Научная статья на тему 'Инновационность медиа-инструментария в государственной поддержке маркетинговых программ мини-здравниц'

Инновационность медиа-инструментария в государственной поддержке маркетинговых программ мини-здравниц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ МИНИ-ЗДРАВНИЦ / MARKETING MINI-RESORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселова Т. Е.

Сопряженность социальной стратификации населения и маркетинговой дифференциации рыночной конъюнктуры санаторно-курортного продукта потребовала от мини-здравниц трансформировать собственный медиа-инструментарий в рамках государственной экономической рековернации курортов, что выражалось в инновациии маркетинговых программ на производимые услуги (в дополнение к классической триаде жилье, питание, лечение) в следующей интерпретации: предоставление индивидуальной системы услуг по ближнему туризму, размещению личного автотранспорта на платной стоянке санатория (в том случае, если рекреант прибыл на курорт на собственном автомобиле), совершенствование системы услуг по косметологическому или парикмахерскому обслуживанию, организация дополнительных досуговых услуг для детей, прибывших на отдых с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веселова Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative media tools for public support marketing programs, miniresorts

Conjugation of the social stratification of population differentiation and market conditions, marketing of spa products demanded by a mini-health centers to transform their ownmedia toolkit as part of the state economic rekovernatsii resort, which was reflected in 122 the innovative marketing programs produced by services (in addition to the classic triad -housing, food, treatment) in the following interpretation: the provision of personal services for fellow tourism, accommodation of private vehicles in a parking resort (in caserecreants arrived at the resort by car), and improved services for cosmetology andhairdressing services, the organization of additional entertainment services for childrenattending the holiday with their parents

Текст научной работы на тему «Инновационность медиа-инструментария в государственной поддержке маркетинговых программ мини-здравниц»

Литература

1. Варфоломеев О.П. Маркетинговые составляющие пилотных проектов развития малой энергетики.// Власть., 2010. - №7. - 35-36 с.

2. Воротынцев А.Н. Поведенческое энергосбережение.// Маркетинговый прогноз., 2010. - №4. - 37-38 с.

3. Ганченко В. М. Стратегический маркетинг в сфере энергосбережения.// Иностранный рынок., 2009. - №4. - 41-42 с.

4. Дудковская М.Г. Энергорасточительность в российских муниципальных образованиях.// Неправительственный вестник., 2009. - №8. - 20-24 с.

5. Максимчук С.Н. Маркетинговые механизмы профилактики падения уровня энергоснабжения потребителей - физических лиц.// Новый юридический вестник., 2010. - №4. - 52-54 с.

6. Макушинская Г.Н. Проблема энергоснабжения при выделении земельных участков под новое строительство.// Уральский маркетолог., 2009. - №8. -60-61 с.

7. Малогина Л.В. Маркетинговая эффективность использования энергоресурсов на транспорте.// Транспортное дело России., 2009. - №3. - 77-80 с.

Веселова Т.Е.

Инновационность медиа-инструментария в государственной поддержке маркетинговых программ мини-здравниц

Говоря о правильно организованном сбыте конечного продукта малых предприятий, функционирующих в сфере оказания санаторных услуг в организационно-правовой форме мини-здравниц, следует провести адресацию к опыту известного маркетолога К.Г. Хапсирокова (2008), который подчеркивал, что «магистральный составляющей методологии рыночной медиа-активности является задействование потенциала государственных и муниципальных СМИ для создания позитивного имиджа малых предприятий у потребителя, в т.ч. приобретающего услуги в санаторно-курортной сфере хозяйствования. Системные научные исследования маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства (схема 1), позволили установить, что базы исследования (мини-здравницы) использовали достаточно ограниченное количество собственных телевизионных клипов (10,6-21,7% наблюдаемых малых предприятий), рекламных щитов (25,8-27,7%), красочных рекламных буклетов (33,6-35,9%), позволяющих интенсифицировать сбыт их собственной продукции на различных профильных сегментах отечественного рынка. Подобная низкая маркетинговая активность объяснялась: 1) высокой стоимостью полиграфических и телевизионных услуг; 2) слабой подготовкой в сфере рекламы самих руководителей таких предприятий; 3) засильем крупным рекламодателей, т.е. предприятий-обладателей прав на известные торговые марки, способствующие

ISNN 1029-3388

позитивному восприятию потребителями давно известной продукции, в т.ч. на рынке санаторно-курортных услуг. Все вышеизложенное (включая инновационную схему методологии государственной public relation в адрес малого бизнеса) позволяло установить четкую взаимосвязь между уровнем интенсивности подобных мероприятий, инициированных государством, и показателями экономического благополучия конкретных малых коммерческих фирм, работающих Схема 1. Иновационность системных мероприятий государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка (по материалам К.Г. Хапсирокова, 2008).

