ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
С.Ш. Шахманова, Р.А. Абзалова ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
Необходимость перехода к качественному новому этапу развития кадровой политики здравоохранения, неэффективность управления человеческими ресурсами, перенасыщение и безработица медицинских специалистов в определенных регионах, высококвалифицированных специалистов, отсутствие постоянного и достоверного анализа развития человеческих ресурсов определили актуальность данной научной статьи.
Цель: создание модели архитектуры автоматизированной и унифицированной базы данных медицинских специалистов во взаимодействии с медицинскими организациями различного уровня (министерство здравоохранения, департаменты и управления здравоохранения, стационары, амбулаторно-поликлинические организации по регионам; ВУЗы, медицинские колледжи и другие лечебно-профилактические организации .
Задачи:
1. Определить значение кадровой базы данных здравоохранения (далее КБДЗ);
2. Разработать структуру КБДЗ;
3. Рекомендовать практические меры по внедрению КБДЗ
Объект исследования: система управления человеческими ресурсами в здравоохранении.
Научная новизна: заключается в разработке теоретической основы и в создании архитектуры кадровой базы данных здравоохранения в Республике Казахстан.
Значение кадровой базы данных для системы здравоохранения: постоянный, достоверный и точный анализ развития кадровых ресурсов здравоохранения.
Данная модель архитектуры кадровой базы данных подразумевает on-line запросы специалиста и медицинских организаций в саму базу в целях поиска первым работы, а последним необходимого кадрового ресурса.
Практическая ценность: заключается в том, что результаты исследования и разработок могут быть применены здравоохранением Казахстана и уполномоченными государственными органами при принятии мер по развитию кадровой политики здравоохранения, а также для проведения постоянного и непрерывного анализа развития человеческих ресурсов в здравоохранении.
Преимущества внедрения кадровой базы данных:
Работа в сети дает пользователям следующие преимущества (эффективность):
1. Быстрое и точное формирование on-line запросов в кадровую базу данных, как государственными органами, так и медицинским специалистом.
2. Автоматизация делопроизводства и документооборота с целью сокращения затрачиваемого времени на поиск необходимых кадров медицинскими организациями;
3. КБДЗ должна гарантировать полную безопасность, сохранность и конфиденциальность передаваемых сведений, обеспечивать применение физических, технических и организационных методов защиты системы.
4. Все документы должны поступать в стандартизированном виде, что позволит: автоматизировать обработку данных, повысить эффективность работы медицинских организаций и исключить возможность различного толкования смысла направляемых запросов и получаемых ответов.
5. Фиксация выполненных транзакций дает возможность полного контроля (аудита) всех сформированных запросов и полученных ответов на основании тендерной системы выбора программой необходимого сотрудника для организации, которая подала запрос на вакантное место. Данная фиксация оптимальная для борьбы против коррупции, т.к. база сама автоматически избирает конкурентоспособных кандидатов на определенные должности, отвечающие профессиональной компетенции.
6. В КБДЗ также имеется аналитический центр, который будет проводить анализ и прогноз развития человеческих ресурсов в здравоохранении:
- постоянный анализ движения медицинских специалистов, начиная с поступления в медицинские университеты, колледжи и завершая выходом на пенсионный отпуск;
- определение количества безработных медицинских специалистов;
- определение количества вакантных рабочих мест;
- определение качества образованности медицинских специалистов;
- определение количества узкоспециализированных специалистов и количества вакантных узкоспециализированных рабочих мест в здравоохранении;
- анализ и прогноз необходимых кадровых ресурсов для будущего.
7. Отсутствие коррупции; автоматизация делопроизводства и документооборота с целью сокращения затрачиваемого времени на поиск необходимых кадров медицинскими организациями;
Прилагается схема модели КБДЗ (схема).
Проблемы реализации проекта это его высокая стоимость.
Схема модели КБДЗ №1
База свободных кадров (ПОИСК)
Аналитический центр
заявка
Регистрация специалиста (параметры)
-первичные данные -образование -категория -ученая степень -сертификаты -наличие других документов -стаж
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В
ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Г.Т. Исмагулова
ГККП «Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
«Человек - главное богатство страны. Успешность реализации стратегии модернизации зависит от знаний, социального и физического самочувствия граждан. Важнейшая задача предстоящего десятилетия - улучшение качества и уровня жизни, укрепление социальной стабильности». Послание президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2010 г. [1].
Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и культуры. Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство.
По международному определению о социальной работе можно сказать следующее, что она способствует социальным изменениям в обществе, решению проблем в человеческих взаимоотношениях и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Основываясь на теориях человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе тогда, когда человек взаимодействует с окружающей средой [2].
Социальная работа имеет пять аспектов, которые, хотя и могут анализироваться отдельно, все же составляют часть одного целого. Это географический, политический, социально-экономический, культурный и духовный аспекты.
Не каждый человек, являющийся полноправным членом общества, может воспользоваться своими правами в полной мере. Причиной тому являются неграмотность в юридических вопросах, или же психологическое состояние человека, находящегося в данный момент в трудной жизненной
-определение количества безработных медицинских работников
-определение количества свободных рабочих мест -определение качества образования специалистов -анализ кадров в РК по параметрам
ситуации. В таких случаях социальный работник является помощником, проводником или посредником между человеком нуждающимся в определенной помощи и организацией, которая уполномочена решать данные проблемы.
Основой работы социальных работников является признание ценности и достоинства каждого человека независимо от происхождения, цвета кожи, занимаемой должности, сексуальной ориентации, возраста, дееспособности, вероисповедания и принадлежности обществу. Социальный работник обязан помогать отдельным людям, семьям, группам и обществу в целом путем предоставления и выполнения соответствующих услуг, а также через участие в социальном планировании и мероприятиях. Существующие методы практики социальной работы основываются на повышении уровня систематических знаний и опыте.
Каждый человек обладает способностью изучить и усвоить нужные линии поведения, для того чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону и снова обрести контроль над своей жизнью. Роль социальных работников заключается в оценивании и развитии сильных сторон клиента, обеспечении возможностей для клиента максимально использовать свой потенциал и достичь хороших результатов. Это предполагает скорее консультирование и направление клиента во время процесса изменения, чем просто решение его проблем за него самого, тем самым риск приобретения зависимости от социального работника, социальных программ/ услуг становится меньше.
Социальный работник в общении с клиентом устанавливает взаимопонимание и тем самым вызывает доверие, что приводит в дальнейшем в процессе работы к повышению уверенности в силах клиента, увеличивает мотивацию для изменения и повышает его независимость. По мере того, как клиент овладевает умениями, развиваются навыки борьбы с проблемами, он становится более уверенным в эффективном решении проблем, снижается чувство беспокойства и беспомощности и как следствие отступает кризис.
Социальная работа делится на несколько категорий: одна из них социальная работа в здравоохранении. Цель работы социального работника в медицинском учреждении - это помогать пациентам и их семьям справиться со многими проблемами, которые вызывают болезни или препятствуют их выздоровлению и реабилитации. Это такие проблемы, как экономические нужды, инвалидность и отсутствие средств к существованию после потери работы или кормильца. Медицинские социальные работники также собирают и анализируют информацию о пациенте в помощь врачам, помогая им иметь представление о социальных, эмоциональных проблемах и факторах окружающей среды, нарушающих здоровье пациента и препятствующих его выздоровлению.
Социальные работники в здравоохранении предоставляют специальные социальные услуги населению в соответствии с ниже перечисленными законодательными документами: 1) Закон «О специальных социальных услугах» от 29.12.09г., 2) «Об утверждении стандарта специальных социальных услуг в здравоохранении» от 30.10.09г., 3) Приказ от 28.09.10 «О совершенствовании медико-социальной помощи, в целях реализации плана мероприятий программы «Здоровый образ жизни на 2008-2016 годы», утвержденный постановлением правительства РК от 21.12. 2007г., 4) Приказ МЗ РК №134 от16.03.09г. «О квалификационных требованиях, предъявляемых к социальным работникам в сфере здравоохранения».
