Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПСИХОМОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ'

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПСИХОМОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
циклические виды спорта / дети / умственная отсталость / психомоторное развитие / нервная система / психофизиологические процессы / нейродинамические нарушения / cyclic sports / children / mental retardation / psychomotor development / nervous system / psychophysiological processes / neurodynamic disorders

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна

Проанализированы особенности психических процессов и наличия нейродинамических нарушений у детей-спортсменов с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся циклическими видами спорта, на основе результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест». Определено влияние циклических видов спорта на психомоторные показатели юных спортсменов с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE NERVOUS SYSTEM FEATURES OF SCHOOLCHILDREN-ATHLETES WITH MENTAL DEFECTIVENESS THROUGH PSYCHOMOTOR INDICATORS

The features of mental processes and the presence of neurodynamic disorders in children-athletes with a mild degree of mental retardation involved in cyclic sports are analyzed based on the results of testing on the NS-PsychoTest hardware-software complex. The influence of cyclic sports on the psychomotor performance of young athletes with intellectual disabilities was determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПСИХОМОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ»

УДК 796.011:612.821 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-8-110-117

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПСИХОМОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Д.В. Федулова

Проанализированы особенности психических процессов и наличия нейродина-мических нарушений у детей-спортсменов с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся циклическими видами спорта, на основе результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест». Определено влияние циклических видов спорта на психомоторные показатели юных спортсменов с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: циклические виды спорта, дети, умственная отсталость, психомоторное развитие, нервная система, психофизиологические процессы, нейроди-намические нарушения.

Федулова Дарья Владимировна, канд. биол. наук, доц., darva-fedцlova@vandex.гц, Россия, Екатеринбург, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Основной характеристикой детей, имеющих умственную отсталость, является недоразвитие способности к абстракции и обобщению [7], что сказывается на интеллектуальных процессах.

Как правило, основной дефект влечет за собой вторичные нарушения психики и работы опорно-двигательного аппарата [10, 12, 13, 15] и в 40-75 % случаев отличается сочетанностью умственной отсталости с другими расстройствами [5].

Наблюдается сниженная работа психомоторных и сенсомоторных показателей по сравнению с показателями здоровых детей различного возраста [7, 9, 11]. Большую роль в данном вопросе играют дефекты внимания, которые присущи детям с умственной отсталостью [1, 8], что связано с незрелостью нейрональных сетей, ответственных за избирательность внимания.

Также отмечается, что у детей с умственной отсталостью наблюдается задержка формирования двигательных навыков, страдает согласованность, точность и темп движений [6]. Причиной является поражение

ANALYSIS OF THE NERVOUS

SYSTEM FEA TURES OF SCHOOLCHILDREN-A THLETES WITH MENTAL DEFECTIVENESS THROUGH PSYCHOMOTOR INDICATORS

Fedulova D.V., candidate of biological sciences, associate professor, darya-fedulova@ yandex.ru, Russia, Yekaterinburg, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin

The features of mental processes and the presence of neurodynamic disorders in children-athletes with a mild degree of mental retardation involved in cyclic sports are analyzed based on the results of testing on the NS-Psy-choTest hardware-software complex. The influence of cyclic sports on the psychomotor performance of young athletes with intellectual disabilities was determined.

Key words: cyclic sports, children, mental retardation, psychomotor development, nervous system, psychophysiological processes, neu-rodynamic disorders.

теменно-затылочных отделов мозга [1], которые участвуют в анализе пространственных соотношений, формировании ритмичных движений [3, 8].

Наличие сниженного или нарушенного развития ребенка с разных сторон подтверждает имеющиеся тесные взаимосвязи между всеми компонентами психомоторики.

Цель исследования - выявить особенности нервной системы у школьников-спортсменов через психомоторные показатели и определить возможность их коррекции через занятия спортом.

