СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 37.018
Шишарина Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СЕТЕВОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ИННОВАЦИЯ
Цель статьи: представить и раскрыть сущностный смысл оригинальной инновации в воспитании - технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия. Методология представленной темы основана на принципах сетевого взаимодействия: движение от тезиса «воспитательная деятельность как выполнение распоряжений» к тезису «воспитательная деятельность как диалог». Результатами работы является разработка и реализация таких форм как инновационный образовательный альянс и кластеры обогащающего воспитания по практическому применению технологии сетевого воспитательного взаимодействия. Участникам предлагается вместе решать сложные задачи, ориентируясь на социальную направленность взаимодействия в сочетании с ориентацией на развитие одаренности и самостоятельности; интерес воспитанника к участию через реализацию сильных сторон его личности; развитие практического инструментария получения персонализированных жизненно важных компетенций; разнообразие организаторов сетевого воспитательного взаимодействия; взаимодействия между участниками, основанного на разделении труда; ответственность воспитанника за свою творческую и исследовательскую активность; мотивацию таланта, лидерства, изобретательности, предприимчивости, творческой продуктивности, социальной активности.
Ключевые слова: инновация в воспитании, воспитательная технология, технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия.
Наряду с многочисленными проблемами педагогической науки как области гуманитарно-философского познания можно выделить проблему разработки и реализации инноваций в воспитании в условиях современного образования. На наш взгляд одна из миссий современной педагогической науки состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию педагогической практики и классической науки (практикоориентированность). В результате такого альянса науки и практики должны быть найдены оригинальные, инновационные пути и векторы образовательных отношений всех участников воспитательного взаимодействия, позволяющие решать сложные задачи переходного периода в сфере воспитания.
Современное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями [4] (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения), которые обеспечивают успешную социализированность (А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Т.А. Ромм и др.) [3, с. 5].
Цель статьи представить и раскрыть сущностный смысл на наш взгляд оригинальной инновации в воспитании - технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия, которая по нашему мнению обеспечивает успешную социализи-рованность личности.
Актуальность разработки данной технологии определялась рядом факторов, в том числе таких как:
- возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности;
- создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики [2].
По признанию многих учёных на качество образования влияют следующие факторы:
1. Концепция образования (определяет стратегию создания и развития системы обучения.
2. Организация и содержание образования (технологии, формы, методы, средства в русле концепции).
3. Информационно-образовательная среда (образовательные технологии в контексте концепции).
4. Профессионализм преподавателя, учителя (его широкая компетентность, непрерывность его профессионального образования).
Общие тенденции развития российской системы образования имеют следующие проблемы, которые необходимо нам учитывать в стратегическом планировании.
Проблема первая - усиление конкуренции в образовательной системе (управление, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала).
Проблема вторая - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в развитии образования и снижающая влияние многих традиционных факторов.
Проблема третья - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора развития системы образования.
Проблема четвертая - исчерпание потенциала знаниевой модели развития системы образования, базирующейся на фокусе ЗУН (знания, умения, навыки) и переход к парадигме деятельностной педагогики - формированию и развитию УУД (универсальные учебные действия) и компетенций.
Предметом нашего исследования являлась разработка и апробация инновации в воспитании: тех-
216
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Шишарина Н.В., 2015
Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация
нологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия (сущность; смысл; результат).
Под воспитанием в действующем законе РФ об образовании понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].
Под инновацией в воспитании нами понимается нововведение, которое организуется и проводится самими работниками системы образования.
Феномен «инновации в воспитании» представляет собой новую (обновленную или улучшенную) социо-культурную долгосрочную инициативу, способствующую процессу приращения и обогащения нравственно-этических, социальных ценностей человеком, как достояние самой личности и развитие на этой основе практических (в том числе творческих) жизненно-ориентированных компетенций через новые способы организации и самоорганизации инновационной деятельности. Это творчески-социальная среда, пространство по «производству» нового: воспитательного процесса; воспитательной услуги; воспитательного продукта (как индивидуального, так и коллективного); воспитательной технологии.
Под «инновацией в воспитании» в широком смысле мы будем понимать обновление педагогического процесса или воспитательных услуг, воспитательных продуктов на основе внедрения достижений науки, технологии; закономерный, объективный процесс совершенствования образовательного процесса. В узком смысле «инновация в воспитании» есть процесс создания, диффузии и использования новшеств в сфере воспитательной деятельности. По своей природе «инновация в воспитании» есть конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или
Методология технологии эффективного
усовершенствованного воспитательного процесса, продукта или услуги, используемых в практической педагогической деятельности [5, с. 41].
