УДК 37.0+371
Шишарина Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0002-2246-3407, Иркутск
ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ КАК фАКТОР ЭффЕКТИВНОГО развития образовательной ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Цель публикуемой статьи в актуализации проблемы изучения и разработки инноваций в воспитании как фактора эффективного развития образовательной организации и реализации мультидисциплинарного и междисциплинарного подходов, позволяющих создать инновационное поле для разработки и реализации инноваций в воспитании.
Методологию исследования составляют теоретические положения сущности инноваций, представленные в работах отечественных и зарубежных учёных: М. В. Кларин, М. М. Поташник, Ф. Янсен, Й. Шумпетер, Renzulli, R. K. Hartman.
Основным достижением, представленным в статье, является разработка научного описания эффективности инноваций в воспитании через проектирование и моделирование инновационного процесса.
Ключевые слова: воспитание, инновации в воспитании, эффективность, образовательная организация, мультидисциплинарность, междисциплинарность.
Постановка задачи. Инновации в воспитании являются обоснованным условием и одновременно фактором эффективного развития образовательной организации в современных условиях, а процесс создания инноваций (инновационный процесс) способствует становлению у обучающихся компетенций, заложенных в качестве основных результатов образовательной деятельности в новых стандартах образования всех уровней.
«Инновация отличает лидера от догоняющего» (Стив Джобс) - это высказывание ёмко характеризует миссию инноваций в инфраструктуре современного образования и определяет его лидирующую роль.
Целью представляемой статьи является сущностное раскрытие ресурсного потенциала инноваций в воспитании как фактора эффективного развития образовательной организации. Ответ на вопрос, почему именно инновации в воспитании являются фактором эффективности образовательной организации и будет являться нашей научной задачей.
Процесс создания инноваций в воспитании может быть креативным про-
странством для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения, компетенциями), которые обеспечивают успешную социализи-рованность (А. В. Мудрик, Т. А. Ромм и др.).
Актуальность представляемой нами темы научной статьи может быть определена целесообразностью поиска нового облика образовательной организации как системы, вбирающей в себя внешние вызовы и тенденции, а именно:
- успех образовательной организации зависит от поиска инновационных идей для осуществления изменений внутреннего и внешнего характера;
- конкуренция стимулирует образовательные системы и образовательные организации разрабатывать и внедрять новинки (для удержания своих позиций; для освоения нового сегмента рынка; для получения дополнительных конкурентных преимуществ);
- активные инновационные процессы переосмысления: поиск оригинальных
форм образовательного взаимодействия;
- современное конкурентное образование выступает основой развития человеческого капитала как фактора развития общества.
Государственные и правительственные вызовы научно-педагогической общественности сегодня выражаются в Концепции развития образования на 2016-2020 гг. (далее Концепция). В данной Концепции одной из важнейших задач, выдвинута задача: создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики. Важнейшим фактором-причиной формулировки такой серьезной задачи являются следующие факты:
- низкий уровень влияния профессионального образования на социально-экономическое развитие страны;
- 40 % выпускников педагогических вузов приходят работать в школу;
- после трех лет их работы в школах страны остается только 15 %.
В качестве решения данной задачи предлагается процесс распространения структурных, содержательных и технологических инноваций, что предполагает:
- организацию сети инновационных школ (не менее 200);
- реализацию инновационных проектов в образовании для отработки новых структурных, содержательных и технологических инноваций в обучении и воспитании;
- создание национальных методических сетей (около 30) по распространению инновационных образовательных технологий.
Выдвинутые в мае 2018 года президентом РФ национальные цели ориентируют научное сообщество на поиск и разработку современных инновационных технологий, в том числе в воспитании.
Следовательно, вопрос об инновациях в воспитании как фактор эффективного развития современной образовательной организации очень актуален.
Введение в научную проблему. Состояние методологического исследования сущности инноваций в воспитании можно представить следующим образом.
В первую очередь необходимо обозначить работы отечественных и зарубежных авторов (И. В. Алешина, В. В. Вовко, А. В. Головин, Л. Н. Орлова, А. А. Котля-ревский, С. Н. Князев, В. Г. Медынский, А. И. Пригожин, Ф. Янсен, К. П. Янковский, Й. Шумпетер, С. С. Кузнец, Г. Менш, Ю. В. Яковец, Э. Роджерс, J. P. Andrew, E. S. De Rocco, A. Taylor, J. A. Hobson, E. Mansfield, J. S. Renzulli, R. K. Hartman), которые посвящены философско-антро-пологическому и социально-экономическому аспектам феномена «инновация». Ряд авторов (А. М. Сидоркин, С. Н. Крой-тор, С. В. Костюкевич, А. П. Панфилова, Г. В. Ившин, Г. Л. Ильин, В. Н. Иванченко О. И. Хомерики, В. М. Полонский, Н. Л. Коршунова и др.) рассматривают инновации применительно к социологии и образованию [1; 2], при этом в отдельную группу можно объединить работы, в которых сосредоточено внимание на инновациях в обучении (М. В. Кларин, А. В. Хуторской, В. В. Краевский, М. М. Поташник, В. А. Сластёнин и др.).
