Научная статья на тему 'ПАУЭРЛИФТИНГ И ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПАУЭРЛИФТИНГ И ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / АФК / СФП / ОФП / АДАПТАЦИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ЛИЦА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ибрагимов Ильдар Фаисович, Зайцев Вячеслав Александрович, Хасанзянов Ильнар Исмагилович, Минебаев Наиль Карамович, Фомина Евгения Владимировна

В данной статье отражены показатели, полученные в ходе исследования, и положительное влияние занятий пауэрлифтингом на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку подростков 14-16 лет с особенностями интеллекта. Ведущее место среди других инвалидизирующих заболеваний, имеющих комплексные необратимые последствия, занимает умственная отсталость. Данное умозаключение вытекает из представленных ниже статистических данных. Различные нарушения психического и физического развития, а также функциональные отклонения в развитии ребенка, возникающие в результате органического поражения центральной нервной системы, требуют от ученых и специалистов создания определенных условий для удовлетворения естественных потребностей в движении лиц с умственной отсталостью. В связи с этим актуальным является вопрос о привлечении детей и подростков с легкой умственной отсталостью к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и спортом с целью увеличения двигательной активности лиц с данными отклонениями. Цель исследования - практически обосновать методику физической подготовки подростков с умственной отсталостью в процессе занятий пауэрлифтингом с учетом их психофизического развития. Достоверность сходства двух групп было проверено с помощью математической статистики, используя U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, а также t-критерия Стьюдента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ибрагимов Ильдар Фаисович, Зайцев Вячеслав Александрович, Хасанзянов Ильнар Исмагилович, Минебаев Наиль Карамович, Фомина Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERLIFTING AND ITS POSITIVE IMPACT ON THE MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

This article reflects the indicators obtained during the study, and the positive impact of powerlifting on the general physical fitness of adolescents aged 14-16 with intellectual disabilities. The leading place among other disabling diseases that have complex irreversible consequences is occupied by mental retardation. This conclusion follows from the statistics presented below. Various disorders of mental and physical development, as well as functional abnormalities in the development of a child that occur as a result of organic damage to the Central nervous system, require scientists and specialists to create certain conditions to meet the natural needs for movement of persons with mental retardation. In this regard, the issue of attracting children and adolescents with mild mental retardation to regular adaptive physical education and sports in order to increase the motor activity of persons with these disabilities is relevant. The purpose of the study is to practically justify the method of physical training of adolescents with mental retardation in the process of powerlifting, taking into account their psychophysical development. The validity of the similarity of the two groups was verified using mathematical statistics, using the Mann-Whitney U-test for two independent samples, as well as the student's t-test.

Текст научной работы на тему «ПАУЭРЛИФТИНГ И ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Kazan Federal University, Kazan.

Контактная информация: ibraildar@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2021

УДК 796.015.59

ПАУЭРЛИФТИНГ И ЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Ильдар Фаисович Ибрагимов, кандидат биологических наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет», Казань; Казанский государственный медицинский университет, Казань; Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, Казань; Вячеслав Александрович Зайцев, старший преподаватель; Ильнар Исмагилович Хасанзянов, старший преподаватель; Наиль Ка-рамович Минебаев, старший преподаватель; Евгения Владимировна Фомина, старший преподаватель; Ольга Владимировна Залялиева, старший преподаватель; Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Аннотация

