Научная статья на тему 'О необходимости развития аналитико-синтетической деятельности студентов педвузов'

О необходимости развития аналитико-синтетической деятельности студентов педвузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE ANALYTIC AND SYNTHETIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдунова Ирина Дмитриевна

На основании полученных в исследовании результатов сделан вывод о существовании проблемы развития у студентов педвузов аналитико-синтетической деятельности. Решить данную проблему возможно, если организовать целенаправленное обучение студентов решению системы упражнений по «Теории алгоритмов» с использованием операций анализа, синтеза и сравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдунова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the necessity of development of analytic and synthetic activities of students in Pedagogical University

According to the results of the investigation, we can conclude that the students of Pedagogical University have some problems in analytic and synthetic activities. The organization of the purposeful education by doing the system of exercises on "Theory of Algorithms" using operations of analysis, synthesis and comparison can help to solve the existing problems.

Текст научной работы на тему «О необходимости развития аналитико-синтетической деятельности студентов педвузов»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

УДК 378 И. Д. КОЛДУНОВА

Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал)

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ

На основании полученных в исследовании результатов сделан вывод о существовании проблемы развития у студентов педвузов аналитико-синтетической деятельности. Решить данную проблему возможно, если организовать целенаправленное обучение студентов решению системы упражнений по «Теории алгоритмов» с использованием операций анализа, синтеза и сравнения.

Ключевые слова: аналитико-синтетическая деятельность.

Главной задачей образования в современных условиях является повышение качества усвоения знаний, эффективности путей обучения и воспитание интеллектуально развитой личности, стремящейся к познанию. В связи с этим перед преподавателем ставится задача планомерного развития личности студента путем его включения в активную учебно-познавательную деятельность.

В психологии и педагогике разработано несколько подходов к организации процессов усвоения знаний. Так, Н.А. Менчинская [1] и Д.Н. Богоявленский [2] особенно подробно исследовали роль в организации процесса усвоения знаний аналитико-синтетической деятельности, сравнений, ассоциаций, обобщений, опирающихся на конкретные знания, а также значение самостоятельного поиска признаков усваиваемых понятий и способов решения новых типов задач в процессе усвоения. С.Л. Рубинштейн [3] раскрывал процесс мышления как сложную аналитико-синтетическую деятельность, включающую в себя анализ проблемной ситуации, воспроизведение знаний, необходимых для решения задачи, перенос усвоенных действий.

Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое проявление не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи с целью увидеть в них новые функции.

Формированию этих умений может способствовать:

— рассмотрение заданного объекта с точки зрения различных понятий;

— постановка различных заданий к данному объекту.

Несмотря на достаточное количество исследований роли аналитико-синтетической деятельности в процессе усвоения знаний, работ, направленных на исследование развития аналитико-синтетической деятельности студентов, не так уж много (Н.В. Трофимова, Е.В. Эпова). В связи с этим нам было интересно рассмотреть процесс развития аналитико-синтетической деятельности студентов педвуза при обучении курсу «Теория алгоритмов».

На основе анализа практики обучения студентов нами был сделан вывод о недостаточно развитой

Таблица 1

Результаты выполнения теста

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 Всего студентов

а б в а б в г а б в а б в

5 курс 22 14 24 19 15 17 19 17 9 12 10 2 11 13 20 2 27

% 81 52 89 70 56 63 70 63 33 44 37 7 41 48 74 7 100

4 курс 9 9 19 18 11 11 16 11 4 7 7 3 9 10 11 5 19

% 47 47 100 95 58 58 84 58 21 37 37 16 47 53 58 26 100

3 курс 11 3 8 12 10 10 11 10 0 0 10 7 8 8 11 1 13

% 85 23 62 92 77 77 85 77 0 0 77 54 62 62 85 8 100

1 курс 6 14 16 11 13 13 13 17 3 1 12 0 0 1 4 0 34

% 18 41 47 32 38 38 38 50 9 3 35 0 0 3 12 0 100

среднее значение 57,67 64,49 32,93 47 19 45,27 10

начало

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

— а.

