Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
по 12 предметам, среди которых профилирующими являются экономика, деловой менеджмент и государственная администрация. В результате такой кадровой политики в 1988 году 70 % государственных служащих Южной Кореи имели университетские дипломы.
Необходимо отметить, что поступление на государственную гражданскую службу на основе конкурсного отбора значительно повышает профессиональный потенциал государственных гражданских служащих, так как подразумевает поступление на службу наиболее подготовленных, образованных и профессиональных людей [3, с. 129].
Библиографические ссылки
1. Государственная служба. Поиски эффективности. Зарубежный опыт. Вып. 13. М. : Изд-во РАГС, 2005. 65 с.
2. Лукьяненко В. И. Принципы государственной кадровой политики: механизмы и технологии ее реализации. М. : Изд-во РАГС, 2006. 31 с.
3. Пономарев Л. Н. Компетенция и компетентность персонала государственной службы // Государственная служба Российской Федерации: становление, кадровое обеспечение : сб. М.: Изд-во РАГС, 2000. 540 с.
© Цупель Н. Г., 2012
УДК 669.713.7
Е. В. Шевченко, Е. А. Безрукова Научный руководитель - С. М. Самохвалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРСОНАЛА - СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Представлена комплексная характеристика сущности и проблем формирования современных инновационных компетенций персонала.
В определении инновационного развития страны возникают многообразные проблемы, требующие теоретического осмысления и практического моделирования их решения. Одна из них состоит в том, чтобы определить минимально необходимые и достаточные факторы инновационного развития самих субъектов преобразующей деятельности. В связи с этим, проблема компетентности управленческих кадров, становится очень актуальной. В обобщенном определении инновация - это результат инновационной деятельности, полученный в процессе перевода объекта в желаемое состояние в соответствие с целью. Инновационная деятельность отмечена особыми характеристиками своих компонентов: ориентация на новый результат и его внедрение, конкурентоспособность на рынке, экономический эффект и др.
Сочетание «инновационная компетентность специалиста» противоречиво. Характеристика «инновационный» указывает не только на способность субъекта к творческой деятельности, но и на владение им оригинальными компетенциями, позволяющими осуществлять положенную деятельность по необходимости, то есть в зависимости от ситуации. Поэтому указанное понятие разводит всех руководителей по двум группам: те, кто способен к определенной профессиональной деятельности; специалисты, которые, помимо базовой подготовки, приобретают новые профессиональные компетенции, выраженные в реализуемой способности к инновационной, творческой работе. В зависимости от направленности инновационной деятельности, это качество проявляет себя как соотношение конкретных компетенций, необходимых для достижения цели в работе с преобразуемыми либо с новыми объектами.
Инновационная компетентность современного специалиста проявляет себя в умении работать в про-
странстве взаимодействия естественных, технических и социальных наук, во владении методами научных исследований в прикладной области, в способности переводить теорию на язык технико-проектно-конструкторской деятельности и обобщать последнюю на уровне практико-ориентированного знания в аспекте решаемой проблемы. Доведение теоретической разработки (концепции, модели, проекта и др.) до технико-технологического воплощения предполагает у специалиста способность осуществить анализ формируемого объекта как обладающего собственными технико-технологическими параметрами, как объекта, включенного в естественную среду функционирования, как социально размерного объекта, опосредующего отношения людей, т. е. включенного в гуманитарную коммуникацию. Следовательно, принцип междисциплинарности предполагает особое прочтение объекта инновационной деятельности.
Следующая проблема субъекта инновации связана с его способностью перевести опыт практической инновационной деятельности в теоретическую форму. Такая компетентность предполагает не просто описание опыта на языке теории, а стремление выявить связи творческого поиска в области решения проблемы, причем нередко в пространстве междисциплинарного обмена. Эти компетенции представляются исключительно важными не только для собственно инновационной деятельности, но и для подготовки кадров в такой системе образования, в которой приоритет отдается формированию творческой личности, ставящей задачи собственного роста.
Предпосылкой культуры работы с инновациями является методологическая рефлексия субъекта. Она предполагает сформированное у специалиста мета-предметное знание и мышление, которое работает с
Секция «Инновационные технологии управления персоналом»
такими познавательными структурами, как «объект реальный и объект идеальный», «предмет и объект», «проблема и проблематизация», «целеполагание и задачепостроение» и др. Специалист, ориентированный на продуктивную деятельность, может сформировать свой методолого-методический инструментарий посредством постоянного методологического и методического рефлексирования собственной деятельности. Это позволяет ему, во-первых, оптимизировать ее по критерию целедостижения и разумной достаточности интеллектуальных, материальных и иных ресурсов и, во-вторых, сформировать и усовершенствовать индивидуальный стиль творческой деятельности.
Компетентный специалист, ориентированный на продуктивную деятельность, может, во-первых, оптимизировать ее по критерию целедостижения и разумной достаточности интеллектуальных, материальных и иных ресурсов и, во-вторых, сформировать и
усовершенствовать индивидуальный стиль творческой деятельности.
Инновационная компетентность предполагает, таким образом, инновационную восприимчивость субъекта. Такая нацеленность предполагает у субъекта особое избирательное отношение к объекту инновационного изменения как результат соотнесения, разделения способов решения проблемы по признаку оптимальности.
Можно сделать вывод, что стратегия управления человеческими ресурсами состоит в определении путей развития этих компетенций у всего персонала организации и каждого из сотрудников в отдельности. Стратегия лучшее решение для уже сформировавшихся проблем инновационной компетенции, а так же для проблем уже близких к формированию.
© Шевченко Е. В., Безрукова Е. А., 2012
УДК 669.713.7
Е. В. Шевченко Научный руководитель - С. М. Самохвалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ГРУППОЙ
Представлены факторы, определяющие актуальность использования компетентностного подхода при управлении рабочей группой.
Компетентностный подход как эффективный инструмент оценки, отбора, обучения и развития сотрудников используется в практике управления персоналом с 1970-х годов XX века. Термин «компетенция» впервые был использован Р. Бояцисом в 1982 году, который определил компетенцию как сумму способностей, которыми обладает конкретная личность и которые направляют её поведение на соответствие требованиям работы и достижение желаемых результатов: «это может быть мотив, характерная черта, навык, аспект самовосприятия, или социальная роль, или набор знаний, которыми он/она пользуются» Р. Бояцис выделил такие составляющие компетенции, как цели управления, руководство подчинёнными, управление человеческими ресурсами и лидерство. Причём, несмотря на путаницу и неопределённость в использовании термина «компетенция», уже в конце 1980-х годов он вошёл в лексикон ведущих консультантов в области управления персоналом, множество научных работ посвящено исследованию роли и возможностей использования компетенций в управлении компаниями. К началу 1990-х годов методы оценки персонала по компетенциям использовались более чем в 20 странах мира, были созданы всемирная база данных компетенций, общий словарь компетенций.
На сегодняшний день сформировалось два подхода к определению понятия «компетенция»: английский, который рассматривает компетенцию как стандарт деятельности или ожидаемые результаты работы; и американский, в рамках которого компетенция
рассматривается как поведение, необходимое для эффективной работы.
Продолжающаяся трансформация российской экономики в качественно новое состояние, растущая конкуренция компаний, необходимость их быстрой адаптации к сложному и постоянно изменяющемуся рынку, давление новых технологий свидетельствует о необходимости направления деятельности компаний на постоянное развитие и усовершенствование, что должно обеспечить и повысить их конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Важнейшей характеристикой новой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних. Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.
Инновации - это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы. Инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные. Инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.