Литература
1. Варфоломеев О.П. Маркетинговые составляющие пилотных проектов развития малой энергетики.// Власть., 2010. - №7. - 35-36 с.
2. Воротынцев А.Н. Поведенческое энергосбережение.// Маркетинговый прогноз., 2010. - №4. - 37-38 с.
3. Ганченко В. М. Стратегический маркетинг в сфере энергосбережения.// Иностранный рынок., 2009. - №4. - 41-42 с.
4. Дудковская М.Г. Энергорасточительность в российских муниципальных образованиях.// Неправительственный вестник., 2009. - №8. - 20-24 с.
5. Максимчук С.Н. Маркетинговые механизмы профилактики падения уровня энергоснабжения потребителей - физических лиц.// Новый юридический вестник., 2010. - №4. - 52-54 с.
6. Макушинская Г.Н. Проблема энергоснабжения при выделении земельных участков под новое строительство.// Уральский маркетолог., 2009. - №8. -60-61 с.
7. Малогина Л.В. Маркетинговая эффективность использования энергоресурсов на транспорте.// Транспортное дело России., 2009. - №3. - 77-80 с.
Веселова Т.Е.
Инновационность медиа-инструментария в государственной поддержке маркетинговых программ мини-здравниц
Говоря о правильно организованном сбыте конечного продукта малых предприятий, функционирующих в сфере оказания санаторных услуг в организационно-правовой форме мини-здравниц, следует провести адресацию к опыту известного маркетолога К.Г. Хапсирокова (2008), который подчеркивал, что «магистральный составляющей методологии рыночной медиа-активности является задействование потенциала государственных и муниципальных СМИ для создания позитивного имиджа малых предприятий у потребителя, в т.ч. приобретающего услуги в санаторно-курортной сфере хозяйствования. Системные научные исследования маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства (схема 1), позволили установить, что базы исследования (мини-здравницы) использовали достаточно ограниченное количество собственных телевизионных клипов (10,6-21,7% наблюдаемых малых предприятий), рекламных щитов (25,8-27,7%), красочных рекламных буклетов (33,6-35,9%), позволяющих интенсифицировать сбыт их собственной продукции на различных профильных сегментах отечественного рынка. Подобная низкая маркетинговая активность объяснялась: 1) высокой стоимостью полиграфических и телевизионных услуг; 2) слабой подготовкой в сфере рекламы самих руководителей таких предприятий; 3) засильем крупным рекламодателей, т.е. предприятий-обладателей прав на известные торговые марки, способствующие
ISNN 1029-3388
позитивному восприятию потребителями давно известной продукции, в т.ч. на рынке санаторно-курортных услуг. Все вышеизложенное (включая инновационную схему методологии государственной public relation в адрес малого бизнеса) позволяло установить четкую взаимосвязь между уровнем интенсивности подобных мероприятий, инициированных государством, и показателями экономического благополучия конкретных малых коммерческих фирм, работающих Схема 1. Иновационность системных мероприятий государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка (по материалам К.Г. Хапсирокова, 2008).
АI ШЦИЩОПОГШ IOC rrpCCCICiTIii?
государствен ным н полном очи ими органами в СМИ (включая электронные) различных, форм недобросовестной конкуренции со CT()|H}llh[ КРУПНЫХ фЩ1М или их
иогредними
Государственная методология public relation в адрсс мололо бизнес л.
♦
А
Системная рйптлацня государственными образовательными учреждениями rtpoi рами последипломно« подготовки (на бюджетной
основе) управленческих кадров малы к прелприятии по внедрению в повседневную деятельность маркетинговых моделей электрпчною йитншгя
Организация позитивные дубличных выступлении о малоч
бп'.шеес щёчиыых политические фигур н посещение ими объектов малого
предир III I Li МЛГС льстил с широким освещением в прессе результатов подобных визитов.
