Научная статья на тему 'Коммерческие банки как посредники в операциях населения на фондовом рынке: возможности и перспективы'

Коммерческие банки как посредники в операциях населения на фондовом рынке: возможности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческие банки как посредники в операциях населения на фондовом рынке: возможности и перспективы»

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ КАК ПОСРЕДНИКИ В ОПЕРАЦИЯХ НАСЕЛЕНИЯ НА ФОНДОИИМ РЫНКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПЛ. БУТИ, •иакаш надеин ара 1рав1теистае П

БРОКЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

В Российской Федерации банковским кредитным организациям разрешено сочетать обычные де-позитно-ссудные и расчетные операции с большинством операций на рынке ценных бумаг. В соответствии с этим розничные банки могут расширять свою клиентскую базу за счет оказания населению брокерских услуг при наличии у них лицензии на осуществление брокерской деятельности.

Свой выход на рынок брокерских услуг для населения российские банковские организации начали еще в докризисные годы, когда бурные события на фондовом рынке (1997 год - бум акций «второго и третьего эшелонов», становление и развитие рынка государственных и муниципальных ценных бумаг) стали привлекать внимание не только институциональных, но и частных инвесторов. Однако, дальнейшему развитию этого рынка помешал кризис 1998 года. Сейчас, когда российские частные инвесторы, как никогда до этого, начинают превращаться в заметную силу на рынке ценных бумаг, банки вновь активизируют свою работу по продвижении брокерских услуг для населения.

Для того чтобы эффективно конкурировать за своего клиента, розничные банки стараются не ограничивать размер инвестиционной суммы, с которой частный инвестор может начать работу на финансовом рынке, устанавливают гибкую систему тарифных планов, позволяющую минимизировать комиссионные расходы.

Но дело не только в расходах. Главное для частного инвестора - качество предоставляемых услуг. Поэтому полем конкурентной борьбы среди организаторов торгов стали не тарифы, а именно технология работы с клиентом, широкий спектр дополнительно предоставляемых услуг и сервис.

Так, например, Импэксбанк предлагает своим клиентам в рамках одного договора на брокерское обслуживание участвовать в торгах на нескольких торговых площадках. «...При заключении договора

на обслуживание клиент указывает, в каких секциях он желает работать, после чего ему в течение одного-трех дней открываются все необходимые для работы депозитарные счета или разделы счетов. Все денежные расчеты производятся с одного счета. Работать клиент может с любой суммой. Ограничением является лишь минимальный лот, стандартный для данной торговой системы. Брокерская комиссия составляет от 0,3 до 0,05% от оборота за день, при этом для активных клиентов банк может установить индивидуальную комиссию. В ходе торгов клиент подает заявки брокеру по телефону» (Чиняева Е. Простой депозит уже в прошлом. Банки открывают новые ниши работы с частной клиентурой. - Эксперт, 2000, № 34-35, с.73).

Несмотря на определенную специфику, российский рынок банковских услуг развивается в рамках общемировых тенденций. Одной из них является Интернет-брокерское обслуживание. Многие банки начинают создавать, а некоторые уже создали универсальные брокерские системы, услугами которых могут пользоваться и физические лица для проведения своих операций на рынке ценных бумаг.

Интернет-брокеридж имеет целый ряд положительных сторон как для банков, так и для частных клиентов, что в принципе и обусловливает его динамичное развитие. Так, для частного инвестора к его плюсам можно отнести:

■ выдачу приказа на заключение сделки и ожидание ее исполнения в режиме реального времени;

■ действие психологического фактора (когда неопытный инвестор не боится показаться глупым, торгуя с ЭВМ, а также консультируясь у нее);

■ возрастание ликвидности рынка в условиях наличия большого количества продавцов и покупателей;

■ замену «живого» брокера на электронного, что снимает проблему зависимости финансового результата по операциям клиента от порядочности первого.

Для банка - это возможность многократного расширения клиентской базы при одновременном снижении издержек на обслуживание единичного клиента.

Опыт США и других развитых стран в области Интернет-брокериджа помогает российским банкам избежать многих проблем по его продвижению, а также сделать так, чтобы именно их брокерские услуги были самыми привлекательными для клиента. Так зарубежный опыт показал, что лидером станет тот электронный брокер, который сможет предложить столь же широкий набор услуг, что и «живой» брокер. Это касается как набора финансовых инструментов, которыми может оперировать клиент, так и финансовых услуг, связанных непосредственно с торговлей, таких как:

• консультации по фондовому рынку;

• предложение средств технического анализа;

• предоставление финансовой отчетности по совершенным операциям;

• анализ клиентского портфеля;

• кредитование клиента денежными средствами и фондовыми активами;

• возможность работы с производными финансовыми инструментами (которые котировать для своих клиентов может и сам брокер)1.