Несмотря на усиливающееся внимание к инновационному аспекту современных проблем образования, в педагогической науке практически не присутствуют работы, направленные на исследование инновационного пространства воспитания. Отдельные авторы (М. В. Воропаев, А. В. Гаври-лин, Б. В. Куприянов, В. М. Лизинский, А. В. Мудрик, Т. А. Ромм, Т. В. Склярова, Н. Л. Селиванова и др.) обращают внимание на системные изменения, происходящие в процессе воспитания в современных условиях (см., напр.: А. В. Мудрик, Т. А. Ромм) [5; 6; 9-11]. Возможно, одним из наиболее серьёзных исследований по данной проблеме на сегодняшний день остается работа С. Д. Полякова, в которой автор определяет свою позицию, трактуя
ее через определение категории «инновация в воспитании», описывая его сущность как зарождение нового, освоение его на определенном объекте, диффузия (распространение на другие объекты), ру-тинизация (превращение нововведения в традицию) [7].
Исследовательская часть. Научная проблематика заявленной темы статьи состоит в том, что, с одной стороны, мы много пишем и говорим об инновациях, а с другой - в практике образования очень слабо выражено наше реальное стремление создать инновационно-творческую среду и развивать инновационное мышления участников образовательных отношений - обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В рамках нашего исследования мы применяли два научных подхода [13]:
1) мультидисциплинарный подход, суть которого заключается в одностороннем дополнении одной научной дисциплины другой (направлен на преодоление дисциплинарных ограничений);
2) междисциплинарный подход - подход направлен на поиск взаимосвязи отдельных дисциплин.
В контексте представляемого научного материала мы считаем перспективным подходом трансдисциплинарность, который предполагает функциональный синтез методологий, и создание на их основе совершенно новых инновационных воспитательных концепций.
Представленные научные подходы позволяют при их комбинированном применении развивать инновационное мышление личности и создавать среду для роста инноваций. Именно инновационное мышление и инновационная творческая среда являются основными условия «рождения» инноваций, развертывания инновационного процесса и инновационной деятельности.
Инновационный процесс нами понимается как преобразование научного знания в инновацию, которое можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от научных идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при практическом использовании [15].
Инновационная деятельность - деятельность по доведению научных идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании; инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектные, технологические, научные разработки, деятельность по освоению новшеств, т. е. реализацию инноваций [17; 18].
Принципиальное отличие инновационного процесса от инновационной деятельности состоит в том, что в инновационном процессе происходит смена явлений и состояний инновации: рождение новой идеи или возникновение концепции новшества; изобретение; нововведение; распространение новшества; господство новшества в конкретной области; сокращение масштабов применения новшества. Следовательно, в инновационной деятельности происходит взаимодействие участников образовательных отношений по овладению инновацией.
Инновации в воспитании - это феномен (создание, диффузии, реализации новшеств), конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного воспитательного процесса, воспитательного продукта, воспитательной услуги, используемой в практической деятельности [16].
Россия в глобальном инновационном индексе BCG заняла 49-е место (из 110 стран) с отрицательным показателем (-0,09). Основным критерием была оценка «инновационной среды», показателями были состояние образования; качество кадров и инфраструктуры. Для сравнения на первом месте Сингапур (2,45), на вось-
мом США (1,8), на 21-м Малайзия (1,12), на 45-м - Маврикий (0,06). Одним из важнейших нематериальных активов инновационных университетов является особая творческая среда [8; 14]. Современное образование ориентировано не столько на передачу знаний, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими впоследствии по мере необходимости приобретать знания самостоятельно.
Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное, и в этом заложена его суть как социально-ценностного феномена.
Помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.
Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают обучающиеся в рамках инновационных образовательных программ.
Именно процесс создания инноваций в воспитании может быть условием для развития компетенций участников образовательных отношений.
Мы считаем, что воспитание - это про присваивание и развитие человеком ценностей и смыслов, это про формирование инновационного мышления.
Инновационное мышление направлено на обеспечение инновационной деятельности, осуществляется на когнитивном и инструментальном уровнях, характеризуется как творческое, научно-теоретическое, социально позитивное, конструктивное, преобразующее, практичное, выходит за рамки имеющихся алгоритмов, образцов, моделей, всегда приводит субъективно к новым результатам [1-4].
Особенностями инновационного мышления являются следующие:
- инновационное мышление как разумный компромисс логического и творческого мышления;
- использование творческого мышления для генерации идей, поиска вариантов решений, нестандартных путей;
- использование логического мышления для структурирования информации, критериального отбора, принятия решения.