На основании приказа о квалификационных требованиях к социальному работнику в сфере здравоохранения существуют две категории социальных работников: 1) социальный работник по оценке и определению потребности; 2) социальный работник по оказанию социальной помощи на дому.
Обе категории социальных работников руководствуются функциональными обязанностями, которые входят в их компетенцию:
- индивидуальное консультирование;
- групповая работа: организация и проведение тренингов для социально-уязвимых слоев населения, клубная работа, работа с инициативными группами, группами взаимопомощи и самопомощи, волонтерская деятельность, выход в сообщество, работа с партнерами (государственные департаменты, акиматы, СМИ, различные негосударственные организации, НПО, международные организации и.т.д.);
- посещение на дому.
Также специалист на уровне первичной медико-санитарной помощи выполняет следующие виды профессиональной деятельности: 1) диагностическая (оценка потребности); 2) консультационная; 3) социально-терапевтическая (вмешательство, оказание помощи); 4) социально-бытовая; 5) социально-профилактическая; 6) медико-социальная; 7) организационно-координационная.
Деятельность социального работника направлена на оказание помощи людям, нуждающимся в ней. Социальный работник, оказывающий социальную помощь населению на уровне первичного звена здравоохранения, должен обладать знаниями и умениями технологического процесса и использовать в своей работе новые методы и формы социальной работы. В соответствии с этой работой проводить регулярный мониторинг потребностей лица (семьи) и оценку результатов эффективной деятельности с целью быстрого, гибкого реагирования на потребности населения и перестройки стратегии. Разрабатывать и составлять социальные программы, комплексные планы работы и аналити-
ческие отчеты, проводить социологические опросы с населением.
Социальные работники ведут учетную и отчетную документацию по оказанию социальных услуг, предоставляют оперативную информацию и периодическую статистическую отчетность по утвержденной форме: 1) журнал регистрации; 2) статистическая карта учета социальных услуг; 3) таблица индикаторов - форма отчета по социальным услугам (ежемесячно, ежеквартально, годовой).
Таким образом, мы считаем, что социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают её как призвание, которое даёт чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.
И самый важный момент социальной работы - убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, должны позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений.
Если социальный работник в своём деле помнит и следует установке «не навреди», то дойдя до конечной цели с положительным, или даже в редких случаях, отрицательным результатом будет знать, что сделал все, что в его силах: дал возможность увидеть правильный путь, а следовать ли по этому пути каждый выбирает сам.
Литература
1. Послание президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2010 г.
2. Вступительное слово к журналу «Социальная работа - социальные услуги». Алматы, 2010, стр.1.
3. Абзалова Р.А. «Социальное благополучие и здоровье: теория и практика». Астана, 2006.
4. Абзалова Р.А. «Роль социального работника в здравоохранении» Методические рекомендации.
Астана, 2006.
ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
К.А. Рылова
ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни:психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.
Медицинская психология является отравлю. изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала.
Согласно приказа МЗРК от 05,01,2011 об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно- поликлиническую помощь. Вводиться должность психолога на уровне первичного звена здравоохранения.
Психолог нужен не для того, чтобы давать советы или составлять для человека план выхода из трудной ситуации. Каждый сам решает за себя, но иногда нужна помощь близкого, родственника, специалиста, чтобы увидеть сложную ситуацию с другой стороны и самостоятельно принять правильное решение.
В жизни никому не удается избежать психологических проблем, поскольку каждый новый день может стать незнакомой ситуацией, порой, сложной, из которой тяжело выйти одному. Хорошо если есть родственники и друзья готовые поддержать и выслушать, но бывает, что они не понимают, у них не хватает времени, они заняты собственными психологическими проблемами и слушают невнимательно.
Если сложная ситуация затягивается, то может стать хронической, как и любая другая болезнь, вроде простуды или насморка, у которых бывают опасные осложнений. Плохое настроение, апатия, постоянная усталость, страхи и раздражительность - последствия нерешенной проблемы.
Медицинские психологи работают также со здоровыми людьми. Их работа направлена на то, чтобы предотвратить возникновение болезней, помочь людям улучшить психическое или ментальное состояние.
Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблемы взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной или сестрин-