Первым проектом в области Интернет-броке-риджа в РФ стала система Remote Trader, разработанная Гута-банком. «Эта система включает в себя: средства оперативного взаимодействия с торговыми системами биржевых площадок, базу данных, в которую поступают заявки клиентов, сделки и финансовая информация из торговых систем, а также собственно «АРМ клиента», представляющее собой программу, устанавливаемую на компьютере клиента и по своим функциям практически не уступающей удаленным терминалам биржевых площадок, устанавливаемых у брокеров и др»2. Система Remote Trader позволяет оперировать различными видами фондовых инструментов в режиме реального времени с одного терминала сразу на нескольких торговых площадках (ММВБ и МФБ, а ближайшее время и в РТС) без ограничений размера инвестиционных активов.

В новой версии системы Remote Trader можно не только видеть текущий реестр собственных заявок и сделок, текущие остатки по деньгам и бумагам, но и получать отчетность по операциям за любой период времени со страницы броузера3.

Очень важной дополнительной услугой, предоставляемой банками физическим лицам при

1 Шешеловский М., Смирнов В. «Интернет-брокерское обслуживание на российском фондовом рынке. Опыт Гута-бан-

ка», Ж.- Рынок ценных бумаг, №8, 2000, с. 12.

3 Там же, с. 13

э Там же.

Интернет-трейдинге4 в плане расширения ими своей клиентской базы, с одной стороны, а также активных операций, с другой - возможность маржинального кредитования.

Так, в Гута-банке инвестор, предоставляя первому свои активы (деньги или ценные бумаги) в залог, может совершать операции на сумму, превышающую его активы. «Сейчас банк предоставляет клиенту двукратное плечо. Причем он кредитует клиента как денежными средствами, так и бумагами. Активы в залоге не блокируются, что позволяет инвестору совершать операции со всеми ценными бумагами, имеющимися в его портфеле, в рамках требуемой маржи. Клиенту по каждому инструменту выделяются лимиты, которые автоматически просчитываются после каждой совершенной операции» (Сарибеков А. Г. Гута-банк уверенно смотрит в будущее. - Банковское дело, 2000, № 2, с. 31). Кроме того, автоматизированная схема маржинального кредитования системы Remote Trader в режиме реального времени подсказывает пользователю оптимальное соотношение операций купли-продажи в пределах допустимой маржи. Кредитование в течение торговой сессии производится бесплатно, что очень существенно для инвестора.

Такая распространяемая система маржинального кредитования, безусловно, очень привлекательна для клиента. Однако, последний, беря в кредит, всегда должен помнить, что, в конечном счете, при неудачной игре рискует он сам, а не банк.

Одна из серьезных проблем в области Интер-нет-брокериджа - проблема, касающаяся права брокера предоставлять клиентам в рамках электронной торговой системы финансовую информацию, получаемую с биржи5. В Гута-банке ее решили путем объединения системы Remote Trader и системы *ЭФиР» - информационного продукта компании «Интерфакс Дилинг», которая обладает правом на коммерческое распространение биржевой информации. «В результате получился интегрированный программный продукт, объединивший в себе сильные стороны «ЭФи-Ра» и Remote Trader» (Шешеловский М., Смирнов В. Интернет-брокерское обслуживание на российском фондовом рынке. Опыт Гута-банка.- Рынок ценных бумаг, 2000, № 8, с. 13-14) и предоставляющий клиентам Гуга-банка возможность качественного ого-

4 Интернет-трейдинг - услуга, оказываемая брокерскими компаниями, банками и альтернативными торговыми системами своим клиентам с использованием глобальной сети Интернет, имеющая целью предоставление возможности заключать сделки покупки и продажи финансовых инструментов.

5 Данная информация - товар бирж, продажей которого занимаются ряд инвестиционных агентств, следовательно, предоставление такой информации брокером своему инвестору часто может быть невыполнимо из-за желания бирж получать дополнительную прибыль от продажи данных о торгах, несмотря на то, что биржи не являются коммерческими организациями; кроме того, технические возможности электронной торговой системы также могут затруднить предоставление финансовой информации.

