Научная статья на тему 'Инновационное сетевое взаимодействие как практика социального воспитания'

Инновационное сетевое взаимодействие как практика социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL EDUCATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИЯ В ВОСПИТАНИИ / INNOVATION IN EDUCATION / ЭФФЕКТИВНОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EFFECTIVE NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишарина Наталья Викторовна

Рассматривается инновационное сетевое взаимодействие как практика социального воспитания. Методология представленной темы основана на принципах сетевого взаимодействия: решение образовательных проблем возможно при отказе от иерархического принципа организации воспитательной деятельности участников образовательных отношений; движение от тезиса «воспитательная деятельность как выполнение распоряжений» к тезису «воспитательная деятельность как диалог». Результатами исследования являются разработка и реализация таких форм как инновационный образовательный альянс и кластеры обогащающего воспитания по практическому применению технологии сетевого воспитательного взаимодействия. Следовательно, в таких формах участникам предлагается всем вместе решить сложные задачи: социальная направленность взаимодействия в сочетании с ориентацией на развитие одарённости и самостоятельности его участников; интерес воспитанника к участию через реализацию сильных сторон его личности; развитие практического инструментария получения персонализированных жизненно важных компетенций; ответственность воспитанника за свою творческую и исследовательскую активность; мотивация творческой продуктивности, социальной активности. Применение результатов: апробация в образовательных учреждениях г. Иркутска и Иркутской области. Выводы: представленная нами технология показала свою продуктивность и результативность через практики социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE NETWORKING AS A PRACTICE OF SOCIAL EDUCATION

Discusses an innovative networking as a practice of social education. The article aims to present and disclose the essential meaning of the original innovation in the education technology effective educational interaction network. The methodology presented topics based on the principles of networking: the solution of educational problems is possible in case of refusal of the hierarchical principle of organization of educational activity of participants of educational relations; a movement from thesis «educational activity as the execution of orders» to the thesis «educational activity as a dialog». For example, the results of the research is the development and implementation of such forms as innovative educational Alliance and clusters enriching education on the practical application of technology educational network interactions. Therefore, in such forms, participants are invited together to solve complex problems: the social nature of the interaction in combination with a focus on the development of giftedness and autonomy of its participants; the interest of the pupil to participate through the implementation of the strengths of his personality; the development of practical tools to get personalized vital competencies; the diversity of the organizers of the network of educational interaction; interaction between participants, based on the division of labour; the responsibility of the pupil for his creative and research activity; motivation of talent, leadership, ingenuity, entrepreneurship, creative productivity, and social activity. Application of results: testing in educational institutions of Irkutsk the Irkutsk region. Conclusions: the presented technology has demonstrated the productivity and effectiveness through creative activities, and obtaining additional competitive advantages and resources of participants of educational relations.

Текст научной работы на тему «Инновационное сетевое взаимодействие как практика социального воспитания»

УДК 371.4.001.76 Б01 10.17238^^998-5320.2016.23.129

Н. В. Шишарина, Иркутский государственный университет

ИННОВАЦИОННОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Рассматривается инновационное сетевое взаимодействие как практика социального воспитания. Методология представленной темы основана на принципах сетевого взаимодействия: решение образовательных проблем возможно при отказе от иерархического принципа организации воспитательной деятельности участников образовательных отношений; движение от тезиса «воспитательная деятельность как выполнение распоряжений» к тезису «воспитательная деятельность как диалог». Результатами исследования являются разработка и реализация таких форм как инновационный образовательный альянс и кластеры обогащающего воспитания по практическому применению технологии сетевого воспитательного взаимодействия. Следовательно, в таких формах участникам предлагается всем вместе решить сложные задачи: социальная направленность взаимодействия в сочетании с ориентацией на развитие одарённости и самостоятельности его участников; интерес воспитанника к участию через реализацию сильных сторон его личности; развитие практического инструментария получения персонализированных жизненно важных компетенций; ответственность воспитанника за свою творческую и исследовательскую активность; мотивация творческой продуктивности, социальной активности. Применение результатов: апробация в образовательных учреждениях г. Иркутска и Иркутской области. Выводы: представленная нами технология показала свою продуктивность и результативность через практики социального воспитания.

Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, инновация, инновация в воспитании, эффективное сетевое взаимодействие.

Существуют многочисленные проблемы педагогической науки как области гуманитарно-философского познания, наряду с ними можно выделить проблему разработки и реализации инноваций в воспитании в условиях современного образования. Именно реализация инноваций в воспитании обусловлена широкомасштабными процессами инноваций в образовании и педагогике в целом. На наш взгляд, одна из миссий современной педагогической науки состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию педагогической практики и классической науки (практикоориентированность). В результате такого альянса науки и практики должны быть найдены оригинальные, инновационные пути и векторы образовательных отношений всех участников воспитательного взаимодействия, позволяющие решать сложные задачи переходного периода в сфере воспитания.

Современное воспитание создаёт возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями [4] (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения), которые обеспечивают успешную социализированность (А. В. Мудрик, Т. А. Ромм и др.) [3, 5, 6].

Цель статьи - представить и раскрыть сущностный смысл, на наш взгляд, оригинальной инновации в воспитании - технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия, которая, по нашему мнению, обеспечивает успешную социализированность личности.

Актуальность разработки данной технологии определялась рядом факторов, в том числе таких, как:

- Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

- Создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики [2].

По признанию многих учёных, на качество воспитания влияют следующие факторы:

1. Концепция воспитания (определяет стратегию создания и развития системы воспитания).

2. Организация и содержание воспитания (технологии, формы, методы, средства в русле концепции).

3. Информационно-образовательная среда (образовательные технологии в контексте воспитания).

4. Профессионализм воспитателя (его широкая компетентность, непрерывность его профессионального образования).

Общие тенденции развития российской системы образования имеют следующие проблемы, которые необходимо учитывать:

Проблема первая - усиление конкуренции в образовательной системе (управлении, поддержки инноваций, развитии человеческого потенциала).

Проблема вторая - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в развитии образования и снижающая влияние многих традиционных факторов.

Проблема третья - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора развития системы образования.

Проблема четвёртая - исчерпание потенциала знаниевой модели развития системы образования, базирующейся на фокусе знаний, умений, навыков, и переход к парадигме деятельностной педагогики -формированию и развитию универсальных учебных действий и компетенций.

Профессор Т. А. Ромм в своей статье отмечает, что прогноз воспитания, «исходя из признания объективного характера изменений, происходящих в жизни общества, человека, способах его осуществления себя в этом мире» [5, с. 78], изменение «дизайна воспитания» (Т. А. Ромм) выделена как ключевая тенденция воспитания. В данном контексте мы считаем, что разработка и продвижение инноваций в воспитании, в том числе и инновационных воспитательных технологий, смогут изменить дизайн воспитания в сторону продуктивности качества: эффективности и продуктивности.

Предметом нашего исследования являлись разработка и апробация инновации в воспитании: технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия (сущность; смысл; результат).

Под воспитанием в действующем законе РФ об образовании понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Под инновацией в воспитании нами понимается нововведение, которое организуется и проводится самими работниками системы образования.

Феномен «инновации в воспитании» представляет собой новую (обновлённую или улучшенную) социокультурную долгосрочную инициативу, способствующую процессу приращения и обогащения нравственно-этических, социальных ценностей человеком, как достояние самой личности и развитие на этой основе практических (в том числе творческих) жизненно-ориентированных компетенций через новые способы (инновационные) организации воспитания. Это творчески-социальная среда, пространство по «производству» нового: воспитательного процесса; воспитательной услуги; воспитательного продукта (как индивидуального, так и коллективного); воспитательной методики, технологии.

