Научная статья на тему 'Теория интериоризации и теория речемыслительного процесса как основы построения теории коммуникации и трансляции в процессе обучения языку'

Теория интериоризации и теория речемыслительного процесса как основы построения теории коммуникации и трансляции в процессе обучения языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
868
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЫШЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ТРАНСЛЯЦИЯ / INTERIORIZATION / SPEECH-AND-THINKING PROCESS / THINKING / COMMUNICATION / TRANSLATING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цупикова Елена Викторовна

В статье обоснована целесообразность построения теории коммуникации на основе теорий интериоризации и речемыслительного процесса. Учет закономерностей усвоения информации и ее мыслительной обработки позволяет коммуниканту опознать манипулятивный смысл сообщений и строить речевые противодействия ему. Автор предлагает некоторые типы практических заданий, выполнение которых позволит сформировать у студентов необходимые навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Цупикова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of interiorization and the theory of speech and thinking process as the basis for constructing the communication and translating theory in language teaching

The author of the article substantiates the expediency of constructing communication theory on the basis of the theory of internalization and that of speech and thinking process. The consideration of information digestion trends and cogitative processing allows the communicator to recognize the manipulative sense of messages and build up related speech counteraction. The author puts forward the tasks of certain type to shape students'' required skills.

Текст научной работы на тему «Теория интериоризации и теория речемыслительного процесса как основы построения теории коммуникации и трансляции в процессе обучения языку»

УДК 378.147: 811.161.1

Е. В. ЦУПИКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ТЕОРИЯ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ И ТЕОРИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ И ТРАНСЛЯЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

В статье обоснована целесообразность построения теории коммуникации на основе теорий интериоризации и речемыслительного процесса. Учет закономерностей усвоения информации и ее мыслительной обработки позволяет коммуниканту опознать манипулятивный смысл сообщений и строить речевые противодействия ему. Автор предлагает некоторые типы практических заданий, выполнение которых позволит сформировать у студентов необходимые навыки.

Ключевые слова: интериоризация, речемыслительный процесс, мышление, коммуникация, трансляция.

Речемыслительный процесс включает в себя мышление, внутреннюю речь и внешнюю речь. Главная функция речи — формирование и выражение мышления с помощью языковых средств. Работа по развитию речи влечет за собой развитие мышления. В исследованиях по внутренней речи [1—5 и др.] сама внутренняя речь рассматривается как определенная структура, управляющая как мышлением, так и внешней речью. Так, формирование мышления предполагает построение денотативных схем и совмещение пресуппозиционных текстов на основе сходства их денотатов. На базе теории внутренней речи в нашей работе трактуются и другие понятия: структура текста, последовательность построения текста, традиционные понятия лексики русского языка, такие как гипонимия, гетеронимия, внешняя метонимия (смежность), синонимия, антонимия, а также понятие лексико-семантической группы (ЛСГ) и видов полисемии (функциональный перенос, метафора, метонимия и синекдоха). Соответствующие интерпретации этих понятий и составляют лингвистическое обоснование методики развития речи.

В целом, система развития мышления студентов строится не на работе над речью и не на работе над мышлением по отдельности, а на корреляции речевого и мыслительного процесса.

Речь, в отличие от языка, не системное, а коммуникативное явление. Ее главной целью являются не изучение языковых единиц, а употребление языковых единиц для построения информационного содержания, хранения и передачи информации в виде текста. В этом участвуют все три уровня языковой системы, но в такой последовательности: лексический уровень, грамматический и фонетический. Речевое использование лексических средств выражается прежде всего в стиле речи.

Какую же речь нужно развивать, чтобы одновременно эффективно развивалось мышление, — устную или письменную? Отметим, что выделяются также промежуточные формы [6, с. 81]: письменная реализация устной речи (письма, диалоги в художественной литературе) и устная реализация письменной речи (лекции, диктанты).

Л. С. Выготский считает письменную речь организующим началом в построении системы языка и нормирования речи, а также в формировании внутренней речи человека [2]. Однако несомненен тот факт, что устная речь первична: «языковые знаки — это всегда звуки» [7, с. 302], «язык и письмо суть две различные системы знаков, единственный смысл второй из них — служить для изображения первой» [8, с. 62], «...чисто письменная форма речи — это фикция. ...Подлинной речью она становится лишь тогда, когда имеет место акт коммуникации, когда текст .хотя бы мысленно озвучивается» [9, с. 21].

Поэтому в процессе развития речи и мышления мы обращаем внимание именно на устную реализацию письменной речи, которая является надежным показателем развитости мышления говорящего.

