Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арнст Нина Викторовна, Мартиросова Татьяна Александровна, Мельничук Артем Александрович

Введение. Человек с ограниченными возможностями, первично попадая в определенные условия, начинает приспосабливаться к ним. Процесс воспитания, обучения проходит в условиях переменных социальных, внешних и внутренних воздействий, влияя на его поведение, формируя личность, обеспечивая социализацию, адаптивную двигательную деятельность, рекреацию, реабилитацию, формируя его психическое и физическое развитие. Для психического и физического развития спортсмена с нарушением интеллекта, необходимо разработать коррекционнопедагогическое сопровождение занятий адаптивным спортом, создавая учебно-тренировочную среду, сопутствующую индивидуальному спортивному маршруту его продвижению в спортивной деятельности. Цель исследования: разработать и проверить коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта. Методика и организация исследования. Занятия спортом детей с умственной отсталостью должны базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность тренирующихся, индивидуальный и разграниченный подход. Результаты исследования. Выявлены этапы реализации коррекционнопедагогическое сопровождения тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта: констатирующий эксперимент - первичная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта; формирующий - подбор индивидуальных заданий для каждого спортсмена с целью коррекции физического и психического развития; сравнительный анализ данных, полученных до формирующего эксперимента и после его проведения - повторная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта. Выводы. Занятия адаптивным спортом лиц с нарушением интеллекта - это максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция. Залогом успеха тренера в работе с ними могут быть только знание особенностей и возможностей спортсмена и индивидуальный подход к их обучению и воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арнст Нина Викторовна, Мартиросова Татьяна Александровна, Мельничук Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE TRAINING PROCESS OFPERSONS WITH IMPAIRMENT OF INTELLIGENCE

Introduction. A person with disabilities, initially falling into certain conditions, begins to adapt to them. The process of education and training takes place under conditions of variable social, external and internal influences, influencing the behavior, forming the personality, providing socialization, adaptive motor activity, recreation, rehabilitation, shaping the mental and physical development. For the mental and physical development of the athlete with the intellectual disability, it is necessary to develop correctional and pedagogical support for adaptive sports, creating the educational and training environment that accompanies the individual sports route for the promotion in sports activities. The purpose of the study is to develop and test the correctional and pedagogical support of the training process of persons with intellectual disabilities. The methodology and organization of the study sports activities for children with mental retardation should be based on seven core principles of the learning process: the educating and developing function, accessibility of training, regularity and clear sequence of training, the principle of corrective action, the connection of learning with life, the principle of visibility, the stability of knowledge and acquired skills, consciousness and initiative of the trainees, the individual and differentiated approach. Research results - the stages of implementation of correctional and pedagogical support of the training process of persons with intellectual disabilities were revealed: the ascertaining experiment - primary diagnosis of the level of physical and mental development of children with intellectual disabilities; formative - selection of individual tasks for each athlete in order to correct physical and mental development; the comparative analysis of data obtained before the formative experiment and after it - repeated diagnosis the level of physical and mental development of children with intellectual disabilities. Conclusions - adaptive sports for people with intellectual disabilities is the maximum possible self-realization in the socially acceptable and approved type of activity, increasing the rehabilitation potential and quality of life, socialization and subsequent social integration. The key to the success of the coach in working with them can only be knowledge of the characteristics and capabilities of the athlete and individual approach to their training and upbringing.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

S. Smart, D.J. (2011), Physical Profiling of Rugby Union Players: Implications for Talent Development. A thesis submitted to Auckland University of Technology in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, Auckland, 182 p

9. Till, K., Barrell, D., Lawn, J., Lazenby, B., Rock, A. and Cobley, S. (2020) 'Wide and Emergent - Narrow and Focussed'. A Dual-Pathway Approach to Talent Identification and Development in England Rugby Union, In Book: Talent Identification and Development in Sport. 2nd Edition. Routledg,. Pages 14. eBook ISBN 9781003049111 access date 18/03/2022

10. Till, K., et al. (2020) "Applied Sport Science for Male Age-Grade Rugby Union in England, Sports Medicine Open, 6:14, available at: https://sportsmedicine-open.springeropen.com/articles/10.1186/s40798-020-0236-6

