Социальный работник, работая со случаем, обладая и применяя специальную подготовку, знания особенностей психологии кризисной семьи, правил и принципов социальной работы с такими семьями, нарабатывает навык эффективной коммуникации вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса.
В функциональные обязанности социального работника по работе со случаем жестокого обращения и насилия над ребенком входят: построение доверительных отношений с семьей, исследование природы проблем, ставших основанием для его открытия, привлечение семьи к получению услуг, адекватных потребностей, как всей семьи, так и ее отдельных членов, осуществление координации и мониторинга процесса предоставления помощи семье.
Специалист на основе углубленной диагностики семейной ситуации разрабатывает план реабилитации по работе с семьей. Основной задачей при разработке плана выступает преодоление кризисной ситуации и формирование у семьи навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем.
Социальный работник вовлекает всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций, обсуждает с членами семьи и достигает общего понимания цели и задач совместной работы, совместно распределяет ответственность за результаты, делает план понятным и принятым семьей. Основная задача - разбудить инициативу родителей, помочь им самим начать искать возможные выходы из сложившейся ситуации. При планировании работы социальный работник опирается на ресурс центра и другие доступные профилактические услуги для семьи и детей ( социально-психологический патронаж семей на дому, индивидуальные консультации, разъяснительная и информационная работа с родителями, психологическая, трудовая, арт-терапия для детей из группы риска, тренинги для родителей по их компетенции, реабилитационный культурный досуг и кабинет по работе с семьей при социально-психологической службе). В задачу специалиста входит выбор услуг направленных на преодоление факторов, способствующих возникновению нарушения прав и законных интересов ребенка именно в этой семье и именно в этот момент времени. План позволяет обеспечить координацию деятельности и помочь усилить работу по данной проблеме. Для эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план рассматривается на профессиональном консилиуме с участием междисциплинарной команды специалистов Центра (заведующего социально-психологической службой, социального работника, психолога, семейного врача и семейной медсестры).
Социальный работник, применяя профессиональную и партнерскую позицию по отношению к семье, отслеживает в процессе работы с семьей не проявленные ранее сильные и слабые стороны семьи, оценивает динамику изменения отдельных факторов риска, провоцирующие срывы, проводит в соответствии со своими наблюдениями коррекцию плана реабилитации для развития и укрепления рисков семьи, ее сильных сторон.
Сложившаяся практика работы, выстроенная на принципах взаимодействия специалистов Центра, позволяет обеспечить своевременную помощь и индивидуальный поход к решению проблем, приведших к возникновению ситуации и нарушения прав ребенка в семье.
Литература
1. Борзов С.П., А.М. «Инновационные технологии защиты прав детей» Журнал общественного объединения ученных и педагогов Республики Казахстан. Казахской Академии Образования г. Москва, РФ. №4, 2010год
2. Егоров М.О. «Организация психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска по социальному сиротству». Журнал «Социальная работа - социальные услуги, №2 август 2010.
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА
Д.С. Байсеркина
ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
Если подростка не считают за взрослого, он начинает вести себя как ребенок Туберкулез, онкологические заболевания, ВИЧ-инфекция - сегодня ни для кого не секрет, что эти патологии ежегодно являются причинами смерти десятков тысяч людей по всему миру. Однако, помимо бактерий, вирусов и новообразований, существует еще одна более страшная беда, которая каждые 40 секунд затягивает в свою «паутину» одного из жителей нашей планеты (информация ВОЗ - прим. автора), и имя ей - суицид.
В последнее десятилетие отмечается рост числа самоубийств во многих странах мира. К сожалению, данный показатель наиболее высок в СНГ и восточной Европе. Например, в России в 2009 г. на 100 тыс. населения, приходилось около 37 случаев суицида. В Казахстане в том же году аналогичный показатель составлял 26,9 человек.
Приведенная статистика указывает на то, что суицид - серьезная проблема, которая обязательно базируется на какой-то основе. Человек не уходит из жизни без причины. Отсюда вывод: самоубийство - это реакция человека на проблемы, которые кажутся ему непреодолимыми.