Задачи исследования:

1) проанализировать особенности психических процессов и наличия нейродинамических нарушений у детей-спортсменов, которые занимаются циклическими видами спорта;

2) определить влияние циклических видов спорта, таких как легкая атлетика и лыжные гонки, на психомоторные показатели здоровых спортсменов и с нарушением интеллекта;

3) сравнить группы детей, занимающихся спортом и не посещающих спортивные секции, для оценки возможности коррекции психомоторных показателей через занятия спортом.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось при участии 110 детей в возрасте 12-13 лет трех категорий групп, в равной степени сформированных по гендерным различиям:

1) дети с умственной отсталостью легкой степени из коррекцион-ных школ VIII вида (40 чел.), не занимающиеся спортом;

2) дети с умственной отсталостью легкой степени, занимающиеся циклическими видами спорта: легкой атлетикой, лыжными гонками (35 чел.);

3) здоровые дети, занимающиеся циклическими видами спорта: легкой атлетикой, лыжными гонками (35 чел.).

Всем испытуемым было предложено пройти ряд тестов на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» компании «Нейрософт».

Срок занятий детей в спортивных секциях составлял в среднем 3,01±0,36 года.

Для тестирования необходимых показателей были выбраны 2 теста.

1. «Реакция на движущийся объект» (РДО): оценивается время реакции, процент точных, опережающих и запаздывающих реакций, что в свою очередь определяет уравновешенность нервных процессов, то есть степень сбалансированности процессов возбуждения и торможения.

Методика проведения теста. На экране монитора изображена окружность, на которой в различных точках находятся две отметки, меняющие положение от предъявления к предъявлению движущегося объекта (50 предъявлений). От первой отметки по часовой стрелке с определенной

скоростью происходит заливка окружности. Обследуемому необходимо нажать на кнопку зрительно-моторного анализатора в тот момент, когда заливка достигнет второй отметки. При этом значение имеет не столько быстрота реагирования, сколько своевременность ответа на сигнал [5].

2. «Теппинг-тест»: определяет силу нервных процессов путем измерения динамики темпа движений кисти.

Методика проведения теста. Обследование проводится при помощи двух специальных приборов: «карандаша» и резиновой «платформы». Респонденту необходимо взять в руку «карандаш» и в течение заданного времени (30 с) стучать им по «платформе» с максимально возможной часто -той даже в том случае, если обследуемый почувствует утомление [5].

Статистическая значимость результатов исследования определялась с применением ^критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Как отмечает ряд авторов, у олигофренов происходит нарушение уравновешенности нервных процессов (возбуждения/торможения) из-за инертности [2, 7].

Понимание психофизиологических особенностей таких детей необходимо, чтобы планировать тренировочных процесс, выстраивать обучение двигательным действиям, отталкиваясь от особенностей нейродинами-ческих процессов.

Например, из долгосрочных наблюдений известно, что при преобладании возбудительного процесса у детей нарушена целенаправленная деятельность, задания не воспринимаются, выработка новых связей происходит медленно или вообще не удается. Происходит это вследствие крайней слабости процессов торможения [7].

При преобладании тормозного процесса наблюдаются денерватор-ные нарушения, что влечет за собой сложности в выполнении заданий на динамический праксис, вялость в поведении и моторики [7].

Выявление данных особенностей дает основу для разного выстраивания взаимодействия в тренировочном процессе с детьми.

По результатам тестирования РДО выявлено, что среди детей с умственной отсталостью из разных групп, имеющих одинаковый диагноз по МКБ-10 - <^70» (умственная отсталость легкой степени) быстрота реакции было выше у лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), которые занимаются спортом (табл. 1, 2). Такие же данные наблюдаются по числу точных реакций, о чем свидетельствуют лучшая концентрация внимания и большая устойчивость нервных процессов. Наблюдается статистически значимое различие в показателях ЛИН, занимающиеся спортом, от здоровых школьников-спортсменов, положительная динамика влияния спортивных занятий на психомоторное развитие детей позволяет убедиться, что данные процессы поддаются улучшению и коррекционной работе.

Таблица 1

Результаты тестирования реакции на движущийся объект

правой рукой у детей

Показатели Здоровые дети, ЛИН, ЛИН,

занимающиеся занимающиеся не занимающиеся

спортом спортом спортом

Время реакции, мс 177,7±19,62 221,72±28,55 243,5±32,28

Число точных реакций, % 35,56±2,68À 24,89±2,33*À 15,56±2,84*

Число опережений, % 46,74±3,28 46±4,65 53,56±4,58

Число запаздываний, % 14,52±1,78А 25±4,6* 24,44±4,01*

Процент преобладания, % -49,74±6,32 -29,61±11,01 -36,22±10,53

Примечания: * - изменения достоверны относительно здоровых детей, занимающихся спортом (р<0,05); ▲ - изменения достоверны относительно лиц с интеллектуальными нарушениями, не занимающихся спортом (р<0,05).

