УДК 37.02
Шишарина Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена феномену инновационного проекта в образовании. Автор статьи отмечает, что проблема развития творческого инновационного мышления обучающихся бакалавров и магистрантов может быть решена, в том числе и через педагогический тренажёр - разработку инновационного проекта в образовании. Даётся обоснование авторской идеи технологии разработки инновационного проекта в образовании. Особое внимание в статье уделено алгоритму разработки инновационного проекта в образовании. Предложенная технология будет интересна специалистам в области образовательной деятельности различного уровня. Автор статьи даёт смысловую характеристику инновационного проекта в образовании. В статье раскрывается сущностная характеристика инновационного проекта в образовании с позиций синтеза и интеграции различных форм и способов мышления дисциплинарного, мультидисциплинарного и междисциплинарного характера.
Ключевые слова: образование, инновация, технология, проект, инновационной проект в образовании.
Вопрос, связанный с пониманием понятия «инновация» выделяется особенно. Так Н.Л. Селиванова отмечает, что «сейчас нельзя констатировать наличия полномасштабного анализа ... имеющихся и появляющихся инноваций ...» [7, с. 8].
Инновации в образовании и в воспитании в частности нами рассматривались в разных научных статьях [10; 11; 12; 13], с разных позиций и смыслов. Данная научная статья посвящена теоретико-методологическому описанию технологии разработки инновационного проекта в образовании (в воспитании). Проблема состоит в том, чтобы разработать алгоритм и представить технологию инновационного проекта в образовании как механизма реализации инновационного процесса и инновационной деятельности через создание оригинального результата продукта/процесса, как сейчас принято называть «бренда».
Реализуя педагогические дисциплины на бакалавриате и в магистратуре, преподаватели сталкиваются с проблемами формирования и развития у обучающихся творческого, инновационного мышления. Один из способов решения данной проблемы является процесс формирования компетенций по разработке инновационного проекта в образовании.
Инновационный проект в образовании - это комплекс целенаправленных, взаимообусловленных по ресурсам и срокам, мероприятий ориентированных на решение конкретной задачи; спланированный и документально зафиксированный, направленный на разработку и внедрение новшества технологического характера, в существенной мере уникальный и автономный продукт [6].
Технология разработки инновационного проекта в образовании нами изучалась в различных научных источниках [1; 2; 3; 4; 5; 7]. Представим авторскую позицию, апробированную и реализованную в ходе преподавания педагогических дисциплин на бакалаврате и в магистратуре.
Технологическая карта разработки инновационного проекта в образовании представляет собой следующий алгоритм шагов:
Шаг 1. Тема проекта. Выбор и формулировка темы один из самых сложных этапов. Найти «бренд», который должен быть научным, интересным, оригинальным, инновационным, неповторимым.
Шаг 2. Проблема проекта. Определить в чём состоит проблема, как она может быть сформулирована, представлена и композиционно выстроена. Найти проблему для инновационного проекта в образовании не простая задача, требующая активного мозгового штурма всей команды разрабатывающей проект. Лучше всего чтобы проблема носила мультидисциплинарный или междисциплинарный характер. Это позволит убедительнее представить проблему, требующею интересного решения.
Шаг 3. Цель проекта. Очень важно определить и найти результат проекта. Результат проекта, это то, к чему мы должны прийти в процессе реализации данного проекта. Цель должна быть конкретной и понятной.
Шаг 4. Уникальность проекта. Поиск неповторимости проекта, его оригинальности требует от участников смысловых методологических усилий по описанию главной идеи проекта. Это гипотеза проекта - предположение, которое нужно подтвердить в ходе процесса реализации.
Шаг 5. Описание ресурсов проекта. Наличие ресурсов проекта, позволяющих осуществить проект в практике является обязательным условием при разработке проекта. Человеческие, материальные ресурсы должны быть обозначены, раскрыты, актуализированы.
Шаг 6. Прогрессивность проекта. Нацеленность проекта на перспективу на будущие, важная часть проектирования. Смысл проекта: идти впереди.
Шаг 7. Вероятность успеха проекта. Востребованность проекта, его социальная значимость. Поддержка и реклама проекта.
142
Вестник КГУ ^ 2018
© Шишарина Н.В., 2018
Технология разработки инновационного проекта в образовании
Шаг 8. Интеграция проекта с другими проектами. Если в образовательной организации есть еще проекты, которые реализуются, то нужно описать взаимосвязь и взаимовлияние проектов.
Шаг 9. Социально-экономический эффект проекта. Полезность проекта для общества и экономики. Полезно раскрыть особенно для грантодателя.
Шаг 10. Здоровьесбережение и психологический комфорт всех участников проекта.
Шаг 11. Риски проекта. Продумать причины, по которым инновационный проект может быть не реализован.
Шаг 12. Инновационная форма организации и реализации проекта. Сложный шаг, который предполагает, что участники команды разработают свою форму реализации идеи проекта. Например: «Творческая сессия обогащающего обучения» [10].
Шаг 13. Стартап проекта. Описание нового процесса или нового продукта инновационного проекта.
Шаг 14. Авторы, проект-менеджер и команда проекта.
