Педагогические наблюдения и результаты эксперимента показывают, что методические навыки и умения формируются по курсам примерно одинаково. Из таблицы видно, что результативность по всем направлениям методической подготовки повышается от 1 курса к 3 курсу, что соответствует приобретенному за годы учебы методическому опыту.
Мы констатируем, что обучаемые сами побывавшие в роли руководителя занятия быстрее осваивают программные физические упражнения и технику их выполнения, быстрее избавляются от технических ошибок, поскольку умеют их замечать, анализировать и самим не допускать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительного исследования требует вопрос изучения общего бюджета времени на дисциплину «Физическая культура и спорт». Мы считаем, что поскольку 328 часов отводимые на практические занятия не переводятся в зачетные единицы, то можно было бы к этим часам безболезненно добавить еще 100 часов бюджетного времени и продолжить методическую практику на 4 и 5 курсах. Это позволило бы задействовать старшекурсников в качестве методической практики проводить под руководством преподавателей учебные занятия со студентами младших курсов и приобрести судейские навыки в соревнованиях, проводимых на первенство учебного заведения. А по окончанию учебного заведения выпускникам вместе с дипломами о высшем образовании, могли бы вручаться и удостоверения «Инструктор по спорту». Это было бы хорошим подспорьем к дополнительному заработку в подработке инструктором спорта в многочисленных спортивных клубах и секциях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреенко Т. А. Исследование знаний и умений по физической культуре у студентов-первокурсников / Т.А. Андреенко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 2 (24). - С. 106-109.
2. Формирование инициативности студентов в учебно-познавательной деятельности в процессе занятий физической культурой / И.Ю. Головинова, Т.А. Андреенко, Е.В. Бутакова, М.А. Даянова, Е.В. Серженко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-4. - С. 104-111.
REFERENCES
1. Andreenko, T. A. (2018) "Research of knowledge and skills in physical culture among first-year students", Physical education and sports training, No 2 (24), pp. 106-109.
2. Golovinova, I.Y., Andreenko, T.A., Butakova, E.V., Dayanova, M.A., Serzhenko, E.V. (2017), "Formation of students' initiative in educational and cognitive activity in the process of physical education", Problems of modern pedagogical education, No. 56-4, pp. 104-111.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2022
УДК 796.078
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ВФСК ГТО И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент; Любовь Максимовна Алдарова, старший преподаватель; Наталья Александровна Амбарцумян,
старший преподаватель; Елена Геннадьевна Костенко, кандидат педагогических наук, доцент; Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор; Кубанский
государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
В предлагаемой статье посредством корреляционного анализа определена взаимосвязь между уровнем организованной физической активности младших школьников и степенью их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. В результате проведенного исследования установлена статистически значимая зависимость уровня готовности к испытаниям комплекса ГТО от объема регламентированной двигательной деятельности, реализуемой обучающимися начальных классов.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, комплекс ГТО, уровень готовности, корреляция, физическая активность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p36-42
RELATIONSHIP BETWEEN THE DEGREE OF READINESS TO MEET THE REGULATORY REQUIREMENTS OF THE VFSK GTO AND THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Sergey Pavlovich Arshinnik, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lyubov Maksi-movna Aldarova, the senior teacher, Natalia Aleksandrovna Ambartsumyan, the senior teacher, Elena Gennadievna Kostenko, the candidate of pedagogical sciences, docent; Vasily Iva-novich Thorev, the doctor of pedagogical sciences, professor; Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
In the proposed article, by means of correlation analysis, the relationship between the level of organized physical activity of younger schoolchildren and the degree of their readiness to meet the regulatory requirements of the GTO complex is determined. As a result of the conducted research, the statistically significant dependence of the level of readiness for testing of the GTO complex on the volume of regulated motor activity implemented by primary school students was established.
