Научная статья на тему 'Сравнительный анализ психологических особенностей детей-спортсменов с умственной отсталостью'

Сравнительный анализ психологических особенностей детей-спортсменов с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная отсталость / спорт / легкая атлетика / лыжные гонки / психическое состояние / психологические особенности / темперамент / поведение / тест Айзенка / тест Люшера / mental retardation / sport / track and field / ski race / psychic state / psychological characteristics / temperament / behavior / Eysenck test / Lüscher-Test

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна, Рогалева Людмила Николаевна, Серова Нина Борисовна

Исследование психического здоровья, характерологических и поведенческих особенностей лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) является важным вопросом, т.к. у детей данной нозологической группы выявляются дополнительные трудности в адаптивном и социальном поведении [1, 2], что влияет как на развитие и социализацию детей, так и на овладение и успешную реализацию себя в какой-либо деятельности. Материалы. В статье рассмотрены вопросы психологических особенностей детей с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 12-13 лет, которые занимаются легкой атлетикой и лыжными гонками, в сравнении со здоровыми спортсменами и детьми с нарушением интеллекта, не занимающимися в спортивных секциях. Методы исследования.. Анализ и обобщение научной литературы, психологическое тестирование на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» компании «Нейрософт», методы математической статистики. Методической базой исследования было выбрано два теста: тест Айзенка и тест Люшера, посредством которых определялся тип темперамента, присущий каждой исследуемой группе, уровень экстраверсии/интроверсии, нейротизма, тревоги, показатели внутреннего состояния детей. Результаты.Выявлено, что у детей с умственной отсталостью, занимающихся спортом, преобладает флегматический тип темперамента, присутствует автономность, при этом имеется существенная тенденция к нарастанию тревоги и неустойчивость личностных свойств; у здоровых спортсменов того же возраста преобладает сангвинистический тип темперамента, сбалансированность личностных свойств, наименьший показатель тревоги и стресса среди всех групп исследования. У школьников с нарушением интеллекта, ведущих малоподвижный образ жизни, преобладает холерический тип темперамента, показатели внутреннего состояния не выявляют существенных отличий от ЛИН, занимающихся спортом, они имеют чрезмерное возбуждение, активность и средний показатель нарастания тревоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна, Рогалева Людмила Николаевна, Серова Нина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of psychological characteristics of children-athletes with mental retardation

Studying psychic health, characterological and behavioral characteristics of people with cognitive impairment (PCI) is an important question, as children of this nosological group have additional difficulties in adaptive and social behavior [1, 2]. It influences children’s development and socialization, mastering some activity and self-realization in some activity. Materials. The article considers the questions concerning psychological characteristics of children with mild mental retardation at the age of 12-13. They are involved into track and field and ski race, in comparison with healthy athletes and children with mental retardation. They don’t attend sport clubs. Research methods. Information sources analysis and summarizing, psychological testing at an adaptive-program complex “NS-PsychoTest” of “Neurosoft” enterprise, methods of mathematical statistics. Methodical base of the research work included two tests: Eysenck test and Lüscher-Test. With the help of these tests we defined the type of temperament, which each group has, the level of extraversion/introversion, neuroticism, anxiety, the indices of children’s inner state. Results. It was revealed that children with mental retardation, who are involved into sport, have mainly phlegmatic type of temperament. They have autonomy and distinctive tendency of anxiety increase and personal influences unsteadiness; among healthy athletes of the same age predominates the following: sanguine type of temperament, balanced character of personal features, the lowest index of anxiety and stress among all groups of respondents. Among schoolchildren with mental retardation, who don’t have active life style, predominates the following: choleric type of temperament, indices of inner state don’t reveal considerable differences from PCI. They are involved into sport. They have excessive excitation, activity and the average index of anxiety increase.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ психологических особенностей детей-спортсменов с умственной отсталостью»

УДК 612.821 DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-211-217

Сравнительный анализ психологических особенностей детей-спортсменов с умственной отсталостью

Федулова Д.В.1,2*,, РогалеваЛ.Н. 1, Серова Н.Б. 1

1 УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0001-7289-3328, Darya-fedulova@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-6870-9409, Liudmila/rogaleva@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9532-2314, ninasero@mail.ru 2 Спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва, г. Екатеринбург,

