Научная статья на тему 'К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ'

К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ / НАУЧНЫЙ ОБРАЗ / SCIENTIFIC WAY / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / THE MULTIDISCIPLINARY CAMPAIGN / TRAINING / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишарина Н. В.

Цель статьи состоит в актуализации проблемы изучения и разработки инноваций в воспитании. Представлено описание научного образа инноваций в воспитании на основе мультидисциплинарного подхода.Методологией исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных: И. В. Алешина, М. В. Кларин, А. В. Хуторской, В. В. Краевский, М. М. Поташник, А. И. Пригожин, Ф. Янсен, К. П. Янковский, Й. Шумпетер, С. С. Кузнец, Г. Менш, Ю. В. Яковец, Э. Роджерс, Andrew J. P., De Rocco E. S., Taylor A., Hobson J. A., Mansfield E., Renzulli J. S., Hartman R. K.Основными достижениями, которые представлены в статье, являются: разработка научного образа инноваций в воспитании через проектирование и моделирование его характеристик: критериев, признаков, условий.Выводы: инновации в воспитании это научный образ, феномен которого имеет мультидисциплинарную характеристику, подчеркивая его сложность, многофункциональность, интегрированность, системность и неопределенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question about Innova-tion in Education: the Scientific Way

The purpose of the article is actualization of the problem of study and innovation in education. The article presents a description of the scientific way of innovation in education based on a multidisciplinary approach.The research methodology is the work of domestic and foreign scientists V. I. Aleshin, M. V. Klarin, A. V. Khutorskoy, V. V. Kraevsky, M. M. Potashnik, A. I. Prigogine, F. Jansen, K. P. Jankowski, Th. Schumpeter, S. S. Smith, Straight Ahead, Ben, Yuri V. Yakovets, E. Rogers, Andrew J. P., De Rocco, E. S., Taylor A., Hobson J. A., Mansfield E., Renzulli J. S., Hartman R. K.Main achievements, which are presented in the article are: to develop a scientific way of innovation in education through the design and simulation of its characteristics: criteria, characteristics, conditions.Insights: innovation in education is the scientific way, a phenomenon which has multidisciplinary characteristics, stressing its complexity, multifunctionality, integrity, consistency and uncertainty.

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.0

Шишарина Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, [email protected], Иркутск

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИЯХ В ВОСПИТАНИИ: НАУЧНЫЙ ОБРАЗ

Аннотация. Цель статьи состоит в актуализации проблемы изучения и разработки инноваций в воспитании. Представлено описание научного образа инноваций в воспитании на основе мультидисциплинарного подхода.

Методологией исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных: И. В. Алешина, М. В. Кларин, А. В. Хуторской, В. В. Краевский, М. М. Поташник, А. И. Пригожин, Ф. Янсен, К. П. Янковский, Й. Шумпетер, С. С. Кузнец, Г. Менш, Ю. В. Яковец, Э. Роджерс, Andrew J. P., De Rocco E. S., Taylor A., Hobson J. A., Mansfield E., Renzulli J. S., Hartman R. K.

Основными достижениями, которые представлены в статье, являются: разработка научного образа инноваций в воспитании через проектирование и моделирование его характеристик: критериев, признаков, условий.

Выводы: инновации в воспитании - это научный образ, феномен которого имеет муль-тидисциплинарную характеристику, подчеркивая его сложность, многофункциональность, интегрированность, системность и неопределенность.

Ключевые слова: образование, воспитание, инновация, инновации в воспитании, научный образ, мультидисциплинарный подход.

Постановка задачи. Цель статьи состоит в актуализации проблемы изучения инноваций в воспитании. Смысл данной работы, на наш взгляд, состоит в том, чтобы описать научный образ инноваций в воспитании через сущностную характеристику критериев, признаков, условий на основе мультидисциплинарного подхода. Это позволит четко и прозрачно понять сущностный смысл феномена «инновация в воспитании» и его место в воспитании в развитии личности, в создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Важнейшим критерием современного общества, с точки зрения Д. И. Фель-