Keywords: primary school children, GTO complex, readiness level, correlation, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что комплекс ГТО представляет собой программно-нормативную основу физического воспитания, стандарт физической подготовленности жителей нашей страны. Чем успешнее человек справляется с нормативными требованиями комплекса ГТО, тем выше его уровень физической подготовленности, тем он более ценен для общества как гражданин, способный к созидательному труду и защите Отечества [3]. Особенно это относится к подрастающему поколению, где гармоничность физической подготовленности является залогом нормального физического развития и здоровья. В связи с вышеизложенным, становится очевидным необходимость повышения доли населения (и, прежде всего, подрастающего поколения), способного выполнить нормативы комплекса ГТО.
Также известно, что подготовка к испытаниям комплекса ГТО осуществляется посредством применения различных форм физической активности (видов двигательной активности). При этом в младшем школьном возрасте выделяют организованную (регламентированную) и неорганизованную физическую активность. Очевидно, что для обеспечения должного уровня физической подготовленности приоритетной является первая форма.
К сожалению, в настоящее время степень физической подготовленности детей школьного возраста чрезвычайно низка, что выражается в уровне их готовности к испытаниям ВФСК ГТО. В частности, современными исследованиями [1, 3, 4] установлено, что доля детей младшего школьного возраста, способных успешно справиться с испытаниями комплекса ГТО в настоящее время колеблется от 37,7% до 12,1%. Таким образом, остро встает вопрос о поиске методик и технологий, позволяющих обеспечить должный
уровень готовности к испытаниям комплекса ГТО. Одним из возможных путей исправления сложившейся ситуации может служить повышение двигательной активности населения, в том числе и детей. В частности, в Приказе Минспорта РФ № 90 от 12.02.2019 г [6] для подготовки к сдаче нормативов ГТО детям 6-10 лет (1-11 ступень) предписывается режим организованной двигательной активности, составляющий 10 часов в неделю.
Вместе с тем, рекомендуемое в указанном Приказе содержание видов двигательной активности имеет неодинаковое воздействие на качество подготовки школьников к испытаниям ГТО. В частности, применение утренней гигиенической гимнастики для подготовки к испытаниям комплекса ГТО по мнению специалистов [5] будет иметь меньший тренировочный эффект по сравнению с воздействием уроков физической культуры или занятий в спортивной секции (группе ОФП). Поэтому, прежде всего, необходимо провести исследование, направленное на обоснование целесообразности использования той или иной формы занятий (вида организованной физической активности) для подготовки школьников к испытаниям комплекса ГТО. Кроме того, необходимо установить действительно ли имеется взаимосвязь между уровнем физической активности ребенка и степенью его готовности выполнить нормы комплекса ГТО.
Целью исследования явилось определение взаимосвязи уровня организованной физической активностью обучающихся начальных классов со степенью их готовности к успешному выполнению нормативных требований комплекса ГТО 1-11 ступеней. Основными задачами исследования послужили:
1. Определение уровня регламентированной (под руководством учителя, тренера или родителей) физической активности детей младшего школьного возраста.
2. Определение доли детей 7-10 лет, способных успешно (на уровне знака отличия) выполнить нормативные требования комплекса ГТО.
3. Установление взаимосвязи между уровнем физической активности младших школьников и степени их готовности к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО 1-11 ступеней.
4. Определение примерных временных параметров регламентированной физической активности для подготовки к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве методов исследования были использованы: анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
К исследованию были привлечены 952 младших школьника 7-10 лет, в т.ч. 456 мальчиков и 496 девочек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для решения первой задачи, определения зависимости уровня готовности к испытаниям комплекса ГТО (выраженное в способности достичь нормативных требований ВФСК ГТО) от уровня организованной физической активности (выраженное в суммарном времени выполнения различных форм занятий физическими упражнениями), нами был проведен соответствующий анкетный опрос родителей детей 7-10 лет, а также тестирование данных детей по тестам, соответствующим испытаниям комплекса ГТО I и II ступени.