Россия

Аннотация: Исследование психического здоровья, характерологических и поведенческих особенностей лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) является важным вопросом, т.к. у детей данной нозологической группы выявляются дополнительные трудности в адаптивном и социальном поведении [1, 2], что влияет как на развитие и социализацию детей, так и на овладение и успешную реализацию себя в какой-либо деятельности. Материалы. В статье рассмотрены вопросы психологических особенностей детей с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 12-13 лет, которые занимаются легкой атлетикой и лыжными гонками, в сравнении со здоровыми спортсменами и детьми с нарушением интеллекта, не занимающимися в спортивных секциях. Методы исследования.. Анализ и обобщение научной литературы, психологическое тестирование на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» компании «Нейрософт», методы математической статистики. Методической базой исследования было выбрано два теста: тест Айзенка и тест Люшера, посредством которых определялся тип темперамента, присущий каждой исследуемой группе, уровень экстраверсии/интроверсии, нейротизма, тревоги, показатели внутреннего состояния детей. Результаты. Выявлено, что у детей с умственной отсталостью, занимающихся спортом, преобладает флегматический тип темперамента, присутствует автономность, при этом имеется существенная тенденция к нарастанию тревоги и неустойчивость личностных свойств; у здоровых спортсменов того же возраста преобладает сангвинистический тип темперамента, сбалансированность личностных свойств, наименьший показатель тревоги и стресса среди всех групп исследования. У школьников с нарушением интеллекта, ведущих малоподвижный образ жизни, преобладает холерический тип темперамента, показатели внутреннего состояния не выявляют существенных отличий от ЛИН, занимающихся спортом, они имеют чрезмерное возбуждение, активность и средний показатель нарастания тревоги. Ключевые слова: умственная отсталость, спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, психическое состояние, психологические особенности, темперамент, поведение, тест Айзенка, тест Люшера.

Для цитирования: Федулова Д.В.*, Рогалева Л.Н., Серова Н.Б. Сравнительный анализ психологических особенностей детей-спортсменов с умственной отсталостью. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 211-217. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-211-217.

Comparative analysis of psychological characteristics of children-athletes

with mental retardation

Darya V. Fedulova 1,2*, Lyudmila N. Rogaleva1, Nina B. Serova 1

1 First President of Russian BN. Eltsyn Ural Federal University

Ekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0001-7289-3328, Darya-fedulova@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-6870-9409, Liudmila/rogaleva@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9532-2314, ninasero@mail.ru 2Sports-adaptive school of paralympic and surdolympic reserve, Ekaterinburg, Russia

Abstract: Studying psychic health, characterological and behavioral characteristics of people with cognitive impairment (PCI) is an important question, as children of this nosological group have additional difficulties in adaptive and social behavior [1, 2]. It influences children's development and socialization, mastering some activity and self-realization in some activity. Materials. The article considers the questions concerning psychological characteristics of children with mild mental retardation at the age of 12-13. They are involved into track and field and ski race, in comparison with healthy athletes and children with mental retardation. They don't attend sport clubs. Research methods. Information sources analysis and summarizing, psychological testing at an adaptive-program complex "NS-PsychoTest" of "Neurosoft" enterprise, methods of mathematical statistics. Methodical base of the research work included two tests: Eysenck test and Luscher-Test. With the help of these tests we defined the type of temperament, which each group has, the level of extraversion/introversion, neuroticism, anxiety, the indices of children's inner state. Results. It was revealed that children with mental retardation, who are involved into sport, have mainly phlegmatic type of temperament. They have autonomy and distinctive tendency of anxiety increase and personal influences unsteadiness; among healthy athletes of the same age predominates the following: sanguine type of temperament, balanced character of personal features, the lowest index of anxiety and stress among all groups of respondents. Among schoolchildren with mental retardation, who don't have active life style, predominates the following: choleric type of temperament, indices of inner state don't reveal considerable differences from PCI. They are involved into sport. They have excessive excitation, activity and the average index of anxiety increase.

Keywords: mental retardation, sport, track and field, ski race, psychic state, psychological characteristics, temperament, behavior, Eysenck test, Luscher-Test.

For citation: Darya V. Fedulova*, Lyudmila N. Rogaleva, Nina B. Serova. Comparative analysis of

psychological characteristics of children-athletes with mental retardation. Russian Journal of Physical

Education and Sport. 2022; 17(2): 211-217. DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-211-217.

Введение

Исследование психического здоровья, характерологических и поведенческих особенностей лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) является важным вопросом, т.к. у детей данной нозологической группы выявляются дополнительные трудности в адаптивном и социальном поведении [1, 2], что влияет как на развитие и социализацию детей, так и на овладение и успешную реализацию себя в какой-либо деятельности.