бражения информации о котировках финансовых инструментов, обращающихся на ММВБ и МФБ, а также ряд дополнительных возможностей.

Собственную систему «Альфа-директ», позволяющую оказывать своим клиентам услуги Интер-нет-брокериджа, разработал и Альфа-банк. Инвестор, работая через эту систему, получает ряд возможностей, которых нет даже у российских профессиональных участников фондового рынка, располагающих биржевыми терминалами. Уникальные функции «Альфа-директ» заключаются в том, что в ней реализована возможность подачи инвесторами приказов типа stop loss; допускается редактирование выставленных заявок, а также их снятие по различным критериям; реализована система программируемых сообщений на GSM - мобильный телефон, электронную почту или пейджер «Сигнал», не имеющая аналогов на российском рынке; процесс получения маржинального кредита автоматизирован и не отличается по скорости от ввода обычной заявки; в системе возможно продление кредита на заранее заданный срок без взимания дополнительных комиссионных по очень гибкой схеме,

«Альфа-директ» имеет встроенный блок построения графиков и оперативного технического анализа в реальном времени, инвестору доступна биржевая информация ММВБ, МФБ и РТС.

В системе реализована многоуровневая система защиты. Все приказы клиента подписываются электронной цифровой подписью.

Помимо всего этого, «Альфа-директ» содержит все элементы Интернет-банкинга и Интернет-депозитария6.

В России процесс становления и развития Интернет-брокерских услуг для населения идет в полную силу. Помимо собственно розничных банков, на этот рынок активно выходят и др. банковские кредитные организации (АКБ «Первый инвестиционный банк», КБ «Гаранта Банк - Москва»7), а также многие инвестиционные компании (ИК «Тройка Диалог», «НИКойл», «Атон», «Алор-ин-вест», «Метрополь», «Центринвест секьюритиз» и др.). Во многом эпгому процессу способствовала политика российских бирж, так, например, РТС в начале 2000 года провела обновление программного обеспечения Торговой системы, которая позволила бирже начать предоставление своим членам и их клиентам услуг по он-лайн - доступу к торгам без помощи рабочей станции РТС, через так называемый шлюз. Она также передала всем заинтересованным участникам информацию, необходимую для проведения работ по интеграции собственного программного обеспечения с программным обеспече-

6 Гуалтиери Д. «Альфа-директ» — Интернет-трейдинг в реальном времени». - Рынок ценных бумаг, 2000 № 21, с. 88-89.

7 Дочерний банк одного из крупнейших турецких банков Garanti Bank Turkey.

»КЛЕЙН. 1МГИЗЫ. MIEIII

нием PTC. Аналогичную акцию провела и ММВБ. В результате, по данным последней с ноября 1999 года по август 2000 года, доля сделок, совершенных в системе прямого доступа (через шлюз) составила в суммарном денежном объеме сделок с акциями 23%, в совокупном количестве сделок - 35%8.

Говоря о конкуренции между розничными банками и другими участниками финансового рынка в области Интернет-брокериджа для населения, следует отметить, что последняя идет в основном за клиентов, обладающих значительными денежными средствами: «Наши банковские продукты рассчитаны в первую очередь на состоятельных людей и средний класс» (Мурат Агабейоглу - президент КБ «Гаранти Банк»9).

В инвестиционных компаниях также в подавляющем их большинстве сохраняется довольно высокий барьер для выхода населения на фондовый рынок, хотя и здесь ситуация начинает меняться. Так, если еще год назад они соглашались работать с инвестиционными суммами не менее $10-30 тыс., а порой и $100 тыс., то сейчас минимальная сумма вложений составляет от $1,5 тыс. до $30 тыс., в некоторых компаниях на нее вообще нет каких-либо ограничений10. Одновременно со снижением инвестиционной суммы брокеры начинают расширять и спектр предоставляемых услуг.

Коммерческие банки и инвестиционные компании как вид финансовых институтов имеют свои собственные конкурентные преимущества. Так, если инвестиционная компания привлекательна для клиента своей гибкостью к его интересам, то сильными сторонами банка как брокера являются:

• наличие собственной развитой инфраструктуры для проведения брокерских операций (наличие собственного депозитария, регистратора и т.д.);

• более широкий спектр дополнительно предоставляемых услуг, куда может входить и совершение конкретно банковских операций;

• психологический фактор - клиент, имевший уже в прошлом контакты с этим банком, либо и в настоящее время являющийся активным пользователем его услуг, при прочих равных условиях, скорее всего, обратится за брокерскими услугами именно к нему;

• кроме того, последний может предоставить своим постоянным клиентам ряд дополнительных льгот или скидок.

