Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО I СТУПЕНИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО I СТУПЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аршинник Сергей Павлович, Дудка Галина Николаевна, Малашенко Константин Васильевич, Пушкарный Михаил Юрьевич, Тхорев Василий Иванович

В рамках исследования осуществлялось сравнение процентного соотношения обучающихся 1-х классов г. Краснодара, способных выполнить нормы комплекса ГТО в 2019-м («доковидном») и 2021-м («постковидном») годах. Цель исследования состояла в изучении степени готовности детей младшего школьного возраста к выполнению отдельных испытаний и нормативным требованиям комплекса ГТО и ее двухлетней динамики. В исследовании использовались следующие методы научного исследования: анализ данных научной литературы, педагогическое тестирование, статистические методы. Организация исследования. Исследование охватывает период с апреля 2019-го по апрель 2021 года. В исследовании приняли участие 402 учащихся 1-х классов г. Краснодара. Программа тестирования включала контрольные двигательные задания, соответствующие испытаниям ВФСК ГТО I ступени. Результаты исследования. Анализ данных свидетельствует о том, что за двухлетний период количество учащихся обоего пола 1-х классов, способных успешно выполнить нормативные требования ВФСК ГТО I ступени, достоверно снизилось и в настоящее время ограничивается 18 процентами. При этом доля мальчиков, способных выполнить нормативы комплекса ГТО уступает соответствующему показателю девочек. Исследование позволило установить, что наиболее подверженными снижению у мальчиков оказались показатели, характеризующие степень развития быстроты, силы и выносливости; у девочек - быстроты, силы и ловкости. Выводы. Проведенное исследование позволяет констатировать негативную динамику уровня физической подготовленности детей 7-8 лет г. Краснодара в течение 2019-2021 гг. Основной причиной данного факта следует считать ситуацию с пандемией COVID-19, вызвавшей существенное снижение двигательной активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аршинник Сергей Павлович, Дудка Галина Николаевна, Малашенко Константин Васильевич, Пушкарный Михаил Юрьевич, Тхорев Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON THE READINESS OF STUDENTS IN THE CITY OF KRASNODAR TO MEET THE STANDARDS OF THE RLD COMPLEX OF THE 1ST STAGE

The study compared the proportion of the 1st grade students in Krasnodar who were able to meet the standards of the RLD complex for the badge of distinction in 2019 and in 2021. The aim of the study was to study the degree of readiness for RLD tests among the primary school children and its two-year dynamics. The following methods of scientific research were used in the study: the analysis of scientific literature data, pedagogical testing, statistical methods. Organization of the study. The study covers the period from April 2019 to April 2021. The study involved 402 students of the 1st grade of Krasnodar. The testing program included control motor tasks corresponding to the tests of the complex of RLD for stage I. The results of the study. The analysis of the generalized data shows that over the two-year period, the number of students of both sexes of the 1st grade who are able to successfully meet the regulatory requirements of the complex RLD of the first stage has significantly decreased and is currently limited to 18 percent. At the same time, the share of boys who are able to meet the standards of the RLD complex is inferior to the corresponding indicator of girls. The study found that the most susceptible to decline in boys were indicators that characterize the degree of development of speed, strength and endurance; in girls - speed, strength and agility. Conclusions. The conducted research allows us to state the negative dynamics of the level of physical fitness of children aged 7-8 years in Krasnodar during 2019-2021. The main reason for this fact should be considered the situation with the COVID-19 pandemic, which caused a significant decrease in the motor activity of students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО I СТУПЕНИ»

2. Minister of Defense of the Russian Federation (2015), On approval of the Procedure and conditions for admission to educational institutions of higher education administered by the Ministry of Defense of the Russian Federation, Order of the of April 7, 2015, No 185, available at: https://base.garant.ru/71003986/ (accessed 1 March, 2021).

3. Minister of Defense of the Russian Federation (2009), About approval of the Manual on Physical Education in the Armed Forces of the Russian Federation, Order of the of April 31, 2009 No 200, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95845/ (accessed 2 March, 2021).

