Научная статья на тему 'Инновации в информационных технологиях: электронные формы биржевой торговли'

Инновации в информационных технологиях: электронные формы биржевой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2418
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в информационных технологиях: электронные формы биржевой торговли»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИННОВАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ: ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

И. ЦЭДЭНРАГЧААГИЙН, кандидат экономических наук, глава Департамента развития фондового рынка Монголии

С. А. ФИЛИН, кандидат технических наук, консультант департамента развития фондового рынка Монголии

Одним из основных направлений развития современных информационных технологий вразвитии бизнеса является продвижение продукции и услуг в глобальной сети Интернет. В свою очередь электронная коммерция постиндустриального общества — это информационный Интернет-инструмент бизнеса, который может оказать определенное влияние на концепции бизнеса вследствие своей сетевой природы. Инновации за счет Интернет-технологий (ИТ) в электронной коммерции обеспечивают повышение производительности труда при передаче операционной работы непосредственно потребителю, внедрении на фирмах интегрированных информационных систем и ликвидации посредников.

Эффективное использование знаний становится важнейшим конкурентным преимуществом компаний. Интернет-технологии позволяют создавать корпоративные хранилища знаний. Коллективное мышление — главная тенденция Интернет-ин-новаций в организационном плане. Следствием развития тенденций коллективного мышления является формирование виртуальных корпораций, в которых все (кроме ключевой функции разработки) передается на аутсорсинг. Влияние сетевых инноваций на бизнес приводит к кардинальному изменению взглядов на менеджмент и маркетинг. Традиционные компании, построенные по иерархическому принципу, способны реагировать лишь на сильные сигналы внешней среды (рынок, технологии) через менеджмент высшего руководства. Новая сетевая стратегия менеджмента базируется на

разветвленных горизонтальных связях подразделений и сотрудников (посредством ИТ), способных к самоорганизации под воздействием слабых сигналов — информации о новых технологиях, о рыночных сегментах, ценовых стратегиях, моде и т.д. При этом происходит самоорганизация оптимальных условий бизнеса. Традиционный менеджмент трансформируется и его роль сводится к созданию необходимой инфраструктуры и условий для самоорганизации: принципы кибернетики заменяются более гибкими принципами синергетики.

Интернет оказывает сильное влияние на структуру и динамику товарных рынков за счет своей способности получать неограниченный доступ к огромному количеству информации, вступать в контакт с любым пользователем Интернета, проводить конференции и совершать сделки и оплату в режиме реального времени (онлайн — on-line) вне зависимости от реального местонахождения собеседника или партнера в любой стране мира.

Качественно новым этапом в развитии брокерских услуг явилась торговля финансовыми инструментами через Интернет. Широкое применение Интернета непосредственно в финансово-кредитных, валютных и фондовых операциях началось в 1995-1996 гг. В конце августа 1995 г. в Интернете начала работать первая в мире дилинговая система для торговли акциями 4 460 фирм, услуги которой предоставлялись совместным предприятием английских компаний Electronic Share Information (ESI) из Кембриджа и Sharelink из Бирмингема [1].

Интернет предоставляет возможность мелким розничным инвесторам, физическим лицам получать оперативный доступ крыночной информации и, более того, возможность участвовать на финансовых рынках при помощи недорогого и достаточно эффективного инструментария. Вложение средств в ценные бумаги со своего компьютера, подключенного к Интернету, доступно сегодня всем желающим. При этом можно сформировать инвестиционный портфель и управлять активами, получая в режиме онлайн всю необходимую информацию (котировки, анализы, прогнозы). Частные инвесторы подают своим электронным брокерам заявки на покупку и продажу акций через Интернет, которые затем через электронный фильтр поступают на рынок (биржевой или альтернативный). Этот сервис изменяет фондовый рынок не только количественно, но и качественно.

В настоящее время операции на мировых финансовых рынках являются одним из самых доходных видов легального бизнеса'. Международные финансовые рынки подразделяются на три основных сектора: фондовый, кредитно-денежный и валютный. Причинами экспорта капитала из страны традиционно являются: его перенакопление в рамках отдельно взятой национальной экономики, спрос на капитал за рубежом, а также низкая себестоимость производства в странах, куда капитал ввозится. При этом экспорт капитала осуществляется как частными компаниями, так и государством, которое помимо чисто экономических часто преследует и политические (в том числе военные) цели. Все это верно, в первую очередь, для фондового и денежно-кредитного секторов [2].

Международный валютный рынок /Ьлех(отангл. FOReign EXchange market) занимает особое место на мировом финансовом рынке. Это межбанковский рынок. Его главной функцией является обеспечение операций по обмену валют между банками разных стран. Отличие Forexот организованных (биржевых) рынков заключается в том, что торговля на нем не связана с необходимостью присутствия в торговом зале, не регламентирована расписанием во времени и не имеет каких-либо правил или ограничений по установлению цены на товар. Так как Forex не входит в территориальную компетенцию ни одной страны, он не подвергается жесткому административному регулированию. Почти единственное требование к его участникам - выполнять свои обязательства.

Ежедневный объем торгов составляет 1 -1,5 трлн дол. США, притом, что суммарный дневной оборот мировых фондовых рынков не превышает 300 млрд

дол. США. Непрерывный доступ Forex открыт 24 ч в сутки, 5 дней в неделю. Размер стандартного лота на Forex составляет 100 тыс. дол. США, что делает его недоступным для мелкого инвестора. Однако для работы на рынке ему необходимо внести гораздо меньшую сумму, зависящую от предоставляемого брокером «плеча»2.

Все участники рынка Forex имеют доступ к нему через компьютерные сети (в том числе Интернет). Участниками рынка являются крупные банки, в том числе и центральные банки, брокерские и дилерские компании, инвестиционные фонды и т.д. и частные инвесторы, преследующие совершенно различные цели.

Компьютеризация на финансовых рынках означает не только ускорение традиционных способов торговли; высокие мощности торговых терминалов трейдеров и компьютеров бэк-офисов, но и позволяет более эффективно выполнять традиционные функции и изменять базовые основы финансовых рынков. В частности, трансформируется роль брокеров и фондовой биржи как традиционного места для торговли акциями.

В качестве физических залов фондовые биржи были национальными институтами. Любое суверенное правительство, наряду с национальной валютой и национальной авиакомпанией, имело национальную фондовую биржу, независимо оттого, нуждалось оно в ней или нет. До конца 1980-х гг. европейские фондовые биржи де-факто являлись своеобразными монополиями внутри своих юрисдикций. С момента успешного внедрения первой электронной торговой (котировочной) системы Лондонской фондовой биржи (SEAQ International), что условно можно считать началом реформирования традиционных фондовых бирж, европейские биржи изменились. Практически все европейские биржи были модернизированы на основе современных технологий, в первую очередь, полной электронизации своих рынков, что обеспечило существенное повышение их эффективности3.

1 В соответствии с данными журнала «Forbes», 24% из всех обладателей миллиардных состояний составили свои капиталы именно на финансовых рынках. Джордж Сорос, вероятно, самый успешный из известных на сегодняшний день трейдеров рынка Forex. Например, поданным его годового отчета о доходах, только лишь на Forex spot в 1996 г. он заработал больше, чем корпорация McDonalds в течение всего этого года.

2 Если предоставлено «плечо» 1:100, то при внесении залога в 1 тыс. дол. США инвестор может открыть позиций на 100 тыс. дол. США. Это существенно облегчает вступление на рынок мелкому инвестору и обеспечивает ему высокую доходность в случае успешных операций па этом рынке.