А теперь позвольте вопрос - в какой период жизни мы ощущаем себя наиболее смелыми и тоже время наиболее беспомощными, когда даже самая незначительная трудность, становится для нас непреодолимой преградой? Правильно - когда из детства мы переходим в подростковую фазу жизни. А кто же такие подростки? Великий Сократ говаривал о них так: «...они склонны к излишествам, имеют плохие манеры и не уважают авторитеты, они не почитают взрослых и проводят все свое время, собираясь вместе, и болтая друг с другом. Они всегда готовы противоречить родителям, стремятся захватить все внимание во время беседы, прожорливы и мучают своих учителей». Полагаю, и сегодня многие без колебания согласятся, с далеко не философской характеристикой подростков, предложенной Сократом.
Но, как и во времена глубокой древности, так и теперь, нам - взрослым, более свойственно рассуждать о нравственном (как нам кажется - прим. автора) разложении подрастающего поколения. Нежели попытаться вывести реальное объяснение причин, побуждающих 12-15-летнего молодого человека «плыть против течения». Хотя на самом-то деле большинство из них лежат на поверхности и имеют достаточно простое объяснение. Итак, давайте еще раз попытаемся ответить на вопрос - «кто такой подросток?». В первую очередь, это человек (в возрасте от 10 до 19 лет), который проходит период перехода от детства к юности, т.е. он уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Данный период ученые часто именуют кризисным или переходным возрастом. Так как в это время юноши и девушки переживают кардинальные физические и психологические изменения. Теперь они учатся самостоятельности, сами думают о будущей жизни, у них происходит пересмотр духовных ценностей, меняется система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, появляется постоянный круг друзей, возникает заинтересованность в лицах противоположного пола.
«Изменение системы взаимоотношений со взрослыми», на мой взгляд, именно этот момент является ключевым фактором, игнорируя который не возможно полноценное существование таких двусторонних моделей отношений, как «ребенок - родитель», «ученик - учитель».
Честь и хвала тем взрослым, кому удалось в этот сложный период жизни, стать другом для своего чада и, используя ненавязчивые рекомендации, провести его через тернии отрочества.
А какие именно опасности могут поджидать молодого человека в подростковом возрасте? В первую очередь, это так называемые «уличные соблазны» - курение, алкоголь, наркотики, доступный секс. А теперь я предлагаю вам вспомнить, как вели себя ваши родители, когда вы, поддавшись уговорам сверстников, выкурили сигарету или попробовали легкий алкоголь, и пришли домой «с запашком»? Заявили - «что вы покатились по наклонной», «отбились от рук», «в компании с вредными привычками у вас нет будущего». Бесспорно, все эти шаблонные фразы, в первоисточнике, призваны наставить человека на путь истинный, так сказать - «сделать его чище и добрее». И, как показывает практика, единожды примененные в отношении того или иного человека, эти завуалированные призывы к изменению поведения, как правило, достигают положительного эффекта.
Однако теперь представьте на секунду следующую ситуацию - подросток живет в микросоциуме, где его ежеминутно упрекают за определенное деяние. В школе учителя заявляют ему, что он лодырь, хулиган и вообще, асоциальный субъект, по которому плачут места «не столь отдаленные». И дома каждый его поступок также встречает упреки и непонимание со стороны взрослых.
Какие шаги способен предпринять тинэйджер в подобных жизненных обстоятельствах? Первое - смирится с ролью социального отщепенца и, пропуская мимо ушей придирки взрослых, продолжать жить так, как подсказывает ему «внутренний голос». Второе - уйти из дому, тем самым - пополнив армию беспризорников. И третий - самый драматичный вариант развития событий - подросток впадает в депрессию и в дальнейшем предпринимает попытку суицида. Самоубийство в данном случае преследует сразу несколько целей - уход от проблем и месть взрослым за их черствость и непонимание.
Как показывает практика, еще одной причиной, способной подтолкнуть подростка к столь отчаянным действиям, является несчастная любовь. В юношеском возрасте любовь девушки к молодому человеку и наоборот - очень сильна. Поэтому разрыв отношений, по каким-либо причинам является для большинства подростков ударом. В такие моменты у многих из них искажается восприятие действительности, а сама жизнь теряет всякий смысл. И, как правило, в знак доказательства большой и чистой любви к своему экспартнеру, подросток решает покончить с собой.
Следует отметить, что психологи нашего МЦЗ не редко, помогают несчастным влюбленным одуматься и не совершать роковой шаг в бездну. Последний из таких случаев произошел всего несколько месяцев назад. На телефон психолога позвонил молодой человек, кстати, он был не из Астаны, и сообщил, что стоит на краю карниза и готов в любой момент броситься вниз. На вопрос - что толкнуло его на этот шаг? Он ответил: «Разрыв с любимой девушкой».