11. Контактная информация: aranson.m.v@vniifk.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2022

УДК 796.015.15:376.42

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Нина Викторовна Арнст, Кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, доцент, Артем Александрович Мельничук, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева, г. Красноярск

Аннотация

Введение. Человек с ограниченными возможностями, первично попадая в определенные условия, начинает приспосабливаться к ним. Процесс воспитания, обучения проходит в условиях переменных социальных, внешних и внутренних воздействий, влияя на его поведение, формируя личность, обеспечивая социализацию, адаптивную двигательную деятельность, рекреацию, реабилитацию, формируя его психическое и физическое развитие. Для психического и физического развития спортсмена с нарушением интеллекта, необходимо разработать коррекционно-педагогическое сопровождение занятий адаптивным спортом, создавая учебно-тренировочную среду, сопутствующую индивидуальному спортивному маршруту его продвижению в спортивной деятельности. Цель исследования: разработать и проверить коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта. Методика и организация исследования. Занятия спортом детей с умственной отсталостью должны базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность тренирующихся, индивидуальный и разграниченный подход. Результаты исследования. Выявлены этапы реализации коррекционно-педагогическое сопровождения тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта: констатирующий эксперимент - первичная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта; формирующий - подбор индивидуальных заданий для каждого спортсмена с целью коррекции физического и психического развития; сравнительный анализ данных, полученных до формирующего эксперимента и после его проведения - повторная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта. Выводы. Занятия адаптивным спортом лиц с нарушением интеллекта - это максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция. Залогом успеха тренера в работе с ними могут быть только знание особенностей и возможностей спортсмена и индивидуальный подход к их обучению и воспитанию.

Ключевые слова: адаптивный спорт, умственная отсталость, психическое развитие, физическое развитие, интеллектуальная недостаточность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p27-33

CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE TRAINING PROCESS OF PERSONS WITH IMPAIRMENT OF INTELLIGENCE

Nina Viktorovna Arnst, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tatyana Aleksandrov-

na Martirosova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Artem Aleksandrovich Melnechuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Reshetnev Siberian State University

of Science and Technology, Krasnoyarsk

Abstract

Introduction. A person with disabilities, initially falling into certain conditions, begins to adapt to them. The process of education and training takes place under conditions of variable social, external and internal influences, influencing the behavior, forming the personality, providing socialization, adaptive motor activity, recreation, rehabilitation, shaping the mental and physical development. For the mental and physical development of the athlete with the intellectual disability, it is necessary to develop correctional and pedagogical support for adaptive sports, creating the educational and training environment that accompanies the individual sports route for the promotion in sports activities. The purpose of the study is to develop and test the correctional and pedagogical support of the training process of persons with intellectual disabilities. The methodology and organization of the study sports activities for children with mental retardation should be based on seven core principles of the learning process: the educating and developing function, accessibility of training, regularity and clear sequence of training, the principle of corrective action, the connection of learning with life, the principle of visibility, the stability of knowledge and acquired skills, consciousness and initiative of the trainees, the individual and differentiated approach. Research results - the stages of implementation of correctional and pedagogical support of the training process of persons with intellectual disabilities were revealed: the ascertaining experiment - primary diagnosis of the level of physical and mental development of children with intellectual disabilities; formative - selection of individual tasks for each athlete in order to correct physical and mental development; the comparative analysis of data obtained before the formative experiment and after it - repeated diagnosis the level of physical and mental development of children with intellectual disabilities. Conclusions - adaptive sports for people with intellectual disabilities is the maximum possible self-realization in the socially acceptable and approved type of activity, increasing the rehabilitation potential and quality of life, socialization and subsequent social integration. The key to the success of the coach in working with them can only be knowledge of the characteristics and capabilities of the athlete and individual approach to their training and upbringing.

Keywords: adaptive sport, mental retardation, mental development, physical development, intellectual disability.