Противоречивость и интерес побуждаются исследованиями, которые, с одной стороны, описывают минимальные различия в темпераментах детей между группами обычного и специального образования и в то же время значительные различия в социальном поведении, которые, в свою очередь, обосновываются разницей интеллектуальных способностей [3].

Ряд других исследований выявляют положительную корреляцию между влиянием дефекта не только на социальные, но и на личностные качества, психологические

особенности детей с умственной отсталостью [2, 4].

Отдельного внимания заслуживает развитие детей в условиях занятий спортом. Высокая значимость и польза спортивных занятий не вызывают сомнений и подтверждены многими научными работами [5-7]. Однако данный вопрос хотелось бы рассмотреть с точки зрения влияния спортивных занятий на личные качества детей, эмоциональное здоровье и устойчивость психических состояний.

Как отмечает Савченко Ю.И., у умственно отсталых детей на первый план выступает наследственный потенциал, генетическая программа формирования темперамента, на которую накладывается груз врожденных (или генетических) поломок в нервной системе [8].

Said B.E и др. в своих результатах отмечают, что темперамент изменяется с увеличением способности справляться с трудностями [9], что, в свою очередь, может рассматривать спорт как один из элементов влияния на поведение человека.

Учитывая, что данным детям свойственна

эмоциональная нестабильность [10, 11], которая проявляется в тревожности, агрессии, дезорганизующей деятельности человека, спорт может влиять и на данные показатели [8, 10], однако необходимо понять, насколько сильные отличия могут быть не только от группы детей, не занимающихся спортом, но и от группы здоровых школьников, и в перспективе выявить корреляцию между сроком занятий и изменением показателя психологического здоровья детей.

Цель исследования - провести сравнительный анализ влияния спортивных занятий на психологическое развитие детей с легкой степенью умственной отсталости.

Материалы и методы

Исследование проводилось среди 110 детей в возрасте 12-13 лет трех категорий групп, в равной степени сформированных по гендерным различиям:

1) дети с умственной отсталостью легкой степени из коррекционных школ VIII вида (40 человек);

2) дети с умственной отсталостью легкой степени, занимающиеся циклическими видами спорта (легкая атлетика, лыжные гонки), в количестве 35 человек;

3) здоровые дети, занимающиеся циклическими видами спорта (легкая атлетика,

лыжные гонки), в количестве 35 человек.

Тестирование проводилось на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» компании «Нейрософт». Изучались вопросы прохождения детьми двух тестов:

1. Опросник EPI (Г. Ю. Айзенка). Предназначен для диагностики типа темперамента на основе определения экстраверсии/интроверсии и уровня нейротизма. Тест включает в себя 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, остальные 9 входили в контрольную шкалу лжи, предназначенную для оценки степени искренности при ответах на вопросы. Обследуемому необходимо было ответить на вопросы теста вариантами - «Да» или «Нет».

2. Восьмицветовой тест М. Люшера. Предназначен для диагностики психического состояния человека. Испытуемым предлагалось расположить 8 цветов по степени их субъективной приятности.

Результаты и обсуждение

Представление результатов по опроснику Айзенка было разделено на 2 части: в первой части представлены значения по шкалам Экстраверсии/интроверсии, Нейротизма и Шкалы лжи (таблица1), во второй части - по определению типов темперамента (рисунок1).

Группа ïknpiBCptH][/ Нснритнш Шка. ] а . iL-tJi

IIHipOBipCHH

lilTTHll Г'ра;|имин ЗШЧЕПЁ TpiuaiMiH Значенне Гришин н

ЛНН Амб|[ВСрП1Я Ш1.33 Умеренная УСТОЙ ЧНВ-Ъ 6,06*0,57 КрНТНЧ. уровень

ЛНН, Г[[П<р7ГЫГНЫ 1 l,72±0J3 Амб|[ВСрП1Я Ю,7Й*0,8 Устанчив-ь ЗДЭДЭ1 КрНТНЧ. уровень

Здоровы L" снсгртгмскы 12,8471 Амбквсргия ШЭД8 Устанчив-ь КрНТНЧ. уровень

Примечание: *p^Û,05

У всех исследуемых групп характеризует их по психологическим типам демонстрируется срединный результат шкалы как комбинированный тип по отношению к «Экстраверсия/интроверсия» - амбиверсия, что внешнему миру: дети в один момент могут быть

коммуникативными, открытыми, в другой -погружаться в себя, минимизировать контакт с окружающими.