В данной статье отражены показатели, полученные в ходе исследования, и положительное влияние занятий пауэрлифтингом на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку подростков 14-16 лет с особенностями интеллекта. Ведущее место среди других инва-лидизирующих заболеваний, имеющих комплексные необратимые последствия, занимает умственная отсталость. Данное умозаключение вытекает из представленных ниже статистических данных. Различные нарушения психического и физического развития, а также функциональные отклонения в развитии ребенка, возникающие в результате органического поражения центральной нервной системы, требуют от ученых и специалистов создания определенных условий для удовлетворения естественных потребностей в движении лиц с умственной отсталостью. В связи с этим актуальным является вопрос о привлечении детей и подростков с легкой умственной отсталостью к регулярным занятиям адаптивной физической культурой и спортом с целью увеличения двигательной активности лиц с данными отклонениями. Цель исследования - практически обосновать методику физической подготовки подростков с умственной отсталостью в процессе занятий пауэрлифтингом с учетом их психофизического развития. Достоверность сходства двух групп было проверено с помощью математической статистики, используя U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, а также t-критерия Стьюдента.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, АФК, СФП, ОФП, адаптация, инвалидность, лица с легкой умственной отсталостью, особенности интеллекта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p171-177

POWERLIFTING AND ITS POSITIVE IMPACT ON THE MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Ildar Faisovich Ibragimov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University, Kazan State Medical University, Kazan Institute (branch of All-

Russian State University of Justice; Kazan, Vyacheslav Alexandrovich Zaitsev, the senior teacher; Ilnar Ismagilovich Khasanzyanov, the senior teacher; Nail Karamovich Minebaev, the senior teacher; Evgenia Vladimirovna Fomina, the senior teacher; Olga Vladimirovna Zalyalieva, the senior teacher; Kazan (Volga Region) Federal University

Abstract

This article reflects the indicators obtained during the study, and the positive impact of powerlift-ing on the general physical fitness of adolescents aged 14-16 with intellectual disabilities. The leading

place among other disabling diseases that have complex irreversible consequences is occupied by mental retardation. This conclusion follows from the statistics presented below. Various disorders of mental and physical development, as well as functional abnormalities in the development of a child that occur as a result of organic damage to the Central nervous system, require scientists and specialists to create certain conditions to meet the natural needs for movement of persons with mental retardation. In this regard, the issue of attracting children and adolescents with mild mental retardation to regular adaptive physical education and sports in order to increase the motor activity of persons with these disabilities is relevant. The purpose of the study is to practically justify the method of physical training of adolescents with mental retardation in the process of powerlifting, taking into account their psychophysical development. The validity of the similarity of the two groups was verified using mathematical statistics, using the MannWhitney U-test for two independent samples, as well as the student's t-test.

Keywords: adaptive physical culture, adaptive sports, AFK, SFP, OFP, adaptation, disability, persons with mild mental retardation, features of intelligence.

В каждой стране есть инвалиды, которыми признаются люди с различными нарушениями здоровья. Забота о них - обязанность государства. Ежегодно ведётся статистика инвалидности для обеспечения поддержки со стороны государства (социальная и медицинская помощь таким инвалидам). От динамики изменений количества инвалидов от общего количества определяется объем финансирования и социальная политика государства (см. рисунок 1).

В период с 2013 по 2020 гг. мы наблюдаем динамику снижения общего числа инвалидов. Вероятно, это происходит благодаря соблюдению трудового законодательства, улучшением качественных оказанных медицинских услуг и улучшением жизненного уровня, а также повсеместным развитием науки и техники.

Статистика за период с 2016 по 2018 год говорит о том, что в России заметно уменьшилось количество граждан, имеющих инвалидность. Количество выданных свидетельств об инвалидности сократилось. Снизилось и количество обращений за ней в бюро медико-социальной экспертизы. По некоторым данным инвалидность среди детей растет в среднем на 15000-25000 детей в год из-за расстройств нервного и психического характера, а также врожденных аномалий [3].

Из ряда источников нам известно, что ребенок-инвалид - дети до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья (рисунок 1).

Обратившись к источнику 2020 года нами выявлено что 57 процентов - мальчики, из 688 тыс. детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, отнесенных в ту или иную группу инвалидности.

2017 год Всего инвалидов, тыс.чел

2018 год 2019 год 2020 год

I группы ■!! группы ■ III группы дети инвалиды >на 1000 чел.