АI ШЦИЩОПОГШ IOC rrpCCCICiTIii?

государствен ным н полном очи ими органами в СМИ (включая электронные) различных, форм недобросовестной конкуренции со CT()|H}llh[ КРУПНЫХ фЩ1М или их

иогредними

Государственная методология public relation в адрсс мололо бизнес л.

А

Системная рйптлацня государственными образовательными учреждениями rtpoi рами последипломно« подготовки (на бюджетной

основе) управленческих кадров малы к прелприятии по внедрению в повседневную деятельность маркетинговых моделей электрпчною йитншгя

Организация позитивные дубличных выступлении о малоч

бп'.шеес щёчиыых политические фигур н посещение ими объектов малого

предир III I Li МЛГС льстил с широким освещением в прессе результатов подобных визитов.

I

Ингредиенты го суд афствинн и го

Гф Q Г* К Uli OfJJip UBH ШЕЯ рМИО'НЮН

нарксиигголнн политики н1льа ионмерчнкм

фирм, В Т.Ч. М11ВИ-

зд равнин.

р

♦ \

CiitiVHji ин^иршциииний шущергаяжи чяркгтпнгпеыч

мероприятий малого бизнеса через публикацию и престижных СМИ «национал ь н ых рбДЩЯОШИи

раскрывающих и масштабах страны позитивную рать малого [Tpc.TEipiiHiiMai ельства,

формируя для нега документальную основу маркетинга малых предприятии ча базе достоверных ланных Рссстггга.

V

Господдержка (спйвснрпванне) wepon ркятин по приведения} презентаций, симпозиумов. дней «открэтых дверей» ^алы* предприятий.

Деятельное участие государственных структур ь л ре лостл а л ени и йюд жегаого эфирного времеим на госканалах телевидения п ввдтирсванне права SeciLiaiHoro размещения рекламных щнтпв (симеюллки) малы\ коммерческих фирм.

Массовое издание справочников 'Федеральной службы государственной статистики о деяч ельности субъектов малого предпри нииигс елъства

в курортной индустрии». Говоря о маркетинговом прогнозе сбыта услуг мини-здравниц следует сослаться на системные исследования сочинского маркетолога М.В. Кострыкиной (2009), которая пишет, что «при расчете потенциальной емкости рынка большое значение имеет определение факторов влияния (долгосрочных и краткосрочных изменений в конъюнктуре, сезонных колебаний спроса, особенностей демографического, социального состава населения и др.), которые могут способствовать как увеличению емкости рынка (позитивные факторы), так и ее снижению (негативные факторы). Такими факторами служат изменения в уровне доходов потребителей. Тем не менее, при падении доходов (неважно, по какой причине - невыплата зарплаты или снижение курса национальной валюты) потенциальная емкость рынка, рассчитанная по нормам душевого потребления, должна быть скорректирована в сторону уменьшения. Напротив, если в предполагаемом регионе сбыта начинается реализация крупного ин-вестиционного проекта (в частности, освоение новой рекреационной зоны), то емкость рынка сбыта в регионе в ближайшее время увеличится. С помощью маркетинга руководство предприятия получает необходимую информацию о том: какие услуги и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить; в каких регионах спрос на данные услуги и емкость рынка наиболее высокие; где сбыт услуг курортного предприятия может принести наибольшую прибыль. Именно на основе данных маркетинга должны приниматься решения о том, в какие виды производства, в какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать новое предприятие. Маркетинг позволяет понять, каким образом производитель (предприятие) должен организовывать процесс сбыта своей продукции».

Алгоритм маркетингового прогнозирования емкости рынка услуг мини-здравниц представлен на схеме 2. Комментируя данные схемы 2, надлежит указать, что маркетинговая идентификация ситуационной емкости изучаемого рынка услуг мини-здравниц включала в себя три этапа: а) маркетинговый анализ востребованности уже существующего ассортимента услуг мини-здравницы; б) изучение рентабельности каждого вида производимых санаторно-курортных услуг; в) маркетинговое тестирование рекреантов на предмет удовлетворенности качеством, стоимостью и разнообразием услуг, предоставленных в мини-здравницах. Одновременно с этим, маркетинговая идентификация ситуационной ёмкости изучаемого сегмента территориального рынка включала в себя: 1) развертывание агрессивной маркетинговой программы в СМИ, информирующей потенциального потребителя о преимуществах (перед конкурентами) массированно выброшенных на рынок услуг здравницы, прошедшей процесс реновации; 2) маркетинговый опрос различных социальных групп населения из регионов, где чаще покупают услуги мини-здравниц, о трансформации потребительских предпочтений в сфере санаторно-курортных услуг в связи с имущественной стратификацией россиян.

