в достижении»1.

Обратимся теперь для сравнения к отечественной практике. Вопросам мотивации в отечественной науке было посвящено много работ. Мотивацию исследовали: В.Г.Асеев, О. С. Виханский, Е.П.Ильин, С. Б. Каверин, Ю.В.Новоселов, О.А.Новикова, А.В.Карпов, Р. Л. Кричевский, А. И. Наумов, Э. А. Уткин, А. Б. Баку-радзе и др.

Основой изучения мотивационной сферы личности в отечественной психологии выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий и эмоциональных переживаний (А.Б.Бакурадзе, Ю.В.Новоселов, О.А.Новикова и др.).

Сделаем обзор отечественной терминологии, касающейся мотивационных процессов.

Все факторы, участвующие в мотивационном процессе и обуславливающие поведение работника в процессе труда, принято в отечественной науке называть мотивационными факторами или мотиваторами2 которые составляют мотивационную структуру личности3.

Для отечественных исследований, посвященных проблемам стимулов, характерным является их деление на две большие группы: материальные и моральные.

В свою очередь, материальные стимулы можно, по мысли Л.С. Бляхмана разделить на материаль-но-денежные и материально-неденежные. К первым будет относиться заработная плата, премии, доплаты, надбавки. Ко вторым - ценные подарки

и другие виды материальных благ4. К материаль-но-неденежным стимулам следует относить так же различного рода условия труда: технические, санитарно-гигиенические, организационные.

Стимулы могут также классифицироваться по направленности эмоционального воздействия на работника (позитивные и негативные), по объекту воздействия (индивидуальные и коллективные)5.

И в заключение отметим, что для успешного достижения новых целей образования, заявленных в стандартах второго поколения, необходимы не только разнообразные материальные ресурсы, но одним из главных условий достижения планируемых результатов образования является подготовленный персонал: руководитель, заместитель руководителя, учитель. При этом особенно важным становится стремление педагогов работать эффективно, которое напрямую зависит от их трудовой мотивации.

Литература

1. Берне Р. Развитие Я-копцепции и воспитание.- М., 1986

2. Хекхаузен. X. Мотивация и деятельность. - М., 1986

3. Маркова А. К., Матис Т. А. Хрестоматия по психологии для студентов педвузов. М, 2000

4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Фирма Гардарика, 1996.-416 с.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. -512с.

6. Бляхман Л. С. Производственный коллектив: в помощь руководителю. - М.: Политиздат, 1978. -197 с.

7. Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция личности. - Ташкент: Фан, 1987. -136 с.

8. Бакурадзе А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. -21 с.

9. Вербицкий A.A. Основания для внедрения компе-тентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №3.

10. Воровщиков С.Г., Гладик В.А. Сценарий проблемно- де-ятельностной игры «Миссия гимназии». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.

1 Цит. по кн.: Хекхаузен X. Указ. соч.- Т. 2 - С. 329.

- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Фирма Гардарика, 1996.-416 с.

- Ильин £. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. -512 с.

4 Бляхман Л. С. Производственный коллектив: в помощь руководителю. - М.: Политиздат, 1978. - 197 с.

5 Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция личности. - Ташкент: Фан, 1987. - 136 с.

Данная статья посвящена вопросам системы оценки качества образования. Автор описывает международный опыт оценки качества и особенности аккредитации образования в России, раскрывает сущность понятия и виды образовательного аудита, представляет характеристику аудиторской деятельности.

Файзуллина Гульнур Закиевна

к. пед. наук, доцент ГОУ ВПО «Институт гражданской защиты и пожарной безопасности Удмуртской Республики» проректор по учебной работе г. Ижевск, Удмуртия gulifay@mail.ru info@school97.ru

образовательный аудит как способ обеспечения

гарантий качества учреждения

Как меняются содержание и функции системы оценки качества образования в условиях модернизации российского образования?

т

Ключевые слова: образовательный аудит, система оценки качества образования, общественная аккредитация, государственный образовательный стандарт, независимый эксперт, аудитор.

История мировой, в том числе и отечественной системы образования, насчитывает уже несколько столетий. За это время разработано много различных эмпирических и теоретических моделей образовательных систем. Российская система образования на протяжении нескольких последних лет перенимала опыт передовых стран, и сейчас постепенно становится одной из лучших образовательных систем мира. Это касается, в частности, наработок в области гарантий качества образования.

В странах с рыночной экономикой аккредитация отличается от того, к чему мы привыкли - это не государственная, а общественная аккредитация ОУ Здесь государство самостоятельно не занимается аккредитацией. Система образовательного аудита зародилась, когда вузы начали договариваться между собой о признании качества образования, как это сейчас происходит в США. При этом, рассматривая опыт зарубежных стран, можно сказать, что он совершенно разный. Во Франции, Голландии, Италии, Австрии, Германии системы оценки качества образования сильно различаются, но каждая выполняет свою задачу - обеспечивает гарантии качества образования. Европейские страны имеют также разный опыт развития образовательного аудита, что связано с различными исходными и настоящими условиями для осуществления гарантий качества образования.

