Научная статья на тему 'Инновационные аспекты брокерского обслуживания'

Инновационные аспекты брокерского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты брокерского обслуживания»

Непомнящая О.В., Тарасов А.В. ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В современном мире успех любого бизнеса, в том числе на финансовом и фондовом рынках, во многом определяется инновациями, совершенством используемых информационных технологий.

Еще несколько лет назад работа на фондовом рынке была привилегий лишь узкого круга профессионалов. Коренным образом меняет ситуацию внедрение инновационной технологии Интернет-трейдинга.

Интернет-трейдинг - ведение операций по покупке и продаже ценных бумаг на организованном фондовом рынке России при помощи Интернет [1].

Технологии в России всегда занимали сильные позиции, и первые предложения Интернет-торговых систем на рынке появились, как только набрал обороты рынок государственных казначейских обязательств (ГКО). Однако эти системы не получили большого распространения: состояние Интернета и уровень доверия к нему инвесторов препятствовали этому, к тому же начинания «пионеров» Интернет-трейдинга не были поддержаны биржами. Начало Интернет-трейдингу было положено благодаря созданию Московской Межбанковской Валютной Биржей (ММВБ) двунаправленного аппаратно-программного интерфейса (т.н. Интернет-шлюза). С его помощью у брокеров появилась возможность получать биржевую информацию из торговой системы ММВБ и проводить активные операции в торговой системе биржи - ставить и снимать заявки на покупку и продажу ценных бумах - в режиме реального времени.

Структура финансового рынка в России, имеющего прежде всего спекулятивный характер, а также доминирующие позиции ММВБ сформировали уникальный для мировых рынков профиль российских систем Интернет-трейдинга. Обслуживая относительно небольшое количество, в лучшем случае измеряемое тысячами, инвестиционных счетов, российские Интернет-торговые системы предоставляют своим клиентам возможности, вполне сопоставимые с теми, что имеет трейдер, работая у биржевого терминала, и разительно отличаются от аналогичных систем на Западе, ориентированных на инвесторов, совершающих не более одной-двух сделок в месяц, но обслуживающих сотни тысяч счетов.

В процессе Интернет-трейдинга формирование и управление инвестиционным портфелем может осуществляться самим инвестором:

- непосредственно на сайте компании-брокера, что позволяет совершать операции, находясь в любой точке мира;

- при помощи выдаваемого брокером программного обеспечения на собственном компьютере клиента либо в специально оборудованном дилинговом зале.

Таким образом, Интернет-трейдинг сегодня выступает не только в качестве прогрессивной технологии, но и в качестве новой формы брокерского обслуживания.

Традиционная схема брокерского обслуживания, применявшаяся ранее инвестиционными компаниями России, имела для клиентов ряд существенных недостатков, таких как:

- сложность взаимодействия с брокером, вызванная необходимостью дозваниваться до брокера каждый раз для совершения сделок на бирже;

- отсутствие информационно-аналитического сервиса и возможности отслеживать динамику рынка в текущем времени;

- сложность контроля за состоянием инвестиционного портфеля;

- необходимость значительного первоначального капитала и дороговизна обслуживания.

Применение современных Интернет-торговых платформ преодолевает эти несовершенства, препятствующие «массовому» использованию инвестиционных возможностей на фондовом рынке РФ.

В сравнении с классическим способом реализации брокерских услуг можно выявить ряд преимуществ, предоставляемых клиентам Интернет-трейдингом:

- возможность выставлять свои котировки на покупку-продажу акций непосредственно в систему торгов биржи через Интернет (фактически прямой допуск к торгам) обеспечивают удобство доступа и максимальную скорость совершения транзакций на организованном рынке;

- получение данных биржевых торгов (котировок и т.д.) в реальном времени позволяют «видеть» рынок и реагировать на малейшее его движение. Кроме того, системы Интернет-трейдинга, помимо комплексного информационного сервиса, включающего в себя новости, прогнозы, аналитические обзоры, комплектуются такими средствами, как экспорт информации в специальные программы анализа данных, онлайн-консультации со специалистами;

- клиент получает возможность непрерывного отслеживания инвестиционного портфеля;

- низкие комиссионные за Интернет-брокерское обслуживание делают выгодным осуществление большого количества операций.

Интернет-трейдинг не только повышает эффективность деятельности инвестора, но и оптимизирует механизм работы самих брокерских компаний: вследствие автоматизации основных функций брокера (выставления

ордеров на покупку/продажу, ведения счетов и всех форм отчетности, переоценки портфелей инвесторов) удельные издержки на обслуживание клиентов сокращаются в десятки раз.