Разрабатывая технологию эффективного сетевого воспитательного взаимодействия, мы попытались создать её модель (рис. 1), которая представляет комплекс взаимосвязанных компонентов. Представим описание сущности технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновации.
Эффективное сетевое воспитательное взаимодействие - это смысловой аспект образовательно-социального общения и диалога. Сетевое воспитательное взаимодействия обслуживает совместную деятельность участников образовательных отношений и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности в реализации воспитательной деятельности:
- установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности);
- продуктивность и результативность (эффективность);
- процессы межличностного восприятия, включая понимания социального партнера.
Методология технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновации: решение проблем возможно при отказе от иерархического принципа организации воспитательной деятельности участников образовательных отношений; движение от тезиса «воспитательная деятельность как выполнение распоряжений» к тезису «воспитательная деятельность как диалог» (табл. 1).
Сетевое воспитательное взаимодействие, ориентированное на участников образовательных отношений, которое направляется их интересами; развивает их способности, интересы и стили общения в деятельности; позволяет группам детей и взрослых, разделяющим общие интересы, участвовать в совместной активности для дела. В ос-
Таблица 1
сетевого воспитательного взаимодействия
СЕТЬ ИЕРАРХИЯ
Каждый делает чуть-чуть = итого общее ДЕЛО! Начальник и декорации (люди)
/\
Сущьность сети: - Объединяющее назначение. - Независимость членов. - Добровольность связей. - Обилие лидеров. - Интегрированность уровней. - Социализированность участиков сети. - Эффективность результатов сетевого воспитательного взаимодействия.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
217
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Рис. 1. Модель эффективного сетевого воспитательного взаимодействия
нове такого взаимодействия находятся идеи индуктивного подхода (Джон Дьюи, Мария Монтессори, Джером Брюнер), т.е. ориентации взаимодействия на приобретение практических жизненных умений и навыков, а также компетенций через исследовательскую и творческую активность вне форм школьных ситуаций, что отвечает задачам неформального образования как сферы социального воспитания.
Принципы эффективного сетевого воспитательного взаимодействия:
1) дело (цель, работа, занятие, деятельность), которое объединяет сообщество участников образовательных отношений и организует его созидательную, активную социально ориентированную деятельность;
2) компетенции (круг вопросов, в которых хорошо осведомлен, круг полномочий человека), необходимые для дела, которыми в разной мере обладают разные члены воспитательного сообщества, своеобразие каждого состоит в уникальности его компетенций и их проявлений в деле;
3) доверие (инициатива, быстрая обратная связь, терпение, уверенность в добросовестности другого человека, его искренности, правильности дела и основанное на этом отношение к человеку или делу), которое необходимо для развития ответственности членов воспитательного сообщества.
Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия включает следующие основные шаги:
ШАГ 1: индукция (создание эмоционального настроя сетевого воспитательного взаимодействия; знакомство, согласование позиций, погру-
жение в деятельность; рассуждения от частного к общему).
ШАГ 2: самоконструкция (пробы по самовыражения личности; индивидуальное создание решения).
ШАГ 3: социоконструкция (процесс достижения совместного результата; построение элементов взаимодействия группой; совместная продуктивная деятельность).
ШАГ 4: социализация (презентация «продукта» творчества, знакомство с результатами творчества других участников, комментарии и обсуждение).
ШАГ 5: самокоррекция (совместная доработка и уточнение).
ШАГ 6: рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у участников эффективного сетевого воспитательного взаимодействия; осмысление и осознание реализации и развития социальных связей, умений, навыков и компетенций сетевого воспитательного взаимодействия).
Организационный блок технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия:
- область сетевого воспитательного взаимодействия (образование, общество, дружба, природа, здоровье, семья, карьера, хобби, отдых и т.д.);
- название сетевого воспитательного взаимодействия (выражает бренд, инноватику, новизну идей воспитательной сети);
- проблема сетевого воспитательного взаимодействия (актуальность, необходимость, востребованность воспитанниками);
- форма реализации сетевого воспитательного взаимодействия (творческие мастерские; практики; стажировки, социальное наставничество, ис-
218
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация
следовательские лаборатории, тренинговые группы, мастер-классы, курсы, студии, бизнес-офисы, сервисные агентства, социальные мастерские, гайд-парки и др.);
- пространство реализации сетевого воспитательного взаимодействия (время и место проведения).