Реализации инноваций в воспитании совершенствуют образовательный процесс, способствуют его обновлению в формате новых воспитательных услуг, воспитательных продуктов на основе внедрения достижений науки и технологий [7].

Инновации в воспитании создаются через процесс диффузии и использования новшеств в сфере воспитательной деятельности. По своей природе «инновация в воспитании» есть конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, продукта или услуги, используемых в практической творческой педагогической деятельности [8, с. 41].

Разрабатывая практики социального воспитания, мы предлагаем свой вариант в формате технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия, её модель мы попытались представить на рисунке. Модель представляет комплекс взаимосвязанных компонентов. Представим описание сущности технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как практики социального воспитания.

Эффективное сетевое воспитательное взаимодействие - это смысловой аспект образовательно-социального общения и диалога. Сетевое воспитательное взаимодействие обслуживает совместную деятельность участников образовательных отношений и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности в реализации воспитательной деятельности:

- установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности);

- продуктивность и результативность (эффективность);

- процессы межличностного восприятия, включая понимания социального партнёра.

Методология технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация: решение проблем возможно при отказе от иерархического принципа организации воспитательной деятельности участников образовательных отношений; движение от тезиса «воспитательная деятельность как выполнение распоряжений» к тезису «воспитательная деятельность как диалог» представлена в таблице. Образовательная сеть представлена в сравнении с иерархией, так очень ярко выражены преимущества образовательной сети как методологии разработанной нами технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия.

Методология инновационного эффективного сетевого взаимодействия как практики социального воспитания

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ ИЕРАРХИЯ

Каждый делает чуть-чуть = общее ДЕЛО! Начальник и декорации (люди)

х\

Сущность образовательной сети: - Объединяющее назначение. - Независимость членов. - Добровольность связей. - Обилие лидеров. - Интегрированность уровней. - Социализированное^ участников сети. - Эффективность результатов сетевого воспитательного взаимодействия Не является передметом нашего рассмотрения

Модель эффективного сетевого воспитательного взаимодействия

Инновационное сетевое взаимодействие, ориентированное на участников образовательных отношений, на практику социального воспитания (А. Мудрик «социальное воспитание - есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними»), которое направляется их интересами; развивает их способности, интересы и стили общения в деятельности; позволяет группам детей и взрослых, разделяющим общие интересы, участвовать в совместной активности для дела. В основе такого взаимодействия находятся идеи индуктивного подхода (Джон Дьюи, Мария Монтессори, Джером Брюнер), т. е. ориентации взаимодействия на приобретение практических жизненных умений и навыков, а также компетенций через исследовательскую и творческую активность вне форм школьных ситуаций, что отвечает задачам неформального образования как сферы социального воспитания.

Дадим описание разработанной нами и апробированной в практике модели инновационной технологии эффективного сетевого образовательного взаимодействия. Рисунок демонстрирует нашу модель.

Принципы инновационного эффективного сетевого воспитательного взаимодействия:

1) дело (цель, работа, занятие, деятельность), которое объединяет сообщество участников образовательных отношений и организует его созидательную, активную социально ориентированную деятельность;

2) компетенции (круг вопросов, в которых хорошо осведомлён, круг полномочий человека) необходимые для дела, которыми в разной мере обладают члены воспитательного сообщества, своеобразие каждого состоит в уникальности его компетенций и их проявлений в деле;

3) доверие (инициатива, быстрая обратная связь, терпение, уверенность в добросовестности другого человека, его искренности, правильности дела и основанное на этом отношение к человеку или делу), которое необходимо для развития ответственности членов воспитательного сообщества.

Технология (алгоритм) инновационного эффективного сетевого взаимодействия как практики социального воспитания [9, с. 217] включает следующие основные шаги:

ШАГ 1: индукция (создание эмоционального настроя сетевого воспитательного взаимодействия; знакомство, согласование позиций, погружение в деятельность; рассуждения от частного к общему).

