Научная статья на тему 'Развитие силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке (на примере пауэрлифтинга)'

Развитие силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке (на примере пауэрлифтинга) Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1253
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИЛЫ / ПАУЭРЛИФТИНГ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ / ОСОБЛИВОСТі ПРОЯВУ СИЛИ / ПАУЕРЛИФТИНГ / СТУДЕНТИ ФіЗКУЛЬТУРНИХ ВУЗіВ / МЕТОДИКА РОЗВИТКУ СИЛИ / FEATURES OF EXHIBITING OF FORCE / POWERLIFTING / STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOLS / PROCEDURE OF DEVELOPMENT OF FORCE

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Манько И. Н.

В статье приведены результаты эксперимента, в котором выявлены особенности проявления силы у пауэрлифтеров различной квалификации. На основе этих данных разработана методика развития силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке и показана её эффективность. В упражнениях силового троеборья у квалифицированных пауэрлифтеров сила проявляется по-разному: Различия в проявлении силы подразумевают применение различных средств, методов и методических подходов в развитии силы в этих упражнениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of force at students of sports high schools on exercises on power preparation (on an instance of powerlifting)

In a paper results of experiment in which features of exhibiting of force at powerlifting different qualification are detected are reduced. On the basis of these datas the procedure of development of force at students of sports high schools on exercises on power preparation designed and its efficacy is shown. In exercises of power triathlon at qualified powerlifting force shows variously: Differences in exhibiting force mean application of different means, methods and methodical approaches in development of force in these exercises.

Текст научной работы на тему «Развитие силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке (на примере пауэрлифтинга)»

РАЗВИТИЕ СИЛЫ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАУЭРЛИФТИНГА)

Манько И.Н.

Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета

Аннотация. В статье приведены результаты эксперимента, в котором выявлены особенности проявления силы у пауэрлифтеров различной квалификации. На основе этих данных разработана методика развития силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке и показана её эффективность. В упражнениях силового троеборья у квалифицированных пауэрлифтеров сила проявляется по-разному: Различия в проявлении силы подразумевают применение различных средств, методов и методических подходов в развитии силы в этих упражнениях. Ключевые слова: особенности проявления силы, пауэрлифтинг, студенты физкультурных вузов, методика развития силы. Анотація. Манько І.Н. Розвиток сили у студентів фізкультурних вузів на заняттях з силової підготовки (на прикладі пауэрлифтинга). У статті наведені результати експерименту, у якому виявлені особливості прояву сили в пауерлифтерів різної кваліфікації. На основі цих даних розроблена методика розвитку сили у студентів фізкультурних вузів на заняттях з силової підготовки й показана її ефективність. У вправах силового триборства у кваліфікованих пауерлифтерів сила проявляється по-різному: Розходження в прояві сили мають на увазі застосування різних засобів, методів і методичних підходів у розвитку сили в цих вправах.

Ключові слова: особливості прояву сили, пауерлифтинг, студенти фізкультурних вузів, методика розвитку сили.

Annotation. Man’ko I.N. Development of force at students of sports high schools on exercises on power preparation (on an instance of powerlifting). In a paper results of experiment in which features of exhibiting of force at powerlifting different qualification are detected are reduced. On the basis of these datas the procedure of development of force at students of sports high schools on exercises on power preparation designed and its efficacy is shown. In exercises of power triathlon at qualified powerlifting force shows variously: Differences in exhibiting force mean application of different means, methods and methodical approaches in development of force in these exercises.

Keywords: features of exhibiting of force, powerlifting, students of sports high schools, procedure of development of force.

Введение.

Пауэрлифтинг является молодым, но динамично развивающимся видом спорта (П.И. Рыбаль-ский, 1999; Л.С. Дворкин, 2003, 2005; О.Ю. Похо-руков, 2005; М.О. Аксёнов, 2006 и др.). Всё больше поклонников приобретает пауэрлифтинг и в России. Одним из подтверждений возрастающей популярности пауэрлифтинга является и введение его в курс «Силовая подготовка» в физкультурных вузах. Интенсивное развитие пауэрлифтинга обусловило появление большого числа вопросов по теории и методике подготовки спортсменов различной квалификации, возраста и пола. Это, в свою очередь, привлекло внимание учёных к разрешению проблем силового троеборья (Н.Г. Каленикова, 2004; В.А. Новокрещенов, 2005; П.В. Перов, 2005; В.А. Громов, 2006; Я.Э. Якубенко, 2006; Г.В. Ходосевич, 2008 и др.).