8 Миркин Я.М. Как изменить технологическую инфраструктуру фондового рынк». - Рынок ценных бумаг, 2000, № 22, с. 49.

9 Чиняева Е. Простой депозит уже в прошлом. Банки открывают новые ниши работы с частной клиентуро». - Эксперт, 2000, № 34-35, с. 73.

10 Козицин С. Рынок для «чайников». - Деньги, 2000, № 44,

с. 52.

21

шппиттшиштл irnu »Ццеетмшш

UNI UffCT 2Ut i ИНДИЮ 1Р1П13Ы. MIHII

Что касается конкуренции внутри банковской системы, то преимущество розничных банков -отсутствие, как правило, ограничений на размер инвестиционной суммы и развитая филиальная сеть.

Однако, при всех перспективах использования Интернет-трейдинга в работе с населением нельзя не отметить проблемы, препятствующие его динамичному развитию в России, а именно :

а) фактически отсутствует система правового обеспечения сделок, а также система контроля расчета по этим сделкам:

■ не принят закон об электронном документообороте и об электронной цифровой подписи;

■ существуют серьезные проблемы сертификации средств защиты и подтверждения подлинности электронной информации;

■ сертифицированные же ФАПСИ системы криптозащиты и шифрования потоков данных в Интернете стоят для частного лица недешево11;

■ отсутствует система соответствующего дисциплинарного производства и третейских судей;

б) наличие высоких технических рисков, а также рисков, непосредственно связанных с использованием сети Интернет;

в) невысокое качество коммуникаций и надежности Интернет-провайдеров в РФ;

г) немассовый характер российского сегмента Интернета. Сегодня в России сеть доступна примерно 1% населения страны12;

д) высокая стоимость необходимого оборудования;

е) недостаточность гарантий возврата средств инвестора в случае банкротства финансовой организации.

В настоящее время принимается целый ряд мер, направленных на устранение обозначившихся проблем. Так, в Государственной Думе рассматривается законопроект «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). Что же делать банкам и другим финансовым организациям, пока его, а также законопроект *Об электронном документообороте» (ЭДО), еще не приняли? В качестве примера решения этой проблемы можно рассматривать «Концепцию защиты информации в системах Интер-нет-трейдинга с помощью ЭЦП», разработанную Техническим центром РТС.

В отношении урегулирования проблем и разрешения спорных моментов между брокером и инвестором, следует также отметить необходимость серьезного подхода к заключению договора, где рекомендуется четко обозначить права и обязанное-

11 Например, стоимость дискеты с электронной цифровой подписью составляет примерно 25$, стоимость защищенной электронной почты и того выше (63, стр. 29).

12 Голышко А., Репин Н. Бизнес в Интернете.- Рынок цен-

ных бумаг, 2000, № 14, с. 53.

ти сторон, а также порядок действий в конфликтных ситуациях.

Для решения проблемы, связанной с защитой информации, можно посоветовать использовать уже имеющиеся проверенные и сертифицированные в ФАПСИ системы, например, «Вербу» или «Вереск», либо, если это крупный банк и ему это под силу, - разработать и зарегистрировать собственную.

Технические риски реально снизить путем использования соответствующих наработок и исследований специалистов, в том числе и профессионалов со стороны.

Перспективно здесь и сотрудничество со страховыми компаниями, например, так как это делает Расчетная палата13: в июне 2000 года, идя навстречу пожеланиям клиентов, она подписала договор страхования с ОСАО «Ингосстрах», и все ее риски, прежде всего операционные и компьютерные, стали защищенными полисом комплексного страхования.

В отношении защиты прав инвесторов целесообразно использовать имеющийся опыт развитых стран, и в частности США. Так, в Соединенных штатах все лицензированные брокеры-дилеры обязаны состоять в SI PC (Securities Investor Protection Corporation). «Это негосударственная некоммерческая организация, созданная в соответствии с Актом о защите инвесторов на рынке ценных бумаг 1970 года ( Securities Investor Protection Act of 1970). Гарантии SIPC распространяются на суммы до 500 тыс. дол. на один счет. Большинство дискаунт-бро-керов не ограничиваются этой гарантией и дополнительно страхуют клиентские счета у первоклассных страховщиков...» (Соломатин Е. Новые технологии электронной торговли и развитие рынков. -Рынок ценных бумаг, 2000, № 1, с. 4).

