2. Чуцнова, H.B. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» [Текст] // Н.В.
Чуднова, П.Ж., Том 23. 2002. № 1.
3. Танскотт, Д. Электронно-цифровое общество [Текст] / Д. Танскотт. М.,1999.
Экономическое развитие личности Веселова Т. Е., Никитин М. В.
Сбытовые инновации в рамках маркетинговых
программ санаториев, ориентированных на слабозащищенные социальные слои россиян.
Актуальность поднятой проблемы определяется Законом РФ «О государственной социальной помощи» в редакции от 28.08.2004 №122-ФЗ, который предоставляет возможность регулировать системность оказания плановых санаторных услуг различным контингентам граждан, имеющим законодательное право на бесплатное получение пакета социальных гарантий. Подобное расширение законодательного поля в сфере Национальной программы здравоохранения позволяет использовать российские здравницы для санаторной реабилитации ряда возрастных категорий населения. Вместе с тем, до настоящего времени в специальной экономической литературе не декларируется позиция, так называемого, пауперистического маркетинга, т.е. специальных сбытовых программ санаторно-курортного продукта, ориентированного на российские слои населения с низкими доходами. Между тем, по официальным данным Росстата (А.М. Шестоперов, 2010) за минувший пятилетний период произошел почти двукратный рост потребности в санаторно-курортном лечении пенсионеров, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу различных хронических заболеваний. Предвосхищая подобный момент, Правительство Российской Федерации приняло ряд соответствующих документов, позволяющих оказывать выделение санаторных путевок (за счет бюджетных средств и иных активов Федерального Фонда социального страхования) следующим категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи: 1) инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами; приравненные к инвалидам войны, военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их
противоправных действий); 2) участники Великой Отечественной войны, приравненные к участникам Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; 3) ветераны боевых действий, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военно-обязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Феде-рации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвующие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, военнослужащие автомобильных батальонов, направляющиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов, военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города
Ленинграда, приравненные к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий), члены семей военнослужащих, лиц рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей; 8) инвалиды, в том числе в зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности, инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды, имеющие П степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды, имеющие I степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности; 9) дети-инвалиды; 10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан. Все вышеуказанные категории граждан (под лежащих бесплатному санаторно-курортному лечению в рамках Закона РФ «О государственной социальной помощи»), в рамках проведенного исследования, группировались на территории Краснодарского края в особые кластеры потребителей санаторного продукта, на который в соответствии с действующим законодательством проводились соответствующие тендеры здравниц, претендующих на целевую закупку их путевок (за счет средств ФСС) для названных категорий больных, что представлено в табл. 1. Комментируя данные этой таблицы, следует подчеркнуть, что подобный маркетинг предгендерного обслуживания санаторно-курортных предприятий проводился в соответствии с тем фактом, что сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее вре^мя составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем, за последние десять лет число санато~риев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них - на 20%.
Таблица 1. Предтендерные и послереализационные аспекты внедрения авторских маркетинговых программ в сбытовой процесс продукта здравниц, работающих в сфере оказания санаторных услуг для слабозащищенных социальных слоев населения России.
1. Ценовой маркетинг, направленный: а) на социальные слои населения, относящиеся к среднему классу (30,2% респондентов), б) на лиц, имеющих право на получение санаторных путевок; оплачиваемых (в рамках
1.1.Массовая маркетинговая пропаганда санаторных палат «2-3 звезды» с классической триадой по программе: «жилье, питание, лечение на курорте».
1.2. Информирование потенциального потребителя
Научное моделирование и реализация, так называемых, «усредненных (ауега§е)-
маркегинговых пленумов», т.е. особых сбытовых программ, позволяющих осуществлять маркетинговый мониторинг ассортиментной и ценовой
госгарантий) из бюджетных источников (28,6% респондентов). о принципах современной сбытовой политики здравниц в условиях имущественной поляризации российского общества. линии здравниц, исходя из трансформации потребительских предпочтений по имущественно-социальному фактору маркетинговой среды.
2. Целевой маркетинг программ детского подросткового) курортного отдыха или санаторной реабилитации семей в целом (41,2% респондентов). Рыночное насыщение маркетинговой среды сведениями о предоставлении для детей; подростков и пенсионеров, прибывших по путевкам, оплачиваемым (частично или полностью) из бюджетных источников, условий размещения в здравнице по классу 1-2 «звездьт, но с обязательным включением 3-х разового питания. Получение теоретических и эмпирических доказательств рыночной перспективности авторской двупланарной маркетингов ой политики семейных здравниц, включающей параллельные сбытовые плоскости в маркетинге продукта как малых гостиниц, так и крупных санаториев по оздоровлению всех членов семьи на курортах Кубани.