Пауэрлифтинг, несомненно, имеет много общего с тяжёлой атлетикой, и поэтому методика подготовки пауэрлифтеров в первое время во многом копировала методику подготовки тяжелоатлетов, по научной ёмкости, обусловленности ключевых

© Манько И.Н. , 2009

положений, детальности проработки основных средств и методов подготовки, безусловно являющуюся одной из самых развитых в спорте (М.О. Аксенов, С.Е. Воложанин, 2004; М.О. Аксенов, А.В. Гаськов, 2004; Л.С. Дворкин, 2005). Однако даже поверхностная оценка с современных позиций особенностей соревновательной деятельности в пауэрлифтинге позволяет предполагать значительные различия в проявлении силы в пауэрлифтинге и тяжёлой атлетике; это дало основания говорить и о специфике подготовки в силовом троеборье (В .П. Павлов, 1999; Л.С. Дворкин, 2003).

В то же время, научных исследований, содержащих развёрнутую доказательную базу эффективности тех или иных средств, методов, методик в тренировке пауэрлифтеров пока немного. Некоторые исследования даже диссертационного уровня носят констатирующий характер, базируются на описании существующей практики подготовки. Признание специфичности соревновательной двигательной деятельности в пауэрлифтинге не имеет экспериментального подтверждения. Плохо изучена специфика проявления силы в упражнениях силового троеборья у пауэрлифтеров различной квалификации.

Поэтому можно считать, что современная теория подготовки в пауэрлифтинге находится в стадии накопления фактического материала и первых обобщений.

В связи с этим при прохождении раздела «Пауэрлифтинг» курса «Силовая подготовка» в физкультурных вузах, целью которого является как собственно силовая подготовка, так и ознакомление студентов с методикой силовой подготовки в видах спорта, связанных с преимущественным проявлением силовых способностей, возникает противоречие между запросами практики физического воспитания студентов в физкультурных вузах в эффективной, научно обоснованной методике развития силы, учитывающей особенности соревновательной двигательной деятельности в пауэрлифтинге, и недостаточной сформированностью теории подготовки в силовом троеборье в этом направлении.

Исходя из этого, проблема исследования заключалась в разработке методики развития силы у студентов на занятиях по силовой подготовке, основанной на знаниях об особенностях проявления силы в пауэрлифтинге у спортсменов различной квалификации.

Решение этой проблемы позволило бы повысить эффективность занятий по силовой подготовке студентов физкультурных вузов, сформировать базис для разработки положений специальной силовой подготовки в пауэрлифтинге. Сказанное определяет актуальность разрешения проблемы исследования.

Работа выполнена по плану НИР Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования являлась разработка

методики развития силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке (при прохождении раздела «Пауэрлифтинг») на основе учёта биомеханических особенностей проявления силы в упражнениях силового троеборья.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

1. Выявить биомеханические особенности проявления силы в упражнениях силового троеборья у квалифицированных пауэрлифтеров.

2. Выявить квалификационные особенности проявления силы в упражнениях силового троеборья у пауэрлифтеров различной квалификации.

3. Разработать методику развития силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке (при прохождении раздела «Пауэрлифтинг»).

4. Экспериментально показать эффективность разработанной методики развития силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке.

Методика.

В ходе исследования было проведено три педагогических эксперимента.

В первом констатирующем педагогическом эксперименте выявлялись биомеханические особенности проявления силы в упражнениях силового троеборья у квалифицированных пауэрлифте-ров. В нём приняли участие 12 пауэрлифтеров (рост 183±10,3 см, вес 89,7±8,50 кг), имеющих квалификацию «кандидат в мастера спорта» (КМС) и 1 разряд. Каждый из испытуемых выполнял по две попытки в каждом из упражнений силового троеборья на тензоплатформе.

Во втором констатирующем педагогическом эксперименте определялись квалификационные различия в проявлении силы у пауэрлифтеров различной квалификации. В нём приняли участие 18 спортсменов, имеющих квалификацию 3 разряд (рост 181±12,6 см, вес 81±7,9 кг).

