«Демеу» города Астаны для обратной связи на постоянной основе.
В ходе анализа международного опыта в сфере медико-социального обслуживания, мы пришли к выводу, что строительство социально ориентированного здравоохранения в Казахстане предполагает оптимизацию системы здравоохранения. Так как данная система здравоохранения в основном нацелена на работу с больными людьми, а обучение по вопросам эффективной профилактики, социально-психологической работы, подготовки социально-ориентированного медицинского персонала, социальных работников для системы здравоохранения, которые могли бы применять новые социальные технологии с населением практически отсутствует. Учитывая, что в нашей стране на сегодняшний день фактически отсутствуют компетентные специалисты в области социальной работы в здравоохранении, на первом месте стоит задача по подготовке кадров по медико-социальному обслуживанию населения.
Решение данной проблемы предполагает открытие в ВУЗах и колледжах специальности «Социальная работа в здравоохранении», а также внедрение социального направления в систему послевузовской подготовки кадров (магистрантов, аспирантов, докторантов). В связи с этим нужно предусмотреть открытие соответствующих кафедр в вузах, должна быть создана система повышения квалификации для медицинских работников, а также работников системы управления здравоохранением всех уровней с организацией курсов и выдачей сертификатов по тематике: «Медико-социальная работа с населением».
Как следствие, в результате обучения, внедрения и развития социальной работы улучшится здоровье населения, снизится уровень социально значимых заболеваний и повысятся показатели общественного здоровья. Сформируется положительное общественное мнение о социальной работе, о специалистах социально-психологических служб в медицинских организациях и всей системе здравоохранения.
Литература
1. «Новый Казахстан в новом мире» Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Астана, 2007.Абзалова Р.А. Социально-ориентированная первичная медико-санитарная помощь. Астана: ЦНТИ, 2005.
2. Абзалова Р.А. Социальное благополучие и здоровье: теория и практика. Астана, 2006.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ПМСП НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ «ДЕМЕУ»
Г.Х. Кумарова
ГКПП Учебно-практический Центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие со стороны родителей, лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свободы.
В настоящее время перед системой профилактики должны быть поставлены задачи по своевременному выявлению семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса и комплексной реабилитации семьи, сохраняя ребенку во всех возможных случаях его родной семьи. Когда мы говорим о раннем выявлении, имеется в виду выявление семей, допускающих нарушения прав ребенка, на ранней стадии кризиса семьи.
Решение данных задач требует внедрения новых технологий организации профилактической работы с кризисными семьями, позволяющим специалистам, в том числе не имеющим специальное образование в сфере семейной и кризисной психологии, эффективно решать задачи по своевременному выявлению семей группы риска по социальному сиротству и их эффективной реабилитации.[1] Главный акцент должен быть сделан на раннем выявлении таких фактов и вовремя организованной реабилитационной помощи ребенку, которая может предотвратить безнадзорность ребенка, правонарушения со всеми вытекающими последствиями. [1]
Центр семейной медицины «Демеу» в г. Астане известен своими инновационными направлениями и передовыми достижениями не только в сфере первичного здравоохранения, но и в сфере социальной работы. Командой профессионалов был создан уникальный медико-социально- психологический ресурс, представляющий собой интеграцию социальных и медицинских услуг для населения.
Социальная помощь и поддержка обеспечивает эмоциональное и психологическое здоровье пациента, семей и помогает видеть личность в семье и обществе. Социальная работа направлена на повышение способности решения проблемы пациента.
Взрослое, детское население и люди пожилого возраста находятся под непрерывным патронажем специалистов Центра. Существует семейно - ориентированный подход, который дает возможность знать подробнее о семье в целом и в частности, о социально-психологическом климате семьи:
в состоянии ли семья удовлетворять свои потребности и потребности детей, источник дохода семьи, как повлияет заболевание одного из членов семьи на удовлетворение различных нужд других членов семьи, социальный статус и окружение семьи, состав семьи, семейные взаимоотношения, поведение человека в кризисной ситуации, условия жизни пациента до болезни, какая система поддержки существует в семье и за ее пределами, жилье и окружающая среда и другие аспекты жизни каждого члена семьи, а особенно ребенка. Семейный врач, семейная медсестра, социальный работник, оказывающий помощь семье - это первый медико-социальный контакт с населением по вопросам не только физического состояния организма человека, но и социальном окружении личности. Этот первый контакт может многое обозначить на раннем этапе, выявить различные факторы не только заболевания, но и аспекты социального неблагополучия в семьях. Семейный врач, социальный работник, оценивая сложившуюся ситуацию, может разъяснить, изменить, расширить перспективы лица, семьи, дав ему соответствующую информацию о его заболевании, получая информацию, человек узнает больше о своем характере заболевании и его последствиях. Направляя членов семей к нужным специалистам, предупреждаются многие виды заболеваний, таких как депрессия, неврозы и различные психологические состояния на более раннем и более глубоком уровне, устанавливаются причинно-следственные связи тех или иных проблем.
В Центре «Демеу» действует программа по предотвращению социального неблагополучия и жестокого обращения с детьми на ранней стадии, которая предполагает дополнительное образование по данной проблеме всех медицинских и немедицинских специалистов Центра. Обученные специалисты, придерживаясь установленного порядка по выявлению детей с признаками жестокого обращения, проводят оценку его безопасности и оценку риска жестокого обращения над ребенком и порядок передачи этой информации в компетентные органы, такие как в Комитет по защите прав ребенка, в органы опеки и попечительства, правоохранительные органы и порядок работы с данной информацией.