Контактная информация: olenka_kuznetsova_93@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2021

УДК 373.103.71

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА ВЫПОЛНИТЬ НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО I СТУПЕНИ

Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Николаевна Дудка, старший преподаватель, Константин Васильевич Малашенко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Юрьевич Пушкарный. кандидат педагогических наук, доцент, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В рамках исследования осуществлялось сравнение процентного соотношения обучающихся 1-х классов г. Краснодара, способных выполнить нормы комплекса ГТО в 2019-м («доковидном») и 2021-м («постковидном») годах. Цель исследования состояла в изучении степени готовности детей младшего школьного возраста к выполнению отдельных испытаний и нормативным требованиям комплекса ГТО и ее двухлетней динамики. В исследовании использовались следующие методы научного исследования: анализ данных научной литературы, педагогическое тестирование, статистические методы. Организация исследования. Исследование охватывает период с апреля 2019-го по апрель 2021 года. В исследовании приняли участие 402 учащихся 1-х классов г Краснодара. Программа тестирования включала контрольные двигательные задания, соответствующие испытаниям ВФСК ГТО I ступени. Результаты исследования. Анализ данных свидетельствует о том, что за двухлетний период количество учащихся обоего пола 1-х классов, способных успешно выполнить нормативные требования ВФСК ГТО I ступени, достоверно снизилось и в настоящее время ограничивается 18 процентами. При этом доля мальчиков, способных выполнить нормативы комплекса ГТО уступает соответствующему показателю девочек. Исследование позволило установить, что наиболее подверженными снижению у мальчиков оказались показатели, характеризующие степень развития быстроты, силы и выносливости; у девочек - быстроты, силы и ловкости. Выводы. Проведенное исследование позволяет констатировать негативную динамику уровня физической подготовленности детей 7-8 лет г. Краснодара в течение 2019-2021 гг. Основной причиной данного факта следует считать ситуацию с пандемией COVID-19, вызвавшей существенное снижение двигательной активности обучающихся.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), обучающиеся, мониторинг физической подготовленности, физические качества, динамика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p18-25

IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON THE READINESS OF STUDENTS IN THE CITY OF KRASNODAR TO MEET THE STANDARDS OF THE RLD COMPLEX OF THE 1ST STAGE

Sergey Pavlovich Arshinnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Nikolaevna Dudka, the senior teacher, Konstantin Vasilyevich Malashenko, the candidate of

pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Yurievich Pushkarny, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vastly Ivanovich Tkhorev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Abstract

The study compared the proportion of the 1st grade students in Krasnodar who were able to meet the standards of the RLD complex for the badge of distinction in 2019 and in 2021. The aim of the study was to study the degree of readiness for RLD tests among the primary school children and its two-year dynamics. The following methods of scientific research were used in the study: the analysis of scientific literature data, pedagogical testing, statistical methods. Organization of the study. The study covers the period from April 2019 to April 2021. The study involved 402 students of the 1st grade of Krasnodar. The testing program included control motor tasks corresponding to the tests of the complex of RLD for stage I. The results of the study. The analysis of the generalized data shows that over the two-year period, the number of students of both sexes of the 1st grade who are able to successfully meet the regulatory requirements of the complex RLD of the first stage has significantly decreased and is currently limited to 18 percent. At the same time, the share of boys who are able to meet the standards of the RLD complex is inferior to the corresponding indicator of girls. The study found that the most susceptible to decline in boys were indicators that characterize the degree of development of speed, strength and endurance; in girls - speed, strength and agility. Conclusions. The conducted research allows us to state the negative dynamics of the level of physical fitness of children aged 7-8 years in Krasnodar during 2019-2021. The main reason for this fact should be considered the situation with the COVID-19 pandemic, which caused a significant decrease in the motor activity of students.

Keyword: All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and defense" (RLD), students, monitoring of physical fitness, physical qualities, dynamics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время основным критерием физической подготовленности граждан нашей страны все чаще выступают показатели готовности населения выполнить нормы комплекса ГТО. Например, указывается [1], что чем выше процентное соотношение (доля) конкретного контингента населения, способного выполнить нормы ГТО, тем выше уровень физической культуры данной категории участников, тем эффективнее осуществляется процесс физического воспитания.

В последнее время появилось значительное число публикаций о влиянии пандемии коронавируса (COVID-19) на различные параметры физического состояния населения. По мнению ряда исследователей [3, 4] временная изоляция, ограничение двигательной активности и переход на дистанционное обучение усугубили положение, связанное с физической подготовленностью обучающихся. Однако данные публикации, преимущественно, относятся к студенческой молодежи и в меньшей степени касаются учащихся школьного возраста. В этой связи целесообразно оценить влияние пандемии коронавиру-са на уровень готовности обучающихся младшего школьного возраста (детей 7-8 лет) выполнить нормативы I возрастной ступени ВФСК ГТО.

