Научная статья на тему 'Инновации в воспитании: характеристака критериев, признаков, условий'

Инновации в воспитании: характеристака критериев, признаков, условий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5556
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ / СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишарина Наталья Викторовна

В статье обоснована актуальность инноваций в воспитании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Дано понимание категории «инновации в воспитании», которые рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, воспитательного продукта, воспитательной услуги. Описываются функции инноваций: канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта; расширяется круг производимых услуг, улучшается их качество; вовлекаются в новые производительные силы; концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства. Автор раскрывает критерии инноваций в воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в воспитании: характеристака критериев, признаков, условий»

вопросы воспитания и обучения

УДК 37.0

Шишарина Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», nshisharina@yandex.ru, Иркутск

инновации в воспитании:

характеристака критериев, признаков, условий

Аннотация. В статье обоснована актуальность инноваций в воспитании с современных позиций, раскрыта сущность инноваций, описываются функции и обоснованы их виды. Дано понимание категории «инновации в воспитании», которые рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, воспитательного продукта, воспитательной услуги. Описываются функции инноваций: канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта; расширяется круг производимых услуг, улучшается их качество; вовлекаются в новые производительные силы; концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства. Автор раскрывает критерии инноваций в воспитании.

Ключевые слова: инновация; инновации в воспитании; сущность и характеристика инноваций в воспитании.

Shisharina Natalia Victorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of pedagogical Eastern-Siberian State Academy of Education, nshisharina@yandex.ru, Irkutsk

innovations in upbringing: description criteria, signs, conditions

Abstract: In article the relevance of innovations in upbringing is proved from the modern positions, the essence of innovations is opened, functions are described and their types are proved. It's given the clear uderstanding of the category «innovations in upbringing » which are considered as the end result of the innovative activity realized in the form of a new or advanced educational process, an educational product, an educational service. The Functions of innovations are described: the embodiment channel in life of human intelligence achievements; the circle of made services extends, improves their quality; they are involved in new productive forces; the concentration of innovations helps to give reproduction structure in this or that sphere. The author opens 3 criteria innovations in upbringing.

Keywords: an innovation; innovations in upbringing; essence, description of innovations in upbringing.

Изменения, происходящие в окружающем мире, оказывают значительное влияние на систему образования и деятельность образовательных организаций. Эти перемены в значительной степени меняют их положение относительно конкурентов, а инновации становятся одним из наиболее важных направлений деятельности, при помощи которого можно поддерживать и расширять свои позиции на образовательном рынке [3, с. 2]. Целью нашей статьи является сущ-

ностное раскрытие феномена инноваций в воспитании, и попытка их характеристики в возможных проекциях. Это необходимо осуществить для того, чтобы понять процесс возникновения, становления и развития инноваций, что в конечном итоге позволит теоретикам и практикам четче обозначить их смысл, предназначение, востребованность в современном меняющемся образовательном пространстве. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все

больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействия процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач [7]. Мы полагаем, что одним из важных условий для развития личности ребенка будет служить инновационный характер воспитания, а точнее - инновации в воспитании.

Сегодня все больше принято говорить и писать об инновациях в образовании, не выделяя в особую проблематику инновации в воспитании. Актуальность и фундирован-ность данной проблемы определяется различными факторами, среди которых:

- активная образовательная конкуренция;

- постоянное стремление к усовершенствованию существующей воспитательной системы, устранение противоречий между реальным и желаемым состояниями;

- проблема определения потенциала инноваций в сфере воспитания, их перспективность для личности и общества;

- неудовлетворенность собственной системой образования и воспитания, свойственная современным государствам;

- поиск оригинальных форм взаимодействия государства, образования, науки и бизнеса в целях решения общих задач воспитания;

- социальный заказ - вызовы научно-педагогической общественности.

Однако вопрос, связанный с пониманием инноваций в области воспитания, их отбором и использованием, Н. Л. Селиванова выделяет особо и считает, что, к сожалению, «сейчас нельзя констатировать наличия полномасштабного анализа ... имеющихся и появляющихся инноваций в сфере воспитания.» [9, с. 8]. Феномен инноваций в воспитании, исследованный недостаточно с точки зрения его становления и развития в истории, предстает непонятной и неактуальной категорией. Это усугубляется еще и парадигмальной ориентацией образования (ФГОС общего образования) на процессы обучения нежели на вопросы воспитания с точки зрения их необходимости для общества XXI века и самого человека, его социализации в современном мире. Присоединяясь к представлению о воспитании

как управлении процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий» [4; 15], разделяемому в научной школе Л. И. Новиковой и ее последователей (А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова, С. Д. Поляков и др.), предположим, что в систему создания благоприятных условий, в том числе и для успешного социального воспитания, можно отнести создание, развитие, реализацию и получение продуктивного результата инноваций.