Последовательность проведения данного этапа исследования включала:
- анкетирование родителей младших школьников по вопросу участия их детей в различных формах регламентированной двигательной активности с указанием непосредственных временных параметров (мин/неделю);
- тестирование обучающихся по программе испытаний комплекса ГТО: по 7-ми (для представителей I ступени) или 8-ми видам (для представителей II ступени) испытаний (4 обязательных и 3 или 4 по выбору, соответственно);
- сопоставление полученных результатов с нормативами комплекса ГТО с определением уровня готовности выполнить нормативные требования на знак отличия;
- расчеты коэффициентов корреляции при сопоставлении временных параметров физической активности с уровнем готовности школьников к испытаниям ГТО;
- вычисление временных параметров регламентированной двигательной активности, которые позволят подготовиться к испытаниям комплекса ГТО.
Полученные результаты представлены в таблицах 1-4.
Установлено (таблица 1), что временные параметры регламентированной физической активности, в среднем, составляют от 4-х до почти 5-ти астрономических часов в неделю. При этом у мальчиков двигательная активность несущественно (при р>0,05) выше соответствующих показателей девочек. Стоит отметить, что, по мнению разработчиков комплекса ГТО степень двигательной активности, которая позволит подготовиться к испытаниям ГТО должна составлять не менее 10 часов (600 мин) в неделю [6].
Таблица 1 - Уровень физической активности детей младшего школьного возраста. проживающих в городе Краснодаре_
Возраст Уровень физической активности, минут/неделю
Мальчики Девочки
7 лет 271,4±14,05 263,2±26,80
8 лет 280,9±14,23 275,4±21,70
9 лет 287,3±15,50 247,8±15,18
10 лет 288,3±19,28 274,6±20,59
Следующим этапом исследования явилось определение степени готовности младших школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Для этого были протестированы обучающиеся 1-4 классов г. Краснодара по следующим видам испытаний: бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, бег (передвижение) на 1000 м, наклон вперед из положения стоя на скамье, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 1 мин. Полученные результаты тестирования сопоставлялись с нормативами комплекса ГТО соответствующих ступеней и определялось соответствие нормативным требованиям.
Полученные результаты (таблица 2), характеризующие уровень готовности младших школьников города Краснодара к выполнению нормативных требований комплекса ГТО, свидетельствуют, что данный уровень весьма невысок, поскольку доля детей, способных «достичь» знака отличия, колеблется от 23,8 до 16,4% от всех участников тестирования. В основном эту долю составляют учащиеся, способные выполнить нормативные требования бронзового и серебряного знаков отличия, тогда как на золотой знак могут претендовать всего 0,4-1,8% младших школьников, что согласуется с результатами ранее проведенных аналогичных исследований [1, 4].
Таблица 2 - Доля детей младшего школьного возраста, способных выполнить нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия (в%)_
Категория обследуемых Мальчики 7-8 лет (I ступень) Мальчики 9-10 лет (II ступень) Девочки 7-8 лет (I ступень) Девочки 9-10 лет (II ступень)
Доля выполнивших, в т.ч.: 29,8±3,40 16,4±2,23 36,8±3,19 19,0±2,40
на «золото» 0,6±0,55 0,4±0,55 1,8±0,87 1,1±0,64
на «серебро» 16,0±2,73 7,3±1,57 22,4±2,78 11,2±1,93
на «бронзу» 13,3±2,52 8,7±1,70 12,7±2,21 6,7±1,53
Полученные данные красноречиво свидетельствуют о необходимости повышения физической подготовленности обучающихся, которую специалисты [2, 7] рекомендуют решать посредством увеличения двигательной активности школьников.
Однако возникает вопрос: «Действительно ли «механическое» повышение двигательной активности позволит обеспечить увеличение доли школьников, способных выполнить нормы комплекса ГТО?». Ответ на этот вопрос состоял в решении 3-й задачи исследования.