1 Например, Парижская биржа, Немецкая биржа, Группа ОМ (Швеция, Стокгольм) обладают эффективными электронными тортвыми системами.

■^■■■■■■■■■■■■■■•памннмнв

Одной из ключевых задач участников фондового рынка является снижение затрат. Новые технологии, включающие электронные торговые системы (электронные книги заявок), открывают новые возможности, снижают потребность в посредниках на финансовом рынке, позволяя инвесторам выходить друг надруга напрямую, вне бирж, и исключая из этого процесса брокеров. Это новый механизм ведения фондовой торговли.

Товарные биржи определяют мировые цены на товарных рынках: подавляющая часть контрактов по биржевым товарам ориентируется, беря за основу и базу именно уровень и движение биржевых цен. Механизм биржевой торговли в последние годы претерпевает серьезные изменения, что в решающей степени связано с активным внедрением во внешнеторговую практику новейших ИТ. Так, в целях оперативного управления биржевым рынком все большее распространение получают сети прямого доступа (СПД), электронные коммуникационные сети (ECN) и альтернативные электронные торговые системы (АЭТС), позволяющие использовать автоматизированный процесс получения и анализа торговой информации. Электронные формы биржевой торговли не просто конкурируют с традиционными методами работы на фондовом рынке, они создают принципиально новые условия и качество деловых отношений между участниками торговли.

Сети прямого доступа — это компьютеризованные торговые системы, создаваемые в целях обеспечения лучшего исполнения заказов инвесторов. Исторически первой такой системой является INSTINET — торговая сеть, созданная в 1969 г. Большинство других СПД — ISLAND, REDI, ARCHIPELAGO, BLOOMBERG, BRUT появились как следствие одобренных законодателями правил принятия и выполнения заказов от клиентов-инвесторов.

Сети прямого доступа автоматически сопоставляют встречные заказы, а если второй стороны по сделке нет, выставляют под своим именем лучшие цены на покупку и на продажу в систему торгов NASDAQ, т.е. функционируют в качестве маркетмейкера. Заказ исполняется, когда цена на покупку или на продажу становится лучшей в NASDAQh если какой-либо пользователь торговой системы NASDA Q занимает противоположную сторону по сделке, вводя встречный заказ. Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), вступившим в силу 21 апреля 1999 г., СПД может быть зарегистрирована в качестве электронной фондовой биржи.

Торговля через СПД полностью исключает человеческий фактор, что дает беспрецедентную скорость и качество исполнения заказов, низкую стоимость пользования, анонимность. Однако, несмотря на то, что СПД весьма эффективна для торговли высоколиквидными акциями, для менее ликвидных акций иногда предпочтительнее направлять заказы к традиционным маркетмейкерам системы NASDAQ.

На сегодняшний день многие СПД предлагают торговлю до начала и после окончания дневной рыночной сессии. В перспективе СПД позволят осуществлять круглосуточный доступ к глобальному (международному) рынку фондовых ценностей.

Электронные коммуникационные сети [3]. Финансовый рынок Трейдпойнт (Tradepoint) можно назвать первой европейской ECN, открывшей центральную торговую систему торговли акциями Великобритании для институциональных инвесторов. Трейдпойнт является лицензированной инвестиционной биржей в Великобритании, принадлежит 10 крупным международным участникам финансового рынка, среди которых Варбург Диллон Рид, Морган Стэнли, CSFB, Дойче банк и др. и получила в марте 1999 г. разрешение SEC, необходимое для начала операций в США.

К подобным организациям можно отнести также оперирующий глобально INSTINET, официально лицензированный как брокер (дилер); ISLAND, работающий как независимая книга заявок по ценным бумагам NASDAQ, и др.

Электронные коммуникационные сети предоставляют возможность использовать электронную книгу заявок (order book, order driven market) вместо книги котировок (quote driven market). Они активно и успешно работают в США, восполняя недостаток именно рынков заявок (orderdriven market)4. Подобно фондовым биржам они собирают, объявляют, а затем автоматически удовлетворяют клиентские заявки.

В Европе ECN предоставляют возможность предложить унифицированные рынки с широким набором инструментов взамен существующих на сегодняшний момент фрагментированных национальных, достигая конкурентных преимуществ по сравнению с традиционными биржами на сужении спрэда и более низкой плате, предложении возможности торговли в часы, когда традиционные биржи закрыты, гарантировании анонимности котировок и предложении широкого спектра инструментов для инвестиций, в особенности в новые технологии. Бы-

4 ECN конкурируют с NASDAQ (20% в этой сфере бизнеса) и с Ныо-йоркской фондовой биржи (NYSE) (4%).

стрый рост и низкие операционные затраты ECN делают их высококонкурентными альтернативами традиционным моделям фондовых рынков, особенно для небольших розничных сделок. Европейские ECNпредоставляют глобальный набор продуктов с различных рынков. На практике они фрагментируют рынки, порой заимствуя ценообразование, которое может складываться в других местах, например на фондовых биржах. Многие из бирж Европы инкорпорированы и обладают всеми элементами, которые обеспечивают успех ECNb США.

Электронные коммуникационные сети достаточно активны, организовывая не только рынки акций, но и рынки облигаций. В странах ЕС торговля государственными облигациями, в частности, ведется в таких ECN, как EURO-MTS, CANTOR-FITZGERALD и INSTINET. Международная ассоциация дилеров фондового рынка (ISMA) близка к тому, чтобы организовать сеть для международных долговых инструментов. INSTINET обеспечивает доступ к рынкам институциональным инвесторам напрямую через частную сеть, обеспечив сокращение их расходов на 75% вследствие обеспечения возможности торговать напрямую. ISLAND снизил стоимость трансакций еще на 85%. Растущее значение INSTINET и ARC-HIPELAGO демонстрирует усиление их роли как альтернативы традиционным биржам.

Альянсы традиционных бирж заставляют и других участников финансового рынка формировать свои собственные союзы, при этом ECNоказывают влияние на консолидацию инфраструктурных институтов. Трейдпойнт позиционируется в союзе с INSTINET, ARCHIPELAGO и крупными инвестиционными банками JP Morgan, Merrill Lynch и др. для работы на европейском рынке.

Осуществление бизнеса инвесторами в ECN напрямую, минуя брокеров, подрывает клиентскую и доходную базы профессиональных участников рынка ценных бумаг, допуск розничного клиента на рынок через Интернет снижает общий профессионализм финансового рынка, подрывает основы функционирования профессиональных участников и коллективных институтов инвестирования.

Альтернативные электронные торговые системы [3]. В условиях обостряющейся конкуренции ряд фирм создали собственные, так называемые кроссирующие сети, которые позволяют менеджерам фондов торговать акциями анонимно вне основного рынка по цене, средней между спрэдом. Это влияет не только на ликвидность, но и более фундаментально на всю архитектуру торгового обслуживания.

Еще одно направление деятельности альтернативных инфраструктурных организаций - предоставление клиентам брокерского обслуживания в режиме онлайн. В США подобные операции первоначально практиковались на валютном рынке Forex, а затем были распространены на рынки акций, облигаций (инструментов с фиксированным доходом) и дериватов5. Так, вСША успех имеют АЭТС, особенно активно используемые институциональными инвесторами, преимущественно фондами: 57% всех американских институтов используют нетрадиционные системы; 82% управляющих фондов используют одну или несколько АЭТС. Используя новые технологии, АЭТС позволяют сократить операционные издержки путем организации гибкой анонимной торговли с недорогим доступом, а также привлекают на рынок новых участников и создают центры ликвидности.