Рисунок 1 - Динамика изменений численности инвалидов по группам и детей с ОВЗ в период с 2017 по 2020

гг., тыс.чел. (https://rosinfostat.ru/invalidy/)

По нашим наблюдениям выявлено, что больше всего детей с ограниченными возможностями здоровья приходится на возраст от восьми до пятнадцати лет, из них на инвалидов с детства приходится наименьшее количество, тогда как наибольший процент

приходится на детей с приобретенной степенью инвалидности (рисунок 2).

24% Согласно статистике,

10% наибольшая доля приходится на

отклонения в виде психических заболеваний и умственную отсталость, т.е. 30%, тогда как на

8%

врожденные аномалии приходится на 6% меньше. Статистика 5% также показала, что на отклоне-

30% ния в состоянии здоровья в виде

■ Психические заболевания и умственная отсталость нарушения фунКци°нир°вания

Врождённые аномалии Эндокринной системы приходит-

Нарушение функционирования эндокринной системы ся лишь 10%, на неврологию 8%

Неврология заболеваний. Из всех представ-

Нарушения двигательной функции «

ленных нами отклонений Рисунок 2 - Огелгаени^ % наименьшая доля приходится на

нарушения двигательной функции. Таким образом, наибольшее количество заболеваний приходится на психические заболевания и умственную отсталость, что также определяет актуальность нашего исследования.

В распоряжении, принятом 29 ноября 2014 г. за № 2403-рр «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в п. 7 пп. г) сказано: «создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта». Одним из пунктов реализации данной задачи предусматривает осуществление одного из мероприятий: «создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности».

Международная Специальная Олимпиада (Special Olympics International - SOI) и Международная федерация по спорту лиц с нарушением интеллекта - 2-е Международные организации - организуют и проводят в настоящее время соревнования среди лиц с данными отклонениями. (International Sports Association for Persons with an Intellectual Disability - INAS-FID), объединяющие атлетов с умственными отклонениями и волонтеров из разных стран мира [2].

В Российской Федерации философские и идеологические основы Специального Олимпийского движения, находящегося под патронажем Международной Специальной Олимпиады, реализует на практике «Специальная Олимпиада России» - президентом которой является Павлов А.В., а параолимпийского направления спорта лиц с нарушением интеллекта, разработанных и контролируемых INAS-FID, - Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями - президентом которой является Евсеев С П. [1].

В Казани запланировано проведение Всемирных зимних игр Специальной Олимпиады (World Winter Games 2022) - одно из значимых событий этого года в спортивном мире и нацелено оно с целью помочь людям с особенностями интелекта найти себя и окажет огромное значение для социализации личности. Принять участие в данных соревнованиях может любой желающий спортсмен с особенностями интеллекта.

Цели и задачи исследования. Нашей целю являлось применение методики подготовки в результате выполнения различных упражнений с отягощениями среди лиц с особенностями интеллекта и провести сравнительный анализ с детьми, не имеющими данных отклонений.

В результате эксперимента решались задачи:

- выявить у подростков с особенностями интеллекта, занимающихся пауэрлиф-тингом, изменения функциональных показателей и физического развития в результате систематических тренировок;

- доказать положительное влияние систематических мышечных тренировок на функциональное развитие лиц с особенностями интеллекта путем подтверждения её эффективности.

Результаты исследования и их обсуждение. Эксперименты проведены на базе ГБУ «Республиканская спортивно-адаптивная школа».

В процессе подготовки к исследованию нам удалось собрать две подгруппы по 6 чел. и поделены на экспериментальную и контрольную сформированную из мальчиков 14-16 лет. По индивидуальной методике занималась подгруппа мальчиков отнесенной к экспериментальной группе, тогда как подгруппа мальчиков, отнесенная к контрольной, занималась по утвержденной программе.

В качестве индивидуальной методики были применены некоторые педагогические приемы, например, на разминке применялись упражнения, приближенные к соревновательным, сокращено количество упражнений для разминки и количество подходов, направленное на максимальное выполнение упражнений с определенной массой и скоростью, а также контроль и сопровождение при выполнении упражнений во время тренировки.

