Научная статья на тему 'Методика подготовки юношей с умственной отсталостью в пауэрлифтинге'

Методика подготовки юношей с умственной отсталостью в пауэрлифтинге Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПАУЭРЛИФТИНГ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / SPECIAL OLYMPICS / MENTAL RETARDATION / TEENAGERS / POWERLIFTING / METHOD OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиев Н.Р., Щербинина Ю.Л., Яшкина Е.Н.

В статье представлены методика подготовки подростков-спецолимпийцев в пауэрлифтинге, учитывающая двигательные и интеллектуальные способности занимающихся, а также динамика их результатов в соревновательных упражнениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mephod of the oligophrenic teenagers’ training with the help of the powerlifting

The method of the oligophrenic teenagers’ training with the help of the powerlifting is presented in this article. This method considers the oligophrenic teenagers’ moving and intellectual abilities. The dynamics of their results in the competition exercisers is presented too.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки юношей с умственной отсталостью в пауэрлифтинге»

ражнение приседание на груди крестом.

2. Для увеличения результатов в жиме лёжа - жим лёжа на наклонной скамье 45о, жим лёжа с гантелями на горизонтальной либо на вертикальной скамье.

3. Для увеличения результатов в тяге - тяга в наклоне для широчайших мышц спины, прогибы вперед с плинтов, тяга верхнего блока на тренажере.

Число повторений каждого дополнительного упражнения такое же, как и в основных упражнениях в каждом мезоцикле.

Обязательным условием для подростков - участников эксперимента было соблюдение следующих правил - ежедневное выполнение утренней гимнастики, сбалансированное питание, нормальный сон (8-9 ч).

Результаты исследования и их обсуждение

По окончании проведенного эксперимента нами были получены следующие данные.

В контрольной группе по итогам эксперимента по четырем из пяти показателей произошли достоверные изменения (табл. 1). Так, максимальный прирост относительно начального результата был отмечен в тестах приседание со штангой и жим лёжа - 35,4 и 33,6% соответственно. Несколько ниже - 29,7% - прирост отмечен в тесте становая динамометрия. Средний показатель суммы троеборья вырос на 22%.

В целом представленные результаты свидетельствуют о хорошей динамике показателей специальной физической и технической подготовки пауэрлифтеров -спецолимпийцев контрольной группы, что неоднократно подтверждалось многолетним применением данной методики в ДЮСАШ.

При сравнении внутригрупповых результатов в экспериментальной группе (табл. 2) получены достоверные различия по всем исследуемым показателям. Наибольший прирост - 144% - был отмечен в тесте приседание со штангой, 68,1% - в тесте жим лёжа. Результаты становой динамометрии выросли на 17,8%. В целом внутригруппо-вой прирост по сумме троеборья вырос на 91,9%. Силовой индекс, отражающий качество мышц всего организма, увеличился на 45,7%.

Таблица 1

Сравнительные результаты соревновательных упражнений в контрольной (п = 7) группе

до и после эксперимента

Тесты Контрольная группа р

до после

X о X о

Становая динамометрия, кг 69,8 11,2 85,3 11,2 < 0,05

Жим лёжа (ПМ), кг 23,5 4,97 31,4 5,37 < 0,05

Приседание со штангой (ПМ), кг 39,3 5,54 53,2 5,72 < 0,05

Результаты троеборья, кг 131,2 8,13 170 6,9 < 0,05

Силовой индекс, % 39,5 2,5 44,5 3,6 > 0,05

Таблица 2

Сравнительные результаты соревновательных упражнений в экспериментальной (п = 7)

группе до и после эксперимента

Тесты Экспериментальная группа р

до после

X о X о

Становая динамометрия, кг 64,6 12,1 115 14,5 < 0,05

Жим лёжа (ПМ), кг 22,5 5,00 37,8 6,84 < 0,05

Приседание со штангой (ПМ), кг 36,4 7,70 88,9 12,0 <0 ,05

Результаты троеборья, кг 118,9 9,20 228,2 16,9 < 0,05

Силовой индекс, % 40,9 3,8 59,6 2,2 < 0,05

Полученные результаты свидетельствуют о грамотно спланированной и проведенной программе подготовки подростков-пауэрлифтеров с умственной отсталостью.