Специалисты Центра семейной медицины постоянно и регулярно наблюдают детей в ходе осуществления свой основной деятельности и имеют возможность заметить изменения в состоянии ребенка, его внешнем виде или поведении. В рамках реализации программы разработаны технологии и алгоритмы взаимодействия медицинских работников и немедицинских специалистов по наблюдению и оказанию медико-социально-психологической помощи детям с высокой группой риска и детям из социально-неблагополучной среды, алгоритм работы по раннему выявлению нарушения прав ребенка, также работы со случаем нарушений прав ребенка. Указанные технологии применяются в работе с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, в которых родители оказались, предрасположены в силу их личных особенностей или особенностей их жизненной ситуации к жестокому обращению с детьми (различными видами физического и эмоционального насилия, пренебрежению потребностям ребенка). Основная цель их использования - прекращение жестокого обращения и предотвращение возможности его повторения в будущем. Все эти технологии включают в себя реализацию пошагового единого алгоритма работы с каждой семьей, в которой зафиксированы нарушения прав ребенка, виды и признаки насилия. Первичная и последующая информация передается социальному работнику Центра, который непосредственно работает и сопровождает семью до закрытия случая по насилию. Под патронажем специалистов находятся 168 семей и 95 детей. За регистрировано 4 случая нарушения прав детей умеренного уровня риска жестокого обращения, с которыми идет социально-психологическое сопровождение и работа с семьей.
Схема №1
Алгоритм взаимодействия работы специалистов Центра по раннему выявлению рисков социального неблагополучия и признаков жестокого обращения с детьми.
Выделение группы риска (дети) на основе критериев семейного неблагополучия
Общие сведения о семье: семейный врач, медицинская сестра, социальный работник, психолог, школа, д/сад
Анализ семейной ситуации. Оценка нужду и потребности .
Реализация плана по социальному сопровождению семьи
Сопровождени
Медико-социально-психологическое обследование семьи , ебенка
Заключение по ситуации
Оказание помощи
N
Сбор первичных данных о семье, детях. Оценка потребности семьи
Составление плана помощи семье, развития ребенка ( соц. работник)
Мониторинг, оценка ситуации, принятие решений
е семьи
Завершение работы Закрытие случая
Социальный работник, работая со случаем, обладая и применяя специальную подготовку, знания особенностей психологии кризисной семьи, правил и принципов социальной работы с такими семьями, нарабатывает навык эффективной коммуникации вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса.
В функциональные обязанности социального работника по работе со случаем жестокого обращения и насилия над ребенком входят: построение доверительных отношений с семьей, исследование природы проблем, ставших основанием для его открытия, привлечение семьи к получению услуг, адекватных потребностей, как всей семьи, так и ее отдельных членов, осуществление координации и мониторинга процесса предоставления помощи семье.
Специалист на основе углубленной диагностики семейной ситуации разрабатывает план реабилитации по работе с семьей. Основной задачей при разработке плана выступает преодоление кризисной ситуации и формирование у семьи навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем.
Социальный работник вовлекает всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций, обсуждает с членами семьи и достигает общего понимания цели и задач совместной работы, совместно распределяет ответственность за результаты, делает план понятным и принятым семьей. Основная задача - разбудить инициативу родителей, помочь им самим начать искать возможные выходы из сложившейся ситуации. При планировании работы социальный работник опирается на ресурс центра и другие доступные профилактические услуги для семьи и детей ( социально-психологический патронаж семей на дому, индивидуальные консультации, разъяснительная и информационная работа с родителями, психологическая, трудовая, арт-терапия для детей из группы риска, тренинги для родителей по их компетенции, реабилитационный культурный досуг и кабинет по работе с семьей при социально-психологической службе). В задачу специалиста входит выбор услуг направленных на преодоление факторов, способствующих возникновению нарушения прав и законных интересов ребенка именно в этой семье и именно в этот момент времени. План позволяет обеспечить координацию деятельности и помочь усилить работу по данной проблеме. Для эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план рассматривается на профессиональном консилиуме с участием междисциплинарной команды специалистов Центра (заведующего социально-психологической службой, социального работника, психолога, семейного врача и семейной медсестры).
Социальный работник, применяя профессиональную и партнерскую позицию по отношению к семье, отслеживает в процессе работы с семьей не проявленные ранее сильные и слабые стороны семьи, оценивает динамику изменения отдельных факторов риска, провоцирующие срывы, проводит в соответствии со своими наблюдениями коррекцию плана реабилитации для развития и укрепления рисков семьи, ее сильных сторон.
Сложившаяся практика работы, выстроенная на принципах взаимодействия специалистов Центра, позволяет обеспечить своевременную помощь и индивидуальный поход к решению проблем, приведших к возникновению ситуации и нарушения прав ребенка в семье.
Литература
1. Борзов С.П., А.М. «Инновационные технологии защиты прав детей» Журнал общественного объединения ученных и педагогов Республики Казахстан. Казахской Академии Образования г. Москва, РФ. №4, 2010год
2. Егоров М.О. «Организация психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска по социальному сиротству». Журнал «Социальная работа - социальные услуги, №2 август 2010.
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
Д.С. Байсеркина
ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
Если подростка не считают за взрослого, он начинает вести себя как ребенок Туберкулез, онкологические заболевания, ВИЧ-инфекция - сегодня ни для кого не секрет, что эти патологии ежегодно являются причинами смерти десятков тысяч людей по всему миру. Однако, помимо бактерий, вирусов и новообразований, существует еще одна более страшная беда, которая каждые 40 секунд затягивает в свою «паутину» одного из жителей нашей планеты (информация ВОЗ - прим. автора), и имя ей - суицид.
В последнее десятилетие отмечается рост числа самоубийств во многих странах мира. К сожалению, данный показатель наиболее высок в СНГ и восточной Европе. Например, в России в 2009 г. на 100 тыс. населения, приходилось около 37 случаев суицида. В Казахстане в том же году аналогичный показатель составлял 26,9 человек.