При решении данной проблемы, посредством использования корреляционного анализа осуществлялись расчеты коэффициентов корреляции при сопоставлении временных параметров физической активности с уровнем готовности школьников к испытаниям ГТО. При этом уровень готовности учащихся к испытаниям ГТО был выражен следующим образом: способен выполнить нормы ГТО на бронзовый знак отличия - «1 балл»; способен выполнить нормы на серебряный знак - «2 балла»; способен выполнить нормы на золотой знак - «3 балла»; не способен выполнить нормы на знак ГТО - «0 баллов». Полученные расчетные коэффициенты корреляции представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Взаимосвязь между уровнем готовности к испытаниям комплекса ГТО с уровнем физической активности детей младшего школьного возраста_
Категория обследуемых Мальчики 7-8 лет (I ступень) Мальчики 9-10 лет (II ступень) Девочки 7-8 лет (I ступень) Девочки 9-10 лет (II ступень)
Коэффициент корреляции (г) 0,300* 0,277* 0,248* 0,239*
Примечание: * - значимо при (р<0,01).
Поученные данные свидетельствует о том, что между коррелируемыми показателями как у мальчиков, так и у девочек имеется достоверная (при р<0,01) положительная связь. Данный факт указывает на то, что уровень регламентированной физической активности в определенной степени обусловливает степень подготовленности младших школьников к испытаниям комплекса ГТО. Другими словами, чем выше объем специально организованной двигательной активности, тем больше вероятность выполнения ребенком нормативов ВФСК ГТО I и II ступеней. В тоже время, наличие достоверной, но «слабой» связи ограничивает данную вероятность. По всей видимости, это указывает на эффективность и разносторонность воздействия определенных форм двигательной активности на уровень развития физических качеств.
В качестве примера можно привести такой факт, выявленный в ходе исследования: ряд школьников, имеющих высокий уровень физической активности (600 мин/нед. и более), не смогли выполнить нормативные требования комплекса ГТО на знак отличия. В тоже время многие обучающиеся, осуществляя регламентированную двигательную активность лишь на уроках физической культуры (120 мин/нед.), выполнили нормативы бронзового и, даже, серебряного знака отличия ВФСК ГТО.
В этой связи можно сделать заключение, что наличие высокого уровня двигательной активности детей еще не гарантирует их возможность выполнить нормативные требования комплекса ГТО. Видимо, в содержание данной физической активности должны быть включены соответствующие двигательные задания, обеспечивающие разносторонность и гармоничность развития физических качеств и способностей. В частности, предлагается увеличить объем общей физической подготовки в тренировочном процессе детей младшего школьного возраста, посещающих занятия по различным видам спорта, включить в каждый урок физической культуры специальный «тренировочный» компонент, направленный на подготовку к испытаниям ГТО и др.
Следующий этап исследования состоял в определении примерных временных параметров регламентированной физической активности для подготовки младших школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Полученные в процессе исследования данные представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Объем регламентированной физической активности детей младшего школьного возраста, выполнивших и не выполнивших нормативные требования комплекса ВФСК ГТО на знак отличия
Ступень ВФСК ГТО Уровень двигательной активности, минут/неделю
Выполнили нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия Не выполнили нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия
Мальчики P
I 334,2±24,42 255,4±12,72 <0,01
II 417,0±33,15 251,0±11,90 <0,001
Ступень ВФСК ГТО Уровень двигательной активности, минут/неделю
Выполнили нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия Не выполнили нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия
Девочки Р
I 341,0±31,83 235,9±15,56 <0,01
II 352,7±35,19 239,6±12,26 <0,01
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что среднестатистические временные параметры младших школьников, которые смогли выполнить требования комплекса ГТО, находятся в диапазоне от 5,5 до почти 7-ми астрономических часов, что достоверно больше, чем у «не выполняющих» нормативы. При этом, как правило, объем временных параметров физической активности школьников, достигших уровня серебряного знака отличия, превышает соответствующий показатель бронзового знака, а достигших золотого знака, соответственно, превышает показатель сверстников, достигших уровня серебряного знака. При этом временные параметры подготовки тех школьников, которые достигли уровня золотого знака ГТО (всего таких оказалось 7 человек), составили, в среднем, почти 11,5 часов в неделю, что выше рекомендуемых [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное исследование позволило установить необходимую для успешного выполнения нормативных требований ВФСК ГТО степень организованной физической активности, соответствующую временному диапазону от 5,5 до 7,0 астрономических часов в неделю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние пандемии коронавируса на степень готовности обучающихся города Краснодара выполнить нормативы комплекса ГТО I ступени / С. П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашен-ко, М.Ю. Пушкарный, В. И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 18-25.