Альтернативную электронную торговлю следует рассмотреть с точки зрения анализа издержек участников. В частности, издержки участника состоят из операционных издержек комиссии и налогов, являющихся постоянными по своей сути. Достаточно сложно количественно определить потери участников при совершении сделок по котировкам дилеров вследствие влияния рыночной конъюнктуры, которые часто не учитываются, хотя и являются наиболее существенными в структуре издержек. Понимание, как управлять этими издержками, является важным стимулом развития рынка.

Примером АЭТС служит POSIT(onwà из первых систем торговли акциями), объединяющая участников США и Европы. POSIT не является ECN, а подпадает под категорию торговой системы, обеспечивающей циклическую торговлю и раскрытие цен. В течение дня в POSIT проводится три сеанса мэтчинга (поиска встречных заявок и фиксации сделок). Клиенты подают заявки на покупку и продажу вручную или электронным путем. Компьютер запускает алгоритм для мэтчинга, чтобы обеспечить максимальное количество сделок. Цена, которая используется для мэтчинга, является средней между спрэдом во время мэтчинга. Клиенты РОЗТТимеют возможность ограничить минимальную стоимость сделки, минимальное количество акций, расчет составляющей цены и ее корреляцию с изменениями относительно индекса. Во время запуска алгоритма мэтчинга замораживаются данные о ценах акций на рынке, берутся средние цены более 25 ООО

5 Капитализация инвестиционного банка Charles Schwab, занимающего лидирующие позиции по оказанию брокерских услуг с использованием Интернета, в апреле 1999 г. достигла 25,5 млрд дол. США, превысив капитализацию Merril Lynch.

акций, и рассчитывается специфика каждого портфеля. Процесс занимает 30 с, по окончании которых готовятся отчеты клиентам и бирже. При использовании анонимной системы, где никто не знает друг друга, размеры встречных заявок не влияют на ценовую конъюнктуру рынка. Если участник хочет купить 5 млн акций, а исполняется 500 тыс., никто не знает о запрошенном объеме ни до подачи заявки, ни после ее частичного исполнения, вследствие чего объемы не влияют на конъюнктуру рынка. Влияние рынка является самым существенным элементом структуры издержек клиента, и, устраняя их, POSIT дает возможность экономить участникам существенные средства. Удовлетворение заявок по средней цене спрэда также сокращает операционные издержки и комиссию. В настоящее время около 8% всего бизнеса на Лондонской фондовой бирже вводится в POSIT. Менеджеры фондов, придерживающиеся пассивной стратегии, предпочитают использовать POSIT для исполнения сделок по средним ценам, а менеджеры с активной стратегией предпочитают использовать POSIT как центр ликвидности.

Развитие новых финансовых технологий позволяет рынкам развиваться в трех направлениях (категориях). Центральные рынки или национальные биржи как места для заключения сделок с акциями утрачивают свое значение. Фондовая торговля и раскрытие цен происходят в режиме онлайн с использованием платформ, обеспечивающих циклическую торговлю и раскрытие информации и систем раскрытия ценовой информации. Каждая из этих групп конкурирует внутри своей категории (табл. 1).

Эти системы работают параллельно, дополняя друг друга. Системы сами по себе фрагментарны, но они добавляют функциональность, позволяющую участникам более свободный и эффективный доступ к более общионым рынкам с большой ликвидностью.

Все ECN являются АЭТС, но не все АЭТС — ECN. Альтернативные электронные торговые системы преимущественно организуют рынок за-

явок (order driven market) без использования маркет-мейкеров, хотя маркет-мейкеры могут использовать ECN. Электронные коммуникационные сети сами по себе мультиплицируют фрагментарность отдельных сетей и систем, но, связывая их в единую сеть, обеспечивают определенную ликвидность: концентрируя ликвидность в АЭТС, которые обеспечивают заключение сделок по среднебиржевым ценам, ECNснижают биржевую ликвидность, что делает биржевое ценообразование, которое используется как базовое, менее репрезентативным.

Электронные торговые системы (ЭТС). Опыт экономически развитых стран показывает, что ЭТС создаются через альянсы конкурентов, осознавших совместную выгоду снижения трансакционных издержек. Использование ЭТС обеспечивает прозрачность бизнеса6, легкость и доступность осуществления биржевых сделок.

Именно эффективная система биржевой торговли создает необходимую культуру для выхода на ЭТС. Прежде всего, это связано с внедрением систем Интернет-торговли, автоматизированных систем по ведению внутреннего и депозитарного учета. Высокая технологичность и сравнительно низкая стоимость таких систем позволили существенно снизить численность персонала и, как следствие, уменьшить постоянные расходы фирм.

Практическая реализация ЭТС наиболее целесообразна в виде системы онлайн. Техника торговли и заключения сделок с помощью ЭТС состоит в следующем [4]. В торговом зале устанавливается ЭТС, представляющая программно-аппаратный комплекс в виде локальной компьютерной сети. В состав комплекса входит серверная часть с программным обеспечением, в котором содержатся правила допуска членов биржи к торговле, порядок заключения сделок, процедура клиринга, порядок информационного обслуживания участников торговли, системы защиты информации, процедуры управления и регулирования рынка и т.д. Другой частью ЭТС является сеть рабочих мест брокеров,

Таблица 1

Примеры существующих электронных рынков

Категория Тип рынка Электронный рынок

1 2 3 Рынок заявок, продолжающийся аукцион встречных заявок (order driven market) Циклический мэтчинг Информационные системы SETS LSE; Xetra DB; Tradepoint; INSTINET POSIT; E-Crossnet Autex; Bloomberg

6 В настоящее время российские корпорации получают основные доходы, делая ставку на непрозрачность, и в своем большинстве не нуждаются ни в традиционных биржах, ни в ЭТС. Кроме того, российский внутренний рынок регионально фрагментироваи и малоподвижен, что также препятствует выходу на ЭТС. Важно также отметить то, что российский тон-менеджмент зачастую не понимает ведущей роли ИТ.

представляющая собой персональные компьютеры, входящие в состав локальной компьютерной сети биржи. Перед началом торгов ЭТС автоматически осуществляет до пуск брокеров кторгам. Если финансовое состояние участника торгов соответствует всем требованиям биржи, на мониторе своего рабочего места он видит информацию о состоянии рынка и в любой момент без посредников посылает заявку в ЭТС. Если заявка удовлетворяет правилам заключения сделок на бирже, сделка совершается в режиме онлайн. Программно-аппаратный комплекс снабжает участника торгов графической аналитической информацией о ходе торговой сессии. Функции ЭТС могут быть распределены между несколькими рабочими местами. ЭТС реализует следующие взаимосвязанные группы функций:

1) мониторинг торгов. Цель мониторинга — получение информации в режиме онлайн, отслеживание установленных ограничений и запуск штатных процедур реагирования в случае попыток преодоления ограничений;

2) анализ торговой информации. Торговая информация обрабатывается в режиме онлайн в соответствии с принятыми моделями (анализ «спроса-предложения» идействий участников, группировка участников по стратегиям, формирование наиболее привлекательных параметров и синтетических показателей и т.д.). В качестве аналитических средств могут использоваться не только собственные разработки, но и известные биржевые приложения (SPAN, TEAM и т.п.). Например, предоставление возможности предварительной подачи заявок на продажу (покупку) в начале торгов в комплексе с использованием механизма фиксинга позволяет формировать наиболее обоснованную цену открытия торгов, определяемую путем анализа предварительного спроса и предложения;

3) подача заявок покупки (продажи) в систему. Система определяет тип заявки, соответствие ее лимитам, принадлежность, условия и ставит ее в очередь.