Целью настоящего исследования послужило изучение степени готовности детей младшего школьного возраста к отдельным испытаниям и нормативным требованиям комплекса ГТО и ее двухлетней динамики.

МЕТОДИКА

Исследование проходило в рамках мониторинга физической подготовленности школьников г. Краснодара в апреле 2019-го и апреле 2021 года. Обследование проводилось студентами факультета физической культуры Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в рамках прохождения профессионально ориентированной практики после прохождения ими специальной учебной дисциплины «Мониторинг физического состояния»[2].

В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

В исследовании приняли участие обучающиеся первых классов пяти общеобразовательных организаций города Краснодара общей численностью 402 человека (182 мальчика и 220 девочек). Программа тестирования включала контрольные двигательные зада-

ния, соответствующие испытаниям ВФСК ГТО I ступени, из которых 4 - обязательных и 3 по выбору (таблица 1).

Таблица 1 - Программа тестирования физической подготовленности школьников г. Крас-

Физические качества Испытания (тесты) Вид испытания

Скоростные Бег на 30 м Обязательные

Силовые Подтягивание на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине

Общая выносливость Смешанное передвижение на 1000 м

Гибкость Наклон вперед из положения стоя на скамье

Скоростно-силовые Прыжок в длину с места По выбору

Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин («пресс»)

Координационные Челночный бег 3х10м*

* - в настоящем исследовании тест «челночный бег» нами применялся для контроля координационных (вместо скоростных) способностей

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования результаты, полученные в процессе тестирования физической подготовленности, сопоставлялись с нормативными значениями действующего комплекса ГТО, который в настоящее время представляет собой программно-нормативную основу, стандарт физической подготовленности граждан нашей страны [1]. Сопоставление полученных результатов с нормативами ВФСК ГТО осуществлялось посредством использования специальной компьютерной программы, разработанной К.В. Малашенко. Полученные «общие» результаты представлены на рисунках 1 и 2, а также в таблице 2.

25% 20% 15% 10% 5% 0%

22,7%

□ 2019 год П2021 год

17,3%

12,1%

1,3%

4'°% 2,8%

0,0%

9,4%

всего выполнивших

на золотой знак

на серебряный знак на бронзовый знак

Рисунок 1 - Динамика степени готовности мальчиков-учеников 1-х классов г. Краснодара выполнить нормативные требования I ступени ВФСК ГТО

Так, анализ данных, представленных на рисунке 1, свидетельствует, что в период с 2019 г. по 2021 г. доля обучающихся 1-х классов мужского пола города Краснодара, успешно выполняющих нормативы ВФСК ГТО, снизилась по всем показателям (знакам отличия), что обусловило общую тенденцию снижения доли физически подготовленных («к труду и обороне») мальчиков. К примеру, степень готовности выполнить нормативные требования ВФСК ГТО на золотой знак у них снизилась с 1,3 до 0%; на серебряный знак - с 4-х до 2,8%, а на бронзовый - с 17,3 до 9,4%. Общая же доля мальчиков-первоклассников, способных выполнить нормативные требования ГТО I степени уменьшилась с 22,7±4,83% до 12,1±3,16%. Во многом сходная картина наблюдается и у девочек при той лишь разнице, что у них наблюдается стабилизация доли первоклассниц, выполнивших нормы комплекса ГТО на бронзовый знак. При этом, доля девочек 7-8 лет, демонстрирующих результаты, соответствующие требованию золотого знака комплекса ГТО, за рассматриваемый период уменьшилась с 0,9 до 0%. Процентное соотношение учениц, способных выполнить нормативы серебряного знака уменьшилось еще существенней: с 19,8 до 5,8%. В общем же, количество обучающихся, способных выполнить нормативные требования ВФСК ГТО на знак отличия статистически значимо снизилась с

38,8±4,52% до 24,0±4,19% (1=2,40; р<0,05).