Регистрация особенностей проявления силы производилась при выполнении приседаний, жима лёжа и тяги с весом, равным 80% от высшего достижения в текущем сезоне у каждого спортсмена.

В формирующем эксперименте, имевшем целью экспериментальное доказательство эффективности разработанной методики развития силы, приняли участие 24 студента Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, проходящие обучение по курсу «Силовая подготовка». В течение одного семестра студенты в экспериментальной группе (12 человек) занимались с применением разработанной методики, а студенты в контрольной группе занимались в соответствии с традиционной методикой.

Для определения особенностей проявления силы в упражнениях силового троеборья применялась тензодинамометрия. Характеристики тен-зоплатформы: пределы образования силы вдоль вертикальной оси 0...10 кН (0... 1000 кГс); чувствительность при преобразовании проекций силы

(0,5±0,015) мВ/Н; пределы допускаемой основной погрешности при преобразовании силы по вертикальной оси (0,2 + 3 Р/Ртах), где Р - преобразуемое значение проекции силы, Ртах - наибольший предел преобразования; предел допускаемого значения амплитуды пульсации выходного сигнала (частоты 50-100 Гц) при преобразовании проекций силы по вертикальной оси, процент от наибольшего предела преобразования: 0,3; минимальное значение частоты собственных колебаний 400 Гц; размеры опорной площадки: 1000х1000 мм; высота платформы 60 мм; платформа - жесткая сварная конструкция, опорная поверхность которой изготовлена из металла. С внутренней стороны опорная поверхность усилена ребрами жесткости для увеличения прочности; проволочные тензодатчики, наклеенные на измерительные балочки платформы, соединены по мостовой схеме. Электрические сигналы от датчиков поступают на входы блока вторичного преобразования БВП-2 с последующим выходом на АЦП. Тензоплатформа имеет непосредственный ввод через блок АЦП в компьютер.

Результаты исследований и их обсуждение.

На рис. 1 представлена характерная динамо -грамма при выполнении приседания в силовом троеборье у квалифицированных спортсменов (КМС-1 разряд).

Перед началом движения вниз вертикальная составляющая силы давления на тензоплатформу падает, и начало движения совпадает с экстремумом силы на этом участке (момент «А»). Затем величина силы растёт до момента «В» обычно незадолго до полной остановки штанги. В период седа (от «С” на “Б” на рис. 1) величина силы сначала несколько падает, затем растёт до максимального значения в течение всего упражнения (“Б”). Пик динамограммы “Б” обычно совпадает с началом движения вверх. Далее величина силы падает до момента “Е”, приходящегося в среднем на 1/3 вставания из приседа (табл. 1).

После чего следует ещё один пик ‘Т”, приходящийся в среднем на 2/3 вставания из приседа. Величина пика “Б” во всех наблюдавшихся случаях больше, чем пика ‘Т” (табл. 2) (различия достоверны, р<0,001). Наконец, величина вертикальной составляющей силы уменьшается вплоть до остановки снаряда в верхней точке движения.

Очевидно, что наличие двух пиков вертикальной составляющей силы реакции опоры при вставании из приседа связано с прохождением “мёртвой точки”, связанной со сменой мышечных групп, вовлечённых в работу (Л.С. Дворкин, 2005 и др.). При этом следует отметить, что характер усилий в начале вставания носит гораздо более выраженный скоростно-силовой характер, чем при достижении пика “Г”: скоростно-силовой индекс в первом случае достоверно выше, чем во втором (табл. 2).

Средняя скорость движения штанги в подседе составила по исследовавшейся группе пауэр-лифтеров -0,75±0,194 м/с, а при вставании из при-

время (с)

Рис. 1. Динамограмма (вертикальная составляющая) и перемещение снаряда по вертикали при выполнении приседания (КМС)

Таблица 1

Временные характеристики выполнения приседания квалифицированными пауэрлифтерами

Величины показателей (х±5)*

Испытуемые 1 (с) приседа 4 ' 1 седа (с) 1 (с) вставания 4 ' 1 (с) приседания 4 ' VI е вставания VI г вставания

КМС-1 раз- 1,67± 0,269± 1,08± 3,02± 0,317± 0,616±

ряд 0,470 0,0884 0,113 0,458 0,0814 0,0718

*1 - время;

^ - время от начала вставания до момента «Е»; ^ - время от начала вставания до момента ‘Т”.

