Научная статья на тему 'Инновационные формы практических занятий в модульном обучении русской семасиологии: опыт написания учебника'

Инновационные формы практических занятий в модульном обучении русской семасиологии: опыт написания учебника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАСИОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / КОЛЛОКВИУМ / СЕМИНАР / КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ / SEMASIOLOGY / PRACTICE / COLLOQUIUM / SEMINAR / COMPLEX LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цупикова Елена Викторовна

Статья посвящена описанию инновационных форм занятий по семасиологии русского языка, направленных на формирование комплексных умений оперирования с информацией, целостное восприятие содержания курса и навыков переноса приобретенных умений в условиях реальной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative forms of practical course in modular studying process: experience of text book writing

The article is devoted to innovative forms of practical semasiology course mastering, aimed at forming the complex skills of operating with the information received, integral mastering of course's content and skills of using knowledge in real communication.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы практических занятий в модульном обучении русской семасиологии: опыт написания учебника»

1. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды [Текст] /

Н. А. Менчинская. — М. : Педагогика, 1989. — 224 с.

2. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе : научное издание [Текст] / АПН РСФСР, Ин-т психологии, Д. Н. Богоявленский. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 485 с.

КОЛДУНОВА Ирина Дмитриевна, старший преподаватель кафедры математики, информатики и методики преподавания.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2010 г.

© И. Д. Колдунова

УДК 37013 46 Е. В. ЦУПИКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В МОДУЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ СЕМАСИОЛОГИИ: ОПЫТ НАПИСАНИЯ УЧЕБНИКА

Статья посвящена описанию инновационных форм занятий по семасиологии русского языка, направленных на формирование комплексных умений оперирования с информацией, целостное восприятие содержания курса и навыков переноса приобретенных умений в условиях реальной коммуникации.

Ключевые слова: семасиология, практическое занятие, коллоквиум, семинар, комплексное занятие.

Учебник «Актуальные вопросы семасиологии в курсе «Русский язык и культура речи» построен таким образом, что дает возможность осуществлять процесс обучения не только по традиционной системе, но и в рамках модульного обучения.

Структура учебника представлена в виде конспективного изложения основных тем семасиологии (часть 1) и описания комплексных занятий по каждой из предложенных тем (часть 2). Учебник также содержит Словарь терминов, призванный облегчить самостоятельную работу студентов, Приложение 1, в котором представлены схемы анализа различных лингвистических и лингвокультурных образований, и Приложение 2, предлагающее итоговые зачетные работы. Структура учебника позволяет использовать его в рамках модульного обучения, максимально индивидуализировав процесс обучения.

Представленный в учебнике теоретический материал комплексно объединяет вопросы порождения, декодирования, дешифровки и интерпретации текста с учетом семантики, синтактики и прагматики языковых и речевых знаков, пресуппозиции, ситуации общения и коммуникативной задачи, образных средств языка, а также особенностей лингвокультурной сообщности, в рамках которой происходит общение. Теоретический материал представлен в виде конспекта лекций, однако его содержание нуждается в пояснении и серьезной мыслительной обработке студентов совместно с преподавателем. С той же целью в учебнике предлагается словарь терминов, что значительно облегчит студентам осознание материала. Ни в коем

случае данный учебник не может полностью заменить контактную работу педагога со студентами, его задача — лишь облегчить учебный процесс за счет некоторой экономии времени и данной студенту возможности предварительно осмыслить материал и выявить в нем вопросы, нуждающиеся в дополнительной проработке.

Данный учебник имеет некоторые принципиальные отличия от представленных в современной методике учебников и учебных пособий по названной теме, а именно:

1) понятия семасиологии соотнесены с понятиями теории внешней и внутренней речи;

2) выделено и описано семантическое отношение внешней метонимии как основы для построения речевых ситуаций и высказываний;

3) разграничены и противопоставлены семантики денотативной и предикативной лексики;

4) введены в описание семантические отношения гипонимии, гетеронимии, внешней метонимии и лексической предикации;

5) рассмотрены синтагматические распределения категорий в лексико-семантических группах в качестве сильных и слабых позиций для установления типов полисемии;

6) описано лингводидактическое построение системы заданий по курсу семасиологии с использованием опорных схем в процессе овладения учебной информацией и переработки ее в знания;

7) использованы задания для целенаправленного формирования уровней умственных способностей;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

8) разграничены понятия значения и смысла, данное разграничение учтено в определении содержания курса;

9) представлен лингвокультурологический раздел курса.