50% 40%

30% 20% 10% 0%

38,8%

□ 2019 год П2021 год

24,0%

19,8%

18,1% 18,3%

0,9% 0,0%

5,8%

всего выполнивших

на золотой знак

на серебряный знак на бронзовый знак

Рисунок 2 - Динамика степени готовности девочек-учениц 1-х классов г. Краснодара выполнить нормативные

требования I ступени ВФСК ГТО

Таким образом, как у мальчиков, так и у девочек за рассматриваемый период наблюдается характерная тенденция снижения физической подготовленности и, как следствие, уменьшение доли учащихся, способных выполнить нормативы ВФСК ГТО.

Общая же динамика уменьшения числа обучающихся 1-х классов (мальчиков и девочек), способных выполнить нормативы ВФСК ГТО, представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика готовности обучающихся обоего пола 1-х классов выполнить нормы ГТО на знак отличия (в %)

Соответствие знаку отличия ГТО Показатели 2019 г (Ы1±Ш1), п=191 Показатели 2021 г (М2±т2), п=211 1 Р

Всего выполнивших, в т.ч. 32,5±3,39 18,0±2,65 3,37 <0,001

на золотой знак 1,1±0,74 0,0±0,00 1,49 >0,05

на серебряный знак 13,6±2,48 4,3±1,39 3,27 <0,001

на бронзовый знак 17,8±2,77 13,7±2,37 1,52 >0,05

Не выполнившие на знак ГТО 67,5±3,39 82,0±2,65 3,37 <0,001

Анализ обобщенных данных (мальчиков и девочек), представленных в таблице 2 свидетельствует о том, что за двухлетний период количество физически подготовленных учащихся начальных классов достоверно уменьшилось в 1,8 раза (с 32,5±3,39% до 18,0±2,65%; р<0,001). Особенно это отразилось на процентном соотношении школьников, способных выполнить нормативы на серебряный знак ГТО (снижение школьников, способных выполнить нормы на золотой знак уменьшилось незначимо в связи с изначально их небольшой долей). Столь стремительное ухудшение уровня физической готовности обусловлено ничем иным, как влиянием пандемии СОУГО-19.

Таким образом, проведенное исследование позволило однозначно констатировать неблагоприятное воздействие ситуации с распространением ковидной инфекции на уровень физической подготовленности современных школьников начальных классов. Очевидно, что это вызвано снижением двигательной активности детей, обусловленное имевшимся длительным режимом самоизоляции и необходимости дистанционного обучения. В этой связи в ближайшее время необходимо восполнить имеющийся дефицит двигательной активности, а, в дальнейшем, скорректировать процесс физического воспитания с учетом имеющегося недостаточного уровня.

Таблица 3 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО мальчиками 7-8 лет (I ступень) в 2019 году (в%), п=75_

Знак ГТО Бег на 30 м Челночный бег 3х10м* Передвижение на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища

Всего, в т.ч. 81,3±4,50 81,3±4,50 78,7±4,73 45,3±5,75 65,3±5,50 85,3±4,09 85,3±4,09

Золотой 38,7±5,62 48,0±5,77 17,3±4,37 24,0±4,93 22,7±4,84 30,7±5,33 32,0±5,39

Серебряный 37,3±5,58 26,7±5,11 48,0±5,77 5,3±2,59 24,0±4,93 40,0±5,66 41,3±5,68

Бронзовый 5,3±2,59 6,7±2,88 13,3±3,92 16,0±4,23 18,7±4,50 14,7±4,09 12,0±3,75

Не выполнили 18,7±4,50 18,7±4,50 21,3±4,73 54,7±5,75 34,7±5,50 14,7±4,09 14,7±4,09

* - здесь и далее - в данном исследовании тест «челночный бег 3х10 м» использовался не в качестве испытания для оценки быстроты (как в I ступени ВФСК ГТО), а как тест для контроля и оценки координационных

способностей (как во II и последующих ступенях ВФСК ГТО)

Таблица 4 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО мальчиками 7-8 лет (I ступень) в 2021 году (в%), п=107_

Знак ГТО Бег на 30 м Челночный бег 3х10м Передвижение на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища

Всего, в т.ч. 66,4±4,57* 71,0±4,39 63,6±4,65* 26,2±4,25** 67,3±4,54 83,2±3,74 80,4±3,84

Золотой 19,6±3,84** 19,6±3,84*" 16,8±3,61 11,2±3,05* 26,2±4,25 33,6±4,57 26,2±4,25