Таблица 2

Динамические характеристики выполнения приседания квалифицированными пауэрлифтерами

Испытуемые Величины показателей ( х±5 )* Различия Т и

Б /Б А Б * г Т (Н/с) Т (Н/с)

КМС-1 разряд 1,14±0,049 10893±1321 5573±595 р<0,01

* - величина вертикальной составляющей в момент “Б”;

- величина вертикальной составляющей в момент ‘Т”; 1С - скоростно-силовой индекс при достижении пика “Б”; 1р - скоростно-силовой индекс при достижении пика ‘Т”.

седа - 0,97±0,212 м/с. При этом во вставании она интенсивно растёт в начале движения, затем умеренно растёт до начала третьей трети движения и, наконец, снижается к окончанию движения.

Совсем иная картина проявления силы при выполнении жима лёжа. Так, как видно на рис. 2, сила при выполнении жима от груди меняется мало.

При этом стабильно наблюдается её некоторое слабо выраженное снижение в первой трети движения и повышение в последней трети движения.

Максимум проявления силы всегда приходится на последнюю треть движения (табл. 3). Анализ динамики скорости снаряда при жиме от груди и её сопоставление с динамикой силы позволяет говорить о режиме мышечного сокращения, близком к изокинетическому. При этом средние величины максимальной скорости составили -0,574±0,0962 м/с при опускании штанги и 0,584±0,1327 м/с при жиме снаряда, что меньше, чем в аналогичных фазах приседания.

время (с)

Рис. 2. Вертикальная составляющая силы реакции опоры и перемещение штанги при выполнении жима

(КМС)

Таблица 3

Временные показатели движения штанги при жиме в пауэрлифтинге

Испытуемые Величины показателей ( х±5 )*

1опуска,„„, (с) 1„,„„у (с) 1™ (с) 1, „т™,е,„„, (с) ^жима 1Л„„.а

КМС-1 разряд 1,23± 0,303 0,470±0,1813 0,925± 0,2465 2,66± 0,553 0,239±0,0288 0,685±0,1749

*1Б - время от начала жима до момента “Б”; 1Е - время от начала жима до момента “Е”.

В тяге, как видно на рис. 3, вертикальная составляющая силы реакции опоры начинает возрастать до отрыва штанги от помоста, и её максимум обычно совпадает с началом перемещения.

Затем величина силы убывает, достигая своего минимума в последней трети движения (табл. 4). Следует отметить, что на начальном этапе движения (иногда до его середины) вертикальная составляющая силы реакции опоры убывает значительно менее интенсивно, чем во второй половине движения.

Скорость движения снаряда растёт от его начала до середины тяги. При этом скорость снаряда при выполнении тяги достигает 1,05 м/с (табл. 4). Это лишь незначительно превышает максимальную скорость вставания при выполнении приседания (р>0,05). В то же время величины скоростносилового индекса при выполнении тяги значительно меньше, чем при вставании в приседании (и 1С, и 1р, см. табл. 2 и 4, р<0,001 в обоих случаях), что позволяет говорить о менее выраженном скоростносиловом характере тяги. В целом же, кривая силы реакции опоры при выполнении тяги в большей степени схожа с кривой при выполнении вставания

в приседании, чем при выполнении жима лёжа. Однако при выполнении приседания эта кривая имеет двухвершинный рисунок, в то время как в тяге -одновершинный.

Таким образом, в трёх упражнениях силового троеборья у квалифицированных пауэрлифтеров сила проявляется по-разному. В приседании и тяге максимум силы достигается в начале движения, а для её проявления типичен убывающий характер. Однако для приседания (при вставании) типична двухвершинная кривая проявления силы, для тяги

- одновершинная. В жиме же неярко выраженный максимум силы достигается в начале третьей трети движения, а для её проявления характерен режим, близкий к изокинетическому: скорость движения снаряда после достижения некоторого значения меняется мало, также мало изменяется и сила. Несомненно, что такие данные могут быть положены в основу методики силовой подготовки пауэрлифте-ров. Однако конечной целью работы являлась разработка методики силовой подготовки студентов вузов физической культуры различных специализаций при прохождении курса “Силовая подготовка”