Обсуждая проблему маркетинговой функции мини-здравниц, следует сослаться на официальные сведения Росстата (П. П. Колмагоров, 2010), который

^^ 1029-3388

отмечает, что «на сегодняшний день курортный комплекс страны насчитывает более 2,3 тысяч санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест, где ежегодно проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек. На территории всех федеральных округов Российской Федерации присутствуют санаторно-курортные организации, обеспечивающие лечение основных профилей заболеваний у населения. По данным Федеральной службы государственной статистики за два года сеть санаторно-курортных учреждений в России возросла на 10,0 тыс. мест. В настоящее время на территориях почти всех субъектов Российской Федерации, за исключением Ненецкого, Эвенкийского, Корякского, Чукотского, Коми-Пермяцкого автономных округов и Чеченской Схема 2. Алгоритм маркетингового прогнозирования ситуационной и перспективной ёмкости рынка услуг мини-здравниц (по материалам совместных системных исследований с М.В. Кострыкиной в период 2006-2011 гг.).

Республики, расположены санаторно-курортные организации и организации отдыха». По свидетельству А. Н. Пахомова (2010) «наибольшее число санаториев и оздоровительных учреждений (842), мест в них (197,2 тыс.) имеется на территории Краснодарского края. На курортах Кубани самое большое число оздоровленных лиц (1985,9 тыс. человек). При этом сеть санаторных и оздоровительных учреждений, а также число оздоровленных в них лиц год от года увеличиваются. На втором месте по числу здравниц, мест в них и числу обслуженных граждан находится Московская область. В Московской области отмечается тенденция к укрупнению оздоровительных учреждений (205 на 62,3 тыс. мест) и росту числа оздоровленных (с 1059,8 тыс. чел. в 2009 г. до 1143,2 тыс. чел. в 2010 году)».

Как отмечает С.П. Борисов (2011), «в Ставропольском крае на базе 112 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 24,5 тыс. мест в 2010 году получили санаторно-курортное лечение 325,3 тыс. человек. По сравнению с 2009 годом имеет место снижение как числа оздоровительных организаций (-5), так и числа оздоровленных на 8,2 тыс. человек. Значительное число здравниц находится в Челябинской (176) и Свердловской (156) областях. В Республике Башкортостан отмечается увеличение числа санаторно-курортных и оздоровительных учреждений (со 159 - в 2009 г. до 175 - в 2010 г.), числа мест в них с 22,5 до 24,0 тыс. мест и числа оздоровленных с 267,3 тыс. до 271,7 тыс. человек. Значительное число граждан получают санаторно-курортное лечение и оздоровление в Санкт-Петербурге (277,0 тыс. человек) и в Тюменской области (233,4 тыс. человек). Заполняемость санаториев неравномерна по сезонам. В период максимальной востребованности здравниц (летом), число мест в них увеличивается в среднем на 15%. В целом по России коэффициент использования наличных мест в 2010 году составил 0,5». Резюмируя вышеизложенное, следует указать, что 86% мини-здравниц на территории Краснодарского края в течение всего года имеют загрузку до 70%. В основном, это относится к мини-санаториям, имеющим развитую лечебную базу, хорошие условия размещения, высокий уровень сервиса. В целом в России, по нашим данным, имеется 17 курортов с уникальными природными лечебными факторами, где работают мини-здравницы.

Литература

1. Борисов С.П. Маркетинговые функции малых курортных предприятий. // Блокнот практического маркетолога., 2011. - №2. - 27-29 с.

2. Колмагоров П.П. Здравницы современной России. //Отечественное здравоохранение., 2010. - №6. - 59-62 с.

3. Пахомов А.Н. Большие и малые санатории Краснодарского края. // Вести Кубани.,2010. - №12. - 7-8 с.

4. Кострыкина М.В. Маркетинг как прием управления здравницами. // Экономика курортов.,2006. - №5. - 68-72 с.

5. Хапсироков К.Г. Технологии медиа-активности при государственной поддержке имиджа малых предприятий. // Власть.,2008. - №9. - 83-86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.