Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ И УМЕНИЯ / МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аров Владимир Сергеевич, Евтеева Татьяна Геннадьевна, Медведев Александр Игоревич, Андреенко Татьяна Александровна, Ткачева Елена Георгиевна

Введение. Многократно осмысленные повторения методических поручений и заданий развивают у студентов навыки и умения педагогического наблюдения и воображения, что положительным образом сказывается на подготовке специалистов, в квалификационных характеристиках которых обозначена профессия - преподаватель. Цель исследования: изучить инновационную методику применения комплексного подхода в обучении со студентами на занятиях по физической культуре и спорту. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение информационных источников научно-методического характера, тестирование, контрольные задания, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Уровень методической подготовки студентов находится на низком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аров Владимир Сергеевич, Евтеева Татьяна Геннадьевна, Медведев Александр Игоревич, Андреенко Татьяна Александровна, Ткачева Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ASPECTS OF STUDENTS' ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SKILLS FORMATION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS CLASSES

Repeated meaningful repetitions of methodical instructions and tasks develop students' skills and abilities of pedagogical observation and imagination, which has positive effect on the training of specialists and in the qualification characteristics of which the profession - teacher is designated. The purpose of the study: to study the innovative methodology of applying the integrated approach to teaching students in physical education and sports classes. The following research methods were used: the theoretical analysis and generalization of information sources of the scientific and methodological nature, testing, control tasks, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. The results of the study and their discussion. The level of methodological training of students is at a low level.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

5. Федосеева, О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка / О. А. Федосеева // Молодой ученый. - 2013. -№ 3 (50). - С. 446-447.

REFERENSES

1. Gilmusharifova, L.V. (2013), "Formation of mental activity of children with intellectual disabilities", Pedagogy: traditions and innovations : materials of the IV International Scientific Conference, Two Komsomol Members, Chelyabinsk, pp. 145-149

2. Bobrova V. V. and Kapiyat A. Zh. (2020), "Differentiated approach in teaching primary school children with intellectual disabilities in inclusive schools", Scientific Almanac, No. 11-1 (73), pp. 59-62.

3. Yezhovkina, E.V. (2012), "On the problem of pedagogical support of adaptation of children with disabilities", Russian Scientific Journal, No. 5. pp. 84-89.

4. Kiseleva A.V. (2017), "Psychological and pedagogical support of children with intellectual disabilities", Almanac of World Science, No. 5 (20). pp. 106-108.

5. Fedoseeva, O.A. (2013), "Features of the development of the emotional sphere of a mentally retarded child", Young scientist, No 3 (50), pp. 446-447.

Контактная информация: 79029420900@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2022

УДК 796.011.3

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Владимир Сергеевич Аров, доцент, Татьяна Геннадьевна Евтеева, доцент, Александр Игоревич Медведев, доцент, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград; Татьяна Александровна Андреенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Ткачева, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Юрьевна Головинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Аннотация

Введение. Многократно осмысленные повторения методических поручений и заданий развивают у студентов навыки и умения педагогического наблюдения и воображения, что положительным образом сказывается на подготовке специалистов, в квалификационных характеристиках которых обозначена профессия - преподаватель. Цель исследования: изучить инновационную методику применения комплексного подхода в обучении со студентами на занятиях по физической культуре и спорту. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение информационных источников научно-методического характера, тестирование, контрольные задания, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Уровень методической подготовки студентов находится на низком уровне.

Ключевые слова: навыки и умения, многократное повторение, исправление ошибок, образовательные стандарты, инновационный путь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p33-36

INNOVATIVE ASPECTS OF STUDENTS' ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SKILLS FORMATION IN PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS CLASSES

Vladimir Sergeevich Arov, the docent, Tatyana Gennadievna Evteeva, the docent, Alexander Igorevich Medvedev, the docent, Volgograd State Institute of Arts and Culture; Tatyana Ale-xandrovna Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Georgievna Tkacheva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Yuryevna Golovinova, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Volgograd State Social and Pedagogical University

Abstract

Repeated meaningful repetitions of methodical instructions and tasks develop students' skills and abilities of pedagogical observation and imagination, which has positive effect on the training of specialists and in the qualification characteristics of which the profession - teacher is designated. The purpose of the study: to study the innovative methodology of applying the integrated approach to teaching students in physical education and sports classes. The following research methods were used: the theoretical analysis and generalization of information sources of the scientific and methodological nature, testing, control tasks, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. The results of the study and their discussion. The level of methodological training of students is at a low level.