Данный вид состязаний для спортсменов с интеллектуальными отклонениями имеет некоторые особенности, т.е. для спецолимпийцев (для участия в Специальной Олимпиаде) разработаны следующие программы: приседание со штангой на плечах; жим лежа на горизонтальной скамье; становая тяга; двоеборье; жим лежа на скамье и тяга; троеборье; жим лежа на скамье, тяга и приседание. Разнообразие представленных выше упражнений даст возможность для лиц, имеющих различные степени отклонения в данных соревнованиях данного уровня.

Контрольная группа занималась по программе, предназначенной для здоровых детей, занимающихся в ДЮСШ подготовки в пауэрлифтинге (по содержанию программы подготовленной А.Н. Бычковым [4]. В программу были включены ОФП, СФП и т.д. У подростков контрольной группы подготовка проводилась, не учитывая их интеллектуальные способности и физическую подготовленность, занимающихся как на силовых, так и на функциональных тренажерах. Экспериментальная группа занималась по программе, представленной для детей и подростков с умственными отклонениями (таблица).

Таблица 3 - Комплекс общеразвивающих упражнений

Нед. Вторник Четверг Суббота

1 2 3 4

1, 7, 13, 19, 25,31 Комплекс общеразвивающих упражнений. Жим гантелями лежа 4*8. Разведение рук с гантелями лежа 3*10. Приседание с (16 кг) гирей между ног на тумбе (3*10). Комплекс общеразвивающих упражнений. Становая тяга с плинтов выше колена на 10 см 30%*10; 40%*3; 65%*1; (70%*6) *2. Наклоны через козла (3*15). Комплекс общеразвивающих упражнений. Приседание у стены без веса (3*12). Отжимание от пола 4*8-10. 3)Пресс (10*4).

2, 8, 14, 20, 26, 32 Комплекс общеразвивающих упражнений. Приседание на скамейку до угла (900 30*8; 40*5; 45*3; 55*1; (65*6) *4). Жим лежа с валиком и доской (50*10; 60*6; 70*5; (80*5) *3). Разводки повтор. Коррекционные упр. Комплекс общеразвивающих упражнений. Становая тяга с плинтов от уровня колен. (30*8; 45*5; 60*3; 73*8; 68*8). Тяга гири с плинтов (3*10-12). Коррекционные упр. Комплекс общеразвивающих упражнений. Приседание и жим лежа на 10% ниже чем в понедельник. Присед, с гирей (16 кг) между ног на тумбе 3*10-12. Коррекционные упр.

Нед. Вторник Четверг Суббота

1 2 3 4

3, 9, 15, 21, 27, 33 Комплекс общеразвивающих упражнений. Приседание со штангой ((30%*5) *2; 45*3; 55%*1; 60%*1; (65%*6) *2). Жим лежа (55*8) *2; 70*6; 75%*4; 85%*2. Разводки лежа 3*10 по возрастанию. Коррекционные упр. Комплекс общеразвивающих упражнений. Тяга штанги с плинтов(20см) 25%*8; 40%*5; 55%*3; (70%*8) *2. Тяга штанги из глубины (55%*8) *2). Коррекционные упр. Комплекс общеразвивающих упражнений. Жим лежа 35%*10; 55*3; 65*3; (70%*5) *3. Жим лежа узким хватом (50*8; 60*6; 70*4*80*2). Прыжки на тумбу 50 см. 3 подхода пресс (3*15-20). Коррекционные упр.

4, 10, 16, 22, 28,34 Комплекс общеразвивающих упражнений. Жим лежа (35%*10; 55%*3; 75%*2; (83%*6) *4). Жим в наклоне (3*6). Разводки лежа 3*10. Приседания со штангой (50%*10; 61%*8; 67%*8; 73%*8; 79%*8; 76%*8) Пресс (2*10). Комплекс общеразвивающих упражнений. Тяга штанги (30%*10; 40%* 5; 50%*1; 65%*1; (70%*10) *2). Тяга в наклоне (3*8). Жим штанги из-за головы (3*8). Вис на турнике на время (1мин *2). Комплекс общеразвивающих упражнений. Жим лежа (35%*10; 55%*3; 70%*3; (75%*5) *4). Тренажер (жим ногами) (4*8-10). Жим узким хватом (3*6-8).