При определенных условиях заявка исполняется системой, и она передает сообщение об исполнении на экран компьютера пославшего ее участника торгов. Система позволяет также снять заявку;

4) установка постоянных ограничений, технологических стадий и параметров торговых сессий. Организатор торгов, с одной стороны, регулирует рынок, используя автоматизированную систему лимитирования, с другой — устанавливает различные ограничения для всех участников торгов (ценовые и объемные фильтры на подачу заявок для всего рынка, различные лимиты на конкретных участников или их группы, ограничения на долю рынка, установление коридоров цен и т.д.). Так, разделение торгового дня на три периода с различными механизмами формирования заявок, очередей и заключения сделок позволяет не только включить один из механизмов управления процессом ценообразования, но и предоставляет всем участникам широкие возможности для реализации своих функций и задач (табл. 2).

5) чрезвычайные действия. Электронная торговая система обеспечивает возможность установки чрезвычайных ограничений и реализации управляющих воздействий на ход торговых сессий в случае нештатных ситуаций. Программно-технологический комплекс, обеспечивающий биржевую торговлю, включает:

• торговые биржевые и внебиржевые системы; в системы проведений сверки;

• системы централизованного управления рисками;

• клиринговые системы;

• информационно-аналитические системы;

• биржевые субдепозитарные системы;

• системы управления ликвидностью;

• системы программно-технологической поддержки;

• коммуникационные системы;

• системы технического обеспечения взаимодействия всех элементов инфраструктуры.

Таблица 2

Механизмы заключения сделок в зависимости от периода торгового дня

Наименование периода Механизм заключения сделок Назначение

Предторговый Накопление агрегированного спроса-предложения, анализ «спроса-предложения», фиксинг на основе оптимизированных параметров сделок Формирование оптимальной цены открытия и параметров торгового дня

Торговый Двойной встречный аукцион в режиме онлайн, доступны все типы заявок Удовлетворение «спроса-предложения» в рамках установленных ценовых параметров на основе возможностей и механизмов системы управления ликвидностью

Послеторговый Двойной встречный аукцион в режиме онлайн, в заявках указывается только объем контрактов; при этом цена любой заявки равна цене закрытия Удовлетворение «спроса-предложения» по фиксированным ценам

К ЭТС подобного типа предъявляются следующие требования:

• высокая степень функциональной надежности;

• соответствие показателей безопасности существующим международным стандартам;

• технологическое обеспечение высокой ликвидности торгуемых инструментов;

• закрытость служебной информации;

• гибкость программного и аппаратного обеспечения;

• удобство интерфейса для каждого из участников торгового процесса;

• обновление в режиме онлайн аналитических индикаторов внутреннего рынка биржи и смежных рынков.

Например, у регистраторов информационные системы ведения реестра (ИСВР) акционеров используют линейную технологию учета ценных бумаг. Информационные депозитарные системы (ИДС), обеспечивающие обработку информации в депозитарных организациях, применяют технологию балансового учета ценных бумаг, где по активным счетам учитываются ценные бумаги по местам их хранения (собственное хранилище или депозитарий-корреспондент), а по пассивным — ценные бумаги по их принадлежности (счета-депо инвесторов). При этом информационные системы ИСВР и ИДС должны соответствовать существующим нормативным актам и реализовывать:

• начальное формирование реестра или части реестра (на основе проспектов эмиссии, первичного размещения акций вводится информация о типах, категориях, количестве акций в данном выпуске и др.);

• корректировку информации в информационной базе о выпуске ценных бумаг вследствие глобальных или корпоративных операций над выпуском ценных бумаг (сплит, обратный сплит, конвертация, начисление дивидендов и т. д.);

• ведение лицевых счетов или счетов-депо акционеров, учитывающих информацию по каждому акционеру о принадлежащих ему акциях с возможностью изменения информации;

• регистрацию перехода прав собственности на ценные бумаги с ведением истории таких операций;

• автоматическое формирование для представления акционеру выписки из реестра или со счета-депо инвестора.

Для взаимодействия номинального держателя и регистратора между ними должен быть выработан стандарт предоставления информации, в связи с чем

в этих системах должна быть предусмотрена возможность перевода данных в файлы формата DBF.

Программное обеспечение электронных торгов на бирже обеспечивает значительное улучшение технических параметров торговой системы по сравнению с голосовой системой проведения торгов вследствие:

• снятия ограничения ликвидности рынка (тех-нологически возможный интервал между сделками составляет 0,02 с);

• времени обновления информации на мониторе торгового терминала — 1 с;

• сокращения возможности ошибочных сделок;

• появления возможности обеспечения высокого уровня информационной безопасности.

В перспективе традиционные электронные биржи, использующие ЭТС, и АЭТС, неспособные сконцентрировать ликвидность, будут проигрывать в конкурентной борьбе и либо исчезнут, либо будут вынуждены искать союзы с другими организациями, чтобы выжить. Оптимальное количество традиционных электронных бирж, использующих ЭТС, и АЭТС смогут конкурировать между собой ценовыми условиями участия на них и ликвидностью. Пользователи будут мигрировать по платформам, обеспечивающим необходимую ликвидность.

Транснациональный клиринг и расчеты, сквозная обработка данных. Услуги биржи по обеспечению возможности для участников торгов подавать заявки на заключение биржевых сделок через АЭТС и проведению расчетов по результатам заключенных в электронной форме сделок предоставляются биржей на основании договоров об участии в ЭТС, клиринга и расчетов.

В условиях создания высокоэффективных технологий торговли, позволяющих получать доступ к центрам ликвидности, избегая рыночной фрагментации, ускорения всех процессов — от торговли до расчетов, упрощения и ускорения доступа крыночной информации, появления новых моделей ведения бизнеса на финансовом рынке, изменений в культуре ведения бизнеса, ключевое значение приобретает риск-менеджмент.

Расчеты со сроками на следующий день (Т+1) стали практиковаться в глобальном масштабе. При этом возрастают операционные риски вследствие того, что участники работают на различных рынках, с различными инструментами, их операции усложняются. Финансовые инструменты подвержены большей волатильности, используются все больше стандартов при проведении расчетов и сокращении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сроков их проведения. Возникает проблема адекватности бэк-офисов возрастающим объемам операций со сроками расчетов на следующий день (Т+1).

На сегодняшний день остается целый ряд проблем в осуществлении расчетов — недостаток интеграции и автоматизации, возможные ошибки при неттинге и ошибки при исполнении платежных инструкций. Необходимо кардинальное изменение обслуживания клиентов в целях ускорения и упрощения процесса обработки заявок, использование новых технологий для более эффективного подключения клиентов, углубления кооперации между различными категориями клиентов и партнеров.

Для участника рынка задача состоит в том, чтобы получить возможность сквозной обработки данных, перейти к торговле в режиме онлайн, автоматическому подтверждению сделок, улучшению коммуникаций между участниками и к созданию глобального 24 часового рынка, обеспечивающего торговлю, расчеты и перевод средств.

В целях сокращения перечисленных рисков и стоимости клиринга была создана английская компания «Ассоциация сквозной глобальной обработки данных» (Global Straight-through Processing Association), насчитывающая более 60 членов — участников рынков и банков и использующая систему сквозной обработки данных, функционирующую в глобальном масштабе {GlobalStraight Through Processing).

Решением перечисленных проблем могла бы стать глобальная взаимосвязь платформ, которая сводит совместно всех участников рынка. Клиринг и расчетные системы будут напрямую затрагиваться в части их взаимных связей. Целью данной схемы является упрощение взаимосвязей и коммуникаций, завершение бизнес-процессов, поддерживающих глобальную торговлю, и наиболее эффективные способы транснационального клиринга и расчетов.