Инновационным моментом предлагаемой методики является триединство форм учебного процесса в организации практического освоения курса — комплексные занятия с элементами семинара, практического занятия и коллоквиума — что обеспечивает полное и системное освоение предлагаемых тем, динамизм и активность обучаемых за счет смены деятельности и постановки проблемных вопросов, способствует развитию логического мышления, формированию навыка ведения дискуссии, вызывает интерес обучаемых и стремление их к дальнейшему расширению научного кругозора, вооружает студентов алгоритмами эффективной работы с учебной информацией.

Учебная деятельность студентов на занятии организуется следующим образом: предварительно изученный студентами теоретический материал поясняется преподавателем, затем проводится проверка понимания теории студентами в форме устных развернутых ответов с одновременным использованием предложенных или самостоятельно построенных опорных схем материала. Следующим этапом выступает практическое применение теории в ходе выполнения заданий разных типов или про-верка их самостоятельного выполнения, а также снятие возникших трудностей, а заключительный этап представляет собой углубление знаний по теме в ходе организованной преподавателем дискуссии, касающейся спорных вопросов либо возможных сфер применения данных сведений.

Таким образом, последовательно формируются знания, умения и навыки студентов, а также производится целенаправленное развитие их умственных способностей, логического и критического мышления. Учебник содержит лишь общие сведения, поэтому нуждается в некоторой модификации для разных специальностей студентов. Об этом сказано в соответствующем параграфе четвертой главы.

На первой (семинарской) части занятия производится повторение и закрепление теории, данной на лекции, развитие речи и логического мышления путем вариативного изложения учебной информации, то есть подготовка к практическому применению полученных знаний.

Практическое применение теоретических сведений производится в ходе второй части занятия, которая заключается в выполнении студентами ряда упражнений.

Коллоквиум — заключительный этап освоения темы — предполагает применение обучаемыми творческого подхода к решению спорных вопросов и проблемных ситуаций с учетом всех полученных по данной теме знаний, развитие креативного и критического мышления, способности анализировать, синтезировать, обобщать и перерабатывать информацию.

За счет совмещения и чередования на занятии трех основных форм практических занятий достигается формирование устойчивой мотивации обучаемых к изучению предмета. Можно указать такие психологические, педагогические, лингвистические моменты формирования мотивации, как актуальность, динамизм в смене учебной деятельности, всеобщность охвата проблем, интерес, экономия времени, мотивы достижения. К мотивационной

основе обучения относятся как внешние, так и внутренние установки. К внешним установкам учебнопоисковой мотивации относятся: общественная значимость профессии, специальности, дисциплины, раздела; практическая польза изучаемого предмета для будущей специальности; практическая польза изучаемого предмета для развития собственных умений, навыков и умственных способностей; удовлетворение познавательных интересов; следование образцу; утверждение своей значимости в коллективе; одобрение (оценка).

К внутренним установкам учебно-поисковой деятельности относятся: логика изложения; методологическая основа теоретической концепции; межпредметные связи; выявление обобщающих компонентов изучаемой системы и отношений между ними; дифференциация и интеграция понятий; взаимосвязь концептуальной и операционной основ изучаемой теории; поиск теоретических и практических выводов; поиск научной новизны изложения.

Приведем пример комплексного занятия (тексты заданий даны либо в сокращенном виде, либо не даны, примерные ответы предлагаются по ходу описания).

Методическая разработка комплексного занятия № 1.

Коммуникация и трансляция как виды речевого общения, сообщения и воздействия. Аспекты коммуникации

I. Семинарская часть занятия.

Задания:

1. Прочитайте теоретический материал темы. 1. Сделайте конспект и напишите план изложения данного материала.

2. Используя данные ниже схемы, вспомните теорию. Усовершенствуйте схемы таким образом, чтобы вам было удобно рассказать материал с опорой на них (Приведены не все схемы). Попытайтесь построить общую схему по теме 1. Помните, что в схеме не должно быть более девяти основных элементов. Разверните схему в текст.

3. Какими сведениями вы можете дополнить изученный материал?

II. Практическая часть занятия.

Задание 1. Прочитайте отрывок из жизнеописаний раба Эзопа, скажите, какие из значений слова «язык» здесь используются? С какой целью?

— Эзоп, сегодня к обеду придут, мои друзья, так ты ступай и свари нам. самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!

«Ладно, — думает. Эзоп, — ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошел он в мясную лавку, купил языков от. заколотых свиней и, когда пришел домой, одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. ...

Задание 2. Приведите примеры, в которых

а) слово язык обозначало бы: продукт питания; орган речи; средство общения; б) слово речь обозначало бы: язык как средство общения (например, русская речь); выступление (ораторская речь); процесс говорения (например, а как речь-то говорит., словно реченька журчит).