Постановка проблемы в соответствии с основными научными исследованиями показала, что в социальной практике международного уровня адаптивному спорту лиц с интеллектуальными нарушениями уделяют достаточное внимание, обусловленное двумя факторами. Во-первых, огромным потенциалом адаптивного спорта как способом реабилитации, социальной интеграции и повышения качества жизни этой категории населения. Во-вторых, большого числа лиц с интеллектуальными поражениями по сравнению с количеством лиц других нозологических групп. Ученые, медики и педагоги, которые занимаются изучением этой категории людей, подчеркивают интеллектуальную недостаточность, как состояние психического недоразвития, а не как болезнь. Состояние людей с интеллектуальными нарушениями характеризует многообразие клинических признаков, проявление физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных недостатков [2, 3].

Анализ основных результатов и публикаций по исследуемой проблеме показал, что при легкой степени интеллектуальной недостаточности значительную помощь может оказать физкультурное образование, предназначенное для развития навыков, в том числе двигательных. Во взрослом возрасте люди с интеллектуальной недостаточностью достигают зрелости мышления 11-летнего ребенка и могут освоить несложные мануальные

профессии. В результате наблюдения нами было установлено, что в социокультурных условиях у таких людей отмечают заметную эмоциональную и социальную незрелость, проявляются ограничения в социальной роли, затруднения в адаптации к культурным традициям и нормам. Тренировочные занятия адаптивным спортом спортсменов с нарушением интеллекта должны включать элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания как целостной педагогической системы. Современные педагогические исследования показали, что грамотно разработанное коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта может повысить эффективность адаптивно-тренировочного процесса спортсменов. Основными задачами занятий адаптивным спортом лиц с нарушением интеллекта являются: приобщение их к образу жизни адекватной части общества; освоение социальных ролей, мобилизационных, технологических, двигательных действий и ценностей, характерных для адаптивного спорта; приобретение жизненного опыта, приобретение социально-бытовых навыков; формирование спортивной культуры; приобщение к общественно-исторической сфере жизнедеятельности человека; установление и расширение коммуникативных связей.

Для детей с умственной отсталостью характерно позднее развитие Психофизический дефект выражен в нарушениях двигательной сферы. От общего числа здоровых детей 14-15% - это дети с умственной отсталостью. Умственная отсталость, в отличие от задержки психического развития, имеет необратимый характер. Недоразвитие коры головного мозга или органические поражения психики, вызывают стойкое нарушение познавательной деятельности, поэтому в развитии у детей-олигофренов врачи обнаруживают нарушения сложных психических функций. На каждом возрастном этапе развития нарушения имеют разные формы. Умственную отсталость у детей врачи выявляют в раннем возрасте, она связана с недоразвитием психики общей направленности с преобладанием дефекта интеллектуальной функции, отражается на всех психических процессах ребенка. Детей, имеющих в анамнезе умственную отсталость, характеризуют нарушениями и концентрацией внимания, замедленностью к запоминанию материала. Уровень снижения интеллектуальной функции определяет легкую, среднюю и тяжелую степени олигофрении. Легкую форму - дебильность характеризуют уровнем ^ от 50 до 69, при этом такие дети ничем не отличаются от остальных людей. Низкий уровень концентрации внимания приводит к тому, что такие дети часто испытывают трудности в процессе обучения. Нередко детей, имеющих в анамнезе легкую степень дебильности, характеризуют неадекватным поведением. Они довольно зависимы от значимых взрослых, от смены обстановки. Все это у них вызывает страх, им довольно трудно распознавать эмоции окружающих, поэтому они становятся нелюдимыми и замкнутыми. Умственно отсталых детей характеризует недоразвитие когнитивных процессов, в результате этого они испытывают меньше потребности в познавательной деятельности, получают искаженные представления об окружающей их среде. Признаки умственной отсталости у ребенка первой ступени познания выражаются в наличии дефекта и расстройства в обобщенности восприятия, которое выражается в замедлении его темпа по сравнению со здоровыми детьми. Умственно отсталые дети трудно ориентируются в окружающей среде в результате недоразвития пространственно-временного восприятия, что приводит к ошибкам при определении времени, понимании дней недели или времен года. Функциями мышления неразрывно связаны с процессами восприятия - это главный механизм познания. Мыслительный процесс человека состоит из этих операций: анализа и синтеза, сопоставления и обобщения, конкретизации и абстракции. Эти операции, у детей с умственной отсталостью, сформированы недостаточно, вследствие этого у них присутствуют специфические черты, такие как неспособность, выделять главное в объектах и информации, что приводит их к сравнению по ничего незначащим признакам, нередко даже по несоотносимым [1, 3, 4]. Процессы восприятия и осмысливания материала у умственно отсталых детей формируются в обстоятельствах аномального развития и имеют неразрывную связь с