* гч

► 1 о. ► £

а-

х-любое

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Л

і 8 ► к

V

Я

X

<

сп

5

а

Л

з

и

► К

ІІ)

Ф

5

Я

<

(0

(Г5

5

Он

175

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

Рис. 3. Диаграмма результатов выполнения теста

аналитико-синтетическои деятельности студентов, не вполне сформированных мыслительных операциях анализа, синтеза и сравнения.

Для подтверждения сделанного вывода в течение нескольких лет студентам как младших, так и старших курсов нами предлагались тесты и контрольные работы, в которых надо было выполнить задания с использованием операции анализа, синтеза и сравнения на материале школьных курсов математики и информатики. Приведем некоторые из них.

1. Являются ли алгоритмы эквивалентными (рис. 1).

2. Могут ли быть использованы совместно следующие условия:

а) а = 5, Ь>0;

б) а = 5, а>0;

в) Ь = 5, Ь>0;

г) а<5, Ь = 0.

3. Определите, равное ли количество информации несут в себе следующие высказывания:

а) «Мой друг живет на третьем этаже в девятиэтажном доме» и «Мой друг живет на четвертом этаже в девятиэтажном доме»;

б) «Я пишу левой рукой» и «Я не пишу левой рукой»;

в) «Я родился 1 февраля» и «Я родился 1 апреля».

4. Найдите g(f(x)), если Г(х) = х2, g(x) = x2 + 4x + 4:

а) x4 + 4x3 + 4;

б) ^2 + 2)4;

в) x4 + 4x2 + 4;

г) x4 + 4x + 4.

5. Найдите ^И), если f(x) = x2, g(x) = x2 + 4x + 4:

а) x4 + 4x3 + 4;

б) ^2 + 2)4;

в) x4 + 4x3 + 4x2;

г) x4 + 4x2 + 4.

6. Постройте отрицание высказывания

а) 3>0;

б) 4<0;

в) ^у.

7. Найдите все алгоритмы, вычисляющие разность двух натуральных чисел ^>у) (рис. 2).

Результаты выполнения теста представлены в таблице и на диаграмме (табл. 1, рис. 3). Уточним полученные результаты. Большинство студентов нашли эквивалентные алгоритмы (задание №1—57,7%), однако при решении аналогичного задания с измененной формули-р-кой (задание №7) у них возникли затруднения (лишь 10% выполнили задание правильно). Многие студенты не смогли построить правильные отрицания высказываний, считая, что знаки < и > являются противоположными. Сложность также вызвало задание на сравнение (задание №3), считая количество информации в сообщениях б) и в) неравным и равным соответственно.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о существовании проблемы разви-

тия у студентов аналитико-синтетической деятельности, которую необходимо решать. Мы предлагаем для этого организовать целенаправленное обучение студентов решению системы упражнений с использованием операций анализа, синтеза и сравнения.

Непременным условием развивающего обучения является формирование (либо дальнейшее развитие) у студентов способности обосновывать те суждения, которые они высказывают. Очень полезными в данной ситуации являются задачи, требующие доказательства. Например, докажите, что функция f(x,y)=x + y является примитивно-рекурсивной. Студент должен последовательно и непротиворечиво доказать это утверждение, опираясь на определение примитивнорекурсивной функции, полученное им ранее из других источников (лекции, книги). Это непосредственно связано с умением представлять сложное действие в виде организованной последовательности простых действий (функция называется примитивно-рекурсивной, если она построена из элементарных арифметических функций с помощью операции суперпозиции, примитивной рекурсии и минимизации, применимых конечное число раз).

Также особую роль в организации продуктивной деятельности студентов в процессе обучения «Теории алгоритмов» играет и прием сравнения. Так, например, для начала, при изучении темы «Формализация понятия алгоритма», целесообразно установить тот факт, что все алгоритмические модели уточняют одно и то же понятие.

