Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка \ Сбербанк: акции в Интернете'

\ услуга Сбербанка \ Сбербанк: акции в Интернете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка \ Сбербанк: акции в Интернете»

\УСЛУГА СБЕРБАНКА \

Сбербанк:

акции

в интернете

Около тысячи клиентов — юридических и физических лиц — ежемесячно подключаются к услуге Сбербанка России по интернет-трейдингу на рынке ценных бумаг.

О планах Управления клиентского обслуживания на финансовых рынках рассказывает начальник Управления Александр Чумаченко.

Наталья — Управление клиентского обслуживания на финан-

МАКОВСКАЯ совых рынках создано в Сбербанке сравнительно

недавно — летом 2009 года. Что входит в задачи этого подразделения?

— Управление ориентировано на обслуживание клиентов нашего Банка на рынке ценных бумаг. В нем действуют три подразделения — это отделы: доверительного управления, организации размещения новых займов и брокерского обслуживания.

Первый предоставляет услуги по индивидуальному доверительному управлению средствами состоятельных клиентов Банка. В 2010 году управляющие и клиентские менеджеры отдела будут тесно взаимодействовать с создающейся управляющей компанией Сбербанка, которая станет размещать паи паевых инвестиционных фондов.

Второй — оказывает широкий круг услуг корпорациям и субъектам Российской Федерации — соответственно, по размещению их облигаций. Эта работа не ограничивается операциями на первичном рынке. Мы предоставляем нашим подопечным услуги платежного

FOCUS удался

В первой половине 2009 года интернет-версия программы FOCUS была протестирована в рамках пилотного проекта. В этот период с программой работали около 350 клиентов. С 1 июля 2009 года пользоваться услугами интернет-трейдинга через программу FOCUS IVonline могут все клиенты.

агента, агента по офертам и облигациям, консультируем по вопросам фондового рынка.

И наконец, отдел брокерского обслуживания непосредственно проводит брокерские операции. В его рамках сейчас действуют два сектора. Один занимается разработкой новых продуктов, технологий и инструментов. Это своего рода лаборатория по развитию брокерского бизнеса в банке. Конечная задача здесь — организация предложений новых качественных продуктов территориальным структурам банка для широкого круга инвесторов, и, соответственно, увеличения дохода от брокерской деятельности. Другой сектор отвечает за проведение брокерских операций для клиентов, контролирует работу торговой системы, оказывает консалтинговую помощь специалистам территориальных подразделений, непосредственно работающим с клиентами.

Летом 2009 года в рамках расширения брокерских услуг у наших клиентов появилась возможность выставлять заявки на покупку-продажу акций и облигаций через интернет с использованием системы FOCUS. Эта услуга особенно интересна активным инвесторам, обладающим определенным уровнем знаний о фондовом рынке.

Сегодня мы предлагаем клиентам возможность осуществлять операции на ММВБ (государственные федеральные ценные бумаги), фондовой бирже ММВБ (акции, облигации корпоративных и субфедеральных эмитентов), Санкт-Петербургской бирже (акции Газпрома).

— Сколько клиентов банка уже заинтересовалось услугой интернет-трейдинга?

— Около 4,5 тысяч. Эта цифра значительно превысила наши ожидания на 2009 год. Начиная с прошлого сентября к услуге ежемесячно подключаются около тысячи клиентов.

— Как можно получить эту услугу и во сколько она обойдется клиенту?

— Для того чтобы подключиться к интернет-трейдингу, нужно обратиться в одно из уполномоченных подразделений Сбербанка. По России такого рода услуги оказывают около 750 отделений и филиалов. В Москве это, например, операционное управление, расположенное по адресу ул. Вавилова, 19, Московский банк Сбербанка, 12 его отделений. Для получения других адресов и телефонов можно воспользоваться нашим интернет-сайтом.

Что касается цен, то при подключении клиенту необходимо оплатить стоимость идентификатора для записи ключей на базе USB — 2360 руб. Это устройство — часть программно-аппаратного комплекса интернет-торговли и обеспечивает криптозащиту информации.

Кроме того, банк взимает с клиента брокерскую комиссию, которая зависит от оборота по сделкам в течение торговой сессии. Территориальные банки вправе в рамках установленных диапазонов устанавливать ставки самостоятельно.

По мере развития брокерского бизнеса и расширения функционала возможно снижение комиссионного сбора, а также его сегментация, то есть определения ставок брокерской комиссии отдельно для брокериджа по телефону, отдельно для интернет-трейдинга.

— Объясните, пожалуйста, почему для интернет-трейдинга и для оказания брокерских

\УСЛУГА СБЕРБАНКА \

Самая популярная система

QUIK (от англ.

Quickly Updatable Information Kit — быстро обновляемая информационная панель) — программный комплекс для организации доступа к биржевым торгам в режиме онлайн. Изначально QUIK отличалась высокой скоростью доставки данных, что и отразилось в названии программы. QUIK сегодня — наиболее популярная система интернет-трейдинга в России, ее используют более чем 170 брокеров для обслуживания десятков тысяч клиентов.