5, 11,17, 23, 29, 35 Комплекс общеразвивающих упражнений. Жим лежа (30%*6; 45%*6; 62%*4; 72%*2; (82%*5) *2). Брусья (3x8-10). Приседания со штангой (30%*8; 40%*5; 55%*3; 65%*2; 70%*8). Жим ногами (3*8). Комплекс общеразвивающих упражнений. Тяга верхнего блока (3x8). Тяга становая (30%*8; 45%*5; 60%*5; 70%*5; 75%*5). Тяга гантели за один конец (3*8). Жим гантелями сидя (3*8). Комплекс общеразвивающих упражнений. 1)Жим лежа (30%*6; 45%*6; (65% *6) *3). 2)Приседание с гирей (24кг), стоя на тумбе (3*12). 3)Французский жим (3*8-10).

6, 12, 18, 24, 30, 36 Комплекс общеразвивающих упражнений. 1) Жим лежа (30%*6; 45%*6; 60%*4; 70%*2; (75%*5) *3). Брусья (3*8-10). Приседания со штангой (30%*8; 40%*5; 55%*3; 65%*1; (70%*5) *2). Жим ногами (3*10). Комплекс общеразвивающих упражнений. Тяга верхнего блока (3*8). Тяга становая (30%*8; 45%*5; 60%*5; 70%*1; 75%*5). Тяга гантели за один конец (3*8). Жим гантелями сидя (3*8). Комплекс общеразвивающих упражнений. Жим лежа (30%*6; 45%*6; (65%*6) *3). Приседание с гирей (24 кг), стоя на тумбе (3*12). Французский жим (3*8-10).

Выявить влияние представленной методики в пауэрлифтинге на уровень ОФП подростков с умственной отсталостью смогли, сравнив данные по завершении эксперимента (рисунок 3).

25 20 15 10 5 0

Рисунок 3

Экспериментальная группа ■ Контрольная группа - Величины ОФП экспериментальной (6 чел.) и контрольной группы (6 чел.) в конце эксперимента.

Из представленных нами данных видно, что все результаты экспериментальной группы выше, чем в контрольной группе, так при выполнении подтягивания на перекладине мы видим, что показатели выше на 27,4%, при выполнении сгибаний и разгибаний рук в упоре результаты выше на 27,1%, при выполнении позы Ромберга выше на 25,2%. Похожая динамика нами наблюдалась и при выполнении упражнения -

наклон в глубину с гимнастической скамейки, т.е. выше на 21,2%.

Таким образом, сравнивая результаты после выполнения упражнений как подтягивание на перекладине и сгибание и разгибание рук в упоре на полу в процентном соотношении между этих двух подгрупп мы наблюдали достоверно значимые различия согласно и-критерию Манна-Уитни.

Представленные выше данные говорят о том, что ОФП в экспериментальной группе была более насыщенной и несомненно отразилось на результатах исследования. Направленность тренировок и особенности данного вида спорта оказали влияние на развитие таких физических качеств как силовые способности в обоих группах испытуемых.

Рассматривая показатели СФП в экспериментальной группе, мы наблюдали изменение величин (рисунок 4):

- гиперэкстензия больше на 23,1%, чем в контрольной группе;

- запрыгивание на тумбу больше на 26,7%, чем в контрольной группе;

- кистевая динамометрия правая больше на 13,3%, чем в контрольной группе;

- кистевая динамометрия левая больше на 16,3%, чем в контрольной группе;

- становая тяга больше на 24,4 %, чем в контрольной группе;

- силового индекса больше на 22,2 % по сравнению с контрольной группой здоровых мальчиков.