В тексте Закона «Об образовании», принятого в 1991 г, была предусмотрена процедура общественной аккредитации, были введены соответствующие термины: «аккредитация», «оценка качества» и т.п. Аккредитация - это формальная процедура признания кого-то кем-то, а оценка качества производится независимыми организациями. Если такие организации авторитетны, то результаты оценки качества предоставляемых ОУ услуг будут признаваться структурами, осуществляющи-

ми аккредитацию. В Законе «Об образовании» все это прописано. В России для ОУ и всех заинтересованных в качественном образовании сторон необходимо наличие государственной аккредитации, возможность получения документа государственного образца и обязательное соблюдение государственного образовательного стандарта. В других странах не все образовательные стандарты являются государственными. Кроме того, некоторые зарубежные вузы выдают не государственные, а свои дипломы и борются за их престижность, участвуя в рейтингах, создавая ассоциации. У нас до последнего времени была только система государственной аккредитации. Сейчас появилась необходимость формирования новых механизмов влияния на качество образования. Они начали активно формироваться в начале XXI столетия, когда Россия стала постепенно входить в западные ассоциации оценки качества образования, а в стране появились самостоятельные общественные, независимые структуры по оценке качества образования, аккредитации, ранжирования, рейтингования, аудита.

Существует ряд направлений, способных влиять на качество образования. Ключевое из них непосредственно связано с образовательным аудитом. Как известно, аудит бывает финансовый, налоговый, бухгалтерский; образовательный аудит существует наряду с другими. Может быть внутренний и внешний образовательный аудит. Один из элементов внутреннего образовательного аудита - создание ОУ отчета о самообследовании. Отчет составляется раз в пять лет, и это связано с проводимой раз в пять лет процедурой государственной аккредитации. Внешний образовательный аудит осуществляется не самим ОУ а сторонними организациями. Как работа финансовых аудиторов в любой организации помогает понять руководителю финансовое состояние организации, так и в ОУ аудиторы помогают руководству образовательной организации

Таблица 1

Характеристика аудиторской деятельности

Содержание аудиторской деятельности Аудит Сопутствующие аудиторские услуги

Другие виды проверок Другие сопутствующие работы

Цель оказания услуг Выражение мнения о достоверности отчетности Обзор допущенных предприятием нарушений В зависимости от вида сопутствующих услуг

Степень выборки До 100% с учетом величины (уровня) существенности В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком Не установлена

Доказательства типичных нарушений Аудиторские доказательства на все нарушения Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация -

Доказательства отдельных нарушений Аудиторские доказательства Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства -

Уровень гарантии достоверности отчетности Больший уровень гарантии Меньший уровень гарантии -

Формы отчета Аудиторское заключение аудиторской организации(фирмы) Отчет аудиторской фирмы (аудитора) Отчет аудиторской фирмы (аудитора)

Виды аудиторской деятельности Аудиторская проверка Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка Другие услуги, разрешенные действующим за кон одател ьст вом

разобраться в состоянии дел. Работа аудиторов в любой сфере деятельности, в том числе и в образовании весьма полезна. В общем виде характеристику аудиторской деятельности можно представить в виде табл. 1.

Главная цель аудита - определение достоверности и правдивости отчетности учреждения, а также контроль за соблюдением им законов и норм образовательного и финансового права.

Составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Независимость аудитора определяется:

• свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;

• договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

• возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

• невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

• запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.

Для образовательного учреждения могут быть разработаны свои локальные акты, регламентирующие аудиторскую деятельность.

Образовательный аудит, как внутренний, так и внешний, нацелен на обеспечение гарантий качества в сфере образования. Кому ОУ должен гарантировать качество? Для кого проводятся эти процедуры? Кому важны эти гарантии качества? Они важны тем, кого принято называть «заинтересованные стороны рынка образовательных услуг». Одной из главных сторон, несомненно, являются потребители. Государство, как плательщик в случае бюд-

жетного образования и как институт, проводящий политику в сфере образования и заинтересованный в ее успешной реализации - это одна заинтересованная сторона. Другая заинтересованная сторона - это работодатель. Хотя работодатель не всегда является плательщиком, но то, что работодатель является конечным потребителем выпускников ОУ дает ему право считаться заинтересованной стороной. Заинтересованной стороной также являются и сами образовательные учреждения: работая на рынке образовательных услуг, они заинтересованы зарабатывать и удерживать определенные позиции, предоставляя качественные образовательные услуги. Все эти стороны заинтересованы в гарантиях качества образовательных услуг.

Для оценки качества и обеспечения гарантий качества образования сегодня в Западной Европе применяются различные подходы. Самая авторитетная организация, занимающаяся методологическими вопросами оценки качества, - Европейская ассоциация гарантий качества в образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA). Ассоциация разработала целый реестр методологических принципов, по которым сегодня работают различные агентства по контролю качества образования. Функционирует созданный Еврокомиссией Европейский фонд гарантий качества e-Learning (European Foundation for Quality In E-learnlng (EFQUEL). Задача фонда заключается в формировании подходов, моделей, показателей оценки качества для всех заинтересованных сторон. Фонд разрабатывает свои модели оценки качества и использует опыт других аккредитационных агентств.