ШАГ 2: самоконструкция (пробы по самовыражения личности; индивидуальное создание решения).

ШАГ 3: социоконструкция (процесс достижения совместного результата; построение элементов взаимодействия группой; совместная продуктивная деятельность).

ШАГ 4: социализация (презентация «продукта» творчества, знакомство с результатами творчества других участников, комментарии и обсуждение).

ШАГ 5: самокоррекция (совместная доработка и уточнение).

ШАГ 6: рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у участников эффективного сетевого воспитательного взаимодействия; осмысление и осознание реализации и развития социальных связей, умений, навыков и компетенций сетевого воспитательного взаимодействия).

Организационный блок технологии инновационного эффективного сетевого воспитательного взаимодействия:

- область сетевого воспитательного взаимодействия (образование, общество, дружба, природа, здоровье, семья, карьера, хобби, отдых);

- название сетевого воспитательного взаимодействия (выражает бренд, инноватику, новизну идей воспитательной сети);

- проблема сетевого воспитательного взаимодействия (актуальность, необходимость, востребованность воспитанниками);

- форма реализации сетевого воспитательного взаимодействия (творческие мастерские; практики; стажировки, социальное наставничество, исследовательские лаборатории, тренинговые группы, мастер-классы, курсы, студии, бизнес-офисы, сервисные агентства, социальные мастерские, гайд-парки и др.);

- пространство реализации сетевого воспитательного взаимодействия (время и место проведения).

Процессуальный блок технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия:

а) целевой компонент: цель-задача; цель-результат; цель-продукт; цель-услуга;

б) имиджевый компонент: реклама (создание информации и спроса на услуги); логотип (оригинальное разработанное изображение сущности, бренд);

в) ролевой компонент: модератор воспитательной сети (способствует организации эффективного сетевого воспитательного взаимодействия); профессионал-родитель (организует содержательную часть сети); обучающиеся-воспитанники (активные участники организации и реализации сети совместно со взрослыми);

г) ресурсный компонент: ресурсы, необходимые для реализации сети (организационные, материальные, личностные и др.);

д) содержательный компонент: содержание деятельности в сети (дело);

е) результативный компонент: продукт или услуга сети (таблица).

К вопросу о смыслах и целях реализации в практику технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия: если люди думают примерно одинаково - это непотопляемая сеть; о доверии: искать личностные смыслы; о компетенциях: самоопределяться; в сети нет судьи, важна терпимость; поиск, гибкость, нет единого мнения; суть сети: однозначность неоднозначности; сеть - это связи между людьми и организациями; в сети не нужно жертвовать; важны процессы, а не функции; в сети нужна воля к победе; главное для образовательной сети - ДЕЛО!

Воспитательные задачи средствами технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия прекрасно решаются.

Механизмом реализации в педагогическую практику технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия могут являться различные формы: инновационный образовательный альянс; кластеры «обогащающего» (термин введён Д. Рензулли) [10, с. 38] воспитания (описаны нами в ряде других научных статьях), Технологии такие, как:

1) технология активного воспитания (интерактивное воспитания); воспитание на основе социальных ситуаций; метод проектов;

2) технология деятельностной педагогики (технология деятельностного метода воспитания): мотивация к совместной деятельности; актуализация и фиксирование индивидуального воспитания в пробном действии; выявление места и причины затруднения; построения проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта; первичное закрепление с проговари-ванием; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; рефлексия деятельности (итог).

Миссией технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия является:

- формирование критической массы эффективного сетевого воспитательного взаимодействия;

- социальная мобильность личности и сообщества;

- внешняя и внутренняя экспертиза организации процесса достижения качества воспитания на всех его этапах;

- трансферт инновационных воспитательных форм, методик, средств и приёмов.