Перемещение — Сила 2500 --------------------------------------------------

о, т, мэ, сл, <ч, ^ оо, і>, о, т, чо, сл, сч, т, оо, сч, т, оо, і>, о, т, мэ, сл,

о* о* о* О* ^ ^ ^ сч сч сч со оп со оп тг тг тг ип ип ип ю >о *о с^ с^ с^ с^

время (с)

Рис. 3. Вертикальная составляющая силы реакции опоры и перемещение снаряда при выполнении тяги (испытуемый -1 разряд)

Таблица 4

Кинематические и динамические показатели при выполнении тяги

Испытуемые Величины показателей ( х±5 )*

^тягт. (с) 1 ЛТ . у_ (м/с) 1у /1 I (Н/с)

КМС-1 разряд 1,09± 0,84± 1,05± 0,53± 2018±

0,160 0,131 0,194 0,177 578

* № . - время достижения минимального значения силы в тяге; V - максимальное значение скорости снаряда в тяге;

I - скоростно-силовой индекс.

(раздел “Пауэрлифтинг”). Вполне возможно, что у менее квалифицированных пауэрлифтеров будет прослеживаться иная специфика проявления силы при выполнении упражнений силового троеборья. Тогда, зная эти различия между квалифицированными пауэрлифтерами и спортсменами массовых разрядов, можно было бы сформулировать некоторые положения методики силовой подготовки последних.

Анализ динамограмм приседаний, жима лёжа и тяги, выполняемых студентами, имеющими квалификацию в пауэрлифтинге 3 разряд, позволил действительно установить у них некоторые отличия в проявлении силы. Так, как видно на рис. 4, для спортсменов 3 разряда характерна более “гладкая” кривая динамограммы при вставании из приседа.

Она носит однопиковый характер, в отличие от двухпикового характера кривой силы у спортсменов КМС-1 разряда (рис. 1). Также для спортсменов невысокой квалификации характерна меньшая длительность нахождения в нижней точке (р<0,01). Спортсмены 3 разряда достоверно быстрее выполняют движение вниз и достоверно быстрее встают. Таким образом, качественный и количественный анализ особенностей проявления

силы у пауэрлифтеров, имеющих квалификацию КМС-1 разряд, и спортсменов 3 разряда позволили установить, что у атлетов более низкой квалификации приседание носит более выраженный скоростно-силовой характер.

Качественный и количественный анализ различий в проявлении силы в жиме у спортсменов, имеющих квалификацию КМС-1 разряд и 3 разряд, позволил установить, что и в этом упражнении у менее квалифицированных атлетов более выражен скоростно-силовой характер движения. Как видно на рис. 5, динамограмма в период жима (движения снаряда вверх) после начала движения у спортсменов третьего разряда носит убывающий характер, свойственный для скоростно-силовых упражнений (Ю.Т. Черкесов, 1993; А.М. Доронин, 1999 и др.).

Количественный анализ позволил установить меньшую длительность и более высокую скорость опускания снаряда на грудь и его жима от груди у менее квалифицированных спортсменов (р<0,05). В длительности нахождения снаряда в нижней точке достоверных различий у спортсменов различной квалификации не обнаружено.

Таким образом, спортсмены 3 разряда выполняют жим с выраженным скоростно-силовым

2300

2100

1900

) 1700 )Н

^ 1500 ила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си1300

1100

900

700

ООООЬн СЧ

слсослсч ю

1Л, 1>, 00, О, ^ о" О* О* ^ ^

о

0^00(1 г-00

^».пг-ооосчт'-пчэооо^т^чэоо тслтг-сч^о^оосчг^^тслтг^

О, СЧ, 1/0, 1>, 00, о, С^, НО, 1>, 00, СЛ, СЧ,

СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СП СП СП со со со со со ТГ ТГ

время (с)

Рис. 4. Типичная динамограмма при выполнении приседания спортсменами 3 разряда

Перемещение - Сила

ла

и

с

1200

1100

100

900

800

700

600

500

,6 ,8 ,9

2, 2, 2, 3 3 3 3 3

924 740 ,2 ,3 ,5 ,7 5 5 5 5 5 5 6 6, 6, 6, 6,

время (с)

Рис. 5. Типичная динамограмма при выполнении жима спортсменом 3 разряда

акцентом, в то время как спортсмены более высокой квалификации (КМС-1 разряд) проявляют усилие равномерно как в течение самого жима, так и при опускании снаряда.