дштейна, «являются принципиально новые возможности, позиции, способности человека, который оказался сегодня в качественно новом мире. Объективно возникла жесткая необходимость построения качественно иной системы, где ставятся принципиально новые цели, задачи, проблемы, которые ранее не приходилось решать» [12, с. 18]. Перемены, происходящие в образовании, в значительной степени меняют положение образовательных организаций относительно конкурентов, а инновации становятся одним из наиболее важных направлений их деятельности [3; 4], при помощи которых можно поддерживать и расширять свои позиции на образовательном рынке [3, с. 2]. Однако вопрос, связанный с пониманием понятия инноваций в области воспитания, их отбором и использованием, Н. Л. Селиванова выделяет особо,

считая, что, к сожалению, «сейчас нельзя констатировать наличия полномасштабного анализа ... имеющихся и появляющихся инноваций в сфере воспитания.» [10, с. 8].

Введение в научную проблему. Методологический обзор коллективной монографии «Понятийный аппарат педагогики и образования» (2016 г.), которая была посвящена проблемам инновационных процессов, показал, что за исключением одной статьи все материалы (М. В. Богуславский, Н. Л. Коршунова, И. В. Цветкова и др.) касаются сущности инноваций в целом. Методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании является целью данной статьи. Результаты исследования, описанные в данной статье, могут способствовать предметному представлению о назначении, смысле, востребованности инноваций в современном меняющемся пространстве воспитания и образования в целом.

Актуальное состояние методологического исследования сущности инноваций в воспитании можно представить следующим образом.

В первую очередь необходимо обозначить работы отечественных и зарубежных авторов (И. В. Алешина, В. В. Вовко, А. В. Головин, Л. Н. Орлова, А. А. Котля-ревский, С. Н. Князев, В. Г. Медынский, А. И. Пригожин, Ф. Янсен, К. П. Янковский, Й. Шумпетер, С. С. Кузнец, Г. Менш, Ю. В. Яковец, Э. Роджерс, J. P. Andrew, E. S. De Rocco, A. Taylor, J. A. Hobson, E. Mansfield, J. S. Renzulli, R. K. Hartman), которые посвящены философско-антро-пологическому и социально-экономическому аспектам феномена «инновация». Ряд авторов (А. М. Сидоркин, С. Н. Крой-тор, С. В. Костюкевич, А. П. Панфилова, Г. В. Ившин, Г. Л. Ильин, В. Н. Иванченко О. И. Хомерики, В. М. Полонский, Н. Л. Коршунова и др.) рассматривают инновации применительно к социологии образования [1; 2], при этом в отдельную группу можно объединить работы,

в которых внимание сосредоточено на инновациях в обучении (М. В. Кларин, А. В. Хуторской, В. В. Краевский, М. М. Поташник, В. А. Сластёнин и др.).

Несмотря на усиливающееся внимание к инновационному аспекту современных проблем образования, в педагогической науке практически не присутствуют работы, направленные на исследование инновационного пространства воспитания. Отдельные авторы (М. В. Воропаев,

A. В. Гаврилин, Б. В. Куприянов,

B. М. Лизинский, А. В. Мудрик, Т. А. Ромм, Т. В. Склярова, Н. Л. Селиванова и др.) обращают внимание на системные изменения, происходящие в процессе воспитания в современных условиях (см., напр.: [5; 9]). Возможно, одним из наиболее серьезных исследований по данной проблеме на сегодня остается работа С. Д. Полякова, в которой автор определяет свою позицию, трактуя ее через определение категории «инновация в воспитании», определяя ее сущность как «зарождение нового, освоение его на определенном объекте, диффузия (распространение на другие объекты), рутинизация (превращение нововведения в традицию)» [7].

Исследовательская часть. В основе исследования лежит мультидисциплинарный подход, который предполагает расширение научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий уровень ответственности за результаты в рамках общепринятой научной парадигмы.

Очевидно, в разработке данной темы крайне трудной задачей остается доказательность оснований и смыслов самого феномена, именуемого «инновация в воспитании» вследствие того, что, во-первых, по-прежнему сохраняется доминирующая ориентация образовательной практики на процессы обучения, а не на вопросы воспитания. Во-вторых, недостаточно исследованной остается проблема становления и развития инновационных процессов

в воспитании. Как следствие, недостаточно актуализирована и понятна сама категория инновации в воспитании. Инновации в воспитании - феномен неопределенный и противоречивый.