Красивая, грамотная речь — показатель таких свойств мышления человека, как стройность, логичность, обоснованность, вариативность и таких свойств его интеллекта, как богатство личного опыта, четкость работы мнемических механизмов. «Речь не просто внешняя одежда мысли, в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь .включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием» [10, с. 458].

Причем эта монологическая речь будет включать элементы опосредованного диалога, которые проявляются в рефлексивной деятельности

Мышление и речь

Таблица 1

Мышление Внутренняя речь Внеш. речь

Оперативное (абстракт.) — умение прогнозировать, умение извлечь из памяти и применить знание построение плана событий текст-повествование

Логическое, критическое (анализ, селективный поиск информации) построение плана объяснения текст-рассуждение, убеждение

Образное (представление РС, «память культуры», эмотивность, образность) построение плана описания текст-описание

быстрота операций, выявление пресуппозиций с помощью логического достраивания текста, соотнесения его с тематически близкими текстами представления, оформленные в опорную схему (внутренние уровни текста), операции перевода образований внутренней речи в текст собственно вербальная способность

обучающихся (Что может быть не понятно слушающему? В какой степени избыточности нужно подать эту информацию тому или иному адресату?).

Главная функция речи — не обогащение, но формирование и выражение мышления с помощью языковых средств. Необходимо заниматься развитием речи так, чтобы одновременно осуществлялось формирование мышления.

В предлагаемой системе развития мышления обучающихся это происходит по схеме, описанной в табл. 1.

На современном этапе существует два основных направления в решении вопроса о внутренней речи. Первое направление (В. Оккам, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. И. Новиков) рассматривает внутреннюю речь, внешнюю речь и мышление как разные процессы, взаимодействующие посредством перекодирования. Второе направление (Дж. Уотсон, П. П. Блонский, М. Р. Львов) представляют внутреннюю речь как процесс освобождения внешней речи от ее акустико-артикуляционных «оков» и слияние внутренней речи с мышлением.

Внешняя речь закрепляет в сознании образы ощущения, осмысления и мышления (понимания), в виде знаков, превращая их в структуры памяти. Без фиксации в знаках второй сигнальной системы (речи) память как психическая ассоциация обречена на кратковременное существование [11].

Процессы внутреннего перекодирования могут идти от ощущения к мышлению (через осмыс-

ление), и наоборот — от мышления к ощущению (через этап осмысления): речемыслительный процесс в целом представляет собой перекодирование лингвистических структур в денотативно-предикативные, денотативно-предикативных в предметные (интериоризация); и наоборот — предметные перекодируются в денотативно-предикативные, а денотативно-предикативные в лингвистические (эксте-риоризация). Процессы интеллектуальной и речевой деятельности представим в схеме 1.

Денотаты во внешней речи выражаются конкретными, вещественными и собирательными существительными, предикаты — глаголами, прилагательными и наречиями. При этом глаголы выступают в качестве двухместных предикатов, соединяющих два и более денотата, прилагательные являются одноместными предикатами, относящимися к существительным, а наречия — дополнительные предикаты, поясняющие глаголы. Установление этих соответствий обеспечивает понимание речи.

Понимание есть переход от внешней речи к внутренней и постижение семантической структуры внутренней речи. Например, во фразе Иван продал лодку Петру по значению Иван — человек, продал — обменял на деньги, лодка — плавательное средство, Петр — человек, по смыслу: Иван — продавец, продал — обменял на деньги (здесь имеет место нейтрализация значения и смысла), лодка — товар, Петр — покупатель. Значение, таким образом, определяется отношением семантики слова к семантике других слов системы языка (в виде

Схема 1. Интеллектуальная деятельность и речь

гипонимии, гетеронимии, синонимии). Смысл — это семантика слова, определенная его отношением к речевой ситуации. В итоге, смысл слова зависит от предиката.

В связи с потребностями мышления, которое представляет собой оперирование не только смысловым содержанием, но и функциональными свойствами языковых единиц, происходит перестройка внешнеречевого кодирования внутренней речи (процесса осмысления) во внешнеречевое кодирование мышления.

Этому процессу способствует использование следующих операций: выбор слова для обозначения представления (береза), замещение выбранного слова другим словом (оно, дерево), повтор слова для выражения экспрессии (еду-еду-еду к ней — интенсивность и нетерпение), выделение слова для осознания главного семантического содержания (лишь один соловей громко песню поет), трансформация слова, предназначенная для преобразования смысла и его переадресации (благородный поступок офицера — благородство офицера), комбинация слов (в русском языке она служит средством выделения или переадресации), сужение и расширение конструкции (столик — маленький стол).