Сделайте вывод о различии терминологического и общелитературного употребления данных слов, а также о характере отношений между разными значениями одного слова.

Задание 3. В данных ниже предложениях поясните семантику слов язык и речь:

Он говорит, на английском, языке — Он пользуется английской речью (термины «язык» и «речь» здесь обозначают коммуникацию). Она читает.на французском

языке — Она понимает французскую речь (термины «язык» и «речь» здесь обозначают речевые акты). В русском, языке нет артиклей; в английском., немецком, французском, языках есть артикли — В русской речи артикли отсутствуют, («язык» и «речь» здесь обозначают языковую систему)...

Задание 4. Приведите свои примеры, где слова язык и речь обозначают языковую систему, коммуникацию, индивидуальный стиль, речевые акты. Сделайте вывод: в чем различие между научными терминами язык и речь?

Задание 5. Данные ниже тексты отнесите к коммуникационным и трансляционным, обоснуйте свое решение. Являются ли верными ответы, предложенные в скобках? Почему?

1. (трансляция, явное убеждение, хотя и в шуточной форме)

Интересная машина.

В час, когда на небе синем

Утром солнышко встает,

Интересная машина

Выезжает из ворот.

Серебристою струей.

2. (здесь нет намерения говорящего добиться понимания собеседника, его желание — вызвать то же убеждение)

Иван Ильич, чувствовал, что он умирает, и был в постоянном. отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он ухватился даже за старую свою мысль, что правила логики, верные всегда и для всех, к нему неприложимы. «Так пример силлогизма, которому он учился в логике Кизеветтера: Кай — человек, люди — смертны, потому Кай смертен, казался ему всю жизнь правильным, только по отношению к Каю, но никак ни к нему...

3. (докажите, что здесь представлена явная коммуникация — диалог поэта с читателем, который должен не только интерпретировать его вопрос, но и объяснить для себя, согласен ли он с Маяковским. Все становится ясным, когда в памяти всплывет фразеологизм «в нем умер ребенок», то есть человек стал взрослым. В подтверждение правоты вспомним факты из жизни биографии поэта: Маяковский любил ходить по ули-

цам города и предугадывать судьбу знакомых и не знакомых ему людей).

Я люблю смотреть, как умирают, дети...

4. (видите ли вы в данном отрывке трансляцию и обрыв темы при попытке коммуникации со стороны одного из собеседников?) Дополнительный вопрос: о каком подарке шла речь?

«Слушай, Дагни, — сказал Григ, — я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет. через десять.

Дагни даже всплеснула руками:

— Ой, как долго!

— Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

— А что это такое?

— Узнаешь потом.

— Разве за всю свою жизнь, — строго спросила Дагни, — вы можете сделать всего пять или шесть игру-шек?..( Паустовский К. «Корзина с еловыми шишками» С.272).

5. (какие языковые средства говорят нам о том, что взаимопонимание собеседников находится на довольно высоком уровне?) Дополнительный вопрос: чем закончился торг? (два с полтиною рубля).

— Итак?.. — сказал Чичиков, ожидая не без некоторого волнения ответа.

— Вам. нужно мертвых душ.? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы. речь шла о хлебе.

— Да, — отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши — несуществующих.

— Найдутся, почему не быть... — сказал Собакевич....

— А, например, как же цена?... хотя, впрочем., это такой предмет... что о цене даже страшно...

— Да чтобы, не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку! — сказал Собакевич.

— По сту! — вскричал Чичиков, разинув рот и поглядевши ему в самые глаза, не зная, сам ли он ослышался, или язык Собакевича по своей тяжелой натуре, не так поворотившись, брякнул вместо одного другое слово.

6. Что перед нами — выражение мнения поэта или социальная реклама? Как можно обосновать ваш вывод по контексту?

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

Водка — яд// Пьяные республику// Зазря спалят (В.В. Маяковский)

7. Как называются такие призывы? В чем цель их высокой эмоциональности? Какие из услышанных вами лозунгов вам запомнились и почему произвели на вас впечатление? Это было впечатление какого рода?

Голосуйте за ЛДПР! Пользуйтесь услугами банка ВТБ! Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Задание 6. Изучив схему Стили речи, отражающую деление функциональных стилей на стили взаимодействия и воздействия, указать, в рамках каких из них возможно использование трансляционных текстов и с какими целями. За счет каких языковых средств возможна трансляция с негативными целями (возможно, за счет устойчивых выражений, содержание которых однозначно в любом контексте?) Дополните схему и подберите иллюстрации к своим выводам.