В научном аппарате понятие «инновация» закрепилось в зарубежных исследованиях XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обзор научной литературы и источников [7; 11; 13; 14] позволяет определить инновации как процесс производства (создания), распределения и обмена (диффузии), потребления (использования) новшеств в различных сферах образовательной деятельности.

В педагогике под термином «инновация» ряд исследователей (И. А. Колесникова, В. М. Полонский, А. В. Хуторской) понимают консолидированное понятие «становление в педагогической реальности принципиально иного качества, выработка, творение нового содержания» [6; 8].

В основе понимания категории «инновации в воспитании» лежат современные представления о сущности воспитания (М. В. Воропаев, А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова) [1; 5; 10], а также классические педагогические концепции современного инновационного менеджмента.

Под «инновацией в воспитании» в различных источниках [2-4; 6] в широком смысле понимается обновление педагогического процесса или воспитательных услуг, воспитательных продуктов на основе внедрения достижений науки, технологии; закономерный, объективный процесс совершенствования образовательного процесса. В узком смысле «инновация в воспитании» есть процесс создания, диффузии и использования новшеств в сфере воспитательной деятельности.

Анализ научной литературы [7; 11; 14] позволил нам представить виды инноваций в воспитании, которые можно классифицировать условно в три группы:

- инновация-процесс - технологическое

и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового воспитательного процесса, повышающее его эффективность и качество;

- инновация-продукт - новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного воспитательного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации;

- инновация-услуга - комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу компетенций воспитательного характера потребителю с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.

Обзор-анализ методологии изученности проблемы инноваций в воспитании демонстрирует важное их свойство - внутреннюю противоречивость (парадоксальность) инновации.

Видимо, нигде основная стратегическая дилемма «вызов-возможность» не выявляет себя с такой силой, как в инновационном процессе. В дополнение к рассмотренным выше противоречиям приведем список «парадоксов» в изложении Ф. Ян-сена: «инновация - творческое разрушение»; «успешной инновации требуется как хаос, так и контроль»; «управление инновацией направлено на уменьшение неопределенности и в то же время на использование этой неопределенности»; «инновация фокусируется на устранении барьеров или узких мест, но, в свою очередь, создает новые барьеры и узкие места, причем не только ожидаемые, но и непредсказуемые»; «инновацию можно рассматривать как событие и как процесс».

Под инновациями в воспитании мы понимаем результат инновационной, продуктивно-эффективной воспитательной деятельности, реализующей себя в творчески-социальной среде, пространстве по «производству» нового: воспитательного процесса; воспитательной услуги; воспитательного продукта (как индивидуально-

го, так и коллективного); воспитательной технологии, новую, обновленную или улучшенную социокультурную долгосрочную инициативу, способствующую процессу приращения и обогащения нравственно-этических, социальных ценностей человеком, как достояние самой личности и развитие на этой основе практических (в том числе творческих) жизненно-ориентированных компетенций через новые способы организации и самоорганизации инновационной деятельности (Подроб. об этом: [13; 14]).

Попробуем определить специфические методологические признаки существования самой ценности феномена «инноваций в воспитании»:

1) значимость - она может быть как положительной, так и отрицательной;

2) незаменимость - исключительный характер ценности;

3) ориентация - образуют смыслы, как индивидуальные, так и коллективные;

4) гуманистичность - человечность, благотворные для человека качества, свойства, возможности использовать во благо.

Категории ценности и смысла позволяют осознать, какие силы приводят в движение систему воспитания, к разработке и реализации инноваций, что само по себе является гарантом ее жизнеспособности.

Результаты исследования.

Преимущественный характер практической ценности изучения инноваций в воспитании, на наш взгляд, состоит в сле-

Инновации в воспитании: характер]

дующем:

- создание благоприятных возможностей для самореализации, успешной социализации детей и взрослых;

- наличие условий, моделирующих «взрослую» жизнь, и возможности интеграции в мир взрослых через творчество;

- расширение коммуникативных форм взаимодействия;

- причастность к ценностям и смыслам инновационной деятельности и инновационным процессам, к оценке ее результативности и социальной направленности.