Таким образом, технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия -это практико-ориентированная технология, направленная на решение реальных проблем социального воспитания в приобретении жизненно -социальных компетенций, предполагающая особый тип сетевого взаимодействия воспитанников - «работа как диалог» (дело - компетенции - доверие) в творческих мастерских, модераторских практиках, лабораториях, мастер -классах, переговорных площадках и т. п. , специально организованных для создания процесса, продукта или услуги, которые окажутся значимыми для целевой аудитории и социума.

Отличительными чертами технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия являются:

1) социальная направленность взаимодействия в сочетании с ориентацией на развитие самостоятельности его участников;

2) интерес воспитанника к участию в сетевом взаимодействии через реализацию сильных сторон его личности (когда сильные стороны обучающегося усиливаются в ходе сетевого взаимодействия, тем самым повышаются мотивация и интерес личности к деятельности, в которой он участвует, это гарантирует его успешную социализацию);

3) разновозрастные группы участников образовательных отношений; развитие практического инструментария получения персонализированных жизненных важных компетенций;

4) разнообразие и многообразие организаторов сетевого воспитательного взаимодействия (обучающиеся, модераторы-учителя, специалисты разных сфер деятельности, работодатели, мастера-профессионалы, волонтёры-родители, общественные волонтёры, студенты, социальные работники);

5) инновационный образовательный продукт или услуга - дело;

6) взаимодействие между участниками воспитательной сети, основанное на разделение труда;

7) ответственность воспитанника за свою творческую и исследовательскую активность;

8) мотивация таланта, лидерства, изобретательности, предприимчивости, творческой продуктивности, социальной активности.

Итак, теоретический анализ научной литературы и практический педагогический опыт показал, что представленный нами научный материал не раскрывает всех потенциальных возможностей технологии инновационного эффективного сетевого воспитательного взаимодействия, данный ресурс как инновация в социальном воспитании может быть использован в разнообразных интегра-тивных форматах педагогических социальных практик.

Библиографический список

1. Закон об образовании в РФ [Электронный ресурс] / Закон об образовании в РФ. - Режим доступа: http ://минобрнауки.рф

2. Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] / Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы. - Режим доступа: httpy/минобрнауки.рф

3. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие / А. В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МПСИ : Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

4. Программа развития воспитательной компоненты [Электронный ресурс] / Программа развития воспитательной компоненты. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф

5. Ромм, Т. А. Воспитание: повестка на завтра / Т. А. Ромм // Вопросы воспитания. - 2015. - № 1. - С. 78-85.

6. Ромм, Т. А. Социальная педагогика: прогноз на завтра / Т. А. Ромм // В книге: Педагогический профессионализм в образовании Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. - Новосибирский государственный педагогический университет. - 2015. - С. 62-71.

7. Шишарина, Н. В. Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий / Н. В. Шишарина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 40-44.

8. Шишарина, Н. В. Теоретические и методологические проблемы инноваций в современном образовании / Н. В. Шишарина // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XX Международной научно-практической конференции. - Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - Новосибирск, 2015. - С. 173-176.

9. Шишарина, Н. В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация / Н. В. Шишарина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 216-220.

10. Renzulli J. S., Hartman R. K. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243-248.

N. V. Shisharina, Irkutsk state University INNOVATIVE NETWORKING AS A PRACTICE OF SOCIAL EDUCATION

Discusses an innovative networking as a practice of social education. The article aims to present and disclose the essential meaning of the original innovation in the education technology effective educational interaction network. The methodology presented topics based on the principles of networking: the solution of educational problems is possible in case of refusal of the hierarchical principle of organization of educational activity of participants of educational relations; a movement from thesis «educational activity as the execution of orders» to the thesis «educational activity as a dialog». For example, the results of the research is the development and implementation of such forms as innovative educational Alliance and clusters enriching education on the practical application of technology educational network interactions. Therefore, in such forms, participants are invited together to solve complex problems: the social nature of the interaction in combination with a focus on the development of giftedness and autonomy of its participants; the interest of the pupil to participate through the implementation of the strengths of his personality; the development of practical tools to get personalized vital competencies; the diversity of the organizers of the network of educational interaction; interaction between participants, based on the division of labour; the responsibility of the pupil for his creative and research activity; motivation of talent, leadership, ingenuity, entrepreneurship, creative productivity, and social activity. Application of results: testing in educational institutions of Irkutsk the Irkutsk region. Conclusions: the presented technology has demonstrated the productivity and effectiveness through creative activities, and obtaining additional competitive advantages and resources of participants of educational relations.

