Научная статья на тему 'Использование сравнительного метода в оценке физической подготовленности студентов'

Использование сравнительного метода в оценке физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / PHYSICAL FITNESS / SUBJECTIVE FACTOR / COMPARATIVE METHOD / VISUAL MEMORY / LOGICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аров Владимир Сергеевич, Евтеева Татьяна Геннадьевна

Статья направлена на изучение сравнительного метода в оценке физической подготовленности студентов на занятиях физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аров Владимир Сергеевич, Евтеева Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF COMPARATIVE METHOD IN THE ESTIMATION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS

The article aims to study the comparative method in assessing the physical fitness of students in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Использование сравнительного метода в оценке физической подготовленности студентов»

УДК 796

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

USE OF COMPARATIVE METHOD IN THE ESTIMATION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS

Аров Владимир Сергеевич

доцент

кафедра «Педагогика, психология и физическое воспитание»

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Волгоград, Россия Arov Vladimir Sergeevich associate Professor

Department of «Pedagogics, psychology and physical education»»

Volgograd state Institute of arts and culture

Volgograd, Russia

Евтеева Татьяна Геннадьевна

доцент

кафедра «Педагогика, психология и физическое воспитание»»

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Волгоград, Россия Evteeva Tatyana Gennadievna associate Professor

Department of «Pedagogics, psychology and physical education»»

Volgograd state Institute of arts and culture

Volgograd, Russia

Аннотация. Статья направлена на изучение сравнительного метода в оценке физической подготовленности студентов на занятиях физической культурой и спортом.

Abstract. The article aims to study the comparative method in assessing the physical fitness of students in physical culture and sports.

Ключевые слова: физическая подготовленность, субъективный фактор, сравнительный метод, зрительная память, логическая память.

Keywords: physical fitness, subjective factor, comparative method, visual memory, logical memory.

Физическая подготовленность студентов, это ни что иное как уровень развития физических качеств, навыков и умений, дающих возможность для успешного выполнения данного вида деятельности [1, с. 244]. Физическая подготовленность является результатом физической подготовки, одна из сторон подготовки в физическом воспитании связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей). На занятиях физической культурой и спортом студенты выполняют сложные технические элементы и не всегда возможно дать им объективную оценку [2, с. 59].

Объективность оценки сложных технических элементов в процессе физического воспитания в таких видах учебной программы как: гимнастика и акробатика, элементы преодоления сложных препятствий в туризме, приемов и действий в спортивных играх и других видах, где нет количественных измерений (секунд, очков, метров, килограммов, количества раз и т.д.) вызывает постоянные дискуссии и споры специалистов физической культуры и спорта. Не вызывает лишь сомнений проблема эффективности физической подготовки студентов.

Даже при наличии разработанных критериев оценки, субъективный фактор присутствует и играет важную роль. Субъективный фактор это личное мнение субъекта, который оценивает испытуемого.

Этой проблеме посвящены научные труды таких авторов как Н.В. Зимкин, В.Л. Марищук, А.Н. Крестовников, К.М. Гуревич [3, с. 19].

Приступая к экспериментальным исследованиям этой проблемы, мы взяли за основу метод сравнения. Как известно этот метод широко используется в таких науках как астрономия , физика, химия , медицина и многих других.

Сравнительный метод- это метод сопоставления двух или более объектов (результатов исследования), выделения в них общего и различного с целью классификации. Этот метод позволяет использовать прием наблюдения за исходными данными и получаемыми результатами.

В своей работе мы опирались на высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение» [3, с. 27].

За основу в своем исследовании мы брали «зрительную память» с помощью, которой обучаемые запоминали определенные технические элементы сложного физического упражнение, а затем пытались его воспроизвести в меру свое физической подготовленности.

Зрительная память позволяет человеку воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы и в последующем воспроизводить их в своем сознании в личных целях.

В начальном этапе, перед педагогическим экспериментом, следуя классической схеме обучения о создании правильного представления об образе будущего упражнения, студентам была предоставлена возможность с помощью распространенных личных технических записывающих средств (смартфонов, телефонов, планшетов и т.д.) зафиксировать правильнее эталонное выполнение того или иного упражнения. Это на наш взгляд позволило обучаемым создать правильный зрительный образ упражнения и его технических элементов и сравнить его реально с самым выполняемым упражнением.

С целью оценки обучаемыми своих действий была разработана школа ошибок в выполнении сложных технических элементов физического упражнения.

Так для получения более высокой оценки обучаемому необходимо было освоить всю техническую комбинацию упражнения в целом, без использования лишних движений (махов, дожимов, отмахов, повторений, потерей темпа движения и равновесия и т.д.)