Научный поиск методологической парадигмы инноваций в воспитании будет продуктивен с точки зрения осмысления и реализации его в практике образования как:

1) научного феномена, уникальный смысл которого связан с выяснением новых связей, качеств, свойств, отношений, закономерностей, явлений инноваций в воспитании;

2) социально-педагогического ресурса, способствующего в эффективности и продуктивности образовательной деятельности;

3) новой траектории образовательного пространства, миссия которой состоит в моделировании, проектировании отношений участников образовательного взаимодействия.

Одним из научных результатов наших исследований мы считаем создание одного из вариантов научного образа инноваций в воспитании через моделирование его характеристик: критериев, признаков, условий (табл. 1).

Таблица 1

тика критериев, признаков, условий

Критерий инновации в воспитании Признак, его проявления Условие его осуществления

Инновации в воспитании 1. Инновационность 1. Новизна, улучшение, обновление 1. Инновационный процесс

2. Продуктивность 2. Услуга, продукт, процесс 2. Практическая творческая результативная деятельность

3. Эффективность 3. Конкуренция 3. Дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы

Остановимся на каждом критерии более подробно, представив собственную позицию [Подроб. об этом: 14; 15].

КРИТЕРИЙ 1. Инновационность -важнейшая социальная категория и критерий инновации. Методологические позиции в отношении сущности понятия инновационность выявляются в работах ряда современных авторов (Б. Твис, Ф. Никсон и др.), которые считают, что инновация - это товар, появляющийся в результате научно-технических предпосылок. Соответственно, он должен иметь две стороны: научно-техническую (качественную) новизну и рыночную востребованность. Под инновационностью понимают научно-технологическую новизну, востребованность, улучшение, обновление, в данном случае образовательного (воспитательного) продукта, при этом новизна данного продукта присваивается участниками воспитательного процесса. В свою очередь инновационность реализуется через инновационный процесс.

Инновационный процесс понимается рядом авторов как преобразование научного знания в инновацию, его можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от научных идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при практическом использовании.

КРИТЕРИЙ 2. Продуктивность как результат, при котором созидаются ценности, в нашем случае воспитательные. Результатом такой продуктивности в воспитании могут быть: инновация-процесс, инновация-продукт и инновация-услуга. Инновация-процесс - это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса (например, процесс реализации инновационного проекта в воспитании, который нами будет

представлен в следующей статье); инновация-продукт - новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации (например, технология обогащающего воспитания, которая будет описана нами в следующей статье); инновация-услуга - комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей (например, форма - творческая сессия обогащающего воспитания, которая будет описана нами в следующей статье).

КРИТЕРИЙ 3. Эффективность - отношение полезного результата к затратам, ресурсам. В воспитании критерием эффективности могут служить: создание наибольших ценностей для участников образовательных отношений; возможность для самореализации и личностного роста; получение морального эффекта; формирование навыков социальной адаптации и самореализации.

Эффективность тесно связана с конкуренцией, которая является ее признаком. Конкуренция в различных источниках [3] понимается как действия, направленные на привлечение к своей продукции потребителей; также действия покупателей, направленные на получение продукта, который находится в ограниченном предложении. Конкуренция осуществляется через дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы. Так, в программе воспитательной компоненты особое внимание уделено ресурсам и особенно - человеческому ресурсу, условиям его эффективного осуществления. Такой процесс, на наш взгляд, возможен при создании инновационной среды для воспитательной компоненты как внешней, так и внутренней.

Выделенные нами критерии следует

рассматривать как внешнюю среду воспитательной компоненты. Тогда как признаки проявления критерия и условия существования критерия (табл.) следует считать внутренней средой воспитательной компоненты. Соотношение внешней и внутренней социокультурной среды воспитательной компоненты будет составлять специфику и теоретическую платформу модели инноваций в воспитании в каждом конкретном случае. Именно такая инновационная среда воспитательной компоненты будет способствовать развитию дополнительных условий для успешной социализации учащихся.

Профессор Т. А. Ромм отмечает в своих работах, что воспитание, будучи частью социальной реальности, также пребывает в ситуации неопределенности, и это находит свое выражение в изменении функций воспитания, появлении новых субъектов воспитательной деятельности (церковь, субкультурные организации), изменении стратегии и тактики решения воспитательных задач традиционных субъектов (школа, семья) [9]. Следовательно, можно говорить о том, что инновации в воспитании также пребывают в состоянии неопределенности, что не обязательно оценивать отрицательно, можно считать их в определенном смысле «точкой бифуркации», которая и придает импульс развитию и креативности инноваций в воспитании.