Приступая к изучению курса «Теория алгоритмов» студенты с помощью преподавателя анализируют содержание дисциплины, выделяют в нем некоторое сходное общее отношение, обнаруживая, что оно проявляется во многих других частных отношениях, фиксируя в знаковой форме выделенное исходное. Тем самым они строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. При дальнейшем анализе они раскрывают закономерную связь этого исходного отношения с различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета.

Известно, что высокий уровень аналитико-синте-тической деятельности студентов обнаруживается при условии, когда в процессе восприятия они сами находят существенные признаки нового и применяют их затем в практических действиях, когда им предоставляется максимум свободы для самостоятельных обобщений. Курс «Теория алгоритмов» имеет большие возможности для развития аналитикосинтетической деятельности у студентов, особенно темы, относящиеся к разделу «Формальная теория вычислимости».

1. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды [Текст] / Н. А. Менчинская. — М. : Педагогика, 1989. — 224 с.

2. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе : научное издание [Текст] / АПН РСФСР, Ин-т психологии, Д. Н. Богоявленский. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 485 с.

КОЛДУНОВА Ирина Дмитриевна, старший преподаватель кафедры математики, информатики и методики преподавания.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© И. Д. Колдунова

УДК 37013 46 Е. В. ЦУПИКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В МОДУЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ СЕМАСИОЛОГИИ: ОПЫТ НАПИСАНИЯ УЧЕБНИКА

Статья посвящена описанию инновационных форм занятий по семасиологии русского языка, направленных на формирование комплексных умений оперирования с информацией, целостное восприятие содержания курса и навыков переноса приобретенных умений в условиях реальной коммуникации.

Ключевые слова: семасиология, практическое занятие, коллоквиум, семинар, комплексное занятие.

Учебник «Актуальные вопросы семасиологии в курсе «Русский язык и культура речи» построен таким образом, что дает возможность осуществлять процесс обучения не только по традиционной системе, но и в рамках модульного обучения.

Структура учебника представлена в виде конспективного изложения основных тем семасиологии (часть 1) и описания комплексных занятий по каждой из предложенных тем (часть 2). Учебник также содержит Словарь терминов, призванный облегчить самостоятельную работу студентов, Приложение 1, в котором представлены схемы анализа различных лингвистических и лингвокультурных образований, и Приложение 2, предлагающее итоговые зачетные работы. Структура учебника позволяет использовать его в рамках модульного обучения, максимально индивидуализировав процесс обучения.

Представленный в учебнике теоретический материал комплексно объединяет вопросы порождения, декодирования, дешифровки и интерпретации текста с учетом семантики, синтактики и прагматики языковых и речевых знаков, пресуппозиции, ситуации общения и коммуникативной задачи, образных средств языка, а также особенностей лингвокультурной сообщности, в рамках которой происходит общение. Теоретический материал представлен в виде конспекта лекций, однако его содержание нуждается в пояснении и серьезной мыслительной обработке студентов совместно с преподавателем. С той же целью в учебнике предлагается словарь терминов, что значительно облегчит студентам осознание материала. Ни в коем

случае данный учебник не может полностью заменить контактную работу педагога со студентами, его задача — лишь облегчить учебный процесс за счет некоторой экономии времени и данной студенту возможности предварительно осмыслить материал и выявить в нем вопросы, нуждающиеся в дополнительной проработке.

Данный учебник имеет некоторые принципиальные отличия от представленных в современной методике учебников и учебных пособий по названной теме, а именно:

1) понятия семасиологии соотнесены с понятиями теории внешней и внутренней речи;

2) выделено и описано семантическое отношение внешней метонимии как основы для построения речевых ситуаций и высказываний;

3) разграничены и противопоставлены семантики денотативной и предикативной лексики;

4) введены в описание семантические отношения гипонимии, гетеронимии, внешней метонимии и лексической предикации;

5) рассмотрены синтагматические распределения категорий в лексико-семантических группах в качестве сильных и слабых позиций для установления типов полисемии;

6) описано лингводидактическое построение системы заданий по курсу семасиологии с использованием опорных схем в процессе овладения учебной информацией и переработки ее в знания;

7) использованы задания для целенаправленного формирования уровней умственных способностей;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.