процессами запоминания, сохранения и воспроизведения. Им проще запоминать внешние, нередко визуально случайные воспринимаемые признаки, а внутренние логические связи - постигаются и запоминаются труднее. В отличии от здоровых сверстников, у больных детей гораздо позже вырабатывается произвольное запоминание, их речь нарушена с фонетической, грамматической и лексической стороны. В связи с этим возникают сложности в звуковом и буквенном анализе или синтезе, восприятии и уразумении речи. Это приводит к расстройствам письма, сложностям в овладении техникой чтения, снижению потребности в вербальном общении [5, 6].

Умственно отсталые дети склонны к невнимательности. Дефекты в процессах внимания определяются малой устойчивостью, трудностями в его распределении, замедленной переключаемостью. В условиях возникновения трудностей они не будут их преодолевать, просто бросят работу. Если их работа будет посильна и интересна, то и внимание ребенка будет устойчивым.

Недоразвитие двигательной сферы выражено в нарушениях статических и локомоторных функций, динамической координации, точности и темпа произвольных двигательных действий. В процессе возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, при этом двигательные действия носят беспорядочный характер.

Благодаря исследованиям ученых психического состояния умственно отсталых детей стало возможным на ранних сроках корректировать и педагогически воздействовать на них. Дети с умственной отсталостью могут успешно заниматься многими видами адаптивного спорта. Это: плавание, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол, большой и настольный теннис, а также вело, конный, горнолыжный и лыжный спорт. Занятия спортом базируются на педагогических принципах процесса обучения: функция воспитания и развития, доступность обучения, регулярность и четкая его последовательность, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность тренирующихся, индивидуальный и разграниченный подход.

Для формирования физического развития детей с нарушениями интеллекта нами создана учебно-тренировочная среда, которое обеспечивает его социализацию, двигательную рекреацию, реабилитацию. Разработанное коррекционно-педагогическое сопровождение занятий адаптивным спортом, основано на индивидуальном спортивном маршруте его продвижения в спортивной деятельности. При составлении индивидуальной программы физического развития таких детей решали задачи по коррекции развития мыслительных процессов в двигательной деятельности, речи, памяти в процессе общения с тренером и одногруппниками. Занятие начиналось с установления эмоционального контакта с занимающимся. Далее выполнялось первое задание, связанное с описанием своего самочувствия и настроения. После первого задания, тренер и занимающиеся переходили ко второму заданию, где уже совместно решались вопросы развития понимания речи, памяти. По окончанию выполнения первых двух заданий переходили к практическим заданиям, направленным на коррекцию развития физических качеств. В процессе решения коррекционных задач с занимающимся для каждого был разработан индивидуальный подход, были учтены особенности его развития, его сильные и слабые стороны. Для коррекции развития мыслительных процессов разработана система коррекционных игр-упражнений: «Чем похожи, чем отличаются», «Найди пару», «Замри», «Я знаю много названий», «Спортсмены строятся».

Для коррекции понимания речи давалась первоначальная установка - говорить все, что хочется, что приходит в данный момент в голову, при этом не думать о правилах оформления речи. Такие условия обычно снимают у занимающихся скованность мышления, страх перед ошибкой, расслабляет их. Дети могут без подготовки создавать различные речевые высказывания не потому, что так требует тренер, а потому, что могут и хотят немедленно выразить свои мысли, свои желания, свои стремления. К концу исследования

было дано задание, составить рассказ о своем отношении к легкой атлетике. Данное задание было выполнено в письменной форме. Рассказы состояли из простых предложений и носили осмысленный характер. Каждый пытался выразить своими словами, почему они выбрали легкую атлетику. Для всех - желание быстро бегать, тренироваться и развиваться.