Рассматривая данные выше приведенной таблицы, следует указать, что сущность пауперистического маркетинга определялась, во-первых, позиционированием конкретного санаторного учреждения на профильном сегменте рынка; во - вторых, специализацией отдельно взятой здравницы на каком-либо виде санаторного продукта; в-третьих, на перестройке материально-технической базы здравницы на основании концептуально обозначенной ею маркетинговой ориентации на какой-либо контингент потребителя курортного продукта. Исходя из вышеизложенного, здравница (база исследования) самостоятельно определяла собственный имидж маркетинговых программ. В частности, 30,2% респондентов требовали предоставить им более подробные маркетинговые сведения по стоимости и ассортименту курортных услуг, ориентированных на социальные слои населения, относящиеся к среднему классу. В этом случае ингредиенты ординарного маркетинга здравниц базировались на обычной массовой маркетинговой пропаганде санаторных палат класса 2-3 «звезды» с классической маркетинговой триадой: «жилье, питание, лечение на курорте». В отличие от этого, инновации авторского этапа пауперистического маркетинга предусматривали научное моделирование и реализацию особых сбытовых полей, позволяющих параллельно использовать ассортиментные и ценовые плоскости маркетингового мониторинга, исходя из трансформации потребительских предпочтений, характерных для среднего класса россиян при выборе ими цены, стоимости и качества курортных услуг. Более многочисленную группу потребителей (в рамках целевого маркетинга) представляли собой дети и подростки из малообеспеченных слоев населения, а также лица, нуждающиеся в семейном отдыхе (в целом 41,2% респондентов). Для этого контингента потребителей ингредиенты традиционного маркетинга здравниц обычно декларировались их маркетологами в средствах массовой информации в качестве рыночного насыщения маркетинговой среды рядовыми сведениями о детских и подростковых санаториях. В отличие от этого стандартного сбытового инструментария авторские технологии предусматривали получение
теоретических и эмпирических доказательств рыночной перспективности разработанной прогрессивной маркетинговой политики семейных здравниц, включающей параллельные сбытовые плоскости в маркетинге продукта, как малых гостиниц, так и крупных санаториев по оздоровлению всех членов семьи на курортах Кубани. В процессе данной деятельности оказалось, что до настоящего периода не существовало модели индивидуализации обучения врачей и медсестер санаториев технологиям курортного лечения названного специфического контингента граждан, поэтому авторам пришлось создавать подобную модель самостоятельно на следующих принципах:
1. Курортная терапия должна быть неотъемлемой частью государственных (национальных) медицинских программ профилактики лечения и реабилитации;
2. Курортное лечение должно быть социально гарантировано (ОМС, социальное страхование, другие виды) категории больных или лиц с факторами риска профзаболеваний, которым с точки зрения современных знаний оно обеспечит наибольшую вероятность стойкого эффекта по сравнению с другими методами лечения на местах;
3. Санаторно-курортное лечение должно осуществляться по оптимально научно обоснованным для каждой нозологии программам, которые должны быть гарантированы стоимостью путевки;
4. Диктуемая новыми экономическими условиями необходимость сокращения сроков пребывания больного на курорте не должна отождествляться со сроками необходимого лечения. Требуется разработка дифференцированных подходов на местных курортах к определению продолжительности санаторно-курортного лечения для определенных категорий больных без ущерба для его эффективности;
5. Достижения отечественной курортологии не снижают актуальности проведения научных исследований на местных курортах по усовершенствованию лечебного использования курортных ресурсов, изысканию новых природных лечебных факторов и внедрению их в практику лечебно-профилактических учреждений, и организации лечения пациентов местных курортов на дому.