Таким образом, инновационной проект в образовании - это сложный ценностно-смысловой, событийный [14, с. 124], самобытный самостоятельный социально-педагогический и культурно-психологический феномен, сущность которого состоит в процессе синтеза и интеграции различных форм и способов командного мышления: дисциплинарного (педагогика; психология), муль-тидисциплинарного (педагогика + психология) и междисциплинарного (педагогика/психология/ менеджмет/социология) обогащения.
В результате нашего исследования мы выделили три смысла или три основные характеристики инновационного проекта в образовании:
1) первый смысл - это новизна (новое, неповторимое, творческое обновление);
2) второй смысл - это процесс (самостоятельный поиск нового результата, его обретение);
3) третий смысл - это система (образ эффективного нового, его презентация).
Представленный вариант алгоритма разработки инновационного проекта в образовании может быть использован специалистами в области образовательной деятельности. Мы полагаем, что представленная технология может быть обогащена более глубоко с разных позиций.
Очевидно, в разработке данной темы крайне трудной задачей остаётся доказательность оснований и смыслов самого феномена, именуемого «инновационный проект в образовании» вследствие того, что, во-первых, по-прежнему сохраняется доминирующая ориентация образовательной практики на процессы обучения, нежели на вопросы воспитания. Во-вторых, недостаточно исследованной остается проблема становления и развития инновационных процессов. Как следствие, недостаточ-
но понятна сама категория инновационный проект в образовании.
Библиографический список
1. Костюкевич С.В. Инновации: подход современных авторов в контексте российского опыта // Вестник высшей школы. - 2011. - № 4. - С. 69-78.
2. Кройтор С.Н. Инновации в образовании: Социологический анализ (на примере системы высшего образования Республики Беларусь): дис. ... канд. соц. наук [Электронный ресурс]. - Минск, 2009. - Режим доступа: http://vivakadry/15.htm (дата обращения: 23.02.2017).
3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: МПСИ: Воронеж: МОДЭК - 2010. - 624 с.
4. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образования. - 2007. - № 2. - С. 4-14.
5. Поляков С.Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологичекие тезисы // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 21-26.
6. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е.В. Тка-ченко, М.А. Галагузова. - Вып. 9. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 484 с.
7. СеливановаН.Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-метод. матер. -Вып. II. - М.: АНО «ЦНПРО», 2012. - С. 8-13.
8. Сидоркин А.М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 16-20.
9. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. - 2012 -№ 1. - С. 18-32.
10. Шишарина Н.В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация // Вестник Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 2. - С. 216-220.
11. Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Инновации в воспитании: понятийно-терминологические сюжеты. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. - Вып. 9. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - С. 191-205.
12. Шишарина Н.В. К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 29-37.
13. Шишарина Н.В. Методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. - 2017. - № 1. - С. 25-27.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2
143
14. Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: Инфра, 2002. - 308 с.
References
1. Kostyukevich S.V. Innovacii: podhod sovremennyh avtorov v kontekste rossijskogo opyta // Vestnik vysshej shkoly. - 2011. - № 4. - S. 69-78.
2. Krojtor S.N. Innovacii v obrazovanii: Sociologicheskij analiz (na primere sistemy vysshego obrazovaniya Respubliki Belarus'): dis. ... kand. soc. nauk [EHlektronnyj resurs]. - Minsk, 2009. - Rezhim dostupa: http://vivakadry/15.htm (data obrashcheniya: 23.02.2017).
3. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. - M.: MPSI: Voronezh: MODEHK - 2010. - 624 s.
4. Polonskij VM. Innovacii v obrazovanii (metodologicheskij analiz) // Innovacii v obrazovaniya. - 2007. - № 2. - S. 4-14.
5. Polyakov S.D. Problemy i perspektivy social'nogo vospitaniya: futurologichekie tezisy // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - № 2. - S. 21-26.
6. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / otv. red. E.V. Tkachenko, M.A. Galaguzova. - Vyp. 9. - Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2016. - 484 s.
7. Selivanova N.L. Napravleniya perspektivnyh razrabotok v sfere vospitaniya // Psihologo-pedagogicheskie i social'nye problemy gumanizacii prostranstva detstva: sb. nauch.-metod. mater. -
Vyp. II. - M.: ANO «CNPRO», 2012. - S. 8-13.
8. Sidorkin A.M. Social'noe vospitanie v gonke obrazovanij // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2013. - № 2. - S. 16-20.
9. Fel'dshtejn D.I. Psihologo-pedagogicheskaya nauka kak resurs razvitiya sovremennogo sociuma // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2012 -№ 1. - S. 18-32.
10. SHisharina N.V. Tekhnologiya ehffektivnogo setevogo vospitatel'nogo vzaimodejstviya kak innovaciya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2015. - T. 21. - № 2. - S. 216-220.
11. SHisharina N.V, Romm T.A. Innovacii v vospitanii: ponyatijno-terminologicheskie syuzhety. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. - Vyp. 9. - Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2016. - S. 191-205.
12. SHisharina N.V. K voprosu ob innovaciyah v vospitanii: nauchnyj obraz // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2018. - № 1. - S. 29-37.
13. SHisharina N.V Metodologicheskoe obosnovanie problemy izucheniya innovacij v vospitanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 1. - S. 25-27.
14. YAnsen F. EHpoha innovacij. - M.: Infra, 2002. - 308 s.
144
Вестник КГУ 2018