Как видно на рис. 6, начало движения при выполнении тяги у спортсменов третьего разряда сопровождается интенсивным падением усилия, в то время как у спортсменов более высокой квалификации в начале движения наблюдается менее интенсивное снижение усилия (рис. 3).

Это приводит к тому, что минимум усилия достигается раньше, чем у спортсменов более вы-

сокой квалификации, после чего следует некоторое возрастание усилия и, наконец, его падение к завершению движения (достижению наивысшей точки).

Таким образом, более высокая скорость снаряда при выполнении тяги спортсменами 3 разряда, меньшее время её выполнения, смещение момента достижения минимума силы к началу движения, позволяют говорить о более выраженном скоростносиловом характере движения в его первой половине, чем у спортсменов КМС-1 разряда.

Выявленные особенности проявления силы у пауэрлифтеров различной квалификации позво-

а

л

и

с

2500

2000

1500

1000

500

55566677778888998000011

04826048260482604937159

СЧ, СО <0, 40, 00 С^, О, СЧ, СО <0, 40, Г"~, С^, © {Ч, СП тґ, Ю Г"~, С^, О,

ОО' ОО' ОО' ОО' оо" ОО' ОО' с^ с^ с^ с^ с^ с^ с^ о о~ о~ о~ о~ о" о" ^ ^

22233

НІПОІПЬ

40, Г"~, 00, о, >-н, ^ ^ ^ сч” сч”

время (с)

Рис. 6. Динамограмма при выполнении тяги спортсменом 3 разряда

Таблица 4

Параметры нагрузки экспериментальной методики силовой подготовки студентов *

0

Упражнения КПШ (%) Парциальные объёмы

50-60% 61-70% 71-80% 81-90% 91-100%

Подготовительный период (4 месяца)

Приседание 35 20 20 35 25

Приседание с сопротивлением 20 20

Приседание с двойным сопротивлением 10 10

Жим 35 20 20 40 20

Жим с сопротивлением 30 40 40

Тяга 30 15 20 30 35

Тяга с сопротивлением 30 30 30

Соревновательный период (1 месяц)

Приседание 35 18 30 40 10 2

Приседание с сопротивлением 40 30 30

Приседание с двойным сопротивлением 10 10 10

Приседание с помощью 10

Жим 37 18 30 40 10 2

Жим с сопротивлением 40 50 50

Тяга 28 18 38 30 10 2

Тяга с сопротивлением 50 50 40

* В заштрихованных ячейках приведены величины объёмов относительно общего объёма упражнений в приседании, жиме и тяге.

Таблица 5

Результаты испытуемых в контрольной и экспериментальной группах в конце формирующего эксперимента

Упражнения Результаты ( х±5 ) Достоверность различий

контрольная экспериментальная

Приседание (кг) 128±10,5 142±9,2 р<0,01

Жим (кг) 91±7,3 101±5,3 р<0,01

Тяга (кг) 134±9,7 145±7,2 р<0,01

лили обосновать изменения в методике развития силы у студентов физкультурного вуза на занятиях по силовой подготовке.

В связи с тем, что в приседании сила проявляется в убывающем режиме, то ключевым моментом движения, определяющим его эффективность, является преодоление инерции покоя (когда проявляется максимальная сила). Поэтому было решено при выполнении приседания с весами 71-80%, 81-90% и 91-100% от максимального применить следующий методический приём: 1) партнёр оказывал незначительное сопротивление, стоя сзади и действуя рукой на середину грифа штанги, в начале вставания, после чего убирал руку, либо, если требовалось, оказывал незначительную помощь; 2) занимающийся начинал упражнение с весом 110-115% от максимального, сразу после начала вставания два партнёра, стоя сбоку, оказывали помощь.

В связи с тем, что в жиме лёжа у квалифицированных пауэрлифтеров сила проявляется в режиме, близком к изокинетическому, однако, как известно, такой режим проявляется только с большими весами (В.М. Зациорский, 1970 и др.), то жимы с большими и максимальными весами предполагалось выполнять без изменений. Часть же упражнений в жиме с весами 50-60%, 61-70% и 81-90% от максимального выполнялись с сопротивлением в середину грифа штанги на протяжении второй и третьей трети движения.