Главной особенностью аккредитации образования в России является обеспечение в ходе проведения оценочных и экспертных процедур государственных гарантий качества и добросовестной практики образовательных учреждений, между тем за рубежом превалируют подходы, в рамках которых основным гарантом выступают сами образовательные учреждения. Поэтому последовательная (поэтапная) модернизация подходов к аккредитации в сфере образования в России на современном этапе не может не учитывать некоторой двойственности: гарантом качества должно выступать образовательное учреждение, но и государство не мо-

жет полностью отказаться от роли гаранта, будучи проводником государственной образовательной политики и держателем стандартов в области содержания образования (технологические, методические, организационные, управленческие и иные стандарты не имеют в российском образовании государственного характера).

В связи с вышеизложенным государственная аккредитация в сфере образования должна соединять в себе жесткую оценку выполнения ОУ государственных требований, содержащихся в госстандартах и иных нормативно-правовых документах, и экспертные оценки деятельности образовательных учреждений в области содержания, методик, технологий, организации и управления образованием, не являющейся объектом государственной стандартизации. При этом целесообразно выделять в ходе аккредитации

• оценку качества образования, т.е. оценку образовательных программ, реализуемых ОУ, образовательного процесса в соответствии с этими программами и его результатов;

• оценку гарантий качества образования, предоставляемых образовательным учреждением на основе государственных требований различных стандартов, применяемых на рынке образовательных услуг.

Что является объектами образовательного аудита? Это содержание, технологии обучения, организация управления образовательным процессом, научная и методическая деятельность, системы управления персоналом. Образовательный аудит дает оценку качества образовательной организации. Внутренний аудит, осуществляемый структурами, находящимися внутри организации, не может быть совершенно прозрачным и не может служить абсолютным источником информации об ОУ для заинтересованных сторон. Для них могут представлять интерес только результаты внешнего и отчасти внутреннего аудита.

В процедуре государственной аккредитации сейчас наметилась определенная демократизация, например привлечение независимых экспертов. Наряду с положительными моментами в развитии государственной аккредитации, вносятся системные коррективы в работу аккредитационных комиссий, в частности, вопросы ответственности экспертов за качество своей работы, вопросы полнообъемности экспертизы (которую очень сложно осуществить во многих крупных ОУ в течение одной недели).

С учетом необходимости решения всех этих вопросов и вследствие появления инициатив представителей образовательного сообщества, работодателей и потребителей образовательных услуг, стали появляться структуры, занимающиеся независимым внешним аудитом. Эти организации начали самостоятельно выполнять некоторые функции, связанные с выполнением образовательного аудита. Это, к примеру, Национальный фонд подготовки кадров, Центр аналитического менеджмента и качества образования, Независимый аккредитационный центр, Ассоциация инженерного образования, которые уже в течение десятилетия проводит независимый аудит в вузах, занимающихся подготовкой выпускников по различным специальностям. Для проведения внутреннего аудита во многих вузах создаются и функционируют соб-

ственные структуры по качеству, как например Центр аудита качества образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Несколько лет назад было создано агентство "АК-КОРК". Его задача - найти компромисс в интересах заинтересованных сторон, создать процедуры и критерии показателей, которые могут отражать заинтересованность работодателей и государства, начиная от содержания образовательных программ, дидактических единиц, завершая вопросами менеджмента, эффективности технологий управления и экономической устойчивости вуза (что традиционно называется условиями реализации образовательных программ). Агентство было создано в 2005г и сейчас объединяет целый ряд институтов гражданского общества, аккумулируя подходы, применяемые сегодня в мире. Аудит АККОРК не сводится к аудиторской проверке и предоставлению руководителю аудиторского заключения. При осуществлении внешнего аудита главная задача агентства - не провести срез на определенный момент времени, а создать предпосылки выхода вуза на задаваемые параметры развития. Целью работы АККОРК является выведение вуза на лидирующие позиции в сегменте образования. Вуз должен соотноситься с признанными эталонами качества, которые существуют в образовательной системе страны.

Для образовательных учреждений аудит качества заключается в анализе состояния учреждения. Когда речь идет о государственной аккредитации, ОУ стараются представить товар лицом, все отшлифовать и соответствовать всем показателям. В случае оценки ОУ общественной организацией есть возможность вместе с профессионалами оценить его состояние, посоветоваться, определить направление, проанализировать работу и выработать совместно новые направления своего развития.

Литература

1. Барба А.Н. Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности.// Эксперимент и инновации в школе. -2010. -№4.

2. Будникова B.C., ПаршуковЮ.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2008. - №5.

3. Зворыгина П.Ю., Давыдова H.H., Штейнберг О.Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент." 2010. - №3.

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

5. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспери-ментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: НФПК, 2002.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. N 6.

7. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс / М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская и др. - М.: Университетская книга. 2006. - 188с.

8. Мониторинг образовательной системы современной школы: Учебно-методическое пособие/В.М. Антипова и др. Ростов н/Д.: Издательство РО ИПКи ПР0.1999.-230 с.

9. Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. - 2004. - N6.

10. Финансы в России: статистический сборник. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.