Таблица 3

Сравнительные результаты соревновательных упражнений в контрольной (п = 7) и экспериментальной (п = 7) группах после эксперимента

Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа р

X о X о

Становая динамометрия, кг 85,3 11,2 115 14,5 < 0,05

Жим лёжа (ПМ), кг 31,4 5,37 37,8 6,84 > 0,05

Приседание со штангой (ПМ), кг 53,2 5,72 88,9 12,0 < 0,05

Результаты троеборья, кг 170 6,97 228,2 16,9 < 0,05

Силовой индекс, % 44,5 3,6 59,6 2,2 < 0,05

При сравнении показателей между группами (табл. 3) видно, что в ЭГ результаты в становой динамометрии и приседании со штангой значительно выше, чем в КГ. Так, разница между показателями достоверна и составляет 56 и 108% соответственно. Достоверно выше оказались сумма троеборья и силовой индекс (результат в экспериментальной группе на 34,1 и 33,9% соответственно выше, чем в контрольной).

В тесте жим лёжа показатели недостоверны, однако в ЭГ значения выше, чем в КГ, на 20,3%. Поскольку упражнение жим лёжа в соревнованиях по программе Специальной олимпиады является самым

простым и доступным для выполнения, то в подготовке спортсменов ему уделяется достаточно много времени.

Выводы

Подготовка подростков-олигофренов в пауэрлифтинге должна быть поэтапной. Первый этап должен быть направлен на разностороннюю подготовку, расширение диапазона двигательных действий и формирование двигательного навыка у занимающихся. Второй этап заключается в непосредственном увеличении у них силовых способностей.

Определение оптимального соотношения средств и методов развития силовых способностей с последующим распределением их на каждом этапе подготовки, а также дифференциально-групповой метод обучения

с применением специальных педагогических принципов работы с подростками-олигофренами позволили достичь высоких показателей в соревновательных упражнениях по силовому троеборью.

Литература

1. Антонов В.Я. Специальная олимпиада России: задачи, проблемы, направления в новом пятилетии /

B.Я. Антонов // Специальная олимпиада России-2005: адаптивная физическая культура - научная основа нашей работы: сб. докл. по материалам 6-й Всерос. науч.-практ. конф., 28-30 сент. 2005 г., г. Челябинск / [под ред. Г.Ф. Морозова; Т.И. Борзунова]. - М., 2005. -

C. 5-10.

2. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: [метод. пособие] / С.И. Венев-цев. - [2-е изд., доп. и испр.]. - М.: Советский спорт, 2004. - 91 с.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - [3-е изд.]. -М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.

4. Дворкин Л.С. Методика силовой подготовки школьников 13-15 лет с учетом их соматической зрелости / Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко // Теория и практика физ. культуры: Тренер: журнал в журнале. -1999. - № 3. - С. 34-35.

5. Черногоров Д.Н. Особенности методики развития силовых способностей юношей 15-17 лет на занятиях по силовой подготовке / Д.Н. Черногоров, Ю.Л. Тушер // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 2. - С. 61-63.

References

1. Antonov V.Ya. The Special olympic games of Russia: tasks, problems, ways in the new 5-years / V.Ya. Antonov // The Special olympic games of Russia-2005: the adaptive physical culture is the main part of our work. - M., 2005. - P. 5-10.

2. Venevtsev S.I. The Adaptive sport for people with the intellectual abnormality. - M., 2004. - 91 p.

3. Verhoshanski Yu.V. The Basics of the special power training in sport. - M., 2013. - 216 p.

4. Dvorkin L. Method of Strength Training in 13-15 Aged Children of Various Somatic Maturity // Teoriya i practika fizicheskoj kultury. - 1999. - № 3. - P. 34-35.

5. Chernogorov D.N, TusherJuL. Peculiarities of methods for strength abilities development in youths 15-17 years by the strength training // Vestnik sportivnoj nauki. -2013. - № 2. - P. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.