Keywords: skills and abilities, multiple repetition, error correction, educational standards, innovative way.

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития науки и практики физического воспитания даёт нам основание сделать заключение о том, что изложенные в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по подготовке профессиональных кадров в высших учебных заведениях страны реальны и выполнимы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» отводится 400 часов, из них 72 часа или 2 зачетных единицы на базовую теоретическую часть и 328 часов без перевода в зачетные единицы на практические занятия. Анализ показывает, что на методические навыки и умения в различных ВУЗах отводится от 10 до 12% учебного времени, что на наш взгляд этого, конечно, недостаточно, чтобы овладеть навыками и умениями, заложенными в рабочих программах высших учебных заведений.

Осознаем мы и то, что необходимость выделения большего бюджета времени на практические учебно-тренировочные занятия объясняется тем, что контингент абитуриентов, поступающих в ВУЗы, в последние годы имеет очень слабую базовую физическую подготовленность [1].

Поэтому уже во время учебы преподавателям приходится на учебно-тренировочных занятиях буквально «натаскивать» студентов, т.е. доводить их физическую кондицию до необходимого уровня, способного освоить необходимые контрольные тесты рабочей программы [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве педагогического эксперимента одному из студентов третьего курса, имеющего навыки занятий в спортивной секции и хорошую физическую подготовленность, было поручено подготовиться и провести учебно-тренировочное занятие с учебной группой студентов младшей группы первого курса, а остальным его одногруппникам было предложено просмотреть эти занятия и заполнить контрольно-проверочные листы этого занятия. В результате после окончания занятия, в проверенных преподавателями этих контрольных листах, более 80% студентов 3 курса правильно изложили методические упущения и ошибки, выявленные на просмотренном занятии.

Среди них были подмечены:

- недостатки организационного характера: слабое управление строем на занятиях, ошибки в перестроениях, неточности в подаваемых командах для выполнения упражнений;

- в терминологии допускались ошибки;

- показ упражнений отсутствовал и подменялся рассказом, как правильно выполнять;

- при разучивании сложных упражнений не использовались и не применялись элементы подводящих упражнений;

- слабое знание приёмов оказания помощи и страховки и неумение применять их при обучении;

- были выявлены затруднения в исправлении ошибок, не всегда их верно классифицируют, в результате второстепенные ошибки исправляются в первую очередь и недостаточно точно определяются основные ошибки в выполнении физических упражнений;

- не умеют сочетать обучение с воспитанием.

Все вышеперечисленное говорит о том, что у студентов знание есть, но методических навыков и умений недостаточно. Опираясь на эти знания, они могли бы проводить занятия, но, оказывается, методической практики не хватает.

Проводимые нами исследования показывают, что эту проблему можно решить. Мы предлагаем инновационный путь решения, в соответствии с которым мы поднимаем уровень физической подготовленности студентов и уровень их организационно -методического мастерства.

Для этого мы разработали и экспериментально опробовали структурную модель учебного занятия за счет комплексирования в одной академической паре двух разделов: учебно-тренировочного и организационно-методического. Такое занятия заключается в том, чтобы первый час этой академической пары отвести учебно-тренировочному занятию с повышенной интенсивностью и уровнем физической нагрузки, а второй час полностью посвятить формированию методических знаний, навыков и умений. Студенты отрабатывают на нем выполнение методических поручений и заданий многократным повторением в различных сочетаниях и условиях. По нашим подсчетам за время такой методической практики каждый обучаемых побывает в роли руководителя несколько раз. Вот некоторые варианты этих методических действий:

- вариант №1 парный, когда обучаемые разбиваются по двое и поочередно выполняют методические поручения и задания контролируя друг друга выполняют упражнения, предложенные преподавателем;

- вариант №2 веерный учебная группа на месте в развернутом строю выборочно по указанию преподавателя назначенный руководитель даёт команду всей учебной группе и отрабатывают отдельные упражнения для различных групп мышц;

- вариант №3 групповой обучаемые на месте разбиваются на группы по 4-5 человек и, меняясь в каждой группе между собой, выполняют методические задания под руководством преподавателя;

- вариант №4 основной на одном учебном месте, которое является наиболее сложным и ответственным, здесь формируются основные методические навыки руководителя занятия: умение управлять при помощи команд, обучать, оказывать необходимую помощь и страховку, анализировать результаты выполнения упражнений и давать оценку.