Таблица 2

Результаты тестирования реакции на движущийся объект

левой рукой у детей

Показатели Здоровые дети, ЛИН, ЛИН,

занимающиеся занимающиеся не занимающиеся

спортом спортом спортом

Время реакции, мс 173,7±20,24À 186,67±25,01À 277,11±35,34*

Число точных реакций, % 44,89±2,32À 27,33±2,8* 19,78±2,78*

Число опережений, % 38±3,22À 43,33±3,62 52±4,93*

Число запаздываний, % 16,3±1,91 26,44±4,71* 22,56±4,49

Процент преобладания, % -36,74±8,16 -27,89±10,71 -38,67±11,38

Примечания: * - изменения достоверны относительно здоровых детей, занимающихся спортом (р<0,05); ▲ - изменения достоверны относительно лиц с интеллектуальными нарушениями, не занимающихся спортом (р<0,05).

Анализ по выявлению доминирования процессов возбуждения/торможения показал, что у детей всех трех групп при выполнении задания правой рукой демонстрируется преобладание процессов возбуждения. В большем процентном соотношении это выявляется у здоровых спортсменов, далее у детей, не занимающихся спортом, и ближе к балансу, имея незначительное опережение, находятся школьники-спортсмены с умственной отсталостью.

При выполнении задания левой рукой выявлено, что время реакции у всех детей, кроме малоподвижных школьников, уменьшается, также незначительно изменяется процент преобладания возбуждения. Позитивные сдвиги по времени реакции, вероятно, связаны с тем, что задания левой рукой выполнялись после его выполнения задания правой рукой, то

есть присутствовал дополнительный момент освоения выполняемого задания, поэтому дети-спортсмены смогли лучше сориентироваться, что может говорить о развитии реакции научения. При этом школьники, которые не занимались спортом, левой рукой продемонстрировали результаты хуже, чем правой, что помимо сниженных психомоторных реакций, свидетельствует о слабости процесса освоения и научения.

Результаты теппинг-теста (табл. 3) характеризуют функциональное состояние центральной нервной системы, уровень выносливости, утомления, лабильности нервной системы (НС) детей.

Таблица 3

Результаты детей в теппинг-тесте

Показатели Здоровые дети, ЛИН, ЛИН,

занимающиеся занимающиеся не занимающиеся

спортом спортом спортом

Правая рука

Число ударов, кол-во 170,32±6,6 148,72±8,24* 146,88± 12,15

Уровень выносливости, ед. 4,55±0,6 3,58±0,62 4,5±0,63

Лабильность НС, Гц 34,36±1,15А 25,78±2,09* 26,56±1,61*

Левая рука

Число ударов, кол-во 152,13±5,01А 134,94±5,43* 126,44±10,34*

Уровень выносливости, ед. 3,88±0,51 3,08±0,34 3,13±0,39

Лабильность НС, Гц 28,17±1,33А 23,22±1,65* 21,56±1,93*

Примечания: * - изменения достоверны относительно здоровых детей, занимающихся спортом (р<0,05); ▲ - изменения достоверны относительно лиц с интеллектуальными нарушениями, не занимающихся спортом (р<0,05).

Критерии оценки:

- лабильность нервной системы (количество ударов за первые 5 секунд): 19 раз и менее - медленный темп работы, 20-30 раз - средний, 31-37 раз - высокий;

- выносливость: 1 ед. и менее - уровень ниже среднего, 1,1-2 ед. -средний, 2,1-3,9 ед. - выше среднего, 4 ед. и выше - высокий.

Большее количество ударов, сделанных за отведенное время, наблюдается у здоровых спортсменов. Показатели у лиц с нарушением интеллекта (внутри групп спортсменов и не занимающихся спортом) не имеют статистически значимых различий. Безусловно, данные значения зависят не только от силы нервных процессов, но и вторично от силы мышц кисти.