Очевидные преимущества Интернет-трейдинга сделали данную технологию работы необходимым элементом российского фондового рынка. Доля сделок, заключенных через Интернет, на отечественном рынке ценных бумаг, составила к концу 2005 года 91,7% [2].

Рынок Интернет-трейдинга, отметивший шесть лет своего существования в России, в настоящее время переживает бурный рост. В числе его участников более трех сотен крупнейших брокеров в различных регионах страны.

Активизация предоставления брокерских услуг в Пензенском регионе, ставшая логическим следствием уменьшения объема арбитражных операций, в связи с развитием Интернет-технологий, началась в 2002 году.

Услугу Интернет-трейдинга предоставляют определенные классы профессиональных участников. Первыми стали развивать инновационную форму обслуживания населения на организованном фондовом рынке местные инвестиционные компании - ЗАО «Квант Плюс» и ЗАО «Инком Союз». Их партнерами по реализации проектов дилинговых залов выступают ведущие Интернет-брокеры России, аккредитованные на крупнейших биржевых площадках страны (сотрудничество ведется по субброкерской схеме). С 2005 года региональный рынок брокерских услуг стал привлекательным для филиалов иногородних инвестиционных организаций - в 2005 году в Пензе начинает свою работу представительство крупного инвестиционного холдинга «ФИНАМ» (г. Москва), с февраля 2006 года - представительство Саратовской инвестиционной компании «Доходный дом».

Важным аспектом инновационного брокерского обслуживания в области выступают гибкие условия кредитования для проведения сделок с неполным покрытием, малый размер минимального вклада для начала деятельности (30000 руб. - в «Квант Плюс», 10000 руб. - в ЗАО «Инком-союз»), прозрачная и выгодная система оплаты услуг. Совершая операции на фондовом рынке, клиент брокерской компании несет следующие издержки: комиссию брокера и комиссию биржи от суммы каждой сделки, ежемесячную плату за информационное и депозитарное обслуживание и единовременные затраты на открытие счета. Применяемые си-

стемы коллективных и индивидуальных рабочих мест, различные тарифы, ориентированные на активную и пассивную стратегии управления портфелем, способствуют существенной экономии издержек различных групп инвесторов.

Рассмотренные выше моменты делают работу на фондовом рынке более привлекательной для инвесторов. Анализ деятельности организаций показал, что благодаря развитию Интернет-трейдинга количество клиентов ЗАО «Квант Плюс» и ЗАО «Инком-союз» за период с октября 2002 года по апрель 2006 года увеличилось более, чем в 80 раз. Прирост совокупных оборотов у «Квант Плюс» составил порядка 300%, у «Инком-союза» - 120%, обороты Пензенского представительства «ФИНАМ» всего за год увеличились на

35%. Причем это обеспечивается в равной степени притоком новых и ростом активности прежних клиентов.

В процессе работы интерес представляли сами потребители услуги Интернет-трейдинга. Проведенное социологическое исследование позволило выявить, что в большинстве случаев ими являются мужчины с высшим образованием от 23 до 45 лет, которые ранее не занимались операциями с ценными бумагами (67%) или делали это гораздо реже (15%), но вместе с тем все они являлись и являются пользователями других финансовых услуг. Наметилась тенденция оттока клиентов из других сфер вложения капитала, в частности, 47% инвесторов закрыли счета в банках. Данный факт позволяет сделать вывод, что Интернет-трейдинг является мощным инструментом привлечения на фондовый рынок денежных средств населения. Благодаря Интернет-трейдингу на фондовый рынок выходит новый слой участников. Они желают выгодно разместить свои активы в финансовые инструменты (56%) и самостоятельно управлять собственными ресурсами (52%) .

Таким образом, Интернет-трейдинг стал необходимым атрибутом брокерского обслуживания и основным способом привлечения потенциальных частных инвесторов региона на организованный фондовый рынок. В дальнейшем развитии Интернет-трейдинга заинтересованы все категории участников фондового рынка. С позиции брокеров, это значительное расширение клиентской базы, увеличение оборотных средств и общей ликвидности компаний. С позиции инвесторов, это новая сфера приложения капитала. Спрос с их стороны на данную услугу быстро растет.

Все это позволяет выделить развитие Интернет-трейдинга в качестве важной тенденции на российском фондовом рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шешеловский М., Смирнов В. Эволюция Интернет-трейдинга в России.//Рынок ценных бумаг. - 2001.

- №19 (202). -с. 79-82.

2. Родионова М. Особенности развития розничного рынка Интернет-брокерских услуг.//Индикатор. -2006. - №1. -с. 11.

3. Официальный сайт Московской межбанковской валютной биржи www.micex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.