Серебряный 33,6±4,57 43,0±4,79* 20,6±3,91"" 8,4±2,68 23,4±4,09 31,8±4,50 41,1±4,76

Бронзовый 13,2±3,27 8,4±2,68 26,2±4,25* 6,5±2,38* 17,8±3,70 17,8±3,70 12,2±3,27

Не выполнили 33,6±4,57"" 29,0±4,39 36,4±4,65 73,8±4,25 32,7±4,54 16,8±3,74 19,6±3,84

* - здесь и далее достоверное уменьшение доли при р<0,05; ** - достоверно, при р<0,01; *** - достоверно, при р<0,001; ****- полужирным шрифтом обозначено статистически значимое (при р<0,05-0,001) повышение показателей

Следующим этапом исследования явилось изучение готовности первоклассников, обучавшихся в г. Краснодаре в 2019-м и в 2021-м гг выполнить нормативы ГТО по отдельным тестам (испытаниям). При этом, нами оценивалась двухлетняя динамика сформированности физических качеств (способностей). Полученные результаты представлены в таблицах 3-6.

Анализ данных, представленных в таблице 3, характеризующих степень подготовленности мальчиков, обучавшихся в 2019-м году в 1-х классах, успешно выполнивших отдельные испытания комплекса ГТО, свидетельствует о том, что по определенным тестам уровень готовности был достаточно высок и составлял 78-85%. Можно отметить лишь относительно низкую готовность мальчиков выполнить тест «на гибкость» (65,3% «сдающих») и. особенно, тест «на силу» (всего 45% «сдающих»). Таким образом, указанные физические качества (сила и гибкость) являлись в 2019 году «слабыми» компонентами физической подготовленности.

Следующее тестирование, осуществленное спустя 2 года (в 2021 году), показало, что за истекший период уровень сформированности ряда физических качеств мальчиков претерпел существенные изменения, имеющие, к сожалению, негативный характер.

В частности, статистически значимое снижение доли мальчиков, способных выполнить нормативы ВФСК ГТО (включая все знаки отличия), наблюдается в тестах, оценивающих быстроту (р<0,05), выносливость (р<0,05), а также силу (р<0,01). Кроме того, достоверно снизилась доля первоклассников, способных выполнить тесты: «бег на 30 м», «челночный бег 3х10 м» и «подтягивание на высокой перекладине» на золотой знак ГТО; тесты: «смешанное передвижение на 1000 м» и «челночный бег 3х10 м» - на серебряный знак; тест: «подтягивание на высокой перекладине» - на бронзовый знак ВФСК ГТО.

В тоже время такие испытания (тесты), которые направлены на оценку гибкости и скоростно-силовых способностей мышц ног и туловища, не претерпели значимых изменений (р>0,05).

Таким образом, у мальчиков за истекший 2-летний период наблюдается снижение уровня развития быстроты, выносливости и, особенно, силы, то есть показателей тестов, являющихся обязательными испытаниями ВФСК ГТО. Данный факт свидетельствует о необходимости коррекции указанных параметров физической подготовленности мальчиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ данных, представленных в таблице 5, характеризующих степень готовности девочек 7-8 лет, обучающихся в 1-х классах в 2019-м году, выполнить отдельные тесты комплекса ГТО свидетельствует о приблизительно одинаковом по отношению к мальчикам состоянии, но, в тоже время, специфичном общем уровне физической подготовленности. Так, «одинаковость» показателей между мальчиками и девочками состоит в статистически близком уровне готовности выполнить нормативы по

таким тестам, как «бег на 30 м», «челночный бег 3х10 м», «прыжок в длину с места», а также «поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин». Различия же состоят в том, что девочки в 2019-м году более эффективно в сравнении с мальчиками выполняли такие тесты ВФСК ГТО, как «смешанное передвижение на 1000 м», «наклон вперед из положения стоя» и, особенно, «подтягивание». (В этой связи участникам мужского пола данного возраста для выполнения нормативов «силового» теста целесообразно рекомендовать подтягивание на низкой, а не на высокой перекладине). Указанное «преимущество» в выполнении обязательных испытаний ВФСК ГТО девочек, по всей видимости, обусловливает их статистически более высокий общий уровень готовности выполнить нормативные требования ГТО по отношению к сверстникам мужского пола (р<0,05).