Что касается самих розничных клиентов, то им стоит посоветовать пользоваться надежными провайдерами, повышать уровень своих знаний в области фондового рынка, не экономить на средствах криптографии и шифрования информации (уж коли они решили заниматься Интернет-трей-дингом) и рисковать обдуманно.

Подводя итоги положению дел на рынке брокерских услуг и их восстребованности со стороны . населения, следует отметить следующее:

• имеет место значительный рост числа брокеров, работающих с частным инвестором, что, в свою очередь, обусловливает наличие высокой между ними конкуренции;

• в этой борьбе коммерческие банки обладают рядом существенных преимуществ;

• потенциальный пользователь брокерских услуг - достаточно обеспеченный инвестор;

13 Расчетная палата - кредитная организация, которая является дочерней структурой РТС и полностью управляемая ею.

¡£ ■IWIIPIW11111ШК01 HttHI ДОЦШИЩЫ

• имеет место становление и динамичное развитие нового направления брокерских услуг - Интернет-брокериджа;

• при устранении ряда проблем на пути развития Интернет-трейдинга можно с уверенностью сказать, что за ним будущее.

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ НАСЕЛЕНИЯ

В соответствии со ст. 209 п. 4 ч. I ГК РФ «Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица».

Доверительное управление может осуществляться двумя способами:

• посредством объединения имущества учредителя доверительного управления в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц. Соответственно, последующее инвестирование происходит в коллективной форме;

• без объединения имущества учредителя доверительного управления в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц - индивидуальное инвестирование.

«В условиях РФ существенная часть сбережений граждан представлена относительно небольшими суммами: от 200 до 500 дол.»(Мельникова Е. Институт доверительного управления на рынке сбережений. - Финансовый бизнес, 1999, № 12, с. 9). Эти суммы трудно аккумулировать предоставлением брокерских услуг и неэффективно посредством осуществления доверительного управления в индивидуальной форме. А вот коллективное инвестирование представляется наиболее действенным механизмом работы с такими сбережениями.

Хочется сказать: «Вот оно, то самое, что, с одной стороны, аккумулирует и заставит работать на экономику страны мелкие, но в совокупности значительные сбережения граждан, а с другой -предоставит населению возможность использовать свои накопленные средства с наибольшей выгодой в для себя!». Но! Если бы не одно «но», которое, в сущности, и сводит на нет возможность получения какого-либо положительного эффекта: данный механизм никогда не заработает, пока не будет полного (или практически полного) доверия населения к банковской системе, а также к рынку ценных бумаг (в условиях, когда в настоящее время использование денег в качестве объекта доверительного управления разрешено только при осуществлении деятельности по доверительному управлению ценными бумагами и средствами инвестирования в

ценные бумаги). А сегодня его нет, и на наш взгляд российской финансовой системе потребуется еще очень много времени, чтобы завоевать доверие самого массового, самого необходимого и при этом более всех настрадавшегося инвестора РФ.

В настоящее время необходимо прикладывать все усилия для создания по-настоящему честных и доверительных отношений между населением и другими субъектами финансового рынка. И это будет лучшим стимулирующим фактором развития экономики страны. А поскольку нам все же верится в это «светлое» будущее, то хотелось бы здесь сказать несколько слов об институтах коллективного инвестирования и конкретно о банковских фондах доверительного управления.

Так, в России коммерческие банки могут осуществлять доверительное управление ценными бумагами в коллективной форме посредством создания и функционирования ОФБУ (ОФБУ - общие фонды банковского управления). Их учредители, в нашем случае это физические лица, в качестве свидетельства своего участия получают специальный сертификат (так называемый сертификат долевого участия). «...Средства учредителей управления обособляются от средств банка на отдельном балансе. Это позволяет проводить полный учет всех операций по ОФБУ и является гарантией того, что доходы фонда не будут использованы банком, а пойдут учредителям правления» (От банковских вкладов -к доверительному управлению. - Финансовая газета. Региональный выпуск, 1998, № 13 (март), с. 11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестор, решив отдать свои денежные средства банку в управление, заключает особый договор, не дающий ему право определять конкретный состав инвестиционного портфеля. Единственный способ для розничного клиента повлиять на направления инвестиций - выбрать ОФБУ с соответствующий инвестиционной ориентацией.