Задание 7. Проведите стилистический эксперимент с известной фразой М.Горького Человек — это звучит, гордо! Замените в этом предложении слово человек на слова человечек, человечишко, чел, homo sapiens. Понаблюдайте над тем, как изменился смысл предложения. Можно ли оставить предложение в новой редакции? В каком контексте? Каков будет его смысл?

В каких случаях обычно употребляется цитата «Человек — это звучит.гордо!»? Оторванное от контекста пьесы, это выражение звучит торжественно. Привлекая пресуппозицию (содержание пьесы «На дне»), определите и логично объясните авторский смысл этого выражения.

Задание 8. Проанализируйте текст. С какой целью авторами использованы стилистические варианты?

— Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.

— Ну, царство небесное, — согласился Безенчук.

— Преставилась, значит., старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле — значит., преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та, считается, Богу душу отдает....

— То есть как это считается? У кого это считается?

— У нас и считается. У мастеров. Вот. вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот., значит., приказал долго жить. А если кто чином, поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: прикинулся или ноги протянул...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Коллоквиум

Вопросы для организации проблемной дискуссии:

1. Трансляция как средство внушения: цели, сферы применения.

2. Перечислите возможные негативные последствия невладения навыками эффективной коммуникации в современном обществе. Прочитайте данные ниже выводы. Дополните их своими размышлениями, полученную информацию оформите в виде воспитательной беседы. Будьте внимательны при выборе названия для вашего текста.

Учет имеющихся условий и ситуации общения, аналитическая и синтетическая работа над информацией, обобщение разных уровней, составление внутренней программы действий и ее реализация позволяют человеку адекватно воспринимать полученную информацию, определять ее истинность или

ложность, ценность или бесполезность. Итогом этой работы является довольно точный прогноз на будущее, предполагающий несколько вероятностных вариантов, ни один из которых не будет неожиданным для состоявшегося в коммуникации человека.

Однако такая работа производится коммуникантом не всегда. Неспособный к полноценной коммуникации человек подвержен так называемому зомбированию. Это значит, что такой человек не видит смысла слов за их значениями и не задумывается об истинности или ложности какого-либо утверждения. Например, фраза «Язык в человеческом обществе появился и функционирует на протяжении многих веков. Все сферы человеческой деятельности предполагают наличие и использование языка». Вызывает ли эта фраза недоумение? Обычно нет, потому что речевые штампы, использованные при построении предложений, притупляют восприятие смысла. А на самом деле фраза содержит три ложных факта.

3. Прочитайте отрывок из произведения В.Пе-левина «Зомбификация». Глава названа автором «Лексическая шизофрения». Объясните, какими средствами внушения достигается покорность и безропотность людей и к чему это может привести (оскудение языка влечет оскудение мышления и, как следствие, деградацию личности и упадок общества).

4. Нейролингвистическое программирование — сущность (трансляция? обучение трансляции?), механизмы действия и сферы применения: положительные и отрицательные моменты (вспомните пословицу Без труда не вынешь рыбку из пруда и подумайте, почему НЛП неприменимо в процессе обучения?).

5. Рекламный стиль — информирование и воздействие — трансляция с целью экономической выгоды. Механизмы рекламного стиля. Честная реклама — это какая? Возможна и целесообразна ли она? При обсуждении данных вопросов используйте представленную ниже информацию.

Одна из особенностей современной рекламы. — неполнота информации, недосказанность. Например, рекламируется товар, а стоимость товара не называется. Попытки использовать эту недосказанность приводят, к двусмысленности. «Великолепное качество, великолепная цена». Великолепное качество — высокое качество, но что значит, великолепная цена (высокая или низкая)?

Надо сказать, что современная реклама достаточно примитивна. Многие тексты, основаны, на простых тропах: Баунти — райское наслаждение, Сыр «Хохланд»—неземной вкус, чай «Вдохновение»— честная цена, «Миф»—зимняя свежесть и т.д.

Другие рекламные слоганы основаны на ассоциациях разных сфер жизни: Возьми чудо с собой (реклама йогурта). Моя семья: что может, быть любимей? Сок «Добрый»—с добрыми чувствами. Чтобы, быть в тонусе, надо, чтобы, тонус был в тебе (сок «Тонус»).

Если прослушать большую часть рекламных текстов, то обнаружится странная закономерность: реклама ни о чем не информирует или информирует не полностью..