В своем исследовании нервно-мышечной усталости аналогичных групп (спортсмены с умственной отсталостью, люди, ведущие малоподвижный образ жизни, здоровые спортсмены) R. Borii с соавторами [14] выявил, что спортсмены с умственной отсталостью демонстрируют ослаб-

ленную центральную усталость и усиленную периферическую по сравнению с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни, что предполагает нервно-мышечный профиль, близкий к профилю людей с типичным развитием: меньшая нервно-мышечная усталость, быстрое восстановление у спортсменов, чем у людей с умственной отсталостью, ведущих малоподвижный образ жизни.

В то же время показатели правой руки у всех категорий лиц выше, чем левой. В своих исследованиях А.А. Ухтомский характеризовал такое явление, как результат усвоения ритма функциональной системой, который отражает повышение лабильности нервных процессов и исполнительных органов» [3]. Следовательно, у лиц с легкой степенью умственной отсталости не наблюдается крайних нарушений нервных процессов.

Интересно, что уровень выносливости у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни по результатам теста выше, чем у ЛИН, занимающихся спортом. При этом уровень лабильности нервной системы находится примерно на одном уровне.

Лабильность - показатель того, сколько отдельных законченных периодов возбуждения способна живая структура вместить в единицу времени [4]. По значениям правой руки здоровые дети-спортсмены демонстрируют высокий темп работы, ЛИН - средний. По показателям левой руки для детей всех исследуемых групп характерен средний темп работы.

Выводы. При сравнении результатов тестирования детей с умственной отсталостью легкой степени, занимающихся спортом и не занимающихся, выявлено, что психомоторные реакции значительно лучше у школьников-спортсменов, что, в свою очередь, говорит о возможности улучшений данных показателей и формировании коррекционной работы. Средние значения по группе демонстрируют преобладание процесса возбуждения у детей всех исследуемых категорий, несмотря на наличие преобладания тормозного процесса в ряде случаев лиц с интеллектуальными нарушениями.

В теппинг-тесте лучшие результаты показали здоровые дети-спортсмены, далее школьники с умственной отсталостью, занимающиеся спортом, худший показатель - у лиц с интеллектуальными нарушениями, не занимающихся спортом. Уровень лабильности нервной системы существенно ниже у ЛИН, занимающихся спортом, относительно здоровых школьников. В свою очередь, между показателями детей, имеющих интеллектуальные отклонения, отсутствуют статистически значимые различия.

Дальнейшее исследование предполагает оценку динамики исследуемых показателей через определенный промежуток времени с установлением корреляционных связей между ними и показателями характерологической направленности школьников различных групп.

Список литературы

1. Быструшкин С.К. Механизмы формирования адаптивных возможностей у детей с нарушением интеллекта: дис. ... д-ра биол. наук. Томск, 2007. 257 с.

2. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2004. 104 с.

3. Вохмянина Л.В. Технология проведения теппинг-теста // Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 29. С. 9-11.

4. Дифференциальная оценка типологических особенностей проявления свойств нервной системы у подростков / А.И. Кавокин [и др.] // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 155-161.

5. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: Изд-во ООО «Нейро-софт», 2007. 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Никифоров Д.Е. Спортивная подготовка футболистов 15-17 лет с нарушением интеллекта в условиях специализированного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 169 с.

7. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 223 с.

8. Умственно отсталый ребенок: очерки изучения особенностей высш. нервной деятельности детей-олигофренов / под ред. проф. А.Р. Лурия. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 203 с.

9. Analysis of reaction time in people with and without intellectual disabilities depending on the sport practiced / D.P. Santos [et al.] // Cultura, ciencia y deporte. 2015. № 10 (29). P. 145-154.

10. Cognitive profile of young well-trained athletes with intellectual disabilities / D. Van Biesena [et al.] // Research in developmental disabilities. 2016. Vol. 53. P. 377-390.

11. Cognitive-motor multitasking in athletes with and without intellectual impairment / R.C. Pineda [et al.] // Scandinavian Journal of medicine & Science in sports. 2021. P. 1-11.

12. Exploration of Sports Participation in Children with Mild Intellectual Disability / P. Iyer [et al.] // Critical reviews in physical and rehabilitation medicine. 2019. Vol. 31 (1). P. 85-92.