За период 2005-2010 годов по авторским моделям индивидуализации обучения прошли переподготовку более 25% персонала ведущих здравниц Сочи, что не замедлило позитивно сказаться на результатах восстановительного лечения граждан, подлежащих в рамках Закона № 122-ФЗ процессу бесплатного лечения в здравницах. При этом за 2009 год и 1 полугодие 2010 года суммарно прошли реабилитацию в здравницах-базах (исследования по санаторно-курортным путевкам выданных за счет бюджетных средств) 2614 диспансерных больных из числа жителей Сочи, имеющих право на гарантируемый государством набор социальных услуг, включая санаторно-курортные. Необходимо констатировать жесткую рыночную взаимозависимость представленных ингредиентов маркетинга здравниц - баз исследования, поскольку уровень продаж санаторно-курортного продукта впрямую коррелировал с вышеописанными инновационными принципами задействования маркетингового инструментария,
что наиболее ярко проявлялось в ходе управления процессом купли-продажи на российском биржевом пространстве пакетов фьючерсных контрактов на путевки того или иного изучаемого санатория. При этом, названные фьючерсные документы проходили биржевую процедуру котировки (как обычные ценные бумаги), но и имели легальный внебиржевой оборот, что позволяло использовать их даже в качестве залогового инструментария. Именно залог фьючерсных контрактов на санаторно-курортный продукт будущих периодов позволял конкретной здравнице изыскать существенные дополнительные финансовые средства для сегодняшней модернизации материально-технической базы и текущей переподготовки персонала по европейским обучающим технологиям. Вышеозначенное создало реальные предпосылки для успешного преодоления здравницами - базами исследования в начале текущего века бойент-состояния отечественного рынка санаторно-курортного продукта, характеризующегося (после рецессии 2008 года) быстрым повышением цен на услуги курортных предприятий из-за неблагоприятных экономических условий (например, скачкообразного роста цен на энергоносители и продукты питания, а также «пикообразного» падения, а затем последующего роста стоимости российского рубля по отношению к курсу доллара США). Это легло в основу нашей технологии маркетингового прогнозирования предоминантной (от англ. predominate - преобладать) ёмкости изучаемого сегмента российского профильного рынка, учитывающего интересы слабозащищенных социальных слоев населения, нуждающегося в санаторном лечении.
Вывод
Инновационность авторских схем маркетинговой политики здравниц базируется на дифференциации методов построения: а) ценового компонента маркетинговой политики, формирующейся на принципах рыночной мобильности ценообразования на санаторно-курортный продукт (в т.ч. для слабозащищенных социальных слоев населения), включая издержки «продовольственного меню» и скрытые издержки на общекурортные мероприятия, необходимые для производства и сбыта коммерческих услуг; б) экономической сущности ассортиментной составляющей пауперистической (т.е. ориентированной на контингент потребителей с низким уровнем доходов) маркетинговой политики здравниц, включающей в т.ч. вектор профессиональной предприимчивости маркетологов госздравниц (ФГУ) в части коррекции маркетинговых программ для лиц, имеющих право на санаторные путевки в рамках Закона РФ «О государственной социальной помощи».
Литература
1. Шестоперов, A.M. Статистический анализ эффективности реализационных программ здравниц [Текст] // А.М. Шестоперов. Официальный вестник Ростата. - 2010.- №1.- С. 106-108.
2. Веселова, Т.Е., Мамишев, P.C. Законодательные аспекты оптимизации восстановительного лечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи [Текст] // Т.Е. Веселова, P.C. Мамишев, Актуальные вопросы восстановительной медицины: Материалы междунар. Форума «Здравница-2006».-М., 2006.- С. 46-47.
Захарова Т.Н., Вершинин В.П.
Котерические научные приемы формирования маркетинговых программ по сбыту отечественного энергосберегающего оборудования для торговых предприятий.
Актуальность исследовании определяется существующими теоретическими основами, современными и ретроспективными научными подходами к реструктуризации бизнеса в сфере энергосбережения (Е. Е.Колашенко, 2009) в рамках понятийного аппарата по разработке и внедрению концепции маркетинга в механизм государственного или коммерческого хозяйствования. Это в полной мере относится к программам реструктуризации российской розничной торговли, что стало актуальным исходя из реальной имущественной и социальной стратификации потребителей, а также вследствие постоянно меняющихся условий налогообложения российских предприятий. Одновременно с этим сравнительные характеристики этапного маркетингового мониторинга тиражируемых властными структурами РФ на всю российскую экономику энергоэффективных научно обоснованных хозяйственных решений (К.Н. Любомирская, 2010), заставили изыскивать новые сегменты рынка, в т.ч. в производстве и сбыте торгового оборудования. Проведенная нами систематизация методических и методологических подходов к эволюции маркетинговых систем на указанном сегменте рынка позволило составить эффективный маркетинговый прогноз развития емкости технологического энергосберегающего оборудования, что в рамках нашего исследования было представлено следующей формулой:
ZRo = (R1 R-2 ' КО • (1 - ß) • (1 + у),
где ß = Di ' Г)2 п у = D3 ' D4
при следующих ооозначениях: SRO - общая потенциальная емкость рынка энергосберегающего оборудования для предприятий розничной торговли в конкретном субъекте РФ; R1 - индекс влияния экономических факторов на уровень спроса и предложения изучаемого продукта на территориальных рынках; R2 - индекс влияния правовых и геополитических факторов на указанный сегмент рынка; R3 - уровень влияния природно-экологических факторов на этот же рынок; b - коэффициент снижения