Практический контекст определения роли инноваций в воспитании как ресурса успешной социализации личности мы видим в реализации на практике сути новых ФГОС, где под результатом образования (воспитание, обучение, развитие, успешная социализация) понимается не только знание по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в нестандартных ситуациях для решения сложных жизненных задач. Воспитаннику необходимо обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Такое представление, с нашей точки зрения возможно лишь в результате активного использования инноваций в воспитании основанных на широком использовании активных и интерактивных форм и технологий взаимодействия; инновационных образовательных альянсов; технологии модерации; технологии эффективной коммуникации; технологии деятельностной педагогики; технологии обогащающего воспитания.

В основе описания сущности современного понимания категории «инновации в воспитании» находятся концепции инновационного менеджмента [3]. По мнению И. Шумпетера неравномерное развитие экономики (за поступательным движением следует возвратное и лишь после него вновь возобновляется поступательное движение) связано с появлением предпринимателя-новатора. В нашем случае, мы можем говорить о появлении воспитателя-новатора, обладающего инновационным мышлением, лидерскими качествами, способного на такой самоменеджмент, в результате которого и образуются инновации в воспитании. Двигателем прогресса в форме циклического движения является не всякая инновация

в воспитании, а лишь та, которая вводит принципиально новые методики, техники, приемы, средства, формы и технологии воспитательного процесса.

С точки зрения онтологии и эпистемологии, следует разграничивать такие понятия как «инновация в воспитании» и «реформы в воспитании».

Инновация в воспитании - это нововведение, которое организуется и проводится самими работниками системы образования, а реформы в воспитании - это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Дефиниции данных категорий вполне очевидны и в этом состоит принципиальный подход и научный интерес к работе над проблемой историко-методоло-гического анализа становления и развития социально-педагогического образа инноваций в воспитании как гуманистического и социального феномена.

Феномен «инновации в воспитании» представляет собой новую (обновленную или улучшенную) социо-культурную долгосрочную инициативу, способствующую процессу приращения и обогащения нравственно-этических, социальных ценностей человеком, как достояние самой личности и развитие на этой основе практических (в том числе творческих) жизненно-ориентированных компетенций через новые способы организации и самоорганизации инновационной деятельности. Это творчески-социальная среда, пространство по «производству» нового: воспитательного процесса; воспитательной услуги; воспитательного продукта (как индивидуального, так и коллективного); воспитательной технологии.

Под «инновацией в воспитании» в широком смысле мы будем понимать обновление педагогического процесса или воспитатель-

ных услуг, воспитательных продуктов на основе внедрения достижений науки, технологии; закономерный, объективный процесс совершенствования образовательного процесса. В узком смысле «инновация в воспитании» есть процесс создания, диффузии и использования новшеств в сфере воспитательной деятельности. По своей природе «инновация в воспитании» есть конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, продукта или услуги, используемых в практической педагогической деятельности.

В Программе развития воспитательной компоненты [7] особо отмечается проблема повышения качества воспитания. На наш взгляд оно не может быть эффективно достигнуто без инноваций. Данная программа служит определенным актуальным ориентиром при разработке инновационного подхода к воспитательной компоненте. Новизна представленного нами понимания инноваций состоит в том, что мы выделяем основополагающие внешние критерии инноваций в воспитании: инновационность, продуктивность и эффективность. Данные триада критериев представлена в таблице.

Критерий 1. Инновационность. Методологические позиции в отношении сущности понятия инновационность выявляется в работах ряда современных авторов (Б. Твис, Ф. Никсон и др.), которые считают, что инновация - это товар, появляющийся в результате научно-технических предпосылок. Соответственно, он должен иметь две стороны: научно-техническую (качественную) новизну и рыночную востребованность. Под инновационностью понимают научно-технологическую новизну, востребованность, улучшение, обновление, в данном

Таблица - Характеристика критериев, признаков, условий инноваций в воспитании

характеристика

Критерий Признак, Условие

К инновации в воспитании его проявления его осуществления

я В о и Инновационность 1. Новизна, улучшение, обновление 1. Инновационный процесс

а ° Й и И Продуктивно сть 2. Услуга, продукт, процесс 2. Практическая творческая результативная деятельность

Эффективность 3. Конкуренция 3. Дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы

случае воспитательного продукта, при этом новизна данного продукта присваивается участниками воспитательного процесса. В свою очередь инновационность реализуется через инновационный процесс, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от научных идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при практическом использовании.