Сам процесс обучения для разных курсов был дифференцирован:

-для студентов первого курса необходимо было освоить основной базовый элемент упражнений (по разделениям);

-для второго курса выполнить основной базовый элемент в целом и

соответствующие ему технические комбинации упражнения;

-для третьего курса выполнить все упражнения согласно описанию. После экспериментальной апробации по предложенной с нами схеме результаты представлены в таблице №1

Таблица 1

1 эксперимент 2 эксперимент 3 эксперимент I ср

Категория участников Правильное выполнение Количество ошибок Правильное выполнение Количество ошибок Правильное выполнение Количество ошибок Правильное выполнение Количество ошибок

Студенты 24,6 75,4 31,4 68,6 44.3 55,7 34,43 65,56

1 курса

Студенты 26,1 73,9 35,5 64,5 50,6 49,4 37,40 62,70

2 курса

Студенты 28,5 71,5 40,2 59,8 63,3 36,7 44,0 56,00

3 курса

Из таблицы видно, что в процентном выражении количество ошибок уменьшилось, а количество

Правильно выполненных упражнений и технических действий увеличилось. Учитывая продолжительность эксперимента (каждый по 3 учебных занятия или 6 академических часов) результаты в целом можно на наш взгляд считать положительным.

Следует отметить, что все студенты, участвующие в эксперименте выступали как в роли обучаемых, так и в роли проверяющих (оценщиков) и могли, используя метод сравнения выявить лучших и худших в выполнении предложенных упражнений. Таким образом, оценив со стороны ошибки и неточности в освоении упражнений другими студентами, сами же выполняли эти упражнения, стараясь не повторять зафиксированных ими же ошибки.

Как выяснилось в ходе экспериментов у студентов кроме «зрительной памяти», развивалась и «логическая память». Логическая память- это такой вид памяти, который предполагает осмысление и осознанное усвоение материала. Студенты запоминали последовательность выполнения приемов и действий по основанию технических комбинаций данного упражнения. По итогам проделанной экспериментальной работы был разработан и сформулирован критерий объективности оценки выполнения физических упражнений, где отсутствуют норматив, имеющий численное выражение (количество раз, метры, секунды, очки и т.д.):

- если упражнение или технический элемент выполнен без ошибок, четко, легко и уверенно - «отлично»

- если упражнение или технический элемент выполнен легко и уверенно, но были допущены незначительные ошибки, (небольшие дожимы, небольшое сгибание или разведение руки ног, неустойчивое приземление) - «хорошо»

- если упражнение или технический элемент выполнен согласно описанию, но были допущены значительные ошибки (большая напряженность, сильные дожимы, потеря темпа, нарушение слитности, рывки в маховых элементах, потеря равновесия) - «удовлетворительно»

- если упражнение или технический элемент не выполнен или искажен

(пропущен элемент или добавлен лишний) - «неудовлетворительно» Выводы:

- предложенный сравнительный метод оценки физических упражнений целесообразен и эффективен;

-применение этого метода в учебном процессе будет способствовать более объективному уровню оценки обучаемых;

-у обучаемых развиваются такие необходимые профессиональные навыки, как зрительная память и логическая память;

-сравнительный метод помогает обучаемым осмыслить двигательные задачи, которые перед ними ставит преподаватель в ходе учебного процесса;

-педагогический эксперимент по сравнительному методу значительно повысил интерес и мотивацию студентов к освоению в целом учебной программы дисциплины «физическая культура».

Литература

1. Андреенко Т. А. Особенности физического развития и физической подготовленности девушек /Андреенко Т А., Ситникова М. И // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания и спорта. — Тульского государственного университета, 2018. —С. 244-248.

2. Лемякина Е. Е. Исследование физического развития и физической подготовленности выпускников школ / Лемякина Е. Е. // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации : материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов / под ред. А.Н. Захаровой, А.В. Кабачковой. — ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский государственный университет. — 2018. — С. 59-60.

3. Швецов А. В. Физическая подготовленность студентов-лыжников физкультурного вуза и ее контроль по педагогическим и физиологическим показателям : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Малаховка, 1998. —169 c.

References

1. Andreenko T.A. Features of physical development and physical preparedness of girls / Andreenko T. A., Sitnikova M. I // Physical culture and sport of students in modern conditions: problems and prospects of development: materials of the XIII International scientific and practical conference devoted to the 70th anniversary of the Department of physical education and sports. — Tula state University, 2018. —P. 244-248.

2. Lemyakina E.E. A Study of physical development and physical preparedness of high school graduates / Lemyakina E. E.. // Actual problems of physical culture, sport, tourism and recreation: materials of the VI all-Russian with international participation scientific and practical conference of students and graduate students. Ed. Zakharova, A. V. Squash. — Federal STATE Autonomous educational institution national research Tomsk state University. - 2018. - P. 59-60.

3. Shvetsov A.V. Physical fitness of students-skiers of physical culture University and its control on pedagogical and physiological indicators: dis. ... kand. PED. Sciences: 13.00.04: Malakhovka, 1998. -169 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.