Следует отметить, что структура каждого методического занятия включает организационные указания, предварительные распоряжения, команды и методические указания.

Мы проанализировали итоги этих экспериментальных занятий по привитию методических навыков и умений с обучаемыми и с использованием математических методов усреднили результаты, которые выведены на следующей таблице.

Таблица - Результаты педагогического эксперимента студентов

№ Направление методической подготовленности Средние результаты испытаний

Методическая подготовленность в баллах

1 курс 2 курс 3 курс

1 Составление плана-конспекта занятий 2,9 3,5 3,9

2 Объяснение и показ упражнений 2,4 3,1 4,2

3 Применение методов и методических приёмов при обучении 2,3 3,4 4,1

4 Оказание помощи и страховки 2,4 3,6 4,4

5 Предупреждение, выявление и исправление ошибок 2,2 3,2 4,1

6 Организация тренировки и дозировка физической нагрузки 2,7 4,1 4,5

7 Материальное обеспечение занятий 3,1 3,8 4,3

Педагогические наблюдения и результаты эксперимента показывают, что методические навыки и умения формируются по курсам примерно одинаково. Из таблицы видно, что результативность по всем направлениям методической подготовки повышается от 1 курса к 3 курсу, что соответствует приобретенному за годы учебы методическому опыту.

Мы констатируем, что обучаемые сами побывавшие в роли руководителя занятия быстрее осваивают программные физические упражнения и технику их выполнения, быстрее избавляются от технических ошибок, поскольку умеют их замечать, анализировать и самим не допускать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дополнительного исследования требует вопрос изучения общего бюджета времени на дисциплину «Физическая культура и спорт». Мы считаем, что поскольку 328 часов отводимые на практические занятия не переводятся в зачетные единицы, то можно было бы к этим часам безболезненно добавить еще 100 часов бюджетного времени и продолжить методическую практику на 4 и 5 курсах. Это позволило бы задействовать старшекурсников в качестве методической практики проводить под руководством преподавателей учебные занятия со студентами младших курсов и приобрести судейские навыки в соревнованиях, проводимых на первенство учебного заведения. А по окончанию учебного заведения выпускникам вместе с дипломами о высшем образовании, могли бы вручаться и удостоверения «Инструктор по спорту». Это было бы хорошим подспорьем к дополнительному заработку в подработке инструктором спорта в многочисленных спортивных клубах и секциях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенко Т. А. Исследование знаний и умений по физической культуре у студентов-первокурсников / Т.А. Андреенко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 2 (24). - С. 106-109.

2. Формирование инициативности студентов в учебно-познавательной деятельности в процессе занятий физической культурой / И.Ю. Головинова, Т.А. Андреенко, Е.В. Бутакова, М.А. Даянова, Е.В. Серженко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-4. - С. 104-111.

REFERENCES

1. Andreenko, T. A. (2018) "Research of knowledge and skills in physical culture among first-year students", Physical education and sports training, No 2 (24), pp. 106-109.

2. Golovinova, I.Y., Andreenko, T.A., Butakova, E.V., Dayanova, M.A., Serzhenko, E.V. (2017), "Formation of students' initiative in educational and cognitive activity in the process of physical education", Problems of modern pedagogical education, No. 56-4, pp. 104-111.

Контактная информация: tan4ik-82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2022

УДК 796.078

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ

ТРЕБОВАНИЙ ВФСК ГТО И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент; Любовь Максимовна Алдарова, старший преподаватель; Наталья Александровна Амбарцумян,

старший преподаватель; Елена Геннадьевна Костенко, кандидат педагогических наук, доцент; Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор; Кубанский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.