В настоящее время в Европе существуют около 30 расчетных систем. Участники финансового рынка стремятся к свободному выбору возможностей клиринга и расчетов. Консолидация глобальных касто-дианов в небольшое число специалистов — мировых участников, скорее всего, случится и с другими участниками финансового рынка — биржами и ECN.

Консолидация европейских торговых платформ требует решения проблемы трансевропейского клиринга для эффективных транснациональных расчетов по облигациям и акциям. Единый интегрированный процесс европейского клиринга, расчетов и депозитарного обслуживания должен обеспечить надежность, сокращение рисков и затрат.

Создаваемая система должна инкорпорировать наиболее подходящую технологию, базироваться на уже существующих и используемых системах и обслуживать процесс для случая потенциально большого роста операций.

Необходимым условием управления такой организации является то, что ни один индивидуальный участник рынка не должен иметь в ней доминирующего влияния.

Возможны несколько путей создания единой трансевропейской клиринговой организации — от слияний, союзов и поглощений до постепенной интеграции существующих систем. В целях создания единой клиринговой организации следует выбирать прагматичный эволюционный процесс. Затруднения здесь связаны со сложными законодательными проблемами, наличием различных бизнес-культур и традиций национальных рынков, несовпадением интересов различных групп, вовлеченных в финансовый рынок, проблемами несовместимости руководства.

Изменения и конкуренция в Европе не ограничиваются только на торговых платформах. Существуют, по крайней мере, 4 подхода к транснациональному клирингу и процессу расчетов (cross border clearing and settlement process). Так, EUROCLEAR изменяет структуру собственности и управления посредством распределения своих акций среди своих пользователей (клиентов). Национальные центральные депозитарии ценных бумаг Европы сформировали Европейскую ассоциацию центральных депозитариев по ценным бумагам в виде системы взаимосвязанных центральных депозитариев.

В результате создания организаций, обеспечивающих трансевропейские клиринг и депозитарные услуги, участники финансового рынка получат целый ряд существенных преимуществ:

• один центр ликвидности с единым доступом, виртуальный европейский финансовый супермаркет для профессионалов с единой системой европейского клиринга;

• расширение спектра предоставляемых финансовых продуктов и услуг;

• устранение национальной и международной фрагментации рынков, снижение стоимости услуг для инвесторов вследствие снижения операционных расходов;

• снижение проблем функционирования бэк-офисов для участников рынка;

• повышение эффективности расчетов в связи с осуществлением неттинга;

Информационная прозрачность

• снижение текущих инвестиционных расходов и операционных затрат участников благодаря единому доступу на международные рынки;

• повышение скорости расчетов;

• повышение безопасности процессов вследствие сокращения расчетных рисков в результате внедрения информационных технологий для проведения расчетов и привлечения центральных банков для осуществления трансевропейских денежных расчетов, а также вследствие оптимального управления залогами через централизованные транснациональные рынки и использования залогов, обеспеченных широким набором различных финансовых инструментов.

Однако участие в глобальной клиринговой организации будет означать более высокий системный риск. Кроме того, в связи с ограничением конкуренции в данной области может ставиться под сомнение эффективность ее развития и снижение издержек в будущем.

Так как принцип информационной прозрачности относится к наиболее важным для привлечения инвестиций (прозрачность рынка непосредственно влияет на процесс ценообразования и эффективность торгов), Интернет-биржи обычно предлагают своим членам использовать глобальную информационную систему, включающую комплекс «виртуальных офисов», которые позволяют им получать необходимую информацию о ходе торгов в режиме онлайн (см. рисунок) [4].

Информационная структура и прозрачность определяют количество информации о ходе торгов, доступное различным категориям участников. Наиболее значительным отличием в большинстве существующих электронных биржевых систем является степень доступности участников к информации о состоянии очередей на покупку и продажу биржевого товара. Существует неравенство между информацией, которую получают профессиональные участники и клиенты. К примеру, большинство электронных систем снабжают брокеров информацией о состоянии очередей лимитных заявок, но не представляют этих данных для клиентов.

С точки зрения доступа к информации участники рынка делятся на три категории: непосредственные участники торговой системы, клиенты и лица (государственные и общественные), регулирующие отношения на рынке. К данным, которые потенциально могут быть доступны в режиме онлайн для непосредственных участников торгов, можно отнести следующие:

• наибольшая и наименьшая цена торговой сессии;

• цена и объем последней сделки;

• наилучшие цены спроса и предложения;

• объем контрактов в заявках с наилучшими ценами спроса и предложения;

• объемы всех заявок на покупку и продажу в системе;

• имя или код брокера, подающего заявку;

• стороны по сделке;

• протоколы сделок;

• суммарный объем торговли в течение сессии;

• количество участников системы и количество активных терминалов;

• информация с других рынков, связанных с торгуемым инструментом;

• возможность динамичного обмена информацией клиентских терминалов с торговым сервером для построения собственных аналитических приложений;

• статистическая информация.

Данный списокне включает частной и конфиденциальной информации (например, состояние счетов участников), доступной обычно только участникам, к которым она имеет непосредственное отношение.

* * *

Одной из динамично развивающихся услуг в настоящее время является Интернет-трейдинг7 (электронный трейдинг) для физических лиц на глобальном валютном рынке.

Интернет-трейдинг — услуга, предоставляемая инвестиционным посредником (банком или брокерской компанией) клиенту для осуществления покупки (продажи) ценных бумаг и валюты в режиме онлайн с использованием электронных каналов связи.

В настоящее время в России сложилась следующая иерархическая структура Интернет-трейдинга:

7 В России Интернет-трейдинг существует с мая 1996 г., когда специалисты Гута-банка начали эксплуатациюсистемы «Интернет-брокер» — первой российской системы брокерского обслуживания через Интернет.

1-й уровень: удаленный доступ по выделенным защищенным каналам брокера к бирже для совершения сделок. Правила доступа 1 -го уровня (непосредственный вход на биржу) и участия определяются дирекцией биржи и должны соблюдаться пользователями;

2-й уровень: система доступа конечных инвесторов к брокеру для передачи распоряжений, осуществляемая с использованием различных, в том числе открытых, телекоммуникационных каналов. Поэтому здесь все активнее используется Интернет.

Услуга Интернет-трейдинга обеспечивает:

— возможность непосредственно производить покупку (продажу) финансовых активов (выдача распоряжений клиента брокеру) в режиме онлайн;

— создание инвестиционного портфеля инвестора;

— возможность участия клиента во взаимных фондах;

— предоставление клиенту постоянно обновляющейся финансовой информации: котировки ценных бумаг и курсов валют;

— предоставление клиенту аналитических статей, графической информации, помощи профессионалов и т.д.;

— сопутствующие услуги (выдача кредитных карт и чековых книжек, открытие и ведение дополнительных пенсионных счетов, передача информации по ценам на акции, входящие в инвестиционный портфель клиента, на его мобильный телефон или его электронный почтовый ящик и т.п.).

Существуют два основных способа предоставления брокерских услуг через Интернет:

1. Клиент покупает (продает) ценные бумаги, составляет свой инвестиционный портфель и т.д. непосредственно на веб-сайте компании-посредника, пользуясь при этом обычным веб-браузером.

2. Клиент (пользователь) устанавливает на своем компьютере специальное программное обеспечение и с его помощью получает информацию и совершает трансакции на финансовых рынках (как правило, это означает терминальный доступ к брокеру).

Доступ к финансовой информации обеспечивается информационными агентствами Reuters, Bloomberg, Интерфакс и т.д.