I
Ингредиенты го суд афствинн и го
Гф Q Г* К Uli OfJJip UBH ШЕЯ рМИО'НЮН
нарксиигголнн политики н1льа ионмерчнкм
фирм, В Т.Ч. М11ВИ-
зд равнин.
р
♦ \
CiitiVHji ин^иршциииний шущергаяжи чяркгтпнгпеыч
мероприятий малого бизнеса через публикацию и престижных СМИ «национал ь н ых рбДЩЯОШИи
раскрывающих и масштабах страны позитивную рать малого [Tpc.TEipiiHiiMai ельства,
формируя для нега документальную основу маркетинга малых предприятии ча базе достоверных ланных Рссстггга.
V
Господдержка (спйвснрпванне) wepon ркятин по приведения} презентаций, симпозиумов. дней «открэтых дверей» ^алы* предприятий.
Деятельное участие государственных структур ь л ре лостл а л ени и йюд жегаого эфирного времеим на госканалах телевидения п ввдтирсванне права SeciLiaiHoro размещения рекламных щнтпв (симеюллки) малы\ коммерческих фирм.
Массовое издание справочников 'Федеральной службы государственной статистики о деяч ельности субъектов малого предпри нииигс елъства
в курортной индустрии». Говоря о маркетинговом прогнозе сбыта услуг мини-здравниц следует сослаться на системные исследования сочинского маркетолога М.В. Кострыкиной (2009), которая пишет, что «при расчете потенциальной емкости рынка большое значение имеет определение факторов влияния (долгосрочных и краткосрочных изменений в конъюнктуре, сезонных колебаний спроса, особенностей демографического, социального состава населения и др.), которые могут способствовать как увеличению емкости рынка (позитивные факторы), так и ее снижению (негативные факторы). Такими факторами служат изменения в уровне доходов потребителей. Тем не менее, при падении доходов (неважно, по какой причине - невыплата зарплаты или снижение курса национальной валюты) потенциальная емкость рынка, рассчитанная по нормам душевого потребления, должна быть скорректирована в сторону уменьшения. Напротив, если в предполагаемом регионе сбыта начинается реализация крупного ин-вестиционного проекта (в частности, освоение новой рекреационной зоны), то емкость рынка сбыта в регионе в ближайшее время увеличится. С помощью маркетинга руководство предприятия получает необходимую информацию о том: какие услуги и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить; в каких регионах спрос на данные услуги и емкость рынка наиболее высокие; где сбыт услуг курортного предприятия может принести наибольшую прибыль. Именно на основе данных маркетинга должны приниматься решения о том, в какие виды производства, в какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать новое предприятие. Маркетинг позволяет понять, каким образом производитель (предприятие) должен организовывать процесс сбыта своей продукции».
Алгоритм маркетингового прогнозирования емкости рынка услуг мини-здравниц представлен на схеме 2. Комментируя данные схемы 2, надлежит указать, что маркетинговая идентификация ситуационной емкости изучаемого рынка услуг мини-здравниц включала в себя три этапа: а) маркетинговый анализ востребованности уже существующего ассортимента услуг мини-здравницы; б) изучение рентабельности каждого вида производимых санаторно-курортных услуг; в) маркетинговое тестирование рекреантов на предмет удовлетворенности качеством, стоимостью и разнообразием услуг, предоставленных в мини-здравницах. Одновременно с этим, маркетинговая идентификация ситуационной ёмкости изучаемого сегмента территориального рынка включала в себя: 1) развертывание агрессивной маркетинговой программы в СМИ, информирующей потенциального потребителя о преимуществах (перед конкурентами) массированно выброшенных на рынок услуг здравницы, прошедшей процесс реновации; 2) маркетинговый опрос различных социальных групп населения из регионов, где чаще покупают услуги мини-здравниц, о трансформации потребительских предпочтений в сфере санаторно-курортных услуг в связи с имущественной стратификацией россиян.