Внутренняя речь доминирует над внешней: «Можно с достаточной определенностью утверждать, что наша внешняя речь наполняется конкретным содержанием благодаря опоре на внутреннюю речь» [12, с. 26].

Внутренняя речь служит аппаратом преобразования представлений в единицы внешней речи: «Понимание — это перевод натурального языка на внутренний. Обратный перевод — высказывание» [5, с. 37].

Основная единица внешней речи — слово, основная единица внутренней речи — представление. Слова в речи располагаются линейно, представления возникают одновременно. Основные коммуникативные единицы внешней и внутренней речи — предложение и высказывание, каждая из этих единиц имеет особое строение [13, с. 183 — 319].

Ядерной структурой предложения является взаимосвязь подлежащего, сказуемого и дополнения. Обстоятельство может относиться как к сказуемому, так и ко всему центру предложения. Определение может быть связано с любым членом предложения, выраженным субстантивно. Высказывание имеет структуру денотат1 — предикат — денотат,,.

Стратегии построения внешней и внутренней речи противоположны: внутренняя речь строится от целого (замысла) к части (представлению), а внешняя — от части (слова) к целому (тексту).

Семантику внутренней речи составляет смысл, который состоит из пресуппозиции (часть смысла, не выраженная во внешней речи) и суппозиции (часть смысла, выраженная в предложении, тексте). Таким образом, не все смысловые отношения выражены во внешней речи.

Освоение вышеизложенной теории студентами организуется в виде следующих типов заданий [14]:

Задание 1. В данных ниже предложениях определите значение и смысл ключевых слов.

1. Отряд краснофлотцев в триста штыков не дрогнул в боях ни разу (А. Яшин). 2. Пять прожекторов встали над головой буйной рощи Петровского парка (В. Луговской).

Задание 2. Сделайте денотативно-предикативный анализ данных ниже предложений с привле-

чением насколько возможно обширной пресуппозиции.

Охранять природу — значит охранять Родину.

Курить — здоровью вредить.

Задание 3. В данных ниже примерах опознайте произведенные операции преобразования внутренней речи во внешнюю и цель их использования:

1. Туман опустился на землю. — Сизая дымка опустилась на землю.

Задание 4. Определите лексические операции перевода структур внутренней речи в структуры внешней речи, укажите цель их применения в тексте. Выявите пресуппозицию. Сравните ваши ответы с примерными ответами, данными в приложении, и ответьте: какова особенность вашей логики рассуждений?

Задание 5. Сделайте выводы относительно структуры речевого мышления, рассмотрев представленные ниже контексты и определения:

Контексты:

1. Благодаря мышлению мы имеем более или менее адекватное представление о Вселенной.

2. В языковом сообществе люди объединены, в частности, общим языком и единством мышления.

3. Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.

4. Научное мышление требует затраты времени и энергии.

5. Благодаря способности к мышлению человек может анализировать и оценивать свои собственные высказывания и поступки (Ср. у Декарта: Я мыслю, следовательно, я существую).

6. Боттичелли в своих линиях (как художник) современен вам по мышлению (Ср.: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей. — А. С. Пушкин).

7. Все действия и все мышления его к одной только цели направлены (Ср.: Не мысля гордый свет забавить. — А. С. Пушкин).

8. Мышление образами характерно для модельеров и художников.

9. Наблюдая за нелогичными рассуждениями собеседника, приходилось удивляться его загадочному мышлению, которое позволяло ему находить выход из критического положения.

Определения:

1. Мышление как высшая форма функционирования человеческого мозга, состоящая в специфическом отражении /внешнего (и внутреннего) мира человека.

2. Мышление как форма объединения и взаимодействия двух или более организмов. Возникшее вместе с трудом, оно есть общая платформа, на основании которой возможно функционирование инструмента общения — артикулируемого языка как системы знаков (символов, стимулов и т.п.). Интерперсональная изоморфность структуры этого способа взаимодействия обеспечивается биогенетическим наследованием и культурной преемственностью.

3. Мышление как способ познании и как само познание, умственное, когнитивное использование понятий и суждений (Простейшая единица мышления, по Л. Л. Шахматову, состоит из сочетания двух представлении, приведенных движением воли в предикативную связь (см.: Шахматов, Л. Л. Синтаксис русского языка. М., 1941 (1925)); ср. также известное определение К. Ф. Беккера: «Под мыслью в более узком значении слова мы всегда

подразумеваем суждение», интроспективно осознаваемое как оперирование словами и фразами.