Критерий 2. Продуктивность. Результат, при котором плодотворно созидаются полезные ценности, в нашем случае воспитательные ценности. Результатом такой продуктивности в воспитании могут быть: инновация-процесс, инновация-продукт и инновация-услуга. Инновация-процесс - это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса (например: процесс реализации инновационного проекта в воспитании); инновация-продукт -новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации (например: технология обогащающего воспитания); инновация-услуга -комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей (например: форма - творческая сессия обогащающего воспитания).

Критерий 3. Эффективность - отношение полезного результата к затратам, ресурсам. В воспитании критерием эффективности может служить:

- создание наибольших ценностей для участников образовательных отношений;

- возможность для самореализации и личностного роста;

- получение морального эффекта;

- формирование навыков социальной адаптации и самореализации.

Эффективность тесно связана с конкуренцией, которая понимается как действия, направленные на привлечение к своей про-

дукции потребителей; также действия покупателей, направленные на получение продукта, который находится в ограниченном предложении [3]. Конкуренция осуществляется через дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы. Так, в Программе воспитательной компоненты особое внимание уделено ресурсам и особенно - человеческому ресурсу, условиям его эффективного осуществления. Такой процесс возможен при создании как внешней, так и внутренней инновационной среды для воспитательной компоненты.

Выделенные нами критерии следует рассматривать как внешнею среду воспитательной компоненты. Тогда как признаки проявления и условия существования критерия (таблица) следует считать внутренней средой воспитательной компоненты. Соотношение внешней и внутренней социокультурной среды воспитательной компоненты будет составлять специфику и теоретическую платформу модели инноваций в воспитании в каждом конкретном случае.

Именно такая инновационная среда воспитательной компоненты, будет способствовать развитию дополнительных условий для успешной социализации учащихся. В этом случае целями инноваций в воспитании будут являться:

- качественная интеграция воспитания и обучения;

- развитие предприимчивости, творчества, креативности и таланта у детей;

- становления инновационного мышления и способа деятельности;

- приобретения инновационного иммунитета;

- способом инновационного проектирования и др.

Профессор Т.А. Ромм отмечает в своих работах, что воспитание, будучи частью социальной реальности, пребывает в ситуации неопределенности, и это находит свое выражение в изменении функций воспитания, появлении новых субъектов воспитательной деятельности (церковь, субкультурные организации), изменении стратегии и тактики решения воспитательных задач традиционных субъектов (школа, семья) [8]. Инновации в воспитании так же пребывают в состоянии неопределенности, что можно считать, в определенном смысле их «точкой бифурка-

ции», которая и придает импульс развитию и креативности инноваций в воспитании.

Таким образом, попытка изучения актуальной темы «инновации в воспитании», показала, что этот вопрос слабо исследован и освещен в научной литературе, что создает затруднения в ее изучении, но вместе с тем, такая ситуация создает исследовательское поле новизны, что позволяет нам продолжить научные изыскания в этом направлении.

Библиографический список

1. Закон об образовании в РФ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.05.2013. -URL: httpV/минобрнауки.рф. (дата обращения: 05.05.2013).

2. Инновации в образовании. Журнал. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.032013.-URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26. htm. (дата обращения: 21.03.2013).

3. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С.Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 335 с.

4. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Вос-

питание! Теория и практика школьных воспитательных систем. Педагогическое общество России, - М., 2006. - 160 с.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.012013. - URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf. (дата обращения 20.01.2013).

6. Поляков С. Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологичекие тезисы // Сибирский педагогический журнал. -2013. - №2. - С. 21-25.

7. Программа развития воспитательной компоненты. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.05.13. - URL: И1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 12.01.14).

8. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 89-93.

9. Селиванова Н. Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-ме-тод. матер. Вып. II. - М.: АНО «ЦНПРО», 2012. -С. 8-13.

10. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.