В общей сложности психологу потребовалось более 2-х часов, чтобы убедить юношу отказаться от задуманного. В первую очередь, специалист дала ему возможность выговориться. И выслушав, убедила, что жизнь не так уж плоха, как кажется и, что произошедшее - это, конечно же, неприятность,
но, если он сейчас переступит черту - это будет трагедия, которая сделает несчастными десятки близких ему людей. В конечном счете, юноша отказался от суицида.
Потеря близкого человека, друга, любимого и даже кумира - еще один детонирующий фактор, способный побудить подростка к совершению попытки суицида. Вот как описывают специалисты психологическое состояние тинэйджеров, столкнувшихся с подобной ситуацией: «Их переполняет чувство печали. Оно, подобно червю, ежеминутно «точит» человека изнутри. В конечном итоге, тех, кто не борется с ним, начинают посещать мысли о самоубийстве, как одном из действенных способов решения возникших проблем». Как правило, в подобной ситуации, главный аргумент, оправдывающий суицид, состоит всего из двух слов - «надоело мучаться».
Однако, говоря о подростковых попытках самоубийств, нельзя не отметить, случаи суицидов, являющиеся скорее способом привлечения внимания к себе и своим проблемам, нежели реальным стремлением уйти из жизни. К примеру, в практике специалистов нашего МЦЗ встречались пациенты - дети из так называемых неблагополучных семей, которые избирали демонстративные попытки суицида в качестве средства воздействия на родителей, ведущих асоциальный образ жизни. То есть, таким образом, они пытались вырвать пап и мам из лап «зеленого змея» и напомнить им о родительских обязанностях.
Кроме того, как ни парадоксально, но практика показывает, что помимо демонстративных суицидов, совершаемых подростком, исключительно во имя собственных определенных целей, нередки показные попытки самоубийств, навязанные молодым людям третьими лицами. К примеру, не так давно к нам за помощью обратилась девочка-подросток. Признаюсь честно, ее исповедь многих повергла в шок. Оказалось, что она в своей семье фактически стала рычагом манипуляции матери над отчимом. То есть, как только родительнице надо было надавить на своего супруга, а все разумные аргументы заканчивались, она принуждала дочь, совершать демонстративный суицид. Затем, обвиняла в произошедшем мужчину, после чего он был вынужден идти на попятную и выполнять все требования матери девочки.
С основными причинами, побуждающими юношей и девушек «лезть в петлю», мы разобрались, теперь предлагаю поговорить о лечении и профилактике суицидов в подростковой среде.
Как мы установили ранее, депрессия - вот один из основных факторов, способных вызвать суицидальные мысли у подростка. Поэтому, профилактика депрессий - важнейший шаг профилактики суицидов. В решении данной задачи заглавную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, принять меры для изменения ситуации в позитивную сторону. Что конкретно здесь можно порекомендовать родителям? Во-первых, разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно внушить подростку оптимистический настрой, вселить в него уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Во-вторых, отвлечь подростка от дурных мыслей при помощи новых дел. К примеру, можно завести домашнее животное - собаку, кошку, хомяка. Забота о беззащитном существе, как правило, мобилизует человека и настраивает его на позитивный лад. В-третьих, подростку следует соблюдать режим дня. Поэтому родителям необходимо следить за тем, чтобы их ребенок хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
Однако, дом - это основное, но не единственное место регулярного пребывания подростка. Значительную роль в его жизни также играет школа. Поэтому хотелось бы озвучить несколько рекомендаций, адресованных наставникам подрастающего поколения. Для предотвращения суицидов в подростковой среде учителя могут сделать следующее: внушать подопечным веру в свои силы и возможности; «заражать» их оптимизмом и надеждой на лучшее; проявлять сочувствие и понимание; осуществлять контроль за поведением подростка, анализировать его отношения со сверстниками. Кстати, данные рекомендации можно переадресовать и тем, кто непосредственно обязан следить за душевной гармонией учащихся, т.е. школьным психологам.