PHOTOXPRESS.RU

услуг по телефону может быть предложена различная ставка комиссионного сбора?

— Мы намерены сегментировать наших клиентов на две группы, так как по сути предлагаем две услуги.

Первая — торговля по телефону, предусматривает не только принятие заявки нашим специалистом, но и предоставление консультаций по широкому кругу вопросов — о текущей ситуации на финансовом рынке, поведению ценных бумаг, интересующих инвесторов. В Сбербанке дополнительную плату за такого рода консультацию не взимают, в отличие от ряда инвесткомпаний.

Вторая услуга предназначена достаточно квалифицированным инвесторам, способным самостоятельно принимать решения и готовым совершать десятки операций в день. Я говорю об интернет-трейдинге. Наши клиенты могут получать аналитические материалы, которые сегодня находятся на сайте банка в свободном доступе. При интернет-трейдинге сотрудник банка задействован значительно меньше.

Таким образом, первая услуга, предусматривающая привлечение экспертов, будет более дорогой. Клиент, воспользовавшийся второй услугой — интернет-трейдинга — станет оплачивать брокерскую комиссию по меньшей ставке.

— Какова сегодня доля интернет-сделок в общем объеме брокерских операций?

— В Сбербанке России доля интернет-сделок в общем объеме клиентских операций сегодня составляет около 30%. Для сравнения: на 1 июля 2009 года интернет-торговля занимала около 5% месячного оборота по брокерским услугам. В ближайшие год-полтора мы планируем выйти на уровень 50-60% в общем объеме брокерских услуг, что соответствует общерыночному уровню.

К числу регионов, в которых брокерские интернет-услуги наиболее востребованы со стороны клиентов Сбербанка России, относятся Центральный, Северо-Западный, Уральский, Поволжский, Западно-Сибирский и Дальневосточный регионы.

— Как вы считаете, выдерживают ли сегодня банки конкуренцию со специализированными брокерскими организациями? Какое место на российском рынке интернет-трейдинга занимает Сбербанк России?

— Мы полагаем, что одно из главных направлений развития этого финансового сектора — улучшение ка-

чественной составляющей бизнеса. При этом прогресс на рынке брокерских услуг напрямую связан с повышением инвестиционной грамотности россиян, а также доступностью выхода в интернет.

На рынке брокерских услуг присутствуют брокерские компании и универсальные банки. Первые в основном, предлагают инвесторам более низкие тарифы, что обусловлено реализацией ими более оперативного и гибкого подхода к управлению себестоимостью услуг.

Универсальные банки привлекательны тем, что могут предложить клиенту более разнообразный набор продуктов, включающий как брокерские услуги, так и доверительное управление, депозиты, инвестиции в драгметаллы и иностранную валюту и др. Кроме того, банковские организации более устойчивы по сравнению с брокерскими компаниями.

Российский рынок интернет-трейдинга функционирует уже около 15 лет, за это время каждый из брокеров разработал и «обкатал» собственный продуктовый ряд, сформировал устойчивую клиентскую базу.

В условиях роста конкуренции предложение исключительно интернет-трейдинга без качественного сервиса и широкого круга инструментов, с которыми мог бы работать инвестор, не позволяет рассчитывать на достижение высоких результатов.

Сегодня Сбербанк имеет хороший задел для дальнейшего развития. Он занимает первое место на рынке по количеству открытых клиентами счетов — свыше 170 тыс. Банк входит в тройку лидеров с точки зрения активных клиентов — более 15 тыс., почти треть из них уже пользуются услугой интернет-трейдинга. Хотя по оборотам мы пока отстаем от лидеров рынка.

— Каким образом Сбербанк намерен развивать интернет-трейдинг?

— Мы понимаем, за счет чего сегодня достигаются высокие результаты в области интернет-трейдинга. Это — предложение клиентам на выбор нескольких интернет-систем (в частности, очень широко используемой системы QUIK), это возможность работать на всех российских торговых площадках, проводить маржинальные или необеспеченные сделки, это наличие серьезных обучающих программ для клиентов.

Такой же сервис, такие же инструменты должен предлагать и Сбербанк своим клиентам. В середине 2010 года мы намерены презентовать вторую интернет-систему. Таким образом, у клиента появится возможность выбора: осуществлять операции на рынке ценных бумаг с использованием нашей собственной системы FOCUS либо отдать предпочтение популярной на рынке QUIK.

Мы будем расширять инструментарий, предлагать клиентам деривативы, заключение маржинальных (необеспеченных) сделок, расширение перечня торговых площадок. Это задачи на 2010 — первую половину 2011 года.

— Есть ли у вас планы по развитию брокерского бизнеса помимо интернет-торговли?

— В течение I квартала 2010 года мы планируем подготовить Стратегию развития брокерского бизнеса в Сбербанке и предложить ее к рассмотрению руководителям банка. В этом документе будут определены наши планы на ближайшие несколько лет. Мы готовы рассказать о них читателям журнала после рассмотрения документа в банке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.