Подведем некоторые итоги нашим размышлениям. Инновация в воспитании, на наш взгляд, имеет три критерия: инноваци-онность; эффективность; продуктивность; признаки проявления каждого критерия, в нашем случае: новизна, улучшение, обновление (инновационность); услуга, продукт, процесс (эффективность); конкуренция (продуктивность); третий вывод об условиях существования критериев: инновационный процесс (инновационность); практическая творческая результативная деятельность (эффективность); дополнительные конкурентные преимущества

и ресурсы (продуктивность).

Научный аппарат.

Объект исследования: инновации в образовании.

Предмет исследования: научная разработка образа инноваций в воспитании.

Методологический подход: мультидис-циплинарный подход.

Выводы.

В заключение отметим, что научная новизна, теоретическая и практическая значимость методологического обоснования изучения проблемы, феномена инноваций в воспитании, очевидна и многогранна. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

1. На методологическом уровне проблемой изучения инноваций занимались и занимаются ряд ученых (с позиций инноваций в философии, в социологии, в менеджменте, в образовании, в педагогике, в воспитании).

2. Основным методологическим подходом, который мы применили, является мультидисциплинарный подход, он позволил нам преодолеть дисциплинарную ограниченность в исследовании и создании научного образа инноваций в воспитании.

3. Особое место в ряду исследований проблемы изучения инноваций в воспитании занимают исследования С. Д. Полякова.

4. В разработке данной темы крайне трудной задачей остается доказательность оснований и смыслов самого феномена, именуемого «инновация в воспитании».

Таким образом, научный образ инноваций в воспитании представляет собой теоретическое описание основных характеристик: критериев (инновационность, продуктивность, эффективность), признаков (новизна, продукт, конкуренция), условий (процесс, творчество, ресурсы).

Теоретическую доказательность оснований и смыслов феномена инноваций в воспитании мы представим в следующих научных статьях.

1. Воропаев М. В. Внепарадигмальные механизмы развития педагогического знания // Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции в рамках 6-го Сибирского педагогического семинара (Новосибирск, 6-8 ноября 2012 г.). - Новосибирск, 2012. - С. 23-33.

2. Коршунова Н. Л. Понятие инновации в социально-гуманитарном и педагогическом познании. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. - Вып. 9. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - С. 32-43.

3. Костюкевич С. В. Инновации: подход современных авторов в контексте российского опыта // Вестник высшей школы. - 2011. -№ 4. - С. 69-78.

4. Кройтор С. Н. Инновации в образовании: Социологический анализ (на примере системы высшего образования Республики Беларусь) [Электронный ресурс]: дис. ... канд. соц. наук. - Минск, 2009. - URL: http://vivakadry/15. htm (дата обращения: 23.02.2017).

5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

6. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образования. - 2007. - № 2. - С. 4-14.

7. Поляков С. Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 2. - С. 21-26.

8. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Вып. 9. -Екатеринбург: Уральский государственный пе-

еский список

дагогический университет, 2016. - 484 с.

9. Ромм Т. А., Богданова Е. В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: монография. - Новосибирск: Изд-во СО РАН: НГТУ, 2015. - 383 с.

10. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 5-10.

11. Селиванова Н. Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-метод. матер. - Вып. II. - М.: АНО «ЦНПРО», 2012. - С. 8-13.

12. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 16-20.

13. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 18-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Шишарина Н. В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка». - 2015. - Том 21, № 2. - С. 216-220.

15. Шишарина Н. В. Методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 1. - С. 25-27.

16. Шишарина Н. В., Ромм Т. А. Инновации в воспитании: понятийно-терминологические сюжеты. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. - Вып. 9. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - С. 191-205.

Поступила в редакцию 23.11.2017

Shisharina Natalia Victorovna

Cand. Sci. (Pedagog.), Irkutsk State University, [email protected], Irkutsk

TO THE QUESTION ABOUT INNOVATION IN EDUCATION: THE SCIENTIFIC WAY

Abstract. The purpose of the article is actualization of the problem of study and innovation in education. The article presents a description of the scientific way of innovation in education based on a multidisciplinary approach.