Реализация Интернет-трейдинга осуществляется посредством технологии Интернет-бирж — интерактивного метода ведения торгов ценными бумагами, при котором инвесторы имеют возможность получать рыночную информацию в режиме онлайн и посылать свои заявки на продажу или покупку ценных бумаг своему брокеру

с использованием компьютера. Спрос на подобного рода услуги привел к значительному росту электронных брокерских систем, подключенных непосредственно к различного рода ЭТС. Они предоставляют клиентам брокеров возможность подключения по общедоступным и недорогим каналам и сетям передачи данных (прежде всего через Интернет) и проведения интерактивно операций в режиме онлайн.

Эти так называемые фирменные биржи (branded exchanges) предназначены для автоматизации заключения договоров на поставки между независимыми фирмами и улучшения взаимодействия между фирмами, связанными партнерскими отношениями с какой-либо компанией. Они поддерживают закупки и продажи по каталогам, торговлю через аукционы, планирование цепочек поставок, совместное конструирование, разработку продуктов и т.п., позволяют перевести процессы логистики на технологии электронного бизнеса, оптимизировать взаимодействие с партнерами и повысить эффективность бизнеса [5]. Интернет-биржи позволяют сэкономить до 20% накладных расходов.

В России примером традиционной биржи, использующей ЭТС, является Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)8. В целях обеспечения возможности подключения к торговой системе биржи «внешних» систем уровня «брокер-клиент» специалистами ММВБ разработана концепция универсального двунаправленного аппаратно-программного интерфейса (шлюза), предоставляющая возможность «внешним» системам получать информацию из торговой системы в режиме онлайн и проводить активные операции в торговой системе — ставить и снимать заявки. Развертывание сети электронных брокерских систем, подключаемых к торговой системе ММВБ с использованием такого шлюза, позволяет создать широкую сеть электронных систем уровня «брокер—клиент», базирующихся на ИТ, и качественно увеличить возможности обслуживания инвесторов.

s Московская межбанковская валютная биржа является универсальной торговой системой, обеспечивающей организацию торгов по всему спектру финансовых инструментов, в том числе по валюте, государственным ценным бумагам, акциям, субфедеральным, муниципальным и корпоративным облигациям. Кроме того, ММВБ является клиринговой организацией и совместно со своими дочерними структурами — расчетной палатой ММВБ и Национальным депозитарным центром — обеспечивает проведение расчетов по денежным средствам и ценным бумагам по принципу единой технологической цепочки. На ММВБ работают свыше ста региональных профессиональных участников, представляющих регионы России, во многих городах функционируют биржи — представители ММВБ — обеспечивающие региональным участникам доступ к торгам на ММВБ.

При развертывании электронной брокерской системы организации-участники торгов имеют возможность выбрать один из двух вариантов: покупку одного из обеспечивающих взаимодействие с универсальным шлюзом коммерчески доступных программных продуктов, имеющихся в настоящее время на рынке, или создание системы своими силами. При этом в любом случае развертываемая участником торгов электронная брокерская система должна удовлетворять требованиям ММВБ, предъявляемым к такого рода системам9.

Порядок проведения операций в ММВБ по перечислению средств извне на счета в клиринговом банке, по основному счету и счетам его торговых членов и клиентов определяется договорами об участии в системе клиринга и электронных межбанковских взаиморасчетов.

Средства в ЭТС ММВБ извне на счета в клиринговом банке перечисляются клиринговыми членами за день до предполагаемого совершения сделок на бирже и зачисляются на основной счет клирингового члена-отправителя утром дня, следующего за днем перечисления средств, во время, установленное для этих целей распорядком торгового дня на бирже [4].

Клиринговый член секции распоряжается следующими счетами в ЭТС, по которым производятся операции в связи с ведением биржевой торговли:

• основным счетом клирингового члена биржи;

• счетом торгового члена клирингового члена

биржи;

• счетом клиента клирингового члена биржи.

Перевод средств с основного счета осуществляется клиринговым членом секции самостоятельно путем подачи в расчетный отдел биржи платежного поручения в электронной форме. При невозможности использования электронного документооборота между клиринговым членом и ММВБ перевод средств осуществляется по письму клирингового члена в бумажной форме, заверенному руководителем и главным бухгалтером и скрепленному печатью клирингового члена.

Перевод средств с ММВБ допускается только с основного счета клирингового члена. Такой перевод осуществляется клиринговым членом путем подачи в расчетный отдел биржи платежного поручения в электронной форме. При невозможности использования электронного документооборота между клиринговыми членами и биржей перевод средств с основного счета клирингового члена осуществляется по его платежному поручению в бумажной форме, заверенному руководителем и главным бухгалтером и скрепленному печатью клирингового члена.

Если клиринговая обработка результатов торгов покажет, что член биржи является должником по нетто-обязательству, он должен ко времени расчетов обеспечить на своем основном счете сумму, не меньшую его нетто-обязательств.

Во время расчетов, установленных распорядком торгового дня, биржа списывает со счетов нетто-должников и зачисляет на счета нетто-кредиторов денежные средства в сумме нетто-обязательств. После произведенных расчетов оформляется отчет о результатах расчетов для каждого клирингового члена биржи, который может быть получен трейдером у представителя администрации торгов в торговом зале до начала торговой сессии во время, установленное для этих целей распорядком торгового дня.

Широкое распространение таких систем дает возможность брокерам многократно расширить свою клиентскую базу, снизить издержки (свои и клиентов) на проведение операций и повысить уровень доверия к себе со стороны клиентов, которые получают больше возможностей контролировать добросовестность выполнения брокером своих функций. После того как ММВБ в 1999 г. открыла стандартный шлюз для Интернет-трейдинга, доля сделок, заключаемых через Интернет-шлюз, непрерывно растет. Суммарный объем сделок, заключенных через Интернет в секции фондового рынка ММВБ, в 2000 г. превысил 170 млрд руб.; доля этих сделок в общих операциях с корпоративными ценными бумагами в декабре 2000 г. составила 26,4%. Количество сделок в Секции фондового рынка ММВБ, заключаемых через систему Интернет-торговли, в начале 2001 г. превысило 50%.

Доступ к торгам через Интернет открыли все ведущие торговые платформы России: РТС (в системе гарантированных котировок), Московская фондовая биржа, Фондовая биржа «Санкт-Петербург», Санкт-Петербургская валютная биржа. Небольшие и малоизвестные компании, сделавшие ставку на Интернет-трейдинг, за счет агрессивной маркетинговой политики снижения комиссионных и расширения спектра предоставляемых услуг смогли занять лидирующие места по биржевым оборотам10.

В сфере предоставления брокерских услуг существует жесткая конкуренция: идет активная борьба за клиента, демпингуются ставки комиссионного вознаграждения, достигая 0,02-0,03%

9 Данные требования разрабатывались с учетом как используемых технических решений, так и требований фондового рынка.

10 Например, компания «Алор-Инвест», которая до организации услуг Интернет-трейдинга была далека от первой десятки на ММВБ по обороту заключенных сделок, была признана самым активным Интернет-брокером и вышла в число лидеров.

от суммы сделки. Немаловажным конкурентным преимуществом Интернет-брокеров явилось менее внимательное и серьезное, нежели у остальных профучастников биржевой деятельности, отношение к рискам. С одной стороны, это повышает привлекательность обслуживания у компании, с другой — это серьезные риски. При резком значительном движении цен акций у некоторых брокеров могут наступить кассовые разрывы, что повлечет серьезные потери для клиентов. Учитывая, что рынок Интернет-трейдинга фактически «делят» около 20 крупнейших Интернет-брокеров, активно кредитующих друг друга, и то, что большинство из них не входят в какие-либо финансово-промышленные группы и не имеют собственных значительных финансовых ресурсов, кризис любого из них почти наверняка повлечет за собой системный кризис всего этого сегмента. Как следствие, их устойчивость невысока.