Наконец, в связи с тем, что к особенностям проявления силы в тяге у квалифицированных пауэрлифтеров относится её убывающий режим, причём начале движения убывание силы выражено меньше, чем во второй его половине, то часть упражнений с весами 71-80%, 81-90% и 91-100% от максимального выполнялись с применением следующего методического приёма: сопротивление оказывалось на первой трети движения в тяге.

Применение названных методических приёмов осуществлялось в соответствии с данными, представленными в табл. 4. В основу методики были положены рекомендации В.П. Павлова (1999).

С целью проверки эффективности разработанной методики был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 студента Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, проходящие курс силовой подготовки (по 12 человек в контрольной и экспериментальной группах).

В начале эксперимента испытуемые контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий результатов во всех упражнениях силового троеборья. После проведения начального тестирования контрольная группа занималась по традиционной методике, а в экспериментальной группе применялась разработанная методика. За время эксперимента (один семестр) в контрольной и экспериментальной группах произошли изменения результатов в упражнениях силового троеборья. Однако прирост результатов в экспериментальной группе оказался значительно

выше. Статистический анализ полученных в ходе формирующего педагогического эксперимента результатов позволил установить, что обнаруженные различия результатов в приседании, жиме и тяге у испытуемых в контрольной и экспериментальной группе достоверны при уровне значимости 1 % (табл. 5).

Таким образом, достоверно более высокие результаты в приседании, жиме и тяге в конце формирующего педагогического эксперимента, а также более высокие темпы прироста исследуемых показателей в экспериментальной группе позволяют считать большую эффективность разработанной методики развития силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке при прохождении раздела «пауэрлифтинг» доказанной.

Выводы.

1. В упражнениях силового троеборья у квалифицированных пауэрлифтеров сила проявляется по-разному: а) в приседании максимум силы достигается к началу вставания, затем сила убывает в течение всего вставания, при этом кривая динамограммы имеет двухвершинный характер; б) в жиме лёжа на скамье при движении снаряда вверх сила проявляется в режиме, близком к изокинетическо-му, неярко выраженный максимум силы достигается в последней трети движения; в) в тяге максимум силы достигается к началу движения снаряда вверх, затем сила убывает в течение всего движения, однако в первой трети движения убывание менее выражено, чем во второй и третей части движения; динамограмма имеет одновершинный вид. В приседании зафиксирована более высокая величина скоростно-силового индекса, чем в тяге, что позволяет считать эффективность приседания в большей мере зависящей от скоростно-силовых способностей, чем тяги. Такие различия в проявлении силы подразумевают применение различных средств, методов и методических подходов в развитии силы в этих упражнениях.

2. У пауэрлифтеров, имеющих квалификацию КМС-1 разряд и 3 разряд, проявление силы существенно отличается. Все упражнения силового троеборья спортсмены третьего разряда выполняют за меньшее время, достигая при этом больших величин скорости движения снаряда. Эта тенденция характерна для движений, связанных как с опусканием снаряда (в приседании и жиме лёжа на скамье), так и с его подниманием (вставание в приседании, собственно жим в жиме лёжа на скамье, тяга). Сила во всех упражнениях силового троеборья у пауэрлифтеров 3 разряда проявляется (в отличие от жима лёжа на скамье и тяги квалифицированных спортсменов) в выраженно убывающем режиме. В целом, соревновательная двигательная деятельность у пауэрлифтеров 3 разряда носит более выраженный, чем у спортсменов высокой квалификации скоростно-силовой характер. Это позволяет считать перспективным направлением в развитии силы при тренировке на уровне 3-2 разряда придание процессу более выраженного силового характера с акцен-

тированием усилий в ключевых фазах движений по динамограммам квалифицированных спортсменов.

3. Особенности разработанной методики развития силы у студентов на занятиях по силовой подготовке при прохождении раздела «Пауэрлифтинг», заключаются в следующем. При выполнении приседания с весами 71-80%, 81-90% и 91-100% партнёром оказывается дополнительное сопротивление до начала вставания (после начала вставания при необходимости партнёр оказывает помощь) либо дополнительное сопротивление оказывается дважды (до начала вставания и в начале третей трети движения) либо занимающийся начинает упражнение с весом 110-115% от максимального, сразу после начала вставания два партнёра, стоя сбоку, оказывают помощь. При выполнении жима лёжа на скамье с весами 50-60%, 61-70% и 81-90% от максимального партнёр оказывает сопротивление в середину грифа штанги на протяжении второй и третьей трети движения. При выполнении тяги с весами 71-80%, 81-90% и 91-100% от максимального сопротивление оказывается партнёром на первой трети движения. Упражнениями с дополнительным сопротивлением заменяется от 10 до 40% упражнений в приседании, жиме и тяге в обычных условиях в подготовительном периоде и от 10 до 50% - в соревновательном. Разработанная методика учитывала особенности проявления силы у квалифицированных пауэрлиф-теров, что позволяло считать, что она окажется более эффективной, чем традиционная.

4. Внедрение разработанной методики в учебный процесс студентов физкультурного вуза при прохождении курса «Силовая подготовка» (раздел «Пауэрлифтинг») позволило более эффективно развивать силу у испытуемых экспериментальной группы, что выразилось в достоверно более высоких результатах в упражнениях силового троеборья: приседании (p<0,01), жиме лёжа на скамье (p<0,01) и тяге (p<0,01).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем развития силы у студентов физкультурных вузов на занятиях по силовой подготовке (на примере пауэрлифтинга).

Список использованной литературы

1. Аксенов, М.О. Анализ современного состояния научного обеспечения подготовки пауэрлифтеров Бурятии: мат. III Всерос. науч.-практ. конф. / М.О. Аксенов, А.В. Гаськов. -Иркутск, 2004. - С. 126-129.

2. Аксенов, М.О. Ретроспективный анализ методики планирования нагрузки в тяжелоатлетических видах спорта: мат. III Всерос. науч.-практ. конф. / М.О. Аксенов, С.Е. Воложанин.

- Иркутск, 2004. - С. 123-126.

3. Аксёнов, М. О. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.О. Аксёнов.

- Улан-Уде , 2006. - 23 с.

4. Громов, В. А. Методика тренировки в пауэрлифтинге слабовидящих людей и ее влияние на координацию движений: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Громов. - М.: РГУФК, 2006. - 21 с.

5. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. - Ростов н/Д: Феникс. - 2003. - 384 с.

6. Дворкин, Л.С. Тяжёлая атлетика: учеб. для вузов / Л.С. Дворкин. - М.: Советский спорт, 2005. - 600 с.

7. Доронин, А.М. Совершенствование биомеханической структуры двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения / А.М. Доронин.

- Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1999. - 174 с.

8. Каленикова,Н.ГКонструктивнаяметодикапрофессионально-прикладной физической подготовки средствами пауэрлифтинга студентов технического университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Г Каленикова. - Смоленск, 2004. - 20 с.

9. Новокрещенов, В. А. Личностно ориентированная тренинговая методика воспитания целеустремленности юных пауэр-лифтёров подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Новокрещенов. - Челябинск, 2005. - 20 с.

10. Павлов, В.П. Структура тренировочных нагрузок студентов-спортсменов, специализирующихся в пауэрлифтинге (В условиях гуманитарного вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Павлов. - М., 1999. - 20 с.

11. Перов, П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.В. Перов. - СПб., 2005. - 20 с.

12. Похоруков, О.Ю. Технология формирования физической культуры студентов технического вуза: На примере пауэрлифтинга: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Ю. Похоруков.

- Сургут, 2005. - 20 с.

13. Рыбальский, П.И. Структура и содержание тренировочных микроциклов различной направленности в зависимости от характеристик соревновательных упражнений в пауэрлифтинге: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.И. Рыбальский, 1999. - 20 с.

14. Ходосевич, Г.В. Функциональное состояние спортсменок, занимающихся пауэрлифтингом при использовании вибромассажа в тренировочном процессе: автореф. дис. ... канд. биологических наук / Г.В. Ходосевич. - Челябинск, 2008. - 20 с.

15. Черкесов, Ю.Т. Машины управляющего воздействия и спорт / Ю.Т. Черкесов. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1993. - 260 с.

16. Якубенко, Я.Э. Сравнительный анализ объема тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге у мужчин в зависимости от квалификации и массы тела: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я.Э. Якубенко. - М., 2006.

Поступила в редакцию 25.05.2009г.

inmnk08@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.