Надо отметить, что доходы от передачи средств в доверительное управление зависят от профессионализма управляющих и от рыночной ситуации, то есть они не фиксированы и, соответственно, не гарантированны. Таким образом, частный инвестор может увеличить доходность своих сбережений, отдав их в доверительное управление, по сравнению с доходностью этих средств во вкладах, но может, естественно, и, наоборот, - потерять. «В ОФБУ производится ежедневная переоценка активов и определение стоимости долей учредителей правления. За управление средствами банк взимает комиссионное вознаграждение, как правило, двух видов: первый - комиссия за управление14, и второй - комиссия за доходность15...» (От банковских вкладов - к доверительному управлению. - Финан-

14 В 1998 г. она составляла 2-4% в год от стоимости внесенных средств (55, с. 11).

15 В 1998 г. ее размер соответствовал примерно 10% дохода учредителей (55, с. И).

совая газета. Региональный выпуск, 1998, № 13 (март), с. И).

Основными конкурентами ОФБУ на рынке коллективного инвестирования в ценные бумаги являются ПИФы, АИФы и НПФы. Но банковское доверительное управление имеет ряд серьезных преимуществ:

1. В случае несогласия частного инвестора с конкретными объектами инвестирования (конкретными видами ценных бумаг), он может вывести свои средства из ОФБУ. Выход инвестора из ОФБУ - значительно более простое мероприятие, чем вывод средств из АИФа. «Дело в том, что последний создается в форме ОАО и в связи с этим подпадает под регулирование ФЗ «Об АО», который устанавливает запрет на выкуп акционерным обществом собственных акций за исключением случаев, предусмотренных ст. 75 ФЗ «Об АО»» (Мельникова Е. Институт доверительного управления на рынке сбережений. - Финансовый бизнес, 1999, № 12, с. 9);

2. В общие затраты по доверительному управлению в ОФБУ, в отличие от ПИФов, не входят затраты на операции специализированного депозитария, специализированного регистратора и независимого аудитора и, соответственно, они не снижают общие доходы инвесторов. А происходит это потому, что банк сам выполняет все функции по обслуживанию операций ОФБУ6;

3. Скидки агентов по размещению паев снижают реальный доход пайщиков ПИФов;

4. ОФБУ имеют более широкие инвестиционные возможности. Так, в отличие от ПИФов, они могут вкладывать средства в инструменты срочного рынка и в векселя.

Но это - положение дел в области доверительного управления в коллективной форме. Что можно сказать о ситуации на рынке индивидуальной формы инвестирования? Здесь, с одной стороны, - налицо рад достаточно благоприятных фак-

торов: поиск частными инвесторами новых объектов вложений, возросший интерес к фондовому рынку и т.д.; с другой - также недоверие к банковским кредитным организациям, которые, зро-де как, и себе-то не смогли обеспечить высокой доходности по активным операциям (и соответственно выплатить приемлемые проценты по вкладам), а тут еще предлагают управлять портфелем клиента. На последнее, однако, у банков есть свой контраргумент: клиент по договору индивидуального доверительного управления имеет право самостоятельно устанавливать направления, а также по своему усмотрению в зависимости от конъюнктуры, сложившейся на рынке, их корректировать. Таким образом, клиент банка сам определяет объект вложения, но берет на себя риск устойчивости банка и ею добросовестности по отношению к инвестору. Эти риски в настоящее время для инвестора слишком значительны и последний в отношении вложений средств, как правило, выбирает «свободное плавание». Роль банка в этом случае при лучшем варианте ограничивается выполнением брокерских функций.

Таким образом, доверительное управление имуществом и, в частности, имуществом в виде ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги - эффективный способ привлечения сбережений граждан на фондовый рынок. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в этом процессе.

Финансовый кризис 1998 года значительно подорвал доверие населения к банкам и другим финансовым институтам РФ, в соответствии с чем в настоящее время их деятельность в качестве управляющих имуществом граждан не востребована. При развитии банковской системы и рынка ценных бумаг, восстановлении доверительных отношений населения и институтов финансового рынка можно ожидать повышение интереса граждан к данной услуге.

В условиях России наиболее целесообразно развивать коллективную форму инвестирования.

16 От банковских вкладов - к доверительному управлению. - Финансовая газета. Региональный выпуск, 1998, № 13 (март), с. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.