Обсуждая проблему маркетинговой функции мини-здравниц, следует сослаться на официальные сведения Росстата (П. П. Колмагоров, 2010), который
^^ 1029-3388
отмечает, что «на сегодняшний день курортный комплекс страны насчитывает более 2,3 тысяч санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест, где ежегодно проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек. На территории всех федеральных округов Российской Федерации присутствуют санаторно-курортные организации, обеспечивающие лечение основных профилей заболеваний у населения. По данным Федеральной службы государственной статистики за два года сеть санаторно-курортных учреждений в России возросла на 10,0 тыс. мест. В настоящее время на территориях почти всех субъектов Российской Федерации, за исключением Ненецкого, Эвенкийского, Корякского, Чукотского, Коми-Пермяцкого автономных округов и Чеченской Схема 2. Алгоритм маркетингового прогнозирования ситуационной и перспективной ёмкости рынка услуг мини-здравниц (по материалам совместных системных исследований с М.В. Кострыкиной в период 2006-2011 гг.).
Республики, расположены санаторно-курортные организации и организации отдыха». По свидетельству А. Н. Пахомова (2010) «наибольшее число санаториев и оздоровительных учреждений (842), мест в них (197,2 тыс.) имеется на территории Краснодарского края. На курортах Кубани самое большое число оздоровленных лиц (1985,9 тыс. человек). При этом сеть санаторных и оздоровительных учреждений, а также число оздоровленных в них лиц год от года увеличиваются. На втором месте по числу здравниц, мест в них и числу обслуженных граждан находится Московская область. В Московской области отмечается тенденция к укрупнению оздоровительных учреждений (205 на 62,3 тыс. мест) и росту числа оздоровленных (с 1059,8 тыс. чел. в 2009 г. до 1143,2 тыс. чел. в 2010 году)».
Как отмечает С.П. Борисов (2011), «в Ставропольском крае на базе 112 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 24,5 тыс. мест в 2010 году получили санаторно-курортное лечение 325,3 тыс. человек. По сравнению с 2009 годом имеет место снижение как числа оздоровительных организаций (-5), так и числа оздоровленных на 8,2 тыс. человек. Значительное число здравниц находится в Челябинской (176) и Свердловской (156) областях. В Республике Башкортостан отмечается увеличение числа санаторно-курортных и оздоровительных учреждений (со 159 - в 2009 г. до 175 - в 2010 г.), числа мест в них с 22,5 до 24,0 тыс. мест и числа оздоровленных с 267,3 тыс. до 271,7 тыс. человек. Значительное число граждан получают санаторно-курортное лечение и оздоровление в Санкт-Петербурге (277,0 тыс. человек) и в Тюменской области (233,4 тыс. человек). Заполняемость санаториев неравномерна по сезонам. В период максимальной востребованности здравниц (летом), число мест в них увеличивается в среднем на 15%. В целом по России коэффициент использования наличных мест в 2010 году составил 0,5». Резюмируя вышеизложенное, следует указать, что 86% мини-здравниц на территории Краснодарского края в течение всего года имеют загрузку до 70%. В основном, это относится к мини-санаториям, имеющим развитую лечебную базу, хорошие условия размещения, высокий уровень сервиса. В целом в России, по нашим данным, имеется 17 курортов с уникальными природными лечебными факторами, где работают мини-здравницы.
Литература
1. Борисов С.П. Маркетинговые функции малых курортных предприятий. // Блокнот практического маркетолога., 2011. - №2. - 27-29 с.
2. Колмагоров П.П. Здравницы современной России. //Отечественное здравоохранение., 2010. - №6. - 59-62 с.
3. Пахомов А.Н. Большие и малые санатории Краснодарского края. // Вести Кубани.,2010. - №12. - 7-8 с.
4. Кострыкина М.В. Маркетинг как прием управления здравницами. // Экономика курортов.,2006. - №5. - 68-72 с.
5. Хапсироков К.Г. Технологии медиа-активности при государственной поддержке имиджа малых предприятий. // Власть.,2008. - №9. - 83-86 с.