120

11 1

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рисунок 4 - Величины СФП экспериментальной (6 чел.) и контрольной группы (6 чел.) в конце эксперимента

Таким образом, как мы видим весомое превышение показателей СФП экспериментальной группы у мальчиков 14-16 лет над показателями мальчиков контрольной группы доказывает эффективность предложенной методики физической подготовки для лиц с особенностями интеллекта.

Исходя из вышеизложенного делаем следующие выводы:

- в процессе занятий пауэрлифтингом наблюдалось эффективное его влияние на общую и физическую подготовленность, психомоторику умственно-отсталых подростков;

- регулярные занятия пауэрлифтингом оказывает положительное воздействие на возбуждение симпатической и парасимпатической нервной системы и упорядочивают деятельность ВНС у мальчиков с особенностями интеллекта;

- физическая подготовка, имеющая место в программе SOI оказывает положительное воздействие на центральную нервную систему в результате усиливающего эффекта тормозных процессов у представленного контингента и способствует совершенствованию умения разграничивать (разделять) мышечные усилия;

- систематические физические тренировки лиц с особенностями интеллекта проводимые параллельно со здоровыми подростками, а также с подростками, имеющими другие отклонения, доказывают целесообразность проводимой работы, а также мер по социализации личности и адаптации в бытовых условиях;

- благодаря специальной тренировке и подготовке к участию в соревнованиях на специальной олимпиаде и хорошей спортивной форме подростки с особенностями ин-

теллекта могут участвовать в различных видах спортивных программ в рамках летней и зимней Специальных олимпиад.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев С.П. Спорт как фактор самореализации и повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями / С.П. Евсеев, А.Г. Абалян // Вестник спортивной науки. - 2016. -№ 2. - С. 49-51.

2. Захарова Д.М. Руководство по программе объединённого спорта Спортивной олимпиады: метод. пособие для тренеров Специальной олимпиады / Д.М. Захарова. - Москва : Гарант-Инвест, 2012. - 112 с.

3. Мануйлова А. Инвалидность выбрала молодость. В России стало меньше взрослых и больше детей с ней / А. Мануйлова // Газета «Коммерсантъ». - 2019. - № 127. - С. 3.

4. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Пауэрлифтинг / сост. ЗТР А.Н. Бычков. - Москва : ЕАМ СПОРТ СЕРВИС, 2005. - 26 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Evseev, S.P. and Abalyan A. G. (2016), "Sport as a factor of self-realization and improvement of the quality of life of persons with disabilities", Sports Science Bulletin, No. 2, рр. 49-51.

2. Zakharova, D.M. (2012), Guide to the program of the United Sports of the Sports Olympiad, methodical manual for coaches of the Special Olympics, Garant-Invest, Moscow.

3. Manuylova, A. (2019), "Disability chose youth. In Russia, there are fewer adults and more children with it", Kommersant Newspaper, No.127, рр. 3.

4. Bychkov, A.N. (2005), Program for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve and schools of higher sports skills. Powerlifting, EAM SPORT SERVICE, Moscow.

Контактная информация: ibraildar@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2022

УДК 796.015.68

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА»

Алексей Иванович Иванов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград; Сергей Алексеевич Яковцов, кандидат педагогических наук, доцент, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Московская область, г. Домодедово

Аннотация

В работе рассматриваются проблемные вопросы, связанные с повышением качества обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Цель работы: повышение качества текущего контроля курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России при изучении боевых приемов борьбы в рамках дисциплины «Физическая подготовка». Авторами разработаны критерии оценки текущего контроля на основе тестовых заданий по темам, изучаемым в разделе боевые приемы борьбы, способствующие совершенствованию навыков выполнения приемов.

Ключевые слова: тестовые задания, тесты, курсанты и слушатели, физическая подготовка, методы обучения, методы совершенствования, боевые приемы борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.