Ну, а если попытка суицида все-таки совершена, к счастью, она оказалась неудачной, но существует реальная опасность ее повторения, что предпринять в подобной ситуации? В первую очередь, родителям и специалистам необходимо знать, что на сегодняшний день при поликлинике №8 г. Астаны работает суицидальный кабинет (филиал Дома психического здоровья), где оказывается, в том числе и терапевтическая помощь, лицам с суицидальными настроениями. В практике нашего МЦЗ также были случаи, когда мы выписывали направление своим пациентам на посещение данного кабинета.
А какие действия могут предпринять специалисты Молодежных Центров Здоровья, чтобы помочь подросткам выйти из затянувшейся депрессии и избавить их от мысли о смерти? Как показывает практика, процесс восстановления душевной гармонии у подростков быстрее всего наступает во время, так называемых - «групповых занятий». Так как основная цель данных занятий - совместный обмен опытом и моральная поддержка лиц, попавших в схожие жизненные обстоятельства. В группах обсуждаются проблемы участников, предлагаются варианты их решения. На подобных занятиях присутствует психолог, в его обязанности входит передача слова от одного участника другому, слежение за соблю-
дением правил группы, сглаживание острых углов во время дискуссии, помощь новичкам в преодолении скованности. Особое место мы отводим крупномасштабным психологическим акциям. Например, в апреле текущего года мы провели акцию на территории МЦЗ «Демеу» на тему: «Жизнь прекрасна». Мероприятие было организовано с целью улучшения эмоционального состояния участников акции, повышение компетентности педагогов и психологов в области профилактики суицидального поведения, повышение компетентности учеников, студентов в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации. Модераторами акции выступили волонтеры, которые прошли специальное обучение и имеют опыт работы по принципу: «Равный равному».
Еще одним действенным методом реабилитации подростков является арт-терапия. Что же это такое? Арт-терапия - метод лечения при помощи художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Важнейшее преимущество арт-терапии заключается в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную, травмирующую ситуацию и найти ее разрешение. И все благодаря тому, что творчество - одна из трансформирующих сил, направленных на преодоление страха и тревоги - чувств, возникающих в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом.
Итак, подведем итог. Сегодня нам удалось обозначить основные факторы, способствующие возникновению суицидальных настроений у подростков, а также обозначить основные методы профилактики данного явления и реабилитации лиц, переживших подобную ситуацию.
В заключение статьи мне бы хотелось сказать следующее: подростки - это люди, которым довольно часто уделяется очень мало внимания, хотя в данный момент жизни им более всего требуется ненавязчивая, дружеская помощь и забота взрослых, а также их поддержка и понимание. Давайте не будем забывать об этом.
Суицид сактандырyсындаFы жастар денсаульщ орталыктарыныц кызмет
Д.С. Байсеркина
Ма^алада суицидтщ алдын-алудагы Жастар денсаулы^ орталы^тарыньщ ролы жайында айтылган. «Демеу» жастар денсаулыщ орталыгындагы жасвсniрiмдерге элеуметлк-психологиялык квмек кврсету ^ызметшщ т8жiрбиесi туралы кврсеттген
The role of youth center in the prevention of suicide
D.S. Baiserkina
This article about the role of youth health center in the prevention of suicide. In the youth health center 'Demeu' suggests for teenagers the experience of services of social-psychological help.
ИТОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПМСП ГОРОДА АСТАНЫ ЗА 2005-2010 ГОДЫ
А. К. Сегизбаева, А. К. Касымова ГККП « Городская поликлиника №8» г. Астаны
В Казахстане, в Алматы более 30-лет назад состоялась конференция Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, где 136 стран мира во главе с Министрами здравоохранения подписали Декларацию ВОЗ по ПМСП, благодаря которой, впервые в истории право человека на здоровье получило безусловное признание всеми государствами мира.
В этой связи, роль и значение первичной медико-санитарной помощи, как сферы первого контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения становится важной частью непрерывного процесса охраны здоровья народа.
За прошедшие годы деятельность медицинских организаций ПМСП города была направлена на:
• реализацию мероприятий Государственной и региональной программ реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы[1];
• достижение целевых показателей Меморандума, заключенного между Акимом города, Министром здравоохранения РК и Правительством РК;
• реализацию мероприятий Послания Президента, поручений Правительства Республики Казахстан.
Реализация Государственной Программы осуществлялась в Астане на основе комплексной оценке реальной экономической и социальной обстановки города, соответствующей положениям Государственной программы реформирования и развития здравоохранения.
В системе здравоохранения г. Астаны за последние годы прореживаются положительные