13. Gilderthorp R., Burns J.H., Jones F. Classification and intellectual disabilities: an investigation of the factors that predict the performance of athletes with intellectual disability // J. of Clinical Sport Psychology. 2018. P. 1-31.

14. Neuromuscular fatigue in individuals with intellectual disability: comparison between sedentary individuals and athletes / R. Borji [et al.] // Motor control. 2021. Vol. 25. Iss. 2. P. 264-282.

15. The impact of cognitive functions and intellectual impairment on pacing and performance in sports / K.E. Sakalidis [et al.] // Psychology of sport & Exercise. 2021. Vol. 52. P. 1-8.

References

1. Bystrushkin S.K. Mekhanizmy formirovaniya adaptivnyh vozmozhnostej u detej s narusheniem intellekta [Mechanisms of formation of adaptive capabilities in children with intellectual disabilities]: dis. ... dr. biol. sciences. Tomsk, 2007. 257 p.

2. Venevcev S.I., Dmitriev A.A. Ozdorovlenie i korrekciya psihofizicheskogo razvi-tiya detej s narusheniem intellekta sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Improvement and correction of the psychophysical development of children with intellectual disabilities by means of adaptive physical culture]. M.: Soviet sport, 2004. 104 p.

3. Vohmyanina L.V. Tekhnologiya provedeniya tepping-testa [Tapping test technology] // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e [Physical culture, sport and health]. 2017. No. 29. P. 9-11.

4. Differencial'naya ocenka tipologicheskih osobennostej proyavleniya svojstv nerv-noj sistemy u podrostkov [Differential assessment of the typological features of the manifestation of the properties of the nervous system in adolescents] / A.I. Kavokin [et al.] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2012. No. 5. P. 155-161.

5. Mantrova I.N. Metodicheskoe rukovodstvo po psihofiziologicheskoj i psihologi-cheskoj diagnostike [Methodical guide to psychophysiological and psychological diagnostics]. Ivanovo: Publishing house of Neurosoft LLC, 2007. 216 p.

6. Nikiforov D.E. Sportivnaya podgotovka futbolistov 15-17 let s narusheniem in-tellekta v usloviyah specializirovannogo uchrezhdeniya [Sports training of football players aged 15-17 years with intellectual impairment in a specialized institution]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2012. 169 p.

7. Pevzner M.S., Lubovskij V.I. Dinamika razvitiya detej-oligofrenov [Dynamics of development of oligophrenic children]. M.: Acad. ped. nauk RSFSR, 1963. 223 p.

8. Umstvenno otstalyj rebenok: ocherki izucheniya osobennostej vyssh. nervnoj deyatel'nosti detej-oligofrenov [Mentally retarded child: essays on the study of the features of higher education. nervous activity of oligophrenic children] / ed. prof. A.R. Luria. M.: Publishing House of Acad. ped. nauk RSFSR, 1960. 203 p.

9. Analysis of reaction time in people with and without intellectual disabilities depending on the sport practiced / D.P. Santos [et al.] // Cultura, ciencia y deporte. 2015. № 10 (29). P. 145-154.

10. Cognitive profile of young well-trained athletes with intellectual disabilities / D. Van Biesena [et al.] // Research in developmental disabilities. 2016. Vol. 53. P. 377-390.

11. Cognitive-motor multitasking in athletes with and without intellectual impairment / R.C. Pineda [et al.] // Scandinavian Journal of medicine & Science in sports. 2021. P. 1-11.

12. Exploration of Sports Participation in Children with Mild Intellectual Disability / P. Iyer [et al.] // Critical reviews in physical and rehabilitation medicine. 2019. Vol. 31 (1). P. 85-92.

13. Gilderthorp R., Burns J.H., Jones F. Classification and intellectual disabilities: an investigation of the factors that predict the performance of athletes with intellectual disability // Journal of Clinical Sport Psychology. 2018. P. 1-31.

14. Neuromuscular fatigue in individuals with intellectual disability: comparison between sedentary individuals and athletes / R. Borji [et al.] // Motor control. 2021. Vol. 25. Iss. 2. P. 264-282.

15. The impact of cognitive functions and intellectual impairment on pacing and performance in sports / K.E. Sakalidis [et al.] // Psychology of sport & Exercise. 2021. Vol. 52. P. 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.