Подъем в настоящее время российской экономики способствует развитию российского фондового рынка. Российские предприятия-эмитенты акций стали больше внимания уделять взаимоотношениям с акционерами, дивидендной политике, ведению отчетности по международным стандартам. Многие российские фондовые брокеры активно используют Интернет для распространения информации о рынке, рассылки проспектов и диалоговых трансакций с ценными бумагами. Современные информационные технологии обеспечивают удаленный доступ к торгам на всех ведущих биржевых площадках. Все это повышает спрос на ценные бумаги российских эмитентов со стороны крупных компаний и частных инвесторов, отечественных и зарубежных. Фондовый рынок становится более доступен для российского среднего класса, за счет этого увеличивается оборот, и биржевая торговля получает шанс из спекулятивного * инструмента превратиться в инвестиционный.

Однако степень готовности к этим изменениям — как экономическую и инфраструктурную, так и психологическую — можно оценить как невысокую. Так, в соответствии с маркетинговыми исследованиями, в России в настоящее время имеется около 3 млн потенциальных пользователей Интернет-трейдинга, которые по уровню своих доходов либо имеют полный достаток (3% пользователей Интернет), либо могут позволить себе покупать дорогие вещи, но не все, что хотят (2,8% пользователей Интернет). Число российских инвесторов, использующих в настоящее время Интернет-трейдинг, составляет около 50 тыс.

чел., или 1,7% от числа потенциальных клиентов. Это говорит о невысокой востребованности данного продукта на сегодняшний день.

К стратегиям электронной торговли относится стратегия «бизнес — бизнесу» (business-to-business) (В2В) — межкорпоративный (межфирменный) сектор относится к обмену продуктами и услугами в режиме онлайн, включая операции между фирмами и поставщиками. Стратегия В2В осуществляется в основном через электронные биржы — ЭТС и электронные каталоги. В межфирменной торговле В2В наблюдается тесное переплетение операций в режиме онлайн и вне его (off-line). В основном Интернет используется в виде электронной почты. Сделки, проводимые полностью с использованием возможностей Интернет-инноваций, относительно редки. Формат онлайн для В2В дает возможность уменьшить стоимость трансакций, но требует стандартизации и упрощения формата самих сделок, т.е. отказа от контрактного описания мелочей, полагаясь на доверие и репутацию, а не на юристов. Пока бизнес еще не готов к таким упрощениям. Кроме того, для чистой В2В-торговли в режиме онлайн требуется приведение в соответствие информационных технологий различных фирм. Последнее, естественно, связано и с реструктуризацией самих компаний. Сумма сделок В2В в 2000 г. оценивалась более чем в 2,1 трлн дол. США [6J. Электронный обмен данными — это сегмент В2В, который трансформировал бизнес-среду в первую очередь потому, что многие компании (например, Wal-Mart) требуют, чтобы их поставщики разрабатывали возможности электронного обмена данными для заказов в режиме онлайн, перевозок и материальных запасов.

В настоящее время ведущие отрасли российской промышленности не готовы в полной мере к реализации механизмов межкорпоративного электронного бизнеса. Наиболее близко к использованию В2В-схем подошли компании металлургического комплекса и фармацевтические компании. Среди них особо выделяются дистрибьюторские корпорации, обладающие для этого достаточными ресурсами. Машиностроение, химический комплекс, лесная и пищевая промышленности в целом менее готовы к использованию В2В-схем. Их возможности существенно дифференцируются в зависимости от конкретной подотрасли.

Создание биржи или закупочной платформы как минимум требует совместных усилий конкурентов. В большинстве отраслей это пока невозможно. Скорее всего, компании этих отраслей будут активно участвовать в электронном бизнесе на зарубежных ЭТС.

Перспективы развития товарных электронных бирж в России связаны с тем, что Интернет-ауди-торию в основном формируют корпоративные пользователи. Основным препятствием широкого внедрения форм электронной биржевой торговли в России на данном этапе является неразвитая законодательная база, регулирующая торговую деятельность в Интернете.

Есть еще одна проблема, серьезно затрагивающая развитие Интернет-торговли — проблема вирусов и спамов. Теперь это не только угроза личному времени и эмоциональному состоянию. По данным лаборатории Касперского, количество программ, содержащих вредный код (вирус), в Интернете возросло с 1998 г. более чем в 15 ООО раз! При этом значительно трансформировались мотивы создания вирусов: если в конце 1980-х - начале 1990-х гг. все зараженные программы создавались так называемыми кибер-хулиганами, то в конце 1990-х их доля снизилась до 70%, соответственно 30 % приходилось на долю программ, целью создания которых было мелкое мошенничество, в 2003 г. уже только 50% зараженных программ создаются и рассылаются с относительно безобидной целью, 50% составили программы, преследующие корыстные цели, при этом появился новый класс — вирусы, рассылаемые кибер-преступниками. Появились вирусы, которые используют спам-технологии, например вирус ЗоЪ^Т находился в каждом 20-м письме. Спамеры рассылаюттроянские программы, которые, заражая машины пользователей, служат площадкой для рассылки спама. При этом в 2003 г. впервые сложилась ситуация, когда доля спама в трафике электронной почты превысила долю обычных писем. По оценке крупных российских по-

" Согласно данным почтовой службы «Яндекса», доля спамер-ских писем в почтовых потоках составляет не менее 40%, при этом в отдельную группу выделяются так называемые «рассылки», доля которых может составлять до 20% почтового трафика. Таким образом, общий объем массовой непрошеной корреспонденции может достигать 60-80%. Поданным почтовых служб «Рамблера» и MciH.ru, спам также занимает до 80% почтового трафика.

12 «Я становлюсь параноиком»,- говорит Евгений Касперский — ведущий российский вирусолог, глава исследовательской группы компании «Лаборатория Касперского». Он утверждает, что ситуация с компьютерной безопасностью уже сейчас крайне тяжелая, а в даньнейшем будет только ухудшаться. Все больше «троянцев» будет засылаться в платежные системы, системы денежных переводов, усилятся попытки кражи пин-кодов к карточным счетам и т. д. В результате сплошь изъеденное червями и зараженное вирусами интернет-сообщество в конце концов попадется в сети мафии. «Жизнь в ИТ-мире идет по неправильному пути и быстрее, чем мы предполагали, — говорит Е. Касперский. Основными последствиями действий организованной преступности в сети Интернет могут стать контроль над спам-бизнесом, кибер-шпионаж, в том числе промышленный, и кибер-терроризм» [7|

чтовых служб, на спам-письма приходится уже до 80% обслуживаемого ими почтового трафика" [7]. Ущерб, нанесенный таким спамерским трафиком, большинство аналитических компаний оценивает примерно в 20-30 млрд дол. США в год.

Аналитики отмечают не только количественное, но и качественное развитие спама. Меняется содержание писем. В Рунете отмечен резкий рост числа предложений товаров и услуг, и, соответственно, снижение относительных долей предложений «для взрослых» (в количественном плане предложений «для взрослых» не стало меньше) и откровенного мошенничества. Оправдались прогнозы о распространении политического спама. Он активно использовался в избирательной кампании 2003 г. на всех уровнях. В Рунете, как и во всем мире, наблюдается «укрупнение» спамерского бизнеса, начинается эпоха мобильного спама (8М8-спама). По сути, это весьма успешная реклама.