6. Обсудите вопрос о софистических тенденциях в современной рекламе. Проанализируйте рекламные слоганы Чистота — чисто Тайд, Все в восторге от тебя. А ты. — от. Мэйбиллин для иллюстрации ваших суждений (пример анализа см. ниже). Прочитайте данный ниже текст, чтобы восстановить необходимую для заданного обсуждения пресуппозицию:

Слово «софист» означает, «мудрец». Так стали называть людей, которые ходили по городам, и преподавали

«науку жизни». Эта особая наука, распространяемая софистами, была резко негативно оценена философами-современниками: Платоном, Аристотелем. и другими. В чем. причина? Почему?...

...Сегодня софистические традиции унаследованы средствами массовой информации (недаром ее называют четвертой властью). Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. Она может раздражать, удивлять, привлекать... Она есть! Рекламные слоганы у всех на слуху, и мы повторяем, напеваем и не можем забыть порой навязчивые строки. И это результат, работы, копирайтеров (от. англ. copyright — авторское право) — составителей рекламных текстов, слоганов.

Посмотрите на пример денотативно-предикативного анализа рекламного слогана и составьте логическую опорную схему, иллюстрирующую связь использованных понятий:

Вода замерзает, при 0°. Доказано Цельсием.. Надежная бытовая техника существует.. Доказано Zanussi.

Денотаты.: вода, Цельсий, фирма «Zanussi»; предикаты.: надежная, бытовая, доказано; денотативнопредикативная лексика — стирка, техника.

Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием, принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.

7. Составьте пару софизмов о вашей будущей профессии. Укажите, в каком моменте вы вводите алогизм.

8. Прочитайте данный ниже вывод о целях и механизмах рекламы. Совпадает ли он с вашими выводами? Согласны ли вы с ним, если нет, то в чем? Цели рекламы. — произвести воздействие на потребителя, внушить определенные идеи и мнения, побудить приобрести рекламируемый товар.

Анализируя механизмы воздействия рекламы на потребителя, надо отметить, что при выборе товара рассудок потребителя играет, наименьшую роль. Необходимо «оглушить» потребителя так, чтобы, он сделал покупку, воздействовать на какой-либо важный для него мотив..

9. Напишите рекламный текст на товар, который не является необходимым потребителю. Ваша цель — убедить, используя все известные вам средства воздействия.

10. Сделайте общий вывод об эффективном поведении коммуниканта. Какими навыками должен

обладать человек, чтобы адекватно воспринимать информацию и не позволять манипулировать собой?

11. Сделайте общий вывод по комплексному занятию. Чему новому вы научились и как эти знания и умения можно использовать в вашей личной и профессиональной жизни?

Предложенные типы заданий могут быть усовершенствованы и дополнены с учетом особенностей студенческой аудитории и целей курса, в котором они применяются. Можно с уверенностью сказать, что такая работа необходима для развития умений эффективной коммуникации.

Современное общество характеризуется тенденцией постоянного возрастания объема информации. Как следствие возникает требование к членам социума приобретения умений и навыков эффективного использования информации, а именно ее отбора, анализа, определения ее качественных характеристик, достоверности, истинности и переструктуриро-вания ее в особые операторные образования — собственное знание человека. Такие процедуры позволяют вовремя выявить дезинформацию, противостоять манипулятивным техникам коммуникации, эффективно и целенаправленно использовать только достоверную, практически ценную и актуальную информацию. «Здравомыслящий человек понимает, даже нелепицы Интернет или СМИ вносят в еще несформировавшиеся умы студенчества уверенность в достоверности практически любой полученной информации.» [1]. Таким образом, формирование умений поиска, отбора и переработки информации представляется практически одной из важнейших задач современного вузовского образования.

Библиографический список

1. Азаров, В. Г. Антропология информатизации научного познания : монография / В. Г. Азаров, В. А. Сальников. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2009. - 420 с.

ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (г. Омск), доцент по кафедре лингво-дидактики и исторического языкознания Омского государственного педагогического университета Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.11.2009 г.

© Е. В. Цупикова

Книжная полка

Александрова, О. В. Уроки чтения: для детей 6-7 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2010. - 80 с. - 18В№ 978-5-699-38048-0.

Книга посвящена обучению старших дошкольников основам чтения. Она создана на основе программы образования и развития детей старшего дошкольного возраста и построена на принципе обучения в процессе игры. Благодаря тщательно проработанной, выверенной методике ребенок без проблем освоит навыки чтения. Умение читать является базовым, поэтому высокий уровень его развития станет основой успеха в дальнейшем обучении. Развивая познавательные способности дошкольника, а также интерес к приобретению знаний, издание поможет подготовить ребенка к школе. Книга предназначена для неравнодушных родителей и мудрых воспитателей любознательных малышей.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.