Характерными чертами инновационного мышления являются: созидание; в основе его мотивации лежат идеи гуманизма; решаемые проблемы имеют социальное значение (инновации повышают производительность труда, облегчают условия работы, позволяют обустроить быт).
Способами развития инновационного мышления могут быть:
- изучение методов индивидуального и группового новаторства: метод модера-ции; кластерный метод; построение сценариев незавершенных процессов; методики ввода-вывода; синектика; метод мозговой атаки; метод Дельфи; метод «Ежедневник-часы»;
- способность посмотреть на ситуацию «по-другому»: свобода от стереотипов, приверженность цели, стремление к совершенству, гибкость ума, независимость от внешних оценок и способность противостоять давлению, терпимость к инакомыслию, управление двусмысленностью в проблемных ситуациях.
Результаты исследования.
Таким образом, инновации в воспитании, а точнее процесс их создания, организуют условия для развития компетенций личности через:
1) развитие инновационного мышления человека;
2) формирование инновационной среды образовательной организации.
В результате инновационной деятельности личности происходит: становление конкурентоспособного человеческого потенциала; выстраивание успешной профессиональной деятельности.
Образование как составной элемент этой социокультурной системы выполняет транслирующую, контролирующую
функцию, а следовательно, направлено на формирование стандартов знаний, умений, опыта в четко определенной однозначной системе ценностей. Позиция личности в данном процессе целиком и полностью зависит от специфики социально средо-вых условий, сам же человек выступает прежде всего как носитель социально заданных качеств, востребованных данным обществом, неукоснительно соблюдающий традиции, официальные нормы, ориентированный на социально одобряемые авторитеты.
Эффективность - это некое отношение полезного результата к затратам и ресурсам. В воспитании критерием эффективности может служить: создание наибольших ценностей для участников образовательных отношений; возможность для самореализации и личностного роста; получение морального эффекта; формирование навыков
социальной адаптации и самореализации.
В одной из наших статей мы уже писали о том, что эффективность тесно связана с конкуренцией, являясь признаком эффективности. Конкуренция в различных источниках [12] понимается как действия, направленные на привлечение к своей продукции потребителей; также действия покупателей, направленные на получение продукта, который находится в ограниченном предложении. Конкуренция осуществляется через дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы. Так, в программе воспитательной компоненты особое внимание уделено ресурсам и особенно - человеческому ресурсу, условиям его эффективного осуществления. Такой процесс, на наш взгляд, возможен при создании инновационной среды для воспитательной компоненты, как внешней, так и внутренней.
Библиографический список
1. Воропаев М. В. Внепарадигмальные механизмы развития педагогического знания // Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара (Новосибирск, 6-8 ноября 2012 г.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - С. 23-33.
2. Коршунова Н. Л. Понятие инновации в социально-гуманитарном и педагогическом познании. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 9. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - С. 32-43.
3. Костюкевич С. В. Инновации: подход современных авторов в контексте российского опыта // Вестник высшей школы. - 2011. -№ 4. - С. 69- 78.
4. Кройтор С. Н. Инновации в образовании: Социологический анализ (на примере системы высшего образования Республики Беларусь): дис. ... канд. социол. наук. - Минск, 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://
vivakadryZ15.htm (дата обращения 23.02.2017).
5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.
6. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образования. - 2007. - № 2. - С. 4-14.
7. Поляков С. Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 2. - С. 21-26.
8. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Вып. 9. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 484 с.
9. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 5-10.
10. Ромм Т. А., Богданова Е. В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: монография. - Новосибирск: Изд-во СО РАН: НГТУ, 2015. - 383 с.
11. Селиванова Н. Л. Направления перспек-
тивных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-метод. матер. - Вып. II. - М.: АНО «ЦНПРО», 2012. - С. 8-13.
12. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 16-20.
13. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. - М.: Экзамен, 2005. - 528 с.
14. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 18-32.
15. Шишарина Н. В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация // Вестник Костромского государственного университета им Н. А. Некрасова:
Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». -2015. - Том 21, № 2. - С. 216-220.
16. Шишарина Н. В., Ромм Т. А. Инновации в воспитании: понятийно-терминологические сюжеты. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 9. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016 . - С. 191-205.
17. Шишарина Н. В. К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 1. -С. 29-37.
18. Шишарина Н. В. Методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 1. -С. 25-27.
Поступила в редакцию 21.03.2018
Shisharina Natalia Victorovna
Cand. Sci. (Pedagog.), Irkutsk State University, [email protected], ORCID 0000-0002-22463407, Irkutsk
INNOVATION IN EDUCATION AS A FACTOR OF EFFECTIVE DEVELOPMENT EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract. The purpose of the published article is to actualize the problem of studying and developing innovations in education as a factor of effective development of an educational organization and the implementation of multidisciplinary and interdisciplinary approaches that allow to create an innovative field for the development and implementation of innovations in education.