По шкале «Нейротизм» у спортсменов с интеллектуальными нарушениями и здоровых спортсменов выявляется устойчивость, у ЛИН - умеренная устойчивость, что свидетельствует о большей эмоциональной стабильности детей,

занимающихся спортом. Показатели «Шкалы лжи» находятся на критическом уровне в обеих исследуемых группах, что говорит о неполной искренности в ответах на вопросы теста.

По методу корреляционного анализа Спирмена не выявлено зависимых связей между шкалами Экстраверсия/Интроверсия и Нейротизма.

Типы темперамента с" ЧЯ

| Н 33

31 1 с 1 1

£ и 2 5 1 ■ 1 25 24

II . II || 15 1

и Самгпнмин Хшкэнк Флсгмаглн Меланхолик ■ ,'Н-' Н ВЛИН.СПЮТ Я }СП, СПИ"

Ннс. 1. Тины темперамента но тесту Г. Ю. Акзенка

По результатам преобладания типов темперамента выявлено, что среди здоровых спортсменов чаще всего встречается сангвинистический тип

(энергичны, жизнерадостны, эмоционально устойчивы); среди спортсменов с умственной отсталостью - меланхолический тип (замкнуты, чувствительны, ранимы), среди лиц с нарушением интеллекта, ведущих малоподвижный образ жизни, - холерический тип (порывисты, неуравновешенны, с частой сменой настроения).

Диагностика психического состояния через восьмицветовой тест Люшера (таблица 2) выявила одинаковые предпочтения у всех категорий испытуемых: оранжево-красный

и желтый цвета, которые характеризуют возбуждение, активность, наступательные тенденции; безразличие здоровые спортсмены и ЛИН, не занимающиеся физической активностью, проявили к коричневому и серому цветам, которые характеризуют устойчивость, успокоение, некоторую пассивность; ЛИН, занимающиеся спортом, - к коричневому и сине-зеленому - цветам уверенности и спокойствия. Таким образом, по текущему состоянию на момент обследования дети проявляют готовность к действиям, ориентацию на внешние составляющие, при этом меньше ориентации на целостное спокойствие и внутреннюю гармонию.

Таслнна 2

Результаты цветового теста.'] юше-ра

Груш Темнп-енннн Гнис-зелгнын Ор*вж,-краен, Желты и Фи сист. Коричн. Черный Серый

ЛИН М -1,Ь7± 0,34 Э^Ш 0,54 3,97± 0,52 4,17± 0,47 5Л1± 0,32 4,3 3± 0.52 5,С№± 0.46

ЛИН. спортсмены 4,15* 0,43 0,47 3,+1± 0.46 4.№± сдэ 0.55 0,41 4,35± 0.53 0.42

Здоровые спортсмены 4,Ь2± 0,41 з,из± 0,36ж 3,15± 0.4 <ш 3,71± 0.44 6,75± С 34* 4,40± 0.45 5,17± 0.35

При меч дни с:

Результаты показателей внутреннего состояния детом представлены б таблице 3.

Результаты показателен внутреннего соетоян ия дегеЛ

Таолнна .1

1'р> 0.0.3 Суинлтк от аут чг. порчи I с]ср-авшн Кошкшр.-шитрич. Всгсгат. баланс- Личности., баланс Пяплт-ь Работоспособности Пшрт-ь ¿триса

ЛИН 1 1.45 1.1 1,47± 1,03 -н ■ Г | 0,47* 0.67 12,33± 0,34 2,75

ЛИН. спортсмены 17,54± 1.16 -0,2Ь± 0,36 1,74± 1.1 -1.00± 1.1 И^62± 0.65 12,5^± 0,61 22,НК± 2,11

Здоровые спортсмены 16,50± 1,21 1.15±г 0,72 11,77± 0,В£ -2,35± 1,07 -С1,42± 0,75* 1С»,ЗВ± 0,75* 13,Н2± 2,12*

Примечание:

По показателю «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» выявляется средний уровень непродуктивности у всех категорий детей (критерий: 13-19 баллов). По показателю «Гетерономность-автономность», критерии которого: «0 и меньше» - автономность (независимость, активность), «больше 0» -гетерономность (пассивность, склонность к зависимому положению от окружающих, чувствительность), автономность свойственна ЛИН спортсменам, пассивность - здоровым спортсменам и больше школьникам, ведущим малоподвижный образ жизни.