2. Васенин Г.А. Параметры недельного двигательного режима учащихся, готовящихся к сдаче норм ГТО III-IV ступени / Г.А. Васенин, Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2. - С. 26-31.
3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» : история, теория, практика: учебное пособие / авт. сост. С. П. Аршинник, В.И. Тхорев, М.С. Шубин. -Краснодар : КГУФКСТ, 2021. - 184 с.
4. Динамика готовности обучающихся города Краснодара к выполнению испытаний ГТО II ступени / С. П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян , Г.Н. Дудка, В. И. Тхорев, Н.Д. Фролова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 28-33.
5. К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, В.И. Тхорев, Н.Г. Шубина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12, № 2. - С. 73-81.
6. «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 90 // URL:. https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5c8a217b493d3.pdf (дата обращения: 10.05.2022).
7. Соколова И.В. Условия восполнения дефицита двигательной активности как фактора подготовки студентов к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / И.В. Соколова, Е.В. Чистякова // Современные проблемы науки и образования. -2018. - № 3 - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27623 (дата обращения: 01.04.2022).
REFERENCES
1. Arshinnik S.P., Dudka, G.N., Malashenko, K.V., Pushkarny, M.Yu. and. Tkhorev, V.I (2021), "The impact of the Coronavirus pandemic on the degree of readiness of students of the city of Krasnodar to
meet the standards of the TRP complex of the firs stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No. 6, pp. 18-25.
2. Vasenin G.A., Germanov G.N. and Mashoshina I.V. (2015) "Parameters of the weekly motor regime of students preparing to pass the standards of the TRP III-IV stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 26-31.
3. Arshinnik S.P., Thorev V.I. and Shubin M.S. (2021) All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense": history, theory, practice: textbook, Krasnodar.
4. Arshinnik S.P., N.A. Ambartsumyan, G.N. Dudka, V. I. Tkhorev and N.D. Frolova (2020), "Dynamics of readiness of students of the city of Krasnodar to perform TRP tests of the II stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 28-33.
5. Arshinnik S.P., Dudka, G.N., Tkhorev, V.I and Shubina N.G. (2017), "To the question about the development of the structure and content of the lesson of physical culture, aimed at preparing for the implementation of the standards of the of "Ready for Labor and Defense" complex", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, Vol. 12, No. 2, pp. 73-81.
6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On approval of the state requirements of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Work and Defense" (TRP)", Order No. 90 dated February 12, 2019, available at: https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5c8a217b493d3.pdf. (date accessed: 01.04.2022).
7. Sokolova I.V and Chistyakova E.V.( 2018), "Conditions for replenishing the deficit of motor activity as a factor in preparing students to pass the norms of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27623 (date accessed: 01.04.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.05.2022
УДК 796.422.12
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ В ПОМЕЩЕНИИ 2022 Г.
Сергей Игоревич Баландин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Ирина Юрьевна Баландина, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье проводится анализ результатов победителей Чемпионата России по легкой атлетике в помещении 2022 г, их сравнение с результатами Чемпионата мира и Европы 2021-22 г. На основании полученных данных определенно примерное количество наград мирового и Европейского первенства, которые могли бы завоевать российские легкоатлеты при условии их участия в данных соревнованиях. В ходе исследования были выявлены наиболее и наименее результативные виды российского легкоатлетического зимнего сезона в сравнении с международным уровнем.
Ключевые слова: Чемпионат России по легкой атлетике, спринтерский бег, результаты российских легкоатлетов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p42-45
RESULTS OF WINNERS OF THE 2022 RUSSIAN ATHLETICS INDOOR
CHAMPIONSHIPS
Sergei Igorevich Balandin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St-Petersburg, Irina Yuryevna Bal-andina, the senior teacher, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation