та, 2000. - 352 с.
2. Ветошкина, Е. А. Оптимизация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения I Е. А. Ветошкина II Физическая культура и спорт в современном обществе і материалы Всероссийской научной конференции I Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2005. - С. 52-59.
3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста I М.А. Доронина II Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 10-14.
4. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника і развитого, организованного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым і программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М. і Владос, 2003. - 304 с.
5. Использование подвижных игр для развития психических процессов детей 6-8 лет і учеб. пособие I В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Р.И. Соленова, О.М. Пахомова. - Краснодар і [б.и.], 1999. - 97 с.
6. Кожухова, Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников II Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 52-54.
7. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду і пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей I М.А. Рунова. - М. і Мозайк-Синтез, 2000. - 256 с.
Контактная информация: [email protected]
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ СИЛЫ У СПОРТСМЕНОВ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ
Олег Владимирович Ворожейкин, соискатель,
Курганский пограничный институт ФСБ России, г. Курган
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования использования методики применения индивидуального подхода к развитию силы у пауэрлифтеров. Автором выявлены факторы, определяющие высокий уровень силовой подготовленности спортсменов в пауэрлифтинге. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: пауэрлифтинг; индивидуальный подход; развитие силы; спортсмены-пауэрлифтеры.
THE METHODOLOGY OF APPLICATION OF THE INDIVIDUAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF STRENGTH OF ATHLETES IN POWERLIFTING
Oleg Vladimirovich Vorozhejkin, the competitor,
The Kurgan boundary institute of FSS of Russia
Annotation
The work presents the results of conducted research upon the implementing of methodology of application of an individual approach to development of strength of athletes in power lifting. The author reveals the factors defining the high level of strength's readiness of athletes in power lifting. The high efficiency of the developed methodology is experimentally proved.
Keywords: the power lifting; the individual approach; the strength development; the power lifting athletes.
Пауэрлифтинг, или силовое троеборье, характеризуют сложные силовые упражненияі приседания со штангой, жим лёжа и становая тяга, которые требуют больших мышечных усилий во время их выполнения.
Мощность работы во время проведения соревновательной борьбы может оцениваться как максимальная и субмаксимальная. Кратковременные силовые напряжения при проведении технических действий со штангой сопровождаются
натуживанием и задержкой дыхания. Соревновательный процесс требует проявления мощных силовых усилий (А. А. Бондаренко, 2008; А.И. Воротынцев, 2002; Б.И. Шейко, 2000 и др.). При этом недостаточная силовая подготовка опорно-двигательного аппарата, мышц и связок пауэрлифтеров приводит к неоправданному травматизму. Анализ силовой подготовки в пауэрлифтинге свидетельствует о нерешенности ряда вопросов, связанных с индивидуализацией тренировочного процесса и управлением физическим состоянием спортсменов.
Как свидетельствуют проведенные исследования, около 70% всех спортивных травм в пауэрлифтинге возникает в результате неправильно организованной силовой тренировки спортсменов, без учета их индивидуальных возможностей.
В 85% случаев к недостаточно высоким результатам в пауэрлифтинге приводит тренировочный процесс, организованный без учета индивидуальных силовых возможностей спортсменов. Увеличение количества микротравм и, как следствие, снижение силовых показателей в большинстве случаев является результатом неправильной методики силовой подготовки в пауэрлифтинге. Перетренировки, перенапряжения и, как следствие, низкие показатели являются результатом форсированных занятий по силовой подготовке в пауэрлифтинге.
В ходе исследования был проведён анализ силовой подготовки спортсменов в пауэрлифтинге, и на этой основе выявлялись ее особенности, а также факторы, определяющие высокий уровень силовой подготовленности спортсменов.
Как показали проведенные исследования, вопрос о всестороннем изучении личности спортсмена является одним из тех вопросов, от которого во многом зависит успех в развитии силы для повышения эффективности соревновательной деятельности. Как подтверждает практический опыт, попытки оказать определённое влияние на спортсмена без всестороннего знания его личности, как правило, не дают желаемых результатов. И, наоборот, индивидуализация тренировочного процесса позволяет достичь более высоких результатов в развитии силы.
В ходе дальнейшего исследования выявлялись факторы, определяющие высокий уровень силовой подготовленности пауэрлифтеров. Для этого проводился опрос тренеров. Всего в опросе приняли участие 37 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокий уровень силовой
подготовленности спортсменов в пауэрлифтинге (п=37)
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (в %)
1 Индивидуальные силовые способности спортсмена (генотип) 19,7
2 Высокий уровень мотивации к достижению хорошего результата на соревнованиях 17,8
3 Высокая степень концентрации при выполнении упражнений силового троеборья 15,5
4 Хорошая морально-волевая подготовленность спортсменов 14,3
5 Соответствие объема и интенсивности силовой нагрузки возможностям спортсмена 10,7
6 Точность выполнения упражнений силового троеборья в зависимости от анатомо-морфологических особенностей строения тела спортсмена 9,5
7 Высокие показатели относительной нагрузки (среднетренировочный вес штанги в процентах к максимальному достижению в соответствующем упражнении силового троеборья) 7,2
8 Способность к быстрому восстановлению спортсмена в процессе силовой подготовки 5,3
Как показали предварительные исследования, важнейшим фактором,
определяющим высокую эффективность тренировочного процесса у пауэрлифтеров, является использование индивидуального подхода к развитию силы с учетом силовых способностей спортсменов и уровня их мотивации к достижению хорошего результата на соревнованиях.
Характеристика процесса совершенствования активности спортсменов во взаимодействии с тренером при реализации индивидуального подхода к развитию силы представлена на рисунке 1.
Конечная цель деятельности тренера по пауэрлифтингу > Повышение уровня развития силы у спортсменов при подготовке к соревнованиям
Повседневная задача Полное раскрытие на каждом тренировочном занятии личностного потенциала, который имеется в каждом спортсмене, на основе всестороннего изучения его индивидуальных особенностей организма, характера, темперамента и двигательных способностей
Основной способ решения задачи Обеспечение всеобщей, интенсивной, индивидуальной и обязательно продуктивной работы спортсменов на каждом тренировочном занятии при создании непринужденной, сотворческой, психологической и комфортной обстановки,а также положительной мотивации для развития силы
Взаимоотношения тренера и спортсмена > Строятся на основе сотрудничества, взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопомощи, доброжелательности при максимально высокой и справедливой требовательности со стороны тренера
Приёмы педагогической деятельности > Организация активного межличностного общения в ходе тренировочных занятий, выполнения поставленных задач; выполнение индивидуальных заданий по укреплению физического состояния и развития силы у пауэрлифтеров
Рис. 1. Характеристика процесса совершенствования активности спортсменов во взаимодействии с тренером при реализации индивидуального подхода к развитию
силы в пауэрлифтинге
Методика применения индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов предполагает ежегодную разработку индивидуальной программы тренировки и состоит из четырех этапов: «прогностического», «побудительного», «деятельностного» и «корректировочного» (рис. 2).
В ходе исследования были установлены субъективные и объективные педагогические условия, необходимые для эффективной реализации методики индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов в пауэрлифтинге. Эти условия представлены на рис. 3.
На заключительном этапе исследования проводился педагогический эксперимент с целью определения эффективности разработанной методики применения индивидуального подхода к развитию силы у пауэрлифтеров.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики применения индивидуального подхода к развитию силы у пауэрлифтеров.
I ЭТАП
«Прогностический»
II ЭТАП
«Побудительный»
III ЭТАП
«Деятельностный»
IV ЭТАП
«Корректировочный»
Содержание
Прогнозирование роста результатов развития силы, улучшение физического состояния спортсменов;
Разработка цели и задач тренировки, исходя из особенностей силовой подготовки и индивидуального уровня подготовленности пауэрлифтеров.
Изучение индивидуальных особенностей переносимости нагрузки, образа жизни спортсменов и на основе этого побуждение их к саморазвитию для достижения высоких результатов в пауэрлифтинге.
Использование всего многообразия средств, форм, методов индивидуального воздействия на спортсменов с целью стимулирования их к достижению высоких спортивных результатов; Определение оптимального соотношения тренировочных нагрузок с учётом индивидуального характера
энергообеспечения двигательной
деятельности;
Разработка индивидуальных
тренировочных программ.
Изучение результатов в развитии силы каждым спортсменом;
Корректировка и оказание помощи в планировании самосовершенствования и тренировочного процесса.
Рис. 2. Методика применения индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов в пауэрлифтинге
Так, результаты у спортсменов экспериментальной группы в жиме штанги лёжа возросли с 94±7,15 кг в начале педагогического эксперимента до 113±8,11 кг - в конце; в приседании со штангой - с 109±8,55 кг до 129±5,08 кг и становой тяге - с 150±6,78 кг до 178±8,47 кг, соответственно.
Данные показатели у испытуемых контрольной группы также имели тенденцию к улучшению. Однако изменения показателей не было достоверным, в отличие от показателей спортсменов экспериментальной группы (табл. 2).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности спортсменов контрольной (п=23) и
экспериментальной (п=23) групп в ходе педагогического эксперимента (х±m)
№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента После экспери-мента Р
1. Бег на 30м (с) КГ ЭГ 4,1±0,28 4,2±0,23 4,2±0,27 4,0±0,23 > 0,05 > 0,05
2. Прыжок в длину с места (м) КГ ЭГ 3,21±0,72 3,09±0,74 3,35±0,53 3,89±0,41 > 0,05 < 0,05
3. Приседание со штангой (кг) ЭГ КГ 109,51±8,54 109,57±8,55 112,27±6,12 129,03±5,08 > 0,05 < 0,05
4. Жим штанги лежа (кг) КГ ЭГ 94,08±6,14 94,11±7,15 96,01±6,12 113,85±8,11 > 0,05 < 0,05
5. Становая тяга (кг) КГ ЭГ 151,17±6,65 150,89±6,78 168,21±6,54 178,75±8,47 < 0,05 < 0,05
Условия, стимулирующие педагогическое воздействие _______________тренера по пауэрлифтингу
Объективные
Общая обстановка в развитии пауэрлифтинга в нашей стране
Отношение к пауэрлифтингу в регионе
Уровень развития теории и методики подготовки пауэрлифтеров
Спортивные традиции, положительный опыт в организации тренировочного процесса по подготовке высококвалифицированных спортсменов в пауэрлифтинге
Субъективные
Расширение возможностей использования средств, методов тренировки для достижения высоких результатов с учётом индивидуальных возможностей пауэрлифтеров
Профессиональная подготовленность, авторитет специалиста, тренера по пауэрлифтингу
Готовность тренеров по пауэрлифтингу к взаимодействию с каждым спортсменом
Эмпатичность тренера по отношению к спортсмену
Высокая активность спортсмена в достижении высоких результатов в развитии силы
Состояние материально-технической базы по обеспечению качественной подготовки спортсменов в пауэрлифтинге
Применение эмоционально насыщенной информации об успехах спортсменов на соревнованиях
Психологическая атмосфера в командах пауэрлифтеров
Рис. 3. Условия, стимулирующие педагогическое воздействие тренера при реализации индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов, занимающихся
пауэрлифтингом
Объективным показателем высокой эффективности разработанной методики применения индивидуального подхода к развитию силы у пауэрлифтеров явились более высокие результаты, показанные спортсменами экспериментальной группы на чемпионатах России и Курганской области. Практически всем испытуемым экспериментальной группы в ходе этих соревнований удалось превзойти свои собственные личные достижения, а одному из спортсменов покорился норматив мастера спорта России по пауэрлифтингу. Из контрольной группы лишь трем спортсменам удалось превзойти результаты своих личных достижений.
ВЫВОД
Проведенное исследование свидетельствует о больших возможностях разработанной методики индивидуального подхода к развитию силы у пауэрлифтеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко, А.А. Особенности отбора и занятий пауэрлифтингом с подростками 12-14 лет / А.А.Бондаренко // Пауэрлифтинг. - 2008. - № 4. - С. 6-8.
2. Бондаренко, А.А. Пути повышения силовой подготовки атлетов / А.А. Бондаренко // Пауэрлифтинг. - 2009. - № 6. - С. 5-7.
3. Воропаев, В.И. Динамика психического состояния спортсмена силового троеборья / В.И. Воропаев // Пауэрлифтинг. - 2008. - № 3. - С. 9-11.
4. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А. И. Воротынцев. -М. : Сов. спорт, 2002. - 270 с. : ил.
5. Гузеев, П. Пауэрлифтинг : методическое пособие / П. Гузеев, Ю. Пименов. -М. : Терра-Спорт, 2003. - 225 с.
6. Остапенко, Л.А. Силовое троеборье : особенности тренировочного процесса на этапе отбора и начальной подготовки : учебное пособие / Л. А. Остапенко. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 150 с.
7. Перов, П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Перов П.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - 24 с.
8. Шейко, Б.И. Методика достижения результатов в пауэрлифтинге : от начальной подготовки до спортивного совершенства : учебное пособие / Б.И. Шейко. -Омск : [б.и.], 2000. - 134 с.
Контактная информация: [email protected]
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Юлия Сергеевна Герасимова, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Применение сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в занятиях плаванием с детьми 5-6 лет способствует успешному освоению ими плавательных навыков и повышению уровня физической подготовленности, а также психического и эмоционального состояния занимающихся.
Ключевые слова: плавание, сюжетно-ролевые игры, физическое развитие, начальное обучение плаванию, дети дошкольного возраста.
THE ELEMENTARY SWIMMING EDUCATION FOR CHILDREN OF 5-6 YEARS OLD ON THE BASIS OF ROLE GAMES
Julia Sergeevna Gerasimova, aspirant,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-
Petersburg
Annotation
The application of games on the basis of fantastic plots in swimming lessons for children of 5-6 years old contributes to successful mastering of swimming skills and increase the level of physical condition improving in parallel the mental and emotional condition.
Key words: the swimming, the role games, the children at preschool age, the elementary swimming education.
ВВЕДЕНИЕ
Плавание как средство физического воспитания широко рекомендуется для работы с дошкольниками [4, 5]. Разработаны и обоснованы различные методики обучения, однако, лишь отдельные авторы [2, 6] занимались исследованием формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста путем включения в занятия игр.
Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных проблемам