В начале исследования был определен уровень физического развития занимающихся. Дети, участвующие в исследовании, выступали в Специальной олимпиаде. Они выполняли упражнения общефизической (ОФП) и специально-физической подготовки (СФП):

1. Упражнение на мышцы живота (складка). И.п. лечь на пол, руки и ноги вытянуты в одну линию. Руки, туловище и ноги одновременно поднять сделать складку. Пальцами рук коснуться стопы. Руки и ноги не сгибать.

2. И.п. упор лежа, поочередно переходим на предплечья, далее переход на упор лежа, далее подтягиваем колено к противоположному плечу с одновременным касанием рукой.

3. Упражнение на координацию и внимание, выполняется по музыку. И.п. ноги врозь (шире плеч), носки стоп немного разведены наружу. На слова песни - sallydown опуститься в полный присед (угол в коленях 90 градусов), колени не выходят за носок стопы, руки вытянуты перед собой, находимся в таком положении, пока не услышим слова песни - sallyup. На слова песни - sallyup - поднимаемся вверх, ноги в коленях выпрямить. В этом положении находимся до слов в песни - sallydown. Движения выполняются на протяжении всей песни. Оценивается правильность выполнения упражнения и наименьшее количество ошибок при приседании и вставании.

4. Бег с высоким подниманием бедра на месте (количество раз за минуту).

5. Подскоки на прямых ногах на месте (количество раз за минуту).

В течение исследования учебно-тренировочного процесса нами разработана программа по легкой атлетике спорта ЛИН. В конце эксперимента, занимающиеся приняли участие в соревнованиях по легкой атлетике, проводимых в онлайн-формате. В программу соревнований были включены упражнения ОФП и СФП. Качество и количество упражнений было улучшено, несмотря на то, что выполнялись упражнения самостоятельно, записывались на камеру, без контроля тренера. В экспериментальном исследовании принимали участие спортсмены с нарушением интеллекта (легкая степень), занимающиеся в секции легкой атлетики г. Екатеринбурга.

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:

- 1 этап - констатирующий эксперимент - первичная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта;

- 2 этап - формирующий - подбор индивидуальных заданий для каждого спортсмена с целью коррекции физического и психического развития;

- 3 этап - сравнительный анализ данных, полученных до формирующего эксперимента и после его проведения - повторная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта.

Для диагностики уровня физического и психического развития умственно отсталых детей использовалась индивидуальная работа с каждым. Второй этап подразумевает подбор индивидуальных заданий для каждого занимающегося, учитывая его возможности и способности. На последнем этапе проводилась повторная диагностика уровня развития занимающихся. В процессе диагностики констатировался уровень развития у спортсменов памяти, мышления, развития речи, сформированности социально-бытовых навыков, двигательных качеств.

ВЫВОДЫ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Наблюдения за спортсменами в тренировочном процессе свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях развития внимания детей с умственной отстало-

стью. При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы, большинство занимающихся активно включаются в тренировочный процесс, выполняют инструкции тренера, переключаются с одного вида деятельности на другой. В результате коррек-ционной работы, связанной с постоянным общением и описанием своего самочувствия, в процессе тренировочных занятий, речь занимающихся развивается, расширяется их словарный запас. Они знают названия различных предметов обихода, животных, видов спорта, правильно составляют категориальные группы, используя обобщающие понятия, могут описать свое состояние не отдельными словами, а полными предложениями. В результате обучения занимающиеся правильно называют бытовые и трудовые действия. Для социальной адаптации очень важны взаимодействие детей с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформиро-ванности диалогической речи. При проведении учебно-тренировочных занятий, тренер ведет диалог с воспитанниками, в результате которого, они общаются как с ним, так и между собой, что приводит к умению строить несложный диалог с тренером, вести беседу с товарищами. Потребность в общении возрастает по мере обучения. Память детей данной категории, как логическая, так и механическая, находится на низком уровне. Однако описаны случаи преобладающей механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа и т.п. Исследования показали, что при запоминании и воспроизведении связного движения наблюдается тенденция к более высоким показателям, чем при воспроизведении ряда несвязанных между собой упражнений. Упражнения на координацию, проще запоминаются, если они разбиты на отдельные простые упражнения и повторяются неоднократно. Дети с умственной отсталостью способны устанавливать простейшие связи в предложенном упражнении, что и помогает им в его запоминании. Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке, которую им дают окружающие. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании у них возникают обида, негативизм, они могут быть вспыльчивы, агрессивны. Вместе с тем в эмоциях умственно отсталых детей отсутствуют многообразие и дифференцированность. В процессе занятий, спортсмены начинают понимать значение замечаний тренера и более адекватно реагировать на них. Занятия адаптивным спортом лиц с нарушением интеллекта - максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция. Поскольку умственная отсталость - следствие поражений центральной нервной системы (ЦНС), вызванных различными этиологическими факторами, целенаправленное медико-педагогическое воздействие должно учитывать эти различия. Дети, страдающие выраженными поражениями ЦНС различной этиологии, имеют также и весьма различные психологические особенности. Залогом успеха тренера в работе с ними могут быть только знание особенностей и возможностей каждого ребенка и индивидуальный подход к обучению и воспитанию таких детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильмушарифова Л. В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта / Л. В. Гильмушарифова // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Между-нар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 145-149.