Таблица 5 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО девочками 7-8 лет (I ступень) в 2019 году (в%) п=104 ___

Знак Бег на 30 м Челночный бег 3х10м Передвижение на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища

Всего, в т.ч. 76,7±3,93 76,7±3,93 63,8±4,46 89,4±3,02 81,0±3,64 86,2±3,20 87,1±3,11

Золотой 23,3±3,93 44,0±4,61 31,0±4,29 44,8±4,62 51,7±4,64 29,3±4,23 35,3±4,44

Серебряный 42,2±4,59 31,0±4,29 19,8±3,70 37,7±4,75 15,5±3,36 42,2±4,59 39,7±4,54

Бронзовый 11,2±2,93 1,7±1,20 12,9±3,11 6,9±2,35 13,8±3,20 14,7±3,29 12,1±3,03

Не выполнили 23,3±3,93 23,3±3,93 36,2±4,46 5,2±2,06 19,0±3,64 13,8±3,20 12,9±3,11

Таблица 6 - Результаты выполнения нормативов по отдельным испытаниям (тестам) ГТО девочками 7-8 лет (I ступень) в 2021 году (в%), п=116_

Знак Бег на 30 м Челночный бег 3х10м Передвижение на 1000 м Подтягивание на перекладине Наклон вперед Прыжок в длину с места Поднимание туловища

Всего, в т.ч. 62,9±4,48* 62,5±4,75* 53,8±4,89 65,4±4,66"" 77,9±4,07 83,7±3,62 91,3±2,76

Золотой 22,1±4,07 16,3±3,62*** 11,5±3,13*** 11,5±3,13*** 43,3±4,86 30,8±4,53 42,3±4,84

Серебряный 31,7±4,56 40,4±4,81 21,2±4,01 32,7±4,60 28,8±4,44* 39,4±4,79 36,5±4,72

Бронзовый 9,1±2,67 5,8±2,29 21,2±4,01 21,2±4,01 5,8±2,29* 13,5±3,35 12,5±3,24

Не выполнили 34,6±4,66 37,5±4,75 46,2±4,89 34,6±4,66 22,1±4,07 16,3±3,62 8,7±2,76

Вместе с тем, при анализе данных, полученных в процессе обследования физической подготовленности девочек в 2021 году, наблюдается статистически значимое снижение доли участниц, способных успешно выполнить нормативы по таким видам испытаний, как «бег на 30 м», «челночный бег 3х10 м», а также «подтягивание на низкой перекладине» (таблица 6). Кроме того, у девочек имеет место достоверное снижение процентного соотношения способных качественно (на уровень золотого знака) выполнить нормативы теста «смешанное передвижение на 1000 м». Сравнение также показало, что с 2019-го по 2021-й гг. статистически значимо не изменилась доля девочек 7-8 лет, успешно справляющихся с испытаниями «на гибкость» и «скоростно-силовую подготовленность» ног и туловища.

Таким образом, у девочек за истекший 2-летний период наблюдается снижение уровня развития скоростных, координационных и собственно силовых способностей. В этой связи, в первую очередь, необходимо обеспечить коррекцию уровня развития именно указанных составляющих физической подготовленности девочек. При этом, на другие компоненты физической подготовленности также следует обратить внимание, поскольку, они также, имеют тенденцию к снижению (рисунки 3-4). Данная негативная тенденция снижения уровня готовности выполнить отдельные испытания комплекса ГТО проиллюстрирована на рисунках 3 (показатели мальчиков) и 4 (показатели девочек).

Таким образом, проведенное исследование позволило однозначно констатировать неблагоприятное воздействие ситуации с распространением ковидной инфекции на уровень физической подготовленности современных обучающихся начальных классов. Очевидно, что это вызвано снижением двигательной активности детей, обусловленное имев-

шимся длительным режимом самоизоляции и необходимостью дистанционного обучения. В этой связи в ближайшее время необходимо восполнить имеющийся дефицит двигательной активности, а, в дальнейшем, скорректировать процесс физического воспитания с учетом имеющегося исходного уровня.