Показатели «Концентричность-

эксцентричность» и «Вегетативный баланс» выявляют концентричность и преобладание тонуса парасимпатической нервной системы, т.е. работа организма направлена на отдых, восстановление сил, сбережение ресурсов у всех категорий детей. «Личностный баланс» показывает сбалансированность личностных свойств у здоровых спортсменов; у школьников с нарушением интеллекта - неустойчивость.

Показатели работоспособности и стресса находятся также на одном уровне. Значительное внимание привлекает показатель стресса,

который демонстрирует наличие стрессового баллов).

состояния у детей, имеющих умственную Исходя из данных результатов мы

отсталость (критерий: больше 20 баллов), при отдельно проанализировали состояние тревоги

этом у здоровых спортсменов данный показатель (таблица 4). находится на среднем уровне (критерий: 12-20

'1'ao.iiiiia 4

Показатели грсвсги

Jpynna Первым показатель ipCBttl 11 Biopnrii показатель rpofn

ЛИН 3„56±D,75 4,7Я±0,7Я

ЛИН. спортсмены 3,2<Ш},53 5,2<Ш>,55

Здоровые спорте мсн.ы 3,35±G,fr*

Примечание:

У всех категорий групп присутствует тенденция к нарастанию тревоги. Самый низкий показатель зафиксирован у здоровых спортсменов, самый высокий - у спортсменов с нарушением интеллекта.

Заключение

Таким образом, у детей 12-13 лет с умственной отсталостью, занимающихся спортом, преобладает флегматический тип темперамента, присутствует автономность, при этом имеется существенная тенденция к нарастанию тревоги и неустойчивость личностных свойств; у здоровых спортсменов того же возраста имеется преобладание сангвинистического типа темперамента, сбалансированность личностных свойств, наименьший показатель тревоги и стресса среди всех групп исследования. У школьников с нарушением интеллекта, ведущих малоподвижный образ жизни, преобладает холерический тип темперамента, показатели внутреннего состояния не выявляют существенных отличий от ЛИН, занимающихся спортом, они имеют чрезмерное возбуждение, активность и средний показатель нарастания тревоги.

Список литературы

1. Gilderthorp R. Classification and intellectual disabilities: an investigation of the factors that predict the performance of athletes

with intellectual disability. Journal of Clinical Sport Psychology. 2018: 1-31.

2. Lyer P. Exploration of Sports Participation in Children with Mild Intellectual Disability. Critical Reviews™ in Physical and Rehabilitation Medicine. 2019; 31(1): 85-92.

3. Zion E. Temperament and social behaviour at home and school among typically developing children and children with an intellectually disability. Journal of Intellectual Disability Research. 2006; 50(6): 445-456.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sakalidis K.E. The impact of cognitive functions and intellectual impairment on pacing and performance in sports. Psychology of Sport & Exercise. 2021; 52: 1-8.

5. Santos D.P. Analysis of reaction time in people with and without intellectual disabilities depending on the sport practiced. Cultura, Ciencia y Deporte. 2015; 10(29): 1458-154.

6. Van Biesen D. The impact of intellectual disability and sport expertise on cognitive and executive functions. Journal of Intellectual Disabilities. 2022: 1-17.

7. Pineda R.C. Cognitive-motor multitasking in athletes with and without intellectual impairment. Scand J Med Sci Sports. 2021: 1-11.

8. Савченков Ю.И. Особенности проявления черт темперамента у детей с различными нарушениями интеллектуального развития сенсорных функций. Сибирский вестник специального образования. 2011; 1(3): 60-70.

9. Said B.E. Teacher's concept and its relation to temperament and coping strategies among mentally retarded children. Life Science Journal. 2012; 9(4): 3243-3250.

10. González-García H. Influence of anger on competition level, sport success and professional athletes. Ansiedad y Estrés. 2019; 25(2): 105-110.

11. Грибанов А.В. Психофизиологическая деятельности в детском возрасте (обзор). характеристикатревожностииинтеллектуальной Экология человека. 2019; 9: 50-58.

Статья поступила в редакцию: 05.05.2022

Федулова Дарья Владимировна - кандидат биологических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: darya-fedulova@yandex.ru

Рогалева Людмила Николаевна — кандидат психологических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: Liudmila/rogaleva@yandex.ru

Серова Нина Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: ninasero@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.