Keywords: education, social education, innovation, innovation in education, effective networking.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. The law on education in the Russian Federation [Electronic resource] the Law on education in the RF -mode of access: М(р://минобрнауки.рф

2. The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 [Electronic resource] the Concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 is available at:

М(р://минобрнауки.рф

3. Mudrik, A.V. Socialization of the person: textbook. Textbook [Socialization of the person: textbook. textbook]. Moscow, 2010, 624 p.

4. Development program educational components [Electronic resource] Program development of educational components - mode of access: http://минобрнауки.рф

5. Romm T. A. Education: agenda for tomorrow. Education Questions, 2015, no. 1, рр. 78-85.

6. Romm T. A. Social pedagogy: forecast for tomorrow. [Pedagogical professionalism in education proceedings of the XI international scientific-practical conference dedicated to the 80th anniversary of NSPU. But vosibirsk state pedagogical University], 2015, no. 62 рр. 71.

7. Shisharina N.V. Innovations in education: criteria, signs, us-conditions. Siberian pedagogical magazine, 2014, no. 1. рр. 40-44.

8. Shisharina N.V. Theoretical and methodological problems of innovation in modern education. [Theoretical and methodological problems of modern education Materials of XX International scientific and practical conference. Scientific information and publishing center Institute for strategic studies], Novosibirsk, 2015, рр. 173-176.

9. Shisharina N.V. Efficient network vospitatelnoe interaction innovation. Bulletin of the Kostroma state University. N. And. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiki, 2015. - vol. 21, no. 2, рр. 216-220.

10. Renzulli J.S., Hartman R.K. [Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children], 1971, p. 38, 243-248.

© Н. В. Шишарина, 2016

Автор статьи - Наталья Викторовна Шишарина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, е-mail: nshisharina@yandex.ru

Рецензенты:

Т. А. Ромм, доктор педагогических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет. О. Л. Подлиняев, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет.

УДК 378.147 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.23.135

Л. И. Остринская, С. Ю. Пестова, В. И. Разумов, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» В РАМКАХ ПРИНЯТЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ИТ

Рассматриваются вопросы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Прикладная информатика» с учётом принятых профессиональных стандартов в области ИТ. Определены подходы к подготовке бакалавров, а также возможность оценивания в ходе итоговой государственной аттестации сформированности у выпускников не только компетенций образовательного стандарта, но и заявленных в профессиональных стандартах трудовых функций. Ключевые слова: ИТ-область, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты, прикладная информатика, трудовые функции, подготовка бакалавров, итоговая государственная аттестация, выпускная квалификационная работа.

В условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов с точки зрения обеспечения их соответствия профессиональным стандартам во главу угла ставится повышение практико-ориентированности основных профессиональных образовательных программ, которые в большей степени должны удовлетворять потребностям развития российской экономики.

Работы по актуализации ФГОС на основе профессиональных стандартов (согласно методике Министерства образования и науки РФ) включают: выбор профессиональных стандартов; установление соответствия между областями профессиональной деятельности ФГОС и обобщёнными трудовыми функциями профессиональных стандартов; актуализацию объектов и задач профессиональной деятельности ФГОС на основе анализа трудовых функций; актуализацию профессиональных компетенций ФГОС на основе анализа трудовых действий и трудовых функций [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.