□ 2019 год П2021 год

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Рисунок 3 - Динамика степени готовности мальчиков-учеников 1-х классов г. Краснодара выполнить нормативы I ступени ВФСК ГТО по отдельным тестам

□ 2019 год П2021 год

100% 89,4% 81,0% 86,2%83,7% 87,1%91,3%

76,7% 81,0%77,9% 76,7% 83,7%

80% 65,4% 63,8% 65,4% 62,5%

60% - р-р8% - '

40%

20%

0%

30 м 1000 м подтягивание наклон 3х10 м прыжок "пресс"

Рисунок 4 - Динамика степени готовности мальчиков-учеников 1-х классов г. Краснодара выполнить нормативы I ступени ВФСК ГТО по отдельным тестам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет констатировать негативную динамику уровня физической подготовленности детей 7-8 лет г. Краснодара в течение 2019-2021 гг. Основной причиной данного факта этого следует считать ситуацию с пандемией СОУГО-19, вызвавшей существенное снижение двигательной активности обучающихся.

В рамках исследования установлено, что наиболее подверженными снижению у мальчиков оказались показатели, характеризующие степень сформированности быстроты, силы и выносливости; у девочек - быстроты, силы и координационных способностей.

Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость поиска рациональных путей решения проблемы. На наш взгляд, перспективными направлениями могут послужить:

- на первом этапе - общее повышение двигательной активности первоклассников и достижение ими уровня готовности выполнить нормы комплекса ГТО на «доковидном» уровне;

- на втором этапе - дальнейшая корректировка содержания физической подготовки школьников посредством выявления «слабых звеньев» их физической подготовленности и повышения объема упражнений, направленных на воспитание соответствующих физических качеств и способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Готовность школьников города Краснодара к выполнению «обновленных» нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С.П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 13-19.

81,3% 78,7%

66,4% 63,6%

81,3% 85,3%83,2% 85,3%80,4%

65,3%57,3% -171,0%

45,3%

26,2%

30 м 1000 м подтягивание наклон 3х10 м прыжок "пресс"

89,4%

□ 2019 год 02021 год

76,7%

65,4% 63,8%

53,8%

65,4%

81,0%77,9% 76,7%

6,2%83,7% 87,1%91,3%

62,5%

30 м

1000 м

подтягивание

3х10 м

прыжок

"пресс"

2. Мониторинг физического состояния : учебное пособие / авт.-сост. С.П. Аршинник. -Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 76 с.

3. Логинов С.И. Триада факторов здоровья студентов в эпоху цифровизации образования и пандемии Ковид-19 / С.И. Логинов, А.Ю. Николаев, А.С. Снигирев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. - С. 67-69.

4. Лядов С.С. Показатели физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов в период пандемии COVID-19 / С.С. Лядов, Ю.П. Алексеева // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологии. - Хабаровск, 2021. - С. 149153.

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P., Ambartsumyan N.A., Dudka, G.N., Malashenko, K.V. and Tkhorev, V.I. (2017), "Readiness of school students of city of Krasnodar for Implementation of the "updated" standards of the All-Russian Sports complex "Ready for Labor and Defense"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 13-19.

2. Arshinnik, S.P. (2018), Monitoring of physical condition: training manual, KGUFKST, Krasnodar.

3. Loginov, S.I., Nikolaev, A.Yu. and Snigirev, A.S. (2021), "Triad of factors of students' health in the era of digitalization of education and the Covid-19 pandemic", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 1, pp. 67-69.

4. Lyadov, S.S. and Alekseeva, Yu. P. (2021), "Indicators of physical development, motor readiness and functional state of students during the COVID-19 pandemic", Physical culture and sport in modern society, materials of the All-Russian Scientific and practical Conference dedicated to the Year of Science and Technology, Khabarovsk, pp. 149-153.

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2021

УДК 796.96

ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВНЕСЕНИЮ КОРРЕКТИРОВОК В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА

«КЁРЛИНГ»

Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Дмитрий Сергеевич Мельников, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Владимир Семенович Куликов, кандидат технических наук, доцент, Юрий Анатольевич Скачков, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта; Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально- технического

обеспечения, Санкт-Петербург

Аннотация

Одним из основных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации является модернизация системы подготовки спортивного резерва. Основным механизмом в реализации данной задачи является системная разработка и внедрение Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. Для сохранения своей актуальности Федеральные стандарты должны иметь возможность оперативной коррекции, чтобы соответствовать эволюционным изменениям в регламентируемых ими видах спорта. В статье приведены данные опроса тренеров и специалистов по кёрлингу, позволившие определить позиции, нуждающиеся в исправлениях и дополнениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.