The research methodology is the work of domestic and foreign scientists V. I. Aleshin, M. V. Klarin, A. V. Khutorskoy, V. V. Kraevsky, M. M. Potashnik, A. I. Prigogine, F. Jansen, K. P. Jankowski, Th. Schumpeter, S. S. Smith, Straight Ahead, Ben, Yuri V. Yakovets, E. Rogers, Andrew J. P., De Rocco, E. S., Taylor A., Hobson J. A., Mansfield E., Renzulli J. S., Hartman R. K.

Main achievements, which are presented in the article are: to develop a scientific way of innovation in education through the design and simulation of its characteristics: criteria, characteristics, conditions.

Insights: innovation in education is the scientific way, a phenomenon which has multidis-ciplinary characteristics, stressing its complexity, multifunctionality, integrity, consistency and uncertainty.

Keywords: education; training; innovation; innovation in education, scientific way; the multi-disciplinary campaign.

References

1. Voropayev, M. V., 2012. Unpredictale mechanisms of development of pedagogical knowledge Strategy and resources social education: challenges of the XXI century: materials. International scientific-practical conference in the framework of 6 Siberian pedagogical seminar, 6-8 November. Novosibirsk, pp. 23-33. (In Russ.)

2. Korshunova, N. L., 2016. The Concept of innovation in the socio-humanitarian and pedagogical knowledge. The conceptual apparatus of pedagogy and education: the collective monograph, Vol. 9. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, pp. 32-43. (In Russ.)

3. Kostyukevich, S. V., 2011. Innovation: the modern approach of the authors in the context of the Russian experience. Bulletin of higher school, 4, pp. 69-78. (In Russ., abstract in English)

4. Croitor, S. N., 2009. Innovations in education: a Sociological analysis (for example, the higher education system of the Republic of Belarus). Cand. Sci. (Soc.). Minsk. Available at: http://vi-vakadry/15.htm (accessed 23.02.2017). (In Russ.)

5. Mudrik, A. V., 2010. Socialization of the person. Moscow: SAG Publ., Voronezh: MODEK Publ., pp. 624. (In Russ.)

6. Polonskiy, V. M., 2007. Innovations in the formation (methodological analysis). Innovations in education, 2, pp. 4-14. (In Russ., abstract in English)

7. Polyakov, S. D., 2013. Problems and prospects of social education: futurological abstracts. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 21-26. (In Russ., abstract in English)

8. Tkachenko, E. V., Galiguzova, M. A., ed., 2016. The conceptual apparatus of pedagogy and education: collective monograph, 9. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 484 p. (In Russ.)

9. Romm, T. A., Bogdanova, E. V., 2015. Education. Volunteerism. Young people: monograph. Novosibirsk: SB RAS Publ., NSTU Publ., 383 p. (In Russ.)

10. Romm, T. A., 2013. Standardization of education in higher professional pedagogical education. Siberian pedagogical journal, 5, pp. 5-10. (In Russ., abstract in English)

11. Selivanova, N. L., 2012. Directions for perspective developments in the sphere of education. Psychological-pedagogical and social problems of humanization of the space of childhood: collection of scientific works.-method. Matera. Vol. II. Moscow, pp. 8-13. (In Russ.)

12. Sidorkin, A. M., 2013. Social education in the race formations. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 16-20. (In Russ., abstract in English)

13. Feldstein, D. I., 2012. Psychological-pedagogical science as a resource for the development of modern society. Psychological science and education, 1, pp. 18-32. (In Russ., abstract in English)

14. Shisharina, N. V., 2015. Technology effective network of educational cooperation as an innovation. Bulletin of the Kostroma state University named after N. Nekrasov: Series "Philology. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiki",

21, 2, pp. 216-220. (In Russ., abstract in English)

15. Shisharina, N. V., 2017. Methodological issues in the study of innovation in education. Bulletin of the Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki, 1, pp. 25-27. (In Russ., abstract in English)

16. Shisharina, N. V., Romm, T. A., 2016. Innovations in education: conceptual and terminological subjects. The conceptual apparatus of pedagogy and education: the collective monograph. Vol. 9. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University Publ., pp. 191-205. (In Russ.)

Submitted 23.11.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.