The research methodology is the work of domestic and foreign scientists V. I. Aleshin, M. V. Klarin, E. V. Ushakov, A.V. Khutorskoy, V. V. Kraevsky, M. M. Potashnik, A. I. Prigogine, F. Jansen, K. P. Jankowski, Th. Schumpeter, S. S. Kuznets, G. Mensh, Yu. V. Yakovets, E. Rogers, J. P. Andrew, E. S. De Rocco, A. Taylor, J. A. Hobson, E. Mansfield, J. S. Renzulli, R. K. Hartman.
The main achievements that are presented in the article are: development of scientific description of the effectiveness of innovations in education through the design and modeling of the innovation process and innovative activity and the development of innovative multi-disciplinary thinking of the individual.
Conclusions: innovations in education are a powerful factor of efficiency of educational organization, the phenomenon of which has a multidisciplinary and inter-disciplinary characteristics, emphasizing its complexity, multi-functional, integration, consistency and uncertainty of results.
Keywords: education; innovations in education, efficiency; educational organization, multi-disciplinary; interdisciplinary.
References
1. Voropayev, M. V., 2012. Unpredictale mechanisms of development of pedagogical knowledge Strategy and resources social education: challenges of the XXI century: materials International scientific-practical conference in the framework of 6 Siberian pedagogical seminar, 6-8 November. Novosibirsk, NSPU Publ., pp. 23-33. (In Russ.)
2. Korshunova, N. L., 2016. The Concept of innovation in the socio-humanitarian and pedagogical knowledge. The conceptual apparatus of pedagogy and education: the collective monograph. Vol. 9. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., pp. 32-43. (In Russ.)
3. Kostyukevich, S. V., 2011. Innovation: the modern approach of the authors in the context of the Russian experience. Bulletin of higher school, 4, pp. 69-78. (In Russ., abstract in English)
4. Croitor, S. N., 2009. Innovations in education: a Sociological analysis (for example, the higher education system of the Republic of Belarus). Cand. Sci. (Sociol.). Minsk. Available at: http://vivakad-ry/15.htm (accessed 23.02.2017). (In Russ.)
5. Mudrik, A. V., 2010. Socialization of the person. Moscow: SAG Publ., Voronezh: MODEK Publ., 624 p. (In Russ.)
6. Polonskiy, V. M., 2007. Innovations in the formation (methodological analysis). Innovations in education, 2, pp. 4-14. (In Russ., abstract in English)
7. Polyakov, S. D., 2013. Problems and prospects of social education: futurological abstracts. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 21-26. (In Russ., abstract in English)
8. Tkachenko, E. V., Galiguzova, M. A., 2016, ed. The conceptual apparatus of pedagogy and education: collective monograph. Vol. 9. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., 484 p. (In Russ.)
9. Romm, T. A., Bogdanova, E. V., 2015. Education. Volunteerism. Young people: monograph. Novosibirsk: SB RAS Publ., NSTU Publ., 383 p.
(In Russ.)
10. Romm, T. A., 2013. Standardization of education in higher professional pedagogical education. Siberian pedagogical journal, 5, pp. 5-10. (In Russ., abstract in English)
11. Selivanova, N. L., 2012. Directions for perspective developments in the sphere of education. Psychological-pedagogical and social problems of humanization of the space of childhood. Vol. II. Moscow, pp. 8-13. (In Russ.)
12. Sidorkin, A. M., 2013. Social education in the race formations. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 16-20. (In Russ., abstract in English)
13. Ushakov, E. V., 2005. Introduction to philosophy and methodology of science: Textbook. Moscow: Examination Publ., 528 p. (In Russ.)
14. Feldstein, D. I., 2012. Psychological-pedagogical science as a resource for the development of modern society. Psychological science and education, 1, pp. 18-32. (In Russ., abstract in English)
15. Shisharina, N. V., 2015. Technology effective network of educational cooperation as an innovation. Bulletin of the Kostroma state University named after N. Nekrasov: Series "Philology. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiki", Vol. 21, no. 2, pp. 216-220. (In Russ., abstract in English)
16. Shisharina, N. V., 2017. Methodological issues in the study of innovation in education. Bulletin of the Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki, 1, pp. 25-27. (In Russ., abstract in English)
17. Shisharina, N. V., 2018. On innovation in education: a scientific image. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 29-37. (In Russ., abstract in English)
18. Shisharina, N. V., Romm, T. A., 2016. Innovations in education: conceptual and terminological subjects. The conceptual apparatus of pedagogy and education: the collective monograph. Vol. 9. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., pp. 191-205. (In Russ.)
Submitted 21.03.2018