4. Мышление как труд, работа, творческая деятельность, накопление и переработка опыта и знаний и, следовательно, как духовная производительная сила. Все предметы духовной и материальной культуры следует рассматривать как результат мышления.

5. Мышление как главный конституент сознания, высшая способность идентифицировать себя как одну и ту же личность, постоянно отдавая себе отчет о своем месте в пространстве и времени. (Психически здоровый индивид испытывает неприятные фрустрации, если по каким-либо причинам это затруднительно). Мышление как способ выделения своего собственного «я», то есть мышление о своем собственном мышлении, метамышление.

6. Мышление как мировоззрение, убеждение, система взглядов, склад ума.

7. Мышление как намерение, план, цель, желание, помысел.

8. Мышление как репродуктивное и продуктивное воображение жизненных картин на основании полученных ранее впечатлений; умственная комбинация содержаний памяти, имажинарных ситуаций и событий как реальных или как фантастических.

Итак,

1. Внутренняя речь в онтогенезе является результатом интериоризации внешней речи (через ступень так называемой эгоцентрической речи — по Л. С. Выготскому).

2. Внутренняя речь является частью речемыс-лительного процесса, который включает в себя мышление, внутреннюю речь и внешнюю речь (Н. И. Жинкин).

3. Каждый из этих видов деятельности имеет двойственную природу: мышление есть процесс превращения восприятия (ощущения) в представления. Внутренняя речь является превращением предметного представления в денотативно-предикативную структуру, обозначаемую либо в категориях членов предложения, либо в категориях частей речи. Последующий этап предыдущего вида деятельности является предыдущим этапом последующего вида деятельности.

4. Поскольку выделение в замысле сюжета рече-мыслительного процесса, а в сюжете — речевой ситуации связано с выделением суппозиции и пресуппозиции, они могут быть обозначены денотатами. В каждом акте членения внутренней речи сохраняются как минимум два денотата. Поэтому ядерной структурой высказывания является не денотативно-предикативная связь, как считал Н. И. Жинкин, а предикативная связь двух и более денотатов [11].

5. Хотя смысл образуется внутренней речью, а значение — внешней, во внешней речи присутствует не только значение, но и часть смысла, т.е. двойная семантика. Таким образом, смысл как бы делится на смысл внутренней речи и внешней.

6. Семантика текста является двойственной: семантика внутренней речи порождает смысл, семантика внешней порождает значение.

Таким образом, методика формирования навыков коммуникации основана на изучении аспектов коммуникации, основной дидактической единицей обучения является текст как языковой материал и дискурс как речевая деятельность и речевой материал. Устная реализация письменной речи избрана основным объектом обучения, так как письменная речь является организующим началом в нормирования речи, а также в формировании внутренней речи и мышления человека.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии ; под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика, 1982. — 504с.

2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М., 1960. - 340 с.

3. Пиаже, Ж. Избр. психол. труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с.

4. Жинкин, Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопр. языкознания. — 1964. — № 6. — С. 26 — 38.

5. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М. : Наука, 1982. — 159 с.

6. Филиппов, К. А. Лингвистика текста : курс лекций / К. А. Филиппов. — СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. — 336 с.

7. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. — М. : Прогресс, 1984. — 397 с.

8. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр. — М. : Прогресс, 1977. — 695 с.

9. Зиндер, Л. Р. Введение в языкознание : сб. задач / Л. Р. Зиндер. — 2-е изд., стер. — М., 1998. — 210 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн // Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.

11. Бельдиян, В. М. Использование текстов для развития внутренней и внешней речи на занятиях по русскому языку / В. М. Бельдиян. — Омск : ОмГПУ, 1996. — 32 с.

12. Мурзин, Л. Н. Текст и его восприятие / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1991. — 171 с.

13. Жинкин, Н. И. Язык — речь — творчество: избранные труды / Н. И. Жинкин. — М. : Лабиринт, 1998. — 368 с.

14. Цупикова, Е. В. Актуальные вопросы семасиологии в вузе: организация самостоятельной и аудиторной учебно-познавательной деятельности студентов : учеб. пособие / Е. В. Цупикова. — Омск : СибАДИ, 2010. — 319 с.

>

ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии; доцент по кафедре лингводидактики и исторического языкознания. Адрес для переписки: сЫ8е143@уап<Зех.га

Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г. © Е. В. Цупикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.