Россия идет по пути остальных государств — все большее значение в жизни каждого ее гражданина приобретает Интернет-пространство. Число пользователей Интернет из года в год растет. Чем интенсивнее будет развиваться эта отрасль в России, а сеть Интернет становиться все более массовой, тем будет все больше нарушителей общепринятых правил работы в Интернете и больший интерес со стороны криминала она будет вызывать. В 2004 г. прогнозируется увеличение доли кибер-преступников в рассылаемых вирусах до 10% (т.е. в 2 раза по сравнению с 2003 г.). Если тенденция продолжится, начнется самоорганизация кибер-преступников в преступные международные сообщества и плановые действия в Интернет-сети. Мафия способна выйти в виртуальное пространство и кибер-преступность может занять ведущее место в сети Интернет12. Этот фактор нельзя игнорировать пользователям ИТ. На сегодняшний день Интернет собирает уже достаточное количество пользователей, все большее их количество использует его не только как средство общения или получения информации, но и в качестве инструмента для зарабатывания денег. Интернет-трейдинг, Интернет-банкинг и другие современные направления развития финансовых Интернет-услуг могут оказаться под угрозой несанкционированного доступа. Это способно в обозримом будущем перерасти в глобальную проблему Интернет-сообщества. Дальнейшее развитие Интернет-трейдинга на рынке Еогех связано с необходимостью решения ряда проблем:

1) использование ЭТС приводит к многократному увеличению числа участников биржевого рынка, имеющих вместо реального желания купить и про-

дать товар интерес к участию в разовых спекулятивных сделках за счет разницы цен в рамках краткосрочных (конъюнктурных) колебаний, что способно уменьшить экономическую значимость биржевых котировок как реальных надежных барометров оценки мировой экономической конъюнктуры;

2) присутствие на рынке Forex сомнительных, агрессивных компаний, работающих, по сути, против клиентов и превративших данные операции в своего рода тотализатор, что, естественно, негативно сказывается на маркетинговом продвижении услуги;

3) работа банка против клиента, когда выигрыш последнего автоматически превращается в проигрыш самого банка. Данная ситуация происходит в случае нежелания или невозможности оперативного вывода средств клиентов на реальный рынок и банк вынужден принимать валютные риски на себя, и типична при проведении операций с малыми лотами. Некоторые банки позволяют проводить своим клиентам данные операции с начальной суммы страхового депозита всего в 150 дол. США, когда доступ к реальному рынку Forex требует минимальной сделки в 100 000 дол. США. В данном случае банк должен организовать четкую систему контроля открытых позиций своих клиентов для недопущения переконцентрации своего собственного валютного риска по балансу;

4) отсутствие необходимого качества обучения и необоснованное обещание сверхприбыли при привлечении клиентуры (неопытных клиентов, безусловно, необходимо предупреждать о чрезвычайной рискованности маржевой торговли на Forex)\

5) низкое качество информационно-аналитического обеспечения клиентов;

6) низкое качество Интернет-связи между банковским брокером и трейдером: «подвисание» банковской торговой системы в условиях быстрого движения валютных курсов, а также достаточно длительная задержка ответа брокера на клиентский запрос о котировках (обычно происходит тоже при серьезных курсовых колебаниях);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) использование различного рода мошеннических схем:

• «накачать и сбросить» (hump&dump) — вид рыночной манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия достоверной статистической информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются;

• финансовой пирамиды {pyramidschemes) — инвестирование денежных средств с использованием ИТ, полностью повторяющее классическую финансовую пирамиду: инвестор получает прибыль исключительно за счет вовлечения в игру новых инвесторов;

• навязывание информации (touting) — часто инвесторов вводят в заблуждение недостоверной информацией об эмитенте, преувеличенными перспективами роста компаний, ценные бумаги которых предлагаются. Недостоверная информация может быть распространена среди широкого круга пользователей сети самыми разнообразными способами: размещена на информационных сайтах, электронных досках объявлений, в инвестиционных форумах, разослана по электронной почте по адресам. Полностью искоренить это явление, видимо,

не удастся, но бороться с ним возможно и необходимо. Пользователи должны стать более осторожными. Производители программного обеспечения должны обращать серьезное внимание на «дыры» в программных продуктах, через которые в компьютеры пользователей проникают вредоносные коды. Необходимо менять также глобальные правила доступа в Интернет и правила работы в сети, применять антиспамерское программное обеспечение. Выход также может быть найден в развитии новых безопасных сетей, которые вообще не будут связаны с современным общедоступным Интернетом.

В настоящее время все более жесткие требования предъявляются к информационной безопасности биржевых данных. Например, биржа обычно использует целый комплекс мер по обеспечению безопасности торговой и клиринговой биржевых систем [8]. К ним относятся законодательные, морально-этические, административные, физические и технические меры. В целях защиты торгово-клирингового комплекса от всего спектра физических и технических угроз безопасность компьютерной системы должна быть реализована на нескольких уровнях.

Первый уровень — парольный доступ к компьютеру торгового терминала по закрытому ключу. Он защищает каждый отдельный компьютер и содержащуюся в нем информацию от несанкционированного использования.

Второй — обеспечивает защиту сервера доступа. Этот вид защиты реализован в виде пароля к серверу доступа по открытому ключу и в процессе проверки идентифицирует права каждого конкретного участника торгов.

Третий — реализован аппаратно для всей системы в целом путем соответствующего управления интеллектуальными концентраторами.

Четвертый — реализован для защиты торговой системы и организован на уровне парольного доступа к базе данных по открытому ключу с проверкой прав терминала, осуществляющего попытку доступа к торговой системе.

Пятый — обеспечивается самой базой данных SQL Server путем проверки целостности базы, он осуществляет основную защиту торговой базы данных от угрозы вмешательства.

Операционная система Windows NT Server, на основе которой строится обычно система биржевой торговли в России, соответствует высокому уровню системы защиты в соответствии с международным стандартом безопасности С2.

Наиболее совершенные информационные системы ведения реестра и информационные депозитарные системы должны обеспечивать многоуровневую защиту данных, включающую в себя:

— защиту данных от несанкционированного доступа, т.е. использование процедуры аутентификации пользователя по идентификатору и паролю при входе в систему;

— наличие процедур кодирования и шифровки информации;

— многоуровневый доступ кданным — наличие нескольких типов пользователей в соответствии с их полномочиями;

— защиту информации от случайного уничтожения при сбое системы или неправильных действий персонала;

— наличие средств контроля достоверности и непротиворечивости данных;

— возможность резервного сохранения и последующего восстановления данных.

Ведущие Интернет-брокеры предупреждают в письменной форме своих клиентов о возможной угрозе несанкционированного доступа к их денежным счетам через Интернет и предлагают конкретные меры защиты: хранение паролей доступа на дискетах, а не на жестком диске и т.д.

Литература

1. Маркетинг /Под ред. А.Н. Романова,- М.: ЮНИТИ, 1995.

2. Пушкарев А. Капитал со скоростью мысли. Смысл. 2003. № 12.

3. Лауфер М.А. Глобализация финансовых рынков на рубеже тысячелетий. Финансы и кредит,- М.: 2000. № 6(66).

4. Информационная безопасность. Информационное общество. 1997. № 1.

5. http://www.iworld.ru.

6. Banham R. The B-to-B Virtual Bazaar. Journal of Accountancy (July): 2000. Pp. 26-30.

7. Дорога без правил, Эксперт. 2004. № 5.

8. Сафонова Т.Ю. Биржевая торговля производными инструментами,— М.: Дело, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.