Процессуальный блок технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия:
а) целевой компонент: цель-задача; цель-результат; цель-продукт; цель-услуга;
б) имиджевый компонент: реклама (создание информации и спроса на услуги); логотип (оригинальное разработанное изображение сущности, бренд);
в) ролевой компонент: модератор воспитательной сети (способствует организации эффективного сетевого воспитательного взаимодействия); профессионал-родитель (организует содержательную часть сети); обучающиеся-воспитанники (активные участники организации и реализации сети совместно со взрослыми);
г) ресурсный компонент: ресурсы необходимые для реализации сети (организационные, материальные, личностные и др.);
д) содержательный компонент: содержание деятельности в сети (дело);
е) результативный компонент: продукт или услуга сети (таблица).
К вопросу смыслах и целях реализации в практику технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия: если люди думают примерно одинаково - это не потопляемая сеть; о доверии: искать личностные смыслы; о компетенциях: самоопределяться; в сети нет судьи, важна терпимость; поиск, гибкость, нет единого мнения; суть сети: однозначность неоднозначности; сеть - это связи между людьми и организациями; в сети не нужно жертвовать; важны процессы, а не функции; в сети нужна воля к победе; главное для сети - ДЕЛО!
Воспитательные задачи средствами технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия прекрасно решаются.
Механизмом реализации в педагогическую практику технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия могут являться различные формы: инновационный образовательный альянс; кластеры обогащающего воспитания (описаны нами в ряде других научных статей), Технологии, такие как:
1) технология активного воспитания (интерактивное воспитание):
- воспитание на основе социальных ситуаций;
- метод проектов;
2) технология деятельностной педагогики
(технология деятельностного метода воспитания):
- мотивация к совместной деятельности;
- актуализация и фиксирование индивидуального воспитания в пробном действии;
- выявление места и причины затруднения;
- построения проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта;
- первичное закрепление с проговариванием;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- рефлексия деятельности (итог).
Миссией технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия, является следующие:
- формирование критической массы эффективного сетевого воспитательного взаимодействия;
- социальная мобильность личности и сообщества;
- внешняя и внутренняя экспертиза организации процесса достижения качества воспитания на всех его этапах;
- трансферт инновационных воспитательных форм, методик, средств и приемов.
Таким образом, технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия - это практико-ориентированная технология, направленная на решение реальных проблем воспитания в приобретении жизненно-социальных компетенций, предполагающая особый тип сетевого взаимодействия воспитанников - «работа как диалог» (дело -компетенции - доверие) в творческих мастерских, модераторских практиках, лабораториях, мастерклассах, переговорных площадках и т.п. специально организованных для создания процесса, продукта или услуги, которые окажутся значимыми для целевой аудитории и социума.
Отличительными чертами технологии эффективного сетевого воспитательного взаимодействия, являются:
- социальная направленность взаимодействия в сочетании с ориентацией на развитие самостоятельности его участников;
- интерес воспитанника к участию в сетевом взаимодействии, через реализацию сильных сторон его личности (это когда сильные стороны обучающегося усиливаются в ходе сетевого взаимодействия, тем самым повышается мотивация и интерес личности к деятельности, в которой он участвует, это гарантирует его успешную социализацию);
- разновозрастные группы участников образовательных отношений;
- развитие практического инструментария получения персонализированных жизненных важных компетенций;
- разнообразие и многообразие организаторов сетевого воспитательного взаимодействия (обучающиеся, модераторы-учителя, специалисты разных сфер деятельности, работодатели, мастера-профессионалы, волонтеры-родители, общественные волонтеры, студенты, социальные работники);
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
219
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- инновационный образовательный продукт или услуга - дело;
- взаимодействия между участниками воспитательной сети, основанное на разделении труда;
- ответственность воспитанника за свою творческую и исследовательскую активность;
- мотивация таланта, лидерства, изобретательности, предприимчивости, творческой продуктивности, социальной активности.
Библиографический список
1. Закон об образовании в РФ. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь1р://минобрнауки.рф. (дата обращения: 05.03.2015).
2. Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: Ь1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 15.01.15).
3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.
4. Программа развития воспитательной компоненты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 12.01.14).
5. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 2. - С. 26.
6. Шишарина Н.В. Инновации в воспитании: характеристика критериев, признаков, условий // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 40-44.
220
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21