2. Bobrova V.V. Differentiated approach in teaching primary school children with intellectual disabilities in inclusive schools / V.V. Bobrova, A. Zh. Kapiyat // Научный альманах. - 2020. - № 11-1 (73). - С. 59-62.

3. Ежовина Е.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Ежовина, Н.В. Рябова // Российский научный журнал. -2012. - № 5. - С. 84-89.

4. Киселева А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта / А.В. Киселева // Альманах мировой науки. - 2017. - № 5 (20). - С. 106-108.

5. Федосеева, О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка / О. А. Федосеева // Молодой ученый. - 2013. -№ 3 (50). - С. 446-447.

REFERENSES

1. Gilmusharifova, L.V. (2013), "Formation of mental activity of children with intellectual disabilities", Pedagogy: traditions and innovations : materials of the IV International Scientific Conference, Two Komsomol Members, Chelyabinsk, pp. 145-149

2. Bobrova V. V. and Kapiyat A. Zh. (2020), "Differentiated approach in teaching primary school children with intellectual disabilities in inclusive schools", Scientific Almanac, No. 11-1 (73), pp. 59-62.

3. Yezhovkina, E.V. (2012), "On the problem of pedagogical support of adaptation of children with disabilities", Russian Scientific Journal, No. 5. pp. 84-89.

4. Kiseleva A.V. (2017), "Psychological and pedagogical support of children with intellectual disabilities", Almanac of World Science, No. 5 (20). pp. 106-108.

5. Fedoseeva, O.A. (2013), "Features of the development of the emotional sphere of a mentally retarded child", Young scientist, No 3 (50), pp. 446-447.

Контактная информация: 79029420900@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2022

УДК 796.011.3

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Владимир Сергеевич Аров, доцент, Татьяна Геннадьевна Евтеева, доцент, Александр Игоревич Медведев, доцент, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград; Татьяна Александровна Андреенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Ткачева, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Юрьевна Головинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Аннотация

Введение. Многократно осмысленные повторения методических поручений и заданий развивают у студентов навыки и умения педагогического наблюдения и воображения, что положительным образом сказывается на подготовке специалистов, в квалификационных характеристиках которых обозначена профессия - преподаватель. Цель исследования: изучить инновационную методику применения комплексного подхода в обучении со студентами на занятиях по физической культуре и спорту. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение информационных источников научно-методического характера, тестирование, контрольные задания, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. Уровень методической подготовки студентов находится на низком уровне.

Ключевые слова: навыки и умения, многократное повторение, исправление ошибок, образовательные стандарты, инновационный путь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p33-36

INNOVATIVE ASPECTS OF STUDENTS' ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SKILLS FORMATION IN PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS CLASSES

Vladimir Sergeevich Arov, the docent, Tatyana Gennadievna Evteeva, the docent, Alexander Igorevich Medvedev, the docent, Volgograd State Institute of Arts and Culture; Tatyana Ale-xandrovna Andreenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Georgievna Tkacheva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Yuryevna Golovinova, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.